Tata Nano: худая слава – тоже слава
Каждый автомобиль – творение чьих-то рук, воплощение идей. Каждый по-своему уникален и достоин внимания. Но есть особенные модели, которые еще до создания заявлены как «самые-самые». Обычно их появление сопровождается газетной шумихой, ажиотажем, нетерпеливым ожиданием публики.
Так было с индийской Tata Nano: производитель представил свой будущий проект как самый дешевый на планете. Автомобильный мир затаил дыхание: не унималась только пресса, подогревая всеобщий интерес. Результат получился ошеломляющим, но вовсе не в том плане, который анонсировал разработчик. Да, модель Tata Nano вышла по цене, эквивалентной хорошему комплекту авторезины, однако не встретила восторженных воплей благодарных пользователей. Почему?
Ратан Тата – предприниматель, богатейший и уважаемый гражданин Индии, владелец одноименной автомобильной компании. Наблюдая однажды, как семья из четырех человек садится на 2-местный скутер в дождливую погоду, проникся душой к бедным людям. Сытый и счастливый Ратан задумался, как помочь и облегчить жизнь простому обывателю, для которого скутер – предел возможностей.
Тогда родилась идея Tata Nano. Владелец «заводов, газет, пароходов» определил, что его новый автомобиль будет чуть дороже скутера, но доступен каждой семье. За базовый отсчет стоимости мультимиллиардер взял 100 тыс. рупий. По тогдашнему курсу это составляло 1 700 долларов США или 59 600 российских рублей. Дело было в 2008 году.
Но Ратан Тата обещал и другое: машина будет комфортабельной, безопасной, хорошо оснащенной. Предприятие станет продавать в год по 250 тыс. экземпляров плюс сколько-то на экспорт, что поднимет индийский авторынок на 70-80 %.
Увы, благим намерениям не суждено было сбыться: Tata Nano нацеплял столько негатива и неприятных прозвищ, что возглавил список мировых автомобильных лузеров. Взглянем на машину.
К разработке конструкции и поставке комплектующих предприниматель привлек маститых «Бош» и «Континенталь», что-то брали у Federal Mogul и Behr. А дизайн разрабатывали итальянцы из безупречной и всемирно известной компании IDEA Institute.
Автомобиль вынесли на суд зрителей (будущих пользователей) на автошоу в Нью-Дели: производитель не сорвал оваций и не посрамил скептиков, которые изначально предрекали крах проекта. Публика увидела микролитражку в кузове хэтчбек несуразной внешности, непривычных пропорций и миниатюрных размеров... А за счет чего, извините, вы хотели снижение стоимости?
Габариты автомобиля и другие данные:
✅ Длинна – 3149 мм
✅ Ширина – 1645 мм
✅ Высота – 1678 мм
✅ Клиренс – 180 мм
✅ Колесная база – 2265 мм
✅ Бензобак – 15 л
✅ Снаряженная масса – 635 кг
Представленный микрокар был без сколько-нибудь оформленного, вытянутого вперед капота, отсутствовал и багажник. Отделение для поклажи было, но его еще нужно поискать: потяните за 2 петельки заднего дивана, откиньте его, и здесь, в объеме 135 л, вы сможете разместить свои сумки. При сложенных задних сидениях можно получить 500-литровый багажный отсек.
Крышка капота открывает взору очень тесное пространство, в котором лежит запаска и расположена заливная горловина бензобака. Бампер в цвет кузова. Количество дверей – 4, число ездоков – такое же. Хром-пакет бедный, дуги перед бампером грубые. К слову, двери без уплотнителей, так что «дверями не хлопай – не холодильник» тут не работает. Приятное впечатления оставляют стильные воздухозаборники, расположенные за задними дверями над колесами.
Итальянские дизайнеры не учли индийский менталитет, для которого авто – это четкое очертание капота и кузова, багажник с дверью. То есть классический седан, на подобие «Амбассадора», или хэтч, вроде «Судзуки».
