Datsun Z – серия уникальных спорткаров
Японский бренд Datsun советским автолюбителям был совершенно незнаком. До 60-х годов минувшего века компания Nissan под своим именем выпускала только грузовую технику. Название «Дацун» досталось легковушкам. Американский рынок всегда привлекал японских автопроизводителей: не стал исключением и Nissan. Правда, предлагаемые в начале 60-х малолитражки, да и родстеры особой популярностью не пользовались.
Почему на рынок США шли машины под маркой Datsun? Ответ прост: во время войны японцы поставляли в свою армию грузовики с шильдиком «Ниссан». Понятно, что у американцев это название будет навевать далеко не самые приятные воспоминания. Вот и решили экспортируемую в Штаты технику именовать Datsun.
Руководство Nissan хорошо осознавало, что для закрепления на американском рынке и увеличения продаж нужна какая-то особенная модель. Предлагаемые в то время спортивные машины Fairlady 1600 и 2000 уже морально устарели. И дело закипело!
За внешний облик спорткара взялась японская студия дизайна Sports Car Styling. Коллективом руководил автомобильный «стилист» Есихико Мацуо. Однако в студии не решились полностью самостоятельно сделать оригинальный экстерьер. За помощью обратились к дизайнеру из ФРГ Альбрехту Герцу: ранее он консультировал японцев по поводу внешнего вида авто, поставляемых на рынки Европы и США.
Вот и теперь немец почти полностью разработал внешний вид машины. Мацуо «осталась» только конфигурация остекления.
В создании экстерьера участвовали и сотрудники американского подразделения Nissan, руководимого Ютакой Катаямой. Именно этот коллектив поставил Datsun на конвейер.
Название Fairlady сочли для американского рынка неуместным и решили новое авто за океаном называть «Z» с последующим числом. Оно давало информацию об установленном на спорткаре двигателе. Покупателям предлагались модели Z240, Z260 и Z280. Первую из этих машин представили широкой публике в крупнейшем американском городе США – Нью-Йорке в 1969-м году. В Японии авто именовалось, как Nissan Fairlady Z. Заводской индекс – HS30. Для леворульных вариантов предусмотрено добавление в виде буквы «L». С 1972-го спорткары для США стали именовать Z-Car.
Если говорить о всей линейке двигателей, то это S20 DOHC 24v I6, а также L20 I6 с уменьшенным до двух литров объемом (эти моторы ставили только на Nissan Fairlady Z, предназначенных для внутреннего рынка). Далее:
✅ L24 I6 – 2,4 л
✅ L26 I6 – 2,6 л
✅ L28E I6 – 2,8 л
Начальная версия Z240 под именем Series I производилась до лета 1971-го года. От более поздних поколений первенцев отличал шильдик 240Z, прикрепленный на стойку, особое оформление бамперов и пара отверстий для вентиляции сзади. Первая партия автомобилей разошлась в количестве 16 тыс. 215 единиц техники.
Не так много, по сравнению, например, с Ford Mustang. Однако к концу 1973-го объем продаж увеличился до 46 тыс. 282-х экземпляров. У авто Series II от логотипа осталась только «Z» (Datsun больше не писали), т. к. машины собирали на одном конвейере, а устанавливаемые движки имели разный объем.
Первый силовой агрегат в 2393 «кубика» развивал мощность до 151-й «лошади» при наибольшей частоте вращения коленвала в 700 об/мин. Машина разгонялась до 201 км/ч и потребляла горючего 11 л на «сотку». Роль главного элемента трансмиссии играл опытный образец трехступенчатой АКПП Full Automatic. Однако она вызывала нарекания пользователей и позже ее заменили на ранее устанавливавшийся механизм.
Одна из особенностей мотора – пара карбюраторов HJG 46W от компании «Хитачи». Тормоза: впереди дисковые, на задней оси – с барабанами. Подвеска – обычный «МакФерсон». В подобной «комплектации» спорткар набирал первую «сотку» за 8 с малым секунд.
