Datsun Z – серия уникальных спорткаров
Японский бренд Datsun советским автолюбителям был совершенно незнаком. До 60-х годов минувшего века компания Nissan под своим именем выпускала только грузовую технику. Название «Дацун» досталось легковушкам. Американский рынок всегда привлекал японских автопроизводителей: не стал исключением и Nissan. Правда, предлагаемые в начале 60-х малолитражки, да и родстеры особой популярностью не пользовались.
Почему на рынок США шли машины под маркой Datsun? Ответ прост: во время войны японцы поставляли в свою армию грузовики с шильдиком «Ниссан». Понятно, что у американцев это название будет навевать далеко не самые приятные воспоминания. Вот и решили экспортируемую в Штаты технику именовать Datsun.
Руководство Nissan хорошо осознавало, что для закрепления на американском рынке и увеличения продаж нужна какая-то особенная модель. Предлагаемые в то время спортивные машины Fairlady 1600 и 2000 уже морально устарели. И дело закипело!
За внешний облик спорткара взялась японская студия дизайна Sports Car Styling. Коллективом руководил автомобильный «стилист» Есихико Мацуо. Однако в студии не решились полностью самостоятельно сделать оригинальный экстерьер. За помощью обратились к дизайнеру из ФРГ Альбрехту Герцу: ранее он консультировал японцев по поводу внешнего вида авто, поставляемых на рынки Европы и США.
Вот и теперь немец почти полностью разработал внешний вид машины. Мацуо «осталась» только конфигурация остекления.
В создании экстерьера участвовали и сотрудники американского подразделения Nissan, руководимого Ютакой Катаямой. Именно этот коллектив поставил Datsun на конвейер.
Название Fairlady сочли для американского рынка неуместным и решили новое авто за океаном называть «Z» с последующим числом. Оно давало информацию об установленном на спорткаре двигателе. Покупателям предлагались модели Z240, Z260 и Z280. Первую из этих машин представили широкой публике в крупнейшем американском городе США – Нью-Йорке в 1969-м году. В Японии авто именовалось, как Nissan Fairlady Z. Заводской индекс – HS30. Для леворульных вариантов предусмотрено добавление в виде буквы «L». С 1972-го спорткары для США стали именовать Z-Car.
Если говорить о всей линейке двигателей, то это S20 DOHC 24v I6, а также L20 I6 с уменьшенным до двух литров объемом (эти моторы ставили только на Nissan Fairlady Z, предназначенных для внутреннего рынка). Далее:
✅ L24 I6 – 2,4 л
✅ L26 I6 – 2,6 л
✅ L28E I6 – 2,8 л
Начальная версия Z240 под именем Series I производилась до лета 1971-го года. От более поздних поколений первенцев отличал шильдик 240Z, прикрепленный на стойку, особое оформление бамперов и пара отверстий для вентиляции сзади. Первая партия автомобилей разошлась в количестве 16 тыс. 215 единиц техники.
Не так много, по сравнению, например, с Ford Mustang. Однако к концу 1973-го объем продаж увеличился до 46 тыс. 282-х экземпляров. У авто Series II от логотипа осталась только «Z» (Datsun больше не писали), т. к. машины собирали на одном конвейере, а устанавливаемые движки имели разный объем.
Первый силовой агрегат в 2393 «кубика» развивал мощность до 151-й «лошади» при наибольшей частоте вращения коленвала в 700 об/мин. Машина разгонялась до 201 км/ч и потребляла горючего 11 л на «сотку». Роль главного элемента трансмиссии играл опытный образец трехступенчатой АКПП Full Automatic. Однако она вызывала нарекания пользователей и позже ее заменили на ранее устанавливавшийся механизм.
Одна из особенностей мотора – пара карбюраторов HJG 46W от компании «Хитачи». Тормоза: впереди дисковые, на задней оси – с барабанами. Подвеска – обычный «МакФерсон». В подобной «комплектации» спорткар набирал первую «сотку» за 8 с малым секунд.
