Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах
Когда-то только при одном слове «Ява» сердца подростков начинали учащенно биться в груди. Мотоциклы из Чехословакии можно было по праву называть советскими, ведь их большая часть шла на экспорт именно в СССР.
Сначала оригинальные, потом похожие на модели Иж, Jawa всегда отличались неизменным качеством сборки и надежностью. Конечно, по сравнению с современными мотоциклами «Ява» требует периодического внимания, но в советскую эпоху она считалась лучшей. Не зря мототуристы старались приобрести именно этот байк.
Кстати, записей с последующими открытками по почте на покупку Jawa в СССР не было. Но мотоциклы никогда не застаивались. Желающие приобрести их сутками дежурили возле крупных магазинов, некоторые колесили по всему Советскому Союзу.
Неожиданно, но «урвать» Jawa можно было и в сельских «универмагах». Деревенские не так жаловали мотоциклы из Чехословакии, как городские. Дело не в том, что они им не нравились, просто местные исходили из доступности запчастей.
Сегодня мы расскажем интересные факты из истории бренда Jawa. Возможно, фанаты этих мотоциклов большинство из них знают. Но всем в любом случае будет приятно вспомнить юность и запах двухтактного выхлопа от настоящей иномарки.
Поставки мотоциклов Jawa в СССР официально начались в 1962 году. Модели из Чехословакии и до этого попадали в руки советских граждан, но эпизодически, в порядке частной инициативы.
А вообще, ЧССР еще в 1948 году стала участницей Совета экономической взаимопомощи. Соответственно Советский Союз обязался покупать местную продукцию и поддерживать производителей.
Поэтому мотоциклы Jawa и CZ начали поставлять в СССР массово, хотя модели являлись прямыми конкурентами Иж. С другой стороны, мотопроизводство всей Чехословакии было в рамках огромного Советского Союза слишком незначительным.
Но любители двухколесной техники приняли «Яву» с восторгом. А как же – это была единственная массовая иномарка, пускай и из братской социалистической страны.
Кстати, Jawa не имеет ничего общего с одноименным островом. Бренд так назвал основатель – Франтишек Янечек, совместив начало своей фамилии с немецкой фирмой Wanderer. Ведь первые мотоциклы «Ява» были собраны на оборудовании и по лицензии германской компании.
Jawa, к слову, появились в 1929 году. К сожалению для производителя, спросом они не пользовались. На это был ряд причин:
✅ Высокая цена
✅ Неизвестность бренда
✅ Наличие на рынке более популярных моделей, тех же Wanderer
Все Jawa, которые появлялись в СССР, казались верхом совершенства как внешне, так и технически. Хотя, уже ближе к концу 70-х, чешские мотоциклы устарели. Виновен в этом косвенно Советский Союз. Ведь он забирал большую часть продукции и требовал еще. Смысл проводить глобальную модернизацию, если байки и так разбирают?
Мало кто в России знает, что «Ява» могла сгинуть в горниле Второй Мировой войны. В 1938 году Чехию захватила Германия. Мотоциклы выпускать запретили, а завод приспособили для сборки и ремонта военной техники.
Но инженеры и руководство предприятия не отчаялись. Они тайно начали разрабатывать новые модели мотоциклов и даже успели подготовить до 1 000 сборочных комплектов, спрятанных от немцев.
Надо сказать, что Jawa 250, прозванная «Перак», то есть, «пружинящей», оказалась успешной. На это косвенно намекает золотая медаль, полученная в 1946 году на Парижском автосалоне.
Мотоциклы из Чехословакии продавались более чем в сотне стран мира. Основные рынки для бренда:
✅ СССР
✅ Турция
✅ Индия
✅ Египет
Интересно, что в последних трех странах Jawa так полюбились местному населению, что там наладили их лицензионный выпуск. Кстати, это спасло чешский бренд уже в XXI веке. Именно индусы выкупили разорившуюся компанию. Почти все современные модели «Ява» выпускаются в этой стране.
Для советского человека мотоцикл «Ява», вне зависимости от версии, обязательно ассоциировался сначала с вишневым, а потом с ярко-красным цветом. Других мотоциклов чехи почему-то к нам не поставляли.
Кстати, когда двухтактные мотоциклы «правили балом» на мировой арене, Jawa блистала в спорте. Специально для соревнований выпускались кроссовые, шоссейно-кольцевые и даже «ледовые» модели. Многие ведущие спортсмены побеждали на «Явах», навсегда вписав этот бренд в историю.
В конце 80-х мотоциклы Jawa нравились только советским любителям двухколесной техники. Для Европы, а тем более, США, они давно к тому времени устарели. Двухтактные двигатели нещадно дымили, вызывая ужас у защитников экологии. В те годы такими моторами оснащали только скутеры.
А ведь до того, как «Явы» начали поставлять в СССР, мотоциклы из Чехии считались если не лучшими, то современными и инновационными. Например, «Старушка», она же «Вишневка», для некоторых стран оснащалась автоматическим сцеплением без рычага.
