
5 самых необычных участников гонок Ле-Мана за последние 100 лет
С момента первого проведения в 1923 году старейшая и самая престижная гонка на выносливость в мире стала своеобразным испытательным полигоном для автомобильных инноваций. Независимо от того, какая цель преследовалась – прийти к безоговорочной победе или просто доказать жизнеспособность своих идей, самые яркие умы автоспорта постоянно внедряли новые разработки и технологии на трассе Circuit de La Sarthe.
Многие из этих инноваций прижились и повлияли на эволюцию гоночных и дорожных автомобилей. В то же время другие породили несколько странных, но при этом не менее замечательных моделей, которые явно выделялись среди остальных.
Роскошное подразделение GM дебютировало на знаменитой 24-часовой гонке в 1950 году благодаря американскому предпринимателю, гонщику и владельцу команды Бриггсу Каннингему. Как рассказывают, его близкий друг и по совместительству трехкратный победитель Ле-Мана Луиджи Чинетти предложил ему участвовать в гонке во Франции на двух американских автомобилях. Он получил разрешение, собрал частную команду и решил участвовать в гонках на паре купе Cadillac Series 61, оснащенных мощным 331-кубовым двигателем V8 с верхним расположением клапанов. В то время, как первая машина была более-менее стоковой, вторая получила совершенно неожиданный кузов.
Аэродинамика Cadillac Le Monstre впечатляла. Фото: YouTube.com
Тогда свод правил Ле-Мана не позволял участникам менять заводские двигатели автомобилей, однако давал им свободу на некоторую переделку. Поэтому, чтобы снизить вес и улучшить аэродинамику, Каннингем нанял авиационного инженера Говарда Вайнмана, который и разработал новый корпус для их автомобиля. Новая конструкция, как утверждается, была разработана с использованием аэродинамической трубы, предназначенной для испытаний фюзеляжей небольших самолетов.
В итоге, модифицированный Caddy получил от французов прозвище Le Monstre (монстр) и показал в гонках 1950 года весьма неплохие результаты, даже несмотря на ряд недостатков. Под управлением Фила Уолтерса и самого Бриггса Каннингема он занял 11-е место в общем зачете, опередив гораздо более престижные спортивные автомобили, такие как Jaguar XK120.
Поклонникам старинных итальянских спортивных автомобилей имя Nardi конечно будет знакомо. Компания производила деревянные рули для ряда легендарных автомобилей, в том числе для Ferrari 250 GTO. Но помимо изысканных рулевых колес, Энрико Нарди, также разработал серию автомобилей на базе шасси Fiat с мотоциклетными двигателями.
Четырехколесная новинка, построенная на шасси Fiat 500, отличалась асимметричной формой кузова. Он представлял собой сдвоенный торпедообразный корпус, в котором кабина располагалась справа, а 55-сильный 735-кубовый мотоциклетный двигатель BMW с четырьмя цилиндрами, был спрятан внутри левой «торпеды».
Nardi Bisiluro называли «сдвоенная торпеда». Фото: YouTube.com
Автомобиль стартовал в гонке Ле-Ман 1955 года в качестве единственного заводского участника Уффицина Нарди, но продержался всего около часа, так как авария вынудила его сойти с дистанции.
Несмотря на свое раннее выбытие, Nardi Bisiluro вошел в историю как самый странный автомобиль, из числа когда-либо участвовавших в легендарной гонке на выносливость. И этот титул он удерживал несколько десятилетий.
Хотя Rover-BRM никогда не мог похвастать «интересной» внешностью, он все таки смог попасть в нашу пятерку. И обязан он этим наличию реактивного двигателя. Вскоре после окончания Второй мировой войны несколько автопроизводителей начали экспериментировать с газотурбинной технологией, доказавшей свою состоятельность в авиационной промышленности.
И первым из них, кому удалось построить функциональный автомобиль с газотурбинным мотором был Rover. Свой первый прототип под названием JET1 он представил весной 1950 года. В течение следующего десятилетия компания разработала несколько других, более совершенных концептуальных автомобилей, в которых использовалась эта технология. Одна из этих машин проехала несколько демонстрационных кругов перед стартом гонки Ле-Ман 1962 года, и положительная реакция толпы убедила организаторов дать Rover шанс участвовать в следующем этапе.
