Одномоторный французский вертолет Eurocopter AS 350 Ecureuil AStar
1 января 1970 года французские бренды Sud Aviation и Nord Aviation объединились, чтобы создать SNIAS (Societe Nationale Industrielle Aeronautique et Spatiale). Новая компания стала всемирно известной под названием Aerospatiale, специализируясь в трех основных областях: ракеты, космос и вертолеты.
В последней категории первое спроектированное устройство, собранное тиражом более 7000 экземпляров – AS 350 Ecureuil («белочка»). Решение о создании преемника вертолета Alouette второго поколения приняли в 1970 году. Для руководства корпорации это являлось серьезным вызовом.
Действительно, французская винтокрылая промышленность процветала с 50-х годов, и несколько разрабатываемых устройств подавали хорошие надежды. Однако необходимо было двигаться дальше. Именно поэтому запустили программу AS 350.
По финансовым причинам часть исследований проводилась на уже существующих аппаратах, принадлежащих летно-испытательному центру. Это глубоко модифицированная Gazelle (SA-349Z) и другие. Alouette II также использовался для проверки несущих винтов вертолета и части электрической системы. В это же время на заводах компании собрали первый прототип. Его выпустили в начале 1974 года.
После этого компания перешла ко второй машине, поднявшейся в воздух 14 февраля 1975 года. Она комплектовалась более мощным 641-сильным двигателем Turbomeca Arriel 1B. Сертификация на нее получена 27 октября 1977 года.
Несмотря на то, что упомянутые выше модели, выпускавшиеся компанией в начале 70-х, добились крупных успехов, перед производителем стояла еще одна задача. Требовался новый летательный аппарат, способный заменить Alouette II и составить конкуренцию Bell 206 на гражданском рынке. Новинка вполне оправдала возлагаемые на нее надежды. Внешне АС 350 выглядел гораздо современнее большинства своих прямых конкурентов, чему поспособствовал ряд особенностей его конструкции:
✅ построен из металла и композитных материалов
✅ оснащен трехлопастным несущим винтом Starflex
✅ приводился в движение турбиной Avco Lycoming LTS-101
Вертолет, рассчитанный на управление двумя пилотами, мог вместить трех пассажиров или небольшой груз под подвеской. В отличие от других французских вертолетов, находившихся в то время в разработке, AS 350 имел традиционный рулевой винт, а не типа Fenestron. Именно в такой конфигурации прототип впервые и поднялся в воздух 27 июня 1974 года.
Со второго экземпляра турбину заменили на Turbomeca Arriel 1B, однако от LTS-101 полностью не отказались. Фактически, Aerospatiale намеревалась оснащать ею технику, предназначенную для американского и канадского рынков. Для остальных потребителей вертолеты компоновались Arriel.
Поэтому AS 350, предназначенные для Северной Америки, получили название Astar, а все остальные – Ecureuil. В ближайшее десятилетие модель считалась исключительно гражданской машиной, только в 1984 году появилась версия, специально предназначенная для военных, получившая название AS 350L.
В этом легком однотурбинном вертолете использованы композитные материалы, в частности, для фюзеляжа и головки несущего винта. Концентратор, именуемый Starflex, приводит в движение 3 лопасти. Что касается кабины, то она очень вместительна. Вот некоторые параметры техники:
✅ в кабине – 2 члена экипажа и 3 или 4 пассажира
✅ строп выдерживает вес 900 кг
✅ спасательная лебедка – 135 кг
Предсерия из 8 экземпляров запущена в 1977-м, первый из них поднялся в воздух в конце года. Первой серийной версией стал AS 350 B, использовавший двигатель Arriel 1B. Его поставили полгода спустя. Французская жандармерия сразу же закупила 30 единиц. Таким образом, еще на заре своей истории, вертолет начал позиционироваться как популярная полицейская машина. Впоследствии этот его статус был подтвержден и в некоторых других странах. Вот – выборочная география поставок:
✅ Албания – 4 единицы
✅ Бенин и Бурунди – по 2 вертолета
✅ Исландская береговая охрана использовала один экземпляр
✅ В период с 1981 по 1992 годы в Сингапур поставлено 7 штук
Успешно продавался французский вертолет и в ряд других стран, расположенных на разных континентах планеты. Приобрел он определенную популярность и за океаном. AS 350 C AStar, предназначавшийся для рынка Северной Америки, оснащался турбиной Lycoming LTS 101-600A2. С начала запуска (1978 год) поступил заказ на 300 экземпляров.
