ВАЗ-2131 – этот автомобиль появился случайно, но выпускается до сих пор
ВАЗ-2121 «Нива» является настоящей легендой российского автопрома. Не зря же сейчас модель так и называется – LADA Niva Legend. Этот простой и незамысловатый автомобиль, условно дешевый для покупателей. А если сравнить его с «одноклассниками» зарубежного производства, окажется, что в этой ценовой категории у «Нивы» конкурентов просто нет.
Несмотря на давно устаревшую конструкцию, российский внедорожник покупают не только в нашей стране, но и за рубежом. Там ценят ВАЗ-2121 за простоту, неприхотливость и высокую проходимость.
Но главный минус «Нивы», на который часто сетуют владельцы – это небольшие размеры. По сути, на заднем сиденье обычно приходится возить амуницию, ведь багажник у внедорожника мал. Да и пассажиры на втором ряду чувствуют себя глубоко несчастными во время дальних поездок.
Для таких случаев в гамме АвтоВАЗа имеется специальная модификация «Нивы» – ВАЗ-2131. Это достаточно просторный пятидверный автомобиль, сохранивший проходимость оригинала, увеличив жизненное пространство салона примерно на полметра.
Историю длинной «Нивы» мы сегодня и расскажем. Самое интересное в ней то, что модель появляться вообще не планировала. Просто так сложились обстоятельства. Заинтригованы? Тогда поехали!
Во второй половине 1980-х годов стало ясно, что ВАЗ-2121 «Нива» безнадежно устарел. Дело не в технической составляющей, просто в СССР появились переднеприводные Лады, выгодно оттеняющие классику как снаружи, так и изнутри.
Советские покупатели разбирали все автомобили, поступающие в продажу, включая «Запорожцы», но АвтоВАЗ предпочитал работать на экспорт. А там народ к тому времени стал жить богаче. Соответственно, машины покупали уже не только исходя из принципа подешевле. Смотрели и на дизайн, а в этом отношении модели АвтоВАЗа уступали зарубежным конкурентам.
Даже уникальную «Ниву» стали покупать значительно реже. Поэтому во второй половине 80-х ее решили подвергнуть рестайлингу, а лучше вообще выпустить модель нового поколения. Вот только возник ряд проблем:
✅ «Верха» не желали давать деньги на разработку
✅ В стране начиналась «перестройка», предприятия переходили на самоокупаемость
✅ Многие вообще не видели смысла в переделках – в СССР купят и так, только дай возможность
И тут появляется идея сделать на шасси «Нивы» минивэн, позже все-таки запущенный в мелкосерийное производство под индексом ВАЗ-2120 «Надежда».
Перед началом работ над новым автомобилем было решено проверить идею на профпригодность. Для этого взяли две классические «Нивы», удлинили им шасси и загрузили, соответственно весу предполагаемого минивэна.
Испытания прошли успешно, вот только на автомобили обратили внимание обычные водители. Это уже была Россия, а не СССР – 1992 год, поэтому АвтоВАЗ старался заработать любыми способами. Увидев, что на странную «Ниву» явно будет спрос, было решено выпускать именно такую модель.
Первые длинные «Нивы» появились в 1992 году. Делали их небольшими партиями, «полукустарным» методом. Если точнее, то брались две части от кузова ВАЗ-2121, а между ними вваривалась вставка длиной 500 мм.
Главные недостатки ВАЗ-2129:
✅ Отсутствие задних дверей при коротких передних
✅ Малая жесткость кузова
✅ Проблемы с посадкой и высадкой на второй ряд
Зато попав в салон автомобиля, пассажиров встречал условный простор. Места в ВАЗ-2129 было больше, чем в «Жигулях» любой модели.
Кстати, первые партии «Кедров», а именно так неофициально называли длинную «Ниву», имели неудобное заднее сиденье. Потом его заменили на «восьмерочное».