Эта система была запатентована, что не помешало знаменитой Honda ее скопировать и внедрить на своих мотоциклах. Впрочем, японцев за это наказали через суд – заставив платить неустойку, а потом и сбор с каждого выпущенного байка.
Для ряда стран выпускали модификацию Jawa Oilmaster. Этот байк оснащался системой раздельной смазки – как на ранних Иж Планета Спорт. Двухтактный двигатель данной версии работал на смеси масла с бензином. Но смазку не нужно было заливать в топливный бак. Конструкторы предусмотрели для этого отдельную емкость.
Советские мотоциклисты такой роскоши не видели. К нам поставляли самые дешевые модификации, без всяких «наворотов». Объяснение тому простое – цена. Jawa стоили и так дороже, чем «одноклассники» Иж. Видимо, в Министерстве торговли СССР решили, что такие мотоциклы никто брать не захочет.
Интересно, но та же Jawa 250 «Старушка» в Европе позорно провалилась. В Советском Союзе тоже предпочитали более мощную модификацию, но за неимением выбора, разбирали и «Чекушки».
В СССР «Явы» считались самыми «пижонскими» мотоциклами. Поэтому их покупала «золотая молодежь», обеспеченные родителями хулиганы и прочие «сочувствующие». Да и вообще, парень на Jawa однозначно мог рассчитывать на большее внимание к своей персоне, как в мужской, так и женской компании.
Ничего удивительного, что советские режиссеры выбрали «крутой» байк средством передвижения бесшабашных, чаще всего, отрицательных героев. Самым популярным мотоциклистом советского кинематографа однозначно признавали Николая Караченцова в роли бандита Урри.
А еще «в народе» считается, что на «Яве» ездил знаменитый Виктор Цой. На самом деле, у певца даже прав не было на мотоцикл.
Сейчас некогда популярный бренд Jawa растерял славу. Но мотоциклы до сих пор выпускаются. Производитель нашел свою нишу в классе ретро. В первую очередь, благодаря деньгам индийских владельцев.
Сначала оригинальные, потом похожие на модели Иж, Jawa всегда отличались неизменным качеством сборки и надежностью. Конечно, по сравнению с современными мотоциклами «Ява» требует периодического внимания, но в советскую эпоху она считалась лучшей. Не зря мототуристы старались приобрести именно этот байк.
Кстати, записей с последующими открытками по почте на покупку Jawa в СССР не было. Но мотоциклы никогда не застаивались. Желающие приобрести их сутками дежурили возле крупных магазинов, некоторые колесили по всему Советскому Союзу.
Такие двухтактные Jawa выпускают в Чехии до сих пор. Фото: Youtube.com
Неожиданно, но «урвать» Jawa можно было и в сельских «универмагах». Деревенские не так жаловали мотоциклы из Чехословакии, как городские. Дело не в том, что они им не нравились, просто местные исходили из доступности запчастей.
Это в городе их можно было приобрести, чаще всего у перекупщиков. В магазинах детали тоже имелись, но часто не те, что нужно. Опытные мотоциклисты закупались впрок. А вот в деревне с этим были проблемы.
Сегодня мы расскажем интересные факты из истории бренда Jawa. Возможно, фанаты этих мотоциклов большинство из них знают. Но всем в любом случае будет приятно вспомнить юность и запах двухтактного выхлопа от настоящей иномарки.
Первый массовый «иностранец»
Поставки мотоциклов Jawa в СССР официально начались в 1962 году. Модели из Чехословакии и до этого попадали в руки советских граждан, но эпизодически, в порядке частной инициативы.
Это редкая Jawa 500 OHC. Фото: Youtube.com
А вообще, ЧССР еще в 1948 году стала участницей Совета экономической взаимопомощи. Соответственно Советский Союз обязался покупать местную продукцию и поддерживать производителей.
Поэтому мотоциклы Jawa и CZ начали поставлять в СССР массово, хотя модели являлись прямыми конкурентами Иж. С другой стороны, мотопроизводство всей Чехословакии было в рамках огромного Советского Союза слишком незначительным.
Но любители двухколесной техники приняли «Яву» с восторгом. А как же – это была единственная массовая иномарка, пускай и из братской социалистической страны.
Именно такие «Явы» появились в СССР массово. Фото: Youtube.com
Кстати, Jawa не имеет ничего общего с одноименным островом. Бренд так назвал основатель – Франтишек Янечек, совместив начало своей фамилии с немецкой фирмой Wanderer. Ведь первые мотоциклы «Ява» были собраны на оборудовании и по лицензии германской компании.
Jawa, к слову, появились в 1929 году. К сожалению для производителя, спросом они не пользовались. На это был ряд причин:
✅ Высокая цена
✅ Неизвестность бренда
✅ Наличие на рынке более популярных моделей, тех же Wanderer
Все Jawa, которые появлялись в СССР, казались верхом совершенства как внешне, так и технически. Хотя, уже ближе к концу 70-х, чешские мотоциклы устарели. Виновен в этом косвенно Советский Союз. Ведь он забирал большую часть продукции и требовал еще. Смысл проводить глобальную модернизацию, если байки и так разбирают?
