Tatra T400 – последний серийный троллейбус этой марки
В послевоенной Чехословакии требовалось большое количество новых троллейбусов. Такая ситуация сложилась потому, что городская инфраструктура обновлялась и развивалась, требуя новых единиц подвижного состава. Поэтому к уже существующим троллейбусным производствам присоединялись новые цеха.
Как и в прежние годы, ведущую роль играли пльзенская Skoda и Tatra из Смихова. Первая в стране троллейбусная линия для жителей чехословацкой столицы появилась в 1936 году. Со временем за ней потянулись и другие крупные города страны. Все они нуждались в крепком и надежном электротранспорте.
В конце 40-х появилась последняя смиховская разработка нового типа серийного троллейбуса – Tatra T400. Эту конструкцию назвали «раллийным троллейбусом». Этот термин производители применили, чтобы подчеркнуть способность техники работать в сложных условиях, в том числе, и при серьезном перепаде высот. Такая его особенность оказалась очень кстати для Праги, имеющей множество холмов и других возвышенностей.
Первые единицы техники отправили в 1948 году для управления транспортом на пражский Вшескольский слет. Позже начались поставки и в другие города страны, развивающие троллейбусное движение.
Для последней они сыграли очень важную роль в транспортной инфраструктуре. Двадцать троллейбусов Tatra T400/IIIA поддержали первоначальное развитие троллейбусного транспорта в Остраве, когда в 1953 году, после года эксплуатации, они заменили Skoda 7 Tr. Интересные с архитектурной точки зрения, отмеченные регистрационными номерами от 7 до 26, они отличались не только надежностью и перегрузочной способностью. Электротранспорт обладал и достаточной мощностью, необходимой для преодоления холмистой Михалковицкой линии.
Проблема с компоновкой троллейбуса возникла после введения в 1967 году режима самообслуживания. Тогда пассажиры начали садиться в салон через узкую переднюю дверь, изначально предназначенную только для водителя. Теперь специализируясь на производстве подвижного состава, выпуск троллейбусов в «Смиховской Вагонке» был прекращен. Поэтому в дальнейшем парк остравского городского транспорта, как и других чехословацких городов, пополнялся и обновлялся только моделями Skoda различных типов.
Т400 представлял собой массивный трехосный троллейбус с задним ведущим мостом. Для него использовали шасси концепта Tatra с центральной несущей трубой и качающимися полуосями, подвешенными на полуэллиптических листовых рессорах. Их позаимствовали у вездехода модели «111», производства Tatra Koprivnice.
У прототипа четвертой серии задние листовые рессоры были увеличены вдвое и дополнены телескопическими амортизаторами. Несущая часть шасси представляла собой тяговый двигатель, прикрепленный к центральной трубе при помощи фланцев. В передней части располагалась динамо-машина, закрепленная на трубе (24 В, для питания вспомогательного оборудования).
За последней осью располагался трехцилиндровый компрессор с приводом от отдельного электродвигателя. К раме шасси крепился кузов (производства Tatra Smichov) с цельнометаллическим каркасом. Салон Т400 обшили древесноволокнистыми плитами, которые сверху оклеены панелями. Сиденья для пассажиров располагались продольно. В правом борту имелись три складные двери (передняя двухстворчатая, остальные – четырехстворчатые), управляемые электропневматическим приводом.
Всю электроначинку техники обеспечили смежники от компании CKD Praha. Составные двигатели разместились на шасси, что значительно упрощало обслуживание машины в процессе эксплуатации. В троллейбусах третьей серии в качестве источника привода использовался новый составной последовательно соединенный сдвоенный двигатель CKD с взаимной механической связью.
