Водородный автобус H'City – новинка от чешской компании Skoda
Первая попытка конструирования ДВС, работающего на водороде предпринималась более 200 лет назад. В 1806 году швейцарский изобретатель де Риваз избрал именно этот небезопасный газ в качестве топлива для двигателя собственного производства. Хотя он получил действующий образец техники, но коммерческого успеха и продолжения проект не имел.
Позже к этой теме возвращались только во время энергетических дефицитов. Например, в блокадном Ленинграде на такое топливо перевели почти шесть сотен грузовых автомобилей ГАЗ-АА. Так пришлось выходить из ситуации, когда в тяжелых условиях войны и затрудненного снабжения имелся сильный недостаток бензина.
В современной истории к проблеме нехватки ГСМ добавились еще два важных фактора: экология и стремление некоторых стран к энергетической независимости. Поэтому в последние десятилетия тема двигателя, работающего на водороде, как говорится, в тренде. Ведь даже российский КАМАЗ сделал подвижку в этом направлении, предложив конструкцию автобуса на альтернативном виде топлива.
Ученые подсчитали, что в прошлом десятилетии почти четверть вредных выбросов в атмосферу «обеспечили» именно работающие двигатели различных транспортных средств. И если на суше (по причине близости людей и их жилого сектора) еще предпринимаются какие-то программы и защитные конструкции, то в открытом океане можно засорять атмосферу не стесняясь. Выхлопные газы морских судов в течение года отправляют в воздушное пространство более миллиарда тонн диоксида углерода.
На сегодня имеется международный опыт применения водорода в качестве бортового питания для некоторых судов, грузовых автомобилей и самолетов. Для последних 17 лет назад начали формироваться стандарты сертификации. Это подтверждает серьезные намерения использовать такое топливо в некоторых летательных аппаратах на постоянной основе. Два года назад североирландская Wright StreetDeck представила двухэтажный автобус с водородным двигателем.
Первые попытки чешских специалистов двигаться в этом направлении предпринимались еще около 14 лет назад. Но тогда дело не дошло до серийного производства. В 2009 году прототип с торговым названием TriHyBus не очень успешно прошел испытания в качестве экспериментального общественного транспорта в Нератовицах. Сейчас на предприятии Skoda настроены гораздо серьезнее и осенью прошлого года отправили на испытания в чешскую столицу водородный автобус H'City.
В качестве базового для постройки новой техники выступил электробус Skoda 36 BB. А вот с его сборкой вообще создалась анекдотическая ситуации. В Чехии готовился проект нового закона, призванного сделать испытания новой техники более тщательными. Поэтому еще не совсем достроенный автобус быстренько переправили на испытательный полигон в Нератовице, чтобы формально провести там заправку на водородной станции и таким образом избежать сложностей нового законодательства.
Ячейки, работающие на водородном топливе, обеспечивают мощность около 100 л. с. Конечно, этого совсем недостаточно для полноценного функционирования большого автобуса. Здесь на помощь приходят тяговые батареи, постоянно заряжающиеся от топливных элементов. В общем, в момент максимальной нагрузки 218-сильный асинхронный двигатель не подведет. Кстати, в будущем планируется установка и синхронных силовых агрегатов с постоянными магнитами. Гибридной мощности должно хватить примерно на 350 километров автономного движения.
Аккумуляторы с водяным охлаждением выполнены компанией Nano power и не обладают высокой емкостью. Выручают элементы LTO, которые позволяют производить разрядку с высокими зарядными токами. Таким образом, на выходе имеем значительно большую мощность. Пять баллонов для заправки водородом находятся в той части автобуса, которая скрыта от глаз панелями крыши. Они изготовлены компанией Luxfer и могут удерживать 39 кг водорода под давлением 350 бар.
Заправка газом осуществляется через штуцер над передней частью шасси. На крыше за газовыми баллонами (на уровне средней двери) находится полная сборка топливных элементов Ballard. Рядом расположена система охлаждения топливных элементов Grayson, имеющая контур водяного охлаждения. В задней части салона установлен кондиционер Valeo, а на крыше – контейнер RU 10 со встроенным преобразователем. У техники имеются следующие основные технические характеристики:
✅ длина – 12 020 мм
✅ ширина – 2550 мм
✅ высота – 3430 мм
✅ количество мест – 26
✅количество пассажиров – до 85
✅ дальность на одной заправке – 350 км
✅ емкость бака с водородом – 39 кг
Сегодняшняя цена H'City колеблется от 600 до 700 тысяч евро. Это вдвое выше стоимости дизельного автобуса подобной конфигурации. Но речь пока не идет о массовом производстве. Если вопрос решится положительно, то с увеличением количества водородных автобусов, естественно, будет снижаться и их цена. Тем более, что стартовала работа над другими прототипами с водородными моторами. Компания через год планирует представить еще три разных варианта с другими кузовами и новыми типами электротехники.
