Airbus A321XLR – узкий фюзеляж покоряет дальние магистрали
Самолет принадлежит к семейству авиалайнеров Airbus A320neo и представляет собой дальнейшую модификацию модели A321LR. По сравнению с последним новинка имеет удлиненный фюзеляж, что явствует из расшифровки индекса – extra long range. Широкой публике машину показали на авиасалоне в Ле-Бурже в 2019-м году.
Главный «козырь» модели – дальность перелета, составляющая 8 тыс. 700 км. Это больше на 15 % чем у предшественника, который, в свою очередь, летает дальше Neo на те же пятнадцать процентов. Для узкофюзеляжных самолетов 8 тыс. 700 км – почти рекорд.
Большее расстояние (до 10 тыс. км) из лайнеров данного типа способен преодолевать только Ил-62. Предполагается, что новая машина, рассчитанная на 240 человек, станет успешно конкурировать с широкофюзеляжными «коллегами» на длинных маршрутах, где имеется стабильный, но сравнительно небольшой пассажиропоток.
Модернизированный «Аэрбас» позиционируется, как нечто «уникальное в технике и науке». Новый самолет соединит континенты: действительно, дальность полета впечатляет. Однако A-321XLR не является чем-то сверх особенным. Еще до него эксплуатировался тоже узкофюзеляжный Boeing-707, DC-8/convair-880, преодолевавшие до 9 тыс. 200 км. В СССР, как уже говорилось, использовался Ил-62. Но все эти самолеты имели по четыре двигателя и потребляли неимоверное количество керосина. Впоследствии их сменили лайнеры с парой авиамоторов. Это снятый с производства американский Boeing-757 (7 тыс. 200 км), российский Ту-204-300 (7 тыс. 500 км). Последний делали почти точно так же, как F-321XLR: установили дополнительный топливный бак, но немного укоротили фюзеляж.
Расход горючего достигал 3-х тонн за час, что для «нулевых» было очень хорошим результатом («Боинг-757» прожорливее). В то время большим спросом пользовались широкофюзеляжные авиалайнеры. Компании-перевозчики стремились предложить пассажирам более комфортные условия.
В том же «Боинг-757» стояли широкие кресла, предлагались развлечения, багажный отсек – достаточно объемный. В итоге это привело даже к какому-то засилью широкофюзеляжный лайнеров на дальних маршрутах. Если брать Россию, то в малонаселенный Магадан и то летал «Боинг-777»: а вот в советское время там большие самолеты не использовались.
Модель A321XLR разрабатывалась еще до пандемии, которая существенно изменила положение дел на рынке. В 2020-м году из-за нашествия коронавируса пассажиропоток на самолеты во всем мире резко сократился. Авиаперевозчики вынуждены были срочно переходить на двухдвигательные модели и использовать их на дальнемагистральных рейсах.
Кто-то скажет, что пандемия закончилась. Однако, как считают многие эксперты, вряд ли численность авиапассажиров вернется к доковидному уровню. Даже такие современные и относительно экономичные самолеты последних разработок, как A330Neo, Boeing-777 могут стать убыточными, если перевозчик не заполнит их пассажирами по максимуму. Вот здесь A321XLR действительно может оказаться кстати.
Прогнозы обещают низкий спрос на авиаперевозки, а модернизированный Airbus вполне может «сделать» баланс оптимальным на востребованных дальних перелетах с малым количеством пассажиров. В коммерческой авиации такие рейсы называют long thin routes. Говоря простым языком, там, где полет широкофюзеляжного «Боинг-777» с тремя сотнями пассажиров будет убыточным, использование A-321XLR с 200-ми кресел станет выгодным.
У первого самолета приставка neo означает «новый вариант силовой установки». Разница между этими лайнерами не такая большая и не носит принципиальный характер. Вторая модель отличается от предшествующей наличием дополнительных топливных баков, которые установили, «урезав» багажное отделение. В A-321XLR сделали то же самое, забрав пространство у нескольких секций для перевозки грузов. Еще у модели немного усилили стойки шасси, изменили расположение нескольких элементов в конструкции планера. Если сравнивать с А320, стоит отметить использование современных композитных материалов, уменьшивших массу конструкции.
На стадии сертификации A-321LR, а потом и XLR возникали конфликты с EASA (Европейское агентство по безопасности авиации). Стремление разработчиков самолета залить горючее во всевозможные места явно грозит повышенной пожарной опасностью. EASA делало конкретный предложения по внесению в конструкцию машины дополнительных усиливающих элементов. Это могло бы повысить безопасность. Но тогда увеличивалась масса лайнера, и, следовательно, падала дальность, экономическая эффективность. Предложение EASA было принято производителем в «штыки», но большинство экспертов считает: до конца текущего года финансовые интересы «победят» безопасность полетов и машину сертифицируют.
Кроме недостатков, самолет имеет и свои достоинства. Если не считать сравнительно малый расход горючего при относительно большой пассажировместимости, это экологическая безопасность.
