МАЗ-5440 «Простор» – китайское импортозамещение от белорусского производителя
Магистральные грузовики в СССР были специфические. Особые удобства для водителя они не предоставляли. Спальник в кабине есть – и хорошо. Не просто так знаменитая компания «Совтрансавто» старалась при любой возможности закупать машины зарубежного производства.
После развала СССР в Россию и другие страны СНГ хлынули потоком б/у грузовики от иностранных брендов. Бывшие советские лидеры рынка, такие как КАМАЗ и МАЗ, сразу поняли, что теряют огромные деньги. А как же – такой пласт оказался неохваченным!
Поэтому ближе к концу 90-х бывшие советские производители начали осваивать новые грузовики. Пришлось заново выстраивать партнерские отношения. КАМАЗу было легче, ведь Ярославский моторный завод находится в России.
А вот МАЗу пришлось налаживать взаимодействия с рядом партнеров из дальнего зарубежья. Хотя, двигатели ЯМЗ они используют до сих пор.
Сегодня мы расскажем про МАЗ-5440 «Простор». Это магистральный грузовик Минского автомобильного завода, точнее, целое семейство. Модель давно зарекомендовала себя надежной и достаточно доступной. Поэтому ее покупают не только в Беларуси, но и ряде других стран, в первую очередь, России.
Началось все еще во второй половине 1980-х годов. «Перестройка» нравилась далеко не всем, но предприимчивые люди стали создавать различные кооперативы, зарабатывая неплохие деньги.
Были полны надежд на будущее и инженеры МАЗ. Они считали, что теперь, когда давление «сверху» ослабло, можно воплотить свои мечты в реальность. Вот только о том, что финансировать дорогостоящие проекты не станут в новых условиях, никто особо не задумывался.
Только в 1997 году началось мелкосерийное производство МАЗ-6430 и МАЗ-5440. Сначала выпуск был поштучный, но потом модели понравились покупателям.
Чтобы конкурировать с российским КАМАЗом, белорусы стали оснащать свои машины узлами и агрегатами от известных мировых производителей. На выходе у них получались магистральные тягачи дешевле зарубежных моделей, но с аналогичными техническими характеристиками.
МАЗ-5440, получивший имя собственное «Простор» в 2008 году, выпускался во множестве модификаций.
Двигатели для грузовиков предлагались в широком ассортименте:
✅ ЯМЗ
✅ Mercedes-Benz
✅ Cummins
Сейчас большинство автомобилей комплектуются силовыми агрегатами от китайского концерна Weichai. Специально для этого в Беларуси даже построили моторный завод. Звучит, но по факту это сборочное предприятие.
Массовый переход на китайские двигатели и коробки передач официально произошел в 2021 году. Но под заказ белорусский производитель может выпустить грузовик с другим мотором. Из тех, разумеется, которые доступны. Ведь экономические санкции против Российской Федерации затронули и Беларусь.
Что бы не говорили представители Минского автомобильного завода, а смотрится МАЗ-5440 «Простор» довольно скромно. Причем не только на фоне именитых моделей от зарубежных брендов. Китайские производители, например, давно догнали и обогнали МАЗ. Да и КАМАЗ с кабиной К5 смотрится куда современней.
Зато «свежие» МАЗ-5440 «Простор» окрашивают по современным технологиям. Даже новый участок на заводе для этих целей открыли. Материалы закупали ранее в Беларуси, России и странах ЕС. Теперь вместо последних китайские партнеры.
На фоне скромной внешности МАЗ-5440 «Простор» не видны особенности, но они есть. Например, на новых грузовиках появились удобные дверные ручки. На колесах стоят декоративные колпаки от автобусов МАЗ.
Внутри МАЗ-5440 «Простор» глобально изменился. Теперь там превалирует дизайн, который раньше водители видели только на тягачах иностранного производства, вроде Volvo или Mercedes. Даже материал приборной панели мягкий и упругий.
Спальные места не изменились. Они стали чуть шире – на этом все. Подголовник не поднимается, никаких карманов для мелких вещей нет.
Особенно неприятно поражает процедура зашторивания по периметру. Вроде и портьеры плотные, но двигаются они по карнизу с трудом. Приходится каждый крючок подталкивать отдельно.
Ничего революционного в МАЗ-5440 «Простор» нет. В основе грузовика рамная конструкция, аналогичная таким же у других производителей из стран ЕС.
Скопировали ее не просто так. Во-первых, не будет возникать вопросов во время эксплуатации грузовиков за границей. Во-вторых, это дает возможность устанавливать в раму двигатели и коробки передач от известных мировых брендов.
Передняя подвеска МАЗ-5440 «Простор» зависимая, на продольных рессорах. Задняя предлагается в двух исполнениях, в соответствии с предпочтениями заказчика. Если ему хочется сэкономить, то там продольные рессоры. Для более взыскательных клиентов предлагается пневмоподвеска.
Рулевое управление интегрального типа. Тормоза пневматические, дисковые на все колеса. Вопросов к их работе не возникает, естественно, с учетом того, что это грузовик.
