ВАЗ-2131 – этот автомобиль появился случайно, но выпускается до сих пор
ВАЗ-2121 «Нива» является настоящей легендой российского автопрома. Не зря же сейчас модель так и называется – LADA Niva Legend. Этот простой и незамысловатый автомобиль, условно дешевый для покупателей. А если сравнить его с «одноклассниками» зарубежного производства, окажется, что в этой ценовой категории у «Нивы» конкурентов просто нет.
Несмотря на давно устаревшую конструкцию, российский внедорожник покупают не только в нашей стране, но и за рубежом. Там ценят ВАЗ-2121 за простоту, неприхотливость и высокую проходимость.
Но главный минус «Нивы», на который часто сетуют владельцы – это небольшие размеры. По сути, на заднем сиденье обычно приходится возить амуницию, ведь багажник у внедорожника мал. Да и пассажиры на втором ряду чувствуют себя глубоко несчастными во время дальних поездок.
Для таких случаев в гамме АвтоВАЗа имеется специальная модификация «Нивы» – ВАЗ-2131. Это достаточно просторный пятидверный автомобиль, сохранивший проходимость оригинала, увеличив жизненное пространство салона примерно на полметра.
Историю длинной «Нивы» мы сегодня и расскажем. Самое интересное в ней то, что модель появляться вообще не планировала. Просто так сложились обстоятельства. Заинтригованы? Тогда поехали!
Во второй половине 1980-х годов стало ясно, что ВАЗ-2121 «Нива» безнадежно устарел. Дело не в технической составляющей, просто в СССР появились переднеприводные Лады, выгодно оттеняющие классику как снаружи, так и изнутри.
Советские покупатели разбирали все автомобили, поступающие в продажу, включая «Запорожцы», но АвтоВАЗ предпочитал работать на экспорт. А там народ к тому времени стал жить богаче. Соответственно, машины покупали уже не только исходя из принципа подешевле. Смотрели и на дизайн, а в этом отношении модели АвтоВАЗа уступали зарубежным конкурентам.
Даже уникальную «Ниву» стали покупать значительно реже. Поэтому во второй половине 80-х ее решили подвергнуть рестайлингу, а лучше вообще выпустить модель нового поколения. Вот только возник ряд проблем:
✅ «Верха» не желали давать деньги на разработку
✅ В стране начиналась «перестройка», предприятия переходили на самоокупаемость
✅ Многие вообще не видели смысла в переделках – в СССР купят и так, только дай возможность
И тут появляется идея сделать на шасси «Нивы» минивэн, позже все-таки запущенный в мелкосерийное производство под индексом ВАЗ-2120 «Надежда».
Перед началом работ над новым автомобилем было решено проверить идею на профпригодность. Для этого взяли две классические «Нивы», удлинили им шасси и загрузили, соответственно весу предполагаемого минивэна.
Испытания прошли успешно, вот только на автомобили обратили внимание обычные водители. Это уже была Россия, а не СССР – 1992 год, поэтому АвтоВАЗ старался заработать любыми способами. Увидев, что на странную «Ниву» явно будет спрос, было решено выпускать именно такую модель.
Первые длинные «Нивы» появились в 1992 году. Делали их небольшими партиями, «полукустарным» методом. Если точнее, то брались две части от кузова ВАЗ-2121, а между ними вваривалась вставка длиной 500 мм.
Главные недостатки ВАЗ-2129:
✅ Отсутствие задних дверей при коротких передних
✅ Малая жесткость кузова
✅ Проблемы с посадкой и высадкой на второй ряд
Зато попав в салон автомобиля, пассажиров встречал условный простор. Места в ВАЗ-2129 было больше, чем в «Жигулях» любой модели.
Кстати, первые партии «Кедров», а именно так неофициально называли длинную «Ниву», имели неудобное заднее сиденье. Потом его заменили на «восьмерочное».