В принципе, этот вариант Т400 заметно отличался от предыдущих. Он же и стал последним, т. к. четвертой серии, фактически, не существовало. Инженеры предприятия лишь представили прототип, который так и не вышел за рамки опытного образца. Вот технические параметры троллейбуса (в скобках – отличие третьей серии):
✅ длина – 11,4 (11,38) м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3,11 (3,14) м
✅ всего мест – 80
✅ для сидения – 26
Два механически связанных составных двигателя приводят в движение две задние оси. В электрооборудовании использовано полуавтоматическое контакторное управление приводом непрямого действия. Другие показатели смиховской техники (в скобках – отличие третьей серии):
✅ масса пустого троллейбуса – 10,5 (11,7) т
✅ мощность двигателя –120 кВт (2 х 65 кВт)
✅ максимальная скорость: –50 (60) км/ч
К упомянутым цифрам и описаниям стоит добавить лишь характеристику пассажирского салона. Имеющиеся в нем сиденья (обитые кожзамом) расположены продольно. Сзади находится просторная посадочная площадка и место кондуктора.
В 30-е годы прошлого века Tatra входила в число ведущих производителей троллейбусов. Тип 86 создавался в период с 1936 по 1939 года в шести экземплярах, став одним из первых на троллейбусных линиях Праги. В послевоенное время эстафету успешно подхватила Tatra T400. Ее успешная эксплуатация на маршрутах сразу нескольких чехословацких городов, как казалось, открывала дальнейшие перспективы. Смиховские конструкторы на конец 50-х запланировали запуск нового семейства троллейбусов Tatra:
✅ трехосный T401 с кузовом Karosa
✅ сочлененный 4-осный Т402
✅ двухосный Т403
Инженеры были уверены, что положительные отзывы клиентов на местах – залог успешного развития троллейбусной марки Tatra. Но наверху решили иначе. Тип 401 1958 года стал завершающим. Он был создан лишь в виде единственного прототипа трехосного автомобиля с трансмиссией от компании CKD. Троллейбус общей длиной 11 950 мм был оснащен четырьмя электродвигателями, каждый из которых имел мощность 35 кВт. В период с 1958 по 1960 год он испытывался на линиях в Праге, но в серийное производство так и не поступил.
Созданная в единственном экземпляре и дошедшая до наших дней в коллекциях Технического музея в Брно Tatra T401 должна была стать не последним троллейбусом своей марки. Ей предстояло открыть новое семейство. Четырехосный сочлененный троллейбус большего размера получил обозначение Т402, а двухосный меньшего размера – Т403. Но эти машины остались лишь на бумаге. В конце концов, Tatra T401 оказалась «лебединой песней» троллейбусов Копрживницкой автомобильной компании. В последующие годы на производстве троллейбусов сосредоточилась только Skoda, а точнее ее завод в Остраве.
Для коллекции исторического транспорта Dopravni podnik Ostrava удалось приобрести остатки пражского троллейбуса Tatra T400, курсировавшего под номером 441. Он находился в печальном состоянии, долгое время выполняя роль садового домика. В 2003 году его перевезли в Остраву, а с 2007 по 2009 годы проходила тщательная реконструкция техники. После этого она стала украшением исторической коллекции, демонстрируя зарождение троллейбусного транспорта в центре Моравскосилезского края.
Как уже упоминалось, большая часть Tatra T400 эксплуатировалась в Праге. Поэтому неудивительно, что в местном транспортном музее выставлен в качестве экспоната такой троллейбус с бортовым номером 431. После снятия с производства, этот экипаж использовался как служебный для буксировки неисправных собратьев. Он стал последним троллейбусом, проехавшим по Праге в ночь на 16 июня 1972 года. После этого он стал музейным экспонатом.
С 1987 по 2009 год технику подвергли масштабному ремонту. Его красивый дизайн еще раз подчеркивает творческий и технический потенциал, который был безвозвратно утерян после решения о прекращении истории троллейбусов марки Tatra.
Как и в прежние годы, ведущую роль играли пльзенская Skoda и Tatra из Смихова. Первая в стране троллейбусная линия для жителей чехословацкой столицы появилась в 1936 году. Со временем за ней потянулись и другие крупные города страны. Все они нуждались в крепком и надежном электротранспорте.
