ВАЗ-2103, так и не ставший советским универсалом 70-х
5 584

ВАЗ-2103, так и не ставший советским универсалом 70-х

Волжский завод навсегда останется ведущим автопроизводителем Советского Союза. И очень многие при упоминании о нем испытывают непреходящее чувство гордости (правда, немало и тех, кого одолевают совсем другие чувства). Вот только далеко не все из таких фанатов вспоминает о том, что «Жигули» – это вовсе не отечественная разработка, а обычное лицензионное производство. Причем, даже модели, выпускаемые десятилетие спустя, сохранили принципиальную конструкцию, уходящую корнями на Апеннинский полуостров.


Итальянский концерн FIAT очень сильно поддержал автопром социалистических стран. В этот список вошли, в первую очередь, Польша и Советский Союз (серийно и в огромных количествах выпускающие копии итальянских автомобилей). Интересно, что изначально подразумевалось долговременное и очень плотное сотрудничество. Поэтому итальянская сторона тщательно продумала многолетний план развития советского автогиганта в Тольятти.

ВАЗ-2103, так и не ставший советским универсалом 70-хСтильная и вместительная версия от итальянцев. Фото: youtube.com

Конечно, это делалось не из великой любви к коммунистам или желания поднять советский автопром на более качественную высоту. Бизнес и ничего больше. А в капиталистическом мире, где есть хороший куш, уже никакие принципы и убеждения не работают. Руководство же итальянского FIAT неплохо заработало на грандиозном советском проекте, несмотря на то, что по ходу возникли некоторые проблемы и конфликты.

Модельная линейка могла стать совсем иной


После того, как в конце 60-х советский производитель успешно освоил выпуск легендарной «копейки», итальянцы намеревались помочь нам двигаться дальше. Ведь ВАЗ-2101 (в Союзе с этим бы точно не согласились) являл собой обычный пример «народного автомобиля». Все его характеристики и комплектация говорили о том, что авто принадлежит к бюджетному сегменту. К сожалению, советская бедность и скудость предложений местного авторынка привели к тому, что наши люди воспринимали владельцев модели как некую высшую касту.

Один из прототипов. Фото: архив АвтоВАЗ

Ситуация стала заметно меняться, когда итальянцы помогли разработать «люксовую» версию «копейки». Ею стал один из самых мощных автомобилей Волжского завода тех времен «Жигули» ВАЗ-2103. Как видите, между цифровыми обозначениями имеется свободное место. Это потому, что за первым седаном последовал автомобиль в кузове универсал – ВАЗ-2102. Дальше итальянцы намеревались действовать по тому же принципу.

После подготовки базовой версии в более богатой оснастке – ВАЗ-2103, итальянские инженеры предложили выпустить ее версию в кузове универсал. Конструкторы Fiat хотели внедрить в советское по-настоящему роскошный автомобиль, основанный на итальянской концепции.


Если бы эта модель была допущена к производству, то она на многие годы стала самой красивой, дорогой и мощной среди автомобилей линейки ВАЗ. Более того, такой не стыдно и людям показать. В том смысле, что отправляя «тройку-универсал» на экспорт советскому производителю не пришлось бы ее специально «вылизывать», как это делалось со всеми другими экспортными версиями модельного ряда предприятия.

Страхи директора и отказ от производства


Но не все оказалось так просто, как казалось из далекой теплой и капиталистической Италии. Им не понять, что такое карьера советского чиновника. Тщательно оттачиваемая долгими годами медленного продвижения вверх по вертикали, она могла стремительно рухнуть из-за одного неверного движения.

Первый генеральный директор ВАЗ до 1966 года сидел в кресле заместителя министра автомобильной промышленности СССР. Виктор Поляков прекрасно понимал, что успешное и взвешенное руководство автогигантом – верный путь встать во главе советской автомобильной пирамиды. А вот любой опрометчивый шаг может поставить крест на дальнейшей его карьере.

