Если вернуться в историю автомобильных гонок на семь десятилетий назад, то мы увидим стильные, быстрые и красивые авто с одной общей деталью – открытым верхом. Да, кузов кабриолет был легче, удобнее, а пилот не парился в душной и тесной кабине. Вот только у всего есть и своя обратная сторона. Хорошо это проявилось в 1953 году.
Номер на борту – явное подтверждение гоночного прошлого. Фото: youtube.com
В этих соревнованиях участвовали многие богатые гонщики. Специально для них готовились роскошные спорткары-кабриолеты. Гонку Mille Miglia того года сопровождали постоянные грозы и проливные дожди. Кто хоть раз в открытом кузове (или на мотоцикле) ездил по такой погоде, прекрасно поймут с каким «удовольствием» столкнулись все соревнующиеся пилоты. Выводы после этого сделали очень быстро, а на свет появился один из самых скоростных и красивых спорткаров середины 50-х.
Похожая, но с жесткой крышей
Гоночный автомобиль Maserati A6 CS имел открытый верх. Поэтому, по требованию заказчиков, компании пришлось в срочном порядке предложить авто со стационарной защитой от непогоды. При этом имевшуюся базовую механическую часть оставили практически неизменной.
Maserati A6 GCS/53 Berlinetta появилась в том же 1953 году. В представленной модели имелись почти идеальные пропорции, к тому же, сопровождавшиеся очень элегантным внешним видом. Автомобиль быстро признали самым красивым в своем десятилетии (некоторые считают его одним из самых стильных во всей истории мирового автопрома).
Предыстория его появления такова. В тот период кузовная компания Pininfarina готовилась к тому, чтобы подписать с итальянской Ferrari соглашение, которое обеспечило бы ей эксклюзивные права на производство корпусов для скоростных спорткаров. Договор уже почти вступил в силу, когда появилось выгодное предложение от Maserati.
Но, во-первых, оно носило разовый характер. А, во-вторых, совсем не хотелось ссориться с могущественным Энцо Феррари и терять такого перспективного клиента. Не оставалось ничего другого, как поступить по примеру своего знаменитого земляка, став «слугой двух господ». Вот только для осуществления задуманного проекта требовался надежный посредник. В его качестве выступил римский дилер Гульельмо Деи.
По хитрой схеме шасси гоночных Maserati A6 GCS/53 продали ему. А уже он, в свою очередь, сделал заказ компании Pininfarina на создание кузова с одним из самых красивых дизайнов в истории. Хотя товар был штучным, но предполагалось создание сразу четырех экземпляров стильного Berlinetta. Это название (озн. «небольшой седан») и позже использовалось для итальянских автомобилей дорожно-спортивной компоновки.
Многие уверены, что на пьедестале ему самое место. Фото: youtube.com
Получившиеся экземпляры сочетали в себе все черты настоящего гоночного спорткара. Ведь вся начинка от базового авто (за исключением корпуса, конечно же) присутствовала и в специальной версии. После создания оригинального кузова, результат произошел все ожидания. Получилась стилистически оптимальная конструкция с характерными деталями и спортивным шармом.
Прекрасный дизайн и отличные характеристики
Первенец сотрудничества двух компаний получил порядковый номер «2056-й». Его представили широкой публике в конце 1953 года. Но в это время уже готовился к выпуску и следующий экземпляр – № 2057. В его конструкцию внесли некоторые изменения, чтобы придать еще большей стильности:
✅ более низкая крыша
✅ двойное ветровое стекло
✅ темно-синий кузов со светло-голубой крышей
Его представили на туринском салоне, где спорткар сопровождали неизменно восторженные отклики специалистов и рядовых любителей автомобильной техники. Но автомобиль поразил всех не только шикарным внешним видом. Очень скоро он показал свое совершенство и с другой стороны, когда пилот смог на нем одержать верх в римском Concorso Internazionale di Eleganza.
