Favorit – легенда многих поколений чехословацких велогонщиков
Во второй половине 80-х, времена моей комсомольской юности, у меня было две мечты: иметь спортивный велосипед и побывать в Чехословакии. В итоге, несколько лет спустя, я отправился служить в ГДР, увидев страну мечтаний только с высоты птичьего полета. А позже, в тяжелые 90-е, стало уже не до заграничных путешествий.
А с велосипедом и вовсе все сложилось гораздо прозаичней. Со временем я осознал, что китайский (а лучше – японский) легкий мотоцикл или скутер намного интереснее. На крайний случай – электровелосипед. А если уж говорить о классическом педальном варианте – то в том же ГДР я впервые услышал о планетарном приводе. Он мне очень понравился, особенно, классическим тормозом при вращении педалей назад и более качественным цепным приводом (в отличии от тонкостенного в спортивных велосипедах).
Короче говоря, от юношеских мечтаний четыре с половиной десятилетия спустя не осталось и следа. Вот только жизнь горазда преподносить нам сюрпризы, когда мы их совсем уже не ждем. Неожиданно я оказался в чешской столице, где и познакомился с легендарным спортивным велосипедом, родом из ЧССР. Более того, смог неоднократно проверить его в деле, убедившись, что качественная техника не подвластна влиянию времени.
Граждане социалистической Чехословакии считались одними из самых спортивных на европейском континенте. Основную роль в этом играли чехи, которые и сегодня прекрасно выглядят в этом отношении. Можно вспомнить не только теннисистов Ивана Лендла и Мартину Навратилову или знаменитую сборную Чехословакии по хоккею. Немало представителей этой страны хорошо зарекомендовали себя в автомобильных и мотоциклетных соревнованиях.
В определенный момент чехи являлись и одними из лучший на велотреке. Понятно, что для хорошего выступления требуется не только подготовка, но и надежная педальная техника. Производители очень преуспели в этом отношении, особенно что касается спортивных велосипедов марки Favorit.
Если быть справедливыми с исторической точки зрения, то для этого города педальная техника вовсе не в новинку. Еще в 30-е годы прошлого столетия в Рокицанах появилось сразу два профильных предприятия: Tripol и Tudor. Удивительно, но конкуренты расположились недалеко друг от друга – на противоположных сторонах одной и той же улицы. Спрос тогда оказался довольно высоким, поэтому оба предприятия успешно трудились, обеспечивая жителей независимой Чехословакии несколькими тысячами новых велосипедов в год.
Конечно, во время войны оказалось не до того, а во второй половине 40-х и вовсе наступили кардинальные перемены. Пришла пора национализации и укрупнения производств, создавались промышленные объединения. Поэтому бывших частников включили в состав известного производителя мотоциклетной техники – CZ Strakonice.
Именно по этой причине радостное событие (этап многодневной «Велогонки Мира-1948») превратилось для чехов в неожиданное испытание. Чиновники и ответственный технический персонал с прискорбием отметили: у страны, имевшей некогда прекрасные изделия, на тот момент не оказалось собственной модели спортивного велосипеда.
На в спешном порядке восстановленных производствах кипит работа. Вот только специфика у велосипедных цехов слегка изменила свой вектор. Если в 30-х промышленники пытались удовлетворить спрос рядового населения, выпуская удобные прогулочные экземпляры с тяжелой рамой, то сейчас пришлось потрудиться для спорта. По разнарядке свыше заводу поручено в кратчайшие сроки освоить целый ряд специфической техники:
✅ гоночных велосипедов
✅ трековых моделей
✅ моделей для велобола и др.
Кроме велосипедов для специальных дисциплин предприятие в Рокицанах занимается и сборкой классической спортивной техники, реализуемой для рядовых граждан Чехословакии. Ежегодный выпуск массовых моделей в среднем составлял 70 тысяч штук в год. Это позволило к 1978 году «разменять» первый миллион.
