Канадский конфуз Бриклин СВ-1: когда за дело берется мечтатель, а не предприниматель
Есть ли вообще в Канаде автомобильная промышленность? Конечно, и даже приносит государству 10 % ВВП. Только своеобразная. Машиностроительная отрасль представлена сборочными заводами иностранных производителей: «Форд», «Ниссан», «Хонда», «Тойота» и т. д.
А свое – это комплектующие, оборудование и станки, кузова грузовиков и прицепы, скаты и прочие важные вещи. На заре автомобилестроения Канада как-то не проявила себя. Красуется, правда, в местном автомобильном музее великолепный экземпляр 1903 года – модель Redpath Messenger. Между прочим, развивала бешеные 10 миль в час и имела первый в мире наклоняемый руль.
Быть бы машине с деревянным кузовом главной достопримечательностью Страны кленового листа. Но в 70-х из-за горизонта выскользнул лучик ясного солнышка – Малколм Бриклин. Авантюрист (в хорошем смысле), романтик, фонтан идей, неиссякаемый родник энергии, наконец, просто красавец.
Вылитый Дин Рид пришел, чтобы разбавить (получилось – позабавить) скучную автомобильную жизнь благополучной стабильной Канады. Нет, устои государственности он не пошатнул. Но обывателя встряхнул: доставил массу эмоций – от восторга до негодования, и все в превосходной степени. Эта личность достойна, чтобы потратить на нее несколько строк.
Газеты называли Малколма «дерзким, напыщенным и патологически склонным ставить все на кон в автомобильных начинаниях». Сравнивали с «автомобильной версией П. Т. Барнума» (шоумен, великий аферист и мистификатор 19 века). «Работает как пулемет», говорили про его ум Бриклина.
Создатель предмета нашего обзора родился в 1939 году. Первый труд познал в семейной скорняжной мастерской – выделывал шкуры животных в Орландо, штат Флорида. Впрочем, у папы был и бизнес по продаже стройматериалов. В 19 лет наследник забросил учебу в филадельфийском университете. Тогда-то старый еврей передал ему хорошо поставленное дело и нажитые миллионы.
Сынок кинулся кутить и гулять? Ничуть не бывало! На тот момент он чувствовал себя никем, а хотел быть всем. Пресловутая «американская мечта» …
Начал с продажи японских мотороллеров: отцовский капиталец пришелся к месту. Затем открыл дилерскую сеть «Субару». Взялся за малышек Subaru 360 весом 490 кг. Миникары не требовали федерализации в Штатах (выигрыш в пошлинах и т. д.)
Дело прогорело: ушлые американцы не хотели брать кроху, которая сжирала чуть не 20 л топлива на 100 км пути. Продал контрольный пакет акций, заработал некоторое состояние. На руках осталось 900 нереализованных машин: переделал на скорую руку лилипутов в болиды, организовал гоночный трек. Автомобильчики сдавал в аренду: 1 круг на треке – 1 доллар. Аттракцион!
Это небольшой пример деятельности неунывающего коммерсанта с «неортодоксальной карьерой». К слову, ныне действующие в Штатах 600 дилерских центров «Субару» – заслуга Малколма.
Крутился и вертелся молодой человек, где успешно, где с провалом, а в голове зрела мысль – производство автомобилей. Вот она – золотая жила!
Чтобы переплюнуть маститых производителей США (каков нахал!), нужна была совершенно необычная модель. Этакий автомобиль новейшего поколения, транспортное средство будущего. «Маститые» в 70-х со своими длиннющими машинами и V8 как-то неуютно начали чувствовать себя на рынке.
Перестраивали конвейеры под практичные экономичные модели. А тут и нефтяной кризис 1973 года подоспел. В дальнейшем этот период в истории американского автомобилестроения назвали «больной эпохой» или «эпохой недомогания».
А наш-то молодой, переполненный прогрессивными идеями Малколм знал, что делать. Нарисовал себе образ автомобиля будущего, и вперед, за дело!
Книжку, правда, перед этим прочитал. Называлась «Опасен на любой скорости» адвоката Ральфа Нейдера. Мы касались этой темы в статье про Chevrolet Corvair, опубликованной ранее. Мыслью об опасности современных автомобилей М. Бриклин проникся на уровне Нейдера – поборника прав потребителей.
