Главный автомобиль начала XX века — Ford Model T
Генри Форд был выдающимся конструктором автомобилей. Ему удалось сделать выпуск машин по-настоящему массовым. Его «магнум опусом» стала модель T. За почти двадцать лет производства было собрано больше 15 миллионов экземпляров.
Машина не была идеальной и имела свои недостатки. Зато у модели T было множество других преимуществ. В итоге история расставила всех по местам. Даже самые дорогие машины тех времен сейчас известны только увлеченным фанатам ретро и коллекционерам, а выпуск Ford T отмечается в школьных учебниках истории.
История модели T начинается в 1906 году. Тогда Форд «загорается» идеей сделать автомобиль доступным для всех. Его компания на тот момент выпускала десяток машин разного класса: от сравнительно дешевых до «премиальных». Они маркировались литерами от A до S. Генри Форд планировал сделать модель, которая изначально будет минимум на треть дешевле средней стоимости машины в то время — 1400 долларов.
Массовость производства — ключ к успеху. Фото: YouTube.com
Главной проблемой автомобилей тогда была недоступность качественных легких сплавов. Корпуса делали преимущественно из стали, слишком тяжелая конструкция нагружала подвеску. В итоге та часто выходила из строя. Схему, лишенную этих недостатков, Форд подсмотрел на гоночных соревнованиях. Рамы автомобилей-участников выполняли из ванадиевого сплава. Металлургов, способных воссоздать подобное решение, Форд смог найти только в Европе.
В 1906 на заводе Ford создается «закрытая зона», куда имели доступ только основатель компании и несколько ведущих сотрудников. Там они занимаются работой над моделью T. Спустя год появляются первые прототипы, а в сентябре 1908 авто выходит на рынок.
Ford T ошибочно считается максимально примитивным в угоду массовости. На самом деле все машины того периода времени брали курс на упрощение по сравнению со слишком перегруженными механизмами авто предыдущего десятилетия. В модели T нашлось место и для инновационных решений.
В первую очередь это новая двухступенчатая КПП планетарного типа. Она отличалась заметно увеличенным ресурсом прочности в сравнении с аналогами тех времен. Плюс гораздо проще было продумано переключение передачи — для этого служила педаль сцепления, у нее было три положения:
✅ Первая передача — нажатая педаль
✅ Вторая — отпущенная
✅ Импровизированная «нейтраль» — среднее положение, его нужно было «нащупать». В этом режиме коробка передач размыкалась с задним мостом
Задний ход включался отдельной педалью. Третья выполняла функцию тормоза. Рычаг акселератора располагался на руле. Схема управления отличалась от большинства машин того времени. Настолько, что в ряде штатов для того, чтобы рулить моделью T, требовались водительские права отдельной категории.
Так выглядит мотор. Фото: YouTube.com
Под капотом машины стоял двадцатисильный мотор объемом 2,9 литра. Он комплектовался простым карбюратором. Максимальная скорость Ford T равна примерно 70 км/ч. Блок цилиндров — цельная отливка из чугуна, клапаны располагались снизу. Все узлы смазывались с помощью разбрызгивания масла — это главный источник слухов об «архаичности» модели.
Но были у модели и настоящие недостатки. В первую очередь, отсутствие топливного насоса, мотор «питался» самотеком. При езде в гору двигатель мог заглохнуть. Американские водители решали эту проблему оригинальным способом: «сложные» подъемы преодолевали задним ходом. Тормозная система тоже была далека от совершенства. Плюс фары питались от магнето и слишком тускло светили при низких оборотах мотора.
Ford T хорошо показывал себя на ухабистых сельских дорогах. Фото: YouTube.com
Обсуждая эту машину, нельзя не упомянуть ее основную характеристику, выделяющую на фоне прочих — цену. Уже на старте продаж модель T стоила 800 с небольшим долларов. В это же время ценник других «бюджетных» авто начинался от 1100. Это качество было во многом определяющим для покупателей. Машина получила прозвище «жестянка Лиззи». Причем здесь нет пренебрежительного отношения. Лиззи — это популярная в Штатах кличка лошадей. Теперь многочисленный средний класс мог купить машину вместо коня.
Совокупность ходовых качеств и цены сделали Ford T настоящим хитом. Уже за 1909 год компания продала больше 12 тысяч машин, а за следующий — почти 20. Ford приближался к званию монополиста авторынка. Себестоимость машин продолжала падать. Генри Форд очень внимательно относился ко всем аспектам. Например, известно, что металлические детали поставляли на завод в ящиках утвержденных габаритов. Упаковку разбирали и на месте использовали в качестве деревянных элементов кузова. Подобный прагматизм сопровождал все этапы сборки.
