В поисках искры: разбираем причины пропусков зажигания на ВАЗ 2114
С проблемой, когда «четырка» дергается, но не может сдвинуться с места, сталкивался практически каждый владелец ВАЗ 2114. Обычно это указывает на неисправности в системе зажигания.
Пропуски зажигания — состояние, при котором авто не может ехать. Часто проблема проявляется на холодном двигателе. Если в одном из цилиндров есть пропуски, мотор начинает «троить». Определить причину самостоятельно сложно, но возможно.
Блок управления двигателем «четырки» фиксирует пропуски зажигания, когда на каждую сотню рабочих циклов смесь не воспламеняется 3-4 раза. Причины проблемы могут быть разные, но проявляются они на любых двигателях ВАЗ 2114 (объем 1.5 или 1.6 л — без разницы). Обычно неисправность связана с дефектами системы зажигания, ГРМ или цилиндро-поршневой группы.
Большинство проблем обусловлено естественным износом деталей или ошибками, допущенными при ремонте:
✅ Ошибки в работе датчика неровной дороги (начал ставиться на авто после вступления в силу требований Евро-3 и Евро-4). При езде по неровному покрытию есть вероятность ложного распознавания пропусков. После выезда на ровную дорогу проблема исчезает.
✅ Свечи зажигания. Износ элементов и появление на них нагара приводит к пропускам, мотор начинает троить и работать нестабильно.
Проблемы с проводкой, поврежденные контакты. Перегрев или замыкание контактных элементов, износ или пробои в электропроводке — все это приводит к нестабильной работе двигателя.
✅ Неисправность элементов системы зажигания — катушки или модуля. Первые ставятся на авто с двигателями 1.5 л, вторые — на 1.6 л. Эти компоненты редко подлежат ремонту, в случае поломки их проще поменять.
✅ Износ или плохой контакт на высоковольтных проводах. Изоляцию на кабелях можно повредить при проведении ремонтных работ. В таких условиях высоковольтные провода не могут обеспечить стабильную подачу напряжения, в результате чего нарушается работа ДВС. Контакты на кабелях со временем покрываются коррозией или замасливаются, это также становится причиной.
Пропуски зажигания могут проявляться при износе колец или зеркал цилиндров. Обычно проблема фиксируется на холодном ДВС, а по мере прогрева агрегата исчезает. Также причина может заключаться в некачественном смесеобразовании или регулярной заправке авто некачественным топливом, что приводит к появлению нагара и засорению распылителей на форсунках впрыска.
Износ колец на поршнях, плохое прилегание клапанов к седлам, уменьшенный зазор между цилиндрами и поршнями также становятся причиной снижения компрессии. Пропуски зажигания могут быть вызваны подсосом и лишним воздухом в силовом агрегате или топливной системе вследствие нарушения герметичности.
О неполадках в работе ДВС и других систем может сообщить индикатор Check Engine на приборной панели. Если «четырка» оснащена бортовым компьютером, система поможет определить проблему. Самодиагностика выполняется следующим образом:
✅ Нажмите и удерживайте кнопку одометра на панели приборов
✅ Переведите ключ в замке в положение I
✅ Отпустите кнопку одометра. Стрелки на датчиках «приборки» начнут двигаться
✅ Нажмите кнопку одометра еще раз. На дисплее панели приборов отобразится версия ПО
✅ Еще раз нажмите кнопку. Система начнет считывание ошибок. Коды появляются в двузначном виде, для расшифровки используйте таблицу. Например, ошибка 42 — неисправность в цепи контроля электронного зажигания
При отсутствии бортового компьютера можно подключиться к OBD2-разъему и считать ошибки. В ВАЗ 2114 этот разъем установлен под центральной консолью и скрыт пластиковой заглушкой, слева или снизу от рулевой колонки. В «четырках» с европанелью он обычно располагается под прикуривателем.
Алгоритм действий простой: для считывания ошибок потребуется либо ноутбук с кабелем-переходником, либо смартфон с bluetooth-адаптером OBD. В первом случае подключение проводное — один конец подключается к OBD-разъему, второй — к ноутбуку. Если у вас bluetooth-адаптер, его надо подключить к OBD, а на смартфон скачать соответствующее приложение (в инструкции к адаптеру указывается, какое именно).
Дальше действуете по инструкции: запускаете диагностику, получаете коды неисправностей и расшифровываете их. Коды ошибок, указывающие на пропуски зажигания в ВАЗ 2114 (последняя цифра указывает на номер цилиндра), Р0301, Р0302, Р0303, Р0304.
Часто можно услышать мнение, что бортовой компьютер «четырки» — не самый точный способ определить проблему, поскольку электроника на отечественных авто имеет свойство сбоить. Для того, чтобы получить точный результат, автовладельцы рекомендуют обращаться на СТО и доверить проверку специалисту. Отчасти это правда, но за неимением других способов диагностика с помощью бортового компьютера — вполне приемлемый вариант.
