Спорткар Lancia Delta S4 и его недолгий триумф
Итальянский производитель автомобилей Lancia считается одним из самых известных в мире ралли. Завершение выпуска спорткаров до сих пор вызывает тоску у многих поклонников этого вида автоспорта. Итак, сегодня мы вспомним модель, которая задавала тон на многих этапах чемпионата мира, не оставив камня на камне от своих конкурентов.
С середины 60-х и до начала 90-х именно этот итальянский бренд занимал ведущие позиции в национальных и международных соревнованиях. Авто и их водители обладают целым комплектом наград и чемпионских титулов, завоеванных во время этих гонок. Вспомним, как все развивалось:
✅ Lancia Fulvia HF
✅ Lancia Stratos
✅ Lancia Rally 037
В середине 80-х успешные производители спорткаров решили пролонгировать знаменитое семейство Delta. Так на свет появилась Lancia Delta S4. Правда, она лишь отдаленно напоминала линейку данного семейства: в техническом отношении не имея с ней почти ничего общего.
Все дело упиралось в то, что по мере развития технологий того времени стало ясно, что «037» в ближайшие несколько лет не сможет конкурировать на равных. Ведь все лучшие гоночные спецвыпуски начали идти по пути Audi и полного привода. И вот, подобно доктору Франкенштейну, Lancia начала работать над настоящим монстром, изменившим историю спорта.
Автомобиль изначально задумывался как некая эволюция Lancia 037 (на что также указывает первоначальное обозначение проекта «SE038») и поэтому использовал такую же рамную конструкцию. Как и у предшественника, двигатель предполагалось установить посередине, чтобы оптимально распределить вес автомобиля. Справедливо будет отметить, что разработкой руководил Abarth, имевший опыт в основном с заднеприводными автомобилями.
В соответствии с правилами квалификации в группе B, этот автомобиль получил еще и гражданскую версию с именем Stradale. Позже Lancia Delta S4 участвовала в знаменитой раллийной группе B и стала одной из причин ее упразднения.
Основой для модели Delta S4 Stradale послужила объемная трубчатая рама, закрывавшаяся кузовом с панелями из эпоксидной смолы и стекловолокна. Перед задней осью продольно установили рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1759 куб. см с нагнетателем и турбокомпрессором. Он выдавал максимальную мощность в 250 л. с.
Через пятиступенчатую механическую коробку передач приводились во вращение колеса обеих осей. Согласно современным материалам, двухместный автомобиль снаряженной массой 1200 кг мог развивать максимальную скорость 225 км/ч и разгоняться от 0 до 100 км/ч за 6,0 секунды.
Lancia обязывалась построить в общей сложности 200 экземпляров дорожной версии в период с 1985 по 1986 год. Bonhams, который в настоящее время предлагает один из этих автомобилей на своем аукционе, утверждает, что есть сомнения в том, что Lancia действительно произвела 200 авто. По словам экспертов, сегодня из них выжило менее 80, а это всего 40 %, что очень низкий показатель для менее чем 40-летней давности.
Выиграв четыре Кубка конструкторов (один в 1972 году с Lancia Fulvia и три с легендарной Lancia Stratos в 1974-1976 годах), компания боролась за титул в высшей на тот момент лиге, группе B. Lancia подготовила машину, отклонившуюся от веяния времени в виде полного привода (с которым Audi вышла в серию после того, как было разрешено это техническое решение). Ко всеобщему удивлению, команда Lancia 037 смогла завоевать титул конструкторов в 1983 году. Хотя Ханну Микола с Quattro выиграл титул пилотов, это был большой успех и воображаемая пощечина Audi.
После этого итальянцы решили построить для мегапопулярных в 80-х годах прошлого века раллийных гонок новую модель. От линейки Delta ей достались лишь лобовое стекло и радиаторная решетка. В целом, это был абсолютно новый спортивный вариант с отличными показателями.
Abarth подготовил первый прототип «233 ATR 195» еще до того, как был готов первый кузов на базе Delta. Поэтому на самом деле он являлся «037» с модифицированной задней частью для более мощного двигателя S4. Опытный авто получил внутреннее название «Mazinga» в честь персонажа японского аниме. Хотя все-таки больше напоминал ранее упомянутого монстра Франкенштейна.