За год машина выбрасывает в атмосферу вредных веществ в среднем на 5 тыс. тонн меньше, чем однотипные лайнеры. И еще один важный плюс – снижение шумности в салоне и снаружи (для аэропортов) примерно на 50 %.
В ответ на критику о тесноте в самолете, производитель заявляет, что для пассажиров предусмотрена особая концепция салона под названием Airspace. Это новый интерьер, изначально предназначенный для широкофюзеляжных машин, но позже адаптированный под небольшие самолеты. Впервые его показали на действующем лайнере А330neo (концепт демонстрировался еще в 2016-м в Тулузе).
Особенность технологии заключается в том, что здесь продумано использование каждого квадратного сантиметра. По сути, Airspace – комплект обязательных «опций». Например, в португальском А330neo, купленного перевозчиком TAP Air Portugal есть огромные (больше на 40 % обычных) багажные полки. Каждое пассажирское место оборудовано парой USB-портов и розеткой. Откидной столик – двухсекционного типа, для вещей внизу предусмотрено несколько карманов.
Организовано динамичное светодиодное освещение: вечером одного, утром – другого оттенка. Увеличили окна, поместив их в боковые выштамповки: теперь у пассажира, сидящего рядом с иллюминатором, на уровне плеч стало больше пространства, правда, всего на дюйм. Все вышеперечисленное касается эконом-класса, что уж говорить о бизнес-салонах! Туалеты везде с бесконтактной системой: кнопку смыва нажимать не потребуется. Также расширили входную зону – пассажир должен чувствовать комфорт сразу же, как попадает в самолет.
Несмотря ни на какие препоны, узкофюзеляжный «Аэрбас» XLR имеет свои перспективы, и очень даже неплохие. Крупнейшие авиаперевозчики США American Airlines, а также United заказали у производителя по полсотни лайнеров. Не отстают от них и другие компании: Qantas хочет приобрести 36 самолетов, Air Asia – тридцать, по 20 экземпляров купят Wizz Air и Air Arabia. Небольшие перевозчики тоже не остались в стороне: Frontier заказал 18 машин, JetBlue и JetsMarket – по тринадцать авиалайнеров.
Главный «козырь» модели – дальность перелета, составляющая 8 тыс. 700 км. Это больше на 15 % чем у предшественника, который, в свою очередь, летает дальше Neo на те же пятнадцать процентов. Для узкофюзеляжных самолетов 8 тыс. 700 км – почти рекорд.
Наименование модификации выведено самыми большими буквами и цифрами в передней части фюзеляжа. Фото: YouTube.com
Большее расстояние (до 10 тыс. км) из лайнеров данного типа способен преодолевать только Ил-62. Предполагается, что новая машина, рассчитанная на 240 человек, станет успешно конкурировать с широкофюзеляжными «коллегами» на длинных маршрутах, где имеется стабильный, но сравнительно небольшой пассажиропоток.
Из истории
Модернизированный «Аэрбас» позиционируется, как нечто «уникальное в технике и науке». Новый самолет соединит континенты: действительно, дальность полета впечатляет. Однако A-321XLR не является чем-то сверх особенным. Еще до него эксплуатировался тоже узкофюзеляжный Boeing-707, DC-8/convair-880, преодолевавшие до 9 тыс. 200 км. В СССР, как уже говорилось, использовался Ил-62. Но все эти самолеты имели по четыре двигателя и потребляли неимоверное количество керосина. Впоследствии их сменили лайнеры с парой авиамоторов. Это снятый с производства американский Boeing-757 (7 тыс. 200 км), российский Ту-204-300 (7 тыс. 500 км). Последний делали почти точно так же, как F-321XLR: установили дополнительный топливный бак, но немного укоротили фюзеляж.
Снятый с конвейера Boeing-757 хотят заменить на более экономичный самолет. Фото: YouTube.com
Расход горючего достигал 3-х тонн за час, что для «нулевых» было очень хорошим результатом («Боинг-757» прожорливее). В то время большим спросом пользовались широкофюзеляжные авиалайнеры. Компании-перевозчики стремились предложить пассажирам более комфортные условия.
Известно, что компания «Боинг» планирует запустить новую программу по разработке двухдвигательной модели NMA, призванную заменить 757-й.
В том же «Боинг-757» стояли широкие кресла, предлагались развлечения, багажный отсек – достаточно объемный. В итоге это привело даже к какому-то засилью широкофюзеляжный лайнеров на дальних маршрутах. Если брать Россию, то в малонаселенный Магадан и то летал «Боинг-777»: а вот в советское время там большие самолеты не использовались.
Авиаперевозки сегодня
Модель A321XLR разрабатывалась еще до пандемии, которая существенно изменила положение дел на рынке. В 2020-м году из-за нашествия коронавируса пассажиропоток на самолеты во всем мире резко сократился. Авиаперевозчики вынуждены были срочно переходить на двухдвигательные модели и использовать их на дальнемагистральных рейсах.
