Toyota 2000GT: как родилась легенда японского автопрома?
776

Toyota 2000GT: как родилась легенда японского автопрома?

Представьте себе ситуацию: Marussia Motors не разваливается в 2014 году под гнетом амбиций, а с оглушительным успехом дебютирует в России и распространяет славу по всему миру. Или вот такое – иранский автопром в лице Iran Khodro внезапно врывается в зону влияния Porsche и вызывает не насмешки, а одобрительные возгласы. Казалось бы, ситуации маловероятные, а то и невозможные. Однако именно этого удалось добиться в свое время японскому двухдверному купе Toyota 2000GT.


Как все начиналось?


Купе заняло в истории бренда Toyota особое, даже почетное место. Она стала олицетворением той самой мечты создателей компании – заявить о себе на весь мир, построить что-то такое, чего пока не строили предшественники, и произвести впечатление. Стоит отметить, у них это весьма удалось.

Toyota 2000GT: как родилась легенда японского автопрома?Несмотря на возраст, машина до сих пор притягивает взгляды и вызывает неподдельный восторг. Фото: youtube.com

Начало разработки Toyota 2000GT было положено в 1964 году. Даже на первых этапах создания это не было никаким секретом – о новом проекте знали как минимум поклонники, следившие за всеми новостями бренда. Модель еще на этапе невнятных чертежей получила кодовое название «280А».

Для разработки спортивного купе японцы организовали полноценный конструкторский отдел. Его управление взял на себя Джиро Коно – талантливый инженер – а кроме него в подразделении над созданием новинки трудилось шассисты, мотористы и дизайнеры с большим опытом в отрасли.

В качестве вдохновения разработчики рассматривали образцы зарубежных спортивных машин того времени. Изучали лучших из лучших представителей класса. На этом этапе инженеры определили – машина должна иметь задний привод, переднемоторную компоновку и независимую подвеску.

Длиннокапотная компоновка придает экстерьеру веса и намекает на мощный двигатель под капотом. Фото: youtube.com

Одновременно с этим коллаборация брендов Nissan и Yamaha занималась созданием чего-то очень похожего на то, что хотели сделать в Toyota. Проект получил кодовое название «A550X» и должен был получить шасси Fairlady вкупе с 2,0-литровым мотором. Однако работа на этом застопорилась.

Постепенно в Nissan теряли терпение, из-за чего компания вышла из коллаборации и проекта авто «A550X». Однако в Yamaha не планировали останавливаться на полпути. Компания моментально приступила к поискам нового партнера, найдя его в лице Toyota. Так возникла новая коллаборация.

Совместная работа над будущей 2000GT силами Yamaha и Toyota началась уже осенью 1964 года. Готовый прототип за счет синергии усилий участников был создан всего-то через 10 месяцев после этого. Toyota в итоге «подарила» модели кузов и раму, а Yamaha – тормозную систему и подвеску.

На большой багажник рассчитывать не стоит, как и на хороший обзор через заднее стекло. Фото: youtube.com

Впервые полноценный экземпляр 2000GT представили в 1967 году на двенадцатом автосалоне в Токио. Модель спровоцировала овации присутствующих и вызвала неподдельный интерес прессы. Неудивительно – это был первый японский автомобиль, способный конкурировать с зарубежными.

Годом ранее разработчики устроили на спортивном купе Toyota 2000GT несколько показательных заездов. Несмотря на не самую великолепную осеннюю погоду, автомобиль установил на треке 16 новых рекордов в своем классе. В том числе 13 из их числа в итоге получили от FIA статус мировых.

Как вам такое – в течение 72 часов с дозаправками и сменами пилотов готовый экземпляр Toyota 2000GT «гонял» скоростную трассу Ятабе и поддерживал среднюю скорость 200 км/ч. И это все трое суток! В середине заезда разразился настоящий ливень, но и это не помешало установить рекорд.

Обычные фары органично сочетаются с выдвижными, которые находятся немного выше. Фото: youtube.com

Столь серьезная заявка на мировое лидерство не на шутку смутило руководство Porsche. Настолько, что они в спешке выпустили гоночную модификацию 911 R. Уже через год она перебила на треке большую часть рекордов спортивного купе от «Тойота», но это нисколько не умаляет заслуг 2000GT.