Первые результаты испытаний выявили несколько дефектов и необходимость доработки. Что касается положительных моментов, то произошел значительный прирост мощности и крутящего момента. Из недостатков у прототипа имелись проблемы с выхлопной системой. А еще кузов от Lancia 037, не выдерживал мощности двигателя, что затрудняло управление прототипом.
С рабочим объемом 1759 куб. см и системой двойного турбонаддува S4 вошла в соревновательную группу до 2500 куб. см. По правилам она должна была иметь минимальный вес 890 кг. Однако из-за сложных условий ралли кузов усилили, а вес вырос до 950 кг для дорожной версии и 1050 кг – для гравийной. Конструкторы изначально хотели максимально приблизиться к оптимальным 890 кг. Но и так возникло много вопросов относительно безопасности спорткара (слишком малое сечение труб рамной конструкции, образованной сочетанием стали и хромомолибдена).
Выручило то, что Abarth считалась лидером в разработке специальных гоночных автомобилей и одними из первых использовали компьютерные программы для проектирования автомобилей. Благодаря им структуру впоследствии усилили.
Среди ноу-хау можно упомянуть двухкулачковый четырехцилиндровый двигатель с непрямым впрыском, включавший в себя технологии от Формулы-1. Это помогло достичь нескольких прекрасных показателей:
✅ малый вес
✅ идеальное его распределение
✅ до 10000 об/мин
После этого, талантливые инженеры компании пошли еще дальше, подготовив двигатель с прямым двойным наддувом в виде компрессора и турбонагнетателя. Идея была ясна: на низких оборотах нагнетатель заботится о наддуве, а на более высоких оборотах включается турбонагнетатель. Так устраняется «турбодыра», низкая мощность на малых оборотах и тупая реакция дроссельной заслонки.
На сегодняшний день это единственный гоночный автомобиль, в котором использовалась такая технология. Позже перешли к применению пары турбонагнетателей. Интересен тот факт, что блок двигателя изготовили из алюминия, а коленчатый вал (закрепленный в пяти точках) – из магниевого сплава. Гильзы цилиндров покрыли керамическим материалом, а клапаны изготовлены из сплава на основе никеля. Это принесло фантастические показатели мощности:
✅ 450 л. с – у серийного образца
✅ 550 л. с – у форсированного
✅ б. 800 л. с – у спецверсии для Формулы 1
Испытания показали, что на асфальте монстр разгонялся до первой «сотни» всего за 2,4 секунды (некоторые утверждали, что подобные цифры смогли продемонстрировать и на гравии). Интересной особенностью является то, что водитель мог управлять «овербустом» прямо из кабины. Это когда автомобиль на короткое время набирал больше мощности за счет увеличения давления в турбокомпрессоре.
Вишенкой на торте стало складывание передней и задней частей автомобиля, облегчающее доступ к механическим частям, полностью съемным во время обслуживания. Интересной деталью является конструкция колпаков задних колес, крепящихся к складным частям и поддерживающихся металлической конструкцией. Во времена группы В это часто придавало машинам неземной ауры.
С 1985 года новый автомобиль стал уверенно доминировать на многих этапах, отодвинув прежних лидеров – французский Peugeot. Следующий год снова начался для Lancia идеально, с победы на ралли Монте-Карло. Там пилот Тойвонен опередил Салонена (Peugeot 205 Turbo 16 T2) на 4 минуты и 4 секунды. Но эра триумфа продолжилась недолго, завершившись трагедией.
Следующее событие сезона – Тур де Корс-Ралли де Франс 1986 года, соревнование, которое навсегда войдет в историю ралли и отразится на всем будущем этого вида автоспорта. Экипаж Тойвонена на крутом левом повороте вылетает за ограждения, после чего прогремел оглушительный взрыв. Через несколько часов после этого FISA принимает решение о прекращении разработки автомобилей группы B и исключении ее из чемпионата мира 1987 года. Audi и Ford немедленно отказались от участия в чемпионате.
