Як-40 – один из лучших самолетов для коротких перелетов
Пилоты часто относились пренебрежительно к этому самолету. Он имел ряд презрительных прозвищ, вроде «Окурка». А ведь эта летательная машина уникальна в своем роде. Як-40, а разговор именно о нем, это реактивный воздушный лайнер, предназначенный для местных авиалиний.
Впрочем, понять пилотов можно. Они стремились в полноценную авиацию, раз уж не удалось попасть в военную. А им такой суррогат подсовывают, пускай и реактивный! Но местные авиалинии тоже кто-то должен обслуживать. Да и опыта не мешало бы набраться, прежде чем рисковать трансконтинентальными авиалайнерами.
Як-40 подходил в качестве «учебной парты» для новичков. Сверхнадежный самолет, способный взлетать при отказе одного двигателя. Мало того – горизонтальный полет он может продолжать даже на единственном функционирующем моторе.
Летательный аппарат (ЛА) не особо нуждается в современной взлетно-посадочной полосе. Если возникнет необходимость, он приземлится на грунт или траву, конечно, при условии относительной ровности площадки.
Як-40 до сих пор эксплуатируется в России и не собирается на покой, хотя их осталось немного, буквально единичные экземпляры. Но сейчас идёт процесс модернизации и возврата ЛА, находящихся на консервации, местным авиалиниям. Именно об этом самолете наша сегодняшняя статья.
Советский Союз старательно развивал местные авиаперевозки. Особенно заметен прогресс после окончания Великой Отечественной войны. Страна не только возрождала экономику, но и старалась упростить жизнь своим гражданам.
Уже в 50-х годах полеты стали доступны всем. Местные авиалинии связали самые отдаленные республики между собой. Вот только самолеты были в основном поршневыми.
Почти весь парк летательных аппаратов местных авиалиний состоял из:
✅ Ли-2
✅ Ил-12
✅ Ил-14
Первая модель в списке вообще эксплуатировалась с 1940 года. Было решено заменить устаревшие поршневые самолеты, не соответствующие статусу страны, на реактивные.
Сделать новую модель доверили КБ Яковлева в 1965 году. Что примечательно – там до этого никто не занимался пассажирскими и вообще гражданскими моделями. Работали исключительно на военную сферу. Скорее всего, именно по этой причине Як-40 появился в рекордно короткие сроки. Прототип поднялся в небо в 1966 году.
Самолет предназначался для полетов до 500 км максимум. Хотя к тому времени большинство аэродромов были бетонированные, создатели Як-40 предусмотрели эксплуатацию своего детища на грунтовых покрытиях.
КБ Яковлева отличалось серьезным подходом к созданию своих летательных аппаратов. Поэтому даже опытные Як-40 построили в шести экземплярах. Они испытывались в разных условиях и дорабатывались.
Як-40 1-ой серии получили ряд усовершенствований. Воздухозаборник находился на гребне. Салон на 24 пассажира.
Самолеты 2-ой серии получили реверсивно-тормозное устройство. В салоне появилось несколько дополнительных мест – до 27.
Як-40 3-ей серии внешне отличаются укороченными мотогондолами первого и третьего силовых агрегатов. Внутри уже помещалось 32 человека.
Як-40 «Салон» – это премиальная версия популярного советского самолета. КБ Яковлева выпускало ЛА даже такого класса. В первом случае салон разделен на два пассажирских отсека – на 6 и 5 человек. Во втором классе ЛА рассчитан на 16 человек. В первом пассажиры имели гардероб, санузел и даже полноценную кухню.
Редкие модификации:
✅ Як-40Д. Специальный летательный аппарат для длительных маршрутов
✅ Як-40 «Аква». Адаптирован для ученых
✅ Як-40ДТС. Военная модификация, предназначенная для транспортировки грузов. Могла оперативно переоборудоваться в пункт для эвакуации
✅ Разновидности летающих лабораторий
В общем, самолет получился универсальным. В случае нужды, любая модификация пассажирского ЛА могла быть переоборудована для военного использования.
Экипаж традиционно размещен спереди самолета. В кабине два места оборудованы полным набором для управления. Если нужно, контроль перехватит второй человек. Есть система автопилота, которую можно было задействовать в длительных полетах или аварийных ситуациях.
Между кабиной и салоном есть специальный отсек для дополнительных членов экипажа. Скорее всего, это реверанс в сторону военных. Если нужно, самолет могли переоборудовать в транспортник или даже бомбардировщик.
Пассажирский салон в середине. Комфортным его назвать сложно, но не нужно забывать, что ЛА предназначен в основном для коротких перелетов. Зато есть вентиляция и отопительная система – внутри тепло. Имеются верхние багажные полки. Для крупногабаритных вещей предусмотрено специальное отделение в кормовой части.
Як-40 имеет три турбореактивных мотора. Они аналогичны – это АИ-25. Силовые агрегаты обеспечивают взлетную тягу 4,5 тонны, то есть, по 1,5 т. каждый. Моторы установлены в задней части. Пара в гондолах, третий в хвосте.
