К сентябрю этого же года вышло Постановление Правительства о развитии экономических связей с ФРГ, где отдельным пунктом была строка о выпуске целого семейства немецких автобусов в СССР. Производственные площадки решили взять от недостроенной в Голицыно фабрики, которая должна была выпускать оснащение для птицеводства. Новый завод передали в ведение ЛиАЗ. Но в 1990-м предприятие получило «свое» юридическое лицо и стало полностью самостоятельным. «Мерседесы» стали собирать не сразу.
АСТО-397 (3211)
Пока на заводе для производства немецких автобусов готовили конвейерные линии, организовали сборку интересных гибридов. За основу брали цельнометаллические машины Avia-A21.1 FZ из Чехословакии. В фургон врезали окна, позаимствованные у КАвЗ-3270, внутрь ставили кресла из салонов авиалайнеров. Получался этакий микроавтобус на 13 пассажиров (были люксовые варианты на 10 и стандартные на 15 человек). В Голицыно ему хотели присвоить наименование АСТО-397, но институт НАМИ настоял на отраслевом индексе «3211».
На базе этого фургона в Голицыно делали микроавтобусы. Фото: YouTube.com
Благодаря этому проекту, предприятие обеспечило работой уже набранный коллектив сотрудников. До конца 1990-го из цеховых ворот (пока достраивали новые корпуса) выехало несколько десятков АСТО-3211. Машина получилась удачной и позже ее производили в Чехове. Были и другие временные проекты по созданию люксового автобуса на базе ПАЗ-3205 и некоего гибрида из ЗиЛ-133 и ЛиАЗ-677. Но в 1993-м завод сосредоточился на производстве немецких лицензионных автобусов.
Mercedes O303
На конвейер в Голицыно поставили две модели. Это междугородная версия 15RHS, которую назвали «Лидер», и обычная (туристическая) 15RHD, получившая имя «Витязь». Различались они высотой багажного отделения: 3211 и 3421 мм соответственно.
Производство автобусов серии О303 разных модификаций стартовало в 1973-м. Фото: YouTube.com
Также был одобрен выпуск пригородного низкопольного варианта автобуса – О303КНР-А. Но производился ли он на практике, неизвестно. Отверточная сборка «Лидеров» продолжалась до 1995-го, а «Витязей» – 2000-го года. Всего выпустили 72 автобуса семейства О303.
АКА-5225
В качестве базы взяли шасси от «Мерседеса» семейства О405. Пару образцов собрали к концу 1996-го. В следующем году получили ОТТС (Одобрение типа транспортного средства). Всего было пять вариантов, отличающихся общей пассажировместимостью: на 100, 107, 109, 110 и 112 человек.
АКА-5225 и сегодня эксплуатируется, например, в Саратове, Екатеринбурге. Фото: YouTube.com
На конвейер модель поставили в 1998-м. Всего выпустили 56 единиц техники.
АКА-6226
Этот проект, стартовавший в 1994-м, считался более перспективным. В основе сочлененного автобуса – тоже шасси Mercedes-Benz-О405, кузов разработан собственными силами. Лицензия была только частичной, что позволяло уменьшить себестоимость машины. Ее крупномасштабное производство стартовало в 1996-м: ГолАЗ выиграл тендер на поставку техники в несколько крупных российских городов. Но в 1998-м грянул дефолт и производство остановились на 168-м автобусе: на горизонте замаячило банкротство.
Голицынская «гармошка». Фото: YouTube.com
Из кризиса предприятие вышло, сменив собственника, которым в 2000-м стал холдинг «РусПромАвто» (в 2006-м переименован в «Группу ГАЗ»). Выпуск «одиночек» и сочлененных машин (примерно 175 экземпляров) АКА-6226 закончилось в 2003-м. А что было дальше?
ГолАЗ-4242 и ЗИЛ-325010
Технику на базе ЗИЛ-534332 прозвали «Годзиллой». Ее надстройка – немного переделанный салон АКА-5225. Выпуск капотных автобусов организовали быстро и первые партии отгружали уже в 2000-м в Кострому и Смоленск. В начале 2000-х было выдано ОТТС на 95 машин. Последнюю собрали в 2003-м.