Недостатки длинной «Нивы» видели как конструкторы, так и клиенты. Но автомобиль все равно покупали – для любителей охоты и рыбалки, такой вариант предпочтительней «коротыша».
В любом случае, пятидверная версия внедорожника была необходима. Его создали бы сразу, но денег на разработку новой модели не хватало.
Выпуск ВАЗ-2131 начался в конце 1993 года. Это были буквально штучные экземпляры. Масштабное, хоть и малосерийное полноценное производство стартовало только через пару лет.
В народе сразу же появилась легенда, что ВАЗ-2131 непригоден для внедорожной эксплуатации. Дескать, его удлиняют обычной вваркой вставки, из-за чего жесткость кузова теряется. Стоит поехать покорять бездорожье – автомобиль развалится при первом же серьезном вывешивании.
На самом деле, инженеры конструкцию ВАЗ-2131 доработали, добавив ряд элементов вроде усилителей лонжеронов и укрепляющих накладок в районе коробки передач и раздатки. У пятидверной «Нивы» появился гидроусилитель руля. «Коротыш» получил такой же намного позднее.
Периодически инженеры пытались оснастить ВАЗ-2131 более мощным двигателем. К сожалению, в линейке АвтоВАЗа ничего подходящего не было. Но именно для длинной «Нивы» разработали силовой агрегат с индексом 2130. Только модификации с этим мотором встречаются редко. На всякий случай – они развивают 84 л. с. и называются ВАЗ-21312.
Была даже попытка оснастить внедорожник полноценным дизельным двигателем в 1996 году. Производство 1,5-1,8-литровых моторов собирались наладить на заводе «Барнаултрансмаш». АвтоВАЗ сам разработал линейку дизельных силовых агрегатов. Их планировали ставить не только на длинную «Ниву», но и на универсалы ВАЗ-2104.
Единственной серьезной доработкой бензинового мотора длинной «Нивы» стало появление впрыска топлива. Инжектор заменил карбюратор, сделав силовой агрегат экономичней.
АвтоВАЗ неоднократно пытался поднять продажи длинной «Нивы». Модель часто приобретали государственные предприятия. Это натолкнуло производителя на мысль выпустить специальные модификации, которые бы закупали большими партиями.
Главная надежда была на медицину. Так появились две версии «санитарок» – для военных и гражданских. К сожалению, никто из соответствующих министерств такими «Нивами» не заинтересовался.
Были и специализированные ВАЗ-2131 для инкассаторов. Они не понравились банкирам – для них эти автомобили не подходили по размерам.
Стоит вспомнить и про уникальные разработки. Например, в 2001 году на шасси ВАЗ-2131 создали прототип с водородным двигателем.
Машина была переднеприводной. А еще выпустили электрофургон на базе многострадальной «Нивы». К сожалению, эти автомобили создали в единственных экземплярах.
Как и ВАЗ-2121, длинная «Нива» отличается высокой проходимостью. Конечно, на «брюхо» этот автомобиль посадить проще, но такое случается только если целенаправленно лезть в грязь. «Джиперы» для своих «покатушек» используют короткие ВАЗ-2121.
В плане комфорта ВАЗ-2131 ничем не отличается от трехдверной модели. Спартанцы и прочие аскеты оценят, остальные будут страдать.
У длинной «Нивы» увеличился радиус разворота. Зато на трассе за счет увеличенной базы автомобиль немного комфортнее.
ВАЗ-2131 до сих пор востребован в России и других странах, причем не только на постсоветском пространстве. Поэтому АвтоВАЗ сейчас работает над тем, чтобы вернуть модель в серийное производство.
Несмотря на давно устаревшую конструкцию, российский внедорожник покупают не только в нашей стране, но и за рубежом. Там ценят ВАЗ-2121 за простоту, неприхотливость и высокую проходимость.
Но главный минус «Нивы», на который часто сетуют владельцы – это небольшие размеры. По сути, на заднем сиденье обычно приходится возить амуницию, ведь багажник у внедорожника мал. Да и пассажиры на втором ряду чувствуют себя глубоко несчастными во время дальних поездок.
