«Таврия» – забытые дальние и близкие «родственники»
Когда мы говорим об автомобиле «Таврия», сразу же представляется хорошо известная трехдверная модель 1102. Однако привычный нам экстерьер автомобиль получил не сразу. В плане времени разработки и доводки машине не повезло: ее проектировали 20 лет и почти столько же она продержалась на конвейере – с 1988 по 2007-й. Достаточно сказать: первые прототипы авто появились еще в 1967-м. Но все они оказались нежизнеспособными и поэтому с 1976-го начался новый этап – принялись за разработку совершенно иной машины.
Попутно создавалось множество модификаций авто, часть из которых была отвергнута, но другие все же запустили в мелкосерийное производство.
Многие считают: этот автомобиль претендовал на звание переломной модели в истории предприятия. Стоит упомянуть, что по оснащению, современности оборудования в то время ЗАЗ ничем не уступал московскому АЗЛК, а по качеству сборки, может, и превосходил.
Что это за спорткар от Запорожского завода? Во-первых, даже сложно представить: купе начали разрабатывать аж в 1967-м году. И все равно: на фоне другой продукции завода машина выглядит нетипично: экстерьер кому-то напоминает Toyota MR2, кому-то Porsche-924, другим – Pontiac Fiero. Основой автомобиля является стальная рама из труб, на которой закреплены пластиковые панели.
Предполагалось, что роль силового агрегата будет играть четырехцилиндровый мотор (скорее, «вазовский») объемом 1,6 л, работающей в связке с пятиступенчатой «механикой». Однако дальше макета дело не продвинулось: руководство завода решило, что такое инновационное изделие не будет принято покупателями (они его «не поймут») и сосредоточилось на продолжении выпуска модели, уже прочно вставшей на конвейер.
Мелкосерийное производство начали в 1991-м году. По сути, это была та же «Таврия» 1102, но для увеличения багажного отсека конструкторы сделали его дверь объемной. Официально машина именовалась «грузопассажирской». Хотя увеличение багажника не ахти какое: масса груза, который можно было взять на борт, увеличился всего на 33 кг. Возможность складывания заднего дивана осталась.
Авто небольшими партиями сходило с конвейера до 1997-го. Затем производство прекратили, чтобы возобновить на базе модели «Таврия-Нова».
Автомобиль изначально в основном предназначался на экспорт. Легковушка в кузове «ландо» имела мягкий складной верх. Внешне машина напоминала «заграничный» вариант вазовской «восьмерки» Lada Samara Fun (кабриолет). Было изготовлено только три опытных экземпляра, один из которых на испытания отправили в Грецию.
Там его и нашли энтузиасты-поклонники марки, спустя несколько лет. Сам прототип на конвейер так и не встал.
Первая машина, выпущенная в 1990-м году, представляет собой опытную модель пикапа с прицепом. В отличие от базового варианта, здесь не было места для задних пассажиров – вместо него грузовой отсек. Также увеличили колесную базу. Автомобиль выпустили в единственном экземпляре для испытаний и демонстрации публике. В серию машина не пошла, но на ее базе разработали и выпускали небольшими партиями ЗАЗ-11055.
Эта машина получила взамен заднего пассажирского места и багажника грузовую платформу. По желанию покупателя, она могла быть закрыта мягким тентом либо пластиковым «куполом»-надстройкой. Второй вариант оказался более популярным. В продажу поступали пикапы с двумя видами двигателей с объемом 1,1 или 1,3 л. Изначально ДВС были карбюраторными, потом – инжекторными.
Это тоже пикап, но с четырехместным кузовом, разработанный НТЦ «ЗАЗ Автотехника». Конструктивно машина представляет собой стандартную переднюю и среднюю части серийного ЗАЗ-1102, превращенные в единое целое со стальной рамой лонжеронного типа.
В автомобиле применена подвеска на рессорах. Существовала и полурамная версия пикапа с бортовым кузовком, получившая индекс ЗАЗ-13061. У части машин на раме можно было установить съемную надстройку: таким авто присваивали индекс «1702».
Задумав сделать, четырехдверный седан, запорожские конструкторы начали экспериментировать. Предлагался даже необычный вариант с двумя дверями с одной стороны и единственной широкой – с другой. Подобное техническое решение было реализовано в Hyundai Veloster, кстати, вставшей на конвейер.
Проектирование седана стартовала в 1986-м, через пару лет опытный экземпляр продемонстрировали на мероприятии «Автодизайн-88». Уже запланировали выход на крупносерийное производство в 1992-м году. Но к этому времени СССР развалился, финансирование проекта прекратилось. Позже постановку на конвейер перенесли на 1995-й. Но выпускать новый ЗАЗ-1105 в то время было невозможно: завод в независимой республике еле сводил концы с концами и запуск в производство новой модели могло поставить крест на всем предприятии. Все же небольшими партиями машину начали выпускать в 1994-м году, закончили в 1997-м. Неизвестно точно, сколько было произведено экземпляров ЗАЗ-1105, но по некоторым данным, цифра не превышает 14 тыс. единиц техники.
