Dodge Charger Daytona 1969: виновен в том, что лучший
Многие гениальные инженерные решения используются на практике раз-два и более не применяются на серийных автомобилях. Но инновации не исчезают – опыт остается в копилочке отрасли. Примером – Dodge Charger Daytona 1969. Машина выполнила свою функцию, обкатала аэродинамические фишки и ушла в историю.
Грандиозное антикрыло сзади – не просто эффектная деталь экстерьера. Обвес призван снизить сопротивление встречного воздуха движению машины. Элемент удивляет размерами, внешность «Доджа» – смелостью. За рулем такого автомобиля можно представить только экстравагантного молодого человека, для которого эпатаж – главное в средстве передвижения.
Возрастным среднестатистическим водилам не стоит связываться: головокружительная скорость! Гляньте на «Додж Дайтона» в профиль – чистая ракета. Взмоет в небо, не заметишь: аэромобиль все-таки. Теперь-то и стремительнее есть машины, но тогда на дворе был, на минуточку, 1969 год. Но обо всем по порядку.
Все она – конкуренция. Большая детройтская тройка – «Крайслер», «Форд», «Джи Эм» – готова на любые ухищрениям в драке за потребительский кошелек. Дизайн, скорости, опции – идеи черпают как из бездонного колодца.
Лучшее место демонстрации возможностей новых моделей – NASCAR (национальная ассоциация гонок серийных автомобилей). Частное предприятие организовал в 1948-1949 годах Билл Франс-старший. Основатель – страстный поклонник автоспорта, решил привести к общему знаменателю популярные на юго-востоке страны полулюбительские гонки на заводских машинах.
Соревнования, как утверждают историки, возникли во времена Сухого закона в Америке. Тогда, после принятия Конгрессом незабываемой 18-ой поправки конституции, процветало самогоноварение. Канистры со спиртным нужно было развозить по клиентам настолько шустро, чтобы не попасться копам.
Бутлегеры – торговцы запрещенным товаром – в сараях и гаражах под свинг, биг-бэнд, джаз и кантри-музыку форсировали движки, усиливали подвески, колдовали с тормозами. Тут технический прогресс познал бешеные темпы.
Сухой закон остался в прошлом, а молодежь продолжала соревновательные заезды по кольцевым грунтовым трассам. Билл Франс метался по гоночным организациям, предлагая санкционировать и систематизировать стихийные чемпионаты. Получив всюду отказ, создал собственную автоспортивную ассоциацию.
Мероприятия привлекали массу зрителей: подкупало «stock car» в названии организации. То есть на трассу выходили стоковые машины в оригинальной комплектации, а не специально подготовленные спорткары. Звездный пилот за рулем авто, которое у тебя в гараже… Разве не честь?
Производителям тоже льстило, что их детища, обычные серийные машины, становятся победителями, следовательно, и раскупаются влет. На участие в NASCAR были нацелены многие разработки Большой тройки.
В 1968 году на недавно построенный автодром «Крайслер» вывел стандартный Charger. Но что он был против фастбэков Ford Torino Talladega и Mercury Cyclone Spoiler? На тот момент философия соревнований НАСКАР уже изменилась. Практика показала, что чисто стоковые машины, демонстрирующие высокие скорости и ассиметричные нагрузки, требуют модификаций хотя бы из соображений безопасности. Поэтому много чего стали менять в конструкциях авто ради допуска на состязания по овалу НАСКАР.
Видя свое «бледное лицо» на фоне соперников, руководство «Крайслер» поручило подразделению «Додж» доработать Dodge Charger 500. На основе «пятисотого» нужно было что-то сочинить.
Верный путь – форсирование двигателя. Подсчитали – дорого! Тогда решили заняться аэродинамикой, создать настолько обтекаемый корпус, чтобы воздушные потоки «не замечали» перед собой препятствия в виде автомобиля. К работе привлекли специалистов из Lockheed-Martin, занимавшихся авиакосмической техникой. Машину гоняли через аэродинамическую трубу, примеривая то один, то другой обвес.
Так появилось это безумное антикрыло и, что логично, силуэт ракеты. Вместе с ними пришли высшие места на пьедестале почета в гонках NASCAR. Автомобили необычного вида, развивавшие на треке бешеную скорость, представляли невероятно красивое зрелище. Журналисты окрестили Dodge Charger Daytona «крылатыми воинами».
