Favorit – легенда многих поколений чехословацких велогонщиков
Во второй половине 80-х, времена моей комсомольской юности, у меня было две мечты: иметь спортивный велосипед и побывать в Чехословакии. В итоге, несколько лет спустя, я отправился служить в ГДР, увидев страну мечтаний только с высоты птичьего полета. А позже, в тяжелые 90-е, стало уже не до заграничных путешествий.
А с велосипедом и вовсе все сложилось гораздо прозаичней. Со временем я осознал, что китайский (а лучше – японский) легкий мотоцикл или скутер намного интереснее. На крайний случай – электровелосипед. А если уж говорить о классическом педальном варианте – то в том же ГДР я впервые услышал о планетарном приводе. Он мне очень понравился, особенно, классическим тормозом при вращении педалей назад и более качественным цепным приводом (в отличии от тонкостенного в спортивных велосипедах).
Короче говоря, от юношеских мечтаний четыре с половиной десятилетия спустя не осталось и следа. Вот только жизнь горазда преподносить нам сюрпризы, когда мы их совсем уже не ждем. Неожиданно я оказался в чешской столице, где и познакомился с легендарным спортивным велосипедом, родом из ЧССР. Более того, смог неоднократно проверить его в деле, убедившись, что качественная техника не подвластна влиянию времени.
Граждане социалистической Чехословакии считались одними из самых спортивных на европейском континенте. Основную роль в этом играли чехи, которые и сегодня прекрасно выглядят в этом отношении. Можно вспомнить не только теннисистов Ивана Лендла и Мартину Навратилову или знаменитую сборную Чехословакии по хоккею. Немало представителей этой страны хорошо зарекомендовали себя в автомобильных и мотоциклетных соревнованиях.
В определенный момент чехи являлись и одними из лучший на велотреке. Понятно, что для хорошего выступления требуется не только подготовка, но и надежная педальная техника. Производители очень преуспели в этом отношении, особенно что касается спортивных велосипедов марки Favorit.
Если быть справедливыми с исторической точки зрения, то для этого города педальная техника вовсе не в новинку. Еще в 30-е годы прошлого столетия в Рокицанах появилось сразу два профильных предприятия: Tripol и Tudor. Удивительно, но конкуренты расположились недалеко друг от друга – на противоположных сторонах одной и той же улицы. Спрос тогда оказался довольно высоким, поэтому оба предприятия успешно трудились, обеспечивая жителей независимой Чехословакии несколькими тысячами новых велосипедов в год.
Конечно, во время войны оказалось не до того, а во второй половине 40-х и вовсе наступили кардинальные перемены. Пришла пора национализации и укрупнения производств, создавались промышленные объединения. Поэтому бывших частников включили в состав известного производителя мотоциклетной техники – CZ Strakonice.
Именно по этой причине радостное событие (этап многодневной «Велогонки Мира-1948») превратилось для чехов в неожиданное испытание. Чиновники и ответственный технический персонал с прискорбием отметили: у страны, имевшей некогда прекрасные изделия, на тот момент не оказалось собственной модели спортивного велосипеда.
На в спешном порядке восстановленных производствах кипит работа. Вот только специфика у велосипедных цехов слегка изменила свой вектор. Если в 30-х промышленники пытались удовлетворить спрос рядового населения, выпуская удобные прогулочные экземпляры с тяжелой рамой, то сейчас пришлось потрудиться для спорта. По разнарядке свыше заводу поручено в кратчайшие сроки освоить целый ряд специфической техники:
✅ гоночных велосипедов
✅ трековых моделей
✅ моделей для велобола и др.
Кроме велосипедов для специальных дисциплин предприятие в Рокицанах занимается и сборкой классической спортивной техники, реализуемой для рядовых граждан Чехословакии. Ежегодный выпуск массовых моделей в среднем составлял 70 тысяч штук в год. Это позволило к 1978 году «разменять» первый миллион.
