ДТ-75 – один трактор, два завода
В любом колхозе или совхозе времен СССР можно было отыскать этого трудягу – гусеничный трактор ДТ-75. Речь идет о самой массовой модели сельскохозяйственной техники, востребованной и сегодня. Машины производились на двух заводах – в Волгограде (ВгТЗ) и Павлодаре (ПТЗ, Казахстан). На первом предприятии за период с 1963 (по некоторым данным с 1962-й) по 1995-й сошло с конвейера 1 млн. 652 тыс. 500 единиц техники. Второе предприятие выпустило за то же время 862 тыс. 300 экземпляров. Объемы впечатляют: но как удалось добиться таких результатов, чем был хорош трактор?
Первые образцы собрали в городе на Волге еще в 1960-м году. Модель оказалось удачной и было принято решение о ее массовом производстве. Но вот незадача – завод был не готов к выпуску новой техники и поэтому предприятие пришлось реконструировать, но что потребовалось время. Через три года завод приступил к серийному выпуску ДТ-75. За сутки с конвейера сходило почти сотня машин для «внутреннего потребления» и 25 единиц шло на экспорт. Но даже такие темпы не покрывали потребностей страны и зарубежных партнеров в гусеничных тракторах.
Поэтому в 1968-м организовали производство в Казахстане, городе Павлодаре. На предприятии сразу стали выпускать модифицированный вариант – ДТ-75М. Новые трактора получили собственное имя, по месту выпуска – «Казахстан» и имели свои отличительные особенности. Первая из них заключалась во внешнем виде: машины из Павлодара окрашены в синий или желтый (ДТ-75 МЛ, ДТ-75Т) цвет (верх иногда белый), из Волгограда – в красный.
Вместо индекса ДТ-75 на боковинах «восточного» трактора красовалась надпись: «Казахстан». Из других отличий можно отметить топливный бак, находящийся с левой стороны: подобная компоновка характерна для волгоградской техники (в народе такую машину называли «почтальон»).
А вот желтые трактора с большой квадратной угловатой кабиной (ДТ-75 МЛ) выпускали в Казахстане.
Несмотря на то, что трактор характеризовался простотой конструкции, он имел множество версий. Они отличались внешне, технически и по сфере использования. Всего можно выделить три поколения:
✅ трактора, выпускавшиеся с 1963-й по 1978-й
✅ 1978 – 2009
✅ 2009 – 2014
Например, были модели, предназначенные для работы на неустойчивых почвах, выпускались трактора для сцепления с дождевальной машиной, бульдозеры и т. д.
Наиболее популярные варианты ДТ-75 стоит рассмотреть подробнее.
Эта модель и стала базовой, сначала ее собирали в Волгограде, потом полностью передали на ПТЗ, где она сходила с конвейера вплоть до конца 80-х. Машина предназначалась для выполнения сельскохозяйственных работ. Первые партии тракторов оснащали дизельным мотором А-41И в 7,43 л, развивавшим 94 л. с. Затем машину стали комплектовать силовым агрегатом Д-245.552, выдававшим при 4,75 л объема 95,2 л. Новый двигатель оказался гораздо экономичнее старого.
Коробка – семиступенчатая «четырехходовка» осталась без изменений, как и сцепление – сухое, однодисковое. Но появилась опция: реверсивный редуктор, понижавший скорость до минимума при сохранении тяги. На ДТ-75М имелся ВОМ – вал отбора мощности, благодаря которому с трактором можно было агрегатировать прицепную сельхозтехнику. Предусмотрена (опционально) модифицированная версия ВОМ, где частота его вращения повышена до 1000 об/мин., исходный вариант – 540 об/мин. Кабину на версии «М» переместили вправо: она стала выше, просторнее.
Эту модификацию начали выпускать в Казахстане с 1986-го года. От других моделей в первую очередь она отличается кабиной, которая стала выше (2,923 м против прежних 2,304 м), получила амортизационное крепление, каркасную конструкцию. Установили более современную панель приборов и другое оборудование.
Двигатель – СМД-14 объемом 6,33 л имел мощность в 75 «лошадей». В отличие от предшественника, этот мотор располагал более эффективной системой охлаждения. Для эксплуатации в северных регионах предусматривался пусковой подогреватель ПЖБ-200. С 1991-го потенциальным покупателям ПТЗ предлагал и другие модели трактора, сделанные на базе ДТ-75МЛ.
Сегодня эту модель производят на тракторном заводе во Владимире. Машина обладает неплохими техническими характеристиками, которые и обусловили ее долгожительство. Бульдозер комплектуется четырехцилиндровым турбированным двигателем А-41 в 90 л. с., хотя есть версии с менее мощным мотором в 75 «лошадей». Машина способна передвигаться по пересеченной местности, въезжать на горки с уклоном не более 20°.