Rover-BRM на одном из этапов гонки. Фото: YouTube.com
Таким образом, Rover в сотрудничестве с командой Формулы-1 BRM разработал гоночный прототип с газотурбинным двигателем, который стал экспериментальным участником гонки в 1963 года.
Реактивный Rover-BRM удивил всех, и обошел AC Cobra Hardtop, занявшего 7-е место. Однако, поскольку это был экспериментальный вариант, результат официально зачтен не был.
С несколькими доработками машина вернулась в Ле-Ман, и в следующем 1964 г, однако из-за механических проблем его участие в гонке было преждевременно прервано. Но вот уже в 1965 году этот автомобиль финишировал десятым, и зафиксировал официальный результат в классе 2-литровых прототипов.
Спортивный прототип Chaparral 2F, разработанный Джимом Холлом и Хэпом Шарпом, не был создан исключительно для гонки Ле-Ман. Он был построен на основе изготовленного на заказ полумонококового шасси и оснащен 526-сильным 7,0-литровым двигателем Chevy «Porcupine» с большим блоком V, работающим в тандеме с трехступенчатой АКПП.
Кузов 2F, изготовленный из стекловолокна, во многих отношениях стал аэродинамическим шедевром, однако его квадратная задняя часть и огромный спойлер придавали ему крайне глупый вид. При этом тот же самый спойлер, управляемый с помощью дополнительной педали внутри кабины, сделал этот гоночный автомобиль одним из первых, кто использовал активную аэродинамику.
Из-за необычного спойлера Chaparral 2F сложно спутать с другим авто. Фото: YouTube.com
Несмотря на то, что инновационный дизайн 2F доказал свою ценность и оказал непосредственное влияние на будущий внешний вид мирового автоспорта, сам претендент не справился с трудностями механического характера. К сожалению, ни одна из двух машин Chaparral, выставленных на гонках сезона 1965 г, не смогла финишировать.
Одна из них раньше времени сошла с дистанции из-за отказа коробки передач, а у второй возникли проблемы с электрикой.
Проект DeltaWing, позиционирующийся как один из самых радикальных дизайнов гоночного автомобиля 21 века, начинался как предложение IndyCar для шасси следующего поколения. Детище британского дизайнера и инженера гоночных автомобилей Бена Боулби было впервые представлено на автосалоне в Чикаго в 2010 году.
DeltaWing на одном из виражей легендарной гонки. Фото: YouTube.com
Основной упор демонстрации был направлен на совершенно новый принцип конструкции, которая подразумевает малый вес и снижение лобового сопротивления. Как итог- минимальный расход топлива и возможность демонстрировать максимальную мощность при наличии небольшого мотора.
Тем не менее, команда проекта решила не сдаваться. Они стали партнером японского гиганта Nissan, который поставил в автомобиль сделанный на заказ 1,6-литровый четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом и решил участвовать в гонках 2012 года в качестве экспериментального участника Garage 56.
Во Франции он сумел таки продемонстрировать впечатляющие показатели топливной экономичности, однако, к сожалению, продержался всего 75 кругов, так как ему пришлось сойти с дистанции из-за аварии.
Многие из этих инноваций прижились и повлияли на эволюцию гоночных и дорожных автомобилей. В то же время другие породили несколько странных, но при этом не менее замечательных моделей, которые явно выделялись среди остальных.
Кадиллак «Ле Монстр»
Роскошное подразделение GM дебютировало на знаменитой 24-часовой гонке в 1950 году благодаря американскому предпринимателю, гонщику и владельцу команды Бриггсу Каннингему. Как рассказывают, его близкий друг и по совместительству трехкратный победитель Ле-Мана Луиджи Чинетти предложил ему участвовать в гонке во Франции на двух американских автомобилях. Он получил разрешение, собрал частную команду и решил участвовать в гонках на паре купе Cadillac Series 61, оснащенных мощным 331-кубовым двигателем V8 с верхним расположением клапанов. В то время, как первая машина была более-менее стоковой, вторая получила совершенно неожиданный кузов.

