Airbus A321XLR – узкий фюзеляж покоряет дальние магистрали
Самолет принадлежит к семейству авиалайнеров Airbus A320neo и представляет собой дальнейшую модификацию модели A321LR. По сравнению с последним новинка имеет удлиненный фюзеляж, что явствует из расшифровки индекса – extra long range. Широкой публике машину показали на авиасалоне в Ле-Бурже в 2019-м году.
Главный «козырь» модели – дальность перелета, составляющая 8 тыс. 700 км. Это больше на 15 % чем у предшественника, который, в свою очередь, летает дальше Neo на те же пятнадцать процентов. Для узкофюзеляжных самолетов 8 тыс. 700 км – почти рекорд.
Большее расстояние (до 10 тыс. км) из лайнеров данного типа способен преодолевать только Ил-62. Предполагается, что новая машина, рассчитанная на 240 человек, станет успешно конкурировать с широкофюзеляжными «коллегами» на длинных маршрутах, где имеется стабильный, но сравнительно небольшой пассажиропоток.
Модернизированный «Аэрбас» позиционируется, как нечто «уникальное в технике и науке». Новый самолет соединит континенты: действительно, дальность полета впечатляет. Однако A-321XLR не является чем-то сверх особенным. Еще до него эксплуатировался тоже узкофюзеляжный Boeing-707, DC-8/convair-880, преодолевавшие до 9 тыс. 200 км. В СССР, как уже говорилось, использовался Ил-62. Но все эти самолеты имели по четыре двигателя и потребляли неимоверное количество керосина. Впоследствии их сменили лайнеры с парой авиамоторов. Это снятый с производства американский Boeing-757 (7 тыс. 200 км), российский Ту-204-300 (7 тыс. 500 км). Последний делали почти точно так же, как F-321XLR: установили дополнительный топливный бак, но немного укоротили фюзеляж.
Расход горючего достигал 3-х тонн за час, что для «нулевых» было очень хорошим результатом («Боинг-757» прожорливее). В то время большим спросом пользовались широкофюзеляжные авиалайнеры. Компании-перевозчики стремились предложить пассажирам более комфортные условия.
В том же «Боинг-757» стояли широкие кресла, предлагались развлечения, багажный отсек – достаточно объемный. В итоге это привело даже к какому-то засилью широкофюзеляжный лайнеров на дальних маршрутах. Если брать Россию, то в малонаселенный Магадан и то летал «Боинг-777»: а вот в советское время там большие самолеты не использовались.
Модель A321XLR разрабатывалась еще до пандемии, которая существенно изменила положение дел на рынке. В 2020-м году из-за нашествия коронавируса пассажиропоток на самолеты во всем мире резко сократился. Авиаперевозчики вынуждены были срочно переходить на двухдвигательные модели и использовать их на дальнемагистральных рейсах.
Кто-то скажет, что пандемия закончилась. Однако, как считают многие эксперты, вряд ли численность авиапассажиров вернется к доковидному уровню. Даже такие современные и относительно экономичные самолеты последних разработок, как A330Neo, Boeing-777 могут стать убыточными, если перевозчик не заполнит их пассажирами по максимуму. Вот здесь A321XLR действительно может оказаться кстати.
Прогнозы обещают низкий спрос на авиаперевозки, а модернизированный Airbus вполне может «сделать» баланс оптимальным на востребованных дальних перелетах с малым количеством пассажиров. В коммерческой авиации такие рейсы называют long thin routes. Говоря простым языком, там, где полет широкофюзеляжного «Боинг-777» с тремя сотнями пассажиров будет убыточным, использование A-321XLR с 200-ми кресел станет выгодным.
У первого самолета приставка neo означает «новый вариант силовой установки». Разница между этими лайнерами не такая большая и не носит принципиальный характер. Вторая модель отличается от предшествующей наличием дополнительных топливных баков, которые установили, «урезав» багажное отделение. В A-321XLR сделали то же самое, забрав пространство у нескольких секций для перевозки грузов. Еще у модели немного усилили стойки шасси, изменили расположение нескольких элементов в конструкции планера. Если сравнивать с А320, стоит отметить использование современных композитных материалов, уменьшивших массу конструкции.
На стадии сертификации A-321LR, а потом и XLR возникали конфликты с EASA (Европейское агентство по безопасности авиации). Стремление разработчиков самолета залить горючее во всевозможные места явно грозит повышенной пожарной опасностью. EASA делало конкретный предложения по внесению в конструкцию машины дополнительных усиливающих элементов. Это могло бы повысить безопасность. Но тогда увеличивалась масса лайнера, и, следовательно, падала дальность, экономическая эффективность. Предложение EASA было принято производителем в «штыки», но большинство экспертов считает: до конца текущего года финансовые интересы «победят» безопасность полетов и машину сертифицируют.
Кроме недостатков, самолет имеет и свои достоинства. Если не считать сравнительно малый расход горючего при относительно большой пассажировместимости, это экологическая безопасность.