По сравнению со спортивными машинами США и ФРГ, японское авто, при схожих технических характеристиках, имело меньшую стоимость. К тому же машина отличалась надежностью. В итоге у американцев сложился стойкий стереотип о японских спорткарах марки «Дацун», как о неприхотливой, доступной по стоимости технике, обладающей солидным эксплуатационным ресурсом.
Не было забыто главное предназначение авто: участие в состязаниях. Так, в 73-м пилот Шекхара Мехты, управляя Z240, стал лидером гонки в двадцать первом сафари-ралли (Восточная Африка).
Машины следующего поколения, получившие индекс S130 (280Z), производились в период 1978-1983 годы. Внешне авто новой генерации напоминало Fairlady Z; только кузов стал более обтекаемым, да колесная база увеличилась до 2,32 м (была 2,305 м). Здесь производитель уже делает упор не на спортивный стиль, а комфорт в салоне. Американцы нововведения оценили и «проголосовали долларом»: в первый год реализовано более 86 тыс. экземпляров. Благодаря изданию Motor Trend, версия S130 получила «звание» «Импортный авто-1979».
Сначала машины комплектовались атмосферными движками, но к 80-м появился шестицилиндровый L20ET с наддувом, а позже и L28ET. С последним агрегатом спорткар и отправился покорять американский рынок. А чтобы европейцам «не было скучно», в ФРГ предлагалась версия машины с турбированным форсированным двигателем мощностью в 200 «лошадей».
Здесь уже налицо серьезные преобразования. Форма кузова стала угловатая, фары, в угоду тогдашней моде, сделали подъемными. Если у 240Z аэродинамический коэффициент сопротивления воздушному потоку составлял 0,467, то теперь он упал до 0,3. Под капотом стоял RB20DET, выдававший 180 л. с. Для спорткаров, которые оставались на родине, предназначался двухлитровый движок VG20ET в 170 «лошадей».
Самым мощным в линейке силовых агрегатов стал VG30ET, выдававший не менее 200 л. с. Он устанавливался на модель 300ZX Turbo. Машина предназначалась для мирового рынка и поставлялась в Австралию, Европу и Америку. Часть авто осталась в Японии. Спорткар третьей генерации был реализован в количестве 329 тыс. 900 единиц техники.
Четвертое поколение отличается стильной внешностью: даже сегодня машина, выпущенная в 1989-м не кажется устаревшей. В плане колесной базы предлагалось два варианта: на 2,450 и 2,55 м. Но не только экстерьер радовал поклонников. Под капотом – 225-сильный VG30DE, а его модифицированная версия VG30DETT могла «похвастаться» 304-мя «лошадями».
В этой комплектации спорткар покорял «сотку» за 5 секунд! Машина в 90-е собрала «кучу» наград, занимала высшие строчки рейтингов. Но впереди намечались серьезные перемены.
К концу 90-х доллар по отношению к йене резко изменил свой курс: неожиданно все автомобили из Страны Восходящего солнца внезапно стали дорогими для американцев. Второй момент – «выход» спорткаров из моды – их место уверенно занимали кроссоверы. В итоге к 2000-му авто перестал сходить с конвейера.
В «нулевых» была попытка возродить славу марки: японцы выпустили 350Z. Его укомплектовали атмосферным движком в 3,5 л VQ35DE (291 л. с.), который в 2007-м сменил VQ35HR на 310 «лошадей». Последним спорткаром из легендарной линейки стал Z34 с мотором VQ37VHR в 355 л. с. и объемом 3,7 л. Его производство прекратилось в декабре 2021-го года.
Почему на рынок США шли машины под маркой Datsun? Ответ прост: во время войны японцы поставляли в свою армию грузовики с шильдиком «Ниссан». Понятно, что у американцев это название будет навевать далеко не самые приятные воспоминания. Вот и решили экспортируемую в Штаты технику именовать Datsun.
