Пробитая прокладка ГБЦ – кто виноват и что делать?
Нормальная работа ДВС подразумевает использование нескольких видов технических жидкостей. Помимо горючего, это масло и антифриз. Кроме них по специальным каналам еще передвигаются и выхлопные газы. Жидкости не должны перемешиваться между собой. Пробой, разрыв прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ) приводит к нарушению герметичности, что рано или поздно заканчивается выходом двигателя из строя, приближением его капитального ремонта. Как определить возникшую проблему вовремя и что делать потом?
Она выполнена в виде плотной пластины, предназначение которой заключается в недопущении смешивании моторного масла и (или) газов с охлаждающей жидкостью. Прокладке приходится работать в тяжелых условиях: если температура ГБЦ редко переваливает за 100°, то в камере сгорания данное значение достигает 2500°.
Поэтому производители особое внимание уделяют материалу изготовления детали:
✅ сталь плюс медь – наиболее долговечный вариант для мощных автомобилей: однако тонкий металл легко деформируется, и неправильная затяжка может сделать уплотнение негерметичным
✅ паронит с окантовками краев из стали обладает высокой жаростойкостью, но чувствителен к перегреву и чрезмерной вибрации
✅ композит представляет собой смесь полимеров с другими элементами, плюс, материал армирован металлической сеткой, что придает повышенную стойкость к высокой температуре
Однако вне зависимости от материала изготовления любая прокладка имеет определенный ресурс. Со временем она теряет свои качества, и герметизация нарушается. Как это увидеть?
Один из первых признаков пробоя прокладки банален: антифриз постоянно приходится подливать, при этом следов его утечки обнаружить не удается. Далее идет логичное продолжение – быстрый перегрев двигателя без явных на то причин. Это связано с тем, что горячие газы проникают в систему охлаждения и она не выполняет свою главную функцию.
Следующий признак, определяемый визуально – белый дым из выхлопной трубы даже при плюсовой температуре на улице и хорошо прогретом двигателе. Это говорит о том, что антифриз попадает в цилиндры.
Но есть множество и иных симптомов (явных и не очень), косвенно или определенно указывающих на необходимость замены прокладки ГБЦ.
При попадании газов в каналы системы охлаждения происходит ее «завоздушивание», приводящее к неэффективной работе «печки». Впрочем, это может случаться и по иным причинам.
Например, из-за плохой работы (поломки) термостата или заклинивания крана отопителя, его привода. Как правило, органами управления являются металлические тросики в оплетке, имеющие «привычку» терять со временем свою подвижность.
Определить это можно по пятнам смазки, которые будут хорошо видны в расширительном бачке. Откройте его крышку и взгляните на внутреннюю ее часть. Рыжеватая эмульсия сметанообразной консистенции указывает на перемешивание антифриза и масла. Вытащите щуп из двигателя: если там такая же непонятная жидкость, да еще и выше максимального уровня, значит, пора демонтировать ГБЦ, чтобы заменить ее прокладку.
Однако в таких случаях только этой процедурой не обойтись. Чтобы удалить следы эмульсии из системы охлаждения, ее придется промывать; разумеется, с заменой антифриза. То же самое придется проделать с маслом, поддоном картера ДВС.
Это может быть, например, плохой пуск двигателя: при этом, если вывернуть свечи, то они окажутся мокрыми. Но не из-за масла, а «благодаря» антифризу.
В этом случае белый дым из глушителя «обязателен». Еще одна причина – «одеревенение» патрубков из-за попадания в них выхлопных газов. Шланги невозможно сжать рукой. Однако отвердеть они могут и из-за банального окончания ресурса.
Еще один признак – появление конденсата на наружной поверхности двигателя. Это может происходить по двум причинам: разрыве прокладки головки или при появлении трещин в блоке цилиндров. В таких случаях рекомендуется провести компьютерную диагностику: не исключено, что движок может «потеть» и по иным причинам.
Ее пробой чаще всего происходит из-за перегрева двигателя. К этому приводит, например, буксование в грязи, снегу, езда перегруженной машины, переполненной пассажирами, да еще и с прицепом. Забитый радиатор и постоянное нахождение в пробках, особенно летом; все постепенно приводит к разрушению прокладки. И это в лучшем случае! В худшем головку может «повести» – происходит ее деформация и даже при установке новой прокладки достичь герметичности не удастся. Такая беда характерна для алюминиевых ГБЦ – чугунные подобные проблемы не испытывают: они скорее треснут, чем покривятся.
Вторая причина свойственна непрофессиональным ремонтникам. Имеется в виду неверный и неправильный по очередности момент затяжки ГБЦ. Если метизы закрутить сильно, прокладка разрушится, а если слабо, деталь не будет выполнять свою функцию. Найти правильный момент затяжки и ее очередность можно в инструкции к авто или соответствующих источниках по конкретной модели. После установки новой детали не рекомендуется сразу использовать мощность мотора «на полную». Дайте прокладке «занять» свое место. Чтобы этот процесс шел быстрее, смажьте ее перед монтажом графитовой смазкой: она не выдавливается, а в процессе эксплуатации просто превращается в золу.
