МАЗ-5440 «Простор» – китайское импортозамещение от белорусского производителя
Магистральные грузовики в СССР были специфические. Особые удобства для водителя они не предоставляли. Спальник в кабине есть – и хорошо. Не просто так знаменитая компания «Совтрансавто» старалась при любой возможности закупать машины зарубежного производства.
После развала СССР в Россию и другие страны СНГ хлынули потоком б/у грузовики от иностранных брендов. Бывшие советские лидеры рынка, такие как КАМАЗ и МАЗ, сразу поняли, что теряют огромные деньги. А как же – такой пласт оказался неохваченным!
Поэтому ближе к концу 90-х бывшие советские производители начали осваивать новые грузовики. Пришлось заново выстраивать партнерские отношения. КАМАЗу было легче, ведь Ярославский моторный завод находится в России.
А вот МАЗу пришлось налаживать взаимодействия с рядом партнеров из дальнего зарубежья. Хотя, двигатели ЯМЗ они используют до сих пор.
Сегодня мы расскажем про МАЗ-5440 «Простор». Это магистральный грузовик Минского автомобильного завода, точнее, целое семейство. Модель давно зарекомендовала себя надежной и достаточно доступной. Поэтому ее покупают не только в Беларуси, но и ряде других стран, в первую очередь, России.
Началось все еще во второй половине 1980-х годов. «Перестройка» нравилась далеко не всем, но предприимчивые люди стали создавать различные кооперативы, зарабатывая неплохие деньги.
Были полны надежд на будущее и инженеры МАЗ. Они считали, что теперь, когда давление «сверху» ослабло, можно воплотить свои мечты в реальность. Вот только о том, что финансировать дорогостоящие проекты не станут в новых условиях, никто особо не задумывался.
Только в 1997 году началось мелкосерийное производство МАЗ-6430 и МАЗ-5440. Сначала выпуск был поштучный, но потом модели понравились покупателям.
Чтобы конкурировать с российским КАМАЗом, белорусы стали оснащать свои машины узлами и агрегатами от известных мировых производителей. На выходе у них получались магистральные тягачи дешевле зарубежных моделей, но с аналогичными техническими характеристиками.
МАЗ-5440, получивший имя собственное «Простор» в 2008 году, выпускался во множестве модификаций.
Двигатели для грузовиков предлагались в широком ассортименте:
✅ ЯМЗ
✅ Mercedes-Benz
✅ Cummins
Сейчас большинство автомобилей комплектуются силовыми агрегатами от китайского концерна Weichai. Специально для этого в Беларуси даже построили моторный завод. Звучит, но по факту это сборочное предприятие.
Массовый переход на китайские двигатели и коробки передач официально произошел в 2021 году. Но под заказ белорусский производитель может выпустить грузовик с другим мотором. Из тех, разумеется, которые доступны. Ведь экономические санкции против Российской Федерации затронули и Беларусь.
Что бы не говорили представители Минского автомобильного завода, а смотрится МАЗ-5440 «Простор» довольно скромно. Причем не только на фоне именитых моделей от зарубежных брендов. Китайские производители, например, давно догнали и обогнали МАЗ. Да и КАМАЗ с кабиной К5 смотрится куда современней.
Зато «свежие» МАЗ-5440 «Простор» окрашивают по современным технологиям. Даже новый участок на заводе для этих целей открыли. Материалы закупали ранее в Беларуси, России и странах ЕС. Теперь вместо последних китайские партнеры.
На фоне скромной внешности МАЗ-5440 «Простор» не видны особенности, но они есть. Например, на новых грузовиках появились удобные дверные ручки. На колесах стоят декоративные колпаки от автобусов МАЗ.
Внутри МАЗ-5440 «Простор» глобально изменился. Теперь там превалирует дизайн, который раньше водители видели только на тягачах иностранного производства, вроде Volvo или Mercedes. Даже материал приборной панели мягкий и упругий.
Спальные места не изменились. Они стали чуть шире – на этом все. Подголовник не поднимается, никаких карманов для мелких вещей нет.