Недостатки длинной «Нивы» видели как конструкторы, так и клиенты. Но автомобиль все равно покупали – для любителей охоты и рыбалки, такой вариант предпочтительней «коротыша».
В любом случае, пятидверная версия внедорожника была необходима. Его создали бы сразу, но денег на разработку новой модели не хватало.
Выпуск ВАЗ-2131 начался в конце 1993 года. Это были буквально штучные экземпляры. Масштабное, хоть и малосерийное полноценное производство стартовало только через пару лет.
В народе сразу же появилась легенда, что ВАЗ-2131 непригоден для внедорожной эксплуатации. Дескать, его удлиняют обычной вваркой вставки, из-за чего жесткость кузова теряется. Стоит поехать покорять бездорожье – автомобиль развалится при первом же серьезном вывешивании.
На самом деле, инженеры конструкцию ВАЗ-2131 доработали, добавив ряд элементов вроде усилителей лонжеронов и укрепляющих накладок в районе коробки передач и раздатки. У пятидверной «Нивы» появился гидроусилитель руля. «Коротыш» получил такой же намного позднее.
Периодически инженеры пытались оснастить ВАЗ-2131 более мощным двигателем. К сожалению, в линейке АвтоВАЗа ничего подходящего не было. Но именно для длинной «Нивы» разработали силовой агрегат с индексом 2130. Только модификации с этим мотором встречаются редко. На всякий случай – они развивают 84 л. с. и называются ВАЗ-21312.
Была даже попытка оснастить внедорожник полноценным дизельным двигателем в 1996 году. Производство 1,5-1,8-литровых моторов собирались наладить на заводе «Барнаултрансмаш». АвтоВАЗ сам разработал линейку дизельных силовых агрегатов. Их планировали ставить не только на длинную «Ниву», но и на универсалы ВАЗ-2104.
Единственной серьезной доработкой бензинового мотора длинной «Нивы» стало появление впрыска топлива. Инжектор заменил карбюратор, сделав силовой агрегат экономичней.
АвтоВАЗ неоднократно пытался поднять продажи длинной «Нивы». Модель часто приобретали государственные предприятия. Это натолкнуло производителя на мысль выпустить специальные модификации, которые бы закупали большими партиями.
Главная надежда была на медицину. Так появились две версии «санитарок» – для военных и гражданских. К сожалению, никто из соответствующих министерств такими «Нивами» не заинтересовался.
Были и специализированные ВАЗ-2131 для инкассаторов. Они не понравились банкирам – для них эти автомобили не подходили по размерам.
Стоит вспомнить и про уникальные разработки. Например, в 2001 году на шасси ВАЗ-2131 создали прототип с водородным двигателем.
Машина была переднеприводной. А еще выпустили электрофургон на базе многострадальной «Нивы». К сожалению, эти автомобили создали в единственных экземплярах.
Как и ВАЗ-2121, длинная «Нива» отличается высокой проходимостью. Конечно, на «брюхо» этот автомобиль посадить проще, но такое случается только если целенаправленно лезть в грязь. «Джиперы» для своих «покатушек» используют короткие ВАЗ-2121.
В плане комфорта ВАЗ-2131 ничем не отличается от трехдверной модели. Спартанцы и прочие аскеты оценят, остальные будут страдать.
У длинной «Нивы» увеличился радиус разворота. Зато на трассе за счет увеличенной базы автомобиль немного комфортнее.
ВАЗ-2131 до сих пор востребован в России и других странах, причем не только на постсоветском пространстве. Поэтому АвтоВАЗ сейчас работает над тем, чтобы вернуть модель в серийное производство.
Несмотря на давно устаревшую конструкцию, российский внедорожник покупают не только в нашей стране, но и за рубежом. Там ценят ВАЗ-2121 за простоту, неприхотливость и высокую проходимость.
Но главный минус «Нивы», на который часто сетуют владельцы – это небольшие размеры. По сути, на заднем сиденье обычно приходится возить амуницию, ведь багажник у внедорожника мал. Да и пассажиры на втором ряду чувствуют себя глубоко несчастными во время дальних поездок.