И еще одна причина, ставшая в наше время довольно частой – некачественный материал изготовления прокладки. Покупайте деталь в проверенных магазинах и у рекомендованных производителей. Однако прежде чем бежать в торговую точку, стоит как можно точнее убедиться в том, что именно прокладка ГБЦ доставляет вам неприятности. Для этого существует несколько проверенных методов.
Способ позволяет определить присутствие газов в охлаждающей жидкости. Для этого откройте крышку расширительного бачка и наденьте на его горловину презерватив либо шарик. Пустите движок и дайте ему поработать пару минут на 3-4 тыс. об/мин.
Если прокладка пробита, прогорела, «индикатор», в зависимости от серьезности повреждения, будет быстро или медленно надуваться.
В грузовиках или тяжелых кроссоверах расширительный бачок зачастую снабжают сапуном. Это специальная трубочка, благодаря которой давление в закрытом резервуаре и атмосфере выравнивается. Заведите мотор и конец трубки опустите в бутыль с водой. Появившиеся пузырьки воздуха подтвердят ваши догадки о необходимости замены прокладки.
У профессионалов есть и свои способы проверки целостности прокладки. Однако большинство из них подразумевает использование специальных индикаторов, оборудования, стоящих немалых денег.
Конечно можно, вопрос только в том, как долго и к чему это приведет. А последствия могут быть самые серьезные, вплоть до капитального ремонта двигатели или покупки новой ГБЦ. Сравнительно «копеечная» испорченная прокладка «поможет» выйти из строя более дорогим узлам и агрегатам. Поэтому важно не только вовремя заменить эту деталь, но и выяснить причину ее прогара, пробоя.
О прокладке ГБЦ
Она выполнена в виде плотной пластины, предназначение которой заключается в недопущении смешивании моторного масла и (или) газов с охлаждающей жидкостью. Прокладке приходится работать в тяжелых условиях: если температура ГБЦ редко переваливает за 100°, то в камере сгорания данное значение достигает 2500°.
Прокладка ГБЦ 21116 (Granta). Средняя цена: 554 руб. Фото: ЯндексМаркет
Поэтому производители особое внимание уделяют материалу изготовления детали:
✅ сталь плюс медь – наиболее долговечный вариант для мощных автомобилей: однако тонкий металл легко деформируется, и неправильная затяжка может сделать уплотнение негерметичным
✅ паронит с окантовками краев из стали обладает высокой жаростойкостью, но чувствителен к перегреву и чрезмерной вибрации
✅ композит представляет собой смесь полимеров с другими элементами, плюс, материал армирован металлической сеткой, что придает повышенную стойкость к высокой температуре
Однако вне зависимости от материала изготовления любая прокладка имеет определенный ресурс. Со временем она теряет свои качества, и герметизация нарушается. Как это увидеть?
Внешние симптомы
Один из первых признаков пробоя прокладки банален: антифриз постоянно приходится подливать, при этом следов его утечки обнаружить не удается. Далее идет логичное продолжение – быстрый перегрев двигателя без явных на то причин. Это связано с тем, что горячие газы проникают в систему охлаждения и она не выполняет свою главную функцию.
Следы антифриза на поршне (головка снята). Фото: YouTube.com
«Пробой» – серьезное повреждение прокладки, легко определяемое визуально. «Прогар» заметить сложнее, но именно из-за него возникает большинство проблем, которые описываются в этой статье.
Следующий признак, определяемый визуально – белый дым из выхлопной трубы даже при плюсовой температуре на улице и хорошо прогретом двигателе. Это говорит о том, что антифриз попадает в цилиндры.
Белый дым из глушителя – антифриз в цилиндрах. Фото: YouTube.com
Но есть множество и иных симптомов (явных и не очень), косвенно или определенно указывающих на необходимость замены прокладки ГБЦ.
Отопитель не греет салон
При попадании газов в каналы системы охлаждения происходит ее «завоздушивание», приводящее к неэффективной работе «печки». Впрочем, это может случаться и по иным причинам.
Дым из расширительного бачка – тоже признак пробоя прокладки. Фото: YouTube.com
Например, из-за плохой работы (поломки) термостата или заклинивания крана отопителя, его привода. Как правило, органами управления являются металлические тросики в оплетке, имеющие «привычку» терять со временем свою подвижность.
Проникновение масла в охлаждающую жидкость
Определить это можно по пятнам смазки, которые будут хорошо видны в расширительном бачке. Откройте его крышку и взгляните на внутреннюю ее часть. Рыжеватая эмульсия сметанообразной консистенции указывает на перемешивание антифриза и масла. Вытащите щуп из двигателя: если там такая же непонятная жидкость, да еще и выше максимального уровня, значит, пора демонтировать ГБЦ, чтобы заменить ее прокладку.
Так выглядит эмульсия: смесь масла и антифриза. Фото: YouTube.com
Однако в таких случаях только этой процедурой не обойтись. Чтобы удалить следы эмульсии из системы охлаждения, ее придется промывать; разумеется, с заменой антифриза. То же самое придется проделать с маслом, поддоном картера ДВС.