Когда конструкция машины удовлетворила разработчиков, модель, по правилам автоспорта, должна была пройти омологацию. Мало кто мог предположить, что модель со столь экстраординарным дизайном купят не менее 500 человек.
Но нужно знать американцев: через считанные часы после презентации поступила тысяча заявок. Но всего произведено 503 единицы «Доджей» с несущим кузовом хардтоп-купе.
Внешний дизайн свидетельствовал о вневременной привлекательности и аэродинамическом мастерстве. Размеры машины получились пропорциональными:
✅ Длина – 5740 мм
✅ Ширина – 1946 мм
✅ Высота – 1346
✅ Между осями – 2972 мм
✅ Вес – 1850 кг
✅ Колеса – 15 дюймов
Стабилизатор крыла на «задней палубе» с тщательно настроенным углом наклона измерялся 580 миллиметрами. Высота была необходима чтобы открывался багажник, а вес увеличивал прижимную силу в кормовой части машины.
В передней части располагался заостренный стеклопластиковый обтекатель с двойными всплывающими фарами. По бокам от капота конструкторы разместили обратные «ноздри» воздухозаборников. Развернутые назад кузовные элементы эффективнее охлаждали тормозные диски.
Результатом усилий инженеров-ракетчиков из Lockheed-Martin стал самый низкий для того времени коэффициент лобового сопротивления – 0,28. Для сравнения: показатель Сх легендарного McLaren F1 составлял 0,32.
В стандартной комплектации Dodge Charger Daytona стоял бензиновый двигатель Magnum V8 440 объемом 7,2 л и отдачей 373 «лошади». Но интереснее гоночный вариант с силовой установкой Street Hemi V8 426. Движок установили всего на 70 моделях из произведенных 503 экземпляров, расположили спереди продольно.
Характеристики «Хеми» с двумя «огнедышащими четырехствольными карбюраторами»:
✅ Объем – 7 л
✅ Мощность на выходе – 425 «лошадей» при 5,0 тыс. об/мин
✅ Силовой момент – 664 Н*м при 4,0 тыс. об/мин
✅ Скоростной предел – 215 км/ч
✅ Ускорение – 5,7 сек до первой «сотни»
Трансмиссия предлагалась 3-диапазонная АКП. Дорожные неровности спереди гасила независимая подвеска на торсионах, сзади трудилась зависимая рессорная конструкция. Тормозами передних колес заведовали диски, замедление задней оси зависело от барабанного гидравлического механизма.
Однако, о каком «скоростном пределе» тут промелькнуло? «Хеми», управляемый твердой рукой Бадди Бейкера, показал на гонках в Талладеге среднюю скорость 320 км/ч. Этому рекорду предшествовали победы пилотов Ричарда Брикхауса и Бобби Айзека на Dodge Charger Daytona в Алабаме.
Итого четыре первых приза в сезоне 1969 года. Маловато, чтобы обойди фордовцев. Тогда «Крайслер» повелел «Плимуту» увеличить «крылатое воинство». Появившийся в 1970 году Plymouth Superbird – брат-близнец героя нашего обзора – принес команде 8 лавровых венков. А отчаянный гонщик Ричард Петти сорвал безграничное обожание публики.
Но… Руководство НАСКАР заявило, что «воины» опасны для пилотов и болельщиков, и не допустило аэромобили корпорации Chrysler к следующему сезону. Запретили, впрочем, и 7-литровые двигатели, остановившись на объеме 5 л. С решением организаторов заездов согласились и поставщики шин Goodyear и Firestone: авторезина не готова к таким скоростям. Действительно, правое переднее колесо сгорало через несколько кругов. Автогонщики вырезали в днище дыру, чтобы оценивать состояние покрышки и вовремя останавливаться на замену.
Что ж, безумные аэродинамические ракеты покинули соревнования. Но никогда больше овалы NASCAR не видели более потрясающих заездов. Осталось добавить: купить легенду в России еще можно, ценник начинается с 33 млн руб.
Грандиозное антикрыло сзади – не просто эффектная деталь экстерьера. Обвес призван снизить сопротивление встречного воздуха движению машины. Элемент удивляет размерами, внешность «Доджа» – смелостью. За рулем такого автомобиля можно представить только экстравагантного молодого человека, для которого эпатаж – главное в средстве передвижения.
