ВАЗ-2131 – этот автомобиль появился случайно, но выпускается до сих пор
ВАЗ-2121 «Нива» является настоящей легендой российского автопрома. Не зря же сейчас модель так и называется – LADA Niva Legend. Этот простой и незамысловатый автомобиль, условно дешевый для покупателей. А если сравнить его с «одноклассниками» зарубежного производства, окажется, что в этой ценовой категории у «Нивы» конкурентов просто нет.
Несмотря на давно устаревшую конструкцию, российский внедорожник покупают не только в нашей стране, но и за рубежом. Там ценят ВАЗ-2121 за простоту, неприхотливость и высокую проходимость.
Но главный минус «Нивы», на который часто сетуют владельцы – это небольшие размеры. По сути, на заднем сиденье обычно приходится возить амуницию, ведь багажник у внедорожника мал. Да и пассажиры на втором ряду чувствуют себя глубоко несчастными во время дальних поездок.
Для таких случаев в гамме АвтоВАЗа имеется специальная модификация «Нивы» – ВАЗ-2131. Это достаточно просторный пятидверный автомобиль, сохранивший проходимость оригинала, увеличив жизненное пространство салона примерно на полметра.
Историю длинной «Нивы» мы сегодня и расскажем. Самое интересное в ней то, что модель появляться вообще не планировала. Просто так сложились обстоятельства. Заинтригованы? Тогда поехали!
Во второй половине 1980-х годов стало ясно, что ВАЗ-2121 «Нива» безнадежно устарел. Дело не в технической составляющей, просто в СССР появились переднеприводные Лады, выгодно оттеняющие классику как снаружи, так и изнутри.
Советские покупатели разбирали все автомобили, поступающие в продажу, включая «Запорожцы», но АвтоВАЗ предпочитал работать на экспорт. А там народ к тому времени стал жить богаче. Соответственно, машины покупали уже не только исходя из принципа подешевле. Смотрели и на дизайн, а в этом отношении модели АвтоВАЗа уступали зарубежным конкурентам.
Даже уникальную «Ниву» стали покупать значительно реже. Поэтому во второй половине 80-х ее решили подвергнуть рестайлингу, а лучше вообще выпустить модель нового поколения. Вот только возник ряд проблем:
✅ «Верха» не желали давать деньги на разработку
✅ В стране начиналась «перестройка», предприятия переходили на самоокупаемость
✅ Многие вообще не видели смысла в переделках – в СССР купят и так, только дай возможность
И тут появляется идея сделать на шасси «Нивы» минивэн, позже все-таки запущенный в мелкосерийное производство под индексом ВАЗ-2120 «Надежда».
Перед началом работ над новым автомобилем было решено проверить идею на профпригодность. Для этого взяли две классические «Нивы», удлинили им шасси и загрузили, соответственно весу предполагаемого минивэна.
Испытания прошли успешно, вот только на автомобили обратили внимание обычные водители. Это уже была Россия, а не СССР – 1992 год, поэтому АвтоВАЗ старался заработать любыми способами. Увидев, что на странную «Ниву» явно будет спрос, было решено выпускать именно такую модель.
Первые длинные «Нивы» появились в 1992 году. Делали их небольшими партиями, «полукустарным» методом. Если точнее, то брались две части от кузова ВАЗ-2121, а между ними вваривалась вставка длиной 500 мм.
Главные недостатки ВАЗ-2129:
✅ Отсутствие задних дверей при коротких передних
✅ Малая жесткость кузова
✅ Проблемы с посадкой и высадкой на второй ряд
Зато попав в салон автомобиля, пассажиров встречал условный простор. Места в ВАЗ-2129 было больше, чем в «Жигулях» любой модели.
Кстати, первые партии «Кедров», а именно так неофициально называли длинную «Ниву», имели неудобное заднее сиденье. Потом его заменили на «восьмерочное».