После того как успехи марки в соревнованиях прогремели на весь мир, появился настоящий ажиотаж. Особенно его подогрела олимпийская медаль 1964 года. Теперь каждый уважающий себя чехословацкий подросток мог мечтать только о велосипеде, у которого на раме красовалась бы надпись Favorit.
За три года до этих событий в чехословацкой столице родился одаренный мальчик по имени Иржи. Конечно, он с детства находился под впечатлением (тем более, что чемпион оказался его тезкой) и мог видеть себя только за рулем «спортовни коло» (спортивного велосипеда) знаменитой местной марки. Время шло, и его мечта сбылась тогда, когда парню исполнилось 18 лет. Несмотря на высокий интерес к техническим наукам и языкам (к этому времени он уже неплохо знал немецкий), Йирка находил время и для поездок на своей гордости – спортивном велосипеде Favorit.
Техника успешно сохранилась и более чем четыре десятилетия спустя. Сегодня вы тоже можете увидеть ее на фотографиях, сопровождающих этот материал. Даже имеется оригинальная декоративная лента, покрывающая спортивный руль с надписью: Made in Czechoslovakia. Если кто-то не знает, то я напомню, что в те времена такое сопровождение обозначало, что товар успешно отправляется на экспорт (даже в капиталистические страны). Но вернемся к другим моделям марки, которые покоряли мировые спортивные вершины.
За несколько десятилетий производства чехословацкая техники стала знакомым понятием в области велоспорта. Все это имеет такое значение для истории страны, что оказалось частью экспозиции в Национальном техническом музее Чешской Республики. Там собрана техника, занимавшая самые высокие места на мировых пьедесталах (около пятидесяти экземпляров спортивных велосипедов):
✅ гоночные аппараты братьев Поспишил – многократных чемпионов мира
✅ шоссейный F1 Super Special
✅ техника для велодрома – победитель Олимпиады 1964 года
Если остановиться на последнем, то это – простой байк для соревнований без единой лишней детали. Хорошим примером такой техники является экземпляр, изготовленный специально для московской Олимпиады-1980. Он получил номер 32, а его раму (для наименьшего сопротивления) изготовили из элиптического профиля. Такой велосипед имел лишь скудный набор элементов конструкции:
✅ руль
✅ рама
✅ вилка
✅ седло
✅ привод
✅ колеса
В 1964 году, на токийской Олимпиаде чехословацкий гонщик Иржи Далер завоевал первую в истории своей страны золотую медаль самого престижного мирового первенства. В отношении спортсмена даже существует интересная легенда. У всех членов команды велосипеды выкрасили в «цвет победителей», а на экземпляр Далера не хватило краски, и он получился голубым. Зато сам хозяин его по-настоящему «позолотил».
Но главными легендами страны все же являются братья Поспишилы, двадцать раз подымавшиеся на высшую ступень мирового первенства. Последний раз они сделали это, когда старшему из них исполнилось 46 лет! Эти победы давались ребятам нелегко, что подтверждают множественные царапины на одном из байков, выставленном сегодня в музее.
За всю историю социалистической Чехословакии успели собрать почти 1,5 млн. экземпляров различных моделей марки Favorit. За это время компания освоила выпуск многих вариантов:
✅ дамские модели
✅ тандемы
✅ дорожная техника
Конечно, особняком стояли такие элитные аппараты, как F1 Super Special. В год их собиралось не более восьмидесяти и почти все отправлялись к членам сборной Чехословакии. Трубы для него закупались за границей, а оборудование стояло от известной компании Campagnolo.
Политические перемены привели к запустению прежде процветавшего завода. Но в 2011 году для него открылось «второе дыхание». Новый хозяин из Словакии организовал в Рокицанах компанию под названием Favorit Czechoslovakia. Бизнесмен надеется возобновить былую славу марки, «посадив всех чехов на отечественные велосипеды».