С середины 60-х и до начала 90-х именно этот итальянский бренд занимал ведущие позиции в национальных и международных соревнованиях. Авто и их водители обладают целым комплектом наград и чемпионских титулов, завоеванных во время этих гонок. Вспомним, как все развивалось:
✅ Lancia Fulvia HF
✅ Lancia Stratos
✅ Lancia Rally 037
В середине 80-х успешные производители спорткаров решили пролонгировать знаменитое семейство Delta. Так на свет появилась Lancia Delta S4. Правда, она лишь отдаленно напоминала линейку данного семейства: в техническом отношении не имея с ней почти ничего общего.
Модель сразу заняла лидирующие позиции в ралли. Фото: youtube.com
Все дело упиралось в то, что по мере развития технологий того времени стало ясно, что «037» в ближайшие несколько лет не сможет конкурировать на равных. Ведь все лучшие гоночные спецвыпуски начали идти по пути Audi и полного привода. И вот, подобно доктору Франкенштейну, Lancia начала работать над настоящим монстром, изменившим историю спорта.
Дорожная версия, как обязательное требование
Автомобиль изначально задумывался как некая эволюция Lancia 037 (на что также указывает первоначальное обозначение проекта «SE038») и поэтому использовал такую же рамную конструкцию. Как и у предшественника, двигатель предполагалось установить посередине, чтобы оптимально распределить вес автомобиля. Справедливо будет отметить, что разработкой руководил Abarth, имевший опыт в основном с заднеприводными автомобилями.
Lancia Delta S4 с самого начала своего существования разрабатывалась как гоночный автомобиль для спецгруппы В с двигателем, установленным на задней оси, и полным приводом. Но по маркетинговым соображениям ее отнесли к семейным пятидверным хэтчбекам.
В соответствии с правилами квалификации в группе B, этот автомобиль получил еще и гражданскую версию с именем Stradale. Позже Lancia Delta S4 участвовала в знаменитой раллийной группе B и стала одной из причин ее упразднения.
Основой для модели Delta S4 Stradale послужила объемная трубчатая рама, закрывавшаяся кузовом с панелями из эпоксидной смолы и стекловолокна. Перед задней осью продольно установили рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1759 куб. см с нагнетателем и турбокомпрессором. Он выдавал максимальную мощность в 250 л. с.
Через пятиступенчатую механическую коробку передач приводились во вращение колеса обеих осей. Согласно современным материалам, двухместный автомобиль снаряженной массой 1200 кг мог развивать максимальную скорость 225 км/ч и разгоняться от 0 до 100 км/ч за 6,0 секунды.
Гражданская версия с 250-сильным мотором. Фото: youtube.com
Lancia обязывалась построить в общей сложности 200 экземпляров дорожной версии в период с 1985 по 1986 год. Bonhams, который в настоящее время предлагает один из этих автомобилей на своем аукционе, утверждает, что есть сомнения в том, что Lancia действительно произвела 200 авто. По словам экспертов, сегодня из них выжило менее 80, а это всего 40 %, что очень низкий показатель для менее чем 40-летней давности.
На зло конкурентам и на радость зрителям
Выиграв четыре Кубка конструкторов (один в 1972 году с Lancia Fulvia и три с легендарной Lancia Stratos в 1974-1976 годах), компания боролась за титул в высшей на тот момент лиге, группе B. Lancia подготовила машину, отклонившуюся от веяния времени в виде полного привода (с которым Audi вышла в серию после того, как было разрешено это техническое решение). Ко всеобщему удивлению, команда Lancia 037 смогла завоевать титул конструкторов в 1983 году. Хотя Ханну Микола с Quattro выиграл титул пилотов, это был большой успех и воображаемая пощечина Audi.
После этого итальянцы решили построить для мегапопулярных в 80-х годах прошлого века раллийных гонок новую модель. От линейки Delta ей достались лишь лобовое стекло и радиаторная решетка. В целом, это был абсолютно новый спортивный вариант с отличными показателями.
Плюс – роскошный салон. Фото: youtube.com
Abarth подготовил первый прототип «233 ATR 195» еще до того, как был готов первый кузов на базе Delta. Поэтому на самом деле он являлся «037» с модифицированной задней частью для более мощного двигателя S4. Опытный авто получил внутреннее название «Mazinga» в честь персонажа японского аниме. Хотя все-таки больше напоминал ранее упомянутого монстра Франкенштейна.