После того как успехи марки в соревнованиях прогремели на весь мир, появился настоящий ажиотаж. Особенно его подогрела олимпийская медаль 1964 года. Теперь каждый уважающий себя чехословацкий подросток мог мечтать только о велосипеде, у которого на раме красовалась бы надпись Favorit.
За три года до этих событий в чехословацкой столице родился одаренный мальчик по имени Иржи. Конечно, он с детства находился под впечатлением (тем более, что чемпион оказался его тезкой) и мог видеть себя только за рулем «спортовни коло» (спортивного велосипеда) знаменитой местной марки. Время шло, и его мечта сбылась тогда, когда парню исполнилось 18 лет. Несмотря на высокий интерес к техническим наукам и языкам (к этому времени он уже неплохо знал немецкий), Йирка находил время и для поездок на своей гордости – спортивном велосипеде Favorit.
Техника успешно сохранилась и более чем четыре десятилетия спустя. Сегодня вы тоже можете увидеть ее на фотографиях, сопровождающих этот материал. Даже имеется оригинальная декоративная лента, покрывающая спортивный руль с надписью: Made in Czechoslovakia. Если кто-то не знает, то я напомню, что в те времена такое сопровождение обозначало, что товар успешно отправляется на экспорт (даже в капиталистические страны). Но вернемся к другим моделям марки, которые покоряли мировые спортивные вершины.
За несколько десятилетий производства чехословацкая техники стала знакомым понятием в области велоспорта. Все это имеет такое значение для истории страны, что оказалось частью экспозиции в Национальном техническом музее Чешской Республики. Там собрана техника, занимавшая самые высокие места на мировых пьедесталах (около пятидесяти экземпляров спортивных велосипедов):
✅ гоночные аппараты братьев Поспишил – многократных чемпионов мира
✅ шоссейный F1 Super Special
✅ техника для велодрома – победитель Олимпиады 1964 года
Если остановиться на последнем, то это – простой байк для соревнований без единой лишней детали. Хорошим примером такой техники является экземпляр, изготовленный специально для московской Олимпиады-1980. Он получил номер 32, а его раму (для наименьшего сопротивления) изготовили из элиптического профиля. Такой велосипед имел лишь скудный набор элементов конструкции:
✅ руль
✅ рама
✅ вилка
✅ седло
✅ привод
✅ колеса
В 1964 году, на токийской Олимпиаде чехословацкий гонщик Иржи Далер завоевал первую в истории своей страны золотую медаль самого престижного мирового первенства. В отношении спортсмена даже существует интересная легенда. У всех членов команды велосипеды выкрасили в «цвет победителей», а на экземпляр Далера не хватило краски, и он получился голубым. Зато сам хозяин его по-настоящему «позолотил».
Но главными легендами страны все же являются братья Поспишилы, двадцать раз подымавшиеся на высшую ступень мирового первенства. Последний раз они сделали это, когда старшему из них исполнилось 46 лет! Эти победы давались ребятам нелегко, что подтверждают множественные царапины на одном из байков, выставленном сегодня в музее.
За всю историю социалистической Чехословакии успели собрать почти 1,5 млн. экземпляров различных моделей марки Favorit. За это время компания освоила выпуск многих вариантов:
✅ дамские модели
✅ тандемы
✅ дорожная техника
Конечно, особняком стояли такие элитные аппараты, как F1 Super Special. В год их собиралось не более восьмидесяти и почти все отправлялись к членам сборной Чехословакии. Трубы для него закупались за границей, а оборудование стояло от известной компании Campagnolo.
Политические перемены привели к запустению прежде процветавшего завода. Но в 2011 году для него открылось «второе дыхание». Новый хозяин из Словакии организовал в Рокицанах компанию под названием Favorit Czechoslovakia. Бизнесмен надеется возобновить былую славу марки, «посадив всех чехов на отечественные велосипеды».
