Канадский конфуз Бриклин СВ-1: когда за дело берется мечтатель, а не предприниматель
Есть ли вообще в Канаде автомобильная промышленность? Конечно, и даже приносит государству 10 % ВВП. Только своеобразная. Машиностроительная отрасль представлена сборочными заводами иностранных производителей: «Форд», «Ниссан», «Хонда», «Тойота» и т. д.
А свое – это комплектующие, оборудование и станки, кузова грузовиков и прицепы, скаты и прочие важные вещи. На заре автомобилестроения Канада как-то не проявила себя. Красуется, правда, в местном автомобильном музее великолепный экземпляр 1903 года – модель Redpath Messenger. Между прочим, развивала бешеные 10 миль в час и имела первый в мире наклоняемый руль.
Быть бы машине с деревянным кузовом главной достопримечательностью Страны кленового листа. Но в 70-х из-за горизонта выскользнул лучик ясного солнышка – Малколм Бриклин. Авантюрист (в хорошем смысле), романтик, фонтан идей, неиссякаемый родник энергии, наконец, просто красавец.
Вылитый Дин Рид пришел, чтобы разбавить (получилось – позабавить) скучную автомобильную жизнь благополучной стабильной Канады. Нет, устои государственности он не пошатнул. Но обывателя встряхнул: доставил массу эмоций – от восторга до негодования, и все в превосходной степени. Эта личность достойна, чтобы потратить на нее несколько строк.
Газеты называли Малколма «дерзким, напыщенным и патологически склонным ставить все на кон в автомобильных начинаниях». Сравнивали с «автомобильной версией П. Т. Барнума» (шоумен, великий аферист и мистификатор 19 века). «Работает как пулемет», говорили про его ум Бриклина.
Создатель предмета нашего обзора родился в 1939 году. Первый труд познал в семейной скорняжной мастерской – выделывал шкуры животных в Орландо, штат Флорида. Впрочем, у папы был и бизнес по продаже стройматериалов. В 19 лет наследник забросил учебу в филадельфийском университете. Тогда-то старый еврей передал ему хорошо поставленное дело и нажитые миллионы.
Сынок кинулся кутить и гулять? Ничуть не бывало! На тот момент он чувствовал себя никем, а хотел быть всем. Пресловутая «американская мечта» …
Начал с продажи японских мотороллеров: отцовский капиталец пришелся к месту. Затем открыл дилерскую сеть «Субару». Взялся за малышек Subaru 360 весом 490 кг. Миникары не требовали федерализации в Штатах (выигрыш в пошлинах и т. д.)
Дело прогорело: ушлые американцы не хотели брать кроху, которая сжирала чуть не 20 л топлива на 100 км пути. Продал контрольный пакет акций, заработал некоторое состояние. На руках осталось 900 нереализованных машин: переделал на скорую руку лилипутов в болиды, организовал гоночный трек. Автомобильчики сдавал в аренду: 1 круг на треке – 1 доллар. Аттракцион!
Это небольшой пример деятельности неунывающего коммерсанта с «неортодоксальной карьерой». К слову, ныне действующие в Штатах 600 дилерских центров «Субару» – заслуга Малколма.
Крутился и вертелся молодой человек, где успешно, где с провалом, а в голове зрела мысль – производство автомобилей. Вот она – золотая жила!
Чтобы переплюнуть маститых производителей США (каков нахал!), нужна была совершенно необычная модель. Этакий автомобиль новейшего поколения, транспортное средство будущего. «Маститые» в 70-х со своими длиннющими машинами и V8 как-то неуютно начали чувствовать себя на рынке.
Перестраивали конвейеры под практичные экономичные модели. А тут и нефтяной кризис 1973 года подоспел. В дальнейшем этот период в истории американского автомобилестроения назвали «больной эпохой» или «эпохой недомогания».
А наш-то молодой, переполненный прогрессивными идеями Малколм знал, что делать. Нарисовал себе образ автомобиля будущего, и вперед, за дело!
Книжку, правда, перед этим прочитал. Называлась «Опасен на любой скорости» адвоката Ральфа Нейдера. Мы касались этой темы в статье про Chevrolet Corvair, опубликованной ранее. Мыслью об опасности современных автомобилей М. Бриклин проникся на уровне Нейдера – поборника прав потребителей.
