ДТ-75 – один трактор, два завода
В любом колхозе или совхозе времен СССР можно было отыскать этого трудягу – гусеничный трактор ДТ-75. Речь идет о самой массовой модели сельскохозяйственной техники, востребованной и сегодня. Машины производились на двух заводах – в Волгограде (ВгТЗ) и Павлодаре (ПТЗ, Казахстан). На первом предприятии за период с 1963 (по некоторым данным с 1962-й) по 1995-й сошло с конвейера 1 млн. 652 тыс. 500 единиц техники. Второе предприятие выпустило за то же время 862 тыс. 300 экземпляров. Объемы впечатляют: но как удалось добиться таких результатов, чем был хорош трактор?
Первые образцы собрали в городе на Волге еще в 1960-м году. Модель оказалось удачной и было принято решение о ее массовом производстве. Но вот незадача – завод был не готов к выпуску новой техники и поэтому предприятие пришлось реконструировать, но что потребовалось время. Через три года завод приступил к серийному выпуску ДТ-75. За сутки с конвейера сходило почти сотня машин для «внутреннего потребления» и 25 единиц шло на экспорт. Но даже такие темпы не покрывали потребностей страны и зарубежных партнеров в гусеничных тракторах.
Поэтому в 1968-м организовали производство в Казахстане, городе Павлодаре. На предприятии сразу стали выпускать модифицированный вариант – ДТ-75М. Новые трактора получили собственное имя, по месту выпуска – «Казахстан» и имели свои отличительные особенности. Первая из них заключалась во внешнем виде: машины из Павлодара окрашены в синий или желтый (ДТ-75 МЛ, ДТ-75Т) цвет (верх иногда белый), из Волгограда – в красный.
Вместо индекса ДТ-75 на боковинах «восточного» трактора красовалась надпись: «Казахстан». Из других отличий можно отметить топливный бак, находящийся с левой стороны: подобная компоновка характерна для волгоградской техники (в народе такую машину называли «почтальон»).
А вот желтые трактора с большой квадратной угловатой кабиной (ДТ-75 МЛ) выпускали в Казахстане.
Несмотря на то, что трактор характеризовался простотой конструкции, он имел множество версий. Они отличались внешне, технически и по сфере использования. Всего можно выделить три поколения:
✅ трактора, выпускавшиеся с 1963-й по 1978-й
✅ 1978 – 2009
✅ 2009 – 2014
Например, были модели, предназначенные для работы на неустойчивых почвах, выпускались трактора для сцепления с дождевальной машиной, бульдозеры и т. д.
Наиболее популярные варианты ДТ-75 стоит рассмотреть подробнее.
Эта модель и стала базовой, сначала ее собирали в Волгограде, потом полностью передали на ПТЗ, где она сходила с конвейера вплоть до конца 80-х. Машина предназначалась для выполнения сельскохозяйственных работ. Первые партии тракторов оснащали дизельным мотором А-41И в 7,43 л, развивавшим 94 л. с. Затем машину стали комплектовать силовым агрегатом Д-245.552, выдававшим при 4,75 л объема 95,2 л. Новый двигатель оказался гораздо экономичнее старого.
Коробка – семиступенчатая «четырехходовка» осталась без изменений, как и сцепление – сухое, однодисковое. Но появилась опция: реверсивный редуктор, понижавший скорость до минимума при сохранении тяги. На ДТ-75М имелся ВОМ – вал отбора мощности, благодаря которому с трактором можно было агрегатировать прицепную сельхозтехнику. Предусмотрена (опционально) модифицированная версия ВОМ, где частота его вращения повышена до 1000 об/мин., исходный вариант – 540 об/мин. Кабину на версии «М» переместили вправо: она стала выше, просторнее.
Эту модификацию начали выпускать в Казахстане с 1986-го года. От других моделей в первую очередь она отличается кабиной, которая стала выше (2,923 м против прежних 2,304 м), получила амортизационное крепление, каркасную конструкцию. Установили более современную панель приборов и другое оборудование.
Двигатель – СМД-14 объемом 6,33 л имел мощность в 75 «лошадей». В отличие от предшественника, этот мотор располагал более эффективной системой охлаждения. Для эксплуатации в северных регионах предусматривался пусковой подогреватель ПЖБ-200. С 1991-го потенциальным покупателям ПТЗ предлагал и другие модели трактора, сделанные на базе ДТ-75МЛ.
Сегодня эту модель производят на тракторном заводе во Владимире. Машина обладает неплохими техническими характеристиками, которые и обусловили ее долгожительство. Бульдозер комплектуется четырехцилиндровым турбированным двигателем А-41 в 90 л. с., хотя есть версии с менее мощным мотором в 75 «лошадей». Машина способна передвигаться по пересеченной местности, въезжать на горки с уклоном не более 20°.
