Водородный автобус H'City – новинка от чешской компании Skoda
Первая попытка конструирования ДВС, работающего на водороде предпринималась более 200 лет назад. В 1806 году швейцарский изобретатель де Риваз избрал именно этот небезопасный газ в качестве топлива для двигателя собственного производства. Хотя он получил действующий образец техники, но коммерческого успеха и продолжения проект не имел.
Позже к этой теме возвращались только во время энергетических дефицитов. Например, в блокадном Ленинграде на такое топливо перевели почти шесть сотен грузовых автомобилей ГАЗ-АА. Так пришлось выходить из ситуации, когда в тяжелых условиях войны и затрудненного снабжения имелся сильный недостаток бензина.
В современной истории к проблеме нехватки ГСМ добавились еще два важных фактора: экология и стремление некоторых стран к энергетической независимости. Поэтому в последние десятилетия тема двигателя, работающего на водороде, как говорится, в тренде. Ведь даже российский КАМАЗ сделал подвижку в этом направлении, предложив конструкцию автобуса на альтернативном виде топлива.
Ученые подсчитали, что в прошлом десятилетии почти четверть вредных выбросов в атмосферу «обеспечили» именно работающие двигатели различных транспортных средств. И если на суше (по причине близости людей и их жилого сектора) еще предпринимаются какие-то программы и защитные конструкции, то в открытом океане можно засорять атмосферу не стесняясь. Выхлопные газы морских судов в течение года отправляют в воздушное пространство более миллиарда тонн диоксида углерода.
На сегодня имеется международный опыт применения водорода в качестве бортового питания для некоторых судов, грузовых автомобилей и самолетов. Для последних 17 лет назад начали формироваться стандарты сертификации. Это подтверждает серьезные намерения использовать такое топливо в некоторых летательных аппаратах на постоянной основе. Два года назад североирландская Wright StreetDeck представила двухэтажный автобус с водородным двигателем.
Первые попытки чешских специалистов двигаться в этом направлении предпринимались еще около 14 лет назад. Но тогда дело не дошло до серийного производства. В 2009 году прототип с торговым названием TriHyBus не очень успешно прошел испытания в качестве экспериментального общественного транспорта в Нератовицах. Сейчас на предприятии Skoda настроены гораздо серьезнее и осенью прошлого года отправили на испытания в чешскую столицу водородный автобус H'City.
В качестве базового для постройки новой техники выступил электробус Skoda 36 BB. А вот с его сборкой вообще создалась анекдотическая ситуации. В Чехии готовился проект нового закона, призванного сделать испытания новой техники более тщательными. Поэтому еще не совсем достроенный автобус быстренько переправили на испытательный полигон в Нератовице, чтобы формально провести там заправку на водородной станции и таким образом избежать сложностей нового законодательства.
Ячейки, работающие на водородном топливе, обеспечивают мощность около 100 л. с. Конечно, этого совсем недостаточно для полноценного функционирования большого автобуса. Здесь на помощь приходят тяговые батареи, постоянно заряжающиеся от топливных элементов. В общем, в момент максимальной нагрузки 218-сильный асинхронный двигатель не подведет. Кстати, в будущем планируется установка и синхронных силовых агрегатов с постоянными магнитами. Гибридной мощности должно хватить примерно на 350 километров автономного движения.
Аккумуляторы с водяным охлаждением выполнены компанией Nano power и не обладают высокой емкостью. Выручают элементы LTO, которые позволяют производить разрядку с высокими зарядными токами. Таким образом, на выходе имеем значительно большую мощность. Пять баллонов для заправки водородом находятся в той части автобуса, которая скрыта от глаз панелями крыши. Они изготовлены компанией Luxfer и могут удерживать 39 кг водорода под давлением 350 бар.
Заправка газом осуществляется через штуцер над передней частью шасси. На крыше за газовыми баллонами (на уровне средней двери) находится полная сборка топливных элементов Ballard. Рядом расположена система охлаждения топливных элементов Grayson, имеющая контур водяного охлаждения. В задней части салона установлен кондиционер Valeo, а на крыше – контейнер RU 10 со встроенным преобразователем. У техники имеются следующие основные технические характеристики:
✅ длина – 12 020 мм
✅ ширина – 2550 мм
✅ высота – 3430 мм
✅ количество мест – 26
✅количество пассажиров – до 85
✅ дальность на одной заправке – 350 км
✅ емкость бака с водородом – 39 кг
Сегодняшняя цена H'City колеблется от 600 до 700 тысяч евро. Это вдвое выше стоимости дизельного автобуса подобной конфигурации. Но речь пока не идет о массовом производстве. Если вопрос решится положительно, то с увеличением количества водородных автобусов, естественно, будет снижаться и их цена. Тем более, что стартовала работа над другими прототипами с водородными моторами. Компания через год планирует представить еще три разных варианта с другими кузовами и новыми типами электротехники.