А здесь народ увидел
Но, по совести, разве это уродец, монстр? Нет. Будем объективными, не станем закидывать симпатичную машинку помидорами.
Кстати, о «колесиках»: разновеликие скаты с посадочным диаметром R12 для лучшей управляемости спереди имеют ширину 135 мм, сзади – 155 мм.
Это тот случай, когда внутри автомобиль кажется больше, чем снаружи, что порадовало среднестатистического индийца с семьей из 4 членов. Светло и просторно, посадка легкая, колени пассажиров на галерке не упираются в передние сиденья. Автокресла удобные, хоть и без намека на боковые поддержки.
Дальше разочарования: кондиционера и отопителя нет (доплатите!), обивка – дешевый дермантин, оплетка руля несерьезная. Пластиковые панели, однако, приличного качества. Половое покрытие с фирменным логотипом выглядит невзрачным.
Приборов минимум: спидометр, одометр, указатель уровня топлива. Все это и еще 6 ламп расположено на центральной консоли посередине. Неожиданно радостной оказалась подсветка: красная стрелка ползет по оранжевой шкале.
Руль без усилителя, правда, легкий за счет низкого веса авто и узких передних колес. Отсутствие подушек безопасности и полезных опций в виде ABS, а также слабая шумоизоляция индийца не смущает. Дворник один, управляется с подрулевого рычага, но охватывает стекло полностью. Мотоциклетная АКБ обнаруживается под водительским креслом, мотор – под багажником.
Микрокар с приводом на задние колеса получил 35-сильную силовую установку объемом 624 см3. Компоновка 2-цилиндрового двигателя задняя. КПП 4-диапазонная механическая.
Tata Nano развивает максимальную скорость 105 км/ч. Разгонная динамика повергает в уныние – 32,6 сек до заветной «сотни». Отсюда еще одно меткое прозвище самого дешевого авто в мире – четырехколесный рикша. Зато расход горючего составляет 5 л на 100 км.
Подвеска, хоть и МакФерсон спереди и независимая конструкция сзади, крайне жесткая. С учетом парусности, которую создает высокий кузов, езда создает впечатление корабельной качки. Тормоза по кругу 7,2-дюймовые барабанные.
За что-то модель можно было поругать, но смириться, к каким-то качествам привыкнуть, на другие не обращать внимание. Но безопасность экипажа – дело серьезное. Мало того, что несколько авто из первых партий сгорели по непонятным причинам, так еще краш-тесты показали сенсационные результаты – ноль баллов во всех дисциплинах.
Сертифицированная организация Global NCAP провела испытание индийского «народного» автомобиля в базовой комплектации и вынесла вердикт: столкнись машина с препятствием на скорости 64 км/ч, шансов выжить у экипажа нет. Оснащать Tata Nano подушками безопасности при такой слабой структуре кузова не имеет смысла, заключили спецы.
Это обстоятельство сыграло решающую роль в закрытии проекта в 2018 году. Конечно, были и другие причины, среди которых аналитики называют изначально неправильную маркетинговую политику производителя. На машину сразу навесили ярлык «дешевый», а не «доступный», «недорогой». Tata Nano действительно и был самым дешевым в мире, но до предела некачественным, оскорбительно упрощенным. А тут еще, как выяснилось, небезопасным.
Больше всего машин было реализовано в 2011 году (более 74 тыс.), затем продажи ушли в крутое пике. Сегодня по запросу «купить Tata Nano» в России едва ли наберется 4 экземпляра по цене 75 тыс. руб.
Итак, проект закрыт, а слава осталась. Плохая, но слава. А ведь чего стоил благородный порыв владельца «заводов, газет…»!
Так было с индийской Tata Nano: производитель представил свой будущий проект как самый дешевый на планете. Автомобильный мир затаил дыхание: не унималась только пресса, подогревая всеобщий интерес. Результат получился ошеломляющим, но вовсе не в том плане, который анонсировал разработчик. Да, модель Tata Nano вышла по цене, эквивалентной хорошему комплекту авторезины, однако не встретила восторженных воплей благодарных пользователей. Почему?