От такого салона в 70-х никто б не отказался. Фото: архив АвтоВАЗ

Скорее всего, именно по этой причине советский чиновник очень критично высказался о целесообразности внедрения такой модели в заводскую линейку. Конечно, успешная реализация этого проекта поднимала его на недостижимую высоту: именно гендиректора назвали бы создателем самого крутого советского авто 70-х. Но Виктор Николаевич прекрасно осознавал и «обратную сторону медали»: именно его сделают «козлом отпущения» в случае провала.

А такой исход вполне мог произойти. Ведь техническое оснащение, уровень знаний и подготовки персонала не соответствовали сложности предполагаемого проекта. Уж лучше его зарубить на корню: «тише едешь – дальше будешь». Так и вышло, уже в 1975 году чиновник отправился на более высокую должность, а новое руководство вернулось к прежней идее (теперь и сам министр ее поддержал, а что ему бояться?).

Возврат к идее и снова тупик


Итак, новые руководители ВАЗ в середине 70-х вернулись к реализации итальянской идеи – выпуска универсала ВАЗ-2103. Конечно, в случае успешной реализации автомобиль получил бы иной индекс. К сожалению, ее, как мы теперь знаем, не произошло, поэтому продолжим условный автомобиль называть именно так. В новом проекте ставились следующие задачи:

✅ симбиоз «двойки» и «тройки»
✅ передняя часть от ВАЗ-2103
✅ задняя часть с оформлением от ВАЗ-2102
✅ салон и боковое оформление от «тройки»

Да, это уже был не тот итальянский проект люкс-универсала, но прицел на дальнейший экспорт нового автомобиля все так же сохранялся. Теперь в условиях, когда к итальянцам обращаться было стыдно, а перспективное сотрудничество с западногерманским Porsche осталось в прошлом, приходилось рассчитывать только на свои силы.

Задняя часть от ВАЗ-2102. Фото: youtube.com

Этот очень интересный эксперимент смог проверить потенциал инженерной силы завода, история которого еще не дошла до конца первого десятилетия. Техническая дирекция завода подготовила проект, к реализации которого пришлось подойти только собственными силами. В подготовке задействовали все резервы:

✅ техдирекцию предприятия (организационные и технические вопросы)
✅ стилистический отдел УГК (подготовка проекта)
✅ работники сборочного цеха (изготовление трех прототипов)

К 1976 году автопредприятие справилось с поставленной задачей. Опытные образцы изготовили в количестве трех экземпляров для того, чтобы провести всесторонние испытания. Прицел, несомненно, имелся на будущее серийное производство.

Экспортная гордость, превратившаяся в неосуществленный проект


Одной из основных задач, ставившейся перед испытателями, являлась проверка на соответствие требованиям европейских заказчиков. Это более чем ясно открывало будущие экспортные перспективы опытного универсала. Прототипы распределились следующим образом:

✅ «АвтоВАЗтехобслуживание»
✅ Дмитровский автополигон
✅ Центр стиля УГК ВАЗ

К сожалению, уже в процессе испытаний было принято решение об отказе от серийного производства перспективной модели. Интересно, что экземпляр, оставшийся на предприятии, спустя всего лишь год попал в серьезную аварию. В результате потребовалась замена кузова, который изготовили здесь же, по спецзаказу. После этого автомобиль прослужил заводчанам еще шесть лет, до самого списания.

Мы запомнили «тройку» только такой. Фото: youtube.com

А предприятие продолжало развиваться дальше. В 1984 году на конвейер встал новый универсал с прямоугольной оптикой – ВАЗ-2104. Сегодня можно встретить образцы техники, похожей на ту, что мы обсуждали. Но это не больше, чем кустарная переделка (задняя часть – от «ноль второй», а передок – от «тройки/шестерки»).
А вам жаль, что ВАЗ-2103 не вышел с кузовом универсал?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....