5 самых необычных участников гонок Ле-Мана за последние 100 лет
330

5 самых необычных участников гонок Ле-Мана за последние 100 лет

С момента первого проведения в 1923 году старейшая и самая престижная гонка на выносливость в мире стала своеобразным испытательным полигоном для автомобильных инноваций. Независимо от того, какая цель преследовалась – прийти к безоговорочной победе или просто доказать жизнеспособность своих идей, самые яркие умы автоспорта постоянно внедряли новые разработки и технологии на трассе Circuit de La Sarthe.


Многие из этих инноваций прижились и повлияли на эволюцию гоночных и дорожных автомобилей. В то же время другие породили несколько странных, но при этом не менее замечательных моделей, которые явно выделялись среди остальных.


Кадиллак «Ле Монстр»


Роскошное подразделение GM дебютировало на знаменитой 24-часовой гонке в 1950 году благодаря американскому предпринимателю, гонщику и владельцу команды Бриггсу Каннингему. Как рассказывают, его близкий друг и по совместительству трехкратный победитель Ле-Мана Луиджи Чинетти предложил ему участвовать в гонке во Франции на двух американских автомобилях. Он получил разрешение, собрал частную команду и решил участвовать в гонках на паре купе Cadillac Series 61, оснащенных мощным 331-кубовым двигателем V8 с верхним расположением клапанов. В то время, как первая машина была более-менее стоковой, вторая получила совершенно неожиданный кузов.

5 самых необычных участников гонок Ле-Мана за последние 100 летАэродинамика Cadillac Le Monstre впечатляла. Фото: YouTube.com

Тогда свод правил Ле-Мана не позволял участникам менять заводские двигатели автомобилей, однако давал им свободу на некоторую переделку. Поэтому, чтобы снизить вес и улучшить аэродинамику, Каннингем нанял авиационного инженера Говарда Вайнмана, который и разработал новый корпус для их автомобиля. Новая конструкция, как утверждается, была разработана с использованием аэродинамической трубы, предназначенной для испытаний фюзеляжей небольших самолетов.

В итоге, модифицированный Caddy получил от французов прозвище Le Monstre (монстр) и показал в гонках 1950 года весьма неплохие результаты, даже несмотря на ряд недостатков. Под управлением Фила Уолтерса и самого Бриггса Каннингема он занял 11-е место в общем зачете, опередив гораздо более престижные спортивные автомобили, такие как Jaguar XK120.

Нарди Бисилуро


Поклонникам старинных итальянских спортивных автомобилей имя Nardi конечно будет знакомо. Компания производила деревянные рули для ряда легендарных автомобилей, в том числе для Ferrari 250 GTO. Но помимо изысканных рулевых колес, Энрико Нарди, также разработал серию автомобилей на базе шасси Fiat с мотоциклетными двигателями.

Безусловно, самой неординарной и самой известной из них была Nardi Bisiluro, что в переводе с итальянского означает сдвоенная торпеда. Модель также известна как Nardi 750 Bisiluro.


Четырехколесная новинка, построенная на шасси Fiat 500, отличалась асимметричной формой кузова. Он представлял собой сдвоенный торпедообразный корпус, в котором кабина располагалась справа, а 55-сильный 735-кубовый мотоциклетный двигатель BMW с четырьмя цилиндрами, был спрятан внутри левой «торпеды».

Nardi Bisiluro называли «сдвоенная торпеда». Фото: YouTube.com

Автомобиль стартовал в гонке Ле-Ман 1955 года в качестве единственного заводского участника Уффицина Нарди, но продержался всего около часа, так как авария вынудила его сойти с дистанции.

Несмотря на свое раннее выбытие, Nardi Bisiluro вошел в историю как самый странный автомобиль, из числа когда-либо участвовавших в легендарной гонке на выносливость. И этот титул он удерживал несколько десятилетий.

Ровер-БРМ


Хотя Rover-BRM никогда не мог похвастать «интересной» внешностью, он все таки смог попасть в нашу пятерку. И обязан он этим наличию реактивного двигателя. Вскоре после окончания Второй мировой войны несколько автопроизводителей начали экспериментировать с газотурбинной технологией, доказавшей свою состоятельность в авиационной промышленности.