А с велосипедом и вовсе все сложилось гораздо прозаичней. Со временем я осознал, что китайский (а лучше – японский) легкий мотоцикл или скутер намного интереснее. На крайний случай – электровелосипед. А если уж говорить о классическом педальном варианте – то в том же ГДР я впервые услышал о планетарном приводе. Он мне очень понравился, особенно, классическим тормозом при вращении педалей назад и более качественным цепным приводом (в отличии от тонкостенного в спортивных велосипедах).
Favorit, достойно перенесший испытание временем. Фото автора
Короче говоря, от юношеских мечтаний четыре с половиной десятилетия спустя не осталось и следа. Вот только жизнь горазда преподносить нам сюрпризы, когда мы их совсем уже не ждем. Неожиданно я оказался в чешской столице, где и познакомился с легендарным спортивным велосипедом, родом из ЧССР. Более того, смог неоднократно проверить его в деле, убедившись, что качественная техника не подвластна влиянию времени.
Отличные велосипеды – для одной из самых спортивных стран Европы
Граждане социалистической Чехословакии считались одними из самых спортивных на европейском континенте. Основную роль в этом играли чехи, которые и сегодня прекрасно выглядят в этом отношении. Можно вспомнить не только теннисистов Ивана Лендла и Мартину Навратилову или знаменитую сборную Чехословакии по хоккею. Немало представителей этой страны хорошо зарекомендовали себя в автомобильных и мотоциклетных соревнованиях.
В определенный момент чехи являлись и одними из лучший на велотреке. Понятно, что для хорошего выступления требуется не только подготовка, но и надежная педальная техника. Производители очень преуспели в этом отношении, особенно что касается спортивных велосипедов марки Favorit.
К началу 50-х в стране, имевшей хороший спортивный потенциал решают возобновить производство велосипедов. Для этого используются мощности в Рокицанах, а техника получает звучное наименование – Favorit.
Если быть справедливыми с исторической точки зрения, то для этого города педальная техника вовсе не в новинку. Еще в 30-е годы прошлого столетия в Рокицанах появилось сразу два профильных предприятия: Tripol и Tudor. Удивительно, но конкуренты расположились недалеко друг от друга – на противоположных сторонах одной и той же улицы. Спрос тогда оказался довольно высоким, поэтому оба предприятия успешно трудились, обеспечивая жителей независимой Чехословакии несколькими тысячами новых велосипедов в год.
Конечно, во время войны оказалось не до того, а во второй половине 40-х и вовсе наступили кардинальные перемены. Пришла пора национализации и укрупнения производств, создавались промышленные объединения. Поэтому бывших частников включили в состав известного производителя мотоциклетной техники – CZ Strakonice.
Именно по этой причине радостное событие (этап многодневной «Велогонки Мира-1948») превратилось для чехов в неожиданное испытание. Чиновники и ответственный технический персонал с прискорбием отметили: у страны, имевшей некогда прекрасные изделия, на тот момент не оказалось собственной модели спортивного велосипеда.
Таким креплениям не нужен ключ. Фото автора
На в спешном порядке восстановленных производствах кипит работа. Вот только специфика у велосипедных цехов слегка изменила свой вектор. Если в 30-х промышленники пытались удовлетворить спрос рядового населения, выпуская удобные прогулочные экземпляры с тяжелой рамой, то сейчас пришлось потрудиться для спорта. По разнарядке свыше заводу поручено в кратчайшие сроки освоить целый ряд специфической техники:
✅ гоночных велосипедов
✅ трековых моделей
✅ моделей для велобола и др.
Кроме велосипедов для специальных дисциплин предприятие в Рокицанах занимается и сборкой классической спортивной техники, реализуемой для рядовых граждан Чехословакии. Ежегодный выпуск массовых моделей в среднем составлял 70 тысяч штук в год. Это позволило к 1978 году «разменять» первый миллион.
После того как успехи марки в соревнованиях прогремели на весь мир, появился настоящий ажиотаж. Особенно его подогрела олимпийская медаль 1964 года. Теперь каждый уважающий себя чехословацкий подросток мог мечтать только о велосипеде, у которого на раме красовалась бы надпись Favorit.
