Прага – вторая в Европе по удобству транспортной развязки. Все и вправду так прекрасно?
В крупных городах любой страны мира всегда имеется хорошая транспортная развязка. Этому способствует как статус населенного пункта, так и повышенный пассажиропоток. Ведь не секрет, что в крупные областные центры и, тем более, в столицы и другие мегаполисы всегда стекается множество людей. А это – потенциальные пассажиры маршруток и других видов внутригородского транспорта.
Такие благоприятные условия позволяют транспортным предприятиям мегаполисов создавать множество переплетающихся и взаимодействующих между собой маршрутов, позволяющих иметь сразу несколько вариантов быстрого и комфортного передвижения из «точки А» в «точку В». При этом, и перевозчики не в накладке, и нам, пассажирам, приятно и удобно.
Все же различные статистические группы постоянно пытаются выбирать «лучшего из лучших». Для этого проводится специальный мониторинг маршрутов городского транспорта в европейских мегаполисах. При этом учитываются такие показатели, как максимальный охват территории подъезда транспорта в отдаленные части города, удобство пересадок с маршрута на маршрут, частота движения, цена проезда и многое другое. Так в 2021 году на второе место по общему показателю вышла и российская столица. А в этом году на такое высокое место исследователи поставили «Злату Прагу».
Но на самом ли деле у чехов все так «выборны» (чешск., означает «отлично»)? Мне, как человеку, прожившему здесь полгода, захотелось выразить собственное мнение. Может, оно окажется немного субъективным, но я просто постараюсь поделиться с вами наблюдениями, которые я получил за шесть месяцев активного пользования всеми видами пражского муниципального транспорта.
Для начала уточню, что именно так называют коренных жителей чешской столицы (это как «москвичи» или «петербуржцы»). Они на самом деле гордятся тем, что это – единственный метрополитен во всей стране и даже на территории бывшей Чехословакии. Не удивительно, ведь город с населением более 1,3 млн вполне подходит для проведения подземной линии. Правда, метро жителям центральноевропейской столицы пришлось ждать мучительно долго. Так или иначе, но уже почти полвека это – самый быстрый способ передвижения по Праге.
По принятой во всем мире классификации они разделены на разные цвета:
✅ желтая
✅ зеленая
✅ красная
Все три сегодняшние линии имеют достаточную загруженность, которая вырастает в часы пик. Это – утреннее время, возвращение с работы и поздний вечер. Среди чехов, эмигрантов и гостей столицы очень популярны вечерние прогулки. Ведь ночная Прага – это удивительное зрелище.
Город словно преображается под мягкой ночной подсветкой. Особенно красивое зрелище составляют Пражский град, Карлов мост с видом на Влтаву и Вацлавская площадь. Поэтому не удивительно, что ближе к 10 часам вечера именно на этих направлениях можно встретить вагоны, забитые пассажирами, возвращающимися с вечернего променада.
На всех ветках курсируют современные метровагоны местного производства или изготовленные по лицензии компании «Сименс». Исключение составляет зеленая линия «В». Ее парк укомплектован более старым подвижным составом. Он отличается не только худшим внешним дизайном, но и менее комфортными сидениями во всех вагонах.
В дополнение к этому – излишняя вибрация и низкая шумоизоляция. Очень неприятно пассажиру, сидящему на неудобных стульях и «наслаждающемуся» легким сквозняком и неприятным шумом при ускорении, гуляющим по вагону. К счастью, мне по этой линии приходилось передвигаться нечасто.
В целом, метрополитен выполнен удобно, но без привычной многим из нас советской помпезности. Станции практичны и расположены на небольшой глубине. Скажу больше, как отголосок истории пражского скоростного трамвая, на всех линиях имеется ряд наземных станций метро. Там вместо островных платформ установлены классические железнодорожные. А, еще один важный плюс: подъехавший поезд видно еще с улицы и, ускорившись, можно даже успеть на него! Такой вариант нереален в случае подземных станций метро.
Если говорить о географическом положении линий и интервале движения поездов, то замечу следующее. С первым – все отлично. Максимальная грамотность в выборе направленности всех трех линий, их пересечения и станций пересадки. Со вторым тоже все неплохо. Только вот поздним вечером или в выходной день время ожидания увеличивается почти до 10 минут. Многовато, правда, чехи, в основном, народ неторопливый. Поэтому всех все устраивает.
В тех местах, где еще не ездит подземка, эстафету успешно перехватили трамвайные линии. Именно их рекомендуют использовать при поездках в исторический район города Старе место. Да, метро привезет заметно быстрее, но что можно увидеть из местных красот в окно метровагона? Вопрос, конечно, риторический.
Но, к сожалению, в местном парке еще немало морально и физически устаревших вагонов «Татра 3». Может, кто-то посчитает их достойным дополнением анахроничного фона. Я, знаете, считаю немного иначе. Низкий комфорт и сильный шум в вагонах таких трамваев нивелирует любование пражскими достопримечательностями.
