.d-md-none .d-lg-block bibimot

Главный автомобиль начала XX века — Ford Model T

Главный автомобиль начала XX века — Ford Model T
Генри Форд был выдающимся конструктором автомобилей. Ему удалось сделать выпуск машин по-настоящему массовым. Его «магнум опусом» стала модель T. За почти двадцать лет производства было собрано больше 15 миллионов экземпляров.


Машина не была идеальной и имела свои недостатки. Зато у модели T было множество других преимуществ. В итоге история расставила всех по местам. Даже самые дорогие машины тех времен сейчас известны только увлеченным фанатам ретро и коллекционерам, а выпуск Ford T отмечается в школьных учебниках истории.

Философия новой машины


История модели T начинается в 1906 году. Тогда Форд «загорается» идеей сделать автомобиль доступным для всех. Его компания на тот момент выпускала десяток машин разного класса: от сравнительно дешевых до «премиальных». Они маркировались литерами от A до S. Генри Форд планировал сделать модель, которая изначально будет минимум на треть дешевле средней стоимости машины в то время — 1400 долларов.

Главный автомобиль начала XX века — Ford Model T
Массовость производства — ключ к успеху. Фото: YouTube.com

Главной проблемой автомобилей тогда была недоступность качественных легких сплавов. Корпуса делали преимущественно из стали, слишком тяжелая конструкция нагружала подвеску. В итоге та часто выходила из строя. Схему, лишенную этих недостатков, Форд подсмотрел на гоночных соревнованиях. Рамы автомобилей-участников выполняли из ванадиевого сплава. Металлургов, способных воссоздать подобное решение, Форд смог найти только в Европе.

В 1906 на заводе Ford создается «закрытая зона», куда имели доступ только основатель компании и несколько ведущих сотрудников. Там они занимаются работой над моделью T. Спустя год появляются первые прототипы, а в сентябре 1908 авто выходит на рынок.

Характеристики машины


Ford T ошибочно считается максимально примитивным в угоду массовости. На самом деле все машины того периода времени брали курс на упрощение по сравнению со слишком перегруженными механизмами авто предыдущего десятилетия. В модели T нашлось место и для инновационных решений.

В первую очередь это новая двухступенчатая КПП планетарного типа. Она отличалась заметно увеличенным ресурсом прочности в сравнении с аналогами тех времен. Плюс гораздо проще было продумано переключение передачи — для этого служила педаль сцепления, у нее было три положения:

✅ Первая передача — нажатая педаль
✅ Вторая — отпущенная
✅ Импровизированная «нейтраль» — среднее положение, его нужно было «нащупать». В этом режиме коробка передач размыкалась с задним мостом

Задний ход включался отдельной педалью. Третья выполняла функцию тормоза. Рычаг акселератора располагался на руле. Схема управления отличалась от большинства машин того времени. Настолько, что в ряде штатов для того, чтобы рулить моделью T, требовались водительские права отдельной категории.


Так выглядит мотор. Фото: YouTube.com

Под капотом машины стоял двадцатисильный мотор объемом 2,9 литра. Он комплектовался простым карбюратором. Максимальная скорость Ford T равна примерно 70 км/ч. Блок цилиндров — цельная отливка из чугуна, клапаны располагались снизу. Все узлы смазывались с помощью разбрызгивания масла — это главный источник слухов об «архаичности» модели.

Но были у модели и настоящие недостатки. В первую очередь, отсутствие топливного насоса, мотор «питался» самотеком. При езде в гору двигатель мог заглохнуть. Американские водители решали эту проблему оригинальным способом: «сложные» подъемы преодолевали задним ходом. Тормозная система тоже была далека от совершенства. Плюс фары питались от магнето и слишком тускло светили при низких оборотах мотора.


Ford T хорошо показывал себя на ухабистых сельских дорогах. Фото: YouTube.com

Обсуждая эту машину, нельзя не упомянуть ее основную характеристику, выделяющую на фоне прочих — цену. Уже на старте продаж модель T стоила 800 с небольшим долларов. В это же время ценник других «бюджетных» авто начинался от 1100. Это качество было во многом определяющим для покупателей. Машина получила прозвище «жестянка Лиззи». Причем здесь нет пренебрежительного отношения. Лиззи — это популярная в Штатах кличка лошадей. Теперь многочисленный средний класс мог купить машину вместо коня.

Конвейерный метод


Совокупность ходовых качеств и цены сделали Ford T настоящим хитом. Уже за 1909 год компания продала больше 12 тысяч машин, а за следующий — почти 20. Ford приближался к званию монополиста авторынка. Себестоимость машин продолжала падать. Генри Форд очень внимательно относился ко всем аспектам. Например, известно, что металлические детали поставляли на завод в ящиках утвержденных габаритов. Упаковку разбирали и на месте использовали в качестве деревянных элементов кузова. Подобный прагматизм сопровождал все этапы сборки.


«Машина может быть любого цвета, если она черная» — это высказывание приписывают Форду. Фото: YouTube.com

Говорят, идею конвейерной сборки Генри Форд посмотрел на скотобойне. Там подвешенная туша животного перемещалась с помощью цепной передачи, а каждый мясник выполнял свою часть работы по разделке, не сходя с места. Сборка машин показалась конструктору похожим процессом, но в обратном порядке. Только нужно не отсекать мясные куски, а прикручивать детали к каркасу автомобиля.

В начале 1914 Генри Форд первым внедряет конвейер для сборки. Производительность труда выросла во много раз: теперь вся работа над машиной занимала полтора часа. На владельца компании обрушилась критика прессы. Мол, он эксплуатирует людей, заставляя целыми днями выполнять одни и те же движения по кругу. В ответ Генри Форд устанавливает невиданную по тем временам зарплату: 5 долларов за восьмичасовую смену. В те годы это были очень серьезные деньги, как только новость попала в газеты, у завода Ford выстроилась огромная толпа людей, желающих поскорее встать к конвейеру.


Кадр из первого видео с «тест-драйвом» машины. Фото: YouTube.com

Нападки прессы не прекратились, но теперь на Форда повесили сомнительный в США начала XX века ярлык «социалиста». В то же время машины продолжали продаваться огромным тиражом. Любопытный факт:

Генри Форд ни цента не потратил на рекламу модели T.


Он справедливо считал, что эффект «сарафанного радио» все сделает за него. Плюс максимальная автоматизация труда позволила снизить стоимость «жестяной Лиззи» до 350 долларов.

Прекращение выпуска


Машина выпускалась с 1908 по 1927 год. Успех был ошеломляющим, на волне популярности открылись сборочные заводы в разных странах Европы. Впоследствии на этих площадках в авто вносились изменения, породив поколение «еврофордов». Далее машины будут развиваться по собственному, непохожему на американский, пути.

Глава компании был слишком уверен в идеальности и незаменимости своего детища. За все время выпуска у машины менялась только форма кузова: условно можно выделить пять поколений. Плюс все производственные мощности были брошены на одну модель. Если покупатель хотел машину классом повыше, он уходил к конкурентам. Технически другие компании стали догонять, а где-то и оказываться впереди Ford.

В итоге в 1927 году конвейеры были остановлены, а большинство работников отправлены в бессрочный отпуск. Команде инженеров под контролем Генри Форда понадобилось около года, чтобы подготовить замену Ford T. Следующая машина знаменовала новую эпоху в истории компании, поэтому получила литеру A — как и прежний автомобиль, начавший серию в 1903 году.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А что вы думаете о модели T?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Duesenberg Model J: роскошный «гиперкар» ревущих двадцатыхГенри Форд – «отец» автомобильного конвейера?