Тогда свод правил Ле-Мана не позволял участникам менять заводские двигатели автомобилей, однако давал им свободу на некоторую переделку. Поэтому, чтобы снизить вес и улучшить аэродинамику, Каннингем нанял авиационного инженера Говарда Вайнмана, который и разработал новый корпус для их автомобиля. Новая конструкция, как утверждается, была разработана с использованием аэродинамической трубы, предназначенной для испытаний фюзеляжей небольших самолетов.
В итоге, модифицированный Caddy получил от французов прозвище Le Monstre (монстр) и показал в гонках 1950 года весьма неплохие результаты, даже несмотря на ряд недостатков. Под управлением Фила Уолтерса и самого Бриггса Каннингема он занял 11-е место в общем зачете, опередив гораздо более престижные спортивные автомобили, такие как Jaguar XK120.
Нарди Бисилуро
Поклонникам старинных итальянских спортивных автомобилей имя Nardi конечно будет знакомо. Компания производила деревянные рули для ряда легендарных автомобилей, в том числе для Ferrari 250 GTO. Но помимо изысканных рулевых колес, Энрико Нарди, также разработал серию автомобилей на базе шасси Fiat с мотоциклетными двигателями.
Безусловно, самой неординарной и самой известной из них была Nardi Bisiluro, что в переводе с итальянского означает сдвоенная торпеда. Модель также известна как Nardi 750 Bisiluro.
Четырехколесная новинка, построенная на шасси Fiat 500, отличалась асимметричной формой кузова. Он представлял собой сдвоенный торпедообразный корпус, в котором кабина располагалась справа, а 55-сильный 735-кубовый мотоциклетный двигатель BMW с четырьмя цилиндрами, был спрятан внутри левой «торпеды».