По сравнению со спортивными машинами США и ФРГ, японское авто, при схожих технических характеристиках, имело меньшую стоимость. К тому же машина отличалась надежностью. В итоге у американцев сложился стойкий стереотип о японских спорткарах марки «Дацун», как о неприхотливой, доступной по стоимости технике, обладающей солидным эксплуатационным ресурсом.
Не было забыто главное предназначение авто: участие в состязаниях. Так, в 73-м пилот Шекхара Мехты, управляя Z240, стал лидером гонки в двадцать первом сафари-ралли (Восточная Африка).
Машины следующего поколения, получившие индекс S130 (280Z), производились в период 1978-1983 годы. Внешне авто новой генерации напоминало Fairlady Z; только кузов стал более обтекаемым, да колесная база увеличилась до 2,32 м (была 2,305 м). Здесь производитель уже делает упор не на спортивный стиль, а комфорт в салоне. Американцы нововведения оценили и «проголосовали долларом»: в первый год реализовано более 86 тыс. экземпляров. Благодаря изданию Motor Trend, версия S130 получила «звание» «Импортный авто-1979».
Сначала машины комплектовались атмосферными движками, но к 80-м появился шестицилиндровый L20ET с наддувом, а позже и L28ET. С последним агрегатом спорткар и отправился покорять американский рынок. А чтобы европейцам «не было скучно», в ФРГ предлагалась версия машины с турбированным форсированным двигателем мощностью в 200 «лошадей».
Здесь уже налицо серьезные преобразования. Форма кузова стала угловатая, фары, в угоду тогдашней моде, сделали подъемными. Если у 240Z аэродинамический коэффициент сопротивления воздушному потоку составлял 0,467, то теперь он упал до 0,3. Под капотом стоял RB20DET, выдававший 180 л. с. Для спорткаров, которые оставались на родине, предназначался двухлитровый движок VG20ET в 170 «лошадей».
Самым мощным в линейке силовых агрегатов стал VG30ET, выдававший не менее 200 л. с. Он устанавливался на модель 300ZX Turbo. Машина предназначалась для мирового рынка и поставлялась в Австралию, Европу и Америку. Часть авто осталась в Японии. Спорткар третьей генерации был реализован в количестве 329 тыс. 900 единиц техники.
Четвертое поколение отличается стильной внешностью: даже сегодня машина, выпущенная в 1989-м не кажется устаревшей. В плане колесной базы предлагалось два варианта: на 2,450 и 2,55 м. Но не только экстерьер радовал поклонников. Под капотом – 225-сильный VG30DE, а его модифицированная версия VG30DETT могла «похвастаться» 304-мя «лошадями».
В этой комплектации спорткар покорял «сотку» за 5 секунд! Машина в 90-е собрала «кучу» наград, занимала высшие строчки рейтингов. Но впереди намечались серьезные перемены.
К концу 90-х доллар по отношению к йене резко изменил свой курс: неожиданно все автомобили из Страны Восходящего солнца внезапно стали дорогими для американцев. Второй момент – «выход» спорткаров из моды – их место уверенно занимали кроссоверы. В итоге к 2000-му авто перестал сходить с конвейера.
В «нулевых» была попытка возродить славу марки: японцы выпустили 350Z. Его укомплектовали атмосферным движком в 3,5 л VQ35DE (291 л. с.), который в 2007-м сменил VQ35HR на 310 «лошадей». Последним спорткаром из легендарной линейки стал Z34 с мотором VQ37VHR в 355 л. с. и объемом 3,7 л. Его производство прекратилось в декабре 2021-го года.
Почему на рынок США шли машины под маркой Datsun? Ответ прост: во время войны японцы поставляли в свою армию грузовики с шильдиком «Ниссан». Понятно, что у американцев это название будет навевать далеко не самые приятные воспоминания. Вот и решили экспортируемую в Штаты технику именовать Datsun.