За год машина выбрасывает в атмосферу вредных веществ в среднем на 5 тыс. тонн меньше, чем однотипные лайнеры. И еще один важный плюс – снижение шумности в салоне и снаружи (для аэропортов) примерно на 50 %.
В ответ на критику о тесноте в самолете, производитель заявляет, что для пассажиров предусмотрена особая концепция салона под названием Airspace. Это новый интерьер, изначально предназначенный для широкофюзеляжных машин, но позже адаптированный под небольшие самолеты. Впервые его показали на действующем лайнере А330neo (концепт демонстрировался еще в 2016-м в Тулузе).
Особенность технологии заключается в том, что здесь продумано использование каждого квадратного сантиметра. По сути, Airspace – комплект обязательных «опций». Например, в португальском А330neo, купленного перевозчиком TAP Air Portugal есть огромные (больше на 40 % обычных) багажные полки. Каждое пассажирское место оборудовано парой USB-портов и розеткой. Откидной столик – двухсекционного типа, для вещей внизу предусмотрено несколько карманов.
Организовано динамичное светодиодное освещение: вечером одного, утром – другого оттенка. Увеличили окна, поместив их в боковые выштамповки: теперь у пассажира, сидящего рядом с иллюминатором, на уровне плеч стало больше пространства, правда, всего на дюйм. Все вышеперечисленное касается эконом-класса, что уж говорить о бизнес-салонах! Туалеты везде с бесконтактной системой: кнопку смыва нажимать не потребуется. Также расширили входную зону – пассажир должен чувствовать комфорт сразу же, как попадает в самолет.
Несмотря ни на какие препоны, узкофюзеляжный «Аэрбас» XLR имеет свои перспективы, и очень даже неплохие. Крупнейшие авиаперевозчики США American Airlines, а также United заказали у производителя по полсотни лайнеров. Не отстают от них и другие компании: Qantas хочет приобрести 36 самолетов, Air Asia – тридцать, по 20 экземпляров купят Wizz Air и Air Arabia. Небольшие перевозчики тоже не остались в стороне: Frontier заказал 18 машин, JetBlue и JetsMarket – по тринадцать авиалайнеров.
Главный «козырь» модели – дальность перелета, составляющая 8 тыс. 700 км. Это больше на 15 % чем у предшественника, который, в свою очередь, летает дальше Neo на те же пятнадцать процентов. Для узкофюзеляжных самолетов 8 тыс. 700 км – почти рекорд.
Наименование модификации выведено самыми большими буквами и цифрами в передней части фюзеляжа. Фото: YouTube.com
Большее расстояние (до 10 тыс. км) из лайнеров данного типа способен преодолевать только Ил-62. Предполагается, что новая машина, рассчитанная на 240 человек, станет успешно конкурировать с широкофюзеляжными «коллегами» на длинных маршрутах, где имеется стабильный, но сравнительно небольшой пассажиропоток.
Из истории
Модернизированный «Аэрбас» позиционируется, как нечто «уникальное в технике и науке». Новый самолет соединит континенты: действительно, дальность полета впечатляет. Однако A-321XLR не является чем-то сверх особенным. Еще до него эксплуатировался тоже узкофюзеляжный Boeing-707, DC-8/convair-880, преодолевавшие до 9 тыс. 200 км. В СССР, как уже говорилось, использовался Ил-62. Но все эти самолеты имели по четыре двигателя и потребляли неимоверное количество керосина. Впоследствии их сменили лайнеры с парой авиамоторов. Это снятый с производства американский Boeing-757 (7 тыс. 200 км), российский Ту-204-300 (7 тыс. 500 км). Последний делали почти точно так же, как F-321XLR: установили дополнительный топливный бак, но немного укоротили фюзеляж.
Снятый с конвейера Boeing-757 хотят заменить на более экономичный самолет. Фото: YouTube.com
Расход горючего достигал 3-х тонн за час, что для «нулевых» было очень хорошим результатом («Боинг-757» прожорливее). В то время большим спросом пользовались широкофюзеляжные авиалайнеры. Компании-перевозчики стремились предложить пассажирам более комфортные условия.
Известно, что компания «Боинг» планирует запустить новую программу по разработке двухдвигательной модели NMA, призванную заменить 757-й.
В том же «Боинг-757» стояли широкие кресла, предлагались развлечения, багажный отсек – достаточно объемный. В итоге это привело даже к какому-то засилью широкофюзеляжный лайнеров на дальних маршрутах. Если брать Россию, то в малонаселенный Магадан и то летал «Боинг-777»: а вот в советское время там большие самолеты не использовались.
Авиаперевозки сегодня
Модель A321XLR разрабатывалась еще до пандемии, которая существенно изменила положение дел на рынке. В 2020-м году из-за нашествия коронавируса пассажиропоток на самолеты во всем мире резко сократился. Авиаперевозчики вынуждены были срочно переходить на двухдвигательные модели и использовать их на дальнемагистральных рейсах.
