«Иж Лидер» – прототип мотоцикла для правительственного кортежа
Неважно, будем ли мы смотреть художественный фильм или трансляцию одного из официальных приемов, окажется одна общая черта. В обоих случаях первых лиц государства на шикарных автомобилях сопровождает охранный кортеж. И уже давно принято, что его участники обязаны находиться на стильной двухколесной технике.
Такой подход не случаен, его практичность подтверждалась годами. Не секрет, что человек, едущий на мотоцикле, намного маневреннее и мобильней. Он сможет легко проехать вперед, догнать или протиснуться среди толпы. Да и среагировать на опасность гораздо легче с открытого мотоцикла, чем из автомобиля, в котором надо сначала открыть дверцу, а потом уже выйти. И обзор из седла мотоцикла гораздо лучше и удобнее.
С таким количеством плюсов кортежный мотоцикл – вне конкуренции. Вот только такая модель должна соответствовать ситуации и статусу. Кроме прекрасных ходовых качеств, мощности и маневренности, необходимо еще кое-что. И это – стильный дизайн. Ведь за такими процессиями наблюдают миллионы зрителей и зевак. Более того, внешность такого мотоцикла сопровождения влияет на имидж всей страны.
В Советском Союзе моду на такую технику ввел еще Никита Сергеевич Хрущев. После чего она только получила еще большую популярность. Учитывая то, что такие аппараты должны иметь достаточную мощность, то ставка могла делаться на два советских мотозавода, выпускавших тяжелые мотоциклы: «Днепр» и «Урал». Предпочтение отдали первому предприятию, которое и выпустило не одну модель для сопровождения правительственных кортежей.
Но во второй половине 80-х ситуация приобрела немного другой расклад. Может быть, советские чиновники решили дать шанс и другим производителям, или имелась другая причина. Так новый заказ на спецтехнику получил Ижевский завод. Конечно, предприятие выпускало мотоциклы среднего класса, но имелась хорошая база и опытные специалисты. А более мощный мотор с повышенным рабочим объемом всегда можно найти или специально изготовить.
Забегая вперед, замечу, что в советское время имелось огромное количество перспективных разработок, о которых мы неоднократно писали на страницах этого сайта. Но, отсутствие коммерческого интереса и инертность коммунистической системы похоронили многие из них, оставив в статусе прототипа или (на сегодняшний день) – нереализованной страницы истории советского автопрома. Подобная судьба постигла и этот грандиозный проект.
Этот спецзаказ правительства поступил в Ижевск уже в горбачевские времена. Хотя тогда вовсю двигалась демократизация и отказ от привилегий, кортеж под репрессии не попал. Все понимали: здесь речь идет не о престиже какого-то чиновника, а всей великой страны.
Так как имелся конкретный прицел на будущее мелкосерийное производство, то инженеры решили испытать сразу два разных типа двигателя. На один опытный образец установили роторный мотор, а на другой – от серийного советского тяжелого мотоцикла. Правда, некоторые утверждают, что был еще и третий экземпляр. На этот мотоцикл ижевцы водрузили собственную конструкцию: спаренный движок от «Планеты-Спорт». Но, вероятнее всего, это всего лишь чьи-то фантазии, потому что никаких документальных подтверждений данного факта у нас нет. Итак, планировались следующие шаги:
✅ полное закрытия транспорта пластиком
✅ установка роторно-поршневого мотора
✅ запуск мелкосерийного производства
Все, кто видел прототипы в деле, сходятся в одном: планы были вполне реальные и осуществимые. Ведь советский мотопром еще не видел техники с такими характеристиками. Конечно, они уступали японцам, но в социалистическом пространстве казались чем-то особенным.
Специалисты сошлись во мнении, что советский байк отдаленно напоминал выпущенный незадолго перед тем западногерманский BMW K1. Обилие пластика и сегодня смотрится свежо, а тогда и вовсе придавало технике вид «гостя из будущего». Правда, с практической стороны все это оказалось не так удобно (разве что как защита водителя от ветра). Просто такая конструкция выдавала еще один пристрел производителей.
Все понимали, что такая специальная техника может успешно использоваться и для патрулирования улиц. Учитывая тот факт, что у СССР наметилось значительно потепление со многими странами капиталистического мира, то для детища Ижевского завода открывалась еще одна ниша.
