Airbus A321XLR – узкий фюзеляж покоряет дальние магистрали
15 654

Airbus A321XLR – узкий фюзеляж покоряет дальние магистрали

Самолет принадлежит к семейству авиалайнеров Airbus A320neo и представляет собой дальнейшую модификацию модели A321LR. По сравнению с последним новинка имеет удлиненный фюзеляж, что явствует из расшифровки индекса – extra long range. Широкой публике машину показали на авиасалоне в Ле-Бурже в 2019-м году.


Главный «козырь» модели – дальность перелета, составляющая 8 тыс. 700 км. Это больше на 15 % чем у предшественника, который, в свою очередь, летает дальше Neo на те же пятнадцать процентов. Для узкофюзеляжных самолетов 8 тыс. 700 км – почти рекорд.

Airbus A321XLR – узкий фюзеляж покоряет дальние магистралиНаименование модификации выведено самыми большими буквами и цифрами в передней части фюзеляжа. Фото: YouTube.com

Большее расстояние (до 10 тыс. км) из лайнеров данного типа способен преодолевать только Ил-62. Предполагается, что новая машина, рассчитанная на 240 человек, станет успешно конкурировать с широкофюзеляжными «коллегами» на длинных маршрутах, где имеется стабильный, но сравнительно небольшой пассажиропоток.

Из истории


Модернизированный «Аэрбас» позиционируется, как нечто «уникальное в технике и науке». Новый самолет соединит континенты: действительно, дальность полета впечатляет. Однако A-321XLR не является чем-то сверх особенным. Еще до него эксплуатировался тоже узкофюзеляжный Boeing-707, DC-8/convair-880, преодолевавшие до 9 тыс. 200 км. В СССР, как уже говорилось, использовался Ил-62. Но все эти самолеты имели по четыре двигателя и потребляли неимоверное количество керосина. Впоследствии их сменили лайнеры с парой авиамоторов. Это снятый с производства американский Boeing-757 (7 тыс. 200 км), российский Ту-204-300 (7 тыс. 500 км). Последний делали почти точно так же, как F-321XLR: установили дополнительный топливный бак, но немного укоротили фюзеляж.

Снятый с конвейера Boeing-757 хотят заменить на более экономичный самолет. Фото: YouTube.com

Расход горючего достигал 3-х тонн за час, что для «нулевых» было очень хорошим результатом («Боинг-757» прожорливее). В то время большим спросом пользовались широкофюзеляжные авиалайнеры. Компании-перевозчики стремились предложить пассажирам более комфортные условия.

Известно, что компания «Боинг» планирует запустить новую программу по разработке двухдвигательной модели NMA, призванную заменить 757-й.

В том же «Боинг-757» стояли широкие кресла, предлагались развлечения, багажный отсек – достаточно объемный. В итоге это привело даже к какому-то засилью широкофюзеляжный лайнеров на дальних маршрутах. Если брать Россию, то в малонаселенный Магадан и то летал «Боинг-777»: а вот в советское время там большие самолеты не использовались.

Авиаперевозки сегодня


Модель A321XLR разрабатывалась еще до пандемии, которая существенно изменила положение дел на рынке. В 2020-м году из-за нашествия коронавируса пассажиропоток на самолеты во всем мире резко сократился. Авиаперевозчики вынуждены были срочно переходить на двухдвигательные модели и использовать их на дальнемагистральных рейсах.

Кто-то скажет, что пандемия закончилась. Однако, как считают многие эксперты, вряд ли численность авиапассажиров вернется к доковидному уровню. Даже такие современные и относительно экономичные самолеты последних разработок, как A330Neo, Boeing-777 могут стать убыточными, если перевозчик не заполнит их пассажирами по максимуму. Вот здесь A321XLR действительно может оказаться кстати.

Boeing-777 далеко не всегда выгоден авиаперевозчикам. Фото: YouTube.com

Прогнозы обещают низкий спрос на авиаперевозки, а модернизированный Airbus вполне может «сделать» баланс оптимальным на востребованных дальних перелетах с малым количеством пассажиров. В коммерческой авиации такие рейсы называют long thin routes. Говоря простым языком, там, где полет широкофюзеляжного «Боинг-777» с тремя сотнями пассажиров будет убыточным, использование A-321XLR с 200-ми кресел станет выгодным.