За этой версией быстро последовал, придя ей на смену, AS 350D (когда-то названный AStar III), комплектуемый более сильным двигателем Lycoming LTS-101-600A3. Его пиковая мощность составляла 615 л. с. Так компания постаралась закрепиться на обширном североамериканском рынке, и ей это удалось.
В 1986 году появился AS 350 B1. Эта версия, оснащенная мощной турбиной Arriel 1D (684 л. с) и роторами от двухмоторной версии AS 355, могла успешно работать в жарких и высокогорных условиях. Она также строилась по лицензии Helibras, под обозначением HB-350 B1.
AS 350 B2 – это тот же AS 350 B1, но оснащенный турбиной Arriel 1D1 (мощность 724 л. с) и имеющий меньшую взлетную массу. Он прошел сертификацию в апреле 1989 года и продавался в США под названием Super Star. В Непале и в Буркина-Фасо также есть подобная техника. Она присутствует и в полицейских силах некоторых государств (например, Анголы и США).
Безусловно, самой распространенной версией Ecureuil является все же AS 350 B3. Оснащенный сверхмощной турбиной Turbomeca Arriel 2B и системой FADEC, он представляет собой высокопроизводительную модификацию. Первый его полет состоялся 3 марта 1997 года, а доставка потребителям – с января следующего.
Дидье Дельсаль совершил подвиг, став первым, кто приземлился с таким устройством на «крыше мира» (вершине Эвереста) 14 мая 2005 года. Это увековечило не только имя бесстрашного пилота, но и модель французского вертолета. 3000-й Ecureuil, построенный в 2005 году, и 5000-й в 2010 году были именно модификацией AS 350 B3. Вот ее технические показатели:
✅ размах лопастей – 10,69 м
✅ длина – 12,93 м
✅ высота – 3,03 м
✅ двигатель – турбовальный, мощностью 847 л. с
AS 350 B3e отличался от базового турбиной Turbomeca Arriel 2D и двумя грузами рулевого винта. Но эта модификация вряд ли обеспечит ожидаемую производительность с точки зрения оперативности. Компания Aerospatiale рассматривала и возможность переоснащения AS 350 B более крупным несущим винтом от AS 355. Новая версия, получившая название AS 350 BA, сертифицирована в 1991 году. В период с 1992 по 1998 годы началось ее серийное производство.
Таким образом, AS 350 (со всеми модификациями) – это самый коммерчески успешный европейский гражданский вертолет. Его задачи многочисленны и включают в себя президентские перевозки, поисково-спасательные операции и наблюдение за территорией. Он имеет отличную репутацию благодаря производительности и надежности, простоте пилотирования и простору для маневра.
EC130 – это текущая версия AS 350. Первый экземпляр поднялся в воздух 24 июня 1999 года в руках Стивена Пейджа. В настоящее время он доступен в двух вариантах: базовом EC130 B4 и EC130 T2 с двигателями Turbomecca Ariel 2D, улучшающими его характеристики. Он пользуется успехом в гражданских и полицейских кругах.
Вертолет засветился и на «голубом экране»: в 2008 году («Путешественники в Сен-Тропе) и дважды – в 2018-м («Миссия» и «Карта сокровищ»). На конец 2022 года собрано более 7000 единиц AS 350, многие из которых выполняют свои задачи и сегодня в десятках стран, часто являясь одними из самых старых образцов действующей летной техники.