Итак, идея сформировалась в мозгу, энтузиазм бил ключом. Дело за малым – деньги. Метнулся в Канаду, в провинцию Нью-Брансуик. Тут безработица зашкаливала за 25 %, поэтому правительство финансировало проект нового автозавода, надеясь, что часть населения получит высокооплачиваемую работу.
Кредиты дали, рабочих рук – хоть отбавляй. Но где взять опыт, квалифицированные кадры, инженерный состав? В автобизнесе Малколм был дилетантом, а отрасль не терпит спешки и не прощает ошибок.
Команду предприниматель собрал сильную. За стайлинг, например, отвечал Херд Грасс из «Форда». Словом, работа закипела…
Главным «врагом» выбрали популярный Chevrolet Corvette – его собирались перещеголять. Построили 2‑дверный 2-местный хетчбэк.
Внешне автомобиль вышел замечательно хорош: современный профиль серьезно настроенного спортсмена. Длинный, резко скошенный книзу капот, модные «слепые» фары и безумно оригинальные двери «крыло чайки». Экзотика, одним словом.
Размеры машины пропорциональны и сбалансированы:
✅ Длина – 4536 мм
✅ Ширина – 1717 мм
✅ Высота – 1223 мм
Между осями переднемоторного заднеприводного авто помещалось 2438 мм. В салоне не было ничего выдающегося: просто приличный классический с удобной посадкой спорткар 70-х.
Привлеченные к работе 247 дилеров по всей Северной Америке активно продвигали сильную машину с двигателем AMC 360. Мотор V8 5,9 л генерировал 229 л. с. В пару к силовому агрегату покупатель мог выбирать МКПП или 4-скоростной автомат компании «Крайслер».
Но не успел завод собрать 780 машин из запланированных 12 тыс. единиц в год, как AMC перестал поставлять моторы. Пришлось брать 8-цилиндровые фордовские, но мощностью на 50 «лошадей» меньше. Объем – 5,8 л.
Обе установки разгоняли спорткар до «сотни» за 7-10 сек, а спидометр фиксировал скорость 190-196 км/ч. По управляемости и поведению на дороге SV-1 был чистый Chevrolet Corvette.
Все, казалось бы, хорошо, но почему автомобиль превратился в посмешище? По какой причине стал образцом с табличкой «так делать нельзя»?
Благими намерениями вымощена дорога… Произошел конфуз, феерический провал. Разбираться в тонкостях краха проекта долго не приходится: все на виду.
Воспитанный сомнительными идеями адвоката Ральфа Нейдера, имея, впрочем, и собственные убеждения, Малколм сосредоточился на безопасности творения. Однако, как показала реальность, приставка «без» оказалась неуместной. Имя SV-1 – Safety Vehicle – переводится как «транспортное средство безопасности».
На это качество работала структура машины: мощный силовой каркас, дополнительные брусья и ребра жесткости, энергопоглощающие бамперы. То есть, предполагалось, что автомобиль выдержит фронтальные и боковые удары.
Но что делать пассажирам, если машина перевернется на крышу? А еще и с возгоранием? Двери «крыло чайки», вспомним, крепятся не сбоку, а шарнирным соединением на крышу и поднимаются вверх.
Эйрбегов не устанавливали – дорого. Дополнительные травмирующие факторы при столкновении с пешеходами представляли всплывающие фары.
Но и это не главное. Корпус машины сделали из 2-слойного пластика в убеждении, что будущее автомобилестроения за композитными материалами. Правильно думали, но рано. Нижний слой кузовных элементов делали из стекловолокна, а сверху шло декоративно-защитное акриловое покрытие.
К чести инженеров, они разработали вакуумный способ формовки и соединения изделий из искусственных материалов. Но из-за нехватки денег технологию не довели до ума. В итоге корпус, хоть и красивый, не нуждающийся в покраске, протекал.
Вода заливала салон, просачивалась под днище. Были не единичные случаи, когда мокрый аккумулятор обесточивал машину. Запертые внутри люди (двери открывались электрической кнопкой на консоли) подавали на компанию в суд.