Первые результаты испытаний выявили несколько дефектов и необходимость доработки. Что касается положительных моментов, то произошел значительный прирост мощности и крутящего момента. Из недостатков у прототипа имелись проблемы с выхлопной системой. А еще кузов от Lancia 037, не выдерживал мощности двигателя, что затрудняло управление прототипом.
С рабочим объемом 1759 куб. см и системой двойного турбонаддува S4 вошла в соревновательную группу до 2500 куб. см. По правилам она должна была иметь минимальный вес 890 кг. Однако из-за сложных условий ралли кузов усилили, а вес вырос до 950 кг для дорожной версии и 1050 кг – для гравийной. Конструкторы изначально хотели максимально приблизиться к оптимальным 890 кг. Но и так возникло много вопросов относительно безопасности спорткара (слишком малое сечение труб рамной конструкции, образованной сочетанием стали и хромомолибдена).
Чем не лего? Фото: youtube.com
Выручило то, что Abarth считалась лидером в разработке специальных гоночных автомобилей и одними из первых использовали компьютерные программы для проектирования автомобилей. Благодаря им структуру впоследствии усилили.
Технические особенности и параметры
Среди ноу-хау можно упомянуть двухкулачковый четырехцилиндровый двигатель с непрямым впрыском, включавший в себя технологии от Формулы-1. Это помогло достичь нескольких прекрасных показателей:
✅ малый вес
✅ идеальное его распределение
✅ до 10000 об/мин
После этого, талантливые инженеры компании пошли еще дальше, подготовив двигатель с прямым двойным наддувом в виде компрессора и турбонагнетателя. Идея была ясна: на низких оборотах нагнетатель заботится о наддуве, а на более высоких оборотах включается турбонагнетатель. Так устраняется «турбодыра», низкая мощность на малых оборотах и тупая реакция дроссельной заслонки.
На сегодняшний день это единственный гоночный автомобиль, в котором использовалась такая технология. Позже перешли к применению пары турбонагнетателей. Интересен тот факт, что блок двигателя изготовили из алюминия, а коленчатый вал (закрепленный в пяти точках) – из магниевого сплава. Гильзы цилиндров покрыли керамическим материалом, а клапаны изготовлены из сплава на основе никеля. Это принесло фантастические показатели мощности:
✅ 450 л. с – у серийного образца
✅ 550 л. с – у форсированного
✅ б. 800 л. с – у спецверсии для Формулы 1
Испытания показали, что на асфальте монстр разгонялся до первой «сотни» всего за 2,4 секунды (некоторые утверждали, что подобные цифры смогли продемонстрировать и на гравии). Интересной особенностью является то, что водитель мог управлять «овербустом» прямо из кабины. Это когда автомобиль на короткое время набирал больше мощности за счет увеличения давления в турбокомпрессоре.
Вишенкой на торте стало складывание передней и задней частей автомобиля, облегчающее доступ к механическим частям, полностью съемным во время обслуживания. Интересной деталью является конструкция колпаков задних колес, крепящихся к складным частям и поддерживающихся металлической конструкцией. Во времена группы В это часто придавало машинам неземной ауры.
Ей не было равных и на снежных трассах. Фото: youtube.com
С 1985 года новый автомобиль стал уверенно доминировать на многих этапах, отодвинув прежних лидеров – французский Peugeot. Следующий год снова начался для Lancia идеально, с победы на ралли Монте-Карло. Там пилот Тойвонен опередил Салонена (Peugeot 205 Turbo 16 T2) на 4 минуты и 4 секунды. Но эра триумфа продолжилась недолго, завершившись трагедией.
Следующее событие сезона – Тур де Корс-Ралли де Франс 1986 года, соревнование, которое навсегда войдет в историю ралли и отразится на всем будущем этого вида автоспорта. Экипаж Тойвонена на крутом левом повороте вылетает за ограждения, после чего прогремел оглушительный взрыв. Через несколько часов после этого FISA принимает решение о прекращении разработки автомобилей группы B и исключении ее из чемпионата мира 1987 года. Audi и Ford немедленно отказались от участия в чемпионате.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....