Совсем другое дело – новенькие быстроходные и стильные трамваи Skoda, о которых мы уже рассказывали в одном из прошлых материалов. В их салонах приятно находиться, и внутренний комфорт прекрасно сочетается с внешней красотой чешской столицы.
Все трамвайные маршруты отлично продуманы, а интервал движения рельсового транспорта минимальный. Обычно он не превышает 5 минут. На каждой остановке имеется стенд с расписанием движения всех маршрутов, проходящих через нее. Правда, время прибытия не всегда точно соблюдается. Ну, не будем забывать, мы все-таки не в Германии!
Самой разветвленной сетью в чешской столице обладают, разумеется, автобусы. Им не нужны туннели или рельсы. Достаточно хорошего асфальтового покрытия. А с этим в Праге – нет проблем.
Мне пришлось постоянно пользоваться только несколькими из них. Поэтому остановлю свой взгляд на маршрутах № 189, 197 и 215. Первый и последний – одни из самых коротких в чешской столице. Они включают в себя менее полтора десятка остановок в одном направлении. Напротив, «197-й» очень длинный, протяженностью в обе стороны более 45 км!
Несмотря на его длину, автобусы примерно придерживаются графика. Тем более, что существует и укороченный вариант маршрута. А вот с их регулярностью просто беда. Неоднократно мы становились свидетелями того, что маршрут, заявленный в расписании, просто не выпускался на линию. В этом случае человек, спешащий на работу или прием к врачу, попадал в сложную ситуацию. Но опытные пассажиры учитывали эту «особенность», выбирая запас по времени.
«189-й» можно назвать образцовым. Этот автобус всегда соблюдал график и частоту поездок. А вот его «коллега», несмотря на краткость маршрута, постоянно грешил хроническими опозданиями.
Думаю, все перечисленные огрехи как-то не очень тянут на «серебряного призера» в транспортном рейтинге. Но, это всего лишь мои личные впечатления. Ведь, по большому счету, пражский транспорт исправно движется и время ожидания не так велико. Да и чехи, как я упоминал, не очень заморачиваются возможными неудобствами.
Такие благоприятные условия позволяют транспортным предприятиям мегаполисов создавать множество переплетающихся и взаимодействующих между собой маршрутов, позволяющих иметь сразу несколько вариантов быстрого и комфортного передвижения из «точки А» в «точку В». При этом, и перевозчики не в накладке, и нам, пассажирам, приятно и удобно.
Все же различные статистические группы постоянно пытаются выбирать «лучшего из лучших». Для этого проводится специальный мониторинг маршрутов городского транспорта в европейских мегаполисах. При этом учитываются такие показатели, как максимальный охват территории подъезда транспорта в отдаленные части города, удобство пересадок с маршрута на маршрут, частота движения, цена проезда и многое другое. Так в 2021 году на второе место по общему показателю вышла и российская столица. А в этом году на такое высокое место исследователи поставили «Злату Прагу».
Главный вокзал – ж/д ворота Праги. Фото: youtube.com
Но на самом ли деле у чехов все так «выборны» (чешск., означает «отлично»)? Мне, как человеку, прожившему здесь полгода, захотелось выразить собственное мнение. Может, оно окажется немного субъективным, но я просто постараюсь поделиться с вами наблюдениями, которые я получил за шесть месяцев активного пользования всеми видами пражского муниципального транспорта.
Пражское метро – гордость любого пражака
Для начала уточню, что именно так называют коренных жителей чешской столицы (это как «москвичи» или «петербуржцы»). Они на самом деле гордятся тем, что это – единственный метрополитен во всей стране и даже на территории бывшей Чехословакии. Не удивительно, ведь город с населением более 1,3 млн вполне подходит для проведения подземной линии. Правда, метро жителям центральноевропейской столицы пришлось ждать мучительно долго. Так или иначе, но уже почти полвека это – самый быстрый способ передвижения по Праге.
Пражское метро сегодня включает три действующие линии. Сейчас активно идут подготовки по строительству новой четвертой линии, которая протянется до отдаленного городского района Камык.
По принятой во всем мире классификации они разделены на разные цвета:
✅ желтая
✅ зеленая
✅ красная
Все три сегодняшние линии имеют достаточную загруженность, которая вырастает в часы пик. Это – утреннее время, возвращение с работы и поздний вечер. Среди чехов, эмигрантов и гостей столицы очень популярны вечерние прогулки. Ведь ночная Прага – это удивительное зрелище.
Город словно преображается под мягкой ночной подсветкой. Особенно красивое зрелище составляют Пражский град, Карлов мост с видом на Влтаву и Вацлавская площадь. Поэтому не удивительно, что ближе к 10 часам вечера именно на этих направлениях можно встретить вагоны, забитые пассажирами, возвращающимися с вечернего променада.