Как и положено серьезной технике, тормозная система включает в себя:
✅ Основную
✅ Вспомогательную
✅ Запасную
✅ Стояночную
Водительское сиденье имеет собственную пневмоподвеску. Грузовики оборудованы кондиционером, электростеклами и бортовым компьютером уже в базовой комплектации.
Один из лучших двигателей в линейке для российского покупателя – это ЯМЗ-650. Данный силовой агрегат имеет мощность в 420 л. с. Проблем с запчастями в нашей стране точно не будет, да и двигатель давно зарекомендовал себя надежным.
С данным силовым агрегатом МАЗ-5440 «Простор» разгоняется до 100 км/ч. Есть ощущение, что он легко возьмет эту планку, но стоящий ограничитель не даст это сделать.
Раньше пользовались популярностью двигатели Mercedes-Benz. Они имели лучший крутящий момент в линейке. Но «западные» силовые агрегаты на МАЗ-5440 «Простор» больше не ставят. Официально выпуск таких грузовиков прекращен.
Сейчас магистральные тягачи серии «Простор» оснащаются китайскими двигателями Weichai. Эти моторы собирают на совместном предприятии «МАЗ-Вейчай». Руководство МАЗ называет его «локализованный двигатель белорусского производства». По факту, ничего своего там нет.
Кстати, МАЗ и КАМАЗ с 2022 года сотрудничают. Это официальная информация в рамках противодействия экономическим санкциям, введенных против Российской Федерации и Беларуси.
Конечно, МАЗ-5440 «Простор» является неплохим магистральным тягачом. Но он безнадежно устарел, по крайней мере, внешне, и с этим трудно не согласиться.
Что касается традиционной белорусской надежности, то МАЗ уже давно не тот. Использование китайских узлов и агрегатов заставляют усомниться в этом.
Да и магистральные грузовики КАМАЗ серии К5 современней и удобней. А учитывая, насколько развита дилерская сеть в нашей стране, российская техника данного класса выглядит более предпочтительной к приобретению.
После развала СССР в Россию и другие страны СНГ хлынули потоком б/у грузовики от иностранных брендов. Бывшие советские лидеры рынка, такие как КАМАЗ и МАЗ, сразу поняли, что теряют огромные деньги. А как же – такой пласт оказался неохваченным!
Поэтому ближе к концу 90-х бывшие советские производители начали осваивать новые грузовики. Пришлось заново выстраивать партнерские отношения. КАМАЗу было легче, ведь Ярославский моторный завод находится в России.
МАЗ-5440 «Простор» является самой популярной моделью в линейке производителя. Фото: автора
А вот МАЗу пришлось налаживать взаимодействия с рядом партнеров из дальнего зарубежья. Хотя, двигатели ЯМЗ они используют до сих пор.
Сегодня мы расскажем про МАЗ-5440 «Простор». Это магистральный грузовик Минского автомобильного завода, точнее, целое семейство. Модель давно зарекомендовала себя надежной и достаточно доступной. Поэтому ее покупают не только в Беларуси, но и ряде других стран, в первую очередь, России.
История
Началось все еще во второй половине 1980-х годов. «Перестройка» нравилась далеко не всем, но предприимчивые люди стали создавать различные кооперативы, зарабатывая неплохие деньги.
МАЗ-5440 «Простор» часто можно встретить на российских дорогах. Фото: автора
Были полны надежд на будущее и инженеры МАЗ. Они считали, что теперь, когда давление «сверху» ослабло, можно воплотить свои мечты в реальность. Вот только о том, что финансировать дорогостоящие проекты не станут в новых условиях, никто особо не задумывался.
В 1991 году начались испытания моделей магистральных тягачей с колесной формулой 4х2 и 6х4. Но СССР уже «штормило», поэтому запуск перспективных грузовиков подзадержался.
Только в 1997 году началось мелкосерийное производство МАЗ-6430 и МАЗ-5440. Сначала выпуск был поштучный, но потом модели понравились покупателям.
Чтобы конкурировать с российским КАМАЗом, белорусы стали оснащать свои машины узлами и агрегатами от известных мировых производителей. На выходе у них получались магистральные тягачи дешевле зарубежных моделей, но с аналогичными техническими характеристиками.
МАЗ-5440, получивший имя собственное «Простор» в 2008 году, выпускался во множестве модификаций.
Двигатели для грузовиков предлагались в широком ассортименте:
✅ ЯМЗ
✅ Mercedes-Benz
✅ Cummins
Сейчас большинство автомобилей комплектуются силовыми агрегатами от китайского концерна Weichai. Специально для этого в Беларуси даже построили моторный завод. Звучит, но по факту это сборочное предприятие.
Уже по шильдикам ясно, что МАЗ-5440 «Простор» ориентирован на Россию. Фото: автора
Массовый переход на китайские двигатели и коробки передач официально произошел в 2021 году. Но под заказ белорусский производитель может выпустить грузовик с другим мотором. Из тех, разумеется, которые доступны. Ведь экономические санкции против Российской Федерации затронули и Беларусь.
