Tatra T400 – последний серийный троллейбус этой марки
1 099

Tatra T400 – последний серийный троллейбус этой марки

В послевоенной Чехословакии требовалось большое количество новых троллейбусов. Такая ситуация сложилась потому, что городская инфраструктура обновлялась и развивалась, требуя новых единиц подвижного состава. Поэтому к уже существующим троллейбусным производствам присоединялись новые цеха.


Как и в прежние годы, ведущую роль играли пльзенская Skoda и Tatra из Смихова. Первая в стране троллейбусная линия для жителей чехословацкой столицы появилась в 1936 году. Со временем за ней потянулись и другие крупные города страны. Все они нуждались в крепком и надежном электротранспорте.

Tatra T400 – последний серийный троллейбус этой маркиTatra T400 1954 г. в. Фото автора

В конце 40-х появилась последняя смиховская разработка нового типа серийного троллейбуса – Tatra T400. Эту конструкцию назвали «раллийным троллейбусом». Этот термин производители применили, чтобы подчеркнуть способность техники работать в сложных условиях, в том числе, и при серьезном перепаде высот. Такая его особенность оказалась очень кстати для Праги, имеющей множество холмов и других возвышенностей.

Начало поставок в чехословацкие города


Первые единицы техники отправили в 1948 году для управления транспортом на пражский Вшескольский слет. Позже начались поставки и в другие города страны, развивающие троллейбусное движение.

Троллейбус Tatra T400/IIIA – это массивный трехосный электротранспорт с проверенным надежным шасси собственного производства и стальным трехдверным кузовом. Из 195 штук, выпущенных четырьмя сериями в период с 1948 по 1955 годы, большинство отправились на столичные линии. В меньших количествах модель также поступала в другие чехословацкие города: Братиславу, Мост и Остраву
.

Для последней они сыграли очень важную роль в транспортной инфраструктуре. Двадцать троллейбусов Tatra T400/IIIA поддержали первоначальное развитие троллейбусного транспорта в Остраве, когда в 1953 году, после года эксплуатации, они заменили Skoda 7 Tr. Интересные с архитектурной точки зрения, отмеченные регистрационными номерами от 7 до 26, они отличались не только надежностью и перегрузочной способностью. Электротранспорт обладал и достаточной мощностью, необходимой для преодоления холмистой Михалковицкой линии.

Проблема с компоновкой троллейбуса возникла после введения в 1967 году режима самообслуживания. Тогда пассажиры начали садиться в салон через узкую переднюю дверь, изначально предназначенную только для водителя. Теперь специализируясь на производстве подвижного состава, выпуск троллейбусов в «Смиховской Вагонке» был прекращен. Поэтому в дальнейшем парк остравского городского транспорта, как и других чехословацких городов, пополнялся и обновлялся только моделями Skoda различных типов.

Технические особенности Tatra T400


Т400 представлял собой массивный трехосный троллейбус с задним ведущим мостом. Для него использовали шасси концепта Tatra с центральной несущей трубой и качающимися полуосями, подвешенными на полуэллиптических листовых рессорах. Их позаимствовали у вездехода модели «111», производства Tatra Koprivnice.

Стильный дизайн передней части Tatra T400. Фото автора

У прототипа четвертой серии задние листовые рессоры были увеличены вдвое и дополнены телескопическими амортизаторами. Несущая часть шасси представляла собой тяговый двигатель, прикрепленный к центральной трубе при помощи фланцев. В передней части располагалась динамо-машина, закрепленная на трубе (24 В, для питания вспомогательного оборудования).
За последней осью располагался трехцилиндровый компрессор с приводом от отдельного электродвигателя. К раме шасси крепился кузов (производства Tatra Smichov) с цельнометаллическим каркасом. Салон Т400 обшили древесноволокнистыми плитами, которые сверху оклеены панелями. Сиденья для пассажиров располагались продольно. В правом борту имелись три складные двери (передняя двухстворчатая, остальные – четырехстворчатые), управляемые электропневматическим приводом.

Всю электроначинку техники обеспечили смежники от компании CKD Praha. Составные двигатели разместились на шасси, что значительно упрощало обслуживание машины в процессе эксплуатации. В троллейбусах третьей серии в качестве источника привода использовался новый составной последовательно соединенный сдвоенный двигатель CKD с взаимной механической связью.

