General Motors EV1: драма в стиле «Я тебя породил…»
Это «убийство»… Не «прерванный полет», нет! Слишком мягко и романтично. Настоящая насильственная гибель. Причем, именно в духе «Я тебя породил, я тебя и убью!». Или вот еще: картина Ильи Репина «Иван Грозный убивает сына». Пусть полотно называется по-другому, но суть в том, что отец лишает жизни своего потомка. Подобное, оказывается, творится и в автомобильном мире…
Ладно бы, детектив: гадаешь, кто преступник, посмевший отнять жизнь симпатичного, ни в чем не повинного автомобиля. Узнаешь об этом на последней странице. А в этом ужастике Главный Злодей (он же – производитель) не скрывал своего лица.
Коварный и бездушный, он дождался момента, когда люди привыкли к «ласточкам», «железным коням» (или как еще мы называем свои автомобили?). Так вот, выждав, он нанес удар предательской рукой. А точнее, отобрал у собственников их «ласточек» и раздавил автомобильными дробилками… Уничтожил, словом. В прямом смысле.
Но это конец истории. Обратимся к началу.
Челюсти автомобиледробилок и многотонные прессы, бульдозеры и катки корежили и сминали в лепешку EV1 (Electric Vehicle 1). Но не отняли главного: он так и останется в истории отрасли номером один. Первый серийный электрокар. Сомнительная честь с учетом, какая судьба его ждала.
А начиналось все с защитников окружающей среды, регуляторов качества воздуха – экологов. Еще в середине прошлого века они забили тревогу по поводу вредных выбросов из выхлопных труб автомобилей. Все подсчитали, взвесили, доказали миру, что ДВС вырабатывают 280 наименований ядовитых соединений. Каких, что и почем рассчитали досконально.
«Зеленые» объединялись в различные ассоциации, содружества, общественные организации. Стучались в двери Конгресса, ворота автопроизводителей. Получали полное понимание и… не более того.
А тут произошло следующее: в 1987 году модель GM Sunraycer победила в гонках автомобилей на солнечных батарейках. Результат удивил и вдохновил руководство корпорации на разработку электромобиля. Не впервые, к слову. В 60-х «Шевроле» (подразделение «Джи Эм») уже выпускало модификацию Chevrolet Corvair на электротяге. Но дело не пошло: пользователи не оценили.
В 1990 году, после победы Sunraycer, на предприятии создали концепт GM Impact и опрометчиво вбросили в СМИ обещание сделать автомобиль серийным. За фразу председателя «Джи Эм» Р. Смита крепко ухватился Калифорнийский Совет по Воздушным Ресурсам (CARB). Эта правительственная организация имела большой вес и влияние в обществе. Совет был особо озабочен состоянием воздушной среды в Калифорнии: здесь наблюдалась самая опасная ситуация из всех штатов страны.
В CARB решили, что момент настал: у автомобилестроителей, оказывается, есть технологии производства экологически чистых средств передвижения! Обрадовавшись открытию, экологи сочинили Мандат по транспорту с нулевыми выбросами (ZEV). Документ протащили по необходимым инстанциям.
В постановлении правительственная организация обязала 7 крупнейших производителей США поэтапно переходить на выпуск «зеленых» авто. Схема выглядела так: с 1998 года доля «чистых» машин должна составлять 2 %, с 2001 года – 5 % от всех производимых транспортных единиц, с 2003 – 10 %. А готов ли покупатель, вообще никого не интересовало.
Послушный «Дженерал Моторс» начал усердно превращать концепт Impact в серийный автомобиль. Причем, вложив 1 млрд долларов, разработал конструкцию с чистого листа: никаких «опробованных» шасси, «доказавших надежность» моторов и прочего. Все новое от А до Я.