H'City – это полностью экологический транспорт, который во время работы выделяет в атмосферу только водяной пар. Он является естественным следствием химической реакции между водородом и кислородом из воздуха. Еще одним плюсом можно считать такой же, как и у электробусов низкий уровень шума. А вот подзарядка водородных элементов происходит в разы быстрее, чем обычных аккумуляторов.
Водородный автобус представляет собой интересную альтернативу монополии классических ДВС и нарастающей популярности электромоторов. Это интересует муниципалитеты многих крупных городов разных стран мира. Ведь ситуация в мире очень нестабильна, и в любой момент какой-то из видов топлива может оказаться в остром дефиците.
Поэтому если ваш городской транспорт использует только этот вид, то вы окажетесь в очень сложном положении. Близком к парализации всего движения. Таким образом, чем более разносторонним является питание транспортного парка, тем менее он уязвим в случае ценовых или рыночных колебаний.
Производители прекрасно понимают все сложности, которые сейчас стоят на пути внедрения подобной техники. Это и подготовка необходимой инфраструктуры, и изменение мышления самих людей. Сегодняшнее состояние экологии требует, чтобы не менее трети моторной техники было безвредной для окружающей среды. Сегодня в фаворе электродвигатели, но смогут ли в будущем автобусы и другая техника с водородными двигателями создать им достойную конкуренцию? Создатели Skoda H'City уверены, что да.
Скептики придерживаются противоположного мнения. Ведь даже представленный образец водородного автобуса не избежал ряда дефектов в конструкции и деталях интерьера. Это произошло по причине использования кузова от турецкой Temsa, известной своим непостоянным качеством. Конечно, для опытного образца это не является трагичным, но неплохая «ложка дегтя» в распиаренную новинку.
В общем, ближайшее время покажет как приживутся автобусы с водородными двигателями. А рассматриваемый образец очень скоро отправится на пражский маршрут № 170, пролегающий мимо киностудии Баррандов. Спустя два года администрация одобрит или нет его дальнейшую эксплуатацию и производство.
Позже к этой теме возвращались только во время энергетических дефицитов. Например, в блокадном Ленинграде на такое топливо перевели почти шесть сотен грузовых автомобилей ГАЗ-АА. Так пришлось выходить из ситуации, когда в тяжелых условиях войны и затрудненного снабжения имелся сильный недостаток бензина.
На технику с водородным двигателем наносятся соответствующие пометки. Фото: youtube.com
В современной истории к проблеме нехватки ГСМ добавились еще два важных фактора: экология и стремление некоторых стран к энергетической независимости. Поэтому в последние десятилетия тема двигателя, работающего на водороде, как говорится, в тренде. Ведь даже российский КАМАЗ сделал подвижку в этом направлении, предложив конструкцию автобуса на альтернативном виде топлива.
Первый водородный автобус Skoda
Ученые подсчитали, что в прошлом десятилетии почти четверть вредных выбросов в атмосферу «обеспечили» именно работающие двигатели различных транспортных средств. И если на суше (по причине близости людей и их жилого сектора) еще предпринимаются какие-то программы и защитные конструкции, то в открытом океане можно засорять атмосферу не стесняясь. Выхлопные газы морских судов в течение года отправляют в воздушное пространство более миллиарда тонн диоксида углерода.
Skoda H'City на престижной немецкой автовыставке. Фото: youtube.com
На сегодня имеется международный опыт применения водорода в качестве бортового питания для некоторых судов, грузовых автомобилей и самолетов. Для последних 17 лет назад начали формироваться стандарты сертификации. Это подтверждает серьезные намерения использовать такое топливо в некоторых летательных аппаратах на постоянной основе. Два года назад североирландская Wright StreetDeck представила двухэтажный автобус с водородным двигателем.
Первые попытки чешских специалистов двигаться в этом направлении предпринимались еще около 14 лет назад. Но тогда дело не дошло до серийного производства. В 2009 году прототип с торговым названием TriHyBus не очень успешно прошел испытания в качестве экспериментального общественного транспорта в Нератовицах. Сейчас на предприятии Skoda настроены гораздо серьезнее и осенью прошлого года отправили на испытания в чешскую столицу водородный автобус H'City.
Автобус Skoda H'City использует комбинацию топливных элементов и аккумуляторов. Здесь установлена система ячеек Ballard FC Move 70.
