Спорткар Lancia Delta S4 и его недолгий триумф
913

Спорткар Lancia Delta S4 и его недолгий триумф

Итальянский производитель автомобилей Lancia считается одним из самых известных в мире ралли. Завершение выпуска спорткаров до сих пор вызывает тоску у многих поклонников этого вида автоспорта. Итак, сегодня мы вспомним модель, которая задавала тон на многих этапах чемпионата мира, не оставив камня на камне от своих конкурентов.


С середины 60-х и до начала 90-х именно этот итальянский бренд занимал ведущие позиции в национальных и международных соревнованиях. Авто и их водители обладают целым комплектом наград и чемпионских титулов, завоеванных во время этих гонок. Вспомним, как все развивалось:

✅ Lancia Fulvia HF
✅ Lancia Stratos
✅ Lancia Rally 037

В середине 80-х успешные производители спорткаров решили пролонгировать знаменитое семейство Delta. Так на свет появилась Lancia Delta S4. Правда, она лишь отдаленно напоминала линейку данного семейства: в техническом отношении не имея с ней почти ничего общего.

Спорткар Lancia Delta S4 и его недолгий триумфМодель сразу заняла лидирующие позиции в ралли. Фото: youtube.com

Все дело упиралось в то, что по мере развития технологий того времени стало ясно, что «037» в ближайшие несколько лет не сможет конкурировать на равных. Ведь все лучшие гоночные спецвыпуски начали идти по пути Audi и полного привода. И вот, подобно доктору Франкенштейну, Lancia начала работать над настоящим монстром, изменившим историю спорта.

Дорожная версия, как обязательное требование


Автомобиль изначально задумывался как некая эволюция Lancia 037 (на что также указывает первоначальное обозначение проекта «SE038») и поэтому использовал такую же рамную конструкцию. Как и у предшественника, двигатель предполагалось установить посередине, чтобы оптимально распределить вес автомобиля. Справедливо будет отметить, что разработкой руководил Abarth, имевший опыт в основном с заднеприводными автомобилями.

Lancia Delta S4 с самого начала своего существования разрабатывалась как гоночный автомобиль для спецгруппы В с двигателем, установленным на задней оси, и полным приводом. Но по маркетинговым соображениям ее отнесли к семейным пятидверным хэтчбекам.


В соответствии с правилами квалификации в группе B, этот автомобиль получил еще и гражданскую версию с именем Stradale. Позже Lancia Delta S4 участвовала в знаменитой раллийной группе B и стала одной из причин ее упразднения.

Основой для модели Delta S4 Stradale послужила объемная трубчатая рама, закрывавшаяся кузовом с панелями из эпоксидной смолы и стекловолокна. Перед задней осью продольно установили рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1759 куб. см с нагнетателем и турбокомпрессором. Он выдавал максимальную мощность в 250 л. с.

Через пятиступенчатую механическую коробку передач приводились во вращение колеса обеих осей. Согласно современным материалам, двухместный автомобиль снаряженной массой 1200 кг мог развивать максимальную скорость 225 км/ч и разгоняться от 0 до 100 км/ч за 6,0 секунды.

Гражданская версия с 250-сильным мотором. Фото: youtube.com

Lancia обязывалась построить в общей сложности 200 экземпляров дорожной версии в период с 1985 по 1986 год. Bonhams, который в настоящее время предлагает один из этих автомобилей на своем аукционе, утверждает, что есть сомнения в том, что Lancia действительно произвела 200 авто. По словам экспертов, сегодня из них выжило менее 80, а это всего 40 %, что очень низкий показатель для менее чем 40-летней давности.

На зло конкурентам и на радость зрителям


Выиграв четыре Кубка конструкторов (один в 1972 году с Lancia Fulvia и три с легендарной Lancia Stratos в 1974-1976 годах), компания боролась за титул в высшей на тот момент лиге, группе B. Lancia подготовила машину, отклонившуюся от веяния времени в виде полного привода (с которым Audi вышла в серию после того, как было разрешено это техническое решение). Ко всеобщему удивлению, команда Lancia 037 смогла завоевать титул конструкторов в 1983 году. Хотя Ханну Микола с Quattro выиграл титул пилотов, это был большой успех и воображаемая пощечина Audi.

После этого итальянцы решили построить для мегапопулярных в 80-х годах прошлого века раллийных гонок новую модель. От линейки Delta ей достались лишь лобовое стекло и радиаторная решетка. В целом, это был абсолютно новый спортивный вариант с отличными показателями.

