В поисках искры: разбираем причины пропусков зажигания на ВАЗ 2114
936

В поисках искры: разбираем причины пропусков зажигания на ВАЗ 2114

С проблемой, когда «четырка» дергается, но не может сдвинуться с места, сталкивался практически каждый владелец ВАЗ 2114. Обычно это указывает на неисправности в системе зажигания.


Пропуски зажигания — состояние, при котором авто не может ехать. Часто проблема проявляется на холодном двигателе. Если в одном из цилиндров есть пропуски, мотор начинает «троить». Определить причину самостоятельно сложно, но возможно.

Причины проблемы


Блок управления двигателем «четырки» фиксирует пропуски зажигания, когда на каждую сотню рабочих циклов смесь не воспламеняется 3-4 раза. Причины проблемы могут быть разные, но проявляются они на любых двигателях ВАЗ 2114 (объем 1.5 или 1.6 л — без разницы). Обычно неисправность связана с дефектами системы зажигания, ГРМ или цилиндро-поршневой группы.

В поисках искры: разбираем причины пропусков зажигания на ВАЗ 2114Нагар на свече зажигания. Фото: YouTube.com

Большинство проблем обусловлено естественным износом деталей или ошибками, допущенными при ремонте:

✅ Ошибки в работе датчика неровной дороги (начал ставиться на авто после вступления в силу требований Евро-3 и Евро-4). При езде по неровному покрытию есть вероятность ложного распознавания пропусков. После выезда на ровную дорогу проблема исчезает.
✅ Свечи зажигания. Износ элементов и появление на них нагара приводит к пропускам, мотор начинает троить и работать нестабильно.
Проблемы с проводкой, поврежденные контакты. Перегрев или замыкание контактных элементов, износ или пробои в электропроводке — все это приводит к нестабильной работе двигателя.
✅ Неисправность элементов системы зажигания — катушки или модуля. Первые ставятся на авто с двигателями 1.5 л, вторые — на 1.6 л. Эти компоненты редко подлежат ремонту, в случае поломки их проще поменять.
✅ Износ или плохой контакт на высоковольтных проводах. Изоляцию на кабелях можно повредить при проведении ремонтных работ. В таких условиях высоковольтные провода не могут обеспечить стабильную подачу напряжения, в результате чего нарушается работа ДВС. Контакты на кабелях со временем покрываются коррозией или замасливаются, это также становится причиной.

Пропуски зажигания могут проявляться при износе колец или зеркал цилиндров. Обычно проблема фиксируется на холодном ДВС, а по мере прогрева агрегата исчезает. Также причина может заключаться в некачественном смесеобразовании или регулярной заправке авто некачественным топливом, что приводит к появлению нагара и засорению распылителей на форсунках впрыска.

Проверка сопротивления высоковольтных проводов. Фото: YouTube.com

Износ колец на поршнях, плохое прилегание клапанов к седлам, уменьшенный зазор между цилиндрами и поршнями также становятся причиной снижения компрессии. Пропуски зажигания могут быть вызваны подсосом и лишним воздухом в силовом агрегате или топливной системе вследствие нарушения герметичности.

Диагностика своими руками


О неполадках в работе ДВС и других систем может сообщить индикатор Check Engine на приборной панели. Если «четырка» оснащена бортовым компьютером, система поможет определить проблему. Самодиагностика выполняется следующим образом:

✅ Нажмите и удерживайте кнопку одометра на панели приборов
✅ Переведите ключ в замке в положение I
✅ Отпустите кнопку одометра. Стрелки на датчиках «приборки» начнут двигаться
✅ Нажмите кнопку одометра еще раз. На дисплее панели приборов отобразится версия ПО
✅ Еще раз нажмите кнопку. Система начнет считывание ошибок. Коды появляются в двузначном виде, для расшифровки используйте таблицу. Например, ошибка 42 — неисправность в цепи контроля электронного зажигания

Самодиагностика ВАЗ 2114. Фото: YouTube.com

При отсутствии бортового компьютера можно подключиться к OBD2-разъему и считать ошибки. В ВАЗ 2114 этот разъем установлен под центральной консолью и скрыт пластиковой заглушкой, слева или снизу от рулевой колонки. В «четырках» с европанелью он обычно располагается под прикуривателем.