Особенность ДТ-75С – возможность присоединения к нему самого разного навесного оборудования. В первую очередь, это отвал, который может быть трех типов:
✅ неповоротный – применяется для сдвига грунта, снега и т. п. в одном направлении
✅ поворотный – рабочий орган дополнительно разворачивается влево и вправо
✅ универсальный – оснащен цилиндром, который позволяет отвалу «крутиться» на угол до 25° в обе стороны
Скорость вращения навесного ножа составляет 15 см/сек. Допустимая масса оборудования не должна превышать 0,9 тонны.
Машина снабжена предпусковым подогревателем, что облегчает старт в сильный мороз. Коробка передач имеет десять скоростей, что дает возможность работать, не перегружая двигатель и экономя топливо. Кабина комфортная – у тракториста хороший обзор во все стороны. В трансмиссию введены дополнительные элементы в виде рессор, понижающие дифферент бульдозера.
Это болотоход, оснащенный более широкими траками и двигателем с большей мощностью (80 л. с.). В конструкции машины предусмотрена защита силового агрегата и трансмиссии с помощью стальных поддонов.
ДТ-74Б предназначался для использования на разработках торфа и передвижения по заболоченным участкам местности, например, на лесоповале.
Эти модели также можно считать версиями ДТ-75МЛ. Первая из них используется в промышленности, вторая – сельском хозяйстве. Оба трактора имеют двигатели мощностью в 95 л. с. Все остальное – трансмиссия, ходовая часть идентичны ДТ-75 МЛ. Еще выпускаемые обоими заводами модели отличались конструкцией кабин. Например, у ДТ-75В, М, МВ и Н она была смещена вправо. Масса трактора, в зависимости от модификации, находится в диапазон от 5,9 до 7,2 т.
Интерес представляют варианты машины, выполненные на колесах. Это ДТ-75ДК, МЛК и КП. Выпускались они мелкими сериями.
В 1998 году завод в Павлодаре обанкротился и производство ДТ-75 перекочевало во Владимир. Выпускаемые там трактора отличаются более высокой мощностью двигателей – до 100 (РМ-120) и 170 (СМД-66) «лошадей». Б/у трактора можно купить и сегодня. Например, стоимость машины 2016 года находится в пределах 1,8 млн. руб. За трактор 1990-го просят всего 110 тыс. руб., причем иногда предлагают с навесным оборудованием. Бульдозер в хорошем состоянии продают за 170-200 тыс. руб. Все зависит от сохранности техники, года ее производства и наличия навесок.
Волгоград и Павлодар
Первые образцы собрали в городе на Волге еще в 1960-м году. Модель оказалось удачной и было принято решение о ее массовом производстве. Но вот незадача – завод был не готов к выпуску новой техники и поэтому предприятие пришлось реконструировать, но что потребовалось время. Через три года завод приступил к серийному выпуску ДТ-75. За сутки с конвейера сходило почти сотня машин для «внутреннего потребления» и 25 единиц шло на экспорт. Но даже такие темпы не покрывали потребностей страны и зарубежных партнеров в гусеничных тракторах.
Трактор первой серии с конструкцией кабины от ГАЗ-51. Фото: YouTube.com
Поэтому в 1968-м организовали производство в Казахстане, городе Павлодаре. На предприятии сразу стали выпускать модифицированный вариант – ДТ-75М. Новые трактора получили собственное имя, по месту выпуска – «Казахстан» и имели свои отличительные особенности. Первая из них заключалась во внешнем виде: машины из Павлодара окрашены в синий или желтый (ДТ-75 МЛ, ДТ-75Т) цвет (верх иногда белый), из Волгограда – в красный.
В модернизированной кабине обзор был лучше. Фото: YouTube.com
Вместо индекса ДТ-75 на боковинах «восточного» трактора красовалась надпись: «Казахстан». Из других отличий можно отметить топливный бак, находящийся с левой стороны: подобная компоновка характерна для волгоградской техники (в народе такую машину называли «почтальон»).
Этот синий трактор выпущен в Казахстане. Фото: YouTube.com
А вот желтые трактора с большой квадратной угловатой кабиной (ДТ-75 МЛ) выпускали в Казахстане.
Модификации
Несмотря на то, что трактор характеризовался простотой конструкции, он имел множество версий. Они отличались внешне, технически и по сфере использования. Всего можно выделить три поколения:
✅ трактора, выпускавшиеся с 1963-й по 1978-й
✅ 1978 – 2009
✅ 2009 – 2014
Например, были модели, предназначенные для работы на неустойчивых почвах, выпускались трактора для сцепления с дождевальной машиной, бульдозеры и т. д.
После выхода в серию второго поколения трактора на завод посыпались гневные письма рабочих, требовавших вернуть модель первой серии на производство. Вот насколько «дорестайлинговый» вариант был надежным и ремонтопригодным! Кстати: в отношении некоторых авто можно сказать тоже самое.
Наиболее популярные варианты ДТ-75 стоит рассмотреть подробнее.