Недостатки длинной «Нивы» видели как конструкторы, так и клиенты. Но автомобиль все равно покупали – для любителей охоты и рыбалки, такой вариант предпочтительней «коротыша».
В любом случае, пятидверная версия внедорожника была необходима. Его создали бы сразу, но денег на разработку новой модели не хватало.
Выпуск ВАЗ-2131 начался в конце 1993 года. Это были буквально штучные экземпляры. Масштабное, хоть и малосерийное полноценное производство стартовало только через пару лет.
В народе сразу же появилась легенда, что ВАЗ-2131 непригоден для внедорожной эксплуатации. Дескать, его удлиняют обычной вваркой вставки, из-за чего жесткость кузова теряется. Стоит поехать покорять бездорожье – автомобиль развалится при первом же серьезном вывешивании.
На самом деле, инженеры конструкцию ВАЗ-2131 доработали, добавив ряд элементов вроде усилителей лонжеронов и укрепляющих накладок в районе коробки передач и раздатки. У пятидверной «Нивы» появился гидроусилитель руля. «Коротыш» получил такой же намного позднее.
Периодически инженеры пытались оснастить ВАЗ-2131 более мощным двигателем. К сожалению, в линейке АвтоВАЗа ничего подходящего не было. Но именно для длинной «Нивы» разработали силовой агрегат с индексом 2130. Только модификации с этим мотором встречаются редко. На всякий случай – они развивают 84 л. с. и называются ВАЗ-21312.
Была даже попытка оснастить внедорожник полноценным дизельным двигателем в 1996 году. Производство 1,5-1,8-литровых моторов собирались наладить на заводе «Барнаултрансмаш». АвтоВАЗ сам разработал линейку дизельных силовых агрегатов. Их планировали ставить не только на длинную «Ниву», но и на универсалы ВАЗ-2104.
Единственной серьезной доработкой бензинового мотора длинной «Нивы» стало появление впрыска топлива. Инжектор заменил карбюратор, сделав силовой агрегат экономичней.
АвтоВАЗ неоднократно пытался поднять продажи длинной «Нивы». Модель часто приобретали государственные предприятия. Это натолкнуло производителя на мысль выпустить специальные модификации, которые бы закупали большими партиями.
Главная надежда была на медицину. Так появились две версии «санитарок» – для военных и гражданских. К сожалению, никто из соответствующих министерств такими «Нивами» не заинтересовался.
Были и специализированные ВАЗ-2131 для инкассаторов. Они не понравились банкирам – для них эти автомобили не подходили по размерам.
Стоит вспомнить и про уникальные разработки. Например, в 2001 году на шасси ВАЗ-2131 создали прототип с водородным двигателем.
Машина была переднеприводной. А еще выпустили электрофургон на базе многострадальной «Нивы». К сожалению, эти автомобили создали в единственных экземплярах.
Как и ВАЗ-2121, длинная «Нива» отличается высокой проходимостью. Конечно, на «брюхо» этот автомобиль посадить проще, но такое случается только если целенаправленно лезть в грязь. «Джиперы» для своих «покатушек» используют короткие ВАЗ-2121.
В плане комфорта ВАЗ-2131 ничем не отличается от трехдверной модели. Спартанцы и прочие аскеты оценят, остальные будут страдать.
У длинной «Нивы» увеличился радиус разворота. Зато на трассе за счет увеличенной базы автомобиль немного комфортнее.
ВАЗ-2131 до сих пор востребован в России и других странах, причем не только на постсоветском пространстве. Поэтому АвтоВАЗ сейчас работает над тем, чтобы вернуть модель в серийное производство.
Несмотря на давно устаревшую конструкцию, российский внедорожник покупают не только в нашей стране, но и за рубежом. Там ценят ВАЗ-2121 за простоту, неприхотливость и высокую проходимость.
Но главный минус «Нивы», на который часто сетуют владельцы – это небольшие размеры. По сути, на заднем сиденье обычно приходится возить амуницию, ведь багажник у внедорожника мал. Да и пассажиры на втором ряду чувствуют себя глубоко несчастными во время дальних поездок.
