«Иж Лидер» – прототип мотоцикла для правительственного кортежа
6 651

«Иж Лидер» – прототип мотоцикла для правительственного кортежа

Неважно, будем ли мы смотреть художественный фильм или трансляцию одного из официальных приемов, окажется одна общая черта. В обоих случаях первых лиц государства на шикарных автомобилях сопровождает охранный кортеж. И уже давно принято, что его участники обязаны находиться на стильной двухколесной технике.


Такой подход не случаен, его практичность подтверждалась годами. Не секрет, что человек, едущий на мотоцикле, намного маневреннее и мобильней. Он сможет легко проехать вперед, догнать или протиснуться среди толпы. Да и среагировать на опасность гораздо легче с открытого мотоцикла, чем из автомобиля, в котором надо сначала открыть дверцу, а потом уже выйти. И обзор из седла мотоцикла гораздо лучше и удобнее.

«Иж Лидер» – прототип мотоцикла для правительственного кортежаСтильное оформление мотоцикла. Фото: youtube.com

С таким количеством плюсов кортежный мотоцикл – вне конкуренции. Вот только такая модель должна соответствовать ситуации и статусу. Кроме прекрасных ходовых качеств, мощности и маневренности, необходимо еще кое-что. И это – стильный дизайн. Ведь за такими процессиями наблюдают миллионы зрителей и зевак. Более того, внешность такого мотоцикла сопровождения влияет на имидж всей страны.

В Советском Союзе моду на такую технику ввел еще Никита Сергеевич Хрущев. После чего она только получила еще большую популярность. Учитывая то, что такие аппараты должны иметь достаточную мощность, то ставка могла делаться на два советских мотозавода, выпускавших тяжелые мотоциклы: «Днепр» и «Урал». Предпочтение отдали первому предприятию, которое и выпустило не одну модель для сопровождения правительственных кортежей.

Но во второй половине 80-х ситуация приобрела немного другой расклад. Может быть, советские чиновники решили дать шанс и другим производителям, или имелась другая причина. Так новый заказ на спецтехнику получил Ижевский завод. Конечно, предприятие выпускало мотоциклы среднего класса, но имелась хорошая база и опытные специалисты. А более мощный мотор с повышенным рабочим объемом всегда можно найти или специально изготовить.

Рельефные сидения для двух седоков. Фото: youtube.com

Забегая вперед, замечу, что в советское время имелось огромное количество перспективных разработок, о которых мы неоднократно писали на страницах этого сайта. Но, отсутствие коммерческого интереса и инертность коммунистической системы похоронили многие из них, оставив в статусе прототипа или (на сегодняшний день) – нереализованной страницы истории советского автопрома. Подобная судьба постигла и этот грандиозный проект.

«СуперИЖ» с роторным двигателем


Этот спецзаказ правительства поступил в Ижевск уже в горбачевские времена. Хотя тогда вовсю двигалась демократизация и отказ от привилегий, кортеж под репрессии не попал. Все понимали: здесь речь идет не о престиже какого-то чиновника, а всей великой страны.

На закате советской эпохи предприятие-изготовитель представило перспективный «Иж-Лидер». Мотоцикл изготовили как прототип в двух экземплярах.


Так как имелся конкретный прицел на будущее мелкосерийное производство, то инженеры решили испытать сразу два разных типа двигателя. На один опытный образец установили роторный мотор, а на другой – от серийного советского тяжелого мотоцикла. Правда, некоторые утверждают, что был еще и третий экземпляр. На этот мотоцикл ижевцы водрузили собственную конструкцию: спаренный движок от «Планеты-Спорт». Но, вероятнее всего, это всего лишь чьи-то фантазии, потому что никаких документальных подтверждений данного факта у нас нет. Итак, планировались следующие шаги:

✅ полное закрытия транспорта пластиком
✅ установка роторно-поршневого мотора
✅ запуск мелкосерийного производства

Все, кто видел прототипы в деле, сходятся в одном: планы были вполне реальные и осуществимые. Ведь советский мотопром еще не видел техники с такими характеристиками. Конечно, они уступали японцам, но в социалистическом пространстве казались чем-то особенным.

Специалисты сошлись во мнении, что советский байк отдаленно напоминал выпущенный незадолго перед тем западногерманский BMW K1. Обилие пластика и сегодня смотрится свежо, а тогда и вовсе придавало технике вид «гостя из будущего». Правда, с практической стороны все это оказалось не так удобно (разве что как защита водителя от ветра). Просто такая конструкция выдавала еще один пристрел производителей.

С отличными характеристиками – для иностранных спецслужб


Все понимали, что такая специальная техника может успешно использоваться и для патрулирования улиц. Учитывая тот факт, что у СССР наметилось значительно потепление со многими странами капиталистического мира, то для детища Ижевского завода открывалась еще одна ниша.

Задние «стопы» автомобильного типа. Фото: youtube.com

То, что мотоцикл соответствовал принципам конструирования зарубежной мототехники, показывало, что его создатели надеются на успешный экспорт мелких партий «Иж-Лидер» для нужд полицейских патрулей разных стран. По цене бы советский байк оказался в разы дешевле зарубежных аналогов, что могло стать решающим фактором для будущего сотрудничества с потенциальными клиентами. Роторный двигатель мотоцикла имел следующие характеристики:

✅ марка – РД-601
✅ рабочий объем – 613 куб. см
✅ мощность – 52 л. с

На технику установили дисковые тормоза с гидравлическим приводом, но разгонять на всю катушку все же поостереглись. Поэтому подтвержденных данных о максимальной скорости нет. Но, глядя на мощностные характеристики и учитывая тот факт, что техника готовилась для сопровождения правительственных кортежей, можно утверждать, что скоростные показатели тоже оказались на уровне. Кстати, конструировали РД-601 «вазовские» инженеры, уже имевшие опыт в создании подобных конструкций. На мотоцикле применили карданную передачу.

В госразработке учли все моменты. Фото: youtube.com

Наличие сразу двух опытных мотоциклов с разными силовыми агрегатами может говорить не только о выборе лучшего, но и о различных условиях эксплуатации. К примеру, роторный движок мог устанавливаться для «кортежников» и экспортных вариантов. А вот для нужд родной милиции и других спецслужб вполне подошел бы и байк с «ураловским» мотором. Но это – всего лишь предположение, ведь мотоциклы так и остались в двух экземплярах. Причем, до нашего времени, скорее всего, дожил только один из них.

Наполеоновским планам не суждено сбыться


К госзаказу на заводе ИЖ относились очень серьезно. Ведь кроме «Лидера» они подготовили и другой вариант подобной техники: «Иж-Вега». Он получил более агрессивный обвес и улучшенную динамику. В целом «Вега», по оценкам специалистов, выглядела еще современнее, что явно демонстрировало потенциал предприятия. Но уже наступили 90-е со всеми вытекающими.

В новых реалиях даже многие востребованные и вполне состоявшиеся модели ушли в забвение. А что тогда говорить о прототипах, внедрение которых в серийное производство требовало немалых средств, времени и человеческих ресурсов. Не удивительно, что на перспективной модели поставили жирный крест.

Пластмассовые чехлы на обоих колесах и корпусе. Фото: youtube.com

Дальнейшую разработку мощной и красивой техники полностью прекратили. Спустя три с небольшим десятилетия сохранился лишь один «Лидер» с роторным мотором. Он находится в Музее Вадима Задорожного. Посмотрев с сегодняшних высот на этот аппарат, можно ясно увидеть, что в свое время он обязательно нашел бы свое применение.
Как считаете, «Иж Лидер» ждал бы успех?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....