Tata Nano: худая слава – тоже слава
940

Tata Nano: худая слава – тоже слава

Каждый автомобиль – творение чьих-то рук, воплощение идей. Каждый по-своему уникален и достоин внимания. Но есть особенные модели, которые еще до создания заявлены как «самые-самые». Обычно их появление сопровождается газетной шумихой, ажиотажем, нетерпеливым ожиданием публики.


Так было с индийской Tata Nano: производитель представил свой будущий проект как самый дешевый на планете. Автомобильный мир затаил дыхание: не унималась только пресса, подогревая всеобщий интерес. Результат получился ошеломляющим, но вовсе не в том плане, который анонсировал разработчик. Да, модель Tata Nano вышла по цене, эквивалентной хорошему комплекту авторезины, однако не встретила восторженных воплей благодарных пользователей. Почему?

С чего все началось


Ратан Тата – предприниматель, богатейший и уважаемый гражданин Индии, владелец одноименной автомобильной компании. Наблюдая однажды, как семья из четырех человек садится на 2-местный скутер в дождливую погоду, проникся душой к бедным людям. Сытый и счастливый Ратан задумался, как помочь и облегчить жизнь простому обывателю, для которого скутер – предел возможностей.

Tata Nano: худая слава – тоже слава Так выглядит самый дешевый на планете автомобиль Tata Nano. Фото: YouTube.com

Тогда родилась идея Tata Nano. Владелец «заводов, газет, пароходов» определил, что его новый автомобиль будет чуть дороже скутера, но доступен каждой семье. За базовый отсчет стоимости мультимиллиардер взял 100 тыс. рупий. По тогдашнему курсу это составляло 1 700 долларов США или 59 600 российских рублей. Дело было в 2008 году.

Но Ратан Тата обещал и другое: машина будет комфортабельной, безопасной, хорошо оснащенной. Предприятие станет продавать в год по 250 тыс. экземпляров плюс сколько-то на экспорт, что поднимет индийский авторынок на 70-80 %.

Компактный Tata Nano ловко маневрирует в дорожном потоке. Фото: YouTube.com

Увы, благим намерениям не суждено было сбыться: Tata Nano нацеплял столько негатива и неприятных прозвищ, что возглавил список мировых автомобильных лузеров. Взглянем на машину.

Обзор Tata Nano


К разработке конструкции и поставке комплектующих предприниматель привлек маститых «Бош» и «Континенталь», что-то брали у Federal Mogul и Behr. А дизайн разрабатывали итальянцы из безупречной и всемирно известной компании IDEA Institute.

Автомобиль вынесли на суд зрителей (будущих пользователей) на автошоу в Нью-Дели: производитель не сорвал оваций и не посрамил скептиков, которые изначально предрекали крах проекта. Публика увидела микролитражку в кузове хэтчбек несуразной внешности, непривычных пропорций и миниатюрных размеров... А за счет чего, извините, вы хотели снижение стоимости?

Колеса Tata Nano R12. Фото: YouTube.com

Габариты автомобиля и другие данные:

✅ Длинна – 3149 мм
✅ Ширина – 1645 мм
✅ Высота – 1678 мм
✅ Клиренс – 180 мм
✅ Колесная база – 2265 мм
✅ Бензобак – 15 л
✅ Снаряженная масса – 635 кг

Представленный микрокар был без сколько-нибудь оформленного, вытянутого вперед капота, отсутствовал и багажник. Отделение для поклажи было, но его еще нужно поискать: потяните за 2 петельки заднего дивана, откиньте его, и здесь, в объеме 135 л, вы сможете разместить свои сумки. При сложенных задних сидениях можно получить 500-литровый багажный отсек.

Багажник и мотор Tata Nano спрятаны за задним диваном. Фото: YouTube.com

Крышка капота открывает взору очень тесное пространство, в котором лежит запаска и расположена заливная горловина бензобака. Бампер в цвет кузова. Количество дверей – 4, число ездоков – такое же. Хром-пакет бедный, дуги перед бампером грубые. К слову, двери без уплотнителей, так что «дверями не хлопай – не холодильник» тут не работает. Приятное впечатления оставляют стильные воздухозаборники, расположенные за задними дверями над колесами.

Запаска и заливная горловина Tata Nano находятся спереди. Фото: YouTube.com

Итальянские дизайнеры не учли индийский менталитет, для которого авто – это четкое очертание капота и кузова, багажник с дверью. То есть классический седан, на подобие «Амбассадора», или хэтч, вроде «Судзуки».