В последней категории первое спроектированное устройство, собранное тиражом более 7000 экземпляров – AS 350 Ecureuil («белочка»). Решение о создании преемника вертолета Alouette второго поколения приняли в 1970 году. Для руководства корпорации это являлось серьезным вызовом.
Легкий и мощный AS 350. Фото: youtube.com
Действительно, французская винтокрылая промышленность процветала с 50-х годов, и несколько разрабатываемых устройств подавали хорошие надежды. Однако необходимо было двигаться дальше. Именно поэтому запустили программу AS 350.
От прототипов до серийного образца
По финансовым причинам часть исследований проводилась на уже существующих аппаратах, принадлежащих летно-испытательному центру. Это глубоко модифицированная Gazelle (SA-349Z) и другие. Alouette II также использовался для проверки несущих винтов вертолета и части электрической системы. В это же время на заводах компании собрали первый прототип. Его выпустили в начале 1974 года.
Опытный образец AS 350 получил двигатель Avco-Lycoming LTS 101 мощностью 592 л. с. Его первый полет состоялся 27 июня 1974 года с участием Дэниела Бошара и Бернара Сертена.
После этого компания перешла ко второй машине, поднявшейся в воздух 14 февраля 1975 года. Она комплектовалась более мощным 641-сильным двигателем Turbomeca Arriel 1B. Сертификация на нее получена 27 октября 1977 года.
Несмотря на то, что упомянутые выше модели, выпускавшиеся компанией в начале 70-х, добились крупных успехов, перед производителем стояла еще одна задача. Требовался новый летательный аппарат, способный заменить Alouette II и составить конкуренцию Bell 206 на гражданском рынке. Новинка вполне оправдала возлагаемые на нее надежды. Внешне АС 350 выглядел гораздо современнее большинства своих прямых конкурентов, чему поспособствовал ряд особенностей его конструкции:
✅ построен из металла и композитных материалов
✅ оснащен трехлопастным несущим винтом Starflex
✅ приводился в движение турбиной Avco Lycoming LTS-101
Вертолет, рассчитанный на управление двумя пилотами, мог вместить трех пассажиров или небольшой груз под подвеской. В отличие от других французских вертолетов, находившихся в то время в разработке, AS 350 имел традиционный рулевой винт, а не типа Fenestron. Именно в такой конфигурации прототип впервые и поднялся в воздух 27 июня 1974 года.
Со второго экземпляра турбину заменили на Turbomeca Arriel 1B, однако от LTS-101 полностью не отказались. Фактически, Aerospatiale намеревалась оснащать ею технику, предназначенную для американского и канадского рынков. Для остальных потребителей вертолеты компоновались Arriel.
Красивый дизайн вертолета AS 350. Фото: youtube.com
Поэтому AS 350, предназначенные для Северной Америки, получили название Astar, а все остальные – Ecureuil. В ближайшее десятилетие модель считалась исключительно гражданской машиной, только в 1984 году появилась версия, специально предназначенная для военных, получившая название AS 350L.
Технические особенности и география поставок
В этом легком однотурбинном вертолете использованы композитные материалы, в частности, для фюзеляжа и головки несущего винта. Концентратор, именуемый Starflex, приводит в движение 3 лопасти. Что касается кабины, то она очень вместительна. Вот некоторые параметры техники:
✅ в кабине – 2 члена экипажа и 3 или 4 пассажира
✅ строп выдерживает вес 900 кг
✅ спасательная лебедка – 135 кг
Предсерия из 8 экземпляров запущена в 1977-м, первый из них поднялся в воздух в конце года. Первой серийной версией стал AS 350 B, использовавший двигатель Arriel 1B. Его поставили полгода спустя. Французская жандармерия сразу же закупила 30 единиц. Таким образом, еще на заре своей истории, вертолет начал позиционироваться как популярная полицейская машина. Впоследствии этот его статус был подтвержден и в некоторых других странах. Вот – выборочная география поставок:
✅ Албания – 4 единицы
✅ Бенин и Бурунди – по 2 вертолета
✅ Исландская береговая охрана использовала один экземпляр
✅ В период с 1981 по 1992 годы в Сингапур поставлено 7 штук
Успешно продавался французский вертолет и в ряд других стран, расположенных на разных континентах планеты. Приобрел он определенную популярность и за океаном. AS 350 C AStar, предназначавшийся для рынка Северной Америки, оснащался турбиной Lycoming LTS 101-600A2. С начала запуска (1978 год) поступил заказ на 300 экземпляров.