Плюс – роскошный салон. Фото: youtube.com

Abarth подготовил первый прототип «233 ATR 195» еще до того, как был готов первый кузов на базе Delta. Поэтому на самом деле он являлся «037» с модифицированной задней частью для более мощного двигателя S4. Опытный авто получил внутреннее название «Mazinga» в честь персонажа японского аниме. Хотя все-таки больше напоминал ранее упомянутого монстра Франкенштейна.

Первые результаты испытаний выявили несколько дефектов и необходимость доработки. Что касается положительных моментов, то произошел значительный прирост мощности и крутящего момента. Из недостатков у прототипа имелись проблемы с выхлопной системой. А еще кузов от Lancia 037, не выдерживал мощности двигателя, что затрудняло управление прототипом.

С рабочим объемом 1759 куб. см и системой двойного турбонаддува S4 вошла в соревновательную группу до 2500 куб. см. По правилам она должна была иметь минимальный вес 890 кг. Однако из-за сложных условий ралли кузов усилили, а вес вырос до 950 кг для дорожной версии и 1050 кг – для гравийной. Конструкторы изначально хотели максимально приблизиться к оптимальным 890 кг. Но и так возникло много вопросов относительно безопасности спорткара (слишком малое сечение труб рамной конструкции, образованной сочетанием стали и хромомолибдена).

Чем не лего? Фото: youtube.com

Выручило то, что Abarth считалась лидером в разработке специальных гоночных автомобилей и одними из первых использовали компьютерные программы для проектирования автомобилей. Благодаря им структуру впоследствии усилили.

Технические особенности и параметры


Среди ноу-хау можно упомянуть двухкулачковый четырехцилиндровый двигатель с непрямым впрыском, включавший в себя технологии от Формулы-1. Это помогло достичь нескольких прекрасных показателей:

✅ малый вес
✅ идеальное его распределение
✅ до 10000 об/мин

После этого, талантливые инженеры компании пошли еще дальше, подготовив двигатель с прямым двойным наддувом в виде компрессора и турбонагнетателя. Идея была ясна: на низких оборотах нагнетатель заботится о наддуве, а на более высоких оборотах включается турбонагнетатель. Так устраняется «турбодыра», низкая мощность на малых оборотах и тупая реакция дроссельной заслонки.

На сегодняшний день это единственный гоночный автомобиль, в котором использовалась такая технология. Позже перешли к применению пары турбонагнетателей. Интересен тот факт, что блок двигателя изготовили из алюминия, а коленчатый вал (закрепленный в пяти точках) – из магниевого сплава. Гильзы цилиндров покрыли керамическим материалом, а клапаны изготовлены из сплава на основе никеля. Это принесло фантастические показатели мощности:

✅ 450 л. с – у серийного образца
✅ 550 л. с – у форсированного
✅ б. 800 л. с – у спецверсии для Формулы 1

Испытания показали, что на асфальте монстр разгонялся до первой «сотни» всего за 2,4 секунды (некоторые утверждали, что подобные цифры смогли продемонстрировать и на гравии). Интересной особенностью является то, что водитель мог управлять «овербустом» прямо из кабины. Это когда автомобиль на короткое время набирал больше мощности за счет увеличения давления в турбокомпрессоре.

Вишенкой на торте стало складывание передней и задней частей автомобиля, облегчающее доступ к механическим частям, полностью съемным во время обслуживания. Интересной деталью является конструкция колпаков задних колес, крепящихся к складным частям и поддерживающихся металлической конструкцией. Во времена группы В это часто придавало машинам неземной ауры.

Ей не было равных и на снежных трассах. Фото: youtube.com

С 1985 года новый автомобиль стал уверенно доминировать на многих этапах, отодвинув прежних лидеров – французский Peugeot. Следующий год снова начался для Lancia идеально, с победы на ралли Монте-Карло. Там пилот Тойвонен опередил Салонена (Peugeot 205 Turbo 16 T2) на 4 минуты и 4 секунды. Но эра триумфа продолжилась недолго, завершившись трагедией.

Следующее событие сезона – Тур де Корс-Ралли де Франс 1986 года, соревнование, которое навсегда войдет в историю ралли и отразится на всем будущем этого вида автоспорта. Экипаж Тойвонена на крутом левом повороте вылетает за ограждения, после чего прогремел оглушительный взрыв. Через несколько часов после этого FISA принимает решение о прекращении разработки автомобилей группы B и исключении ее из чемпионата мира 1987 года. Audi и Ford немедленно отказались от участия в чемпионате.
Как думаете, если бы не происшествие, Lancia Delta S4 добился еще лучших результатов?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...