Все началось пять лет назад, когда Швеция запустила инновационный проект, направленный на развитие электрической авиации. На начальном этапе шведский стартап Heart Aerospace спроектировал и разработал машину, известную как ELISE 2. Это была 19 местная модель регионального авиалайнера.
Позже уже была представлена полномасштабная модель 30-местной версии оригинального электроавиалайнера ЕS-30. Ее испытания начнутся уже совсем скоро и будут проходить по двум основным направлениям: зарядка техники с использованием инфраструктуры аэропорта и операции по рулению. .
Стендовые испытания моторов для ES-30 подтвердили их надежность. Фото: heartaerospace.com
ELISE 3 — это долгосрочный проект на который выделено 20 миллионов шведских крон, что эквивалентно 1,8 миллиона долларов, и его планируют завершить в 2025 году.
Известно, что 30-местный ES-30 обещает дальность полета в полностью электрическом режиме до 200 км. В случае уменьшения количества пассажиров или переходе на гибридно-электрическую силовую установку, дальность полета может быть резко увеличена до 800 км.
При этом, по утверждению производителя, их двигатель в 20 раз дешевле обычных турбовинтовых моторов того же размера, а затраты на его техническое обслуживание ниже практически в 100 раз.
По всей видимости, Шведская электрическая концепция смогла убедить потенциальных покупателей и привлекла внимание. По крайней мере в 2022 году United Airlines обязалась купить у Heart Aerospace 200 самолетов ES-19, оснащенных двигателями мощностью 400 кВт. Возможно, скоро последуют не меньшие заказы и на ELISE 3.
Похожие моторы стоят на ES-19. Фото: YouTube.com
На данный момент нет никакой конкретной информации о возможной стоимости как самого ES-30, так и расчетной себестоимости пассажироперевозок. Похоже, в погоне за низким углеродным следом экономическая целесообразность оказалась на втором плане. В случае успешных летных тестов и последующих заказов на модель, заявления производителя о финансовой привлекательности проекта получат практическое подтверждение. Мы будем следить за судьбой ES-30, чтобы вы одними из первых могли узнать о дальнейшей судьбе этого проекта.