На GM создали поистине революционный электромобиль. Рассмотрим сильные стороны EV1:
✅ Впечатляющий запас хода. Свинцово-кислотные батареи (первое поколение Gen I 1996 г) позволяли проходить 90-120 км на одной зарядке. На никель-металлгидридной батарее (второе поколение Gen II 1998 г) дистанция увеличивалась до 240 км. Это сделало EV1 жизнеспособным вариантом для ежедневных поездок на работу и коротких рейсов
✅ Плавная, тихая езда. Эффект достигался благодаря электрической трансмиссии. Отсутствие ДВС устранило вибрации и шум, улучшив общее впечатление от вождения
✅ Футуристический экстерьер. Гладкий аэродинамический корпус электрокара с дверными ручками заподлицо и закругленными краями способствовал низкому коэффициенту лобового сопротивления (Cx=0,195). Машина внешне была просто красивой и необычной
✅ Дизайн интерьера. Он был столь же инновационным, с современными деталями и передовыми технологиями. Цифровая комбинация приборов и дисплей центральной консоли предоставляли информацию о сроке службы батареи, оставшемся запасе хода, прочих необходимых данных
✅ Ускорение. Благодаря мгновенной передаче крутящего момента от электродвигателя EV1 весом 1 400 кг обеспечивал быстрое ускорение – 8 сек до «сотни». Это позволяло легко маневрировать в потоке машин, обгонять на шоссе. Система рекуперативного торможения эффективно рекуперировала энергию, увеличивая запас хода автомобиля за счет подзарядки аккумуляторов во время замедления. Трехфазный электромотор генерировал 128 л. с. Пик момента силы равнялся 149 Н*м при 7,0 тыс. об/мин. Скорость не превышала 130 км/ч. Полная зарядка АКБ занимала 8 часов, до 80 % – 3 часа
✅ Комплектация. Машина вобрала в себя все передовые технологии своего времени: климат-контроль, бесключевой допуск и запуск мотора, электроусилитель руля, термостойкое остекление, датчики давления в покрышках. Последние, к слову, были специально разработаны «Мишлен»
Отрицательные моменты тоже присутствовали, причем, существенные. Это ограниченная доступность для желающих: машины сдавали клиентам в аренду. Второе: на тот момент еще не существовала (или находилась в зачаточном состоянии) общественная зарядная инфраструктура.
Далее, двухместная конфигурация автомобиля была непригодной для семей с детьми, да и грузовое пространство было мизерным – 200 л.
Всего «Джи Эм» произвел 1 117 экземпляров EV1. Машины продавали только в лизинг (сдавали клиентам в аренду) исключительно в Калифорнии и Аризоне. Когда было объявлено, что завод ищет 50 добровольцев, в Лос-Анджелесе отозвалось 10 тыс. соискателей. В Нью-Йорке обрывали телефонные провода 14 тыс. претендентов.
Так писали газеты, но позднее выяснилось, что цифры сильно преувеличены рьяными журналистами. Да и после знакомства с авто ряды страждущих редели. Условия аренды были привлекательными: ежемесячный платеж составлял $399-549 в месяц.
Бедный компактный симпатяга с габаритами 4310х1765х1283 мм сразу за воротами завода попал под обстрел критики недовольных. Одних возмущало, почему я не могу купить машину? Других: за что богачам (а среди арендаторов были исключительно знаменитости) еще и налоговые льготы? Третьи: где сетевые зарядные станции? Десятые: почему зарядную инфраструктуру должны строить за мои налоги?
Между тем, владельцы «ИВи1» блаженствовали: автомобиль совершенно очаровывал, пленял управляемостью, множеством допфункций. А честь-то какая! И тут… ну, конечно! Гром среди ясного 2002 года: «Джи Эм» отзывает свои машины. Все!
«Плач Ярославны» понесся над Калифорнией: владельцы не хотели расставаться с «ласточками». Народ организовывал пикеты, рисовал плакаты, где взывал к совести производителя, устраивал символические похороны автомобиля. Дошло до арестов. А машины грузили на платформы и увозили в отведенные места, чтобы бросить в зубы беспощадных дробилок. Этот акт называли кражей и преступлением.
Пресса была в высшей степени воодушевления: журналисты чуть не в экстазе кинулись искать «убийцу». Строчили разоблачительные статьи, снимали фильмы. «Ищи, кому выгодно». Сошлись на происках ненасытных нефтяных компаний: не хотят терять громадный кусок рынка, поэтому подговорили джиэмовцев. Куда девать бензин, если автомобилисты пересядут на электрички?
Много обвинений со стороны общественности было и в адрес производителя. Саботаж, мол, подкуплены коррумпированными нефтяными баронами. Рекламу нарочно плохо организовали, чтобы народ не стоял в очереди за электрокарами.