Кроме четырех дверей «Дана» новую крышу, задние боковины с крыльями, другие панели для пола. По типу кузова машина официально считалась «универсалом», хотя длина авто превышала ЗАЗ-1102 всего-то на 12,2 см. К тому же она была короче вазовского «Спутника». «Дана», по компоновке кормы, скорее всего напоминала «Калину» – ВАЗ-1117. На некоторых моделях ЗАЗ-1105 можно разглядеть удлиненный капот, не похожий на «таврический». Такой позже ставили на серийную «Славуту».
Прототипы авто продували в аэродинамической трубе еще в 1990-м году. В этом плане ЗАЗ-1105 доработали и получили лобовое сопротивление в 0,37 единиц, что меньше, чем у «Таврии» на пару сотых. Но за небольшое улучшение пришлось заплатить практическим неудобством: из-за ликвидированный на крыше желобков поставить на нее любимый дачниками багажник стало невозможно.
На первоначальном этапе «Дана» получила слабенький движок МеМЗ-245 в 1,1 л объемом, позже авто комплектовалось вазовским (от «восьмерки») ДВС в 1300 «кубиков». Такие машины получили индекс ЗАЗ-1125. Предполагалось, что Мелитопольский завод наладит производство собственных двигателей в 60 «лошадей» объемом 1,25 л. Но предприятие так и не выпустило ни одного серийного силового агрегата.
А вот здесь все печально: проведенные испытания в НТЦ АвтоВАЗа (1991-й год) показали – машина соответствует требованиям ЕЭК ООН только при боковом ударе.
Наезд сзади и лобовое столкновение не оставляли пассажирам и водителям шансов. А проведенный силами журнала «Авторевю» в 1995-м году краш-тест показал, что по безопасности кузов «Даны» уступает даже «Оке»!
В реальности различных прототипов и опытных модификаций «Таврии» выпущено больше. Но основная часть так и остались в виде проектов и макетов.
Однако все вышеописанное показывает: коллектив завода «творил» – активно экспериментировал и пытался внедрять новое. Другое дело, как к этому отнеслось руководство…
Попутно создавалось множество модификаций авто, часть из которых была отвергнута, но другие все же запустили в мелкосерийное производство.
Спорткар ЗАЗ-1104
Многие считают: этот автомобиль претендовал на звание переломной модели в истории предприятия. Стоит упомянуть, что по оснащению, современности оборудования в то время ЗАЗ ничем не уступал московскому АЗЛК, а по качеству сборки, может, и превосходил.
Авто так и осталось в виде макета. Фото: YouTube.com
Что это за спорткар от Запорожского завода? Во-первых, даже сложно представить: купе начали разрабатывать аж в 1967-м году. И все равно: на фоне другой продукции завода машина выглядит нетипично: экстерьер кому-то напоминает Toyota MR2, кому-то Porsche-924, другим – Pontiac Fiero. Основой автомобиля является стальная рама из труб, на которой закреплены пластиковые панели.
Возможно, Toyota MR2 вдохновила запорожских конструкторов на создание своего спорткара. Фото: YouTube.com
Предполагалось, что роль силового агрегата будет играть четырехцилиндровый мотор (скорее, «вазовский») объемом 1,6 л, работающей в связке с пятиступенчатой «механикой». Однако дальше макета дело не продвинулось: руководство завода решило, что такое инновационное изделие не будет принято покупателями (они его «не поймут») и сосредоточилось на продолжении выпуска модели, уже прочно вставшей на конвейер.
ЗАЗ-110240
Мелкосерийное производство начали в 1991-м году. По сути, это была та же «Таврия» 1102, но для увеличения багажного отсека конструкторы сделали его дверь объемной. Официально машина именовалась «грузопассажирской». Хотя увеличение багажника не ахти какое: масса груза, который можно было взять на борт, увеличился всего на 33 кг. Возможность складывания заднего дивана осталась.
Модель «110240» – попытка ЗАЗа сделать авто практичнее. Фото: YouTube.com
Авто небольшими партиями сходило с конвейера до 1997-го. Затем производство прекратили, чтобы возобновить на базе модели «Таврия-Нова».
ЗАЗ-11025
Автомобиль изначально в основном предназначался на экспорт. Легковушка в кузове «ландо» имела мягкий складной верх. Внешне машина напоминала «заграничный» вариант вазовской «восьмерки» Lada Samara Fun (кабриолет). Было изготовлено только три опытных экземпляра, один из которых на испытания отправили в Грецию.
Опытный экземпляр разыскали в Македонии. Фото: YouTube.com
Там его и нашли энтузиасты-поклонники марки, спустя несколько лет. Сам прототип на конвейер так и не встал.
ЗАЗ-1305 и ЗАЗ-11055
Первая машина, выпущенная в 1990-м году, представляет собой опытную модель пикапа с прицепом. В отличие от базового варианта, здесь не было места для задних пассажиров – вместо него грузовой отсек. Также увеличили колесную базу. Автомобиль выпустили в единственном экземпляре для испытаний и демонстрации публике. В серию машина не пошла, но на ее базе разработали и выпускали небольшими партиями ЗАЗ-11055.
