Oltcit: румынская копия Citroen
426

Oltcit: румынская копия Citroen

Кроме лицензионных Renault под маркой Dacia, в Румынии также наладили производство французских автомобилей более низкого класса. Так пытались заметно повысить уровень автомобилизации в этой стране. Планы у производителей имелись наполеоновские, правда, реализовать их удалось лишь частично. Запланированный объем выпуска на мощностях в Крайове до 130 тысяч автомобилей в год так и остался лишь в мечтах.


Компания Citroen протянула руку помощи, инициировав строительство в историческом юго-западном регионе Румынии. Выбору именно этой страны поспособствовал один из членов правления французской компании Жорж Тейлор. Этот человек приложил немалые усилия для спасения бренда во второй половине 70-х. Ответ на вопрос «почему», легко узнать, заглянув в паспорт г-на Тейлора. Там в графе рождения значился город Бухарест. Несмотря на отца-англичанина и обучение во Франции, босс Citroen решил отблагодарить землю, в которой появился на свет.

Oltcit: румынская копия CitroenРумынский француз. Фото: youtube.com

После перехода Тейлора из Peugeot в Citroen, он предложил использовать малолитражную модель компании для производства в Румынии. Учитывая политический режим в этой стране, усовершенствованный прототип будущей румынской малолитражки сначала представили самому Николае Чаушеску. Событие произошло 25 октября 1975 года. После этого начались переговоры с местными властями, длившиеся более 14 месяцев.

Окончательный контракт подписали 30 декабря 1976 года. Его основной графой числилось строительство автомобильного завода в Крайове. Он планировался как предприятие для эксклюзивного производства небольшого легкового автомобиля нового типа. Предполагалось не только удовлетворение внутреннего рынка, но и экспорт в соседние страны. Учитывая тот факт, что автомобильный сектор социалистических стран не был сильно избалован обилием моделей, такая перспектива выглядела вполне реалистичной.

Название из румынской местности и французского бренда


«Как вы яхту назовете…». Такой подход всегда считался немаловажным, ведь звучное название марки часто может определять большую долю успеха. В нашем случае не стали «изобретать колесо», выдумывая что-то необычное. К вопросу подошли чисто прагматично. Местность, в которой строился новый завод, называлась Oltenia, французский оригинал – Citroen. Создатели просто совместили две части из них, в итоге получив Oltcit.

Строительство румынского завода началось в 1977 году, окончательные прототипы Oltcit утвердили два года спустя. Новые модели Oltcit Special (двухцилиндровый) и Oltcit Club (четырехцилиндровый) были представлены в октябре 1981 года на Международной ярмарке в Бухаресте.


Сегодня многим известна совместное объединение FCA/PSA. Интересно, но первое сотрудничество с итальянцами у Citroen произошло еще шесть десятилетий назад. Тогда Fiat считался общепризнанным мастером в плане разработки и производства малолитражек («127-я» модель даже стала европейским автомобилем 1971 года). Поэтому французская компания была очень заинтересована в конвергенции с успешными соседями.

На версию Club устанавливался более мощный мотор. Фото: youtube.com

На упомянутой выше платформе родился Projet Y. Так французы попытались заполнить серьезную брешь, имеющуюся в их модельном ряду. Все это позволило освоить сразу несколько новых моделей Citroen:

✅ трехдверный Y1
✅ пятидверный Y2
✅ появившийся в 70-х Citroen Visa

Если остановиться на первых двух моделях, то для них подготовили два вида силовых агрегатов. Это оппозитные двигатели собственной разработки: 2-цилиндровый Ami 8 и 4-цилиндровый от GS. Ими компоновались обе модели, получившиеся в результате сотрудничества с итальянцами.

Кризис начала 70-х сказался на всех. Так Michelin решил уступить свою долю в Citroen другой французской компании Peugeot. В тех обстоятельствах более плотное сотрудничество с итальянцами не состоялось. Поэтому оставшийся проект Y приспособили к Peugeot 104. Так появилась Visa, а первоначальные разработки оказались не у дел. Впрочем, они пригодились для румынского проекта Oltcit.