Как-то и позабыли, что только в первый год выпуска корпорация потратила на рекламу 8 млн долларов. Запамятовали, что «Джи Эм» подавал в суд на CARB и добился некоторых послаблений знаменитого Мандата с его нулевыми выбросами.
И никто не потрудился подсчитать расходы компании на производство электромобиля. Фактически, каждая машина обходилась в пределах $100-250 тыс., а продавалась по 34 тыс. Колоссальные убытки. Чтобы работать с плюсом, ежегодно нужно было изготавливать и реализовывать по 100 тыс. авто. Где взять покупателя на практически экспериментальную вещь?
Но главный момент в другом. Производитель закрыл линию ровно через три года после начала производства, так как не знал, что будет с батареями по истечении этих лет. АКБ критически перегревались, особенно в условиях жаркой Калифорнии: технологии были далеки от совершенства.
На «Джи Эм» полагали, что батареи начнут выходить из строя и даже взрываться. Брать ответственность за чужие жизни, отбиваться в судах от пострадавших производитель не хотел. Поэтому машины изымали и «убивали». На самом деле процедура проходила стандартно: перед утилизацией с «ИВи1» снимали ценные и опасные компоненты.
Руководство корпорации мудро решило потерять деньги, но не репутацию. При этом накопленный опыт в серийном производстве электрокаров остался в мировой копилке автомобилестроительной отрасли. Им и воспользовались последователи, например, Илон Маск со своей Tesla, безопасной и доступной теперь большому слою населения.
К счастью, порядка 40 General Motors EV1 корпорация передала для изучения в различные учебные заведения. Поговаривают, однако, кто-то припрятал свои машины… А еще где-то на многоуровневой стоянке обнаружили один бесхозный экземпляр. Не все погибли, значит. А мы скорбим о потере и готовы возложить букетик к колесам очень неплохой модели. Мы из тех, кому «птичку жалко» …
Ладно бы, детектив: гадаешь, кто преступник, посмевший отнять жизнь симпатичного, ни в чем не повинного автомобиля. Узнаешь об этом на последней странице. А в этом ужастике Главный Злодей (он же – производитель) не скрывал своего лица.
Коварный и бездушный, он дождался момента, когда люди привыкли к «ласточкам», «железным коням» (или как еще мы называем свои автомобили?). Так вот, выждав, он нанес удар предательской рукой. А точнее, отобрал у собственников их «ласточек» и раздавил автомобильными дробилками… Уничтожил, словом. В прямом смысле.
Но это конец истории. Обратимся к началу.
Предпосылки к рождению General Motors EV1 1996-1999 гг
Челюсти автомобиледробилок и многотонные прессы, бульдозеры и катки корежили и сминали в лепешку EV1 (Electric Vehicle 1). Но не отняли главного: он так и останется в истории отрасли номером один. Первый серийный электрокар. Сомнительная честь с учетом, какая судьба его ждала.
General Motors EV1 – модель, которую создал и убил «Джи Эм». Фото: YouTube.com
А начиналось все с защитников окружающей среды, регуляторов качества воздуха – экологов. Еще в середине прошлого века они забили тревогу по поводу вредных выбросов из выхлопных труб автомобилей. Все подсчитали, взвесили, доказали миру, что ДВС вырабатывают 280 наименований ядовитых соединений. Каких, что и почем рассчитали досконально.
«Зеленые» объединялись в различные ассоциации, содружества, общественные организации. Стучались в двери Конгресса, ворота автопроизводителей. Получали полное понимание и… не более того.
А тут произошло следующее: в 1987 году модель GM Sunraycer победила в гонках автомобилей на солнечных батарейках. Результат удивил и вдохновил руководство корпорации на разработку электромобиля. Не впервые, к слову. В 60-х «Шевроле» (подразделение «Джи Эм») уже выпускало модификацию Chevrolet Corvair на электротяге. Но дело не пошло: пользователи не оценили.
GM Sunraycer на солнечных батареях. Фото: YouTube.com
В 1990 году, после победы Sunraycer, на предприятии создали концепт GM Impact и опрометчиво вбросили в СМИ обещание сделать автомобиль серийным. За фразу председателя «Джи Эм» Р. Смита крепко ухватился Калифорнийский Совет по Воздушным Ресурсам (CARB). Эта правительственная организация имела большой вес и влияние в обществе. Совет был особо озабочен состоянием воздушной среды в Калифорнии: здесь наблюдалась самая опасная ситуация из всех штатов страны.
