Oltcit: румынская копия Citroen
Кроме лицензионных Renault под маркой Dacia, в Румынии также наладили производство французских автомобилей более низкого класса. Так пытались заметно повысить уровень автомобилизации в этой стране. Планы у производителей имелись наполеоновские, правда, реализовать их удалось лишь частично. Запланированный объем выпуска на мощностях в Крайове до 130 тысяч автомобилей в год так и остался лишь в мечтах.
Компания Citroen протянула руку помощи, инициировав строительство в историческом юго-западном регионе Румынии. Выбору именно этой страны поспособствовал один из членов правления французской компании Жорж Тейлор. Этот человек приложил немалые усилия для спасения бренда во второй половине 70-х. Ответ на вопрос «почему», легко узнать, заглянув в паспорт г-на Тейлора. Там в графе рождения значился город Бухарест. Несмотря на отца-англичанина и обучение во Франции, босс Citroen решил отблагодарить землю, в которой появился на свет.
После перехода Тейлора из Peugeot в Citroen, он предложил использовать малолитражную модель компании для производства в Румынии. Учитывая политический режим в этой стране, усовершенствованный прототип будущей румынской малолитражки сначала представили самому Николае Чаушеску. Событие произошло 25 октября 1975 года. После этого начались переговоры с местными властями, длившиеся более 14 месяцев.
Окончательный контракт подписали 30 декабря 1976 года. Его основной графой числилось строительство автомобильного завода в Крайове. Он планировался как предприятие для эксклюзивного производства небольшого легкового автомобиля нового типа. Предполагалось не только удовлетворение внутреннего рынка, но и экспорт в соседние страны. Учитывая тот факт, что автомобильный сектор социалистических стран не был сильно избалован обилием моделей, такая перспектива выглядела вполне реалистичной.
«Как вы яхту назовете…». Такой подход всегда считался немаловажным, ведь звучное название марки часто может определять большую долю успеха. В нашем случае не стали «изобретать колесо», выдумывая что-то необычное. К вопросу подошли чисто прагматично. Местность, в которой строился новый завод, называлась Oltenia, французский оригинал – Citroen. Создатели просто совместили две части из них, в итоге получив Oltcit.
Сегодня многим известна совместное объединение FCA/PSA. Интересно, но первое сотрудничество с итальянцами у Citroen произошло еще шесть десятилетий назад. Тогда Fiat считался общепризнанным мастером в плане разработки и производства малолитражек («127-я» модель даже стала европейским автомобилем 1971 года). Поэтому французская компания была очень заинтересована в конвергенции с успешными соседями.
На упомянутой выше платформе родился Projet Y. Так французы попытались заполнить серьезную брешь, имеющуюся в их модельном ряду. Все это позволило освоить сразу несколько новых моделей Citroen:
✅ трехдверный Y1
✅ пятидверный Y2
✅ появившийся в 70-х Citroen Visa
Если остановиться на первых двух моделях, то для них подготовили два вида силовых агрегатов. Это оппозитные двигатели собственной разработки: 2-цилиндровый Ami 8 и 4-цилиндровый от GS. Ими компоновались обе модели, получившиеся в результате сотрудничества с итальянцами.
Кризис начала 70-х сказался на всех. Так Michelin решил уступить свою долю в Citroen другой французской компании Peugeot. В тех обстоятельствах более плотное сотрудничество с итальянцами не состоялось. Поэтому оставшийся проект Y приспособили к Peugeot 104. Так появилась Visa, а первоначальные разработки оказались не у дел. Впрочем, они пригодились для румынского проекта Oltcit.
Как обычно бывает при появлении новой модели, проектируется два варианта ее исполнения: бюджетный и люксовый. Подобное решение приняли и в румынском автопроме. На мощностях нового завода освоили стандартный Oltcit Special и более шикарный Club. У них имелся ряд соответствующих различий в компоновке (отличия Club приведены в скобках):
✅ оппозитный 4-цилиндровый (2-цилиндровый) двигатель
✅ рабочий объем – 1129 (652) куб. см
✅ мощность – 56 (34) л. с
Немало у моделей оказалось и общих характеристик. Первым упомяну стандартный для компании передний привод (Citroen стал пионером в такой компоновке со знаменитой Traction 1934 года). На оба автомобиля устанавливалась подвеска с торсионами: продольная спереди и поперечная – сзади.
Дизайн нового автомобиля напоминал Visa, правда, с двумя боковыми дверями вместо четырех. Еще, благодаря откидной крышке, багажное отделение добавило в своих размерах. Другие параметры Oltcit оказались следующими:
✅ колесная база – 2370 мм
✅ длина – 3732 мм
✅ ширина – 1538 мм
✅ высота – 1430 мм
✅ максимальная скорость – 120 (145) км/ч
✅ разгон до 100 км/ч – 28 (15,4) секунд
✅ средний расход топлива – 6 (7,2) л / 100 км
При городском цикле езды он вырастал на 1,5-2 литра горючего. А вот параметры автомобиля позволили ему иметь достаточное внутреннее пространство. Но, кроме положительных показателей, автомобиль имел и ряд серьезных проблем. Они и привели в результате к печальному исходу.