ВАЗ-2121 хорош, но слишком уж мало в нем места. Фото: Youtube.com
Для таких случаев в гамме АвтоВАЗа имеется специальная модификация «Нивы» – ВАЗ-2131. Это достаточно просторный пятидверный автомобиль, сохранивший проходимость оригинала, увеличив жизненное пространство салона примерно на полметра.
И самое главное, модель почти выпускается до сих пор. Точнее, ее обещали вернуть на конвейер на стыке 2023-2024 годов. Спрос имеется, поэтому производитель не хочет упускать лишнюю возможность заработать.
Историю длинной «Нивы» мы сегодня и расскажем. Самое интересное в ней то, что модель появляться вообще не планировала. Просто так сложились обстоятельства. Заинтригованы? Тогда поехали!
Случайное появление
Во второй половине 1980-х годов стало ясно, что ВАЗ-2121 «Нива» безнадежно устарел. Дело не в технической составляющей, просто в СССР появились переднеприводные Лады, выгодно оттеняющие классику как снаружи, так и изнутри.
А началось все с минивэна. Фото: Youtube.com
Советские покупатели разбирали все автомобили, поступающие в продажу, включая «Запорожцы», но АвтоВАЗ предпочитал работать на экспорт. А там народ к тому времени стал жить богаче. Соответственно, машины покупали уже не только исходя из принципа подешевле. Смотрели и на дизайн, а в этом отношении модели АвтоВАЗа уступали зарубежным конкурентам.
Даже уникальную «Ниву» стали покупать значительно реже. Поэтому во второй половине 80-х ее решили подвергнуть рестайлингу, а лучше вообще выпустить модель нового поколения. Вот только возник ряд проблем:
✅ «Верха» не желали давать деньги на разработку
✅ В стране начиналась «перестройка», предприятия переходили на самоокупаемость
✅ Многие вообще не видели смысла в переделках – в СССР купят и так, только дай возможность
И тут появляется идея сделать на шасси «Нивы» минивэн, позже все-таки запущенный в мелкосерийное производство под индексом ВАЗ-2120 «Надежда».
Сначала появился ВАЗ-2129. Фото: Youtube.com
Перед началом работ над новым автомобилем было решено проверить идею на профпригодность. Для этого взяли две классические «Нивы», удлинили им шасси и загрузили, соответственно весу предполагаемого минивэна.
Испытания прошли успешно, вот только на автомобили обратили внимание обычные водители. Это уже была Россия, а не СССР – 1992 год, поэтому АвтоВАЗ старался заработать любыми способами. Увидев, что на странную «Ниву» явно будет спрос, было решено выпускать именно такую модель.
ВАЗ-2129
Первые длинные «Нивы» появились в 1992 году. Делали их небольшими партиями, «полукустарным» методом. Если точнее, то брались две части от кузова ВАЗ-2121, а между ними вваривалась вставка длиной 500 мм.
Автомобиль получился интересным и даже красивым. Фото: Youtube.com
Главные недостатки ВАЗ-2129:
✅ Отсутствие задних дверей при коротких передних
✅ Малая жесткость кузова
✅ Проблемы с посадкой и высадкой на второй ряд
Зато попав в салон автомобиля, пассажиров встречал условный простор. Места в ВАЗ-2129 было больше, чем в «Жигулях» любой модели.
Кстати, первые партии «Кедров», а именно так неофициально называли длинную «Ниву», имели неудобное заднее сиденье. Потом его заменили на «восьмерочное».
ВАЗ-2131
Недостатки длинной «Нивы» видели как конструкторы, так и клиенты. Но автомобиль все равно покупали – для любителей охоты и рыбалки, такой вариант предпочтительней «коротыша».