ВАЗ-2121 хорош, но слишком уж мало в нем места. Фото: Youtube.com
Для таких случаев в гамме АвтоВАЗа имеется специальная модификация «Нивы» – ВАЗ-2131. Это достаточно просторный пятидверный автомобиль, сохранивший проходимость оригинала, увеличив жизненное пространство салона примерно на полметра.
И самое главное, модель почти выпускается до сих пор. Точнее, ее обещали вернуть на конвейер на стыке 2023-2024 годов. Спрос имеется, поэтому производитель не хочет упускать лишнюю возможность заработать.
Историю длинной «Нивы» мы сегодня и расскажем. Самое интересное в ней то, что модель появляться вообще не планировала. Просто так сложились обстоятельства. Заинтригованы? Тогда поехали!
Случайное появление
Во второй половине 1980-х годов стало ясно, что ВАЗ-2121 «Нива» безнадежно устарел. Дело не в технической составляющей, просто в СССР появились переднеприводные Лады, выгодно оттеняющие классику как снаружи, так и изнутри.
А началось все с минивэна. Фото: Youtube.com
Советские покупатели разбирали все автомобили, поступающие в продажу, включая «Запорожцы», но АвтоВАЗ предпочитал работать на экспорт. А там народ к тому времени стал жить богаче. Соответственно, машины покупали уже не только исходя из принципа подешевле. Смотрели и на дизайн, а в этом отношении модели АвтоВАЗа уступали зарубежным конкурентам.
Даже уникальную «Ниву» стали покупать значительно реже. Поэтому во второй половине 80-х ее решили подвергнуть рестайлингу, а лучше вообще выпустить модель нового поколения. Вот только возник ряд проблем:
✅ «Верха» не желали давать деньги на разработку
✅ В стране начиналась «перестройка», предприятия переходили на самоокупаемость
✅ Многие вообще не видели смысла в переделках – в СССР купят и так, только дай возможность
И тут появляется идея сделать на шасси «Нивы» минивэн, позже все-таки запущенный в мелкосерийное производство под индексом ВАЗ-2120 «Надежда».
Сначала появился ВАЗ-2129. Фото: Youtube.com
Перед началом работ над новым автомобилем было решено проверить идею на профпригодность. Для этого взяли две классические «Нивы», удлинили им шасси и загрузили, соответственно весу предполагаемого минивэна.
Испытания прошли успешно, вот только на автомобили обратили внимание обычные водители. Это уже была Россия, а не СССР – 1992 год, поэтому АвтоВАЗ старался заработать любыми способами. Увидев, что на странную «Ниву» явно будет спрос, было решено выпускать именно такую модель.
ВАЗ-2129
Первые длинные «Нивы» появились в 1992 году. Делали их небольшими партиями, «полукустарным» методом. Если точнее, то брались две части от кузова ВАЗ-2121, а между ними вваривалась вставка длиной 500 мм.
Автомобиль получился интересным и даже красивым. Фото: Youtube.com
Главные недостатки ВАЗ-2129:
✅ Отсутствие задних дверей при коротких передних
✅ Малая жесткость кузова
✅ Проблемы с посадкой и высадкой на второй ряд
Зато попав в салон автомобиля, пассажиров встречал условный простор. Места в ВАЗ-2129 было больше, чем в «Жигулях» любой модели.
Кстати, первые партии «Кедров», а именно так неофициально называли длинную «Ниву», имели неудобное заднее сиденье. Потом его заменили на «восьмерочное».
ВАЗ-2131
Недостатки длинной «Нивы» видели как конструкторы, так и клиенты. Но автомобиль все равно покупали – для любителей охоты и рыбалки, такой вариант предпочтительней «коротыша».
