Голицынский автобусный завод: от Mercedes к тракторам
В начале 1989-го года советская организация «Автрокон» и компания из ФРГ Mercedes-Benz AG подписали соглашение о намерениях производить в СССР по лицензии немецкие автобусы модели О303. В ближайшем будущем ее в ФРГ хотели заменить на более совершенную О404. Советскому Союзу предполагалось купить весь набор оснащения для конвейерного производства. Получается «на тебе, боже, что нам не гоже»? Не совсем так. Для СССР это была совершеннейшая модель, которая не шла ни в какое сравнение даже с привычными «Икарусами», не говоря уже о ЛАЗах. К тому же машины серии О303 активно эксплуатировались во многих странах мира.
К сентябрю этого же года вышло Постановление Правительства о развитии экономических связей с ФРГ, где отдельным пунктом была строка о выпуске целого семейства немецких автобусов в СССР. Производственные площадки решили взять от недостроенной в Голицыно фабрики, которая должна была выпускать оснащение для птицеводства. Новый завод передали в ведение ЛиАЗ. Но в 1990-м предприятие получило «свое» юридическое лицо и стало полностью самостоятельным. «Мерседесы» стали собирать не сразу.
Пока на заводе для производства немецких автобусов готовили конвейерные линии, организовали сборку интересных гибридов. За основу брали цельнометаллические машины Avia-A21.1 FZ из Чехословакии. В фургон врезали окна, позаимствованные у КАвЗ-3270, внутрь ставили кресла из салонов авиалайнеров. Получался этакий микроавтобус на 13 пассажиров (были люксовые варианты на 10 и стандартные на 15 человек). В Голицыно ему хотели присвоить наименование АСТО-397, но институт НАМИ настоял на отраслевом индексе «3211».
Благодаря этому проекту, предприятие обеспечило работой уже набранный коллектив сотрудников. До конца 1990-го из цеховых ворот (пока достраивали новые корпуса) выехало несколько десятков АСТО-3211. Машина получилась удачной и позже ее производили в Чехове. Были и другие временные проекты по созданию люксового автобуса на базе ПАЗ-3205 и некоего гибрида из ЗиЛ-133 и ЛиАЗ-677. Но в 1993-м завод сосредоточился на производстве немецких лицензионных автобусов.
На конвейер в Голицыно поставили две модели. Это междугородная версия 15RHS, которую назвали «Лидер», и обычная (туристическая) 15RHD, получившая имя «Витязь». Различались они высотой багажного отделения: 3211 и 3421 мм соответственно.
Также был одобрен выпуск пригородного низкопольного варианта автобуса – О303КНР-А. Но производился ли он на практике, неизвестно. Отверточная сборка «Лидеров» продолжалась до 1995-го, а «Витязей» – 2000-го года. Всего выпустили 72 автобуса семейства О303.
В качестве базы взяли шасси от «Мерседеса» семейства О405. Пару образцов собрали к концу 1996-го. В следующем году получили ОТТС (Одобрение типа транспортного средства). Всего было пять вариантов, отличающихся общей пассажировместимостью: на 100, 107, 109, 110 и 112 человек.
На конвейер модель поставили в 1998-м. Всего выпустили 56 единиц техники.
Этот проект, стартовавший в 1994-м, считался более перспективным. В основе сочлененного автобуса – тоже шасси Mercedes-Benz-О405, кузов разработан собственными силами. Лицензия была только частичной, что позволяло уменьшить себестоимость машины. Ее крупномасштабное производство стартовало в 1996-м: ГолАЗ выиграл тендер на поставку техники в несколько крупных российских городов. Но в 1998-м грянул дефолт и производство остановились на 168-м автобусе: на горизонте замаячило банкротство.
Из кризиса предприятие вышло, сменив собственника, которым в 2000-м стал холдинг «РусПромАвто» (в 2006-м переименован в «Группу ГАЗ»). Выпуск «одиночек» и сочлененных машин (примерно 175 экземпляров) АКА-6226 закончилось в 2003-м. А что было дальше?