И такой автобус тоже пользовался спросом! Фото: YouTube.com
Что касается ЗиЛа, речь идет всего лишь об автоматической двери: столичный автозавод устанавливал обычную сдвижную, что отвергали заказчики. Выпуск автобуса затормозился.
Автоматические двери на ЗиЛ делать не умели. Фото: YouTube.com
ГолАЗ пришел на помощь и оснастил «детище» ЗиЛ автоматикой раздвижной дверью.
ГолАЗ-4244
За оригинальную переднюю облицовку машина получила прозвище «Чебурашка»: вообще-то заметно, что фантазия у сотрудников ГолАЗа на высоте! Автобус представлял собой вариацию на тему АКА-5225. Только теперь шасси взяли от удлиненной Avia D90EL. Серийно машину официально производили год: с 2001-го по 2002-й. Однако из примерно 80-ти выпущенных автобусов последний собрали в 2004-м.
Что-то общее с Чебурашкой действительно есть... Фото: YouTube.com
Была пара типов шасси: с движком в 115 и 136 «лошадей». Вариантов салона тоже два: пригородный и междугородный, рассчитанные на 31 и 30 посадочных мест.
Серия 5290
К 2002-му году в ФРГ давно уже не выпускали шасси О303: однако его небольшими партиями производили в Сербии на предприятии FAP. Там делали мосты, рулевую систему получали с завода Prva Petoletka, двигатели и КПП приобретали в Германии. На ГолАзе решили собрать опытный автобус под индексом «5290». Машина на сербском шасси, названная «Круиз», была готова к концу 2002-го. Позже ее доработали: поставили круглую головную оптику и немного изменили передок. Модели присвоили индекс «5291», но распространения она из-за нареканий к ходовой части не получила.
Модель «5291» оснастили круглой оптикой. Фото: YouTube.com
Тогда же решили салон поставить на более надежное шасси от Mercedes-Benz ОС500RF, а немного позже и от Scania К94IB: получился ГолАЗ-5293 и ГолАЗ-5292.
На шасси от Scania автобус получился надежнее. Фото: YouTube.com
Автобус на немецком шасси так и стался на стадии проекта. А вот машины на базе «Сканиа» в тех или иных версиях производилась до 2009-го года. Техника на основе Scania K400IB принимала гостей на Олимпиаде в Сочи в 2014-м: был подписан крупный контракт на поставку 700 машин. Это последнее удачное соглашение…
Andare 850 и Andare 1000
Один из финальных проектов завода, предполагавший сборку иностранных автобусов из Бразилии. Машины имели оригинальный кузов Marcopolo Senior на базе южнокорейского шасси.
Marcopolo Andare 850 популярен не только в Южной Америке, но и во всем мире. Фото: YouTube.com
Автобус длиной 12,3 м и пассажировместимостью 47 человек был сделан на базе Daewoo BH120K. Модель оснащалась турбированным дизельным движком в 417 «лошадей». Всего с конвейера сошло 45 экземпляров. Andare 1000 строили на базе Scania и корейского Hyundai Aero Express HSX. Хотя в мире были и автобусы этой серии на шасси от Mercedes. Но последними моделями ГолаЗа можно считать автобусы серии Voyage – «Вояж».
Автобус Voyage – лебединая песня завода. Фото: YouTube.com
В конце 2013-го документы по ее производству передали на ЛиАЗ. Была еще трехосная модель Voyage L, но она не «прижилась».
Перепрофилирование завода
Причина процедуры проста: предприятие не получало крупных заказов: его продукция не пользовалась большим спросом: из-за высокой цены техника оказалась неконкурентоспособной. Покупатели предпочитали приобретать хлынувшие в страну б/у автобусы западного производства. Не исключено, что были и иные причины перепрофилирования предприятия, о которых широко не известно. В итоге организовали совместную компанию AGCO-RM под эгидой холдинга «Русские машины». На заводе стали заниматься отверточной сборкой сельхозтехники марки Massey Ferguson. С 2017-го года это трактора модели «6713».