За три года до этих событий в чехословацкой столице родился одаренный мальчик по имени Иржи. Конечно, он с детства находился под впечатлением (тем более, что чемпион оказался его тезкой) и мог видеть себя только за рулем «спортовни коло» (спортивного велосипеда) знаменитой местной марки. Время шло, и его мечта сбылась тогда, когда парню исполнилось 18 лет. Несмотря на высокий интерес к техническим наукам и языкам (к этому времени он уже неплохо знал немецкий), Йирка находил время и для поездок на своей гордости – спортивном велосипеде Favorit.
Форма седла, признанная специалистами оптимальной. Фото автора
Техника успешно сохранилась и более чем четыре десятилетия спустя. Сегодня вы тоже можете увидеть ее на фотографиях, сопровождающих этот материал. Даже имеется оригинальная декоративная лента, покрывающая спортивный руль с надписью: Made in Czechoslovakia. Если кто-то не знает, то я напомню, что в те времена такое сопровождение обозначало, что товар успешно отправляется на экспорт (даже в капиталистические страны). Но вернемся к другим моделям марки, которые покоряли мировые спортивные вершины.
Олимпийкое золото и другие награды марки Favorit
За несколько десятилетий производства чехословацкая техники стала знакомым понятием в области велоспорта. Все это имеет такое значение для истории страны, что оказалось частью экспозиции в Национальном техническом музее Чешской Республики. Там собрана техника, занимавшая самые высокие места на мировых пьедесталах (около пятидесяти экземпляров спортивных велосипедов):
✅ гоночные аппараты братьев Поспишил – многократных чемпионов мира
✅ шоссейный F1 Super Special
✅ техника для велодрома – победитель Олимпиады 1964 года
Если остановиться на последнем, то это – простой байк для соревнований без единой лишней детали. Хорошим примером такой техники является экземпляр, изготовленный специально для московской Олимпиады-1980. Он получил номер 32, а его раму (для наименьшего сопротивления) изготовили из элиптического профиля. Такой велосипед имел лишь скудный набор элементов конструкции:
✅ руль
✅ рама
✅ вилка
✅ седло
✅ привод
✅ колеса
В 1964 году, на токийской Олимпиаде чехословацкий гонщик Иржи Далер завоевал первую в истории своей страны золотую медаль самого престижного мирового первенства. В отношении спортсмена даже существует интересная легенда. У всех членов команды велосипеды выкрасили в «цвет победителей», а на экземпляр Далера не хватило краски, и он получился голубым. Зато сам хозяин его по-настоящему «позолотил».
Узкие шины для снижения силы трения. Фото автора
Но главными легендами страны все же являются братья Поспишилы, двадцать раз подымавшиеся на высшую ступень мирового первенства. Последний раз они сделали это, когда старшему из них исполнилось 46 лет! Эти победы давались ребятам нелегко, что подтверждают множественные царапины на одном из байков, выставленном сегодня в музее.
Завершение производства и его возобновление
За всю историю социалистической Чехословакии успели собрать почти 1,5 млн. экземпляров различных моделей марки Favorit. За это время компания освоила выпуск многих вариантов:
✅ дамские модели
✅ тандемы
✅ дорожная техника
Конечно, особняком стояли такие элитные аппараты, как F1 Super Special. В год их собиралось не более восьмидесяти и почти все отправлялись к членам сборной Чехословакии. Трубы для него закупались за границей, а оборудование стояло от известной компании Campagnolo.
Заводская краска сохранилась и четыре десятилетия спустя. Фото автора
Политические перемены привели к запустению прежде процветавшего завода. Но в 2011 году для него открылось «второе дыхание». Новый хозяин из Словакии организовал в Рокицанах компанию под названием Favorit Czechoslovakia. Бизнесмен надеется возобновить былую славу марки, «посадив всех чехов на отечественные велосипеды».
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...