Вопреки проблемам
Мало кто в России знает, что «Ява» могла сгинуть в горниле Второй Мировой войны. В 1938 году Чехию захватила Германия. Мотоциклы выпускать запретили, а завод приспособили для сборки и ремонта военной техники.
Самая популярная модель чешского бренда в СССР. Фото: Youtube.com
Но инженеры и руководство предприятия не отчаялись. Они тайно начали разрабатывать новые модели мотоциклов и даже успели подготовить до 1 000 сборочных комплектов, спрятанных от немцев.
Надо сказать, что Jawa 250, прозванная «Перак», то есть, «пружинящей», оказалась успешной. На это косвенно намекает золотая медаль, полученная в 1946 году на Парижском автосалоне.
Мировая известность и разнообразие цветов
Мотоциклы из Чехословакии продавались более чем в сотне стран мира. Основные рынки для бренда:
✅ СССР
✅ Турция
✅ Индия
✅ Египет
Интересно, что в последних трех странах Jawa так полюбились местному населению, что там наладили их лицензионный выпуск. Кстати, это спасло чешский бренд уже в XXI веке. Именно индусы выкупили разорившуюся компанию. Почти все современные модели «Ява» выпускаются в этой стране.
Последней Jawa для СССР стала модель 638. Фото: Youtube.com
Для советского человека мотоцикл «Ява», вне зависимости от версии, обязательно ассоциировался сначала с вишневым, а потом с ярко-красным цветом. Других мотоциклов чехи почему-то к нам не поставляли.
Но разноцветные Jawa существовали. Они шли на рынки капиталистических стран. Местные разборчивые покупатели требовали хоть какого-то разнообразия.
Кстати, когда двухтактные мотоциклы «правили балом» на мировой арене, Jawa блистала в спорте. Специально для соревнований выпускались кроссовые, шоссейно-кольцевые и даже «ледовые» модели. Многие ведущие спортсмены побеждали на «Явах», навсегда вписав этот бренд в историю.
Инновации в производстве
В конце 80-х мотоциклы Jawa нравились только советским любителям двухколесной техники. Для Европы, а тем более, США, они давно к тому времени устарели. Двухтактные двигатели нещадно дымили, вызывая ужас у защитников экологии. В те годы такими моторами оснащали только скутеры.
Jawa и Иж для сравнения. Фото: Youtube.com
А ведь до того, как «Явы» начали поставлять в СССР, мотоциклы из Чехии считались если не лучшими, то современными и инновационными. Например, «Старушка», она же «Вишневка», для некоторых стран оснащалась автоматическим сцеплением без рычага.
Эта система была запатентована, что не помешало знаменитой Honda ее скопировать и внедрить на своих мотоциклах. Впрочем, японцев за это наказали через суд – заставив платить неустойку, а потом и сбор с каждого выпущенного байка.
Для ряда стран выпускали модификацию Jawa Oilmaster. Этот байк оснащался системой раздельной смазки – как на ранних Иж Планета Спорт. Двухтактный двигатель данной версии работал на смеси масла с бензином. Но смазку не нужно было заливать в топливный бак. Конструкторы предусмотрели для этого отдельную емкость.
Такие мотоциклы выполняли роль семейных автомобилей. Фото: Youtube.com
Советские мотоциклисты такой роскоши не видели. К нам поставляли самые дешевые модификации, без всяких «наворотов». Объяснение тому простое – цена. Jawa стоили и так дороже, чем «одноклассники» Иж. Видимо, в Министерстве торговли СССР решили, что такие мотоциклы никто брать не захочет.
Хотя, в небольших количествах такие «Явы» однозначно бы раскупали. Видимо, советская экономика просто не могла допустить разницы в ценах между «Ява» и Иж. При этом чешские мотоциклы все равно бы покупали.
Интересно, но та же Jawa 250 «Старушка» в Европе позорно провалилась. В Советском Союзе тоже предпочитали более мощную модификацию, но за неимением выбора, разбирали и «Чекушки».
Любовь «киношников»
В СССР «Явы» считались самыми «пижонскими» мотоциклами. Поэтому их покупала «золотая молодежь», обеспеченные родителями хулиганы и прочие «сочувствующие». Да и вообще, парень на Jawa однозначно мог рассчитывать на большее внимание к своей персоне, как в мужской, так и женской компании.
Современная Jawa 300 CL. Фото: Youtube.com
Ничего удивительного, что советские режиссеры выбрали «крутой» байк средством передвижения бесшабашных, чаще всего, отрицательных героев. Самым популярным мотоциклистом советского кинематографа однозначно признавали Николая Караченцова в роли бандита Урри.
А еще «в народе» считается, что на «Яве» ездил знаменитый Виктор Цой. На самом деле, у певца даже прав не было на мотоцикл.
Сейчас некогда популярный бренд Jawa растерял славу. Но мотоциклы до сих пор выпускаются. Производитель нашел свою нишу в классе ретро. В первую очередь, благодаря деньгам индийских владельцев.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...