Airbus A-321neo, A-321LR, A-321XLR: в чем отличия?


У первого самолета приставка neo означает «новый вариант силовой установки». Разница между этими лайнерами не такая большая и не носит принципиальный характер. Вторая модель отличается от предшествующей наличием дополнительных топливных баков, которые установили, «урезав» багажное отделение. В A-321XLR сделали то же самое, забрав пространство у нескольких секций для перевозки грузов. Еще у модели немного усилили стойки шасси, изменили расположение нескольких элементов в конструкции планера. Если сравнивать с А320, стоит отметить использование современных композитных материалов, уменьшивших массу конструкции.

Дополнительные баки разместили в задней части фюзеляжа. Фото: YouTube.com

На стадии сертификации A-321LR, а потом и XLR возникали конфликты с EASA (Европейское агентство по безопасности авиации). Стремление разработчиков самолета залить горючее во всевозможные места явно грозит повышенной пожарной опасностью. EASA делало конкретный предложения по внесению в конструкцию машины дополнительных усиливающих элементов. Это могло бы повысить безопасность. Но тогда увеличивалась масса лайнера, и, следовательно, падала дальность, экономическая эффективность. Предложение EASA было принято производителем в «штыки», но большинство экспертов считает: до конца текущего года финансовые интересы «победят» безопасность полетов и машину сертифицируют.

Особенности Airbus A321XLR


Кроме недостатков, самолет имеет и свои достоинства. Если не считать сравнительно малый расход горючего при относительно большой пассажировместимости, это экологическая безопасность.

Модернизированные двигатели меньше шумят. Фото: YouTube.com

За год машина выбрасывает в атмосферу вредных веществ в среднем на 5 тыс. тонн меньше, чем однотипные лайнеры. И еще один важный плюс – снижение шумности в салоне и снаружи (для аэропортов) примерно на 50 %.

Интерьер


В ответ на критику о тесноте в самолете, производитель заявляет, что для пассажиров предусмотрена особая концепция салона под названием Airspace. Это новый интерьер, изначально предназначенный для широкофюзеляжных машин, но позже адаптированный под небольшие самолеты. Впервые его показали на действующем лайнере А330neo (концепт демонстрировался еще в 2016-м в Тулузе).

В A330neo видны увеличенные багажные полки и расширенный проход. Фото: YouTube.com

Особенность технологии заключается в том, что здесь продумано использование каждого квадратного сантиметра. По сути, Airspace – комплект обязательных «опций». Например, в португальском А330neo, купленного перевозчиком TAP Air Portugal есть огромные (больше на 40 % обычных) багажные полки. Каждое пассажирское место оборудовано парой USB-портов и розеткой. Откидной столик – двухсекционного типа, для вещей внизу предусмотрено несколько карманов.

]Салон А321LRX во время сертификационных испытаний (видно оборудование). Фото: YouTube.com

Организовано динамичное светодиодное освещение: вечером одного, утром – другого оттенка. Увеличили окна, поместив их в боковые выштамповки: теперь у пассажира, сидящего рядом с иллюминатором, на уровне плеч стало больше пространства, правда, всего на дюйм. Все вышеперечисленное касается эконом-класса, что уж говорить о бизнес-салонах! Туалеты везде с бесконтактной системой: кнопку смыва нажимать не потребуется. Также расширили входную зону – пассажир должен чувствовать комфорт сразу же, как попадает в самолет.

Что в будущем?


Несмотря ни на какие препоны, узкофюзеляжный «Аэрбас» XLR имеет свои перспективы, и очень даже неплохие. Крупнейшие авиаперевозчики США American Airlines, а также United заказали у производителя по полсотни лайнеров. Не отстают от них и другие компании: Qantas хочет приобрести 36 самолетов, Air Asia – тридцать, по 20 экземпляров купят Wizz Air и Air Arabia. Небольшие перевозчики тоже не остались в стороне: Frontier заказал 18 машин, JetBlue и JetsMarket – по тринадцать авиалайнеров.
А вы что думаете о Airbus A321XLR?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....