А вот первый автомобиль решили использовать для гонок с открытым кузовом. Поэтому его разобрали, переделав в spyder. Эти работы для команды Centro-Sud Team (Деи являлся ее фактическим владельцем) выполнила компания Fiandri. После этого автомобиль получил другой номер шасси – «2086-й». Все они имели прекрасные характеристики:
✅ лестничное шасси с колесной базой 2301 мм
✅ рядный шестицилиндровый атмосферник
✅ рабочий объем двигателя – 1985,6 куб. см
✅ мощность – 170 л. с
К этому можно добавить спортивную элегантность, типичный передок от Maserati и большую овальную решетку радиатора. Посередине которой, конечно же, любовался логотип Trident. Ну, и как сами можете видеть по цифрам, с характеристиками истинного спорткара – в придачу.
Типичная овальная решетка с логотипом. Фото: youtube.com
Уже в 1954 году Pininfarina смогла подготовить еще два аналогичных автомобиля. Эти кузова получили следующие номера № 2059 и № 2060. Первый из них представили на парижском автосалоне того года. Berlinetta №3 оказался окрашенным красный цвет. Стильности добавляла белая центральная полоса. Потом появился последний автомобиль ограниченной серии, имевший ту же окраску, но с синей полосой по центру. После этого выпуск кузовов был прекращен, но только не история самих автомобилей.
Красивые спорткары с яркой судьбой
Первый из Berlinetta продали графу Гравина ди Катания. Он сразу же заявил ее на участие в «Джиро ди Сицилия». К сожалению, там произошла серьезная авария с гибелью штурмана. Очень сильно пострадал и сам автомобиль, поэтому был возвращен компании-производителю. Там он проржавел до начала ажиотажа среди коллекционеров в 90-х годах прошлого века. Тогда ему подарили новую носовую часть, а в 1997 году вместе со всей заводской коллекцией продали с аукциона. Со следующего года Умберто Панини (приобретший всю коллекцию) выставил этот автомобиль в специально построенном музее.
Второй экземпляр во время соревнований доставлял своему владельцу Пьетро Пальмьери немало неудобств, из-за жары, тесноты и шума. Это привело (как уже упоминалось) к тому, что спорткар получил новый, открытый кузов Fantuzzi. А вот оригинальный оказался в руках Коррадо Купеллини (позже – Франко Ломбарди). Все завершилось его воссоединением с другим шасси от A6GCS/53.
Всегда найдутся желающие заснять стильного красавца. Фото: youtube.com
Красный Berlinetta с белой полосой продали графу Альберто Маги Диллигенти. Он изменил цветовую гамму, применив белую отделку, а позже выставил на Mille Miglia 1955 года. Там он не смог добиться каких-либо заметных результатов, даже не войдя в первую сотню соревнующихся. После такой неудачи автомобиль вновь перекрасили в красный цвет. Череда долгих путешествий третьего Berlinetta завершилась за океаном, где его обнаружил Стэн Новак. Это шасси оказалось в самом первозданном виде из всех четырех. В 1999/2000 годах Дэвид Сидорик представил его в Пеббл-Бич (сначала – в оригинале, потом – в полностью отреставрированном виде).
Последний из этой серии экземпляр постигла судьба второго. Scuderia Centro Sud решила заменить оригинальный закрытый кузов на Fiandri Barchetta. Потом он так и использовался для гоночной школы этой компании. Но в 1970 году новым владельцем автомобиля стал граф Хубертс фон Доенхофф, который попытался вернуть спорткару условно первоначальный вид. Для этого производились попытки найти и выкупить кузов от второго экземпляра. После неудачи, новый хозяин заказал новый у английской Church Green Engineering. Попытка дальнейшей его продажи на лондонской распродаже в 2002 году более чем за полмиллиона фунтов стерлингов не увенчалась успехом.
Он и сегодня держится на трассе более чем уверенно. Фото: youtube.com
Как видите, уникальные автомобили и сегодня не дают покоя коллекционерам. Так что даже построили еще две копии. Но оригинальных автомобилей было всего четыре, а два из них позже получили другие корпуса. Поэтому любители старины и дальше продолжают ожесточенную борьбу за возможность обладания одним из Berlinetta, несмотря на предлагаемые космические цены.