А с велосипедом и вовсе все сложилось гораздо прозаичней. Со временем я осознал, что китайский (а лучше – японский) легкий мотоцикл или скутер намного интереснее. На крайний случай – электровелосипед. А если уж говорить о классическом педальном варианте – то в том же ГДР я впервые услышал о планетарном приводе. Он мне очень понравился, особенно, классическим тормозом при вращении педалей назад и более качественным цепным приводом (в отличии от тонкостенного в спортивных велосипедах).
Favorit, достойно перенесший испытание временем. Фото автора
Короче говоря, от юношеских мечтаний четыре с половиной десятилетия спустя не осталось и следа. Вот только жизнь горазда преподносить нам сюрпризы, когда мы их совсем уже не ждем. Неожиданно я оказался в чешской столице, где и познакомился с легендарным спортивным велосипедом, родом из ЧССР. Более того, смог неоднократно проверить его в деле, убедившись, что качественная техника не подвластна влиянию времени.
Отличные велосипеды – для одной из самых спортивных стран Европы
Граждане социалистической Чехословакии считались одними из самых спортивных на европейском континенте. Основную роль в этом играли чехи, которые и сегодня прекрасно выглядят в этом отношении. Можно вспомнить не только теннисистов Ивана Лендла и Мартину Навратилову или знаменитую сборную Чехословакии по хоккею. Немало представителей этой страны хорошо зарекомендовали себя в автомобильных и мотоциклетных соревнованиях.
В определенный момент чехи являлись и одними из лучший на велотреке. Понятно, что для хорошего выступления требуется не только подготовка, но и надежная педальная техника. Производители очень преуспели в этом отношении, особенно что касается спортивных велосипедов марки Favorit.
К началу 50-х в стране, имевшей хороший спортивный потенциал решают возобновить производство велосипедов. Для этого используются мощности в Рокицанах, а техника получает звучное наименование – Favorit.
Если быть справедливыми с исторической точки зрения, то для этого города педальная техника вовсе не в новинку. Еще в 30-е годы прошлого столетия в Рокицанах появилось сразу два профильных предприятия: Tripol и Tudor. Удивительно, но конкуренты расположились недалеко друг от друга – на противоположных сторонах одной и той же улицы. Спрос тогда оказался довольно высоким, поэтому оба предприятия успешно трудились, обеспечивая жителей независимой Чехословакии несколькими тысячами новых велосипедов в год.
Конечно, во время войны оказалось не до того, а во второй половине 40-х и вовсе наступили кардинальные перемены. Пришла пора национализации и укрупнения производств, создавались промышленные объединения. Поэтому бывших частников включили в состав известного производителя мотоциклетной техники – CZ Strakonice.
Именно по этой причине радостное событие (этап многодневной «Велогонки Мира-1948») превратилось для чехов в неожиданное испытание. Чиновники и ответственный технический персонал с прискорбием отметили: у страны, имевшей некогда прекрасные изделия, на тот момент не оказалось собственной модели спортивного велосипеда.
Таким креплениям не нужен ключ. Фото автора
На в спешном порядке восстановленных производствах кипит работа. Вот только специфика у велосипедных цехов слегка изменила свой вектор. Если в 30-х промышленники пытались удовлетворить спрос рядового населения, выпуская удобные прогулочные экземпляры с тяжелой рамой, то сейчас пришлось потрудиться для спорта. По разнарядке свыше заводу поручено в кратчайшие сроки освоить целый ряд специфической техники:
✅ гоночных велосипедов
✅ трековых моделей
✅ моделей для велобола и др.
Кроме велосипедов для специальных дисциплин предприятие в Рокицанах занимается и сборкой классической спортивной техники, реализуемой для рядовых граждан Чехословакии. Ежегодный выпуск массовых моделей в среднем составлял 70 тысяч штук в год. Это позволило к 1978 году «разменять» первый миллион.
После того как успехи марки в соревнованиях прогремели на весь мир, появился настоящий ажиотаж. Особенно его подогрела олимпийская медаль 1964 года. Теперь каждый уважающий себя чехословацкий подросток мог мечтать только о велосипеде, у которого на раме красовалась бы надпись Favorit.