Для устранения неисправностей вышедшие из строя элементы и узлы меняются на новые. Приступить к ремонту можно после того, как вы определите проблему. Некоторые неполадки можно устранить самостоятельно:
✅ Если диагностика показала ошибку Р0300, выкрутите и проверьте все свечи. Убедитесь в отсутствии нагара, оцените зазор — в идеале он должен быть 1.0–1.13 мм. Если зазор больше, расход топливовоздушной смеси увеличивается, если меньше — мотор глохнет, наблюдаются проблемы с его запуском. Если это ошибки Р0301-Р0304, эти манипуляции проводятся с конкретной свечей.
✅ Осмотрите высоковольтные провода на предмет повреждений. Если нарушена изоляция или на них видны трещины, они меняются на новые.
✅ Оцените состояние ремня ГРМ, проверьте метки на приводе. Ремень не должен быть растянут. Если фазы нарушены, производится настройка системы газораспределения.
✅ Проверьте компрессию. Выкрутите свечу из цилиндра, вместо нее вкрутите штуцер компрессометра. Включите зажигание и поверните ключ, пока мотор не начнет крутить коленвал. Двигатель запустите, поддайте газа, чтобы он немного поработал.
Компрессия должна быть не ниже 11 и не выше 14 бар, причем разброс по цилиндрам должен быть не больше 1 бара. Если компрессия ниже, проверяется регулировка зазоров клапанов. С этим лучше обратиться на СТО.
Также можно проверить зазоры клапанов. Возможно, они были выставлены неверно при настройке, в результате чего выпускные клапаны не закрываются до конца. Регулировку зазоров можно выполнять каждые 20 тысяч км пробега.
Если пропуски единичные, это сигнал для автовладельца о необходимости диагностики ДВС. Если многочисленные, то со временем в нейтрализатор будет попадать несгоревшее горючее. Это приведет к перегреву устройства и его поломке. При многочисленных пропусках часть топлива будет попадать в систему смазки через стенки неработающего цилиндра. В результате этого масло, разбавленное с бензином, теряет свои качества и не в состоянии эффективно смазывать движущиеся узлы.
Все это приводит к ускоренному износу элементов двигателя. Мы рассмотрели общий перечень проблем, которые могут стать причиной пропусков в системе зажигания. Быстрый и эффективный результат даст только поэтапная и последовательная диагностика.
Пропуски зажигания — состояние, при котором авто не может ехать. Часто проблема проявляется на холодном двигателе. Если в одном из цилиндров есть пропуски, мотор начинает «троить». Определить причину самостоятельно сложно, но возможно.
Причины проблемы
Блок управления двигателем «четырки» фиксирует пропуски зажигания, когда на каждую сотню рабочих циклов смесь не воспламеняется 3-4 раза. Причины проблемы могут быть разные, но проявляются они на любых двигателях ВАЗ 2114 (объем 1.5 или 1.6 л — без разницы). Обычно неисправность связана с дефектами системы зажигания, ГРМ или цилиндро-поршневой группы.
Нагар на свече зажигания. Фото: YouTube.com
Большинство проблем обусловлено естественным износом деталей или ошибками, допущенными при ремонте:
✅ Ошибки в работе датчика неровной дороги (начал ставиться на авто после вступления в силу требований Евро-3 и Евро-4). При езде по неровному покрытию есть вероятность ложного распознавания пропусков. После выезда на ровную дорогу проблема исчезает.
✅ Свечи зажигания. Износ элементов и появление на них нагара приводит к пропускам, мотор начинает троить и работать нестабильно.
Проблемы с проводкой, поврежденные контакты. Перегрев или замыкание контактных элементов, износ или пробои в электропроводке — все это приводит к нестабильной работе двигателя.
✅ Неисправность элементов системы зажигания — катушки или модуля. Первые ставятся на авто с двигателями 1.5 л, вторые — на 1.6 л. Эти компоненты редко подлежат ремонту, в случае поломки их проще поменять.
✅ Износ или плохой контакт на высоковольтных проводах. Изоляцию на кабелях можно повредить при проведении ремонтных работ. В таких условиях высоковольтные провода не могут обеспечить стабильную подачу напряжения, в результате чего нарушается работа ДВС. Контакты на кабелях со временем покрываются коррозией или замасливаются, это также становится причиной.
Пропуски зажигания могут проявляться при износе колец или зеркал цилиндров. Обычно проблема фиксируется на холодном ДВС, а по мере прогрева агрегата исчезает. Также причина может заключаться в некачественном смесеобразовании или регулярной заправке авто некачественным топливом, что приводит к появлению нагара и засорению распылителей на форсунках впрыска.