Разрекламированная SV-1 вызвала разочарование пользователей. Кузов из акриловой смолы на солнце коробился, царапины появлялись от любого прикосновения. При ударе пластиковые панели рассыпались на куски, а где было чинить кузовные детали? Завода соответствующих запчастей и ремонтных мастерских не предусмотрели.
«Крыло чайки» на гидроэлектрическом приводе открывалось 10 томительных секунд. Позднее установили пневматику, которая срабатывала за 2 сек. Но авторитет компании был уже возле плинтуса.
И цена. Сначала объявили о стоимости в $4 тыс. Но подсчитали расходы, спохватились – $6,5 тыс. Уже поставили маломощный фордовский мотор – $7,5 тыс. Так дотянули до 10 тыс. долларов, за которые можно было купить премиальный «Линкольн Континенталь».
В момент, когда фирма произвела 2854 экземпляра (по другим сведениям – 2897), пользователи начали массово отзывать заявки на покупку. Правительство поняло безнадежность авантюрного проекта и начало процедуру банкротства. Компания оставила долги в 20 млн долларов.
А что же организатор? Он, с присущей ему энергией, взялся за другое дело, потом за следующее. Бесконечно открывая и закрывая фирмы, пропадая в судах, Малкольм Бриклин успел три раза жениться, вырастить шестерых сыновей.
Гениальный бизнесмен-продажник, но не автомобильный производитель, здравствует и по ныне. Уверены, «мастер на все руки Америки» еще предложит миру машину, а не «пирог в небе» …
А свое – это комплектующие, оборудование и станки, кузова грузовиков и прицепы, скаты и прочие важные вещи. На заре автомобилестроения Канада как-то не проявила себя. Красуется, правда, в местном автомобильном музее великолепный экземпляр 1903 года – модель Redpath Messenger. Между прочим, развивала бешеные 10 миль в час и имела первый в мире наклоняемый руль.
Малколм Бриклин, кто ты?
Быть бы машине с деревянным кузовом главной достопримечательностью Страны кленового листа. Но в 70-х из-за горизонта выскользнул лучик ясного солнышка – Малколм Бриклин. Авантюрист (в хорошем смысле), романтик, фонтан идей, неиссякаемый родник энергии, наконец, просто красавец.
Bricklin SV-1 – самый безопасный, по замыслу автора, автомобиль. Фото: YouTube.com
Вылитый Дин Рид пришел, чтобы разбавить (получилось – позабавить) скучную автомобильную жизнь благополучной стабильной Канады. Нет, устои государственности он не пошатнул. Но обывателя встряхнул: доставил массу эмоций – от восторга до негодования, и все в превосходной степени. Эта личность достойна, чтобы потратить на нее несколько строк.
Когда папины деньги «ляжку жгут»
Газеты называли Малколма «дерзким, напыщенным и патологически склонным ставить все на кон в автомобильных начинаниях». Сравнивали с «автомобильной версией П. Т. Барнума» (шоумен, великий аферист и мистификатор 19 века). «Работает как пулемет», говорили про его ум Бриклина.
Создатель предмета нашего обзора родился в 1939 году. Первый труд познал в семейной скорняжной мастерской – выделывал шкуры животных в Орландо, штат Флорида. Впрочем, у папы был и бизнес по продаже стройматериалов. В 19 лет наследник забросил учебу в филадельфийском университете. Тогда-то старый еврей передал ему хорошо поставленное дело и нажитые миллионы.
Начало карьеры
Сынок кинулся кутить и гулять? Ничуть не бывало! На тот момент он чувствовал себя никем, а хотел быть всем. Пресловутая «американская мечта» …
Начал с продажи японских мотороллеров: отцовский капиталец пришелся к месту. Затем открыл дилерскую сеть «Субару». Взялся за малышек Subaru 360 весом 490 кг. Миникары не требовали федерализации в Штатах (выигрыш в пошлинах и т. д.)