Дальнейшее развитие событий
В CARB решили, что момент настал: у автомобилестроителей, оказывается, есть технологии производства экологически чистых средств передвижения! Обрадовавшись открытию, экологи сочинили Мандат по транспорту с нулевыми выбросами (ZEV). Документ протащили по необходимым инстанциям.
В постановлении правительственная организация обязала 7 крупнейших производителей США поэтапно переходить на выпуск «зеленых» авто. Схема выглядела так: с 1998 года доля «чистых» машин должна составлять 2 %, с 2001 года – 5 % от всех производимых транспортных единиц, с 2003 – 10 %. А готов ли покупатель, вообще никого не интересовало.
Длина General Motors EV1 4310 мм. Фото: YouTube.com
Послушный «Дженерал Моторс» начал усердно превращать концепт Impact в серийный автомобиль. Причем, вложив 1 млрд долларов, разработал конструкцию с чистого листа: никаких «опробованных» шасси, «доказавших надежность» моторов и прочего. Все новое от А до Я.
Что получилось: обзор EV1 двух поколений
На GM создали поистине революционный электромобиль. Рассмотрим сильные стороны EV1:
✅ Впечатляющий запас хода. Свинцово-кислотные батареи (первое поколение Gen I 1996 г) позволяли проходить 90-120 км на одной зарядке. На никель-металлгидридной батарее (второе поколение Gen II 1998 г) дистанция увеличивалась до 240 км. Это сделало EV1 жизнеспособным вариантом для ежедневных поездок на работу и коротких рейсов
✅ Плавная, тихая езда. Эффект достигался благодаря электрической трансмиссии. Отсутствие ДВС устранило вибрации и шум, улучшив общее впечатление от вождения
✅ Футуристический экстерьер. Гладкий аэродинамический корпус электрокара с дверными ручками заподлицо и закругленными краями способствовал низкому коэффициенту лобового сопротивления (Cx=0,195). Машина внешне была просто красивой и необычной
✅ Дизайн интерьера. Он был столь же инновационным, с современными деталями и передовыми технологиями. Цифровая комбинация приборов и дисплей центральной консоли предоставляли информацию о сроке службы батареи, оставшемся запасе хода, прочих необходимых данных
✅ Ускорение. Благодаря мгновенной передаче крутящего момента от электродвигателя EV1 весом 1 400 кг обеспечивал быстрое ускорение – 8 сек до «сотни». Это позволяло легко маневрировать в потоке машин, обгонять на шоссе. Система рекуперативного торможения эффективно рекуперировала энергию, увеличивая запас хода автомобиля за счет подзарядки аккумуляторов во время замедления. Трехфазный электромотор генерировал 128 л. с. Пик момента силы равнялся 149 Н*м при 7,0 тыс. об/мин. Скорость не превышала 130 км/ч. Полная зарядка АКБ занимала 8 часов, до 80 % – 3 часа
✅ Комплектация. Машина вобрала в себя все передовые технологии своего времени: климат-контроль, бесключевой допуск и запуск мотора, электроусилитель руля, термостойкое остекление, датчики давления в покрышках. Последние, к слову, были специально разработаны «Мишлен»
Отрицательные моменты тоже присутствовали, причем, существенные. Это ограниченная доступность для желающих: машины сдавали клиентам в аренду. Второе: на тот момент еще не существовала (или находилась в зачаточном состоянии) общественная зарядная инфраструктура.
Кузов General Motors EV1 работал на динамику. Фото: YouTube.com
Далее, двухместная конфигурация автомобиля была непригодной для семей с детьми, да и грузовое пространство было мизерным – 200 л.
Продажа
Всего «Джи Эм» произвел 1 117 экземпляров EV1. Машины продавали только в лизинг (сдавали клиентам в аренду) исключительно в Калифорнии и Аризоне. Когда было объявлено, что завод ищет 50 добровольцев, в Лос-Анджелесе отозвалось 10 тыс. соискателей. В Нью-Йорке обрывали телефонные провода 14 тыс. претендентов.
Так писали газеты, но позднее выяснилось, что цифры сильно преувеличены рьяными журналистами. Да и после знакомства с авто ряды страждущих редели. Условия аренды были привлекательными: ежемесячный платеж составлял $399-549 в месяц.
