Favorit – легенда многих поколений чехословацких велогонщиков
Во второй половине 80-х, времена моей комсомольской юности, у меня было две мечты: иметь спортивный велосипед и побывать в Чехословакии. В итоге, несколько лет спустя, я отправился служить в ГДР, увидев страну мечтаний только с высоты птичьего полета. А позже, в тяжелые 90-е, стало уже не до заграничных путешествий.
А с велосипедом и вовсе все сложилось гораздо прозаичней. Со временем я осознал, что китайский (а лучше – японский) легкий мотоцикл или скутер намного интереснее. На крайний случай – электровелосипед. А если уж говорить о классическом педальном варианте – то в том же ГДР я впервые услышал о планетарном приводе. Он мне очень понравился, особенно, классическим тормозом при вращении педалей назад и более качественным цепным приводом (в отличии от тонкостенного в спортивных велосипедах).
Короче говоря, от юношеских мечтаний четыре с половиной десятилетия спустя не осталось и следа. Вот только жизнь горазда преподносить нам сюрпризы, когда мы их совсем уже не ждем. Неожиданно я оказался в чешской столице, где и познакомился с легендарным спортивным велосипедом, родом из ЧССР. Более того, смог неоднократно проверить его в деле, убедившись, что качественная техника не подвластна влиянию времени.
Граждане социалистической Чехословакии считались одними из самых спортивных на европейском континенте. Основную роль в этом играли чехи, которые и сегодня прекрасно выглядят в этом отношении. Можно вспомнить не только теннисистов Ивана Лендла и Мартину Навратилову или знаменитую сборную Чехословакии по хоккею. Немало представителей этой страны хорошо зарекомендовали себя в автомобильных и мотоциклетных соревнованиях.
В определенный момент чехи являлись и одними из лучший на велотреке. Понятно, что для хорошего выступления требуется не только подготовка, но и надежная педальная техника. Производители очень преуспели в этом отношении, особенно что касается спортивных велосипедов марки Favorit.
Если быть справедливыми с исторической точки зрения, то для этого города педальная техника вовсе не в новинку. Еще в 30-е годы прошлого столетия в Рокицанах появилось сразу два профильных предприятия: Tripol и Tudor. Удивительно, но конкуренты расположились недалеко друг от друга – на противоположных сторонах одной и той же улицы. Спрос тогда оказался довольно высоким, поэтому оба предприятия успешно трудились, обеспечивая жителей независимой Чехословакии несколькими тысячами новых велосипедов в год.
Конечно, во время войны оказалось не до того, а во второй половине 40-х и вовсе наступили кардинальные перемены. Пришла пора национализации и укрупнения производств, создавались промышленные объединения. Поэтому бывших частников включили в состав известного производителя мотоциклетной техники – CZ Strakonice.
Именно по этой причине радостное событие (этап многодневной «Велогонки Мира-1948») превратилось для чехов в неожиданное испытание. Чиновники и ответственный технический персонал с прискорбием отметили: у страны, имевшей некогда прекрасные изделия, на тот момент не оказалось собственной модели спортивного велосипеда.
На в спешном порядке восстановленных производствах кипит работа. Вот только специфика у велосипедных цехов слегка изменила свой вектор. Если в 30-х промышленники пытались удовлетворить спрос рядового населения, выпуская удобные прогулочные экземпляры с тяжелой рамой, то сейчас пришлось потрудиться для спорта. По разнарядке свыше заводу поручено в кратчайшие сроки освоить целый ряд специфической техники:
✅ гоночных велосипедов
✅ трековых моделей
✅ моделей для велобола и др.
Кроме велосипедов для специальных дисциплин предприятие в Рокицанах занимается и сборкой классической спортивной техники, реализуемой для рядовых граждан Чехословакии. Ежегодный выпуск массовых моделей в среднем составлял 70 тысяч штук в год. Это позволило к 1978 году «разменять» первый миллион.