Интересно, что ВАЗ-2131 обычно красили в темно-зеленый или белый цвета. Фото: Youtube.com
В любом случае, пятидверная версия внедорожника была необходима. Его создали бы сразу, но денег на разработку новой модели не хватало.
Выпуск ВАЗ-2131 начался в конце 1993 года. Это были буквально штучные экземпляры. Масштабное, хоть и малосерийное полноценное производство стартовало только через пару лет.
В народе сразу же появилась легенда, что ВАЗ-2131 непригоден для внедорожной эксплуатации. Дескать, его удлиняют обычной вваркой вставки, из-за чего жесткость кузова теряется. Стоит поехать покорять бездорожье – автомобиль развалится при первом же серьезном вывешивании.
На самом деле, инженеры конструкцию ВАЗ-2131 доработали, добавив ряд элементов вроде усилителей лонжеронов и укрепляющих накладок в районе коробки передач и раздатки. У пятидверной «Нивы» появился гидроусилитель руля. «Коротыш» получил такой же намного позднее.
Периодически инженеры пытались оснастить ВАЗ-2131 более мощным двигателем. К сожалению, в линейке АвтоВАЗа ничего подходящего не было. Но именно для длинной «Нивы» разработали силовой агрегат с индексом 2130. Только модификации с этим мотором встречаются редко. На всякий случай – они развивают 84 л. с. и называются ВАЗ-21312.
Салон не сильно просторный, но места хватает. Фото: Youtube.com
Была даже попытка оснастить внедорожник полноценным дизельным двигателем в 1996 году. Производство 1,5-1,8-литровых моторов собирались наладить на заводе «Барнаултрансмаш». АвтоВАЗ сам разработал линейку дизельных силовых агрегатов. Их планировали ставить не только на длинную «Ниву», но и на универсалы ВАЗ-2104.
Но из этого ничего не получилось. Дизельные моторы из Барнаула не отличались надежностью. А турбированный вариант, который и предназначался для ВАЗ-2131, так и не смогли сделать.
Единственной серьезной доработкой бензинового мотора длинной «Нивы» стало появление впрыска топлива. Инжектор заменил карбюратор, сделав силовой агрегат экономичней.
Версии ВАЗ-2131
АвтоВАЗ неоднократно пытался поднять продажи длинной «Нивы». Модель часто приобретали государственные предприятия. Это натолкнуло производителя на мысль выпустить специальные модификации, которые бы закупали большими партиями.
Под капотом стандартный двигатель 1,7 литра. Фото: Youtube.com
Главная надежда была на медицину. Так появились две версии «санитарок» – для военных и гражданских. К сожалению, никто из соответствующих министерств такими «Нивами» не заинтересовался.
Были и специализированные ВАЗ-2131 для инкассаторов. Они не понравились банкирам – для них эти автомобили не подходили по размерам.
Стоит вспомнить и про уникальные разработки. Например, в 2001 году на шасси ВАЗ-2131 создали прототип с водородным двигателем.
Машина была переднеприводной. А еще выпустили электрофургон на базе многострадальной «Нивы». К сожалению, эти автомобили создали в единственных экземплярах.
Эксплуатация
Как и ВАЗ-2121, длинная «Нива» отличается высокой проходимостью. Конечно, на «брюхо» этот автомобиль посадить проще, но такое случается только если целенаправленно лезть в грязь. «Джиперы» для своих «покатушек» используют короткие ВАЗ-2121.
Приборная панель без излишеств. Фото: Youtube.com
В плане комфорта ВАЗ-2131 ничем не отличается от трехдверной модели. Спартанцы и прочие аскеты оценят, остальные будут страдать.
У длинной «Нивы» увеличился радиус разворота. Зато на трассе за счет увеличенной базы автомобиль немного комфортнее.
ВАЗ-2131 до сих пор востребован в России и других странах, причем не только на постсоветском пространстве. Поэтому АвтоВАЗ сейчас работает над тем, чтобы вернуть модель в серийное производство.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...