Технику на базе ЗИЛ-534332 прозвали «Годзиллой». Ее надстройка – немного переделанный салон АКА-5225. Выпуск капотных автобусов организовали быстро и первые партии отгружали уже в 2000-м в Кострому и Смоленск. В начале 2000-х было выдано ОТТС на 95 машин. Последнюю собрали в 2003-м.
Что касается ЗиЛа, речь идет всего лишь об автоматической двери: столичный автозавод устанавливал обычную сдвижную, что отвергали заказчики. Выпуск автобуса затормозился.
ГолАЗ пришел на помощь и оснастил «детище» ЗиЛ автоматикой раздвижной дверью.
За оригинальную переднюю облицовку машина получила прозвище «Чебурашка»: вообще-то заметно, что фантазия у сотрудников ГолАЗа на высоте! Автобус представлял собой вариацию на тему АКА-5225. Только теперь шасси взяли от удлиненной Avia D90EL. Серийно машину официально производили год: с 2001-го по 2002-й. Однако из примерно 80-ти выпущенных автобусов последний собрали в 2004-м.
Была пара типов шасси: с движком в 115 и 136 «лошадей». Вариантов салона тоже два: пригородный и междугородный, рассчитанные на 31 и 30 посадочных мест.
К 2002-му году в ФРГ давно уже не выпускали шасси О303: однако его небольшими партиями производили в Сербии на предприятии FAP. Там делали мосты, рулевую систему получали с завода Prva Petoletka, двигатели и КПП приобретали в Германии. На ГолАзе решили собрать опытный автобус под индексом «5290». Машина на сербском шасси, названная «Круиз», была готова к концу 2002-го. Позже ее доработали: поставили круглую головную оптику и немного изменили передок. Модели присвоили индекс «5291», но распространения она из-за нареканий к ходовой части не получила.
Тогда же решили салон поставить на более надежное шасси от Mercedes-Benz ОС500RF, а немного позже и от Scania К94IB: получился ГолАЗ-5293 и ГолАЗ-5292.
Автобус на немецком шасси так и стался на стадии проекта. А вот машины на базе «Сканиа» в тех или иных версиях производилась до 2009-го года. Техника на основе Scania K400IB принимала гостей на Олимпиаде в Сочи в 2014-м: был подписан крупный контракт на поставку 700 машин. Это последнее удачное соглашение…
Один из финальных проектов завода, предполагавший сборку иностранных автобусов из Бразилии. Машины имели оригинальный кузов Marcopolo Senior на базе южнокорейского шасси.
Автобус длиной 12,3 м и пассажировместимостью 47 человек был сделан на базе Daewoo BH120K. Модель оснащалась турбированным дизельным движком в 417 «лошадей». Всего с конвейера сошло 45 экземпляров. Andare 1000 строили на базе Scania и корейского Hyundai Aero Express HSX. Хотя в мире были и автобусы этой серии на шасси от Mercedes. Но последними моделями ГолаЗа можно считать автобусы серии Voyage – «Вояж».
В конце 2013-го документы по ее производству передали на ЛиАЗ. Была еще трехосная модель Voyage L, но она не «прижилась».
Причина процедуры проста: предприятие не получало крупных заказов: его продукция не пользовалась большим спросом: из-за высокой цены техника оказалась неконкурентоспособной. Покупатели предпочитали приобретать хлынувшие в страну б/у автобусы западного производства. Не исключено, что были и иные причины перепрофилирования предприятия, о которых широко не известно. В итоге организовали совместную компанию AGCO-RM под эгидой холдинга «Русские машины». На заводе стали заниматься отверточной сборкой сельхозтехники марки Massey Ferguson. С 2017-го года это трактора модели «6713».