Tatra T400 1954 г. в. Фото автора
В конце 40-х появилась последняя смиховская разработка нового типа серийного троллейбуса – Tatra T400. Эту конструкцию назвали «раллийным троллейбусом». Этот термин производители применили, чтобы подчеркнуть способность техники работать в сложных условиях, в том числе, и при серьезном перепаде высот. Такая его особенность оказалась очень кстати для Праги, имеющей множество холмов и других возвышенностей.
Начало поставок в чехословацкие города
Первые единицы техники отправили в 1948 году для управления транспортом на пражский Вшескольский слет. Позже начались поставки и в другие города страны, развивающие троллейбусное движение.
Троллейбус Tatra T400/IIIA – это массивный трехосный электротранспорт с проверенным надежным шасси собственного производства и стальным трехдверным кузовом. Из 195 штук, выпущенных четырьмя сериями в период с 1948 по 1955 годы, большинство отправились на столичные линии. В меньших количествах модель также поступала в другие чехословацкие города: Братиславу, Мост и Остраву
.Для последней они сыграли очень важную роль в транспортной инфраструктуре. Двадцать троллейбусов Tatra T400/IIIA поддержали первоначальное развитие троллейбусного транспорта в Остраве, когда в 1953 году, после года эксплуатации, они заменили Skoda 7 Tr. Интересные с архитектурной точки зрения, отмеченные регистрационными номерами от 7 до 26, они отличались не только надежностью и перегрузочной способностью. Электротранспорт обладал и достаточной мощностью, необходимой для преодоления холмистой Михалковицкой линии.
Проблема с компоновкой троллейбуса возникла после введения в 1967 году режима самообслуживания. Тогда пассажиры начали садиться в салон через узкую переднюю дверь, изначально предназначенную только для водителя. Теперь специализируясь на производстве подвижного состава, выпуск троллейбусов в «Смиховской Вагонке» был прекращен. Поэтому в дальнейшем парк остравского городского транспорта, как и других чехословацких городов, пополнялся и обновлялся только моделями Skoda различных типов.
Технические особенности Tatra T400
Т400 представлял собой массивный трехосный троллейбус с задним ведущим мостом. Для него использовали шасси концепта Tatra с центральной несущей трубой и качающимися полуосями, подвешенными на полуэллиптических листовых рессорах. Их позаимствовали у вездехода модели «111», производства Tatra Koprivnice.
Стильный дизайн передней части Tatra T400. Фото автора
У прототипа четвертой серии задние листовые рессоры были увеличены вдвое и дополнены телескопическими амортизаторами. Несущая часть шасси представляла собой тяговый двигатель, прикрепленный к центральной трубе при помощи фланцев. В передней части располагалась динамо-машина, закрепленная на трубе (24 В, для питания вспомогательного оборудования).
За последней осью располагался трехцилиндровый компрессор с приводом от отдельного электродвигателя. К раме шасси крепился кузов (производства Tatra Smichov) с цельнометаллическим каркасом. Салон Т400 обшили древесноволокнистыми плитами, которые сверху оклеены панелями. Сиденья для пассажиров располагались продольно. В правом борту имелись три складные двери (передняя двухстворчатая, остальные – четырехстворчатые), управляемые электропневматическим приводом.
Всю электроначинку техники обеспечили смежники от компании CKD Praha. Составные двигатели разместились на шасси, что значительно упрощало обслуживание машины в процессе эксплуатации. В троллейбусах третьей серии в качестве источника привода использовался новый составной последовательно соединенный сдвоенный двигатель CKD с взаимной механической связью.