Владельцы берегут редкие Bricklin SV-1. Фото: YouTube.com
Дело прогорело: ушлые американцы не хотели брать кроху, которая сжирала чуть не 20 л топлива на 100 км пути. Продал контрольный пакет акций, заработал некоторое состояние. На руках осталось 900 нереализованных машин: переделал на скорую руку лилипутов в болиды, организовал гоночный трек. Автомобильчики сдавал в аренду: 1 круг на треке – 1 доллар. Аттракцион!
Это небольшой пример деятельности неунывающего коммерсанта с «неортодоксальной карьерой». К слову, ныне действующие в Штатах 600 дилерских центров «Субару» – заслуга Малколма.
Рождение модели Bricklin SV-1
Крутился и вертелся молодой человек, где успешно, где с провалом, а в голове зрела мысль – производство автомобилей. Вот она – золотая жила!
Bricklin SV-1 с эффектными дверями «крыло чайки». Фото: YouTube.com
Чтобы переплюнуть маститых производителей США (каков нахал!), нужна была совершенно необычная модель. Этакий автомобиль новейшего поколения, транспортное средство будущего. «Маститые» в 70-х со своими длиннющими машинами и V8 как-то неуютно начали чувствовать себя на рынке.
Перестраивали конвейеры под практичные экономичные модели. А тут и нефтяной кризис 1973 года подоспел. В дальнейшем этот период в истории американского автомобилестроения назвали «больной эпохой» или «эпохой недомогания».
А наш-то молодой, переполненный прогрессивными идеями Малколм знал, что делать. Нарисовал себе образ автомобиля будущего, и вперед, за дело!
По поведению на дороге автомобиль не уступал «Шевроле Корвет». Фото: YouTube.com
Книжку, правда, перед этим прочитал. Называлась «Опасен на любой скорости» адвоката Ральфа Нейдера. Мы касались этой темы в статье про Chevrolet Corvair, опубликованной ранее. Мыслью об опасности современных автомобилей М. Бриклин проникся на уровне Нейдера – поборника прав потребителей.
Итак, идея сформировалась в мозгу, энтузиазм бил ключом. Дело за малым – деньги. Метнулся в Канаду, в провинцию Нью-Брансуик. Тут безработица зашкаливала за 25 %, поэтому правительство финансировало проект нового автозавода, надеясь, что часть населения получит высокооплачиваемую работу.
Обзор автомобиля Bricklin SV-1 (1974-1976)
Кредиты дали, рабочих рук – хоть отбавляй. Но где взять опыт, квалифицированные кадры, инженерный состав? В автобизнесе Малколм был дилетантом, а отрасль не терпит спешки и не прощает ошибок.
Кадр из документального фильма: молодой Малколм и его творческий коллектив. Фото: YouTube.com
Команду предприниматель собрал сильную. За стайлинг, например, отвечал Херд Грасс из «Форда». Словом, работа закипела…
Экстерьер
Главным «врагом» выбрали популярный Chevrolet Corvette – его собирались перещеголять. Построили 2‑дверный 2-местный хетчбэк.
Внешне автомобиль вышел замечательно хорош: современный профиль серьезно настроенного спортсмена. Длинный, резко скошенный книзу капот, модные «слепые» фары и безумно оригинальные двери «крыло чайки». Экзотика, одним словом.
В салоне Bricklin SV-1 в целях безопасности отсутствовали прикуриватель и пепельница. Фото: YouTube.com
Размеры машины пропорциональны и сбалансированы:
✅ Длина – 4536 мм
✅ Ширина – 1717 мм
✅ Высота – 1223 мм
Между осями переднемоторного заднеприводного авто помещалось 2438 мм. В салоне не было ничего выдающегося: просто приличный классический с удобной посадкой спорткар 70-х.
Моторы
Привлеченные к работе 247 дилеров по всей Северной Америке активно продвигали сильную машину с двигателем AMC 360. Мотор V8 5,9 л генерировал 229 л. с. В пару к силовому агрегату покупатель мог выбирать МКПП или 4-скоростной автомат компании «Крайслер».
Мотор Ford 351W Windsor V8. Фото: YouTube.com
Но не успел завод собрать 780 машин из запланированных 12 тыс. единиц в год, как AMC перестал поставлять моторы. Пришлось брать 8-цилиндровые фордовские, но мощностью на 50 «лошадей» меньше. Объем – 5,8 л.