Возрастным среднестатистическим водилам не стоит связываться: головокружительная скорость! Гляньте на «Додж Дайтона» в профиль – чистая ракета. Взмоет в небо, не заметишь: аэромобиль все-таки. Теперь-то и стремительнее есть машины, но тогда на дворе был, на минуточку, 1969 год. Но обо всем по порядку.
Предыстория рождение модели
Все она – конкуренция. Большая детройтская тройка – «Крайслер», «Форд», «Джи Эм» – готова на любые ухищрениям в драке за потребительский кошелек. Дизайн, скорости, опции – идеи черпают как из бездонного колодца.
Dodge Charger Daytona 1969 с безумным аэродинамическим обвесом. Фото: YouTube.com
Лучшее место демонстрации возможностей новых моделей – NASCAR (национальная ассоциация гонок серийных автомобилей). Частное предприятие организовал в 1948-1949 годах Билл Франс-старший. Основатель – страстный поклонник автоспорта, решил привести к общему знаменателю популярные на юго-востоке страны полулюбительские гонки на заводских машинах.
Соревнования, как утверждают историки, возникли во времена Сухого закона в Америке. Тогда, после принятия Конгрессом незабываемой 18-ой поправки конституции, процветало самогоноварение. Канистры со спиртным нужно было развозить по клиентам настолько шустро, чтобы не попасться копам.
Бутлегеры – торговцы запрещенным товаром – в сараях и гаражах под свинг, биг-бэнд, джаз и кантри-музыку форсировали движки, усиливали подвески, колдовали с тормозами. Тут технический прогресс познал бешеные темпы.
Dodge Charger Daytona 1969 органично смотрится на современных дорогах. Фото: YouTube.com
Сухой закон остался в прошлом, а молодежь продолжала соревновательные заезды по кольцевым грунтовым трассам. Билл Франс метался по гоночным организациям, предлагая санкционировать и систематизировать стихийные чемпионаты. Получив всюду отказ, создал собственную автоспортивную ассоциацию.
Мероприятия привлекали массу зрителей: подкупало «stock car» в названии организации. То есть на трассу выходили стоковые машины в оригинальной комплектации, а не специально подготовленные спорткары. Звездный пилот за рулем авто, которое у тебя в гараже… Разве не честь?
«Крылатое воинство» НАСКАР
Производителям тоже льстило, что их детища, обычные серийные машины, становятся победителями, следовательно, и раскупаются влет. На участие в NASCAR были нацелены многие разработки Большой тройки.
В 1968 году на недавно построенный автодром «Крайслер» вывел стандартный Charger. Но что он был против фастбэков Ford Torino Talladega и Mercury Cyclone Spoiler? На тот момент философия соревнований НАСКАР уже изменилась. Практика показала, что чисто стоковые машины, демонстрирующие высокие скорости и ассиметричные нагрузки, требуют модификаций хотя бы из соображений безопасности. Поэтому много чего стали менять в конструкциях авто ради допуска на состязания по овалу НАСКАР.
Кадр из документального фильма: Dodge Charger Daytona 1969 на испытательном полигоне. Фото: YouTube.com
Видя свое «бледное лицо» на фоне соперников, руководство «Крайслер» поручило подразделению «Додж» доработать Dodge Charger 500. На основе «пятисотого» нужно было что-то сочинить.
Верный путь – форсирование двигателя. Подсчитали – дорого! Тогда решили заняться аэродинамикой, создать настолько обтекаемый корпус, чтобы воздушные потоки «не замечали» перед собой препятствия в виде автомобиля. К работе привлекли специалистов из Lockheed-Martin, занимавшихся авиакосмической техникой. Машину гоняли через аэродинамическую трубу, примеривая то один, то другой обвес.
Высота стабилизатора крыла Dodge Charger Daytona 1969 – 580 мм. Фото: YouTube.com
Так появилось это безумное антикрыло и, что логично, силуэт ракеты. Вместе с ними пришли высшие места на пьедестале почета в гонках NASCAR. Автомобили необычного вида, развивавшие на треке бешеную скорость, представляли невероятно красивое зрелище. Журналисты окрестили Dodge Charger Daytona «крылатыми воинами».