Интересно, что ВАЗ-2131 обычно красили в темно-зеленый или белый цвета. Фото: Youtube.com
В любом случае, пятидверная версия внедорожника была необходима. Его создали бы сразу, но денег на разработку новой модели не хватало.
Выпуск ВАЗ-2131 начался в конце 1993 года. Это были буквально штучные экземпляры. Масштабное, хоть и малосерийное полноценное производство стартовало только через пару лет.
В народе сразу же появилась легенда, что ВАЗ-2131 непригоден для внедорожной эксплуатации. Дескать, его удлиняют обычной вваркой вставки, из-за чего жесткость кузова теряется. Стоит поехать покорять бездорожье – автомобиль развалится при первом же серьезном вывешивании.
На самом деле, инженеры конструкцию ВАЗ-2131 доработали, добавив ряд элементов вроде усилителей лонжеронов и укрепляющих накладок в районе коробки передач и раздатки. У пятидверной «Нивы» появился гидроусилитель руля. «Коротыш» получил такой же намного позднее.
Периодически инженеры пытались оснастить ВАЗ-2131 более мощным двигателем. К сожалению, в линейке АвтоВАЗа ничего подходящего не было. Но именно для длинной «Нивы» разработали силовой агрегат с индексом 2130. Только модификации с этим мотором встречаются редко. На всякий случай – они развивают 84 л. с. и называются ВАЗ-21312.
Салон не сильно просторный, но места хватает. Фото: Youtube.com
Была даже попытка оснастить внедорожник полноценным дизельным двигателем в 1996 году. Производство 1,5-1,8-литровых моторов собирались наладить на заводе «Барнаултрансмаш». АвтоВАЗ сам разработал линейку дизельных силовых агрегатов. Их планировали ставить не только на длинную «Ниву», но и на универсалы ВАЗ-2104.
Но из этого ничего не получилось. Дизельные моторы из Барнаула не отличались надежностью. А турбированный вариант, который и предназначался для ВАЗ-2131, так и не смогли сделать.
Единственной серьезной доработкой бензинового мотора длинной «Нивы» стало появление впрыска топлива. Инжектор заменил карбюратор, сделав силовой агрегат экономичней.
Версии ВАЗ-2131
АвтоВАЗ неоднократно пытался поднять продажи длинной «Нивы». Модель часто приобретали государственные предприятия. Это натолкнуло производителя на мысль выпустить специальные модификации, которые бы закупали большими партиями.
Под капотом стандартный двигатель 1,7 литра. Фото: Youtube.com
Главная надежда была на медицину. Так появились две версии «санитарок» – для военных и гражданских. К сожалению, никто из соответствующих министерств такими «Нивами» не заинтересовался.
Были и специализированные ВАЗ-2131 для инкассаторов. Они не понравились банкирам – для них эти автомобили не подходили по размерам.
Стоит вспомнить и про уникальные разработки. Например, в 2001 году на шасси ВАЗ-2131 создали прототип с водородным двигателем.
Машина была переднеприводной. А еще выпустили электрофургон на базе многострадальной «Нивы». К сожалению, эти автомобили создали в единственных экземплярах.
Эксплуатация
Как и ВАЗ-2121, длинная «Нива» отличается высокой проходимостью. Конечно, на «брюхо» этот автомобиль посадить проще, но такое случается только если целенаправленно лезть в грязь. «Джиперы» для своих «покатушек» используют короткие ВАЗ-2121.
Приборная панель без излишеств. Фото: Youtube.com
В плане комфорта ВАЗ-2131 ничем не отличается от трехдверной модели. Спартанцы и прочие аскеты оценят, остальные будут страдать.
У длинной «Нивы» увеличился радиус разворота. Зато на трассе за счет увеличенной базы автомобиль немного комфортнее.
ВАЗ-2131 до сих пор востребован в России и других странах, причем не только на постсоветском пространстве. Поэтому АвтоВАЗ сейчас работает над тем, чтобы вернуть модель в серийное производство.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...