На всех ветках курсируют современные метровагоны местного производства или изготовленные по лицензии компании «Сименс». Исключение составляет зеленая линия «В». Ее парк укомплектован более старым подвижным составом. Он отличается не только худшим внешним дизайном, но и менее комфортными сидениями во всех вагонах.
На «красной» линии современные и комфортные вагоны. Фото: youtube.com
В дополнение к этому – излишняя вибрация и низкая шумоизоляция. Очень неприятно пассажиру, сидящему на неудобных стульях и «наслаждающемуся» легким сквозняком и неприятным шумом при ускорении, гуляющим по вагону. К счастью, мне по этой линии приходилось передвигаться нечасто.
В целом, метрополитен выполнен удобно, но без привычной многим из нас советской помпезности. Станции практичны и расположены на небольшой глубине. Скажу больше, как отголосок истории пражского скоростного трамвая, на всех линиях имеется ряд наземных станций метро. Там вместо островных платформ установлены классические железнодорожные. А, еще один важный плюс: подъехавший поезд видно еще с улицы и, ускорившись, можно даже успеть на него! Такой вариант нереален в случае подземных станций метро.
Если говорить о географическом положении линий и интервале движения поездов, то замечу следующее. С первым – все отлично. Максимальная грамотность в выборе направленности всех трех линий, их пересечения и станций пересадки. Со вторым тоже все неплохо. Только вот поздним вечером или в выходной день время ожидания увеличивается почти до 10 минут. Многовато, правда, чехи, в основном, народ неторопливый. Поэтому всех все устраивает.
Современные трамваи на пражских улицах
В тех местах, где еще не ездит подземка, эстафету успешно перехватили трамвайные линии. Именно их рекомендуют использовать при поездках в исторический район города Старе место. Да, метро привезет заметно быстрее, но что можно увидеть из местных красот в окно метровагона? Вопрос, конечно, риторический.
Совсем другое дело – трамвай. Под мерный стук колес неспешно передвигающегося вагона вы сможете увидеть всю красоту пражских улиц и построек.
Но, к сожалению, в местном парке еще немало морально и физически устаревших вагонов «Татра 3». Может, кто-то посчитает их достойным дополнением анахроничного фона. Я, знаете, считаю немного иначе. Низкий комфорт и сильный шум в вагонах таких трамваев нивелирует любование пражскими достопримечательностями.
Совсем другое дело – новенькие быстроходные и стильные трамваи Skoda, о которых мы уже рассказывали в одном из прошлых материалов. В их салонах приятно находиться, и внутренний комфорт прекрасно сочетается с внешней красотой чешской столицы.
Входные двери трамвая открываются вручную. Фото: youtube.com
Все трамвайные маршруты отлично продуманы, а интервал движения рельсового транспорта минимальный. Обычно он не превышает 5 минут. На каждой остановке имеется стенд с расписанием движения всех маршрутов, проходящих через нее. Правда, время прибытия не всегда точно соблюдается. Ну, не будем забывать, мы все-таки не в Германии!
Плюсы и минусы пражских автобусных маршрутов
Самой разветвленной сетью в чешской столице обладают, разумеется, автобусы. Им не нужны туннели или рельсы. Достаточно хорошего асфальтового покрытия. А с этим в Праге – нет проблем.
Да и все местные автобусы имеют специальную городскую раскраску в бело-красных тонах. Весь автопарк состоит из новеньких комфортабельных транспортных средств, живо и уверенно передвигающихся по извилистым городским улицам.
Мне пришлось постоянно пользоваться только несколькими из них. Поэтому остановлю свой взгляд на маршрутах № 189, 197 и 215. Первый и последний – одни из самых коротких в чешской столице. Они включают в себя менее полтора десятка остановок в одном направлении. Напротив, «197-й» очень длинный, протяженностью в обе стороны более 45 км!
Городские автобусы: надежные и маневренные. Фото: youtube.com
Несмотря на его длину, автобусы примерно придерживаются графика. Тем более, что существует и укороченный вариант маршрута. А вот с их регулярностью просто беда. Неоднократно мы становились свидетелями того, что маршрут, заявленный в расписании, просто не выпускался на линию. В этом случае человек, спешащий на работу или прием к врачу, попадал в сложную ситуацию. Но опытные пассажиры учитывали эту «особенность», выбирая запас по времени.
«189-й» можно назвать образцовым. Этот автобус всегда соблюдал график и частоту поездок. А вот его «коллега», несмотря на краткость маршрута, постоянно грешил хроническими опозданиями.
Через город проходят и местные ж/д линии. Фото: youtube.com
Думаю, все перечисленные огрехи как-то не очень тянут на «серебряного призера» в транспортном рейтинге. Но, это всего лишь мои личные впечатления. Ведь, по большому счету, пражский транспорт исправно движется и время ожидания не так велико. Да и чехи, как я упоминал, не очень заморачиваются возможными неудобствами.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....