ВАЗ-2121 хорош, но слишком уж мало в нем места. Фото: Youtube.com
Для таких случаев в гамме АвтоВАЗа имеется специальная модификация «Нивы» – ВАЗ-2131. Это достаточно просторный пятидверный автомобиль, сохранивший проходимость оригинала, увеличив жизненное пространство салона примерно на полметра.
И самое главное, модель почти выпускается до сих пор. Точнее, ее обещали вернуть на конвейер на стыке 2023-2024 годов. Спрос имеется, поэтому производитель не хочет упускать лишнюю возможность заработать.
Историю длинной «Нивы» мы сегодня и расскажем. Самое интересное в ней то, что модель появляться вообще не планировала. Просто так сложились обстоятельства. Заинтригованы? Тогда поехали!
Случайное появление
Во второй половине 1980-х годов стало ясно, что ВАЗ-2121 «Нива» безнадежно устарел. Дело не в технической составляющей, просто в СССР появились переднеприводные Лады, выгодно оттеняющие классику как снаружи, так и изнутри.
А началось все с минивэна. Фото: Youtube.com
Советские покупатели разбирали все автомобили, поступающие в продажу, включая «Запорожцы», но АвтоВАЗ предпочитал работать на экспорт. А там народ к тому времени стал жить богаче. Соответственно, машины покупали уже не только исходя из принципа подешевле. Смотрели и на дизайн, а в этом отношении модели АвтоВАЗа уступали зарубежным конкурентам.
Даже уникальную «Ниву» стали покупать значительно реже. Поэтому во второй половине 80-х ее решили подвергнуть рестайлингу, а лучше вообще выпустить модель нового поколения. Вот только возник ряд проблем:
✅ «Верха» не желали давать деньги на разработку
✅ В стране начиналась «перестройка», предприятия переходили на самоокупаемость
✅ Многие вообще не видели смысла в переделках – в СССР купят и так, только дай возможность
И тут появляется идея сделать на шасси «Нивы» минивэн, позже все-таки запущенный в мелкосерийное производство под индексом ВАЗ-2120 «Надежда».
Сначала появился ВАЗ-2129. Фото: Youtube.com
Перед началом работ над новым автомобилем было решено проверить идею на профпригодность. Для этого взяли две классические «Нивы», удлинили им шасси и загрузили, соответственно весу предполагаемого минивэна.
Испытания прошли успешно, вот только на автомобили обратили внимание обычные водители. Это уже была Россия, а не СССР – 1992 год, поэтому АвтоВАЗ старался заработать любыми способами. Увидев, что на странную «Ниву» явно будет спрос, было решено выпускать именно такую модель.
ВАЗ-2129
Первые длинные «Нивы» появились в 1992 году. Делали их небольшими партиями, «полукустарным» методом. Если точнее, то брались две части от кузова ВАЗ-2121, а между ними вваривалась вставка длиной 500 мм.
Автомобиль получился интересным и даже красивым. Фото: Youtube.com
Главные недостатки ВАЗ-2129:
✅ Отсутствие задних дверей при коротких передних
✅ Малая жесткость кузова
✅ Проблемы с посадкой и высадкой на второй ряд
Зато попав в салон автомобиля, пассажиров встречал условный простор. Места в ВАЗ-2129 было больше, чем в «Жигулях» любой модели.
Кстати, первые партии «Кедров», а именно так неофициально называли длинную «Ниву», имели неудобное заднее сиденье. Потом его заменили на «восьмерочное».
ВАЗ-2131
Недостатки длинной «Нивы» видели как конструкторы, так и клиенты. Но автомобиль все равно покупали – для любителей охоты и рыбалки, такой вариант предпочтительней «коротыша».