Кто-то скажет, что пандемия закончилась. Однако, как считают многие эксперты, вряд ли численность авиапассажиров вернется к доковидному уровню. Даже такие современные и относительно экономичные самолеты последних разработок, как A330Neo, Boeing-777 могут стать убыточными, если перевозчик не заполнит их пассажирами по максимуму. Вот здесь A321XLR действительно может оказаться кстати.
Boeing-777 далеко не всегда выгоден авиаперевозчикам. Фото: YouTube.com
Прогнозы обещают низкий спрос на авиаперевозки, а модернизированный Airbus вполне может «сделать» баланс оптимальным на востребованных дальних перелетах с малым количеством пассажиров. В коммерческой авиации такие рейсы называют long thin routes. Говоря простым языком, там, где полет широкофюзеляжного «Боинг-777» с тремя сотнями пассажиров будет убыточным, использование A-321XLR с 200-ми кресел станет выгодным.
Airbus A-321neo, A-321LR, A-321XLR: в чем отличия?
У первого самолета приставка neo означает «новый вариант силовой установки». Разница между этими лайнерами не такая большая и не носит принципиальный характер. Вторая модель отличается от предшествующей наличием дополнительных топливных баков, которые установили, «урезав» багажное отделение. В A-321XLR сделали то же самое, забрав пространство у нескольких секций для перевозки грузов. Еще у модели немного усилили стойки шасси, изменили расположение нескольких элементов в конструкции планера. Если сравнивать с А320, стоит отметить использование современных композитных материалов, уменьшивших массу конструкции.
Дополнительные баки разместили в задней части фюзеляжа. Фото: YouTube.com
На стадии сертификации A-321LR, а потом и XLR возникали конфликты с EASA (Европейское агентство по безопасности авиации). Стремление разработчиков самолета залить горючее во всевозможные места явно грозит повышенной пожарной опасностью. EASA делало конкретный предложения по внесению в конструкцию машины дополнительных усиливающих элементов. Это могло бы повысить безопасность. Но тогда увеличивалась масса лайнера, и, следовательно, падала дальность, экономическая эффективность. Предложение EASA было принято производителем в «штыки», но большинство экспертов считает: до конца текущего года финансовые интересы «победят» безопасность полетов и машину сертифицируют.
Особенности Airbus A321XLR
Кроме недостатков, самолет имеет и свои достоинства. Если не считать сравнительно малый расход горючего при относительно большой пассажировместимости, это экологическая безопасность.
Модернизированные двигатели меньше шумят. Фото: YouTube.com
За год машина выбрасывает в атмосферу вредных веществ в среднем на 5 тыс. тонн меньше, чем однотипные лайнеры. И еще один важный плюс – снижение шумности в салоне и снаружи (для аэропортов) примерно на 50 %.
Интерьер
В ответ на критику о тесноте в самолете, производитель заявляет, что для пассажиров предусмотрена особая концепция салона под названием Airspace. Это новый интерьер, изначально предназначенный для широкофюзеляжных машин, но позже адаптированный под небольшие самолеты. Впервые его показали на действующем лайнере А330neo (концепт демонстрировался еще в 2016-м в Тулузе).
В A330neo видны увеличенные багажные полки и расширенный проход. Фото: YouTube.com
Особенность технологии заключается в том, что здесь продумано использование каждого квадратного сантиметра. По сути, Airspace – комплект обязательных «опций». Например, в португальском А330neo, купленного перевозчиком TAP Air Portugal есть огромные (больше на 40 % обычных) багажные полки. Каждое пассажирское место оборудовано парой USB-портов и розеткой. Откидной столик – двухсекционного типа, для вещей внизу предусмотрено несколько карманов.
]Салон А321LRX во время сертификационных испытаний (видно оборудование). Фото: YouTube.com
Организовано динамичное светодиодное освещение: вечером одного, утром – другого оттенка. Увеличили окна, поместив их в боковые выштамповки: теперь у пассажира, сидящего рядом с иллюминатором, на уровне плеч стало больше пространства, правда, всего на дюйм. Все вышеперечисленное касается эконом-класса, что уж говорить о бизнес-салонах! Туалеты везде с бесконтактной системой: кнопку смыва нажимать не потребуется. Также расширили входную зону – пассажир должен чувствовать комфорт сразу же, как попадает в самолет.
Что в будущем?
Несмотря ни на какие препоны, узкофюзеляжный «Аэрбас» XLR имеет свои перспективы, и очень даже неплохие. Крупнейшие авиаперевозчики США American Airlines, а также United заказали у производителя по полсотни лайнеров. Не отстают от них и другие компании: Qantas хочет приобрести 36 самолетов, Air Asia – тридцать, по 20 экземпляров купят Wizz Air и Air Arabia. Небольшие перевозчики тоже не остались в стороне: Frontier заказал 18 машин, JetBlue и JetsMarket – по тринадцать авиалайнеров.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...