То, что мотоцикл соответствовал принципам конструирования зарубежной мототехники, показывало, что его создатели надеются на успешный экспорт мелких партий «Иж-Лидер» для нужд полицейских патрулей разных стран. По цене бы советский байк оказался в разы дешевле зарубежных аналогов, что могло стать решающим фактором для будущего сотрудничества с потенциальными клиентами. Роторный двигатель мотоцикла имел следующие характеристики:
✅ марка – РД-601
✅ рабочий объем – 613 куб. см
✅ мощность – 52 л. с
На технику установили дисковые тормоза с гидравлическим приводом, но разгонять на всю катушку все же поостереглись. Поэтому подтвержденных данных о максимальной скорости нет. Но, глядя на мощностные характеристики и учитывая тот факт, что техника готовилась для сопровождения правительственных кортежей, можно утверждать, что скоростные показатели тоже оказались на уровне. Кстати, конструировали РД-601 «вазовские» инженеры, уже имевшие опыт в создании подобных конструкций. На мотоцикле применили карданную передачу.
Наличие сразу двух опытных мотоциклов с разными силовыми агрегатами может говорить не только о выборе лучшего, но и о различных условиях эксплуатации. К примеру, роторный движок мог устанавливаться для «кортежников» и экспортных вариантов. А вот для нужд родной милиции и других спецслужб вполне подошел бы и байк с «ураловским» мотором. Но это – всего лишь предположение, ведь мотоциклы так и остались в двух экземплярах. Причем, до нашего времени, скорее всего, дожил только один из них.
К госзаказу на заводе ИЖ относились очень серьезно. Ведь кроме «Лидера» они подготовили и другой вариант подобной техники: «Иж-Вега». Он получил более агрессивный обвес и улучшенную динамику. В целом «Вега», по оценкам специалистов, выглядела еще современнее, что явно демонстрировало потенциал предприятия. Но уже наступили 90-е со всеми вытекающими.
В новых реалиях даже многие востребованные и вполне состоявшиеся модели ушли в забвение. А что тогда говорить о прототипах, внедрение которых в серийное производство требовало немалых средств, времени и человеческих ресурсов. Не удивительно, что на перспективной модели поставили жирный крест.
Дальнейшую разработку мощной и красивой техники полностью прекратили. Спустя три с небольшим десятилетия сохранился лишь один «Лидер» с роторным мотором. Он находится в Музее Вадима Задорожного. Посмотрев с сегодняшних высот на этот аппарат, можно ясно увидеть, что в свое время он обязательно нашел бы свое применение.
Такой подход не случаен, его практичность подтверждалась годами. Не секрет, что человек, едущий на мотоцикле, намного маневреннее и мобильней. Он сможет легко проехать вперед, догнать или протиснуться среди толпы. Да и среагировать на опасность гораздо легче с открытого мотоцикла, чем из автомобиля, в котором надо сначала открыть дверцу, а потом уже выйти. И обзор из седла мотоцикла гораздо лучше и удобнее.
Стильное оформление мотоцикла. Фото: youtube.com
С таким количеством плюсов кортежный мотоцикл – вне конкуренции. Вот только такая модель должна соответствовать ситуации и статусу. Кроме прекрасных ходовых качеств, мощности и маневренности, необходимо еще кое-что. И это – стильный дизайн. Ведь за такими процессиями наблюдают миллионы зрителей и зевак. Более того, внешность такого мотоцикла сопровождения влияет на имидж всей страны.
В Советском Союзе моду на такую технику ввел еще Никита Сергеевич Хрущев. После чего она только получила еще большую популярность. Учитывая то, что такие аппараты должны иметь достаточную мощность, то ставка могла делаться на два советских мотозавода, выпускавших тяжелые мотоциклы: «Днепр» и «Урал». Предпочтение отдали первому предприятию, которое и выпустило не одну модель для сопровождения правительственных кортежей.
Но во второй половине 80-х ситуация приобрела немного другой расклад. Может быть, советские чиновники решили дать шанс и другим производителям, или имелась другая причина. Так новый заказ на спецтехнику получил Ижевский завод. Конечно, предприятие выпускало мотоциклы среднего класса, но имелась хорошая база и опытные специалисты. А более мощный мотор с повышенным рабочим объемом всегда можно найти или специально изготовить.
Рельефные сидения для двух седоков. Фото: youtube.com
Забегая вперед, замечу, что в советское время имелось огромное количество перспективных разработок, о которых мы неоднократно писали на страницах этого сайта. Но, отсутствие коммерческого интереса и инертность коммунистической системы похоронили многие из них, оставив в статусе прототипа или (на сегодняшний день) – нереализованной страницы истории советского автопрома. Подобная судьба постигла и этот грандиозный проект.
«СуперИЖ» с роторным двигателем
Этот спецзаказ правительства поступил в Ижевск уже в горбачевские времена. Хотя тогда вовсю двигалась демократизация и отказ от привилегий, кортеж под репрессии не попал. Все понимали: здесь речь идет не о престиже какого-то чиновника, а всей великой страны.