К сентябрю этого же года вышло Постановление Правительства о развитии экономических связей с ФРГ, где отдельным пунктом была строка о выпуске целого семейства немецких автобусов в СССР. Производственные площадки решили взять от недостроенной в Голицыно фабрики, которая должна была выпускать оснащение для птицеводства. Новый завод передали в ведение ЛиАЗ. Но в 1990-м предприятие получило «свое» юридическое лицо и стало полностью самостоятельным. «Мерседесы» стали собирать не сразу.
АСТО-397 (3211)
Пока на заводе для производства немецких автобусов готовили конвейерные линии, организовали сборку интересных гибридов. За основу брали цельнометаллические машины Avia-A21.1 FZ из Чехословакии. В фургон врезали окна, позаимствованные у КАвЗ-3270, внутрь ставили кресла из салонов авиалайнеров. Получался этакий микроавтобус на 13 пассажиров (были люксовые варианты на 10 и стандартные на 15 человек). В Голицыно ему хотели присвоить наименование АСТО-397, но институт НАМИ настоял на отраслевом индексе «3211».
На базе этого фургона в Голицыно делали микроавтобусы. Фото: YouTube.com
Благодаря этому проекту, предприятие обеспечило работой уже набранный коллектив сотрудников. До конца 1990-го из цеховых ворот (пока достраивали новые корпуса) выехало несколько десятков АСТО-3211. Машина получилась удачной и позже ее производили в Чехове. Были и другие временные проекты по созданию люксового автобуса на базе ПАЗ-3205 и некоего гибрида из ЗиЛ-133 и ЛиАЗ-677. Но в 1993-м завод сосредоточился на производстве немецких лицензионных автобусов.
Mercedes O303
На конвейер в Голицыно поставили две модели. Это междугородная версия 15RHS, которую назвали «Лидер», и обычная (туристическая) 15RHD, получившая имя «Витязь». Различались они высотой багажного отделения: 3211 и 3421 мм соответственно.
Производство автобусов серии О303 разных модификаций стартовало в 1973-м. Фото: YouTube.com
Также был одобрен выпуск пригородного низкопольного варианта автобуса – О303КНР-А. Но производился ли он на практике, неизвестно. Отверточная сборка «Лидеров» продолжалась до 1995-го, а «Витязей» – 2000-го года. Всего выпустили 72 автобуса семейства О303.
АКА-5225
В качестве базы взяли шасси от «Мерседеса» семейства О405. Пару образцов собрали к концу 1996-го. В следующем году получили ОТТС (Одобрение типа транспортного средства). Всего было пять вариантов, отличающихся общей пассажировместимостью: на 100, 107, 109, 110 и 112 человек.
АКА-5225 и сегодня эксплуатируется, например, в Саратове, Екатеринбурге. Фото: YouTube.com
На конвейер модель поставили в 1998-м. Всего выпустили 56 единиц техники.
АКА-6226
Этот проект, стартовавший в 1994-м, считался более перспективным. В основе сочлененного автобуса – тоже шасси Mercedes-Benz-О405, кузов разработан собственными силами. Лицензия была только частичной, что позволяло уменьшить себестоимость машины. Ее крупномасштабное производство стартовало в 1996-м: ГолАЗ выиграл тендер на поставку техники в несколько крупных российских городов. Но в 1998-м грянул дефолт и производство остановились на 168-м автобусе: на горизонте замаячило банкротство.
Голицынская «гармошка». Фото: YouTube.com
Из кризиса предприятие вышло, сменив собственника, которым в 2000-м стал холдинг «РусПромАвто» (в 2006-м переименован в «Группу ГАЗ»). Выпуск «одиночек» и сочлененных машин (примерно 175 экземпляров) АКА-6226 закончилось в 2003-м. А что было дальше?
ГолАЗ-4242 и ЗИЛ-325010
Технику на базе ЗИЛ-534332 прозвали «Годзиллой». Ее надстройка – немного переделанный салон АКА-5225. Выпуск капотных автобусов организовали быстро и первые партии отгружали уже в 2000-м в Кострому и Смоленск. В начале 2000-х было выдано ОТТС на 95 машин. Последнюю собрали в 2003-м.