Особенность ДТ-75С – возможность присоединения к нему самого разного навесного оборудования. В первую очередь, это отвал, который может быть трех типов:
✅ неповоротный – применяется для сдвига грунта, снега и т. п. в одном направлении
✅ поворотный – рабочий орган дополнительно разворачивается влево и вправо
✅ универсальный – оснащен цилиндром, который позволяет отвалу «крутиться» на угол до 25° в обе стороны
Скорость вращения навесного ножа составляет 15 см/сек. Допустимая масса оборудования не должна превышать 0,9 тонны.
Машина снабжена предпусковым подогревателем, что облегчает старт в сильный мороз. Коробка передач имеет десять скоростей, что дает возможность работать, не перегружая двигатель и экономя топливо. Кабина комфортная – у тракториста хороший обзор во все стороны. В трансмиссию введены дополнительные элементы в виде рессор, понижающие дифферент бульдозера.
Это болотоход, оснащенный более широкими траками и двигателем с большей мощностью (80 л. с.). В конструкции машины предусмотрена защита силового агрегата и трансмиссии с помощью стальных поддонов.
ДТ-74Б предназначался для использования на разработках торфа и передвижения по заболоченным участкам местности, например, на лесоповале.
Эти модели также можно считать версиями ДТ-75МЛ. Первая из них используется в промышленности, вторая – сельском хозяйстве. Оба трактора имеют двигатели мощностью в 95 л. с. Все остальное – трансмиссия, ходовая часть идентичны ДТ-75 МЛ. Еще выпускаемые обоими заводами модели отличались конструкцией кабин. Например, у ДТ-75В, М, МВ и Н она была смещена вправо. Масса трактора, в зависимости от модификации, находится в диапазон от 5,9 до 7,2 т.
Интерес представляют варианты машины, выполненные на колесах. Это ДТ-75ДК, МЛК и КП. Выпускались они мелкими сериями.
В 1998 году завод в Павлодаре обанкротился и производство ДТ-75 перекочевало во Владимир. Выпускаемые там трактора отличаются более высокой мощностью двигателей – до 100 (РМ-120) и 170 (СМД-66) «лошадей». Б/у трактора можно купить и сегодня. Например, стоимость машины 2016 года находится в пределах 1,8 млн. руб. За трактор 1990-го просят всего 110 тыс. руб., причем иногда предлагают с навесным оборудованием. Бульдозер в хорошем состоянии продают за 170-200 тыс. руб. Все зависит от сохранности техники, года ее производства и наличия навесок.
Волгоград и Павлодар
Первые образцы собрали в городе на Волге еще в 1960-м году. Модель оказалось удачной и было принято решение о ее массовом производстве. Но вот незадача – завод был не готов к выпуску новой техники и поэтому предприятие пришлось реконструировать, но что потребовалось время. Через три года завод приступил к серийному выпуску ДТ-75. За сутки с конвейера сходило почти сотня машин для «внутреннего потребления» и 25 единиц шло на экспорт. Но даже такие темпы не покрывали потребностей страны и зарубежных партнеров в гусеничных тракторах.
Трактор первой серии с конструкцией кабины от ГАЗ-51. Фото: YouTube.com
Поэтому в 1968-м организовали производство в Казахстане, городе Павлодаре. На предприятии сразу стали выпускать модифицированный вариант – ДТ-75М. Новые трактора получили собственное имя, по месту выпуска – «Казахстан» и имели свои отличительные особенности. Первая из них заключалась во внешнем виде: машины из Павлодара окрашены в синий или желтый (ДТ-75 МЛ, ДТ-75Т) цвет (верх иногда белый), из Волгограда – в красный.
В модернизированной кабине обзор был лучше. Фото: YouTube.com
Вместо индекса ДТ-75 на боковинах «восточного» трактора красовалась надпись: «Казахстан». Из других отличий можно отметить топливный бак, находящийся с левой стороны: подобная компоновка характерна для волгоградской техники (в народе такую машину называли «почтальон»).
Этот синий трактор выпущен в Казахстане. Фото: YouTube.com
А вот желтые трактора с большой квадратной угловатой кабиной (ДТ-75 МЛ) выпускали в Казахстане.
Модификации
Несмотря на то, что трактор характеризовался простотой конструкции, он имел множество версий. Они отличались внешне, технически и по сфере использования. Всего можно выделить три поколения:
✅ трактора, выпускавшиеся с 1963-й по 1978-й
✅ 1978 – 2009
✅ 2009 – 2014
Например, были модели, предназначенные для работы на неустойчивых почвах, выпускались трактора для сцепления с дождевальной машиной, бульдозеры и т. д.
После выхода в серию второго поколения трактора на завод посыпались гневные письма рабочих, требовавших вернуть модель первой серии на производство. Вот насколько «дорестайлинговый» вариант был надежным и ремонтопригодным! Кстати: в отношении некоторых авто можно сказать тоже самое.
Наиболее популярные варианты ДТ-75 стоит рассмотреть подробнее.