«Машина может быть любого цвета, если она черная» — это высказывание приписывают Форду. Фото: YouTube.com
Говорят, идею конвейерной сборки Генри Форд посмотрел на скотобойне. Там подвешенная туша животного перемещалась с помощью цепной передачи, а каждый мясник выполнял свою часть работы по разделке, не сходя с места. Сборка машин показалась конструктору похожим процессом, но в обратном порядке. Только нужно не отсекать мясные куски, а прикручивать детали к каркасу автомобиля.
В начале 1914 Генри Форд первым внедряет конвейер для сборки. Производительность труда выросла во много раз: теперь вся работа над машиной занимала полтора часа. На владельца компании обрушилась критика прессы. Мол, он эксплуатирует людей, заставляя целыми днями выполнять одни и те же движения по кругу. В ответ Генри Форд устанавливает невиданную по тем временам зарплату: 5 долларов за восьмичасовую смену. В те годы это были очень серьезные деньги, как только новость попала в газеты, у завода Ford выстроилась огромная толпа людей, желающих поскорее встать к конвейеру.
Кадр из первого видео с «тест-драйвом» машины. Фото: YouTube.com
Нападки прессы не прекратились, но теперь на Форда повесили сомнительный в США начала XX века ярлык «социалиста». В то же время машины продолжали продаваться огромным тиражом. Любопытный факт:
Он справедливо считал, что эффект «сарафанного радио» все сделает за него. Плюс максимальная автоматизация труда позволила снизить стоимость «жестяной Лиззи» до 350 долларов.
Машина выпускалась с 1908 по 1927 год. Успех был ошеломляющим, на волне популярности открылись сборочные заводы в разных странах Европы. Впоследствии на этих площадках в авто вносились изменения, породив поколение «еврофордов». Далее машины будут развиваться по собственному, непохожему на американский, пути.
Глава компании был слишком уверен в идеальности и незаменимости своего детища. За все время выпуска у машины менялась только форма кузова: условно можно выделить пять поколений. Плюс все производственные мощности были брошены на одну модель. Если покупатель хотел машину классом повыше, он уходил к конкурентам. Технически другие компании стали догонять, а где-то и оказываться впереди Ford.
В итоге в 1927 году конвейеры были остановлены, а большинство работников отправлены в бессрочный отпуск. Команде инженеров под контролем Генри Форда понадобилось около года, чтобы подготовить замену Ford T. Следующая машина знаменовала новую эпоху в истории компании, поэтому получила литеру A — как и прежний автомобиль, начавший серию в 1903 году.
Машина не была идеальной и имела свои недостатки. Зато у модели T было множество других преимуществ. В итоге история расставила всех по местам. Даже самые дорогие машины тех времен сейчас известны только увлеченным фанатам ретро и коллекционерам, а выпуск Ford T отмечается в школьных учебниках истории.
Философия новой машины
История модели T начинается в 1906 году. Тогда Форд «загорается» идеей сделать автомобиль доступным для всех. Его компания на тот момент выпускала десяток машин разного класса: от сравнительно дешевых до «премиальных». Они маркировались литерами от A до S. Генри Форд планировал сделать модель, которая изначально будет минимум на треть дешевле средней стоимости машины в то время — 1400 долларов.
Массовость производства — ключ к успеху. Фото: YouTube.com
Главной проблемой автомобилей тогда была недоступность качественных легких сплавов. Корпуса делали преимущественно из стали, слишком тяжелая конструкция нагружала подвеску. В итоге та часто выходила из строя. Схему, лишенную этих недостатков, Форд подсмотрел на гоночных соревнованиях. Рамы автомобилей-участников выполняли из ванадиевого сплава. Металлургов, способных воссоздать подобное решение, Форд смог найти только в Европе.
В 1906 на заводе Ford создается «закрытая зона», куда имели доступ только основатель компании и несколько ведущих сотрудников. Там они занимаются работой над моделью T. Спустя год появляются первые прототипы, а в сентябре 1908 авто выходит на рынок.
Характеристики машины
Ford T ошибочно считается максимально примитивным в угоду массовости. На самом деле все машины того периода времени брали курс на упрощение по сравнению со слишком перегруженными механизмами авто предыдущего десятилетия. В модели T нашлось место и для инновационных решений.
В первую очередь это новая двухступенчатая КПП планетарного типа. Она отличалась заметно увеличенным ресурсом прочности в сравнении с аналогами тех времен. Плюс гораздо проще было продумано переключение передачи — для этого служила педаль сцепления, у нее было три положения:
✅ Первая передача — нажатая педаль
✅ Вторая — отпущенная
✅ Импровизированная «нейтраль» — среднее положение, его нужно было «нащупать». В этом режиме коробка передач размыкалась с задним мостом
Задний ход включался отдельной педалью. Третья выполняла функцию тормоза. Рычаг акселератора располагался на руле. Схема управления отличалась от большинства машин того времени. Настолько, что в ряде штатов для того, чтобы рулить моделью T, требовались водительские права отдельной категории.