Рабочее место водителя Tatra T400. Фото автора

В принципе, этот вариант Т400 заметно отличался от предыдущих. Он же и стал последним, т. к. четвертой серии, фактически, не существовало. Инженеры предприятия лишь представили прототип, который так и не вышел за рамки опытного образца. Вот технические параметры троллейбуса (в скобках – отличие третьей серии):

✅ длина – 11,4 (11,38) м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3,11 (3,14) м
✅ всего мест – 80
✅ для сидения – 26

Два механически связанных составных двигателя приводят в движение две задние оси. В электрооборудовании использовано полуавтоматическое контакторное управление приводом непрямого действия. Другие показатели смиховской техники (в скобках – отличие третьей серии):

✅ масса пустого троллейбуса – 10,5 (11,7) т
✅ мощность двигателя –120 кВт (2 х 65 кВт)
✅ максимальная скорость: –50 (60) км/ч

К упомянутым цифрам и описаниям стоит добавить лишь характеристику пассажирского салона. Имеющиеся в нем сиденья (обитые кожзамом) расположены продольно. Сзади находится просторная посадочная площадка и место кондуктора.

Продолжение истории троллейбусов Tatra, оставшееся лишь в мечтах


В 30-е годы прошлого века Tatra входила в число ведущих производителей троллейбусов. Тип 86 создавался в период с 1936 по 1939 года в шести экземплярах, став одним из первых на троллейбусных линиях Праги. В послевоенное время эстафету успешно подхватила Tatra T400. Ее успешная эксплуатация на маршрутах сразу нескольких чехословацких городов, как казалось, открывала дальнейшие перспективы. Смиховские конструкторы на конец 50-х запланировали запуск нового семейства троллейбусов Tatra:

✅ трехосный T401 с кузовом Karosa
✅ сочлененный 4-осный Т402
✅ двухосный Т403

Инженеры были уверены, что положительные отзывы клиентов на местах – залог успешного развития троллейбусной марки Tatra. Но наверху решили иначе. Тип 401 1958 года стал завершающим. Он был создан лишь в виде единственного прототипа трехосного автомобиля с трансмиссией от компании CKD. Троллейбус общей длиной 11 950 мм был оснащен четырьмя электродвигателями, каждый из которых имел мощность 35 кВт. В период с 1958 по 1960 год он испытывался на линиях в Праге, но в серийное производство так и не поступил.

Продольные сидения Tatra T400. Фото автора

Созданная в единственном экземпляре и дошедшая до наших дней в коллекциях Технического музея в Брно Tatra T401 должна была стать не последним троллейбусом своей марки. Ей предстояло открыть новое семейство. Четырехосный сочлененный троллейбус большего размера получил обозначение Т402, а двухосный меньшего размера – Т403. Но эти машины остались лишь на бумаге. В конце концов, Tatra T401 оказалась «лебединой песней» троллейбусов Копрживницкой автомобильной компании. В последующие годы на производстве троллейбусов сосредоточилась только Skoda, а точнее ее завод в Остраве.

Оставшиеся лишь в качестве экспонатов


Для коллекции исторического транспорта Dopravni podnik Ostrava удалось приобрести остатки пражского троллейбуса Tatra T400, курсировавшего под номером 441. Он находился в печальном состоянии, долгое время выполняя роль садового домика. В 2003 году его перевезли в Остраву, а с 2007 по 2009 годы проходила тщательная реконструкция техники. После этого она стала украшением исторической коллекции, демонстрируя зарождение троллейбусного транспорта в центре Моравскосилезского края.

Как уже упоминалось, большая часть Tatra T400 эксплуатировалась в Праге. Поэтому неудивительно, что в местном транспортном музее выставлен в качестве экспоната такой троллейбус с бортовым номером 431. После снятия с производства, этот экипаж использовался как служебный для буксировки неисправных собратьев. Он стал последним троллейбусом, проехавшим по Праге в ночь на 16 июня 1972 года. После этого он стал музейным экспонатом.

Последний в линейке серийных троллейбусов Tatra. Фото автора

С 1987 по 2009 год технику подвергли масштабному ремонту. Его красивый дизайн еще раз подчеркивает творческий и технический потенциал, который был безвозвратно утерян после решения о прекращении истории троллейбусов марки Tatra.
Как думаете, троллейбусы Tatra имели бы успешное продолжение?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....