Прорыв
Руководство Nissan хорошо осознавало, что для закрепления на американском рынке и увеличения продаж нужна какая-то особенная модель. Предлагаемые в то время спортивные машины Fairlady 1600 и 2000 уже морально устарели. И дело закипело!
Облик нового спорткара был нестандартным для японского автопрома. Фото: YouTube.com
За внешний облик спорткара взялась японская студия дизайна Sports Car Styling. Коллективом руководил автомобильный «стилист» Есихико Мацуо. Однако в студии не решились полностью самостоятельно сделать оригинальный экстерьер. За помощью обратились к дизайнеру из ФРГ Альбрехту Герцу: ранее он консультировал японцев по поводу внешнего вида авто, поставляемых на рынки Европы и США.
На первых моделях поворотники были интегрированы в бампер. Фото: YouTube.com
Вот и теперь немец почти полностью разработал внешний вид машины. Мацуо «осталась» только конфигурация остекления.
Фирменный логотип красовался на капоте. Фото: YouTube.com
В создании экстерьера участвовали и сотрудники американского подразделения Nissan, руководимого Ютакой Катаямой. Именно этот коллектив поставил Datsun на конвейер.
Обозначения
Название Fairlady сочли для американского рынка неуместным и решили новое авто за океаном называть «Z» с последующим числом. Оно давало информацию об установленном на спорткаре двигателе. Покупателям предлагались модели Z240, Z260 и Z280. Первую из этих машин представили широкой публике в крупнейшем американском городе США – Нью-Йорке в 1969-м году. В Японии авто именовалось, как Nissan Fairlady Z. Заводской индекс – HS30. Для леворульных вариантов предусмотрено добавление в виде буквы «L». С 1972-го спорткары для США стали именовать Z-Car.
Узнать, какой стоит двигатель в спорткаре, можно было по маркировке нат переднем левом крыле. Фото: YouTube.com
Если говорить о всей линейке двигателей, то это S20 DOHC 24v I6, а также L20 I6 с уменьшенным до двух литров объемом (эти моторы ставили только на Nissan Fairlady Z, предназначенных для внутреннего рынка). Далее:
✅ L24 I6 – 2,4 л
✅ L26 I6 – 2,6 л
✅ L28E I6 – 2,8 л
Начальная версия Z240 под именем Series I производилась до лета 1971-го года. От более поздних поколений первенцев отличал шильдик 240Z, прикрепленный на стойку, особое оформление бамперов и пара отверстий для вентиляции сзади. Первая партия автомобилей разошлась в количестве 16 тыс. 215 единиц техники.
Движок объемом 2,4 л. Фото: YouTube.com
Не так много, по сравнению, например, с Ford Mustang. Однако к концу 1973-го объем продаж увеличился до 46 тыс. 282-х экземпляров. У авто Series II от логотипа осталась только «Z» (Datsun больше не писали), т. к. машины собирали на одном конвейере, а устанавливаемые движки имели разный объем.
Технические моменты Z-Car
Первый силовой агрегат в 2393 «кубика» развивал мощность до 151-й «лошади» при наибольшей частоте вращения коленвала в 700 об/мин. Машина разгонялась до 201 км/ч и потребляла горючего 11 л на «сотку». Роль главного элемента трансмиссии играл опытный образец трехступенчатой АКПП Full Automatic. Однако она вызывала нарекания пользователей и позже ее заменили на ранее устанавливавшийся механизм.
Z280 с двигателем объемом 2,8 л. Фото: YouTube.com
Одна из особенностей мотора – пара карбюраторов HJG 46W от компании «Хитачи». Тормоза: впереди дисковые, на задней оси – с барабанами. Подвеска – обычный «МакФерсон». В подобной «комплектации» спорткар набирал первую «сотку» за 8 с малым секунд.