О конструкции купе


2000GT – это двухместный фастбэк, компоновку кузова которого можно охарактеризовать не иначе как «longnose/shortdeck». Если более понятно, спереди мы имеем длинный капот, а сзади – весьма короткую на его фоне корму. Хоть машина и спроектирована на базе непримечательного седана, в историю она вошла как один из самых необычных внешне автомобилей как Японии, так и мира.

Отличная аэродинамика стала одной из причин успехов автомобиля в индустрии автоспорта. Фото: youtube.com

Обтекаемые формы, низкий центр тяжести, увеличенная жесткость кузова и независимая подвеска на сдвоенных А-образных рычагах – инженеры сделали все, чтобы купе и правда было спортивным. Особенно в те годы удивляла конструкция ходовой. Обе оси были независимыми, в то время как у большинства легковых автомобилей использовалась того времени жесткозакрепленная подвеска.

Что там с двигателем?


Под длинным капотом Toyota 2000GT красовалась собственная разработка компании, основанная на моторе от модели Crown. Это 6-цилиндровый бензиновый двигатель DOHC с непосредственным впрыском и объемом 2,0 литра. Сейчас громкие заявления о таких характеристиках вызовут лишь снисходительную улыбку, но в 1960-е годы это был действительно прорыв в сфере автоиндустрии.

Несмотря на крупные габариты, мотор выдавал не больше 150 л. с. в обычной версии. Фото: youtube.com

Мотор для спортивного купе разработан при участии корпорации Yamaha Motor. В те годы она уже имела передовые разработки в сфере мощных двигателей, и с радостью поделилась ими с Toyota. Интересно, что в дальнейшем обе компании неоднократно занимались совместными проектами.

Двигатель для 2000GT был доработан за счет установки новой ГБЦ с двумя распределительными валами и тремя карбюраторами производства Mikuni-Solex. За счет такой доработки разработчикам из Yamaha удалось повысить мощность с оригинальных 115 л. с. до 150 л. с. Хоть в этом плане ДВС и не поставил рекорд, все же был близок к нему – у самого мощного Porsche 911 было 160 л. с.

Отдельного упоминания заслуживают гоночные версии спортивного купе. Их кузова облегчены до 850 кг (против 1120 кг у оригинальной машины), а двигатель увеличен до 2,3 литров и форсирован – выдает 200 л. с. Однако и «гражданская» версия неплоха: разгон от 0 до 100 км/ч за 10,4 секунды при максимальной скорости 219 км/ч. Конкурировать с этими показателями мог лишь Porsche 911S.

Роскошный интерьер


Салон купе буквально кричал: «Это не обычный японский автомобиль, а самый настоящий Jaguar». И правда, подобно английским премиальным машинами, 2000GT получила отделку из настоящего красного дерева. Она дополнена стильным оформлением механических приборов и элегантным рулевым колесом. Сейчас такой интерьер смотрится довольно топорно и старомодно, но для 1960-х годов, да еще и в отношении японского автопрома салон новой Тойоты смотрелся супермодно.

Toyota 2000GT сегодня


В наши дни спортивная двухдверка 2000GT уверенно носит титул первого спорткара бренда Toyota. По совместительству это один из самых редких и, соответственно, дорогих автомобилей не только в Японии, но и в мире. Еще бы – за все время выпустили всего 351 экземпляр. В их числе есть и два кабриолета, построенных для съемок фильма «Живешь только дважды» с Джеймсом Бондом.

В салоне можно заметить не только спидометр и тахометр, но и россыпь дополнительных механических индикаторов. Фото: youtube.com

Национальная гордость в лице Toyota 2000GT продавалась совсем недолго – с марта 1967 года по август 1970 года. Изначально планировалось выпускать от 1000 экземпляров в год, но серьезного коммерческого успеха модель не сыскала. Сегодня купить такой автомобиль можно только через аукцион или из частной коллекции за неприличные деньги. Например, в 2020 году один из отлично сохранившихся экземпляров был продан в США с молотка за 912 тысяч долларов – 72 млн рублей.
Как вам эстетика Toyota 2000GT?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....