После того как успехи марки в соревнованиях прогремели на весь мир, появился настоящий ажиотаж. Особенно его подогрела олимпийская медаль 1964 года. Теперь каждый уважающий себя чехословацкий подросток мог мечтать только о велосипеде, у которого на раме красовалась бы надпись Favorit.
За три года до этих событий в чехословацкой столице родился одаренный мальчик по имени Иржи. Конечно, он с детства находился под впечатлением (тем более, что чемпион оказался его тезкой) и мог видеть себя только за рулем «спортовни коло» (спортивного велосипеда) знаменитой местной марки. Время шло, и его мечта сбылась тогда, когда парню исполнилось 18 лет. Несмотря на высокий интерес к техническим наукам и языкам (к этому времени он уже неплохо знал немецкий), Йирка находил время и для поездок на своей гордости – спортивном велосипеде Favorit.
Техника успешно сохранилась и более чем четыре десятилетия спустя. Сегодня вы тоже можете увидеть ее на фотографиях, сопровождающих этот материал. Даже имеется оригинальная декоративная лента, покрывающая спортивный руль с надписью: Made in Czechoslovakia. Если кто-то не знает, то я напомню, что в те времена такое сопровождение обозначало, что товар успешно отправляется на экспорт (даже в капиталистические страны). Но вернемся к другим моделям марки, которые покоряли мировые спортивные вершины.
За несколько десятилетий производства чехословацкая техники стала знакомым понятием в области велоспорта. Все это имеет такое значение для истории страны, что оказалось частью экспозиции в Национальном техническом музее Чешской Республики. Там собрана техника, занимавшая самые высокие места на мировых пьедесталах (около пятидесяти экземпляров спортивных велосипедов):
✅ гоночные аппараты братьев Поспишил – многократных чемпионов мира
✅ шоссейный F1 Super Special
✅ техника для велодрома – победитель Олимпиады 1964 года
Если остановиться на последнем, то это – простой байк для соревнований без единой лишней детали. Хорошим примером такой техники является экземпляр, изготовленный специально для московской Олимпиады-1980. Он получил номер 32, а его раму (для наименьшего сопротивления) изготовили из элиптического профиля. Такой велосипед имел лишь скудный набор элементов конструкции:
✅ руль
✅ рама
✅ вилка
✅ седло
✅ привод
✅ колеса
В 1964 году, на токийской Олимпиаде чехословацкий гонщик Иржи Далер завоевал первую в истории своей страны золотую медаль самого престижного мирового первенства. В отношении спортсмена даже существует интересная легенда. У всех членов команды велосипеды выкрасили в «цвет победителей», а на экземпляр Далера не хватило краски, и он получился голубым. Зато сам хозяин его по-настоящему «позолотил».
Но главными легендами страны все же являются братья Поспишилы, двадцать раз подымавшиеся на высшую ступень мирового первенства. Последний раз они сделали это, когда старшему из них исполнилось 46 лет! Эти победы давались ребятам нелегко, что подтверждают множественные царапины на одном из байков, выставленном сегодня в музее.
За всю историю социалистической Чехословакии успели собрать почти 1,5 млн. экземпляров различных моделей марки Favorit. За это время компания освоила выпуск многих вариантов:
✅ дамские модели
✅ тандемы
✅ дорожная техника
Конечно, особняком стояли такие элитные аппараты, как F1 Super Special. В год их собиралось не более восьмидесяти и почти все отправлялись к членам сборной Чехословакии. Трубы для него закупались за границей, а оборудование стояло от известной компании Campagnolo.
Политические перемены привели к запустению прежде процветавшего завода. Но в 2011 году для него открылось «второе дыхание». Новый хозяин из Словакии организовал в Рокицанах компанию под названием Favorit Czechoslovakia. Бизнесмен надеется возобновить былую славу марки, «посадив всех чехов на отечественные велосипеды».