Иные косвенные признаки пробоя прокладки
Это может быть, например, плохой пуск двигателя: при этом, если вывернуть свечи, то они окажутся мокрыми. Но не из-за масла, а «благодаря» антифризу.
Свечам тоже достается: они становятся влажными. Фото: YouTube.com
В этом случае белый дым из глушителя «обязателен». Еще одна причина – «одеревенение» патрубков из-за попадания в них выхлопных газов. Шланги невозможно сжать рукой. Однако отвердеть они могут и из-за банального окончания ресурса.
Еще один признак – появление конденсата на наружной поверхности двигателя. Это может происходить по двум причинам: разрыве прокладки головки или при появлении трещин в блоке цилиндров. В таких случаях рекомендуется провести компьютерную диагностику: не исключено, что движок может «потеть» и по иным причинам.
Почему разрушается прокладка
Ее пробой чаще всего происходит из-за перегрева двигателя. К этому приводит, например, буксование в грязи, снегу, езда перегруженной машины, переполненной пассажирами, да еще и с прицепом. Забитый радиатор и постоянное нахождение в пробках, особенно летом; все постепенно приводит к разрушению прокладки. И это в лучшем случае! В худшем головку может «повести» – происходит ее деформация и даже при установке новой прокладки достичь герметичности не удастся. Такая беда характерна для алюминиевых ГБЦ – чугунные подобные проблемы не испытывают: они скорее треснут, чем покривятся.
Станок для выравнивания плоскости головки. Фото: YouTube.com
Вторая причина свойственна непрофессиональным ремонтникам. Имеется в виду неверный и неправильный по очередности момент затяжки ГБЦ. Если метизы закрутить сильно, прокладка разрушится, а если слабо, деталь не будет выполнять свою функцию. Найти правильный момент затяжки и ее очередность можно в инструкции к авто или соответствующих источниках по конкретной модели. После установки новой детали не рекомендуется сразу использовать мощность мотора «на полную». Дайте прокладке «занять» свое место. Чтобы этот процесс шел быстрее, смажьте ее перед монтажом графитовой смазкой: она не выдавливается, а в процессе эксплуатации просто превращается в золу.
Графитная смазка 800 г. Средняя цена: 252 руб. Фото: ЯндексМаркет
И еще одна причина, ставшая в наше время довольно частой – некачественный материал изготовления прокладки. Покупайте деталь в проверенных магазинах и у рекомендованных производителей. Однако прежде чем бежать в торговую точку, стоит как можно точнее убедиться в том, что именно прокладка ГБЦ доставляет вам неприятности. Для этого существует несколько проверенных методов.
С помощью воздушного шарика или презерватива
Способ позволяет определить присутствие газов в охлаждающей жидкости. Для этого откройте крышку расширительного бачка и наденьте на его горловину презерватив либо шарик. Пустите движок и дайте ему поработать пару минут на 3-4 тыс. об/мин.
Очевидно: выхлопные газы проникают в антифриз. Фото: YouTube.com
Если прокладка пробита, прогорела, «индикатор», в зависимости от серьезности повреждения, будет быстро или медленно надуваться.
Бутылкой с водой
В грузовиках или тяжелых кроссоверах расширительный бачок зачастую снабжают сапуном. Это специальная трубочка, благодаря которой давление в закрытом резервуаре и атмосфере выравнивается. Заведите мотор и конец трубки опустите в бутыль с водой. Появившиеся пузырьки воздуха подтвердят ваши догадки о необходимости замены прокладки.
Наиболее частое место пробоя – между цилиндрами. Фото: YouTube.com
У профессионалов есть и свои способы проверки целостности прокладки. Однако большинство из них подразумевает использование специальных индикаторов, оборудования, стоящих немалых денег.
Можно ли ездить с пробитой прокладкой
Конечно можно, вопрос только в том, как долго и к чему это приведет. А последствия могут быть самые серьезные, вплоть до капитального ремонта двигатели или покупки новой ГБЦ. Сравнительно «копеечная» испорченная прокладка «поможет» выйти из строя более дорогим узлам и агрегатам. Поэтому важно не только вовремя заменить эту деталь, но и выяснить причину ее прогара, пробоя.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник
Самолет с поршневыми двигателями, установивший рекорд высоты в последнем своем полете, стал никому не нужен всего через 29 исследовательских рейсов....
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
Белорусские инженеры разработали универсальный газовый двигатель
Новый мотор подойдет для тракторов, грузовиков, автобусов и комбайнов. Его экономичность уже доказана....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
КАМАЗ-54902 теперь серийный – надежная альтернатива «китайцам»
Российские грузовики выпускаются сейчас на нескольких заводах. Из массовых гигантов мы потеряли только ЗиЛ, остальные же бренды, вроде ГАЗ и КАМАЗ, до сих пор...
Полет на Ан-2 в мороз – для тех, кто скучает по советской авиации
«Кукурузник» – это небольшой самолет, который под этим названием был известен в свое время почти каждому советскому гражданину. Но далеко не все в курсе, что...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....