H'City – это полностью экологический транспорт, который во время работы выделяет в атмосферу только водяной пар. Он является естественным следствием химической реакции между водородом и кислородом из воздуха. Еще одним плюсом можно считать такой же, как и у электробусов низкий уровень шума. А вот подзарядка водородных элементов происходит в разы быстрее, чем обычных аккумуляторов.
Водородный автобус представляет собой интересную альтернативу монополии классических ДВС и нарастающей популярности электромоторов. Это интересует муниципалитеты многих крупных городов разных стран мира. Ведь ситуация в мире очень нестабильна, и в любой момент какой-то из видов топлива может оказаться в остром дефиците.
Поэтому если ваш городской транспорт использует только этот вид, то вы окажетесь в очень сложном положении. Близком к парализации всего движения. Таким образом, чем более разносторонним является питание транспортного парка, тем менее он уязвим в случае ценовых или рыночных колебаний.
Производители прекрасно понимают все сложности, которые сейчас стоят на пути внедрения подобной техники. Это и подготовка необходимой инфраструктуры, и изменение мышления самих людей. Сегодняшнее состояние экологии требует, чтобы не менее трети моторной техники было безвредной для окружающей среды. Сегодня в фаворе электродвигатели, но смогут ли в будущем автобусы и другая техника с водородными двигателями создать им достойную конкуренцию? Создатели Skoda H'City уверены, что да.
Скептики придерживаются противоположного мнения. Ведь даже представленный образец водородного автобуса не избежал ряда дефектов в конструкции и деталях интерьера. Это произошло по причине использования кузова от турецкой Temsa, известной своим непостоянным качеством. Конечно, для опытного образца это не является трагичным, но неплохая «ложка дегтя» в распиаренную новинку.
В общем, ближайшее время покажет как приживутся автобусы с водородными двигателями. А рассматриваемый образец очень скоро отправится на пражский маршрут № 170, пролегающий мимо киностудии Баррандов. Спустя два года администрация одобрит или нет его дальнейшую эксплуатацию и производство.
Позже к этой теме возвращались только во время энергетических дефицитов. Например, в блокадном Ленинграде на такое топливо перевели почти шесть сотен грузовых автомобилей ГАЗ-АА. Так пришлось выходить из ситуации, когда в тяжелых условиях войны и затрудненного снабжения имелся сильный недостаток бензина.
На технику с водородным двигателем наносятся соответствующие пометки. Фото: youtube.com
В современной истории к проблеме нехватки ГСМ добавились еще два важных фактора: экология и стремление некоторых стран к энергетической независимости. Поэтому в последние десятилетия тема двигателя, работающего на водороде, как говорится, в тренде. Ведь даже российский КАМАЗ сделал подвижку в этом направлении, предложив конструкцию автобуса на альтернативном виде топлива.
Первый водородный автобус Skoda
Ученые подсчитали, что в прошлом десятилетии почти четверть вредных выбросов в атмосферу «обеспечили» именно работающие двигатели различных транспортных средств. И если на суше (по причине близости людей и их жилого сектора) еще предпринимаются какие-то программы и защитные конструкции, то в открытом океане можно засорять атмосферу не стесняясь. Выхлопные газы морских судов в течение года отправляют в воздушное пространство более миллиарда тонн диоксида углерода.
Skoda H'City на престижной немецкой автовыставке. Фото: youtube.com
На сегодня имеется международный опыт применения водорода в качестве бортового питания для некоторых судов, грузовых автомобилей и самолетов. Для последних 17 лет назад начали формироваться стандарты сертификации. Это подтверждает серьезные намерения использовать такое топливо в некоторых летательных аппаратах на постоянной основе. Два года назад североирландская Wright StreetDeck представила двухэтажный автобус с водородным двигателем.
Первые попытки чешских специалистов двигаться в этом направлении предпринимались еще около 14 лет назад. Но тогда дело не дошло до серийного производства. В 2009 году прототип с торговым названием TriHyBus не очень успешно прошел испытания в качестве экспериментального общественного транспорта в Нератовицах. Сейчас на предприятии Skoda настроены гораздо серьезнее и осенью прошлого года отправили на испытания в чешскую столицу водородный автобус H'City.
Автобус Skoda H'City использует комбинацию топливных элементов и аккумуляторов. Здесь установлена система ячеек Ballard FC Move 70.