Прорыв
Руководство Nissan хорошо осознавало, что для закрепления на американском рынке и увеличения продаж нужна какая-то особенная модель. Предлагаемые в то время спортивные машины Fairlady 1600 и 2000 уже морально устарели. И дело закипело!
Облик нового спорткара был нестандартным для японского автопрома. Фото: YouTube.com
За внешний облик спорткара взялась японская студия дизайна Sports Car Styling. Коллективом руководил автомобильный «стилист» Есихико Мацуо. Однако в студии не решились полностью самостоятельно сделать оригинальный экстерьер. За помощью обратились к дизайнеру из ФРГ Альбрехту Герцу: ранее он консультировал японцев по поводу внешнего вида авто, поставляемых на рынки Европы и США.
На первых моделях поворотники были интегрированы в бампер. Фото: YouTube.com
Вот и теперь немец почти полностью разработал внешний вид машины. Мацуо «осталась» только конфигурация остекления.
Фирменный логотип красовался на капоте. Фото: YouTube.com
В создании экстерьера участвовали и сотрудники американского подразделения Nissan, руководимого Ютакой Катаямой. Именно этот коллектив поставил Datsun на конвейер.
Обозначения
Название Fairlady сочли для американского рынка неуместным и решили новое авто за океаном называть «Z» с последующим числом. Оно давало информацию об установленном на спорткаре двигателе. Покупателям предлагались модели Z240, Z260 и Z280. Первую из этих машин представили широкой публике в крупнейшем американском городе США – Нью-Йорке в 1969-м году. В Японии авто именовалось, как Nissan Fairlady Z. Заводской индекс – HS30. Для леворульных вариантов предусмотрено добавление в виде буквы «L». С 1972-го спорткары для США стали именовать Z-Car.
Узнать, какой стоит двигатель в спорткаре, можно было по маркировке нат переднем левом крыле. Фото: YouTube.com
Если говорить о всей линейке двигателей, то это S20 DOHC 24v I6, а также L20 I6 с уменьшенным до двух литров объемом (эти моторы ставили только на Nissan Fairlady Z, предназначенных для внутреннего рынка). Далее:
✅ L24 I6 – 2,4 л
✅ L26 I6 – 2,6 л
✅ L28E I6 – 2,8 л
Начальная версия Z240 под именем Series I производилась до лета 1971-го года. От более поздних поколений первенцев отличал шильдик 240Z, прикрепленный на стойку, особое оформление бамперов и пара отверстий для вентиляции сзади. Первая партия автомобилей разошлась в количестве 16 тыс. 215 единиц техники.
Движок объемом 2,4 л. Фото: YouTube.com
Не так много, по сравнению, например, с Ford Mustang. Однако к концу 1973-го объем продаж увеличился до 46 тыс. 282-х экземпляров. У авто Series II от логотипа осталась только «Z» (Datsun больше не писали), т. к. машины собирали на одном конвейере, а устанавливаемые движки имели разный объем.
Технические моменты Z-Car
Первый силовой агрегат в 2393 «кубика» развивал мощность до 151-й «лошади» при наибольшей частоте вращения коленвала в 700 об/мин. Машина разгонялась до 201 км/ч и потребляла горючего 11 л на «сотку». Роль главного элемента трансмиссии играл опытный образец трехступенчатой АКПП Full Automatic. Однако она вызывала нарекания пользователей и позже ее заменили на ранее устанавливавшийся механизм.
Z280 с двигателем объемом 2,8 л. Фото: YouTube.com
Одна из особенностей мотора – пара карбюраторов HJG 46W от компании «Хитачи». Тормоза: впереди дисковые, на задней оси – с барабанами. Подвеска – обычный «МакФерсон». В подобной «комплектации» спорткар набирал первую «сотку» за 8 с малым секунд.