Обзор модели
Когда конструкция машины удовлетворила разработчиков, модель, по правилам автоспорта, должна была пройти омологацию. Мало кто мог предположить, что модель со столь экстраординарным дизайном купят не менее 500 человек.
Dodge Charger Daytona на аукционе. Фото: YouTube.com
Но нужно знать американцев: через считанные часы после презентации поступила тысяча заявок. Но всего произведено 503 единицы «Доджей» с несущим кузовом хардтоп-купе.
Экстерьер
Внешний дизайн свидетельствовал о вневременной привлекательности и аэродинамическом мастерстве. Размеры машины получились пропорциональными:
✅ Длина – 5740 мм
✅ Ширина – 1946 мм
✅ Высота – 1346
✅ Между осями – 2972 мм
✅ Вес – 1850 кг
✅ Колеса – 15 дюймов
Стабилизатор крыла на «задней палубе» с тщательно настроенным углом наклона измерялся 580 миллиметрами. Высота была необходима чтобы открывался багажник, а вес увеличивал прижимную силу в кормовой части машины.
«Крылатый воин» на выставке. Фото: YouTube.com
В передней части располагался заостренный стеклопластиковый обтекатель с двойными всплывающими фарами. По бокам от капота конструкторы разместили обратные «ноздри» воздухозаборников. Развернутые назад кузовные элементы эффективнее охлаждали тормозные диски.
Результатом усилий инженеров-ракетчиков из Lockheed-Martin стал самый низкий для того времени коэффициент лобового сопротивления – 0,28. Для сравнения: показатель Сх легендарного McLaren F1 составлял 0,32.
Мотор и ходовая
В стандартной комплектации Dodge Charger Daytona стоял бензиновый двигатель Magnum V8 440 объемом 7,2 л и отдачей 373 «лошади». Но интереснее гоночный вариант с силовой установкой Street Hemi V8 426. Движок установили всего на 70 моделях из произведенных 503 экземпляров, расположили спереди продольно.
Мотор Dodge Charger Daytona 1969. Фото: YouTube.com
Характеристики «Хеми» с двумя «огнедышащими четырехствольными карбюраторами»:
✅ Объем – 7 л
✅ Мощность на выходе – 425 «лошадей» при 5,0 тыс. об/мин
✅ Силовой момент – 664 Н*м при 4,0 тыс. об/мин
✅ Скоростной предел – 215 км/ч
✅ Ускорение – 5,7 сек до первой «сотни»
Трансмиссия предлагалась 3-диапазонная АКП. Дорожные неровности спереди гасила независимая подвеска на торсионах, сзади трудилась зависимая рессорная конструкция. Тормозами передних колес заведовали диски, замедление задней оси зависело от барабанного гидравлического механизма.
Победы и отстранение «крылатого воинства» от соревнований
Однако, о каком «скоростном пределе» тут промелькнуло? «Хеми», управляемый твердой рукой Бадди Бейкера, показал на гонках в Талладеге среднюю скорость 320 км/ч. Этому рекорду предшествовали победы пилотов Ричарда Брикхауса и Бобби Айзека на Dodge Charger Daytona в Алабаме.
Итого четыре первых приза в сезоне 1969 года. Маловато, чтобы обойди фордовцев. Тогда «Крайслер» повелел «Плимуту» увеличить «крылатое воинство». Появившийся в 1970 году Plymouth Superbird – брат-близнец героя нашего обзора – принес команде 8 лавровых венков. А отчаянный гонщик Ричард Петти сорвал безграничное обожание публики.
Кадр из документального фильма: «Крылатые воины» на овале NASCAR. Фото: YouTube.com
Но… Руководство НАСКАР заявило, что «воины» опасны для пилотов и болельщиков, и не допустило аэромобили корпорации Chrysler к следующему сезону. Запретили, впрочем, и 7-литровые двигатели, остановившись на объеме 5 л. С решением организаторов заездов согласились и поставщики шин Goodyear и Firestone: авторезина не готова к таким скоростям. Действительно, правое переднее колесо сгорало через несколько кругов. Автогонщики вырезали в днище дыру, чтобы оценивать состояние покрышки и вовремя останавливаться на замену.
Что ж, безумные аэродинамические ракеты покинули соревнования. Но никогда больше овалы NASCAR не видели более потрясающих заездов. Осталось добавить: купить легенду в России еще можно, ценник начинается с 33 млн руб.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...