С чего все началось
Ратан Тата – предприниматель, богатейший и уважаемый гражданин Индии, владелец одноименной автомобильной компании. Наблюдая однажды, как семья из четырех человек садится на 2-местный скутер в дождливую погоду, проникся душой к бедным людям. Сытый и счастливый Ратан задумался, как помочь и облегчить жизнь простому обывателю, для которого скутер – предел возможностей.
Так выглядит самый дешевый на планете автомобиль Tata Nano. Фото: YouTube.com
Тогда родилась идея Tata Nano. Владелец «заводов, газет, пароходов» определил, что его новый автомобиль будет чуть дороже скутера, но доступен каждой семье. За базовый отсчет стоимости мультимиллиардер взял 100 тыс. рупий. По тогдашнему курсу это составляло 1 700 долларов США или 59 600 российских рублей. Дело было в 2008 году.
Но Ратан Тата обещал и другое: машина будет комфортабельной, безопасной, хорошо оснащенной. Предприятие станет продавать в год по 250 тыс. экземпляров плюс сколько-то на экспорт, что поднимет индийский авторынок на 70-80 %.
Компактный Tata Nano ловко маневрирует в дорожном потоке. Фото: YouTube.com
Увы, благим намерениям не суждено было сбыться: Tata Nano нацеплял столько негатива и неприятных прозвищ, что возглавил список мировых автомобильных лузеров. Взглянем на машину.
Обзор Tata Nano
К разработке конструкции и поставке комплектующих предприниматель привлек маститых «Бош» и «Континенталь», что-то брали у Federal Mogul и Behr. А дизайн разрабатывали итальянцы из безупречной и всемирно известной компании IDEA Institute.
Автомобиль вынесли на суд зрителей (будущих пользователей) на автошоу в Нью-Дели: производитель не сорвал оваций и не посрамил скептиков, которые изначально предрекали крах проекта. Публика увидела микролитражку в кузове хэтчбек несуразной внешности, непривычных пропорций и миниатюрных размеров... А за счет чего, извините, вы хотели снижение стоимости?
Колеса Tata Nano R12. Фото: YouTube.com
Габариты автомобиля и другие данные:
✅ Длинна – 3149 мм
✅ Ширина – 1645 мм
✅ Высота – 1678 мм
✅ Клиренс – 180 мм
✅ Колесная база – 2265 мм
✅ Бензобак – 15 л
✅ Снаряженная масса – 635 кг
Представленный микрокар был без сколько-нибудь оформленного, вытянутого вперед капота, отсутствовал и багажник. Отделение для поклажи было, но его еще нужно поискать: потяните за 2 петельки заднего дивана, откиньте его, и здесь, в объеме 135 л, вы сможете разместить свои сумки. При сложенных задних сидениях можно получить 500-литровый багажный отсек.
Багажник и мотор Tata Nano спрятаны за задним диваном. Фото: YouTube.com
Крышка капота открывает взору очень тесное пространство, в котором лежит запаска и расположена заливная горловина бензобака. Бампер в цвет кузова. Количество дверей – 4, число ездоков – такое же. Хром-пакет бедный, дуги перед бампером грубые. К слову, двери без уплотнителей, так что «дверями не хлопай – не холодильник» тут не работает. Приятное впечатления оставляют стильные воздухозаборники, расположенные за задними дверями над колесами.
Запаска и заливная горловина Tata Nano находятся спереди. Фото: YouTube.com
Итальянские дизайнеры не учли индийский менталитет, для которого авто – это четкое очертание капота и кузова, багажник с дверью. То есть классический седан, на подобие «Амбассадора», или хэтч, вроде «Судзуки».
А здесь народ увидел
собачью будку на колесиках от сумки-тележки
Но, по совести, разве это уродец, монстр? Нет. Будем объективными, не станем закидывать симпатичную машинку помидорами.