Кто-то скажет, что пандемия закончилась. Однако, как считают многие эксперты, вряд ли численность авиапассажиров вернется к доковидному уровню. Даже такие современные и относительно экономичные самолеты последних разработок, как A330Neo, Boeing-777 могут стать убыточными, если перевозчик не заполнит их пассажирами по максимуму. Вот здесь A321XLR действительно может оказаться кстати.
Boeing-777 далеко не всегда выгоден авиаперевозчикам. Фото: YouTube.com
Прогнозы обещают низкий спрос на авиаперевозки, а модернизированный Airbus вполне может «сделать» баланс оптимальным на востребованных дальних перелетах с малым количеством пассажиров. В коммерческой авиации такие рейсы называют long thin routes. Говоря простым языком, там, где полет широкофюзеляжного «Боинг-777» с тремя сотнями пассажиров будет убыточным, использование A-321XLR с 200-ми кресел станет выгодным.
Airbus A-321neo, A-321LR, A-321XLR: в чем отличия?
У первого самолета приставка neo означает «новый вариант силовой установки». Разница между этими лайнерами не такая большая и не носит принципиальный характер. Вторая модель отличается от предшествующей наличием дополнительных топливных баков, которые установили, «урезав» багажное отделение. В A-321XLR сделали то же самое, забрав пространство у нескольких секций для перевозки грузов. Еще у модели немного усилили стойки шасси, изменили расположение нескольких элементов в конструкции планера. Если сравнивать с А320, стоит отметить использование современных композитных материалов, уменьшивших массу конструкции.
Дополнительные баки разместили в задней части фюзеляжа. Фото: YouTube.com
На стадии сертификации A-321LR, а потом и XLR возникали конфликты с EASA (Европейское агентство по безопасности авиации). Стремление разработчиков самолета залить горючее во всевозможные места явно грозит повышенной пожарной опасностью. EASA делало конкретный предложения по внесению в конструкцию машины дополнительных усиливающих элементов. Это могло бы повысить безопасность. Но тогда увеличивалась масса лайнера, и, следовательно, падала дальность, экономическая эффективность. Предложение EASA было принято производителем в «штыки», но большинство экспертов считает: до конца текущего года финансовые интересы «победят» безопасность полетов и машину сертифицируют.
Особенности Airbus A321XLR
Кроме недостатков, самолет имеет и свои достоинства. Если не считать сравнительно малый расход горючего при относительно большой пассажировместимости, это экологическая безопасность.
Модернизированные двигатели меньше шумят. Фото: YouTube.com
За год машина выбрасывает в атмосферу вредных веществ в среднем на 5 тыс. тонн меньше, чем однотипные лайнеры. И еще один важный плюс – снижение шумности в салоне и снаружи (для аэропортов) примерно на 50 %.
Интерьер
В ответ на критику о тесноте в самолете, производитель заявляет, что для пассажиров предусмотрена особая концепция салона под названием Airspace. Это новый интерьер, изначально предназначенный для широкофюзеляжных машин, но позже адаптированный под небольшие самолеты. Впервые его показали на действующем лайнере А330neo (концепт демонстрировался еще в 2016-м в Тулузе).
В A330neo видны увеличенные багажные полки и расширенный проход. Фото: YouTube.com
Особенность технологии заключается в том, что здесь продумано использование каждого квадратного сантиметра. По сути, Airspace – комплект обязательных «опций». Например, в португальском А330neo, купленного перевозчиком TAP Air Portugal есть огромные (больше на 40 % обычных) багажные полки. Каждое пассажирское место оборудовано парой USB-портов и розеткой. Откидной столик – двухсекционного типа, для вещей внизу предусмотрено несколько карманов.
]Салон А321LRX во время сертификационных испытаний (видно оборудование). Фото: YouTube.com
Организовано динамичное светодиодное освещение: вечером одного, утром – другого оттенка. Увеличили окна, поместив их в боковые выштамповки: теперь у пассажира, сидящего рядом с иллюминатором, на уровне плеч стало больше пространства, правда, всего на дюйм. Все вышеперечисленное касается эконом-класса, что уж говорить о бизнес-салонах! Туалеты везде с бесконтактной системой: кнопку смыва нажимать не потребуется. Также расширили входную зону – пассажир должен чувствовать комфорт сразу же, как попадает в самолет.
Что в будущем?
Несмотря ни на какие препоны, узкофюзеляжный «Аэрбас» XLR имеет свои перспективы, и очень даже неплохие. Крупнейшие авиаперевозчики США American Airlines, а также United заказали у производителя по полсотни лайнеров. Не отстают от них и другие компании: Qantas хочет приобрести 36 самолетов, Air Asia – тридцать, по 20 экземпляров купят Wizz Air и Air Arabia. Небольшие перевозчики тоже не остались в стороне: Frontier заказал 18 машин, JetBlue и JetsMarket – по тринадцать авиалайнеров.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...