Итак, идея сформировалась в мозгу, энтузиазм бил ключом. Дело за малым – деньги. Метнулся в Канаду, в провинцию Нью-Брансуик. Тут безработица зашкаливала за 25 %, поэтому правительство финансировало проект нового автозавода, надеясь, что часть населения получит высокооплачиваемую работу.
Кредиты дали, рабочих рук – хоть отбавляй. Но где взять опыт, квалифицированные кадры, инженерный состав? В автобизнесе Малколм был дилетантом, а отрасль не терпит спешки и не прощает ошибок.
Команду предприниматель собрал сильную. За стайлинг, например, отвечал Херд Грасс из «Форда». Словом, работа закипела…
Главным «врагом» выбрали популярный Chevrolet Corvette – его собирались перещеголять. Построили 2‑дверный 2-местный хетчбэк.
Внешне автомобиль вышел замечательно хорош: современный профиль серьезно настроенного спортсмена. Длинный, резко скошенный книзу капот, модные «слепые» фары и безумно оригинальные двери «крыло чайки». Экзотика, одним словом.
Размеры машины пропорциональны и сбалансированы:
✅ Длина – 4536 мм
✅ Ширина – 1717 мм
✅ Высота – 1223 мм
Между осями переднемоторного заднеприводного авто помещалось 2438 мм. В салоне не было ничего выдающегося: просто приличный классический с удобной посадкой спорткар 70-х.
Привлеченные к работе 247 дилеров по всей Северной Америке активно продвигали сильную машину с двигателем AMC 360. Мотор V8 5,9 л генерировал 229 л. с. В пару к силовому агрегату покупатель мог выбирать МКПП или 4-скоростной автомат компании «Крайслер».
Но не успел завод собрать 780 машин из запланированных 12 тыс. единиц в год, как AMC перестал поставлять моторы. Пришлось брать 8-цилиндровые фордовские, но мощностью на 50 «лошадей» меньше. Объем – 5,8 л.
Обе установки разгоняли спорткар до «сотни» за 7-10 сек, а спидометр фиксировал скорость 190-196 км/ч. По управляемости и поведению на дороге SV-1 был чистый Chevrolet Corvette.
Все, казалось бы, хорошо, но почему автомобиль превратился в посмешище? По какой причине стал образцом с табличкой «так делать нельзя»?
Благими намерениями вымощена дорога… Произошел конфуз, феерический провал. Разбираться в тонкостях краха проекта долго не приходится: все на виду.
Воспитанный сомнительными идеями адвоката Ральфа Нейдера, имея, впрочем, и собственные убеждения, Малколм сосредоточился на безопасности творения. Однако, как показала реальность, приставка «без» оказалась неуместной. Имя SV-1 – Safety Vehicle – переводится как «транспортное средство безопасности».
На это качество работала структура машины: мощный силовой каркас, дополнительные брусья и ребра жесткости, энергопоглощающие бамперы. То есть, предполагалось, что автомобиль выдержит фронтальные и боковые удары.
Но что делать пассажирам, если машина перевернется на крышу? А еще и с возгоранием? Двери «крыло чайки», вспомним, крепятся не сбоку, а шарнирным соединением на крышу и поднимаются вверх.
Эйрбегов не устанавливали – дорого. Дополнительные травмирующие факторы при столкновении с пешеходами представляли всплывающие фары.
Но и это не главное. Корпус машины сделали из 2-слойного пластика в убеждении, что будущее автомобилестроения за композитными материалами. Правильно думали, но рано. Нижний слой кузовных элементов делали из стекловолокна, а сверху шло декоративно-защитное акриловое покрытие.
К чести инженеров, они разработали вакуумный способ формовки и соединения изделий из искусственных материалов. Но из-за нехватки денег технологию не довели до ума. В итоге корпус, хоть и красивый, не нуждающийся в покраске, протекал.
Вода заливала салон, просачивалась под днище. Были не единичные случаи, когда мокрый аккумулятор обесточивал машину. Запертые внутри люди (двери открывались электрической кнопкой на консоли) подавали на компанию в суд.