К сожалению, производство Oltcit так и не достигло запланированного объема в 130 000 автомобилей в год, хотя в общем, их и собрали около 200 тысяч экземпляров. По годам распределение оказалось следующим:
✅ 1983 – 5400 штук
✅ 1984 – высший показатель (37 тыс.)
✅ 1985 – 30000 авт.
✅ 1986 – всего 16 тысяч экземпляров
Сразу же проявились проблемы, заключавшиеся в несоблюдении производственных показателей и крайне низком качестве. Несмотря на это, небольшие партии Oltcit начали поставляться на экспорт. Во Францию, Бельгию и Нидерланды он отправился как Citroen Axel. Версия Club в конце 80-х поступала и на рынок Чехословакии.
За это время в центральноевропейскую страну продали почти 40 тысяч автомобилей, что стало самым высоким экспортным показателем модели. Хотя автомобиль имел довольно современную конструкцию, мало находилось готовых его похвалить. Основная часть покупателей боролась с множеством поломок и отказов. Вот как высказался один из них:
В 1988 году французская сторона отказалась от контракта. Так в начале 90-х румынское предприятие преобразовалось в SCAutomobile Craiova, SA. В первой половине десятилетия продолжился выпуск 4-цилиндровых версий. Даже появился более мощный Oltcit Club 12 TRS с 1,3-литровым мотором и пикап 12 CS.
С большими проблемами производство просуществовало до 1996 года. Автомобили получили новое имя Oltena, а компания – RoDae (румынская Daewoo). После этого перешли на сборку седанов Daewoo Nexia. Сегодня Oltcit ушел в историю, с 2007 года его родной завод называется Ford Romania. На нем собирают автомобили Ford Kuga и EcoSport.
Компания Citroen протянула руку помощи, инициировав строительство в историческом юго-западном регионе Румынии. Выбору именно этой страны поспособствовал один из членов правления французской компании Жорж Тейлор. Этот человек приложил немалые усилия для спасения бренда во второй половине 70-х. Ответ на вопрос «почему», легко узнать, заглянув в паспорт г-на Тейлора. Там в графе рождения значился город Бухарест. Несмотря на отца-англичанина и обучение во Франции, босс Citroen решил отблагодарить землю, в которой появился на свет.
Румынский француз. Фото: youtube.com
После перехода Тейлора из Peugeot в Citroen, он предложил использовать малолитражную модель компании для производства в Румынии. Учитывая политический режим в этой стране, усовершенствованный прототип будущей румынской малолитражки сначала представили самому Николае Чаушеску. Событие произошло 25 октября 1975 года. После этого начались переговоры с местными властями, длившиеся более 14 месяцев.
Окончательный контракт подписали 30 декабря 1976 года. Его основной графой числилось строительство автомобильного завода в Крайове. Он планировался как предприятие для эксклюзивного производства небольшого легкового автомобиля нового типа. Предполагалось не только удовлетворение внутреннего рынка, но и экспорт в соседние страны. Учитывая тот факт, что автомобильный сектор социалистических стран не был сильно избалован обилием моделей, такая перспектива выглядела вполне реалистичной.
Название из румынской местности и французского бренда
«Как вы яхту назовете…». Такой подход всегда считался немаловажным, ведь звучное название марки часто может определять большую долю успеха. В нашем случае не стали «изобретать колесо», выдумывая что-то необычное. К вопросу подошли чисто прагматично. Местность, в которой строился новый завод, называлась Oltenia, французский оригинал – Citroen. Создатели просто совместили две части из них, в итоге получив Oltcit.
Строительство румынского завода началось в 1977 году, окончательные прототипы Oltcit утвердили два года спустя. Новые модели Oltcit Special (двухцилиндровый) и Oltcit Club (четырехцилиндровый) были представлены в октябре 1981 года на Международной ярмарке в Бухаресте.
Сегодня многим известна совместное объединение FCA/PSA. Интересно, но первое сотрудничество с итальянцами у Citroen произошло еще шесть десятилетий назад. Тогда Fiat считался общепризнанным мастером в плане разработки и производства малолитражек («127-я» модель даже стала европейским автомобилем 1971 года). Поэтому французская компания была очень заинтересована в конвергенции с успешными соседями.