Так выглядит мотор. Фото: YouTube.com
Под капотом машины стоял двадцатисильный мотор объемом 2,9 литра. Он комплектовался простым карбюратором. Максимальная скорость Ford T равна примерно 70 км/ч. Блок цилиндров — цельная отливка из чугуна, клапаны располагались снизу. Все узлы смазывались с помощью разбрызгивания масла — это главный источник слухов об «архаичности» модели.
Но были у модели и настоящие недостатки. В первую очередь, отсутствие топливного насоса, мотор «питался» самотеком. При езде в гору двигатель мог заглохнуть. Американские водители решали эту проблему оригинальным способом: «сложные» подъемы преодолевали задним ходом. Тормозная система тоже была далека от совершенства. Плюс фары питались от магнето и слишком тускло светили при низких оборотах мотора.
Ford T хорошо показывал себя на ухабистых сельских дорогах. Фото: YouTube.com
Обсуждая эту машину, нельзя не упомянуть ее основную характеристику, выделяющую на фоне прочих — цену. Уже на старте продаж модель T стоила 800 с небольшим долларов. В это же время ценник других «бюджетных» авто начинался от 1100. Это качество было во многом определяющим для покупателей. Машина получила прозвище «жестянка Лиззи». Причем здесь нет пренебрежительного отношения. Лиззи — это популярная в Штатах кличка лошадей. Теперь многочисленный средний класс мог купить машину вместо коня.
Конвейерный метод
Совокупность ходовых качеств и цены сделали Ford T настоящим хитом. Уже за 1909 год компания продала больше 12 тысяч машин, а за следующий — почти 20. Ford приближался к званию монополиста авторынка. Себестоимость машин продолжала падать. Генри Форд очень внимательно относился ко всем аспектам. Например, известно, что металлические детали поставляли на завод в ящиках утвержденных габаритов. Упаковку разбирали и на месте использовали в качестве деревянных элементов кузова. Подобный прагматизм сопровождал все этапы сборки.
«Машина может быть любого цвета, если она черная» — это высказывание приписывают Форду. Фото: YouTube.com
Говорят, идею конвейерной сборки Генри Форд посмотрел на скотобойне. Там подвешенная туша животного перемещалась с помощью цепной передачи, а каждый мясник выполнял свою часть работы по разделке, не сходя с места. Сборка машин показалась конструктору похожим процессом, но в обратном порядке. Только нужно не отсекать мясные куски, а прикручивать детали к каркасу автомобиля.
В начале 1914 Генри Форд первым внедряет конвейер для сборки. Производительность труда выросла во много раз: теперь вся работа над машиной занимала полтора часа. На владельца компании обрушилась критика прессы. Мол, он эксплуатирует людей, заставляя целыми днями выполнять одни и те же движения по кругу. В ответ Генри Форд устанавливает невиданную по тем временам зарплату: 5 долларов за восьмичасовую смену. В те годы это были очень серьезные деньги, как только новость попала в газеты, у завода Ford выстроилась огромная толпа людей, желающих поскорее встать к конвейеру.
Кадр из первого видео с «тест-драйвом» машины. Фото: YouTube.com
Нападки прессы не прекратились, но теперь на Форда повесили сомнительный в США начала XX века ярлык «социалиста». В то же время машины продолжали продаваться огромным тиражом. Любопытный факт:
Генри Форд ни цента не потратил на рекламу модели T.
Он справедливо считал, что эффект «сарафанного радио» все сделает за него. Плюс максимальная автоматизация труда позволила снизить стоимость «жестяной Лиззи» до 350 долларов.
Прекращение выпуска
Машина выпускалась с 1908 по 1927 год. Успех был ошеломляющим, на волне популярности открылись сборочные заводы в разных странах Европы. Впоследствии на этих площадках в авто вносились изменения, породив поколение «еврофордов». Далее машины будут развиваться по собственному, непохожему на американский, пути.
Глава компании был слишком уверен в идеальности и незаменимости своего детища. За все время выпуска у машины менялась только форма кузова: условно можно выделить пять поколений. Плюс все производственные мощности были брошены на одну модель. Если покупатель хотел машину классом повыше, он уходил к конкурентам. Технически другие компании стали догонять, а где-то и оказываться впереди Ford.
В итоге в 1927 году конвейеры были остановлены, а большинство работников отправлены в бессрочный отпуск. Команде инженеров под контролем Генри Форда понадобилось около года, чтобы подготовить замену Ford T. Следующая машина знаменовала новую эпоху в истории компании, поэтому получила литеру A — как и прежний автомобиль, начавший серию в 1903 году.
- mkslzrd
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...