Разрекламированная SV-1 вызвала разочарование пользователей. Кузов из акриловой смолы на солнце коробился, царапины появлялись от любого прикосновения. При ударе пластиковые панели рассыпались на куски, а где было чинить кузовные детали? Завода соответствующих запчастей и ремонтных мастерских не предусмотрели.
«Крыло чайки» на гидроэлектрическом приводе открывалось 10 томительных секунд. Позднее установили пневматику, которая срабатывала за 2 сек. Но авторитет компании был уже возле плинтуса.
И цена. Сначала объявили о стоимости в $4 тыс. Но подсчитали расходы, спохватились – $6,5 тыс. Уже поставили маломощный фордовский мотор – $7,5 тыс. Так дотянули до 10 тыс. долларов, за которые можно было купить премиальный «Линкольн Континенталь».
В момент, когда фирма произвела 2854 экземпляра (по другим сведениям – 2897), пользователи начали массово отзывать заявки на покупку. Правительство поняло безнадежность авантюрного проекта и начало процедуру банкротства. Компания оставила долги в 20 млн долларов.
А что же организатор? Он, с присущей ему энергией, взялся за другое дело, потом за следующее. Бесконечно открывая и закрывая фирмы, пропадая в судах, Малкольм Бриклин успел три раза жениться, вырастить шестерых сыновей.
Гениальный бизнесмен-продажник, но не автомобильный производитель, здравствует и по ныне. Уверены, «мастер на все руки Америки» еще предложит миру машину, а не «пирог в небе» …
А свое – это комплектующие, оборудование и станки, кузова грузовиков и прицепы, скаты и прочие важные вещи. На заре автомобилестроения Канада как-то не проявила себя. Красуется, правда, в местном автомобильном музее великолепный экземпляр 1903 года – модель Redpath Messenger. Между прочим, развивала бешеные 10 миль в час и имела первый в мире наклоняемый руль.
Малколм Бриклин, кто ты?
Быть бы машине с деревянным кузовом главной достопримечательностью Страны кленового листа. Но в 70-х из-за горизонта выскользнул лучик ясного солнышка – Малколм Бриклин. Авантюрист (в хорошем смысле), романтик, фонтан идей, неиссякаемый родник энергии, наконец, просто красавец.
Bricklin SV-1 – самый безопасный, по замыслу автора, автомобиль. Фото: YouTube.com
Вылитый Дин Рид пришел, чтобы разбавить (получилось – позабавить) скучную автомобильную жизнь благополучной стабильной Канады. Нет, устои государственности он не пошатнул. Но обывателя встряхнул: доставил массу эмоций – от восторга до негодования, и все в превосходной степени. Эта личность достойна, чтобы потратить на нее несколько строк.
Когда папины деньги «ляжку жгут»
Газеты называли Малколма «дерзким, напыщенным и патологически склонным ставить все на кон в автомобильных начинаниях». Сравнивали с «автомобильной версией П. Т. Барнума» (шоумен, великий аферист и мистификатор 19 века). «Работает как пулемет», говорили про его ум Бриклина.
Создатель предмета нашего обзора родился в 1939 году. Первый труд познал в семейной скорняжной мастерской – выделывал шкуры животных в Орландо, штат Флорида. Впрочем, у папы был и бизнес по продаже стройматериалов. В 19 лет наследник забросил учебу в филадельфийском университете. Тогда-то старый еврей передал ему хорошо поставленное дело и нажитые миллионы.
Начало карьеры
Сынок кинулся кутить и гулять? Ничуть не бывало! На тот момент он чувствовал себя никем, а хотел быть всем. Пресловутая «американская мечта» …
Начал с продажи японских мотороллеров: отцовский капиталец пришелся к месту. Затем открыл дилерскую сеть «Субару». Взялся за малышек Subaru 360 весом 490 кг. Миникары не требовали федерализации в Штатах (выигрыш в пошлинах и т. д.)