На версию Club устанавливался более мощный мотор. Фото: youtube.com
На упомянутой выше платформе родился Projet Y. Так французы попытались заполнить серьезную брешь, имеющуюся в их модельном ряду. Все это позволило освоить сразу несколько новых моделей Citroen:
✅ трехдверный Y1
✅ пятидверный Y2
✅ появившийся в 70-х Citroen Visa
Если остановиться на первых двух моделях, то для них подготовили два вида силовых агрегатов. Это оппозитные двигатели собственной разработки: 2-цилиндровый Ami 8 и 4-цилиндровый от GS. Ими компоновались обе модели, получившиеся в результате сотрудничества с итальянцами.
Кризис начала 70-х сказался на всех. Так Michelin решил уступить свою долю в Citroen другой французской компании Peugeot. В тех обстоятельствах более плотное сотрудничество с итальянцами не состоялось. Поэтому оставшийся проект Y приспособили к Peugeot 104. Так появилась Visa, а первоначальные разработки оказались не у дел. Впрочем, они пригодились для румынского проекта Oltcit.
Два варианта сборки Oltcit
Как обычно бывает при появлении новой модели, проектируется два варианта ее исполнения: бюджетный и люксовый. Подобное решение приняли и в румынском автопроме. На мощностях нового завода освоили стандартный Oltcit Special и более шикарный Club. У них имелся ряд соответствующих различий в компоновке (отличия Club приведены в скобках):
✅ оппозитный 4-цилиндровый (2-цилиндровый) двигатель
✅ рабочий объем – 1129 (652) куб. см
✅ мощность – 56 (34) л. с
Немало у моделей оказалось и общих характеристик. Первым упомяну стандартный для компании передний привод (Citroen стал пионером в такой компоновке со знаменитой Traction 1934 года). На оба автомобиля устанавливалась подвеска с торсионами: продольная спереди и поперечная – сзади.
Всего две пассажирские двери. Фото: youtube.com
Дизайн нового автомобиля напоминал Visa, правда, с двумя боковыми дверями вместо четырех. Еще, благодаря откидной крышке, багажное отделение добавило в своих размерах. Другие параметры Oltcit оказались следующими:
✅ колесная база – 2370 мм
✅ длина – 3732 мм
✅ ширина – 1538 мм
✅ высота – 1430 мм
✅ максимальная скорость – 120 (145) км/ч
✅ разгон до 100 км/ч – 28 (15,4) секунд
✅ средний расход топлива – 6 (7,2) л / 100 км
При городском цикле езды он вырастал на 1,5-2 литра горючего. А вот параметры автомобиля позволили ему иметь достаточное внутреннее пространство. Но, кроме положительных показателей, автомобиль имел и ряд серьезных проблем. Они и привели в результате к печальному исходу.
Уязвимые места конструкции и прекращение производства
К сожалению, производство Oltcit так и не достигло запланированного объема в 130 000 автомобилей в год, хотя в общем, их и собрали около 200 тысяч экземпляров. По годам распределение оказалось следующим:
✅ 1983 – 5400 штук
✅ 1984 – высший показатель (37 тыс.)
✅ 1985 – 30000 авт.
✅ 1986 – всего 16 тысяч экземпляров
Сразу же проявились проблемы, заключавшиеся в несоблюдении производственных показателей и крайне низком качестве. Несмотря на это, небольшие партии Oltcit начали поставляться на экспорт. Во Францию, Бельгию и Нидерланды он отправился как Citroen Axel. Версия Club в конце 80-х поступала и на рынок Чехословакии.
Приборная панель Oltcit. Фото: youtube.com
За это время в центральноевропейскую страну продали почти 40 тысяч автомобилей, что стало самым высоким экспортным показателем модели. Хотя автомобиль имел довольно современную конструкцию, мало находилось готовых его похвалить. Основная часть покупателей боролась с множеством поломок и отказов. Вот как высказался один из них:
«Я купил авто для мамы, когда у нее украли Skoda 120 L. Несколько лет она проездила на нем без особых проблем. Но после этого автомобиль начал буквально разваливаться на глазах. В результате он был продан за небольшую сумму на запчасти».
В 1988 году французская сторона отказалась от контракта. Так в начале 90-х румынское предприятие преобразовалось в SCAutomobile Craiova, SA. В первой половине десятилетия продолжился выпуск 4-цилиндровых версий. Даже появился более мощный Oltcit Club 12 TRS с 1,3-литровым мотором и пикап 12 CS.
Отличный для начала 80-х дизайн. Фото: youtube.com
С большими проблемами производство просуществовало до 1996 года. Автомобили получили новое имя Oltena, а компания – RoDae (румынская Daewoo). После этого перешли на сборку седанов Daewoo Nexia. Сегодня Oltcit ушел в историю, с 2007 года его родной завод называется Ford Romania. На нем собирают автомобили Ford Kuga и EcoSport.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....