А с велосипедом и вовсе все сложилось гораздо прозаичней. Со временем я осознал, что китайский (а лучше – японский) легкий мотоцикл или скутер намного интереснее. На крайний случай – электровелосипед. А если уж говорить о классическом педальном варианте – то в том же ГДР я впервые услышал о планетарном приводе. Он мне очень понравился, особенно, классическим тормозом при вращении педалей назад и более качественным цепным приводом (в отличии от тонкостенного в спортивных велосипедах).
Favorit, достойно перенесший испытание временем. Фото автора
Короче говоря, от юношеских мечтаний четыре с половиной десятилетия спустя не осталось и следа. Вот только жизнь горазда преподносить нам сюрпризы, когда мы их совсем уже не ждем. Неожиданно я оказался в чешской столице, где и познакомился с легендарным спортивным велосипедом, родом из ЧССР. Более того, смог неоднократно проверить его в деле, убедившись, что качественная техника не подвластна влиянию времени.
Отличные велосипеды – для одной из самых спортивных стран Европы
Граждане социалистической Чехословакии считались одними из самых спортивных на европейском континенте. Основную роль в этом играли чехи, которые и сегодня прекрасно выглядят в этом отношении. Можно вспомнить не только теннисистов Ивана Лендла и Мартину Навратилову или знаменитую сборную Чехословакии по хоккею. Немало представителей этой страны хорошо зарекомендовали себя в автомобильных и мотоциклетных соревнованиях.
В определенный момент чехи являлись и одними из лучший на велотреке. Понятно, что для хорошего выступления требуется не только подготовка, но и надежная педальная техника. Производители очень преуспели в этом отношении, особенно что касается спортивных велосипедов марки Favorit.
К началу 50-х в стране, имевшей хороший спортивный потенциал решают возобновить производство велосипедов. Для этого используются мощности в Рокицанах, а техника получает звучное наименование – Favorit.
Если быть справедливыми с исторической точки зрения, то для этого города педальная техника вовсе не в новинку. Еще в 30-е годы прошлого столетия в Рокицанах появилось сразу два профильных предприятия: Tripol и Tudor. Удивительно, но конкуренты расположились недалеко друг от друга – на противоположных сторонах одной и той же улицы. Спрос тогда оказался довольно высоким, поэтому оба предприятия успешно трудились, обеспечивая жителей независимой Чехословакии несколькими тысячами новых велосипедов в год.
Конечно, во время войны оказалось не до того, а во второй половине 40-х и вовсе наступили кардинальные перемены. Пришла пора национализации и укрупнения производств, создавались промышленные объединения. Поэтому бывших частников включили в состав известного производителя мотоциклетной техники – CZ Strakonice.
Именно по этой причине радостное событие (этап многодневной «Велогонки Мира-1948») превратилось для чехов в неожиданное испытание. Чиновники и ответственный технический персонал с прискорбием отметили: у страны, имевшей некогда прекрасные изделия, на тот момент не оказалось собственной модели спортивного велосипеда.
Таким креплениям не нужен ключ. Фото автора
На в спешном порядке восстановленных производствах кипит работа. Вот только специфика у велосипедных цехов слегка изменила свой вектор. Если в 30-х промышленники пытались удовлетворить спрос рядового населения, выпуская удобные прогулочные экземпляры с тяжелой рамой, то сейчас пришлось потрудиться для спорта. По разнарядке свыше заводу поручено в кратчайшие сроки освоить целый ряд специфической техники:
✅ гоночных велосипедов
✅ трековых моделей
✅ моделей для велобола и др.
Кроме велосипедов для специальных дисциплин предприятие в Рокицанах занимается и сборкой классической спортивной техники, реализуемой для рядовых граждан Чехословакии. Ежегодный выпуск массовых моделей в среднем составлял 70 тысяч штук в год. Это позволило к 1978 году «разменять» первый миллион.
После того как успехи марки в соревнованиях прогремели на весь мир, появился настоящий ажиотаж. Особенно его подогрела олимпийская медаль 1964 года. Теперь каждый уважающий себя чехословацкий подросток мог мечтать только о велосипеде, у которого на раме красовалась бы надпись Favorit.