Есть дополнительный силовой агрегат АИ-9. Он используется для подачи воздуха при запуске двигателей. Этот же мотор служит для обогрева салона.
Трехопорное шасси имеет систему мягкой амортизации. Именно это позволяет Як-40 совершать посадки даже на аэродромы с грунтовым покрытием. Три двигателя выдают крейсерскую скорость в 510 км/ч.
Свой дебютный полет Як-40 совершил в 1966 году. Через пару лет самолеты этой модели уже активно эксплуатировались на местных авиалиниях. Чтобы понимать масштабы, достаточно упомянуть, что в 1980 году существовало более 660 регулярных маршрутов, на которых использовали данный самолет.
О том, насколько надежен был летательный аппарат, можно судить по тому, что именно эту модель эксплуатировали на регулярных рейсах в Таджикистан. А ведь там приходилось лететь через горы, вперемешку с долинами. Опытные пилоты знают, насколько это сложно.
Як-40 пользовался спросом и за рубежом. Самолеты поставляли в 18 разных государств, в том числе и капиталистические страны. Только за 10 лет, с 1970 по 1980 годы, продали на экспорт более 100 штук Як-40. Поставляли летательные аппараты этой модели даже на Кубу.
Прекратили выпускать Як-40 в 1981 году. От модели отказались из-за того, что Аэрофлот в них больше не нуждался. А за рубеж их как-то активно продавать не хотели.
После развала Советского Союза частные компании из США обращались на Саратовский завод с просьбой продать несколько сотен новых Як-40. Сделка предполагалась грандиозная, причем за доллары. К сожалению, предприятие находилось в глубоком финансовом кризисе. Да и Як-40 уже больше 10 лет не выпускался. Поэтому пришлось отказаться от выгодного заказа.
Позднее с руководством авиационного завода связывались австрийские и канадские компании. Им нужны были хотя бы «голые» планеры Як-40, а двигатели и авионику предполагалось ставить от известных западных фирм. Но и тут контракты сорвались. Кстати, Саратовский завод обанкротился в 2012 году.
Но даже сейчас Як-40 продолжает использоваться, правда, пройдя через глобальную модернизацию. Старые самолеты, находящиеся на консервации, уже несколько лет переделывают. Этот процесс идет и сейчас – летательные аппараты получают новые, более экономичные силовые агрегаты. Скорее всего, Як-40 будут эксплуатировать еще не один десяток лет.
Впрочем, понять пилотов можно. Они стремились в полноценную авиацию, раз уж не удалось попасть в военную. А им такой суррогат подсовывают, пускай и реактивный! Но местные авиалинии тоже кто-то должен обслуживать. Да и опыта не мешало бы набраться, прежде чем рисковать трансконтинентальными авиалайнерами.
Як-40 подходил в качестве «учебной парты» для новичков. Сверхнадежный самолет, способный взлетать при отказе одного двигателя. Мало того – горизонтальный полет он может продолжать даже на единственном функционирующем моторе.
Заход на посадку носом вниз. Фото: Youtube.com
Летательный аппарат (ЛА) не особо нуждается в современной взлетно-посадочной полосе. Если возникнет необходимость, он приземлится на грунт или траву, конечно, при условии относительной ровности площадки.
Як-40 до сих пор эксплуатируется в России и не собирается на покой, хотя их осталось немного, буквально единичные экземпляры. Но сейчас идёт процесс модернизации и возврата ЛА, находящихся на консервации, местным авиалиниям. Именно об этом самолете наша сегодняшняя статья.
Краткая история
Советский Союз старательно развивал местные авиаперевозки. Особенно заметен прогресс после окончания Великой Отечественной войны. Страна не только возрождала экономику, но и старалась упростить жизнь своим гражданам.
Самолет Лисунов Ли-2Т. Фото: Youtube.com
Уже в 50-х годах полеты стали доступны всем. Местные авиалинии связали самые отдаленные республики между собой. Вот только самолеты были в основном поршневыми.
Почти весь парк летательных аппаратов местных авиалиний состоял из:
✅ Ли-2
✅ Ил-12
✅ Ил-14
Первая модель в списке вообще эксплуатировалась с 1940 года. Было решено заменить устаревшие поршневые самолеты, не соответствующие статусу страны, на реактивные.
Сделать новую модель доверили КБ Яковлева в 1965 году. Что примечательно – там до этого никто не занимался пассажирскими и вообще гражданскими моделями. Работали исключительно на военную сферу. Скорее всего, именно по этой причине Як-40 появился в рекордно короткие сроки. Прототип поднялся в небо в 1966 году.
Несмотря на годы, Як-40 до сих пор смотрится стильно. Фото: Youtube.com
Самолет предназначался для полетов до 500 км максимум. Хотя к тому времени большинство аэродромов были бетонированные, создатели Як-40 предусмотрели эксплуатацию своего детища на грунтовых покрытиях.
Модификации
КБ Яковлева отличалось серьезным подходом к созданию своих летательных аппаратов. Поэтому даже опытные Як-40 построили в шести экземплярах. Они испытывались в разных условиях и дорабатывались.