Автомобиль стартовал в гонке Ле-Ман 1955 года в качестве единственного заводского участника Уффицина Нарди, но продержался всего около часа, так как авария вынудила его сойти с дистанции.
Несмотря на свое раннее выбытие, Nardi Bisiluro вошел в историю как самый странный автомобиль, из числа когда-либо участвовавших в легендарной гонке на выносливость. И этот титул он удерживал несколько десятилетий.
Ровер-БРМ
Хотя Rover-BRM никогда не мог похвастать «интересной» внешностью, он все таки смог попасть в нашу пятерку. И обязан он этим наличию реактивного двигателя. Вскоре после окончания Второй мировой войны несколько автопроизводителей начали экспериментировать с газотурбинной технологией, доказавшей свою состоятельность в авиационной промышленности.
И первым из них, кому удалось построить функциональный автомобиль с газотурбинным мотором был Rover. Свой первый прототип под названием JET1 он представил весной 1950 года. В течение следующего десятилетия компания разработала несколько других, более совершенных концептуальных автомобилей, в которых использовалась эта технология. Одна из этих машин проехала несколько демонстрационных кругов перед стартом гонки Ле-Ман 1962 года, и положительная реакция толпы убедила организаторов дать Rover шанс участвовать в следующем этапе.

Таким образом, Rover в сотрудничестве с командой Формулы-1 BRM разработал гоночный прототип с газотурбинным двигателем, который стал экспериментальным участником гонки в 1963 года.
Реактивный Rover-BRM удивил всех, и обошел AC Cobra Hardtop, занявшего 7-е место. Однако, поскольку это был экспериментальный вариант, результат официально зачтен не был.
С несколькими доработками машина вернулась в Ле-Ман, и в следующем 1964 г, однако из-за механических проблем его участие в гонке было преждевременно прервано. Но вот уже в 1965 году этот автомобиль финишировал десятым, и зафиксировал официальный результат в классе 2-литровых прототипов.
Чапараль 2F
Спортивный прототип Chaparral 2F, разработанный Джимом Холлом и Хэпом Шарпом, не был создан исключительно для гонки Ле-Ман. Он был построен на основе изготовленного на заказ полумонококового шасси и оснащен 526-сильным 7,0-литровым двигателем Chevy «Porcupine» с большим блоком V, работающим в тандеме с трехступенчатой АКПП.
Кузов 2F, изготовленный из стекловолокна, во многих отношениях стал аэродинамическим шедевром, однако его квадратная задняя часть и огромный спойлер придавали ему крайне глупый вид. При этом тот же самый спойлер, управляемый с помощью дополнительной педали внутри кабины, сделал этот гоночный автомобиль одним из первых, кто использовал активную аэродинамику.

Несмотря на то, что инновационный дизайн 2F доказал свою ценность и оказал непосредственное влияние на будущий внешний вид мирового автоспорта, сам претендент не справился с трудностями механического характера. К сожалению, ни одна из двух машин Chaparral, выставленных на гонках сезона 1965 г, не смогла финишировать.
Одна из них раньше времени сошла с дистанции из-за отказа коробки передач, а у второй возникли проблемы с электрикой.
ДельтаВинг
Проект DeltaWing, позиционирующийся как один из самых радикальных дизайнов гоночного автомобиля 21 века, начинался как предложение IndyCar для шасси следующего поколения. Детище британского дизайнера и инженера гоночных автомобилей Бена Боулби было впервые представлено на автосалоне в Чикаго в 2010 году.

Основной упор демонстрации был направлен на совершенно новый принцип конструкции, которая подразумевает малый вес и снижение лобового сопротивления. Как итог- минимальный расход топлива и возможность демонстрировать максимальную мощность при наличии небольшого мотора.
Идея, хоть и вызвала большой интерес, но нетрадиционный дизайн не впечатлил официальных лиц IndyCar, и они, в конечном итоге, отказались от него.
Тем не менее, команда проекта решила не сдаваться. Они стали партнером японского гиганта Nissan, который поставил в автомобиль сделанный на заказ 1,6-литровый четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом и решил участвовать в гонках 2012 года в качестве экспериментального участника Garage 56.
Во Франции он сумел таки продемонстрировать впечатляющие показатели топливной экономичности, однако, к сожалению, продержался всего 75 кругов, так как ему пришлось сойти с дистанции из-за аварии.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас

С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....

Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....

Производство Ил-76 хотят расширить
А у Ил-114, который должен решить вопрос с нехваткой региональных самолетов в нашей стране, просматриваются хорошие перспективы в плане экспорта. Подробности в...

«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....

Серийный образец авиадвигателя ПД-8 впервые показали широкой публике
Силовая установка предназначена для SJ-100. На выставке присутствовали и другие долгожданные агрегаты для нашей авиации....

В России будут выпускать тракторы «Владимирец»
Только под новым брендом, и, похоже, это будут переименованные «китайцы». Подробнее о проекте читайте в нашем материале....

S7 Group показала финальную версию «Танго» – началось серийное производство
Вместе с легким самолетом российская компания показала полностью отечественный двигатель АПД-520. Для бельгийского мотора нашлась достойная замена....

Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....

В Петербурге начнется серийное производство тягачей БАЗ
Новые машины смогут перевозить до 20 тонн. Немалая часть комплектующих производится в России....

ГАЗ показал несколько семейных минивэнов – они пойдут в серию
Сделаны они на шасси стандартных моделей. А что, так можно было?...

Выпуск SJ-100 ускорят – в России откроют новое производство двигателей ПД-8
Это будет крупный логистический центр в Хабаровском крае. При нем появится участок для сборки авиадвигателей....

Boeing «приземлился» – компания терпит рекордные убытки из-за космического проекта
Сумма получилась даже больше, чем ВВП Сербии. Похоже компании придется выпускать одни лишь самолеты, а на звезды только посматривать....

«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....

Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....

«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....

КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....