Владельцы берегут редкие Bricklin SV-1. Фото: YouTube.com
Дело прогорело: ушлые американцы не хотели брать кроху, которая сжирала чуть не 20 л топлива на 100 км пути. Продал контрольный пакет акций, заработал некоторое состояние. На руках осталось 900 нереализованных машин: переделал на скорую руку лилипутов в болиды, организовал гоночный трек. Автомобильчики сдавал в аренду: 1 круг на треке – 1 доллар. Аттракцион!
Это небольшой пример деятельности неунывающего коммерсанта с «неортодоксальной карьерой». К слову, ныне действующие в Штатах 600 дилерских центров «Субару» – заслуга Малколма.
Рождение модели Bricklin SV-1
Крутился и вертелся молодой человек, где успешно, где с провалом, а в голове зрела мысль – производство автомобилей. Вот она – золотая жила!
Bricklin SV-1 с эффектными дверями «крыло чайки». Фото: YouTube.com
Чтобы переплюнуть маститых производителей США (каков нахал!), нужна была совершенно необычная модель. Этакий автомобиль новейшего поколения, транспортное средство будущего. «Маститые» в 70-х со своими длиннющими машинами и V8 как-то неуютно начали чувствовать себя на рынке.
Перестраивали конвейеры под практичные экономичные модели. А тут и нефтяной кризис 1973 года подоспел. В дальнейшем этот период в истории американского автомобилестроения назвали «больной эпохой» или «эпохой недомогания».
А наш-то молодой, переполненный прогрессивными идеями Малколм знал, что делать. Нарисовал себе образ автомобиля будущего, и вперед, за дело!
По поведению на дороге автомобиль не уступал «Шевроле Корвет». Фото: YouTube.com
Книжку, правда, перед этим прочитал. Называлась «Опасен на любой скорости» адвоката Ральфа Нейдера. Мы касались этой темы в статье про Chevrolet Corvair, опубликованной ранее. Мыслью об опасности современных автомобилей М. Бриклин проникся на уровне Нейдера – поборника прав потребителей.
Итак, идея сформировалась в мозгу, энтузиазм бил ключом. Дело за малым – деньги. Метнулся в Канаду, в провинцию Нью-Брансуик. Тут безработица зашкаливала за 25 %, поэтому правительство финансировало проект нового автозавода, надеясь, что часть населения получит высокооплачиваемую работу.
Обзор автомобиля Bricklin SV-1 (1974-1976)
Кредиты дали, рабочих рук – хоть отбавляй. Но где взять опыт, квалифицированные кадры, инженерный состав? В автобизнесе Малколм был дилетантом, а отрасль не терпит спешки и не прощает ошибок.
Кадр из документального фильма: молодой Малколм и его творческий коллектив. Фото: YouTube.com
Команду предприниматель собрал сильную. За стайлинг, например, отвечал Херд Грасс из «Форда». Словом, работа закипела…
Экстерьер
Главным «врагом» выбрали популярный Chevrolet Corvette – его собирались перещеголять. Построили 2‑дверный 2-местный хетчбэк.
Внешне автомобиль вышел замечательно хорош: современный профиль серьезно настроенного спортсмена. Длинный, резко скошенный книзу капот, модные «слепые» фары и безумно оригинальные двери «крыло чайки». Экзотика, одним словом.
В салоне Bricklin SV-1 в целях безопасности отсутствовали прикуриватель и пепельница. Фото: YouTube.com
Размеры машины пропорциональны и сбалансированы:
✅ Длина – 4536 мм
✅ Ширина – 1717 мм
✅ Высота – 1223 мм
Между осями переднемоторного заднеприводного авто помещалось 2438 мм. В салоне не было ничего выдающегося: просто приличный классический с удобной посадкой спорткар 70-х.
Моторы
Привлеченные к работе 247 дилеров по всей Северной Америке активно продвигали сильную машину с двигателем AMC 360. Мотор V8 5,9 л генерировал 229 л. с. В пару к силовому агрегату покупатель мог выбирать МКПП или 4-скоростной автомат компании «Крайслер».
Мотор Ford 351W Windsor V8. Фото: YouTube.com
Но не успел завод собрать 780 машин из запланированных 12 тыс. единиц в год, как AMC перестал поставлять моторы. Пришлось брать 8-цилиндровые фордовские, но мощностью на 50 «лошадей» меньше. Объем – 5,8 л.