Обе установки разгоняли спорткар до «сотни» за 7-10 сек, а спидометр фиксировал скорость 190-196 км/ч. По управляемости и поведению на дороге SV-1 был чистый Chevrolet Corvette.
Все, казалось бы, хорошо, но почему автомобиль превратился в посмешище? По какой причине стал образцом с табличкой «так делать нельзя»?
Приставка «без» здесь лишняя
Благими намерениями вымощена дорога… Произошел конфуз, феерический провал. Разбираться в тонкостях краха проекта долго не приходится: все на виду.
Bricklin SV-1 окрашивали в яркие цвета в целях безопасности – авто были заметны на дорогах. Фото: YouTube.com
Воспитанный сомнительными идеями адвоката Ральфа Нейдера, имея, впрочем, и собственные убеждения, Малколм сосредоточился на безопасности творения. Однако, как показала реальность, приставка «без» оказалась неуместной. Имя SV-1 – Safety Vehicle – переводится как «транспортное средство безопасности».
На это качество работала структура машины: мощный силовой каркас, дополнительные брусья и ребра жесткости, энергопоглощающие бамперы. То есть, предполагалось, что автомобиль выдержит фронтальные и боковые удары.
Но что делать пассажирам, если машина перевернется на крышу? А еще и с возгоранием? Двери «крыло чайки», вспомним, крепятся не сбоку, а шарнирным соединением на крышу и поднимаются вверх.
Эйрбегов не устанавливали – дорого. Дополнительные травмирующие факторы при столкновении с пешеходами представляли всплывающие фары.
Модные «слепые» фары SV-1. Фото: YouTube.com
Но и это не главное. Корпус машины сделали из 2-слойного пластика в убеждении, что будущее автомобилестроения за композитными материалами. Правильно думали, но рано. Нижний слой кузовных элементов делали из стекловолокна, а сверху шло декоративно-защитное акриловое покрытие.
К чести инженеров, они разработали вакуумный способ формовки и соединения изделий из искусственных материалов. Но из-за нехватки денег технологию не довели до ума. В итоге корпус, хоть и красивый, не нуждающийся в покраске, протекал.
Вода заливала салон, просачивалась под днище. Были не единичные случаи, когда мокрый аккумулятор обесточивал машину. Запертые внутри люди (двери открывались электрической кнопкой на консоли) подавали на компанию в суд.
Другие причины провала модели
Разрекламированная SV-1 вызвала разочарование пользователей. Кузов из акриловой смолы на солнце коробился, царапины появлялись от любого прикосновения. При ударе пластиковые панели рассыпались на куски, а где было чинить кузовные детали? Завода соответствующих запчастей и ремонтных мастерских не предусмотрели.
Открывающееся «крыло чайки» могло врезать в челюсть. Фото: YouTube.com
«Крыло чайки» на гидроэлектрическом приводе открывалось 10 томительных секунд. Позднее установили пневматику, которая срабатывала за 2 сек. Но авторитет компании был уже возле плинтуса.
И цена. Сначала объявили о стоимости в $4 тыс. Но подсчитали расходы, спохватились – $6,5 тыс. Уже поставили маломощный фордовский мотор – $7,5 тыс. Так дотянули до 10 тыс. долларов, за которые можно было купить премиальный «Линкольн Континенталь».
В момент, когда фирма произвела 2854 экземпляра (по другим сведениям – 2897), пользователи начали массово отзывать заявки на покупку. Правительство поняло безнадежность авантюрного проекта и начало процедуру банкротства. Компания оставила долги в 20 млн долларов.
Малколм Бриклин не растерял свой запал и сегодня. Фото: YouTube.com
А что же организатор? Он, с присущей ему энергией, взялся за другое дело, потом за следующее. Бесконечно открывая и закрывая фирмы, пропадая в судах, Малкольм Бриклин успел три раза жениться, вырастить шестерых сыновей.
Гениальный бизнесмен-продажник, но не автомобильный производитель, здравствует и по ныне. Уверены, «мастер на все руки Америки» еще предложит миру машину, а не «пирог в небе» …
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...