Рабочее место водителя Tatra T400. Фото автора
В принципе, этот вариант Т400 заметно отличался от предыдущих. Он же и стал последним, т. к. четвертой серии, фактически, не существовало. Инженеры предприятия лишь представили прототип, который так и не вышел за рамки опытного образца. Вот технические параметры троллейбуса (в скобках – отличие третьей серии):
✅ длина – 11,4 (11,38) м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3,11 (3,14) м
✅ всего мест – 80
✅ для сидения – 26
Два механически связанных составных двигателя приводят в движение две задние оси. В электрооборудовании использовано полуавтоматическое контакторное управление приводом непрямого действия. Другие показатели смиховской техники (в скобках – отличие третьей серии):
✅ масса пустого троллейбуса – 10,5 (11,7) т
✅ мощность двигателя –120 кВт (2 х 65 кВт)
✅ максимальная скорость: –50 (60) км/ч
К упомянутым цифрам и описаниям стоит добавить лишь характеристику пассажирского салона. Имеющиеся в нем сиденья (обитые кожзамом) расположены продольно. Сзади находится просторная посадочная площадка и место кондуктора.
Продолжение истории троллейбусов Tatra, оставшееся лишь в мечтах
В 30-е годы прошлого века Tatra входила в число ведущих производителей троллейбусов. Тип 86 создавался в период с 1936 по 1939 года в шести экземплярах, став одним из первых на троллейбусных линиях Праги. В послевоенное время эстафету успешно подхватила Tatra T400. Ее успешная эксплуатация на маршрутах сразу нескольких чехословацких городов, как казалось, открывала дальнейшие перспективы. Смиховские конструкторы на конец 50-х запланировали запуск нового семейства троллейбусов Tatra:
✅ трехосный T401 с кузовом Karosa
✅ сочлененный 4-осный Т402
✅ двухосный Т403
Инженеры были уверены, что положительные отзывы клиентов на местах – залог успешного развития троллейбусной марки Tatra. Но наверху решили иначе. Тип 401 1958 года стал завершающим. Он был создан лишь в виде единственного прототипа трехосного автомобиля с трансмиссией от компании CKD. Троллейбус общей длиной 11 950 мм был оснащен четырьмя электродвигателями, каждый из которых имел мощность 35 кВт. В период с 1958 по 1960 год он испытывался на линиях в Праге, но в серийное производство так и не поступил.
Продольные сидения Tatra T400. Фото автора
Созданная в единственном экземпляре и дошедшая до наших дней в коллекциях Технического музея в Брно Tatra T401 должна была стать не последним троллейбусом своей марки. Ей предстояло открыть новое семейство. Четырехосный сочлененный троллейбус большего размера получил обозначение Т402, а двухосный меньшего размера – Т403. Но эти машины остались лишь на бумаге. В конце концов, Tatra T401 оказалась «лебединой песней» троллейбусов Копрживницкой автомобильной компании. В последующие годы на производстве троллейбусов сосредоточилась только Skoda, а точнее ее завод в Остраве.
Оставшиеся лишь в качестве экспонатов
Для коллекции исторического транспорта Dopravni podnik Ostrava удалось приобрести остатки пражского троллейбуса Tatra T400, курсировавшего под номером 441. Он находился в печальном состоянии, долгое время выполняя роль садового домика. В 2003 году его перевезли в Остраву, а с 2007 по 2009 годы проходила тщательная реконструкция техники. После этого она стала украшением исторической коллекции, демонстрируя зарождение троллейбусного транспорта в центре Моравскосилезского края.
Как уже упоминалось, большая часть Tatra T400 эксплуатировалась в Праге. Поэтому неудивительно, что в местном транспортном музее выставлен в качестве экспоната такой троллейбус с бортовым номером 431. После снятия с производства, этот экипаж использовался как служебный для буксировки неисправных собратьев. Он стал последним троллейбусом, проехавшим по Праге в ночь на 16 июня 1972 года. После этого он стал музейным экспонатом.
Последний в линейке серийных троллейбусов Tatra. Фото автора
С 1987 по 2009 год технику подвергли масштабному ремонту. Его красивый дизайн еще раз подчеркивает творческий и технический потенциал, который был безвозвратно утерян после решения о прекращении истории троллейбусов марки Tatra.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....