На закате советской эпохи предприятие-изготовитель представило перспективный «Иж-Лидер». Мотоцикл изготовили как прототип в двух экземплярах.
Так как имелся конкретный прицел на будущее мелкосерийное производство, то инженеры решили испытать сразу два разных типа двигателя. На один опытный образец установили роторный мотор, а на другой – от серийного советского тяжелого мотоцикла. Правда, некоторые утверждают, что был еще и третий экземпляр. На этот мотоцикл ижевцы водрузили собственную конструкцию: спаренный движок от «Планеты-Спорт». Но, вероятнее всего, это всего лишь чьи-то фантазии, потому что никаких документальных подтверждений данного факта у нас нет. Итак, планировались следующие шаги:
✅ полное закрытия транспорта пластиком
✅ установка роторно-поршневого мотора
✅ запуск мелкосерийного производства
Все, кто видел прототипы в деле, сходятся в одном: планы были вполне реальные и осуществимые. Ведь советский мотопром еще не видел техники с такими характеристиками. Конечно, они уступали японцам, но в социалистическом пространстве казались чем-то особенным.
Специалисты сошлись во мнении, что советский байк отдаленно напоминал выпущенный незадолго перед тем западногерманский BMW K1. Обилие пластика и сегодня смотрится свежо, а тогда и вовсе придавало технике вид «гостя из будущего». Правда, с практической стороны все это оказалось не так удобно (разве что как защита водителя от ветра). Просто такая конструкция выдавала еще один пристрел производителей.
С отличными характеристиками – для иностранных спецслужб
Все понимали, что такая специальная техника может успешно использоваться и для патрулирования улиц. Учитывая тот факт, что у СССР наметилось значительно потепление со многими странами капиталистического мира, то для детища Ижевского завода открывалась еще одна ниша.
Задние «стопы» автомобильного типа. Фото: youtube.com
То, что мотоцикл соответствовал принципам конструирования зарубежной мототехники, показывало, что его создатели надеются на успешный экспорт мелких партий «Иж-Лидер» для нужд полицейских патрулей разных стран. По цене бы советский байк оказался в разы дешевле зарубежных аналогов, что могло стать решающим фактором для будущего сотрудничества с потенциальными клиентами. Роторный двигатель мотоцикла имел следующие характеристики:
✅ марка – РД-601
✅ рабочий объем – 613 куб. см
✅ мощность – 52 л. с
На технику установили дисковые тормоза с гидравлическим приводом, но разгонять на всю катушку все же поостереглись. Поэтому подтвержденных данных о максимальной скорости нет. Но, глядя на мощностные характеристики и учитывая тот факт, что техника готовилась для сопровождения правительственных кортежей, можно утверждать, что скоростные показатели тоже оказались на уровне. Кстати, конструировали РД-601 «вазовские» инженеры, уже имевшие опыт в создании подобных конструкций. На мотоцикле применили карданную передачу.
В госразработке учли все моменты. Фото: youtube.com
Наличие сразу двух опытных мотоциклов с разными силовыми агрегатами может говорить не только о выборе лучшего, но и о различных условиях эксплуатации. К примеру, роторный движок мог устанавливаться для «кортежников» и экспортных вариантов. А вот для нужд родной милиции и других спецслужб вполне подошел бы и байк с «ураловским» мотором. Но это – всего лишь предположение, ведь мотоциклы так и остались в двух экземплярах. Причем, до нашего времени, скорее всего, дожил только один из них.
Наполеоновским планам не суждено сбыться
К госзаказу на заводе ИЖ относились очень серьезно. Ведь кроме «Лидера» они подготовили и другой вариант подобной техники: «Иж-Вега». Он получил более агрессивный обвес и улучшенную динамику. В целом «Вега», по оценкам специалистов, выглядела еще современнее, что явно демонстрировало потенциал предприятия. Но уже наступили 90-е со всеми вытекающими.
В новых реалиях даже многие востребованные и вполне состоявшиеся модели ушли в забвение. А что тогда говорить о прототипах, внедрение которых в серийное производство требовало немалых средств, времени и человеческих ресурсов. Не удивительно, что на перспективной модели поставили жирный крест.
Пластмассовые чехлы на обоих колесах и корпусе. Фото: youtube.com
Дальнейшую разработку мощной и красивой техники полностью прекратили. Спустя три с небольшим десятилетия сохранился лишь один «Лидер» с роторным мотором. Он находится в Музее Вадима Задорожного. Посмотрев с сегодняшних высот на этот аппарат, можно ясно увидеть, что в свое время он обязательно нашел бы свое применение.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...