За три года до этих событий в чехословацкой столице родился одаренный мальчик по имени Иржи. Конечно, он с детства находился под впечатлением (тем более, что чемпион оказался его тезкой) и мог видеть себя только за рулем «спортовни коло» (спортивного велосипеда) знаменитой местной марки. Время шло, и его мечта сбылась тогда, когда парню исполнилось 18 лет. Несмотря на высокий интерес к техническим наукам и языкам (к этому времени он уже неплохо знал немецкий), Йирка находил время и для поездок на своей гордости – спортивном велосипеде Favorit.
Форма седла, признанная специалистами оптимальной. Фото автора
Техника успешно сохранилась и более чем четыре десятилетия спустя. Сегодня вы тоже можете увидеть ее на фотографиях, сопровождающих этот материал. Даже имеется оригинальная декоративная лента, покрывающая спортивный руль с надписью: Made in Czechoslovakia. Если кто-то не знает, то я напомню, что в те времена такое сопровождение обозначало, что товар успешно отправляется на экспорт (даже в капиталистические страны). Но вернемся к другим моделям марки, которые покоряли мировые спортивные вершины.
Олимпийкое золото и другие награды марки Favorit
За несколько десятилетий производства чехословацкая техники стала знакомым понятием в области велоспорта. Все это имеет такое значение для истории страны, что оказалось частью экспозиции в Национальном техническом музее Чешской Республики. Там собрана техника, занимавшая самые высокие места на мировых пьедесталах (около пятидесяти экземпляров спортивных велосипедов):
✅ гоночные аппараты братьев Поспишил – многократных чемпионов мира
✅ шоссейный F1 Super Special
✅ техника для велодрома – победитель Олимпиады 1964 года
Если остановиться на последнем, то это – простой байк для соревнований без единой лишней детали. Хорошим примером такой техники является экземпляр, изготовленный специально для московской Олимпиады-1980. Он получил номер 32, а его раму (для наименьшего сопротивления) изготовили из элиптического профиля. Такой велосипед имел лишь скудный набор элементов конструкции:
✅ руль
✅ рама
✅ вилка
✅ седло
✅ привод
✅ колеса
В 1964 году, на токийской Олимпиаде чехословацкий гонщик Иржи Далер завоевал первую в истории своей страны золотую медаль самого престижного мирового первенства. В отношении спортсмена даже существует интересная легенда. У всех членов команды велосипеды выкрасили в «цвет победителей», а на экземпляр Далера не хватило краски, и он получился голубым. Зато сам хозяин его по-настоящему «позолотил».
Узкие шины для снижения силы трения. Фото автора
Но главными легендами страны все же являются братья Поспишилы, двадцать раз подымавшиеся на высшую ступень мирового первенства. Последний раз они сделали это, когда старшему из них исполнилось 46 лет! Эти победы давались ребятам нелегко, что подтверждают множественные царапины на одном из байков, выставленном сегодня в музее.
Завершение производства и его возобновление
За всю историю социалистической Чехословакии успели собрать почти 1,5 млн. экземпляров различных моделей марки Favorit. За это время компания освоила выпуск многих вариантов:
✅ дамские модели
✅ тандемы
✅ дорожная техника
Конечно, особняком стояли такие элитные аппараты, как F1 Super Special. В год их собиралось не более восьмидесяти и почти все отправлялись к членам сборной Чехословакии. Трубы для него закупались за границей, а оборудование стояло от известной компании Campagnolo.
Заводская краска сохранилась и четыре десятилетия спустя. Фото автора
Политические перемены привели к запустению прежде процветавшего завода. Но в 2011 году для него открылось «второе дыхание». Новый хозяин из Словакии организовал в Рокицанах компанию под названием Favorit Czechoslovakia. Бизнесмен надеется возобновить былую славу марки, «посадив всех чехов на отечественные велосипеды».
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....