В качестве базового для постройки новой техники выступил электробус Skoda 36 BB. А вот с его сборкой вообще создалась анекдотическая ситуации. В Чехии готовился проект нового закона, призванного сделать испытания новой техники более тщательными. Поэтому еще не совсем достроенный автобус быстренько переправили на испытательный полигон в Нератовице, чтобы формально провести там заправку на водородной станции и таким образом избежать сложностей нового законодательства.
Технические показатели нового автобуса
Ячейки, работающие на водородном топливе, обеспечивают мощность около 100 л. с. Конечно, этого совсем недостаточно для полноценного функционирования большого автобуса. Здесь на помощь приходят тяговые батареи, постоянно заряжающиеся от топливных элементов. В общем, в момент максимальной нагрузки 218-сильный асинхронный двигатель не подведет. Кстати, в будущем планируется установка и синхронных силовых агрегатов с постоянными магнитами. Гибридной мощности должно хватить примерно на 350 километров автономного движения.
Удобное рабочее место водителя. Фото: youtube.com
Аккумуляторы с водяным охлаждением выполнены компанией Nano power и не обладают высокой емкостью. Выручают элементы LTO, которые позволяют производить разрядку с высокими зарядными токами. Таким образом, на выходе имеем значительно большую мощность. Пять баллонов для заправки водородом находятся в той части автобуса, которая скрыта от глаз панелями крыши. Они изготовлены компанией Luxfer и могут удерживать 39 кг водорода под давлением 350 бар.
Заправка газом осуществляется через штуцер над передней частью шасси. На крыше за газовыми баллонами (на уровне средней двери) находится полная сборка топливных элементов Ballard. Рядом расположена система охлаждения топливных элементов Grayson, имеющая контур водяного охлаждения. В задней части салона установлен кондиционер Valeo, а на крыше – контейнер RU 10 со встроенным преобразователем. У техники имеются следующие основные технические характеристики:
✅ длина – 12 020 мм
✅ ширина – 2550 мм
✅ высота – 3430 мм
✅ количество мест – 26
✅количество пассажиров – до 85
✅ дальность на одной заправке – 350 км
✅ емкость бака с водородом – 39 кг
Сегодняшняя цена H'City колеблется от 600 до 700 тысяч евро. Это вдвое выше стоимости дизельного автобуса подобной конфигурации. Но речь пока не идет о массовом производстве. Если вопрос решится положительно, то с увеличением количества водородных автобусов, естественно, будет снижаться и их цена. Тем более, что стартовала работа над другими прототипами с водородными моторами. Компания через год планирует представить еще три разных варианта с другими кузовами и новыми типами электротехники.
Перспективы водородных автобусов
H'City – это полностью экологический транспорт, который во время работы выделяет в атмосферу только водяной пар. Он является естественным следствием химической реакции между водородом и кислородом из воздуха. Еще одним плюсом можно считать такой же, как и у электробусов низкий уровень шума. А вот подзарядка водородных элементов происходит в разы быстрее, чем обычных аккумуляторов.
Водородный автобус представляет собой интересную альтернативу монополии классических ДВС и нарастающей популярности электромоторов. Это интересует муниципалитеты многих крупных городов разных стран мира. Ведь ситуация в мире очень нестабильна, и в любой момент какой-то из видов топлива может оказаться в остром дефиците.
Электробус Skoda E'City, послуживший основой для водородного. Фото: youtube.com
Поэтому если ваш городской транспорт использует только этот вид, то вы окажетесь в очень сложном положении. Близком к парализации всего движения. Таким образом, чем более разносторонним является питание транспортного парка, тем менее он уязвим в случае ценовых или рыночных колебаний.
Производители прекрасно понимают все сложности, которые сейчас стоят на пути внедрения подобной техники. Это и подготовка необходимой инфраструктуры, и изменение мышления самих людей. Сегодняшнее состояние экологии требует, чтобы не менее трети моторной техники было безвредной для окружающей среды. Сегодня в фаворе электродвигатели, но смогут ли в будущем автобусы и другая техника с водородными двигателями создать им достойную конкуренцию? Создатели Skoda H'City уверены, что да.
Скептики придерживаются противоположного мнения. Ведь даже представленный образец водородного автобуса не избежал ряда дефектов в конструкции и деталях интерьера. Это произошло по причине использования кузова от турецкой Temsa, известной своим непостоянным качеством. Конечно, для опытного образца это не является трагичным, но неплохая «ложка дегтя» в распиаренную новинку.
В головной надписи акцентировали внимание на страну-производителя. Фото: youtube.com
В общем, ближайшее время покажет как приживутся автобусы с водородными двигателями. А рассматриваемый образец очень скоро отправится на пражский маршрут № 170, пролегающий мимо киностудии Баррандов. Спустя два года администрация одобрит или нет его дальнейшую эксплуатацию и производство.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...