За этой версией быстро последовал, придя ей на смену, AS 350D (когда-то названный AStar III), комплектуемый более сильным двигателем Lycoming LTS-101-600A3. Его пиковая мощность составляла 615 л. с. Так компания постаралась закрепиться на обширном североамериканском рынке, и ей это удалось.
Новые модификации вертолета
В 1986 году появился AS 350 B1. Эта версия, оснащенная мощной турбиной Arriel 1D (684 л. с) и роторами от двухмоторной версии AS 355, могла успешно работать в жарких и высокогорных условиях. Она также строилась по лицензии Helibras, под обозначением HB-350 B1.
AS 350 в полете над лесом. Фото: youtube.com
AS 350 B2 – это тот же AS 350 B1, но оснащенный турбиной Arriel 1D1 (мощность 724 л. с) и имеющий меньшую взлетную массу. Он прошел сертификацию в апреле 1989 года и продавался в США под названием Super Star. В Непале и в Буркина-Фасо также есть подобная техника. Она присутствует и в полицейских силах некоторых государств (например, Анголы и США).
Безусловно, самой распространенной версией Ecureuil является все же AS 350 B3. Оснащенный сверхмощной турбиной Turbomeca Arriel 2B и системой FADEC, он представляет собой высокопроизводительную модификацию. Первый его полет состоялся 3 марта 1997 года, а доставка потребителям – с января следующего.
Кабина с приборной панелью и различными датчиками. Фото: youtube.com
Дидье Дельсаль совершил подвиг, став первым, кто приземлился с таким устройством на «крыше мира» (вершине Эвереста) 14 мая 2005 года. Это увековечило не только имя бесстрашного пилота, но и модель французского вертолета. 3000-й Ecureuil, построенный в 2005 году, и 5000-й в 2010 году были именно модификацией AS 350 B3. Вот ее технические показатели:
✅ размах лопастей – 10,69 м
✅ длина – 12,93 м
✅ высота – 3,03 м
✅ двигатель – турбовальный, мощностью 847 л. с
AS 350 B3e отличался от базового турбиной Turbomeca Arriel 2D и двумя грузами рулевого винта. Но эта модификация вряд ли обеспечит ожидаемую производительность с точки зрения оперативности. Компания Aerospatiale рассматривала и возможность переоснащения AS 350 B более крупным несущим винтом от AS 355. Новая версия, получившая название AS 350 BA, сертифицирована в 1991 году. В период с 1992 по 1998 годы началось ее серийное производство.
Таким образом, AS 350 (со всеми модификациями) – это самый коммерчески успешный европейский гражданский вертолет. Его задачи многочисленны и включают в себя президентские перевозки, поисково-спасательные операции и наблюдение за территорией. Он имеет отличную репутацию благодаря производительности и надежности, простоте пилотирования и простору для маневра.
EC130 – это текущая версия AS 350. Первый экземпляр поднялся в воздух 24 июня 1999 года в руках Стивена Пейджа. В настоящее время он доступен в двух вариантах: базовом EC130 B4 и EC130 T2 с двигателями Turbomecca Ariel 2D, улучшающими его характеристики. Он пользуется успехом в гражданских и полицейских кругах.
AS 350 всегда готов покорять новые вершины. Фото: youtube.com
Вертолет засветился и на «голубом экране»: в 2008 году («Путешественники в Сен-Тропе) и дважды – в 2018-м («Миссия» и «Карта сокровищ»). На конец 2022 года собрано более 7000 единиц AS 350, многие из которых выполняют свои задачи и сегодня в десятках стран, часто являясь одними из самых старых образцов действующей летной техники.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...