Причины популярности Datsun Z
По сравнению со спортивными машинами США и ФРГ, японское авто, при схожих технических характеристиках, имело меньшую стоимость. К тому же машина отличалась надежностью. В итоге у американцев сложился стойкий стереотип о японских спорткарах марки «Дацун», как о неприхотливой, доступной по стоимости технике, обладающей солидным эксплуатационным ресурсом.
Стремительный Datsun быстро завоевал американский рынок. Фото: YouTube.com
Не было забыто главное предназначение авто: участие в состязаниях. Так, в 73-м пилот Шекхара Мехты, управляя Z240, стал лидером гонки в двадцать первом сафари-ралли (Восточная Африка).
Дальнейшие модернизации
Машины следующего поколения, получившие индекс S130 (280Z), производились в период 1978-1983 годы. Внешне авто новой генерации напоминало Fairlady Z; только кузов стал более обтекаемым, да колесная база увеличилась до 2,32 м (была 2,305 м). Здесь производитель уже делает упор не на спортивный стиль, а комфорт в салоне. Американцы нововведения оценили и «проголосовали долларом»: в первый год реализовано более 86 тыс. экземпляров. Благодаря изданию Motor Trend, версия S130 получила «звание» «Импортный авто-1979».
S-130 внешне походил на своего предшественника. Фото: YouTube.com
Сначала машины комплектовались атмосферными движками, но к 80-м появился шестицилиндровый L20ET с наддувом, а позже и L28ET. С последним агрегатом спорткар и отправился покорять американский рынок. А чтобы европейцам «не было скучно», в ФРГ предлагалась версия машины с турбированным форсированным двигателем мощностью в 200 «лошадей».
Третье поколения Z31
Здесь уже налицо серьезные преобразования. Форма кузова стала угловатая, фары, в угоду тогдашней моде, сделали подъемными. Если у 240Z аэродинамический коэффициент сопротивления воздушному потоку составлял 0,467, то теперь он упал до 0,3. Под капотом стоял RB20DET, выдававший 180 л. с. Для спорткаров, которые оставались на родине, предназначался двухлитровый движок VG20ET в 170 «лошадей».
E Z31 более плавные обводы кузова и поднимающиеся фары. Фото: YouTube.com
Самым мощным в линейке силовых агрегатов стал VG30ET, выдававший не менее 200 л. с. Он устанавливался на модель 300ZX Turbo. Машина предназначалась для мирового рынка и поставлялась в Австралию, Европу и Америку. Часть авто осталась в Японии. Спорткар третьей генерации был реализован в количестве 329 тыс. 900 единиц техники.
Z32 (300ZX)
Четвертое поколение отличается стильной внешностью: даже сегодня машина, выпущенная в 1989-м не кажется устаревшей. В плане колесной базы предлагалось два варианта: на 2,450 и 2,55 м. Но не только экстерьер радовал поклонников. Под капотом – 225-сильный VG30DE, а его модифицированная версия VG30DETT могла «похвастаться» 304-мя «лошадями».
300ZX использовался даже в полиции: от такого не убежишь! Фото: YouTube.com
В этой комплектации спорткар покорял «сотку» за 5 секунд! Машина в 90-е собрала «кучу» наград, занимала высшие строчки рейтингов. Но впереди намечались серьезные перемены.
Финал
К концу 90-х доллар по отношению к йене резко изменил свой курс: неожиданно все автомобили из Страны Восходящего солнца внезапно стали дорогими для американцев. Второй момент – «выход» спорткаров из моды – их место уверенно занимали кроссоверы. В итоге к 2000-му авто перестал сходить с конвейера.
Предпоследний из серии "Z" – модель 350Z Фото: YouTube.com
В «нулевых» была попытка возродить славу марки: японцы выпустили 350Z. Его укомплектовали атмосферным движком в 3,5 л VQ35DE (291 л. с.), который в 2007-м сменил VQ35HR на 310 «лошадей». Последним спорткаром из легендарной линейки стал Z34 с мотором VQ37VHR в 355 л. с. и объемом 3,7 л. Его производство прекратилось в декабре 2021-го года.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...