5 самых необычных участников гонок Ле-Мана за последние 100 лет
С момента первого проведения в 1923 году старейшая и самая престижная гонка на выносливость в мире стала своеобразным испытательным полигоном для автомобильных инноваций. Независимо от того, какая цель преследовалась – прийти к безоговорочной победе или просто доказать жизнеспособность своих идей, самые яркие умы автоспорта постоянно внедряли новые разработки и технологии на трассе Circuit de La Sarthe.
Многие из этих инноваций прижились и повлияли на эволюцию гоночных и дорожных автомобилей. В то же время другие породили несколько странных, но при этом не менее замечательных моделей, которые явно выделялись среди остальных.
Роскошное подразделение GM дебютировало на знаменитой 24-часовой гонке в 1950 году благодаря американскому предпринимателю, гонщику и владельцу команды Бриггсу Каннингему. Как рассказывают, его близкий друг и по совместительству трехкратный победитель Ле-Мана Луиджи Чинетти предложил ему участвовать в гонке во Франции на двух американских автомобилях. Он получил разрешение, собрал частную команду и решил участвовать в гонках на паре купе Cadillac Series 61, оснащенных мощным 331-кубовым двигателем V8 с верхним расположением клапанов. В то время, как первая машина была более-менее стоковой, вторая получила совершенно неожиданный кузов.
Тогда свод правил Ле-Мана не позволял участникам менять заводские двигатели автомобилей, однако давал им свободу на некоторую переделку. Поэтому, чтобы снизить вес и улучшить аэродинамику, Каннингем нанял авиационного инженера Говарда Вайнмана, который и разработал новый корпус для их автомобиля. Новая конструкция, как утверждается, была разработана с использованием аэродинамической трубы, предназначенной для испытаний фюзеляжей небольших самолетов.
В итоге, модифицированный Caddy получил от французов прозвище Le Monstre (монстр) и показал в гонках 1950 года весьма неплохие результаты, даже несмотря на ряд недостатков. Под управлением Фила Уолтерса и самого Бриггса Каннингема он занял 11-е место в общем зачете, опередив гораздо более престижные спортивные автомобили, такие как Jaguar XK120.
Поклонникам старинных итальянских спортивных автомобилей имя Nardi конечно будет знакомо. Компания производила деревянные рули для ряда легендарных автомобилей, в том числе для Ferrari 250 GTO. Но помимо изысканных рулевых колес, Энрико Нарди, также разработал серию автомобилей на базе шасси Fiat с мотоциклетными двигателями.
Четырехколесная новинка, построенная на шасси Fiat 500, отличалась асимметричной формой кузова. Он представлял собой сдвоенный торпедообразный корпус, в котором кабина располагалась справа, а 55-сильный 735-кубовый мотоциклетный двигатель BMW с четырьмя цилиндрами, был спрятан внутри левой «торпеды».
Автомобиль стартовал в гонке Ле-Ман 1955 года в качестве единственного заводского участника Уффицина Нарди, но продержался всего около часа, так как авария вынудила его сойти с дистанции.
Несмотря на свое раннее выбытие, Nardi Bisiluro вошел в историю как самый странный автомобиль, из числа когда-либо участвовавших в легендарной гонке на выносливость. И этот титул он удерживал несколько десятилетий.
Хотя Rover-BRM никогда не мог похвастать «интересной» внешностью, он все таки смог попасть в нашу пятерку. И обязан он этим наличию реактивного двигателя. Вскоре после окончания Второй мировой войны несколько автопроизводителей начали экспериментировать с газотурбинной технологией, доказавшей свою состоятельность в авиационной промышленности.
И первым из них, кому удалось построить функциональный автомобиль с газотурбинным мотором был Rover. Свой первый прототип под названием JET1 он представил весной 1950 года. В течение следующего десятилетия компания разработала несколько других, более совершенных концептуальных автомобилей, в которых использовалась эта технология. Одна из этих машин проехала несколько демонстрационных кругов перед стартом гонки Ле-Ман 1962 года, и положительная реакция толпы убедила организаторов дать Rover шанс участвовать в следующем этапе.
Таким образом, Rover в сотрудничестве с командой Формулы-1 BRM разработал гоночный прототип с газотурбинным двигателем, который стал экспериментальным участником гонки в 1963 года.
Реактивный Rover-BRM удивил всех, и обошел AC Cobra Hardtop, занявшего 7-е место. Однако, поскольку это был экспериментальный вариант, результат официально зачтен не был.
С несколькими доработками машина вернулась в Ле-Ман, и в следующем 1964 г, однако из-за механических проблем его участие в гонке было преждевременно прервано. Но вот уже в 1965 году этот автомобиль финишировал десятым, и зафиксировал официальный результат в классе 2-литровых прототипов.