Обе установки разгоняли спорткар до «сотни» за 7-10 сек, а спидометр фиксировал скорость 190-196 км/ч. По управляемости и поведению на дороге SV-1 был чистый Chevrolet Corvette.
Все, казалось бы, хорошо, но почему автомобиль превратился в посмешище? По какой причине стал образцом с табличкой «так делать нельзя»?
Приставка «без» здесь лишняя
Благими намерениями вымощена дорога… Произошел конфуз, феерический провал. Разбираться в тонкостях краха проекта долго не приходится: все на виду.
Bricklin SV-1 окрашивали в яркие цвета в целях безопасности – авто были заметны на дорогах. Фото: YouTube.com
Воспитанный сомнительными идеями адвоката Ральфа Нейдера, имея, впрочем, и собственные убеждения, Малколм сосредоточился на безопасности творения. Однако, как показала реальность, приставка «без» оказалась неуместной. Имя SV-1 – Safety Vehicle – переводится как «транспортное средство безопасности».
На это качество работала структура машины: мощный силовой каркас, дополнительные брусья и ребра жесткости, энергопоглощающие бамперы. То есть, предполагалось, что автомобиль выдержит фронтальные и боковые удары.
Но что делать пассажирам, если машина перевернется на крышу? А еще и с возгоранием? Двери «крыло чайки», вспомним, крепятся не сбоку, а шарнирным соединением на крышу и поднимаются вверх.
Эйрбегов не устанавливали – дорого. Дополнительные травмирующие факторы при столкновении с пешеходами представляли всплывающие фары.
Модные «слепые» фары SV-1. Фото: YouTube.com
Но и это не главное. Корпус машины сделали из 2-слойного пластика в убеждении, что будущее автомобилестроения за композитными материалами. Правильно думали, но рано. Нижний слой кузовных элементов делали из стекловолокна, а сверху шло декоративно-защитное акриловое покрытие.
К чести инженеров, они разработали вакуумный способ формовки и соединения изделий из искусственных материалов. Но из-за нехватки денег технологию не довели до ума. В итоге корпус, хоть и красивый, не нуждающийся в покраске, протекал.
Вода заливала салон, просачивалась под днище. Были не единичные случаи, когда мокрый аккумулятор обесточивал машину. Запертые внутри люди (двери открывались электрической кнопкой на консоли) подавали на компанию в суд.
Другие причины провала модели
Разрекламированная SV-1 вызвала разочарование пользователей. Кузов из акриловой смолы на солнце коробился, царапины появлялись от любого прикосновения. При ударе пластиковые панели рассыпались на куски, а где было чинить кузовные детали? Завода соответствующих запчастей и ремонтных мастерских не предусмотрели.
Открывающееся «крыло чайки» могло врезать в челюсть. Фото: YouTube.com
«Крыло чайки» на гидроэлектрическом приводе открывалось 10 томительных секунд. Позднее установили пневматику, которая срабатывала за 2 сек. Но авторитет компании был уже возле плинтуса.
И цена. Сначала объявили о стоимости в $4 тыс. Но подсчитали расходы, спохватились – $6,5 тыс. Уже поставили маломощный фордовский мотор – $7,5 тыс. Так дотянули до 10 тыс. долларов, за которые можно было купить премиальный «Линкольн Континенталь».
В момент, когда фирма произвела 2854 экземпляра (по другим сведениям – 2897), пользователи начали массово отзывать заявки на покупку. Правительство поняло безнадежность авантюрного проекта и начало процедуру банкротства. Компания оставила долги в 20 млн долларов.
Малколм Бриклин не растерял свой запал и сегодня. Фото: YouTube.com
А что же организатор? Он, с присущей ему энергией, взялся за другое дело, потом за следующее. Бесконечно открывая и закрывая фирмы, пропадая в судах, Малкольм Бриклин успел три раза жениться, вырастить шестерых сыновей.
Гениальный бизнесмен-продажник, но не автомобильный производитель, здравствует и по ныне. Уверены, «мастер на все руки Америки» еще предложит миру машину, а не «пирог в небе» …
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....