Два варианта сборки Oltcit


Как обычно бывает при появлении новой модели, проектируется два варианта ее исполнения: бюджетный и люксовый. Подобное решение приняли и в румынском автопроме. На мощностях нового завода освоили стандартный Oltcit Special и более шикарный Club. У них имелся ряд соответствующих различий в компоновке (отличия Club приведены в скобках):

✅ оппозитный 4-цилиндровый (2-цилиндровый) двигатель
✅ рабочий объем – 1129 (652) куб. см
✅ мощность – 56 (34) л. с

Немало у моделей оказалось и общих характеристик. Первым упомяну стандартный для компании передний привод (Citroen стал пионером в такой компоновке со знаменитой Traction 1934 года). На оба автомобиля устанавливалась подвеска с торсионами: продольная спереди и поперечная – сзади.

Всего две пассажирские двери. Фото: youtube.com

Дизайн нового автомобиля напоминал Visa, правда, с двумя боковыми дверями вместо четырех. Еще, благодаря откидной крышке, багажное отделение добавило в своих размерах. Другие параметры Oltcit оказались следующими:

✅ колесная база – 2370 мм
✅ длина – 3732 мм
✅ ширина – 1538 мм
✅ высота – 1430 мм
✅ максимальная скорость – 120 (145) км/ч
✅ разгон до 100 км/ч – 28 (15,4) секунд
✅ средний расход топлива – 6 (7,2) л / 100 км

При городском цикле езды он вырастал на 1,5-2 литра горючего. А вот параметры автомобиля позволили ему иметь достаточное внутреннее пространство. Но, кроме положительных показателей, автомобиль имел и ряд серьезных проблем. Они и привели в результате к печальному исходу.

Уязвимые места конструкции и прекращение производства


К сожалению, производство Oltcit так и не достигло запланированного объема в 130 000 автомобилей в год, хотя в общем, их и собрали около 200 тысяч экземпляров. По годам распределение оказалось следующим:

✅ 1983 – 5400 штук
✅ 1984 – высший показатель (37 тыс.)
✅ 1985 – 30000 авт.
✅ 1986 – всего 16 тысяч экземпляров

Сразу же проявились проблемы, заключавшиеся в несоблюдении производственных показателей и крайне низком качестве. Несмотря на это, небольшие партии Oltcit начали поставляться на экспорт. Во Францию, Бельгию и Нидерланды он отправился как Citroen Axel. Версия Club в конце 80-х поступала и на рынок Чехословакии.

Приборная панель Oltcit. Фото: youtube.com

За это время в центральноевропейскую страну продали почти 40 тысяч автомобилей, что стало самым высоким экспортным показателем модели. Хотя автомобиль имел довольно современную конструкцию, мало находилось готовых его похвалить. Основная часть покупателей боролась с множеством поломок и отказов. Вот как высказался один из них:

«Я купил авто для мамы, когда у нее украли Skoda 120 L. Несколько лет она проездила на нем без особых проблем. Но после этого автомобиль начал буквально разваливаться на глазах. В результате он был продан за небольшую сумму на запчасти».


В 1988 году французская сторона отказалась от контракта. Так в начале 90-х румынское предприятие преобразовалось в SCAutomobile Craiova, SA. В первой половине десятилетия продолжился выпуск 4-цилиндровых версий. Даже появился более мощный Oltcit Club 12 TRS с 1,3-литровым мотором и пикап 12 CS.

Отличный для начала 80-х дизайн. Фото: youtube.com

С большими проблемами производство просуществовало до 1996 года. Автомобили получили новое имя Oltena, а компания – RoDae (румынская Daewoo). После этого перешли на сборку седанов Daewoo Nexia. Сегодня Oltcit ушел в историю, с 2007 года его родной завод называется Ford Romania. На нем собирают автомобили Ford Kuga и EcoSport.
Что вам известно о румынской марке Oltcit?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....