ДТ-75М
Эта модель и стала базовой, сначала ее собирали в Волгограде, потом полностью передали на ПТЗ, где она сходила с конвейера вплоть до конца 80-х. Машина предназначалась для выполнения сельскохозяйственных работ. Первые партии тракторов оснащали дизельным мотором А-41И в 7,43 л, развивавшим 94 л. с. Затем машину стали комплектовать силовым агрегатом Д-245.552, выдававшим при 4,75 л объема 95,2 л. Новый двигатель оказался гораздо экономичнее старого.
Топливный бак слева: такие трактора называли «почтальонами». Фото: YouTube.com
Коробка – семиступенчатая «четырехходовка» осталась без изменений, как и сцепление – сухое, однодисковое. Но появилась опция: реверсивный редуктор, понижавший скорость до минимума при сохранении тяги. На ДТ-75М имелся ВОМ – вал отбора мощности, благодаря которому с трактором можно было агрегатировать прицепную сельхозтехнику. Предусмотрена (опционально) модифицированная версия ВОМ, где частота его вращения повышена до 1000 об/мин., исходный вариант – 540 об/мин. Кабину на версии «М» переместили вправо: она стала выше, просторнее.
ДТ-75 МЛ
Эту модификацию начали выпускать в Казахстане с 1986-го года. От других моделей в первую очередь она отличается кабиной, которая стала выше (2,923 м против прежних 2,304 м), получила амортизационное крепление, каркасную конструкцию. Установили более современную панель приборов и другое оборудование.
Кабину внутри можно назвать спартанской. Фото: YouTube.com
Двигатель – СМД-14 объемом 6,33 л имел мощность в 75 «лошадей». В отличие от предшественника, этот мотор располагал более эффективной системой охлаждения. Для эксплуатации в северных регионах предусматривался пусковой подогреватель ПЖБ-200. С 1991-го потенциальным покупателям ПТЗ предлагал и другие модели трактора, сделанные на базе ДТ-75МЛ.
Бульдозер ДТ-75С
Сегодня эту модель производят на тракторном заводе во Владимире. Машина обладает неплохими техническими характеристиками, которые и обусловили ее долгожительство. Бульдозер комплектуется четырехцилиндровым турбированным двигателем А-41 в 90 л. с., хотя есть версии с менее мощным мотором в 75 «лошадей». Машина способна передвигаться по пересеченной местности, въезжать на горки с уклоном не более 20°.
Бульдозер со старой кабиной. Фото: YouTube.com
Особенность ДТ-75С – возможность присоединения к нему самого разного навесного оборудования. В первую очередь, это отвал, который может быть трех типов:
✅ неповоротный – применяется для сдвига грунта, снега и т. п. в одном направлении
✅ поворотный – рабочий орган дополнительно разворачивается влево и вправо
✅ универсальный – оснащен цилиндром, который позволяет отвалу «крутиться» на угол до 25° в обе стороны
Скорость вращения навесного ножа составляет 15 см/сек. Допустимая масса оборудования не должна превышать 0,9 тонны.
Другие характеристики бульдозера
Машина снабжена предпусковым подогревателем, что облегчает старт в сильный мороз. Коробка передач имеет десять скоростей, что дает возможность работать, не перегружая двигатель и экономя топливо. Кабина комфортная – у тракториста хороший обзор во все стороны. В трансмиссию введены дополнительные элементы в виде рессор, понижающие дифферент бульдозера.
ДТ-75Б
Это болотоход, оснащенный более широкими траками и двигателем с большей мощностью (80 л. с.). В конструкции машины предусмотрена защита силового агрегата и трансмиссии с помощью стальных поддонов.
Болотоход и сегодня показывает чудеса проходимости. Фото: YouTube.com
ДТ-74Б предназначался для использования на разработках торфа и передвижения по заболоченным участкам местности, например, на лесоповале.
ДТ-90П, ДТ-75Т и другие
Эти модели также можно считать версиями ДТ-75МЛ. Первая из них используется в промышленности, вторая – сельском хозяйстве. Оба трактора имеют двигатели мощностью в 95 л. с. Все остальное – трансмиссия, ходовая часть идентичны ДТ-75 МЛ. Еще выпускаемые обоими заводами модели отличались конструкцией кабин. Например, у ДТ-75В, М, МВ и Н она была смещена вправо. Масса трактора, в зависимости от модификации, находится в диапазон от 5,9 до 7,2 т.
Версия трактора на колесах. Фото: YouTube.com
Интерес представляют варианты машины, выполненные на колесах. Это ДТ-75ДК, МЛК и КП. Выпускались они мелкими сериями.
Заключение
В 1998 году завод в Павлодаре обанкротился и производство ДТ-75 перекочевало во Владимир. Выпускаемые там трактора отличаются более высокой мощностью двигателей – до 100 (РМ-120) и 170 (СМД-66) «лошадей». Б/у трактора можно купить и сегодня. Например, стоимость машины 2016 года находится в пределах 1,8 млн. руб. За трактор 1990-го просят всего 110 тыс. руб., причем иногда предлагают с навесным оборудованием. Бульдозер в хорошем состоянии продают за 170-200 тыс. руб. Все зависит от сохранности техники, года ее производства и наличия навесок.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....