И первым из них, кому удалось построить функциональный автомобиль с газотурбинным мотором был Rover. Свой первый прототип под названием JET1 он представил весной 1950 года. В течение следующего десятилетия компания разработала несколько других, более совершенных концептуальных автомобилей, в которых использовалась эта технология. Одна из этих машин проехала несколько демонстрационных кругов перед стартом гонки Ле-Ман 1962 года, и положительная реакция толпы убедила организаторов дать Rover шанс участвовать в следующем этапе.

Rover-BRM на одном из этапов гонки. Фото: YouTube.com

Таким образом, Rover в сотрудничестве с командой Формулы-1 BRM разработал гоночный прототип с газотурбинным двигателем, который стал экспериментальным участником гонки в 1963 года.

Реактивный Rover-BRM удивил всех, и обошел AC Cobra Hardtop, занявшего 7-е место. Однако, поскольку это был экспериментальный вариант, результат официально зачтен не был.

С несколькими доработками машина вернулась в Ле-Ман, и в следующем 1964 г, однако из-за механических проблем его участие в гонке было преждевременно прервано. Но вот уже в 1965 году этот автомобиль финишировал десятым, и зафиксировал официальный результат в классе 2-литровых прототипов.

Чапараль 2F


Спортивный прототип Chaparral 2F, разработанный Джимом Холлом и Хэпом Шарпом, не был создан исключительно для гонки Ле-Ман. Он был построен на основе изготовленного на заказ полумонококового шасси и оснащен 526-сильным 7,0-литровым двигателем Chevy «Porcupine» с большим блоком V, работающим в тандеме с трехступенчатой АКПП.

Кузов 2F, изготовленный из стекловолокна, во многих отношениях стал аэродинамическим шедевром, однако его квадратная задняя часть и огромный спойлер придавали ему крайне глупый вид. При этом тот же самый спойлер, управляемый с помощью дополнительной педали внутри кабины, сделал этот гоночный автомобиль одним из первых, кто использовал активную аэродинамику.

Из-за необычного спойлера Chaparral 2F сложно спутать с другим авто. Фото: YouTube.com

Несмотря на то, что инновационный дизайн 2F доказал свою ценность и оказал непосредственное влияние на будущий внешний вид мирового автоспорта, сам претендент не справился с трудностями механического характера. К сожалению, ни одна из двух машин Chaparral, выставленных на гонках сезона 1965 г, не смогла финишировать.

Одна из них раньше времени сошла с дистанции из-за отказа коробки передач, а у второй возникли проблемы с электрикой.


ДельтаВинг


Проект DeltaWing, позиционирующийся как один из самых радикальных дизайнов гоночного автомобиля 21 века, начинался как предложение IndyCar для шасси следующего поколения. Детище британского дизайнера и инженера гоночных автомобилей Бена Боулби было впервые представлено на автосалоне в Чикаго в 2010 году.

DeltaWing на одном из виражей легендарной гонки. Фото: YouTube.com

Основной упор демонстрации был направлен на совершенно новый принцип конструкции, которая подразумевает малый вес и снижение лобового сопротивления. Как итог- минимальный расход топлива и возможность демонстрировать максимальную мощность при наличии небольшого мотора.

Идея, хоть и вызвала большой интерес, но нетрадиционный дизайн не впечатлил официальных лиц IndyCar, и они, в конечном итоге, отказались от него.


Тем не менее, команда проекта решила не сдаваться. Они стали партнером японского гиганта Nissan, который поставил в автомобиль сделанный на заказ 1,6-литровый четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом и решил участвовать в гонках 2012 года в качестве экспериментального участника Garage 56.

Во Франции он сумел таки продемонстрировать впечатляющие показатели топливной экономичности, однако, к сожалению, продержался всего 75 кругов, так как ему пришлось сойти с дистанции из-за аварии.
Какой из легендарных участников Ле-Мана вам понравился больше?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...