Несмотря на давно устаревшую конструкцию, российский внедорожник покупают не только в нашей стране, но и за рубежом. Там ценят ВАЗ-2121 за простоту, неприхотливость и высокую проходимость.
Но главный минус «Нивы», на который часто сетуют владельцы – это небольшие размеры. По сути, на заднем сиденье обычно приходится возить амуницию, ведь багажник у внедорожника мал. Да и пассажиры на втором ряду чувствуют себя глубоко несчастными во время дальних поездок.
![ВАЗ-2131 – этот автомобиль появился случайно, но выпускается до сих пор](/uploads/posts/2023-03/izobrazhenie_2023-03-04_101933817.png)
Для таких случаев в гамме АвтоВАЗа имеется специальная модификация «Нивы» – ВАЗ-2131. Это достаточно просторный пятидверный автомобиль, сохранивший проходимость оригинала, увеличив жизненное пространство салона примерно на полметра.
И самое главное, модель почти выпускается до сих пор. Точнее, ее обещали вернуть на конвейер на стыке 2023-2024 годов. Спрос имеется, поэтому производитель не хочет упускать лишнюю возможность заработать.
Историю длинной «Нивы» мы сегодня и расскажем. Самое интересное в ней то, что модель появляться вообще не планировала. Просто так сложились обстоятельства. Заинтригованы? Тогда поехали!
Случайное появление
Во второй половине 1980-х годов стало ясно, что ВАЗ-2121 «Нива» безнадежно устарел. Дело не в технической составляющей, просто в СССР появились переднеприводные Лады, выгодно оттеняющие классику как снаружи, так и изнутри.
![](/uploads/posts/2023-03/izobrazhenie_2023-03-04_102118043.png)
Советские покупатели разбирали все автомобили, поступающие в продажу, включая «Запорожцы», но АвтоВАЗ предпочитал работать на экспорт. А там народ к тому времени стал жить богаче. Соответственно, машины покупали уже не только исходя из принципа подешевле. Смотрели и на дизайн, а в этом отношении модели АвтоВАЗа уступали зарубежным конкурентам.
Даже уникальную «Ниву» стали покупать значительно реже. Поэтому во второй половине 80-х ее решили подвергнуть рестайлингу, а лучше вообще выпустить модель нового поколения. Вот только возник ряд проблем:
✅ «Верха» не желали давать деньги на разработку
✅ В стране начиналась «перестройка», предприятия переходили на самоокупаемость
✅ Многие вообще не видели смысла в переделках – в СССР купят и так, только дай возможность
И тут появляется идея сделать на шасси «Нивы» минивэн, позже все-таки запущенный в мелкосерийное производство под индексом ВАЗ-2120 «Надежда».
![](/uploads/posts/2023-03/izobrazhenie_2023-03-04_102907001.png)
Перед началом работ над новым автомобилем было решено проверить идею на профпригодность. Для этого взяли две классические «Нивы», удлинили им шасси и загрузили, соответственно весу предполагаемого минивэна.
Испытания прошли успешно, вот только на автомобили обратили внимание обычные водители. Это уже была Россия, а не СССР – 1992 год, поэтому АвтоВАЗ старался заработать любыми способами. Увидев, что на странную «Ниву» явно будет спрос, было решено выпускать именно такую модель.
ВАЗ-2129
Первые длинные «Нивы» появились в 1992 году. Делали их небольшими партиями, «полукустарным» методом. Если точнее, то брались две части от кузова ВАЗ-2121, а между ними вваривалась вставка длиной 500 мм.
![](/uploads/posts/2023-03/izobrazhenie_2023-03-04_103127765.png)
Главные недостатки ВАЗ-2129:
✅ Отсутствие задних дверей при коротких передних
✅ Малая жесткость кузова
✅ Проблемы с посадкой и высадкой на второй ряд
Зато попав в салон автомобиля, пассажиров встречал условный простор. Места в ВАЗ-2129 было больше, чем в «Жигулях» любой модели.
Кстати, первые партии «Кедров», а именно так неофициально называли длинную «Ниву», имели неудобное заднее сиденье. Потом его заменили на «восьмерочное».