Спортивный прототип Chaparral 2F, разработанный Джимом Холлом и Хэпом Шарпом, не был создан исключительно для гонки Ле-Ман. Он был построен на основе изготовленного на заказ полумонококового шасси и оснащен 526-сильным 7,0-литровым двигателем Chevy «Porcupine» с большим блоком V, работающим в тандеме с трехступенчатой АКПП.
Кузов 2F, изготовленный из стекловолокна, во многих отношениях стал аэродинамическим шедевром, однако его квадратная задняя часть и огромный спойлер придавали ему крайне глупый вид. При этом тот же самый спойлер, управляемый с помощью дополнительной педали внутри кабины, сделал этот гоночный автомобиль одним из первых, кто использовал активную аэродинамику.
Несмотря на то, что инновационный дизайн 2F доказал свою ценность и оказал непосредственное влияние на будущий внешний вид мирового автоспорта, сам претендент не справился с трудностями механического характера. К сожалению, ни одна из двух машин Chaparral, выставленных на гонках сезона 1965 г, не смогла финишировать.
Одна из них раньше времени сошла с дистанции из-за отказа коробки передач, а у второй возникли проблемы с электрикой.
Проект DeltaWing, позиционирующийся как один из самых радикальных дизайнов гоночного автомобиля 21 века, начинался как предложение IndyCar для шасси следующего поколения. Детище британского дизайнера и инженера гоночных автомобилей Бена Боулби было впервые представлено на автосалоне в Чикаго в 2010 году.
Основной упор демонстрации был направлен на совершенно новый принцип конструкции, которая подразумевает малый вес и снижение лобового сопротивления. Как итог- минимальный расход топлива и возможность демонстрировать максимальную мощность при наличии небольшого мотора.
Тем не менее, команда проекта решила не сдаваться. Они стали партнером японского гиганта Nissan, который поставил в автомобиль сделанный на заказ 1,6-литровый четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом и решил участвовать в гонках 2012 года в качестве экспериментального участника Garage 56.
Во Франции он сумел таки продемонстрировать впечатляющие показатели топливной экономичности, однако, к сожалению, продержался всего 75 кругов, так как ему пришлось сойти с дистанции из-за аварии.
Многие из этих инноваций прижились и повлияли на эволюцию гоночных и дорожных автомобилей. В то же время другие породили несколько странных, но при этом не менее замечательных моделей, которые явно выделялись среди остальных.
Кадиллак «Ле Монстр»
Роскошное подразделение GM дебютировало на знаменитой 24-часовой гонке в 1950 году благодаря американскому предпринимателю, гонщику и владельцу команды Бриггсу Каннингему. Как рассказывают, его близкий друг и по совместительству трехкратный победитель Ле-Мана Луиджи Чинетти предложил ему участвовать в гонке во Франции на двух американских автомобилях. Он получил разрешение, собрал частную команду и решил участвовать в гонках на паре купе Cadillac Series 61, оснащенных мощным 331-кубовым двигателем V8 с верхним расположением клапанов. В то время, как первая машина была более-менее стоковой, вторая получила совершенно неожиданный кузов.
Аэродинамика Cadillac Le Monstre впечатляла. Фото: YouTube.com
Тогда свод правил Ле-Мана не позволял участникам менять заводские двигатели автомобилей, однако давал им свободу на некоторую переделку. Поэтому, чтобы снизить вес и улучшить аэродинамику, Каннингем нанял авиационного инженера Говарда Вайнмана, который и разработал новый корпус для их автомобиля. Новая конструкция, как утверждается, была разработана с использованием аэродинамической трубы, предназначенной для испытаний фюзеляжей небольших самолетов.
В итоге, модифицированный Caddy получил от французов прозвище Le Monstre (монстр) и показал в гонках 1950 года весьма неплохие результаты, даже несмотря на ряд недостатков. Под управлением Фила Уолтерса и самого Бриггса Каннингема он занял 11-е место в общем зачете, опередив гораздо более престижные спортивные автомобили, такие как Jaguar XK120.
Нарди Бисилуро
Поклонникам старинных итальянских спортивных автомобилей имя Nardi конечно будет знакомо. Компания производила деревянные рули для ряда легендарных автомобилей, в том числе для Ferrari 250 GTO. Но помимо изысканных рулевых колес, Энрико Нарди, также разработал серию автомобилей на базе шасси Fiat с мотоциклетными двигателями.
Безусловно, самой неординарной и самой известной из них была Nardi Bisiluro, что в переводе с итальянского означает сдвоенная торпеда. Модель также известна как Nardi 750 Bisiluro.
Четырехколесная новинка, построенная на шасси Fiat 500, отличалась асимметричной формой кузова. Он представлял собой сдвоенный торпедообразный корпус, в котором кабина располагалась справа, а 55-сильный 735-кубовый мотоциклетный двигатель BMW с четырьмя цилиндрами, был спрятан внутри левой «торпеды».