Такие пикапы еще встречаются на улицах. Фото: YouTube.com
Эта машина получила взамен заднего пассажирского места и багажника грузовую платформу. По желанию покупателя, она могла быть закрыта мягким тентом либо пластиковым «куполом»-надстройкой. Второй вариант оказался более популярным. В продажу поступали пикапы с двумя видами двигателей с объемом 1,1 или 1,3 л. Изначально ДВС были карбюраторными, потом – инжекторными.
ЗАЗ-1306
Это тоже пикап, но с четырехместным кузовом, разработанный НТЦ «ЗАЗ Автотехника». Конструктивно машина представляет собой стандартную переднюю и среднюю части серийного ЗАЗ-1102, превращенные в единое целое со стальной рамой лонжеронного типа.
Четырехместные пикапы сегодня чаще делают на базе внедорожников. Фото: YouTube.com
В автомобиле применена подвеска на рессорах. Существовала и полурамная версия пикапа с бортовым кузовком, получившая индекс ЗАЗ-13061. У части машин на раме можно было установить съемную надстройку: таким авто присваивали индекс «1702».
«Дана»
Задумав сделать, четырехдверный седан, запорожские конструкторы начали экспериментировать. Предлагался даже необычный вариант с двумя дверями с одной стороны и единственной широкой – с другой. Подобное техническое решение было реализовано в Hyundai Veloster, кстати, вставшей на конвейер.
Сначала из 1102 хотели сделать хэтчбек. Фото: YouTube.com
Проектирование седана стартовала в 1986-м, через пару лет опытный экземпляр продемонстрировали на мероприятии «Автодизайн-88». Уже запланировали выход на крупносерийное производство в 1992-м году. Но к этому времени СССР развалился, финансирование проекта прекратилось. Позже постановку на конвейер перенесли на 1995-й. Но выпускать новый ЗАЗ-1105 в то время было невозможно: завод в независимой республике еле сводил концы с концами и запуск в производство новой модели могло поставить крест на всем предприятии. Все же небольшими партиями машину начали выпускать в 1994-м году, закончили в 1997-м. Неизвестно точно, сколько было произведено экземпляров ЗАЗ-1105, но по некоторым данным, цифра не превышает 14 тыс. единиц техники.
Универсал не пользовался популярностью. Фото: YouTube.com
Кроме четырех дверей «Дана» новую крышу, задние боковины с крыльями, другие панели для пола. По типу кузова машина официально считалась «универсалом», хотя длина авто превышала ЗАЗ-1102 всего-то на 12,2 см. К тому же она была короче вазовского «Спутника». «Дана», по компоновке кормы, скорее всего напоминала «Калину» – ВАЗ-1117. На некоторых моделях ЗАЗ-1105 можно разглядеть удлиненный капот, не похожий на «таврический». Такой позже ставили на серийную «Славуту».
В необычном названии модели часть автолюбителей усматривало соединение имен «Даниэла» плюс «Богдан». Но сами заводчане утверждали: имя «Дана» происходит от древнего названия Днепра, который на скифско-сарматском языке звучал, как «Данаприс».
Садиться стало удобнее, но пространства задним пассажирам не прибавилось. Фото: YouTube.com
Прототипы авто продували в аэродинамической трубе еще в 1990-м году. В этом плане ЗАЗ-1105 доработали и получили лобовое сопротивление в 0,37 единиц, что меньше, чем у «Таврии» на пару сотых. Но за небольшое улучшение пришлось заплатить практическим неудобством: из-за ликвидированный на крыше желобков поставить на нее любимый дачниками багажник стало невозможно.
Двигатели
На первоначальном этапе «Дана» получила слабенький движок МеМЗ-245 в 1,1 л объемом, позже авто комплектовалось вазовским (от «восьмерки») ДВС в 1300 «кубиков». Такие машины получили индекс ЗАЗ-1125. Предполагалось, что Мелитопольский завод наладит производство собственных двигателей в 60 «лошадей» объемом 1,25 л. Но предприятие так и не выпустило ни одного серийного силового агрегата.
Безопасность
А вот здесь все печально: проведенные испытания в НТЦ АвтоВАЗа (1991-й год) показали – машина соответствует требованиям ЕЭК ООН только при боковом ударе.
Краш-тесты оказались провальными. Фото: YouTube.com
Наезд сзади и лобовое столкновение не оставляли пассажирам и водителям шансов. А проведенный силами журнала «Авторевю» в 1995-м году краш-тест показал, что по безопасности кузов «Даны» уступает даже «Оке»!
Резюме
В реальности различных прототипов и опытных модификаций «Таврии» выпущено больше. Но основная часть так и остались в виде проектов и макетов.
Под капотом ЗАЗ-1109 – аккумуляторы: электромобиль тоже не встал на конвейер. Фото: YouTube.com
Однако все вышеописанное показывает: коллектив завода «творил» – активно экспериментировал и пытался внедрять новое. Другое дело, как к этому отнеслось руководство…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....