Пользователи были очарованы General Motors EV1. Фото: YouTube.com
Бедный компактный симпатяга с габаритами 4310х1765х1283 мм сразу за воротами завода попал под обстрел критики недовольных. Одних возмущало, почему я не могу купить машину? Других: за что богачам (а среди арендаторов были исключительно знаменитости) еще и налоговые льготы? Третьи: где сетевые зарядные станции? Десятые: почему зарядную инфраструктуру должны строить за мои налоги?
Отзыв
Между тем, владельцы «ИВи1» блаженствовали: автомобиль совершенно очаровывал, пленял управляемостью, множеством допфункций. А честь-то какая! И тут… ну, конечно! Гром среди ясного 2002 года: «Джи Эм» отзывает свои машины. Все!
Кадры из хроники: демонстрация протеста против уничтожения General Motors EV1. Фото: YouTube.com
«Плач Ярославны» понесся над Калифорнией: владельцы не хотели расставаться с «ласточками». Народ организовывал пикеты, рисовал плакаты, где взывал к совести производителя, устраивал символические похороны автомобиля. Дошло до арестов. А машины грузили на платформы и увозили в отведенные места, чтобы бросить в зубы беспощадных дробилок. Этот акт называли кражей и преступлением.
Кадры из хроники: так изымали General Motors EV1. Фото: YouTube.com
Пресса была в высшей степени воодушевления: журналисты чуть не в экстазе кинулись искать «убийцу». Строчили разоблачительные статьи, снимали фильмы. «Ищи, кому выгодно». Сошлись на происках ненасытных нефтяных компаний: не хотят терять громадный кусок рынка, поэтому подговорили джиэмовцев. Куда девать бензин, если автомобилисты пересядут на электрички?
Кто же убил General Motors EV1
Много обвинений со стороны общественности было и в адрес производителя. Саботаж, мол, подкуплены коррумпированными нефтяными баронами. Рекламу нарочно плохо организовали, чтобы народ не стоял в очереди за электрокарами.
Кадры из хроники: граждане устраивали символические похороны General Motors EV1. Фото: YouTube.com
Как-то и позабыли, что только в первый год выпуска корпорация потратила на рекламу 8 млн долларов. Запамятовали, что «Джи Эм» подавал в суд на CARB и добился некоторых послаблений знаменитого Мандата с его нулевыми выбросами.
И никто не потрудился подсчитать расходы компании на производство электромобиля. Фактически, каждая машина обходилась в пределах $100-250 тыс., а продавалась по 34 тыс. Колоссальные убытки. Чтобы работать с плюсом, ежегодно нужно было изготавливать и реализовывать по 100 тыс. авто. Где взять покупателя на практически экспериментальную вещь?
General Motors EV1, обреченные погибнуть в челюстях автомобиледробилок. Фото: YouTube.com
Но главный момент в другом. Производитель закрыл линию ровно через три года после начала производства, так как не знал, что будет с батареями по истечении этих лет. АКБ критически перегревались, особенно в условиях жаркой Калифорнии: технологии были далеки от совершенства.
На «Джи Эм» полагали, что батареи начнут выходить из строя и даже взрываться. Брать ответственность за чужие жизни, отбиваться в судах от пострадавших производитель не хотел. Поэтому машины изымали и «убивали». На самом деле процедура проходила стандартно: перед утилизацией с «ИВи1» снимали ценные и опасные компоненты.
Последний момент перед эвакуацией General Motors EV1 на автомобильное кладбище. Фото: YouTube.com
Руководство корпорации мудро решило потерять деньги, но не репутацию. При этом накопленный опыт в серийном производстве электрокаров остался в мировой копилке автомобилестроительной отрасли. Им и воспользовались последователи, например, Илон Маск со своей Tesla, безопасной и доступной теперь большому слою населения.
К счастью, порядка 40 General Motors EV1 корпорация передала для изучения в различные учебные заведения. Поговаривают, однако, кто-то припрятал свои машины… А еще где-то на многоуровневой стоянке обнаружили один бесхозный экземпляр. Не все погибли, значит. А мы скорбим о потере и готовы возложить букетик к колесам очень неплохой модели. Мы из тех, кому «птичку жалко» …
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...