И такой автобус тоже пользовался спросом! Фото: YouTube.com
Что касается ЗиЛа, речь идет всего лишь об автоматической двери: столичный автозавод устанавливал обычную сдвижную, что отвергали заказчики. Выпуск автобуса затормозился.
Автоматические двери на ЗиЛ делать не умели. Фото: YouTube.com
ГолАЗ пришел на помощь и оснастил «детище» ЗиЛ автоматикой раздвижной дверью.
ГолАЗ-4244
За оригинальную переднюю облицовку машина получила прозвище «Чебурашка»: вообще-то заметно, что фантазия у сотрудников ГолАЗа на высоте! Автобус представлял собой вариацию на тему АКА-5225. Только теперь шасси взяли от удлиненной Avia D90EL. Серийно машину официально производили год: с 2001-го по 2002-й. Однако из примерно 80-ти выпущенных автобусов последний собрали в 2004-м.
Что-то общее с Чебурашкой действительно есть... Фото: YouTube.com
Была пара типов шасси: с движком в 115 и 136 «лошадей». Вариантов салона тоже два: пригородный и междугородный, рассчитанные на 31 и 30 посадочных мест.
Серия 5290
К 2002-му году в ФРГ давно уже не выпускали шасси О303: однако его небольшими партиями производили в Сербии на предприятии FAP. Там делали мосты, рулевую систему получали с завода Prva Petoletka, двигатели и КПП приобретали в Германии. На ГолАзе решили собрать опытный автобус под индексом «5290». Машина на сербском шасси, названная «Круиз», была готова к концу 2002-го. Позже ее доработали: поставили круглую головную оптику и немного изменили передок. Модели присвоили индекс «5291», но распространения она из-за нареканий к ходовой части не получила.
Модель «5291» оснастили круглой оптикой. Фото: YouTube.com
Тогда же решили салон поставить на более надежное шасси от Mercedes-Benz ОС500RF, а немного позже и от Scania К94IB: получился ГолАЗ-5293 и ГолАЗ-5292.
На шасси от Scania автобус получился надежнее. Фото: YouTube.com
Автобус на немецком шасси так и стался на стадии проекта. А вот машины на базе «Сканиа» в тех или иных версиях производилась до 2009-го года. Техника на основе Scania K400IB принимала гостей на Олимпиаде в Сочи в 2014-м: был подписан крупный контракт на поставку 700 машин. Это последнее удачное соглашение…
Andare 850 и Andare 1000
Один из финальных проектов завода, предполагавший сборку иностранных автобусов из Бразилии. Машины имели оригинальный кузов Marcopolo Senior на базе южнокорейского шасси.
Marcopolo Andare 850 популярен не только в Южной Америке, но и во всем мире. Фото: YouTube.com
Автобус длиной 12,3 м и пассажировместимостью 47 человек был сделан на базе Daewoo BH120K. Модель оснащалась турбированным дизельным движком в 417 «лошадей». Всего с конвейера сошло 45 экземпляров. Andare 1000 строили на базе Scania и корейского Hyundai Aero Express HSX. Хотя в мире были и автобусы этой серии на шасси от Mercedes. Но последними моделями ГолаЗа можно считать автобусы серии Voyage – «Вояж».
Автобус Voyage – лебединая песня завода. Фото: YouTube.com
В конце 2013-го документы по ее производству передали на ЛиАЗ. Была еще трехосная модель Voyage L, но она не «прижилась».
Перепрофилирование завода
Причина процедуры проста: предприятие не получало крупных заказов: его продукция не пользовалась большим спросом: из-за высокой цены техника оказалась неконкурентоспособной. Покупатели предпочитали приобретать хлынувшие в страну б/у автобусы западного производства. Не исключено, что были и иные причины перепрофилирования предприятия, о которых широко не известно. В итоге организовали совместную компанию AGCO-RM под эгидой холдинга «Русские машины». На заводе стали заниматься отверточной сборкой сельхозтехники марки Massey Ferguson. С 2017-го года это трактора модели «6713».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...