Як-40 1-ой серии получили ряд усовершенствований. Воздухозаборник находился на гребне. Салон на 24 пассажира.
Самолеты 2-ой серии получили реверсивно-тормозное устройство. В салоне появилось несколько дополнительных мест – до 27.
Як-40 3-ей серии внешне отличаются укороченными мотогондолами первого и третьего силовых агрегатов. Внутри уже помещалось 32 человека.
Этот Як-40 используют в качестве гостиницы. Фото: Youtube.com
Як-40 «Салон» – это премиальная версия популярного советского самолета. КБ Яковлева выпускало ЛА даже такого класса. В первом случае салон разделен на два пассажирских отсека – на 6 и 5 человек. Во втором классе ЛА рассчитан на 16 человек. В первом пассажиры имели гардероб, санузел и даже полноценную кухню.
Редкие модификации:
✅ Як-40Д. Специальный летательный аппарат для длительных маршрутов
✅ Як-40 «Аква». Адаптирован для ученых
✅ Як-40ДТС. Военная модификация, предназначенная для транспортировки грузов. Могла оперативно переоборудоваться в пункт для эвакуации
✅ Разновидности летающих лабораторий
В общем, самолет получился универсальным. В случае нужды, любая модификация пассажирского ЛА могла быть переоборудована для военного использования.
Кабина и салон
Экипаж традиционно размещен спереди самолета. В кабине два места оборудованы полным набором для управления. Если нужно, контроль перехватит второй человек. Есть система автопилота, которую можно было задействовать в длительных полетах или аварийных ситуациях.
В кабине царит аскетичность СССР. Фото: Youtube.com
Между кабиной и салоном есть специальный отсек для дополнительных членов экипажа. Скорее всего, это реверанс в сторону военных. Если нужно, самолет могли переоборудовать в транспортник или даже бомбардировщик.
Пассажирский салон в середине. Комфортным его назвать сложно, но не нужно забывать, что ЛА предназначен в основном для коротких перелетов. Зато есть вентиляция и отопительная система – внутри тепло. Имеются верхние багажные полки. Для крупногабаритных вещей предусмотрено специальное отделение в кормовой части.
Двигатели
Як-40 имеет три турбореактивных мотора. Они аналогичны – это АИ-25. Силовые агрегаты обеспечивают взлетную тягу 4,5 тонны, то есть, по 1,5 т. каждый. Моторы установлены в задней части. Пара в гондолах, третий в хвосте.
Пишите в комментариях, если знаете, к какой серии относится этот самолет на фото. Фото: Youtube.com
Есть дополнительный силовой агрегат АИ-9. Он используется для подачи воздуха при запуске двигателей. Этот же мотор служит для обогрева салона.
Трехопорное шасси имеет систему мягкой амортизации. Именно это позволяет Як-40 совершать посадки даже на аэродромы с грунтовым покрытием. Три двигателя выдают крейсерскую скорость в 510 км/ч.
Эксплуатация
Свой дебютный полет Як-40 совершил в 1966 году. Через пару лет самолеты этой модели уже активно эксплуатировались на местных авиалиниях. Чтобы понимать масштабы, достаточно упомянуть, что в 1980 году существовало более 660 регулярных маршрутов, на которых использовали данный самолет.
Многим гражданам СССР довелось летать на Як-40. Фото: Youtube.com
О том, насколько надежен был летательный аппарат, можно судить по тому, что именно эту модель эксплуатировали на регулярных рейсах в Таджикистан. А ведь там приходилось лететь через горы, вперемешку с долинами. Опытные пилоты знают, насколько это сложно.
Як-40 пользовался спросом и за рубежом. Самолеты поставляли в 18 разных государств, в том числе и капиталистические страны. Только за 10 лет, с 1970 по 1980 годы, продали на экспорт более 100 штук Як-40. Поставляли летательные аппараты этой модели даже на Кубу.
Прекратили выпускать Як-40 в 1981 году. От модели отказались из-за того, что Аэрофлот в них больше не нуждался. А за рубеж их как-то активно продавать не хотели.
После развала Советского Союза частные компании из США обращались на Саратовский завод с просьбой продать несколько сотен новых Як-40. Сделка предполагалась грандиозная, причем за доллары. К сожалению, предприятие находилось в глубоком финансовом кризисе. Да и Як-40 уже больше 10 лет не выпускался. Поэтому пришлось отказаться от выгодного заказа.
Заменить этот самолет пока нечем, поэтому приходится модернизировать. Фото: Youtube.com
Позднее с руководством авиационного завода связывались австрийские и канадские компании. Им нужны были хотя бы «голые» планеры Як-40, а двигатели и авионику предполагалось ставить от известных западных фирм. Но и тут контракты сорвались. Кстати, Саратовский завод обанкротился в 2012 году.
Но даже сейчас Як-40 продолжает использоваться, правда, пройдя через глобальную модернизацию. Старые самолеты, находящиеся на консервации, уже несколько лет переделывают. Этот процесс идет и сейчас – летательные аппараты получают новые, более экономичные силовые агрегаты. Скорее всего, Як-40 будут эксплуатировать еще не один десяток лет.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....