Интересно, что ВАЗ-2131 обычно красили в темно-зеленый или белый цвета. Фото: Youtube.com
В любом случае, пятидверная версия внедорожника была необходима. Его создали бы сразу, но денег на разработку новой модели не хватало.
Выпуск ВАЗ-2131 начался в конце 1993 года. Это были буквально штучные экземпляры. Масштабное, хоть и малосерийное полноценное производство стартовало только через пару лет.
В народе сразу же появилась легенда, что ВАЗ-2131 непригоден для внедорожной эксплуатации. Дескать, его удлиняют обычной вваркой вставки, из-за чего жесткость кузова теряется. Стоит поехать покорять бездорожье – автомобиль развалится при первом же серьезном вывешивании.
На самом деле, инженеры конструкцию ВАЗ-2131 доработали, добавив ряд элементов вроде усилителей лонжеронов и укрепляющих накладок в районе коробки передач и раздатки. У пятидверной «Нивы» появился гидроусилитель руля. «Коротыш» получил такой же намного позднее.
Периодически инженеры пытались оснастить ВАЗ-2131 более мощным двигателем. К сожалению, в линейке АвтоВАЗа ничего подходящего не было. Но именно для длинной «Нивы» разработали силовой агрегат с индексом 2130. Только модификации с этим мотором встречаются редко. На всякий случай – они развивают 84 л. с. и называются ВАЗ-21312.
Салон не сильно просторный, но места хватает. Фото: Youtube.com
Была даже попытка оснастить внедорожник полноценным дизельным двигателем в 1996 году. Производство 1,5-1,8-литровых моторов собирались наладить на заводе «Барнаултрансмаш». АвтоВАЗ сам разработал линейку дизельных силовых агрегатов. Их планировали ставить не только на длинную «Ниву», но и на универсалы ВАЗ-2104.
Но из этого ничего не получилось. Дизельные моторы из Барнаула не отличались надежностью. А турбированный вариант, который и предназначался для ВАЗ-2131, так и не смогли сделать.
Единственной серьезной доработкой бензинового мотора длинной «Нивы» стало появление впрыска топлива. Инжектор заменил карбюратор, сделав силовой агрегат экономичней.
Версии ВАЗ-2131
АвтоВАЗ неоднократно пытался поднять продажи длинной «Нивы». Модель часто приобретали государственные предприятия. Это натолкнуло производителя на мысль выпустить специальные модификации, которые бы закупали большими партиями.
Под капотом стандартный двигатель 1,7 литра. Фото: Youtube.com
Главная надежда была на медицину. Так появились две версии «санитарок» – для военных и гражданских. К сожалению, никто из соответствующих министерств такими «Нивами» не заинтересовался.
Были и специализированные ВАЗ-2131 для инкассаторов. Они не понравились банкирам – для них эти автомобили не подходили по размерам.
Стоит вспомнить и про уникальные разработки. Например, в 2001 году на шасси ВАЗ-2131 создали прототип с водородным двигателем.
Машина была переднеприводной. А еще выпустили электрофургон на базе многострадальной «Нивы». К сожалению, эти автомобили создали в единственных экземплярах.
Эксплуатация
Как и ВАЗ-2121, длинная «Нива» отличается высокой проходимостью. Конечно, на «брюхо» этот автомобиль посадить проще, но такое случается только если целенаправленно лезть в грязь. «Джиперы» для своих «покатушек» используют короткие ВАЗ-2121.
Приборная панель без излишеств. Фото: Youtube.com
В плане комфорта ВАЗ-2131 ничем не отличается от трехдверной модели. Спартанцы и прочие аскеты оценят, остальные будут страдать.
У длинной «Нивы» увеличился радиус разворота. Зато на трассе за счет увеличенной базы автомобиль немного комфортнее.
ВАЗ-2131 до сих пор востребован в России и других странах, причем не только на постсоветском пространстве. Поэтому АвтоВАЗ сейчас работает над тем, чтобы вернуть модель в серийное производство.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...