В качестве базового для постройки новой техники выступил электробус Skoda 36 BB. А вот с его сборкой вообще создалась анекдотическая ситуации. В Чехии готовился проект нового закона, призванного сделать испытания новой техники более тщательными. Поэтому еще не совсем достроенный автобус быстренько переправили на испытательный полигон в Нератовице, чтобы формально провести там заправку на водородной станции и таким образом избежать сложностей нового законодательства.
Технические показатели нового автобуса
Ячейки, работающие на водородном топливе, обеспечивают мощность около 100 л. с. Конечно, этого совсем недостаточно для полноценного функционирования большого автобуса. Здесь на помощь приходят тяговые батареи, постоянно заряжающиеся от топливных элементов. В общем, в момент максимальной нагрузки 218-сильный асинхронный двигатель не подведет. Кстати, в будущем планируется установка и синхронных силовых агрегатов с постоянными магнитами. Гибридной мощности должно хватить примерно на 350 километров автономного движения.
Удобное рабочее место водителя. Фото: youtube.com
Аккумуляторы с водяным охлаждением выполнены компанией Nano power и не обладают высокой емкостью. Выручают элементы LTO, которые позволяют производить разрядку с высокими зарядными токами. Таким образом, на выходе имеем значительно большую мощность. Пять баллонов для заправки водородом находятся в той части автобуса, которая скрыта от глаз панелями крыши. Они изготовлены компанией Luxfer и могут удерживать 39 кг водорода под давлением 350 бар.
Заправка газом осуществляется через штуцер над передней частью шасси. На крыше за газовыми баллонами (на уровне средней двери) находится полная сборка топливных элементов Ballard. Рядом расположена система охлаждения топливных элементов Grayson, имеющая контур водяного охлаждения. В задней части салона установлен кондиционер Valeo, а на крыше – контейнер RU 10 со встроенным преобразователем. У техники имеются следующие основные технические характеристики:
✅ длина – 12 020 мм
✅ ширина – 2550 мм
✅ высота – 3430 мм
✅ количество мест – 26
✅количество пассажиров – до 85
✅ дальность на одной заправке – 350 км
✅ емкость бака с водородом – 39 кг
Сегодняшняя цена H'City колеблется от 600 до 700 тысяч евро. Это вдвое выше стоимости дизельного автобуса подобной конфигурации. Но речь пока не идет о массовом производстве. Если вопрос решится положительно, то с увеличением количества водородных автобусов, естественно, будет снижаться и их цена. Тем более, что стартовала работа над другими прототипами с водородными моторами. Компания через год планирует представить еще три разных варианта с другими кузовами и новыми типами электротехники.
Перспективы водородных автобусов
H'City – это полностью экологический транспорт, который во время работы выделяет в атмосферу только водяной пар. Он является естественным следствием химической реакции между водородом и кислородом из воздуха. Еще одним плюсом можно считать такой же, как и у электробусов низкий уровень шума. А вот подзарядка водородных элементов происходит в разы быстрее, чем обычных аккумуляторов.
Водородный автобус представляет собой интересную альтернативу монополии классических ДВС и нарастающей популярности электромоторов. Это интересует муниципалитеты многих крупных городов разных стран мира. Ведь ситуация в мире очень нестабильна, и в любой момент какой-то из видов топлива может оказаться в остром дефиците.
Электробус Skoda E'City, послуживший основой для водородного. Фото: youtube.com
Поэтому если ваш городской транспорт использует только этот вид, то вы окажетесь в очень сложном положении. Близком к парализации всего движения. Таким образом, чем более разносторонним является питание транспортного парка, тем менее он уязвим в случае ценовых или рыночных колебаний.
Производители прекрасно понимают все сложности, которые сейчас стоят на пути внедрения подобной техники. Это и подготовка необходимой инфраструктуры, и изменение мышления самих людей. Сегодняшнее состояние экологии требует, чтобы не менее трети моторной техники было безвредной для окружающей среды. Сегодня в фаворе электродвигатели, но смогут ли в будущем автобусы и другая техника с водородными двигателями создать им достойную конкуренцию? Создатели Skoda H'City уверены, что да.
Скептики придерживаются противоположного мнения. Ведь даже представленный образец водородного автобуса не избежал ряда дефектов в конструкции и деталях интерьера. Это произошло по причине использования кузова от турецкой Temsa, известной своим непостоянным качеством. Конечно, для опытного образца это не является трагичным, но неплохая «ложка дегтя» в распиаренную новинку.
В головной надписи акцентировали внимание на страну-производителя. Фото: youtube.com
В общем, ближайшее время покажет как приживутся автобусы с водородными двигателями. А рассматриваемый образец очень скоро отправится на пражский маршрут № 170, пролегающий мимо киностудии Баррандов. Спустя два года администрация одобрит или нет его дальнейшую эксплуатацию и производство.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...