Nardi Bisiluro называли «сдвоенная торпеда». Фото: YouTube.com
Автомобиль стартовал в гонке Ле-Ман 1955 года в качестве единственного заводского участника Уффицина Нарди, но продержался всего около часа, так как авария вынудила его сойти с дистанции.
Несмотря на свое раннее выбытие, Nardi Bisiluro вошел в историю как самый странный автомобиль, из числа когда-либо участвовавших в легендарной гонке на выносливость. И этот титул он удерживал несколько десятилетий.
Ровер-БРМ
Хотя Rover-BRM никогда не мог похвастать «интересной» внешностью, он все таки смог попасть в нашу пятерку. И обязан он этим наличию реактивного двигателя. Вскоре после окончания Второй мировой войны несколько автопроизводителей начали экспериментировать с газотурбинной технологией, доказавшей свою состоятельность в авиационной промышленности.
И первым из них, кому удалось построить функциональный автомобиль с газотурбинным мотором был Rover. Свой первый прототип под названием JET1 он представил весной 1950 года. В течение следующего десятилетия компания разработала несколько других, более совершенных концептуальных автомобилей, в которых использовалась эта технология. Одна из этих машин проехала несколько демонстрационных кругов перед стартом гонки Ле-Ман 1962 года, и положительная реакция толпы убедила организаторов дать Rover шанс участвовать в следующем этапе.
Rover-BRM на одном из этапов гонки. Фото: YouTube.com
Таким образом, Rover в сотрудничестве с командой Формулы-1 BRM разработал гоночный прототип с газотурбинным двигателем, который стал экспериментальным участником гонки в 1963 года.
Реактивный Rover-BRM удивил всех, и обошел AC Cobra Hardtop, занявшего 7-е место. Однако, поскольку это был экспериментальный вариант, результат официально зачтен не был.
С несколькими доработками машина вернулась в Ле-Ман, и в следующем 1964 г, однако из-за механических проблем его участие в гонке было преждевременно прервано. Но вот уже в 1965 году этот автомобиль финишировал десятым, и зафиксировал официальный результат в классе 2-литровых прототипов.
Чапараль 2F
Спортивный прототип Chaparral 2F, разработанный Джимом Холлом и Хэпом Шарпом, не был создан исключительно для гонки Ле-Ман. Он был построен на основе изготовленного на заказ полумонококового шасси и оснащен 526-сильным 7,0-литровым двигателем Chevy «Porcupine» с большим блоком V, работающим в тандеме с трехступенчатой АКПП.
Кузов 2F, изготовленный из стекловолокна, во многих отношениях стал аэродинамическим шедевром, однако его квадратная задняя часть и огромный спойлер придавали ему крайне глупый вид. При этом тот же самый спойлер, управляемый с помощью дополнительной педали внутри кабины, сделал этот гоночный автомобиль одним из первых, кто использовал активную аэродинамику.
Из-за необычного спойлера Chaparral 2F сложно спутать с другим авто. Фото: YouTube.com
Несмотря на то, что инновационный дизайн 2F доказал свою ценность и оказал непосредственное влияние на будущий внешний вид мирового автоспорта, сам претендент не справился с трудностями механического характера. К сожалению, ни одна из двух машин Chaparral, выставленных на гонках сезона 1965 г, не смогла финишировать.
Одна из них раньше времени сошла с дистанции из-за отказа коробки передач, а у второй возникли проблемы с электрикой.
ДельтаВинг
Проект DeltaWing, позиционирующийся как один из самых радикальных дизайнов гоночного автомобиля 21 века, начинался как предложение IndyCar для шасси следующего поколения. Детище британского дизайнера и инженера гоночных автомобилей Бена Боулби было впервые представлено на автосалоне в Чикаго в 2010 году.
DeltaWing на одном из виражей легендарной гонки. Фото: YouTube.com
Основной упор демонстрации был направлен на совершенно новый принцип конструкции, которая подразумевает малый вес и снижение лобового сопротивления. Как итог- минимальный расход топлива и возможность демонстрировать максимальную мощность при наличии небольшого мотора.
Идея, хоть и вызвала большой интерес, но нетрадиционный дизайн не впечатлил официальных лиц IndyCar, и они, в конечном итоге, отказались от него.
Тем не менее, команда проекта решила не сдаваться. Они стали партнером японского гиганта Nissan, который поставил в автомобиль сделанный на заказ 1,6-литровый четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом и решил участвовать в гонках 2012 года в качестве экспериментального участника Garage 56.
Во Франции он сумел таки продемонстрировать впечатляющие показатели топливной экономичности, однако, к сожалению, продержался всего 75 кругов, так как ему пришлось сойти с дистанции из-за аварии.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...