А здесь народ увидел

собачью будку на колесиках от сумки-тележки


Но, по совести, разве это уродец, монстр? Нет. Будем объективными, не станем закидывать симпатичную машинку помидорами.

Силуэт Tata Nano непривычен, но вызывает улыбки. Фото: YouTube.com

Кстати, о «колесиках»: разновеликие скаты с посадочным диаметром R12 для лучшей управляемости спереди имеют ширину 135 мм, сзади – 155 мм.


В салоне Tata Nano


Это тот случай, когда внутри автомобиль кажется больше, чем снаружи, что порадовало среднестатистического индийца с семьей из 4 членов. Светло и просторно, посадка легкая, колени пассажиров на галерке не упираются в передние сиденья. Автокресла удобные, хоть и без намека на боковые поддержки.

В салоне Tata Nano. Фото: YouTube.com

Дальше разочарования: кондиционера и отопителя нет (доплатите!), обивка – дешевый дермантин, оплетка руля несерьезная. Пластиковые панели, однако, приличного качества. Половое покрытие с фирменным логотипом выглядит невзрачным.

Приборов минимум: спидометр, одометр, указатель уровня топлива. Все это и еще 6 ламп расположено на центральной консоли посередине. Неожиданно радостной оказалась подсветка: красная стрелка ползет по оранжевой шкале.

Приборы Tata Nano радуют красочной расцветкой. Фото: YouTube.com

Руль без усилителя, правда, легкий за счет низкого веса авто и узких передних колес. Отсутствие подушек безопасности и полезных опций в виде ABS, а также слабая шумоизоляция индийца не смущает. Дворник один, управляется с подрулевого рычага, но охватывает стекло полностью. Мотоциклетная АКБ обнаруживается под водительским креслом, мотор – под багажником.

Характеристики двигателя, ходовая, динамика Tata Nano


Микрокар с приводом на задние колеса получил 35-сильную силовую установку объемом 624 см3. Компоновка 2-цилиндрового двигателя задняя. КПП 4-диапазонная механическая.

Tata Nano развивает максимальную скорость 105 км/ч. Разгонная динамика повергает в уныние – 32,6 сек до заветной «сотни». Отсюда еще одно меткое прозвище самого дешевого авто в мире – четырехколесный рикша. Зато расход горючего составляет 5 л на 100 км.

Кузов Tata Nano работает на аэродинамику, однако разгон до 100 км плачевный. Фото: YouTube.com

Подвеска, хоть и МакФерсон спереди и независимая конструкция сзади, крайне жесткая. С учетом парусности, которую создает высокий кузов, езда создает впечатление корабельной качки. Тормоза по кругу 7,2-дюймовые барабанные.

Обещанная безопасность


За что-то модель можно было поругать, но смириться, к каким-то качествам привыкнуть, на другие не обращать внимание. Но безопасность экипажа – дело серьезное. Мало того, что несколько авто из первых партий сгорели по непонятным причинам, так еще краш-тесты показали сенсационные результаты – ноль баллов во всех дисциплинах.

Сертифицированная организация Global NCAP провела испытание индийского «народного» автомобиля в базовой комплектации и вынесла вердикт: столкнись машина с препятствием на скорости 64 км/ч, шансов выжить у экипажа нет. Оснащать Tata Nano подушками безопасности при такой слабой структуре кузова не имеет смысла, заключили спецы.

На краш-тесте Tata Nano не взял ни одну звезду. Фото: YouTube.com

Это обстоятельство сыграло решающую роль в закрытии проекта в 2018 году. Конечно, были и другие причины, среди которых аналитики называют изначально неправильную маркетинговую политику производителя. На машину сразу навесили ярлык «дешевый», а не «доступный», «недорогой». Tata Nano действительно и был самым дешевым в мире, но до предела некачественным, оскорбительно упрощенным. А тут еще, как выяснилось, небезопасным.

Больше всего машин было реализовано в 2011 году (более 74 тыс.), затем продажи ушли в крутое пике. Сегодня по запросу «купить Tata Nano» в России едва ли наберется 4 экземпляра по цене 75 тыс. руб.

Итак, проект закрыт, а слава осталась. Плохая, но слава. А ведь чего стоил благородный порыв владельца «заводов, газет…»!
А вы купили бы самый дешевый в мире автомобиль?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...