Внешность и кабина
Что бы не говорили представители Минского автомобильного завода, а смотрится МАЗ-5440 «Простор» довольно скромно. Причем не только на фоне именитых моделей от зарубежных брендов. Китайские производители, например, давно догнали и обогнали МАЗ. Да и КАМАЗ с кабиной К5 смотрится куда современней.
Зато «свежие» МАЗ-5440 «Простор» окрашивают по современным технологиям. Даже новый участок на заводе для этих целей открыли. Материалы закупали ранее в Беларуси, России и странах ЕС. Теперь вместо последних китайские партнеры.
На фоне скромной внешности МАЗ-5440 «Простор» не видны особенности, но они есть. Например, на новых грузовиках появились удобные дверные ручки. На колесах стоят декоративные колпаки от автобусов МАЗ.
Дверные ручки МАЗ-5440 «Простор» как будто из СССР. Фото: автора
Внутри МАЗ-5440 «Простор» глобально изменился. Теперь там превалирует дизайн, который раньше водители видели только на тягачах иностранного производства, вроде Volvo или Mercedes. Даже материал приборной панели мягкий и упругий.
Спальные места не изменились. Они стали чуть шире – на этом все. Подголовник не поднимается, никаких карманов для мелких вещей нет.
Да и вообще, спальник вроде как добротный, но есть над чем работать. Сразу понятно, что инженерам Минского автомобильного завода не приходилось ночевать в кабине магистрального тягача.
Особенно неприятно поражает процедура зашторивания по периметру. Вроде и портьеры плотные, но двигаются они по карнизу с трудом. Приходится каждый крючок подталкивать отдельно.
Особенности
Ничего революционного в МАЗ-5440 «Простор» нет. В основе грузовика рамная конструкция, аналогичная таким же у других производителей из стран ЕС.
Скопировали ее не просто так. Во-первых, не будет возникать вопросов во время эксплуатации грузовиков за границей. Во-вторых, это дает возможность устанавливать в раму двигатели и коробки передач от известных мировых брендов.
Интересно, фары у МАЗ-5440 «Простор» тоже китайские? Фото: автора
Передняя подвеска МАЗ-5440 «Простор» зависимая, на продольных рессорах. Задняя предлагается в двух исполнениях, в соответствии с предпочтениями заказчика. Если ему хочется сэкономить, то там продольные рессоры. Для более взыскательных клиентов предлагается пневмоподвеска.
Рулевое управление интегрального типа. Тормоза пневматические, дисковые на все колеса. Вопросов к их работе не возникает, естественно, с учетом того, что это грузовик.
Как и положено серьезной технике, тормозная система включает в себя:
✅ Основную
✅ Вспомогательную
✅ Запасную
✅ Стояночную
Водительское сиденье имеет собственную пневмоподвеску. Грузовики оборудованы кондиционером, электростеклами и бортовым компьютером уже в базовой комплектации.
Моторы
Один из лучших двигателей в линейке для российского покупателя – это ЯМЗ-650. Данный силовой агрегат имеет мощность в 420 л. с. Проблем с запчастями в нашей стране точно не будет, да и двигатель давно зарекомендовал себя надежным.
Все основные узлы и агрегаты МАЗ-5440 «Простор» установлены в мощную раму. Фото: автора
С данным силовым агрегатом МАЗ-5440 «Простор» разгоняется до 100 км/ч. Есть ощущение, что он легко возьмет эту планку, но стоящий ограничитель не даст это сделать.
Можно заказать грузовик и с двигателем ЯМЗ-53603.10. Этот мотор не такой мощный – он развивает 328 л. с.
Раньше пользовались популярностью двигатели Mercedes-Benz. Они имели лучший крутящий момент в линейке. Но «западные» силовые агрегаты на МАЗ-5440 «Простор» больше не ставят. Официально выпуск таких грузовиков прекращен.
Сейчас магистральные тягачи серии «Простор» оснащаются китайскими двигателями Weichai. Эти моторы собирают на совместном предприятии «МАЗ-Вейчай». Руководство МАЗ называет его «локализованный двигатель белорусского производства». По факту, ничего своего там нет.
Коробки передач на МАЗ-5440 «Простор» от другого китайского производителя – «Fast Gear». Их тоже собирают в Беларуси на совместном предприятии «Фаст-МАЗ».
Кстати, МАЗ и КАМАЗ с 2022 года сотрудничают. Это официальная информация в рамках противодействия экономическим санкциям, введенных против Российской Федерации и Беларуси.
Грузовик неплох, но КАМАЗ серии К5 однозначно более современный. Фото: автора
Конечно, МАЗ-5440 «Простор» является неплохим магистральным тягачом. Но он безнадежно устарел, по крайней мере, внешне, и с этим трудно не согласиться.
Что касается традиционной белорусской надежности, то МАЗ уже давно не тот. Использование китайских узлов и агрегатов заставляют усомниться в этом.
Да и магистральные грузовики КАМАЗ серии К5 современней и удобней. А учитывая, насколько развита дилерская сеть в нашей стране, российская техника данного класса выглядит более предпочтительной к приобретению.
- Ульф
- Фото автора
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...