За три года до этих событий в чехословацкой столице родился одаренный мальчик по имени Иржи. Конечно, он с детства находился под впечатлением (тем более, что чемпион оказался его тезкой) и мог видеть себя только за рулем «спортовни коло» (спортивного велосипеда) знаменитой местной марки. Время шло, и его мечта сбылась тогда, когда парню исполнилось 18 лет. Несмотря на высокий интерес к техническим наукам и языкам (к этому времени он уже неплохо знал немецкий), Йирка находил время и для поездок на своей гордости – спортивном велосипеде Favorit.
Форма седла, признанная специалистами оптимальной. Фото автора
Техника успешно сохранилась и более чем четыре десятилетия спустя. Сегодня вы тоже можете увидеть ее на фотографиях, сопровождающих этот материал. Даже имеется оригинальная декоративная лента, покрывающая спортивный руль с надписью: Made in Czechoslovakia. Если кто-то не знает, то я напомню, что в те времена такое сопровождение обозначало, что товар успешно отправляется на экспорт (даже в капиталистические страны). Но вернемся к другим моделям марки, которые покоряли мировые спортивные вершины.
Олимпийкое золото и другие награды марки Favorit
За несколько десятилетий производства чехословацкая техники стала знакомым понятием в области велоспорта. Все это имеет такое значение для истории страны, что оказалось частью экспозиции в Национальном техническом музее Чешской Республики. Там собрана техника, занимавшая самые высокие места на мировых пьедесталах (около пятидесяти экземпляров спортивных велосипедов):
✅ гоночные аппараты братьев Поспишил – многократных чемпионов мира
✅ шоссейный F1 Super Special
✅ техника для велодрома – победитель Олимпиады 1964 года
Если остановиться на последнем, то это – простой байк для соревнований без единой лишней детали. Хорошим примером такой техники является экземпляр, изготовленный специально для московской Олимпиады-1980. Он получил номер 32, а его раму (для наименьшего сопротивления) изготовили из элиптического профиля. Такой велосипед имел лишь скудный набор элементов конструкции:
✅ руль
✅ рама
✅ вилка
✅ седло
✅ привод
✅ колеса
В 1964 году, на токийской Олимпиаде чехословацкий гонщик Иржи Далер завоевал первую в истории своей страны золотую медаль самого престижного мирового первенства. В отношении спортсмена даже существует интересная легенда. У всех членов команды велосипеды выкрасили в «цвет победителей», а на экземпляр Далера не хватило краски, и он получился голубым. Зато сам хозяин его по-настоящему «позолотил».
Узкие шины для снижения силы трения. Фото автора
Но главными легендами страны все же являются братья Поспишилы, двадцать раз подымавшиеся на высшую ступень мирового первенства. Последний раз они сделали это, когда старшему из них исполнилось 46 лет! Эти победы давались ребятам нелегко, что подтверждают множественные царапины на одном из байков, выставленном сегодня в музее.
Завершение производства и его возобновление
За всю историю социалистической Чехословакии успели собрать почти 1,5 млн. экземпляров различных моделей марки Favorit. За это время компания освоила выпуск многих вариантов:
✅ дамские модели
✅ тандемы
✅ дорожная техника
Конечно, особняком стояли такие элитные аппараты, как F1 Super Special. В год их собиралось не более восьмидесяти и почти все отправлялись к членам сборной Чехословакии. Трубы для него закупались за границей, а оборудование стояло от известной компании Campagnolo.
Заводская краска сохранилась и четыре десятилетия спустя. Фото автора
Политические перемены привели к запустению прежде процветавшего завода. Но в 2011 году для него открылось «второе дыхание». Новый хозяин из Словакии организовал в Рокицанах компанию под названием Favorit Czechoslovakia. Бизнесмен надеется возобновить былую славу марки, «посадив всех чехов на отечественные велосипеды».
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...