ДТ-75М
Эта модель и стала базовой, сначала ее собирали в Волгограде, потом полностью передали на ПТЗ, где она сходила с конвейера вплоть до конца 80-х. Машина предназначалась для выполнения сельскохозяйственных работ. Первые партии тракторов оснащали дизельным мотором А-41И в 7,43 л, развивавшим 94 л. с. Затем машину стали комплектовать силовым агрегатом Д-245.552, выдававшим при 4,75 л объема 95,2 л. Новый двигатель оказался гораздо экономичнее старого.
Топливный бак слева: такие трактора называли «почтальонами». Фото: YouTube.com
Коробка – семиступенчатая «четырехходовка» осталась без изменений, как и сцепление – сухое, однодисковое. Но появилась опция: реверсивный редуктор, понижавший скорость до минимума при сохранении тяги. На ДТ-75М имелся ВОМ – вал отбора мощности, благодаря которому с трактором можно было агрегатировать прицепную сельхозтехнику. Предусмотрена (опционально) модифицированная версия ВОМ, где частота его вращения повышена до 1000 об/мин., исходный вариант – 540 об/мин. Кабину на версии «М» переместили вправо: она стала выше, просторнее.
ДТ-75 МЛ
Эту модификацию начали выпускать в Казахстане с 1986-го года. От других моделей в первую очередь она отличается кабиной, которая стала выше (2,923 м против прежних 2,304 м), получила амортизационное крепление, каркасную конструкцию. Установили более современную панель приборов и другое оборудование.
Кабину внутри можно назвать спартанской. Фото: YouTube.com
Двигатель – СМД-14 объемом 6,33 л имел мощность в 75 «лошадей». В отличие от предшественника, этот мотор располагал более эффективной системой охлаждения. Для эксплуатации в северных регионах предусматривался пусковой подогреватель ПЖБ-200. С 1991-го потенциальным покупателям ПТЗ предлагал и другие модели трактора, сделанные на базе ДТ-75МЛ.
Бульдозер ДТ-75С
Сегодня эту модель производят на тракторном заводе во Владимире. Машина обладает неплохими техническими характеристиками, которые и обусловили ее долгожительство. Бульдозер комплектуется четырехцилиндровым турбированным двигателем А-41 в 90 л. с., хотя есть версии с менее мощным мотором в 75 «лошадей». Машина способна передвигаться по пересеченной местности, въезжать на горки с уклоном не более 20°.
Бульдозер со старой кабиной. Фото: YouTube.com
Особенность ДТ-75С – возможность присоединения к нему самого разного навесного оборудования. В первую очередь, это отвал, который может быть трех типов:
✅ неповоротный – применяется для сдвига грунта, снега и т. п. в одном направлении
✅ поворотный – рабочий орган дополнительно разворачивается влево и вправо
✅ универсальный – оснащен цилиндром, который позволяет отвалу «крутиться» на угол до 25° в обе стороны
Скорость вращения навесного ножа составляет 15 см/сек. Допустимая масса оборудования не должна превышать 0,9 тонны.
Другие характеристики бульдозера
Машина снабжена предпусковым подогревателем, что облегчает старт в сильный мороз. Коробка передач имеет десять скоростей, что дает возможность работать, не перегружая двигатель и экономя топливо. Кабина комфортная – у тракториста хороший обзор во все стороны. В трансмиссию введены дополнительные элементы в виде рессор, понижающие дифферент бульдозера.
ДТ-75Б
Это болотоход, оснащенный более широкими траками и двигателем с большей мощностью (80 л. с.). В конструкции машины предусмотрена защита силового агрегата и трансмиссии с помощью стальных поддонов.
Болотоход и сегодня показывает чудеса проходимости. Фото: YouTube.com
ДТ-74Б предназначался для использования на разработках торфа и передвижения по заболоченным участкам местности, например, на лесоповале.
ДТ-90П, ДТ-75Т и другие
Эти модели также можно считать версиями ДТ-75МЛ. Первая из них используется в промышленности, вторая – сельском хозяйстве. Оба трактора имеют двигатели мощностью в 95 л. с. Все остальное – трансмиссия, ходовая часть идентичны ДТ-75 МЛ. Еще выпускаемые обоими заводами модели отличались конструкцией кабин. Например, у ДТ-75В, М, МВ и Н она была смещена вправо. Масса трактора, в зависимости от модификации, находится в диапазон от 5,9 до 7,2 т.
Версия трактора на колесах. Фото: YouTube.com
Интерес представляют варианты машины, выполненные на колесах. Это ДТ-75ДК, МЛК и КП. Выпускались они мелкими сериями.
Заключение
В 1998 году завод в Павлодаре обанкротился и производство ДТ-75 перекочевало во Владимир. Выпускаемые там трактора отличаются более высокой мощностью двигателей – до 100 (РМ-120) и 170 (СМД-66) «лошадей». Б/у трактора можно купить и сегодня. Например, стоимость машины 2016 года находится в пределах 1,8 млн. руб. За трактор 1990-го просят всего 110 тыс. руб., причем иногда предлагают с навесным оборудованием. Бульдозер в хорошем состоянии продают за 170-200 тыс. руб. Все зависит от сохранности техники, года ее производства и наличия навесок.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...