Причины популярности Datsun Z
По сравнению со спортивными машинами США и ФРГ, японское авто, при схожих технических характеристиках, имело меньшую стоимость. К тому же машина отличалась надежностью. В итоге у американцев сложился стойкий стереотип о японских спорткарах марки «Дацун», как о неприхотливой, доступной по стоимости технике, обладающей солидным эксплуатационным ресурсом.
Стремительный Datsun быстро завоевал американский рынок. Фото: YouTube.com
Не было забыто главное предназначение авто: участие в состязаниях. Так, в 73-м пилот Шекхара Мехты, управляя Z240, стал лидером гонки в двадцать первом сафари-ралли (Восточная Африка).
Дальнейшие модернизации
Машины следующего поколения, получившие индекс S130 (280Z), производились в период 1978-1983 годы. Внешне авто новой генерации напоминало Fairlady Z; только кузов стал более обтекаемым, да колесная база увеличилась до 2,32 м (была 2,305 м). Здесь производитель уже делает упор не на спортивный стиль, а комфорт в салоне. Американцы нововведения оценили и «проголосовали долларом»: в первый год реализовано более 86 тыс. экземпляров. Благодаря изданию Motor Trend, версия S130 получила «звание» «Импортный авто-1979».
S-130 внешне походил на своего предшественника. Фото: YouTube.com
Сначала машины комплектовались атмосферными движками, но к 80-м появился шестицилиндровый L20ET с наддувом, а позже и L28ET. С последним агрегатом спорткар и отправился покорять американский рынок. А чтобы европейцам «не было скучно», в ФРГ предлагалась версия машины с турбированным форсированным двигателем мощностью в 200 «лошадей».
Третье поколения Z31
Здесь уже налицо серьезные преобразования. Форма кузова стала угловатая, фары, в угоду тогдашней моде, сделали подъемными. Если у 240Z аэродинамический коэффициент сопротивления воздушному потоку составлял 0,467, то теперь он упал до 0,3. Под капотом стоял RB20DET, выдававший 180 л. с. Для спорткаров, которые оставались на родине, предназначался двухлитровый движок VG20ET в 170 «лошадей».
E Z31 более плавные обводы кузова и поднимающиеся фары. Фото: YouTube.com
Самым мощным в линейке силовых агрегатов стал VG30ET, выдававший не менее 200 л. с. Он устанавливался на модель 300ZX Turbo. Машина предназначалась для мирового рынка и поставлялась в Австралию, Европу и Америку. Часть авто осталась в Японии. Спорткар третьей генерации был реализован в количестве 329 тыс. 900 единиц техники.
Z32 (300ZX)
Четвертое поколение отличается стильной внешностью: даже сегодня машина, выпущенная в 1989-м не кажется устаревшей. В плане колесной базы предлагалось два варианта: на 2,450 и 2,55 м. Но не только экстерьер радовал поклонников. Под капотом – 225-сильный VG30DE, а его модифицированная версия VG30DETT могла «похвастаться» 304-мя «лошадями».
300ZX использовался даже в полиции: от такого не убежишь! Фото: YouTube.com
В этой комплектации спорткар покорял «сотку» за 5 секунд! Машина в 90-е собрала «кучу» наград, занимала высшие строчки рейтингов. Но впереди намечались серьезные перемены.
Финал
К концу 90-х доллар по отношению к йене резко изменил свой курс: неожиданно все автомобили из Страны Восходящего солнца внезапно стали дорогими для американцев. Второй момент – «выход» спорткаров из моды – их место уверенно занимали кроссоверы. В итоге к 2000-му авто перестал сходить с конвейера.
Предпоследний из серии "Z" – модель 350Z Фото: YouTube.com
В «нулевых» была попытка возродить славу марки: японцы выпустили 350Z. Его укомплектовали атмосферным движком в 3,5 л VQ35DE (291 л. с.), который в 2007-м сменил VQ35HR на 310 «лошадей». Последним спорткаром из легендарной линейки стал Z34 с мотором VQ37VHR в 355 л. с. и объемом 3,7 л. Его производство прекратилось в декабре 2021-го года.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...