Силуэт Tata Nano непривычен, но вызывает улыбки. Фото: YouTube.com
Кстати, о «колесиках»: разновеликие скаты с посадочным диаметром R12 для лучшей управляемости спереди имеют ширину 135 мм, сзади – 155 мм.
В салоне Tata Nano
Это тот случай, когда внутри автомобиль кажется больше, чем снаружи, что порадовало среднестатистического индийца с семьей из 4 членов. Светло и просторно, посадка легкая, колени пассажиров на галерке не упираются в передние сиденья. Автокресла удобные, хоть и без намека на боковые поддержки.
В салоне Tata Nano. Фото: YouTube.com
Дальше разочарования: кондиционера и отопителя нет (доплатите!), обивка – дешевый дермантин, оплетка руля несерьезная. Пластиковые панели, однако, приличного качества. Половое покрытие с фирменным логотипом выглядит невзрачным.
Приборов минимум: спидометр, одометр, указатель уровня топлива. Все это и еще 6 ламп расположено на центральной консоли посередине. Неожиданно радостной оказалась подсветка: красная стрелка ползет по оранжевой шкале.
Приборы Tata Nano радуют красочной расцветкой. Фото: YouTube.com
Руль без усилителя, правда, легкий за счет низкого веса авто и узких передних колес. Отсутствие подушек безопасности и полезных опций в виде ABS, а также слабая шумоизоляция индийца не смущает. Дворник один, управляется с подрулевого рычага, но охватывает стекло полностью. Мотоциклетная АКБ обнаруживается под водительским креслом, мотор – под багажником.
Характеристики двигателя, ходовая, динамика Tata Nano
Микрокар с приводом на задние колеса получил 35-сильную силовую установку объемом 624 см3. Компоновка 2-цилиндрового двигателя задняя. КПП 4-диапазонная механическая.
Tata Nano развивает максимальную скорость 105 км/ч. Разгонная динамика повергает в уныние – 32,6 сек до заветной «сотни». Отсюда еще одно меткое прозвище самого дешевого авто в мире – четырехколесный рикша. Зато расход горючего составляет 5 л на 100 км.
Кузов Tata Nano работает на аэродинамику, однако разгон до 100 км плачевный. Фото: YouTube.com
Подвеска, хоть и МакФерсон спереди и независимая конструкция сзади, крайне жесткая. С учетом парусности, которую создает высокий кузов, езда создает впечатление корабельной качки. Тормоза по кругу 7,2-дюймовые барабанные.
Обещанная безопасность
За что-то модель можно было поругать, но смириться, к каким-то качествам привыкнуть, на другие не обращать внимание. Но безопасность экипажа – дело серьезное. Мало того, что несколько авто из первых партий сгорели по непонятным причинам, так еще краш-тесты показали сенсационные результаты – ноль баллов во всех дисциплинах.
Сертифицированная организация Global NCAP провела испытание индийского «народного» автомобиля в базовой комплектации и вынесла вердикт: столкнись машина с препятствием на скорости 64 км/ч, шансов выжить у экипажа нет. Оснащать Tata Nano подушками безопасности при такой слабой структуре кузова не имеет смысла, заключили спецы.
На краш-тесте Tata Nano не взял ни одну звезду. Фото: YouTube.com
Это обстоятельство сыграло решающую роль в закрытии проекта в 2018 году. Конечно, были и другие причины, среди которых аналитики называют изначально неправильную маркетинговую политику производителя. На машину сразу навесили ярлык «дешевый», а не «доступный», «недорогой». Tata Nano действительно и был самым дешевым в мире, но до предела некачественным, оскорбительно упрощенным. А тут еще, как выяснилось, небезопасным.
Больше всего машин было реализовано в 2011 году (более 74 тыс.), затем продажи ушли в крутое пике. Сегодня по запросу «купить Tata Nano» в России едва ли наберется 4 экземпляра по цене 75 тыс. руб.
Итак, проект закрыт, а слава осталась. Плохая, но слава. А ведь чего стоил благородный порыв владельца «заводов, газет…»!
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....