ВАЗ-2131
Недостатки длинной «Нивы» видели как конструкторы, так и клиенты. Но автомобиль все равно покупали – для любителей охоты и рыбалки, такой вариант предпочтительней «коротыша».
![](/uploads/posts/2023-03/izobrazhenie_2023-03-04_103259631.png)
В любом случае, пятидверная версия внедорожника была необходима. Его создали бы сразу, но денег на разработку новой модели не хватало.
Выпуск ВАЗ-2131 начался в конце 1993 года. Это были буквально штучные экземпляры. Масштабное, хоть и малосерийное полноценное производство стартовало только через пару лет.
В народе сразу же появилась легенда, что ВАЗ-2131 непригоден для внедорожной эксплуатации. Дескать, его удлиняют обычной вваркой вставки, из-за чего жесткость кузова теряется. Стоит поехать покорять бездорожье – автомобиль развалится при первом же серьезном вывешивании.
На самом деле, инженеры конструкцию ВАЗ-2131 доработали, добавив ряд элементов вроде усилителей лонжеронов и укрепляющих накладок в районе коробки передач и раздатки. У пятидверной «Нивы» появился гидроусилитель руля. «Коротыш» получил такой же намного позднее.
Периодически инженеры пытались оснастить ВАЗ-2131 более мощным двигателем. К сожалению, в линейке АвтоВАЗа ничего подходящего не было. Но именно для длинной «Нивы» разработали силовой агрегат с индексом 2130. Только модификации с этим мотором встречаются редко. На всякий случай – они развивают 84 л. с. и называются ВАЗ-21312.
![](/uploads/posts/2023-03/izobrazhenie_2023-03-04_103552600.png)
Была даже попытка оснастить внедорожник полноценным дизельным двигателем в 1996 году. Производство 1,5-1,8-литровых моторов собирались наладить на заводе «Барнаултрансмаш». АвтоВАЗ сам разработал линейку дизельных силовых агрегатов. Их планировали ставить не только на длинную «Ниву», но и на универсалы ВАЗ-2104.
Но из этого ничего не получилось. Дизельные моторы из Барнаула не отличались надежностью. А турбированный вариант, который и предназначался для ВАЗ-2131, так и не смогли сделать.
Единственной серьезной доработкой бензинового мотора длинной «Нивы» стало появление впрыска топлива. Инжектор заменил карбюратор, сделав силовой агрегат экономичней.
Версии ВАЗ-2131
АвтоВАЗ неоднократно пытался поднять продажи длинной «Нивы». Модель часто приобретали государственные предприятия. Это натолкнуло производителя на мысль выпустить специальные модификации, которые бы закупали большими партиями.
![](/uploads/posts/2023-03/izobrazhenie_2023-03-04_103849759.png)
Главная надежда была на медицину. Так появились две версии «санитарок» – для военных и гражданских. К сожалению, никто из соответствующих министерств такими «Нивами» не заинтересовался.
Были и специализированные ВАЗ-2131 для инкассаторов. Они не понравились банкирам – для них эти автомобили не подходили по размерам.
Стоит вспомнить и про уникальные разработки. Например, в 2001 году на шасси ВАЗ-2131 создали прототип с водородным двигателем.
Машина была переднеприводной. А еще выпустили электрофургон на базе многострадальной «Нивы». К сожалению, эти автомобили создали в единственных экземплярах.
Эксплуатация
Как и ВАЗ-2121, длинная «Нива» отличается высокой проходимостью. Конечно, на «брюхо» этот автомобиль посадить проще, но такое случается только если целенаправленно лезть в грязь. «Джиперы» для своих «покатушек» используют короткие ВАЗ-2121.
![](/uploads/posts/2023-03/izobrazhenie_2023-03-04_104028907.png)
В плане комфорта ВАЗ-2131 ничем не отличается от трехдверной модели. Спартанцы и прочие аскеты оценят, остальные будут страдать.
У длинной «Нивы» увеличился радиус разворота. Зато на трассе за счет увеличенной базы автомобиль немного комфортнее.
ВАЗ-2131 до сих пор востребован в России и других странах, причем не только на постсоветском пространстве. Поэтому АвтоВАЗ сейчас работает над тем, чтобы вернуть модель в серийное производство.