Проверка сопротивления высоковольтных проводов. Фото: YouTube.com
Износ колец на поршнях, плохое прилегание клапанов к седлам, уменьшенный зазор между цилиндрами и поршнями также становятся причиной снижения компрессии. Пропуски зажигания могут быть вызваны подсосом и лишним воздухом в силовом агрегате или топливной системе вследствие нарушения герметичности.
Диагностика своими руками
О неполадках в работе ДВС и других систем может сообщить индикатор Check Engine на приборной панели. Если «четырка» оснащена бортовым компьютером, система поможет определить проблему. Самодиагностика выполняется следующим образом:
✅ Нажмите и удерживайте кнопку одометра на панели приборов
✅ Переведите ключ в замке в положение I
✅ Отпустите кнопку одометра. Стрелки на датчиках «приборки» начнут двигаться
✅ Нажмите кнопку одометра еще раз. На дисплее панели приборов отобразится версия ПО
✅ Еще раз нажмите кнопку. Система начнет считывание ошибок. Коды появляются в двузначном виде, для расшифровки используйте таблицу. Например, ошибка 42 — неисправность в цепи контроля электронного зажигания
Самодиагностика ВАЗ 2114. Фото: YouTube.com
При отсутствии бортового компьютера можно подключиться к OBD2-разъему и считать ошибки. В ВАЗ 2114 этот разъем установлен под центральной консолью и скрыт пластиковой заглушкой, слева или снизу от рулевой колонки. В «четырках» с европанелью он обычно располагается под прикуривателем.
Алгоритм действий простой: для считывания ошибок потребуется либо ноутбук с кабелем-переходником, либо смартфон с bluetooth-адаптером OBD. В первом случае подключение проводное — один конец подключается к OBD-разъему, второй — к ноутбуку. Если у вас bluetooth-адаптер, его надо подключить к OBD, а на смартфон скачать соответствующее приложение (в инструкции к адаптеру указывается, какое именно).
Дальше действуете по инструкции: запускаете диагностику, получаете коды неисправностей и расшифровываете их. Коды ошибок, указывающие на пропуски зажигания в ВАЗ 2114 (последняя цифра указывает на номер цилиндра), Р0301, Р0302, Р0303, Р0304.
Часто можно услышать мнение, что бортовой компьютер «четырки» — не самый точный способ определить проблему, поскольку электроника на отечественных авто имеет свойство сбоить. Для того, чтобы получить точный результат, автовладельцы рекомендуют обращаться на СТО и доверить проверку специалисту. Отчасти это правда, но за неимением других способов диагностика с помощью бортового компьютера — вполне приемлемый вариант.
Ремонт своими руками
Для устранения неисправностей вышедшие из строя элементы и узлы меняются на новые. Приступить к ремонту можно после того, как вы определите проблему. Некоторые неполадки можно устранить самостоятельно:
✅ Если диагностика показала ошибку Р0300, выкрутите и проверьте все свечи. Убедитесь в отсутствии нагара, оцените зазор — в идеале он должен быть 1.0–1.13 мм. Если зазор больше, расход топливовоздушной смеси увеличивается, если меньше — мотор глохнет, наблюдаются проблемы с его запуском. Если это ошибки Р0301-Р0304, эти манипуляции проводятся с конкретной свечей.
✅ Осмотрите высоковольтные провода на предмет повреждений. Если нарушена изоляция или на них видны трещины, они меняются на новые.
✅ Оцените состояние ремня ГРМ, проверьте метки на приводе. Ремень не должен быть растянут. Если фазы нарушены, производится настройка системы газораспределения.
✅ Проверьте компрессию. Выкрутите свечу из цилиндра, вместо нее вкрутите штуцер компрессометра. Включите зажигание и поверните ключ, пока мотор не начнет крутить коленвал. Двигатель запустите, поддайте газа, чтобы он немного поработал.
Компрессия должна быть не ниже 11 и не выше 14 бар, причем разброс по цилиндрам должен быть не больше 1 бара. Если компрессия ниже, проверяется регулировка зазоров клапанов. С этим лучше обратиться на СТО.
Проверка компрессии. Фото: YouTube.com
Также можно проверить зазоры клапанов. Возможно, они были выставлены неверно при настройке, в результате чего выпускные клапаны не закрываются до конца. Регулировку зазоров можно выполнять каждые 20 тысяч км пробега.
Неприятные последствия
Если пропуски единичные, это сигнал для автовладельца о необходимости диагностики ДВС. Если многочисленные, то со временем в нейтрализатор будет попадать несгоревшее горючее. Это приведет к перегреву устройства и его поломке. При многочисленных пропусках часть топлива будет попадать в систему смазки через стенки неработающего цилиндра. В результате этого масло, разбавленное с бензином, теряет свои качества и не в состоянии эффективно смазывать движущиеся узлы.
Все это приводит к ускоренному износу элементов двигателя. Мы рассмотрели общий перечень проблем, которые могут стать причиной пропусков в системе зажигания. Быстрый и эффективный результат даст только поэтапная и последовательная диагностика.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...