Алгоритм действий простой: для считывания ошибок потребуется либо ноутбук с кабелем-переходником, либо смартфон с bluetooth-адаптером OBD. В первом случае подключение проводное — один конец подключается к OBD-разъему, второй — к ноутбуку. Если у вас bluetooth-адаптер, его надо подключить к OBD, а на смартфон скачать соответствующее приложение (в инструкции к адаптеру указывается, какое именно).

Дальше действуете по инструкции: запускаете диагностику, получаете коды неисправностей и расшифровываете их. Коды ошибок, указывающие на пропуски зажигания в ВАЗ 2114 (последняя цифра указывает на номер цилиндра), Р0301, Р0302, Р0303, Р0304.

Часто можно услышать мнение, что бортовой компьютер «четырки» — не самый точный способ определить проблему, поскольку электроника на отечественных авто имеет свойство сбоить. Для того, чтобы получить точный результат, автовладельцы рекомендуют обращаться на СТО и доверить проверку специалисту. Отчасти это правда, но за неимением других способов диагностика с помощью бортового компьютера — вполне приемлемый вариант.

Ремонт своими руками


Для устранения неисправностей вышедшие из строя элементы и узлы меняются на новые. Приступить к ремонту можно после того, как вы определите проблему. Некоторые неполадки можно устранить самостоятельно:

✅ Если диагностика показала ошибку Р0300, выкрутите и проверьте все свечи. Убедитесь в отсутствии нагара, оцените зазор — в идеале он должен быть 1.0–1.13 мм. Если зазор больше, расход топливовоздушной смеси увеличивается, если меньше — мотор глохнет, наблюдаются проблемы с его запуском. Если это ошибки Р0301-Р0304, эти манипуляции проводятся с конкретной свечей.
✅ Осмотрите высоковольтные провода на предмет повреждений. Если нарушена изоляция или на них видны трещины, они меняются на новые.
✅ Оцените состояние ремня ГРМ, проверьте метки на приводе. Ремень не должен быть растянут. Если фазы нарушены, производится настройка системы газораспределения.
✅ Проверьте компрессию. Выкрутите свечу из цилиндра, вместо нее вкрутите штуцер компрессометра. Включите зажигание и поверните ключ, пока мотор не начнет крутить коленвал. Двигатель запустите, поддайте газа, чтобы он немного поработал.

Компрессия должна быть не ниже 11 и не выше 14 бар, причем разброс по цилиндрам должен быть не больше 1 бара. Если компрессия ниже, проверяется регулировка зазоров клапанов. С этим лучше обратиться на СТО.

Проверка компрессии. Фото: YouTube.com

Также можно проверить зазоры клапанов. Возможно, они были выставлены неверно при настройке, в результате чего выпускные клапаны не закрываются до конца. Регулировку зазоров можно выполнять каждые 20 тысяч км пробега.

Неприятные последствия


Если пропуски единичные, это сигнал для автовладельца о необходимости диагностики ДВС. Если многочисленные, то со временем в нейтрализатор будет попадать несгоревшее горючее. Это приведет к перегреву устройства и его поломке. При многочисленных пропусках часть топлива будет попадать в систему смазки через стенки неработающего цилиндра. В результате этого масло, разбавленное с бензином, теряет свои качества и не в состоянии эффективно смазывать движущиеся узлы.

Все это приводит к ускоренному износу элементов двигателя. Мы рассмотрели общий перечень проблем, которые могут стать причиной пропусков в системе зажигания. Быстрый и эффективный результат даст только поэтапная и последовательная диагностика.
Приходилось ли вам проверять компрессию самостоятельно?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Полируем фары картоном

Полируем фары картоном

Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...