Особенно неприятно поражает процедура зашторивания по периметру. Вроде и портьеры плотные, но двигаются они по карнизу с трудом. Приходится каждый крючок подталкивать отдельно.
Ничего революционного в МАЗ-5440 «Простор» нет. В основе грузовика рамная конструкция, аналогичная таким же у других производителей из стран ЕС.
Скопировали ее не просто так. Во-первых, не будет возникать вопросов во время эксплуатации грузовиков за границей. Во-вторых, это дает возможность устанавливать в раму двигатели и коробки передач от известных мировых брендов.
Передняя подвеска МАЗ-5440 «Простор» зависимая, на продольных рессорах. Задняя предлагается в двух исполнениях, в соответствии с предпочтениями заказчика. Если ему хочется сэкономить, то там продольные рессоры. Для более взыскательных клиентов предлагается пневмоподвеска.
Рулевое управление интегрального типа. Тормоза пневматические, дисковые на все колеса. Вопросов к их работе не возникает, естественно, с учетом того, что это грузовик.
Как и положено серьезной технике, тормозная система включает в себя:
✅ Основную
✅ Вспомогательную
✅ Запасную
✅ Стояночную
Водительское сиденье имеет собственную пневмоподвеску. Грузовики оборудованы кондиционером, электростеклами и бортовым компьютером уже в базовой комплектации.
Один из лучших двигателей в линейке для российского покупателя – это ЯМЗ-650. Данный силовой агрегат имеет мощность в 420 л. с. Проблем с запчастями в нашей стране точно не будет, да и двигатель давно зарекомендовал себя надежным.
С данным силовым агрегатом МАЗ-5440 «Простор» разгоняется до 100 км/ч. Есть ощущение, что он легко возьмет эту планку, но стоящий ограничитель не даст это сделать.
Раньше пользовались популярностью двигатели Mercedes-Benz. Они имели лучший крутящий момент в линейке. Но «западные» силовые агрегаты на МАЗ-5440 «Простор» больше не ставят. Официально выпуск таких грузовиков прекращен.
Сейчас магистральные тягачи серии «Простор» оснащаются китайскими двигателями Weichai. Эти моторы собирают на совместном предприятии «МАЗ-Вейчай». Руководство МАЗ называет его «локализованный двигатель белорусского производства». По факту, ничего своего там нет.
Кстати, МАЗ и КАМАЗ с 2022 года сотрудничают. Это официальная информация в рамках противодействия экономическим санкциям, введенных против Российской Федерации и Беларуси.
Конечно, МАЗ-5440 «Простор» является неплохим магистральным тягачом. Но он безнадежно устарел, по крайней мере, внешне, и с этим трудно не согласиться.
Что касается традиционной белорусской надежности, то МАЗ уже давно не тот. Использование китайских узлов и агрегатов заставляют усомниться в этом.
Да и магистральные грузовики КАМАЗ серии К5 современней и удобней. А учитывая, насколько развита дилерская сеть в нашей стране, российская техника данного класса выглядит более предпочтительной к приобретению.
После развала СССР в Россию и другие страны СНГ хлынули потоком б/у грузовики от иностранных брендов. Бывшие советские лидеры рынка, такие как КАМАЗ и МАЗ, сразу поняли, что теряют огромные деньги. А как же – такой пласт оказался неохваченным!
Поэтому ближе к концу 90-х бывшие советские производители начали осваивать новые грузовики. Пришлось заново выстраивать партнерские отношения. КАМАЗу было легче, ведь Ярославский моторный завод находится в России.
МАЗ-5440 «Простор» является самой популярной моделью в линейке производителя. Фото: автора
А вот МАЗу пришлось налаживать взаимодействия с рядом партнеров из дальнего зарубежья. Хотя, двигатели ЯМЗ они используют до сих пор.
Сегодня мы расскажем про МАЗ-5440 «Простор». Это магистральный грузовик Минского автомобильного завода, точнее, целое семейство. Модель давно зарекомендовала себя надежной и достаточно доступной. Поэтому ее покупают не только в Беларуси, но и ряде других стран, в первую очередь, России.
История
Началось все еще во второй половине 1980-х годов. «Перестройка» нравилась далеко не всем, но предприимчивые люди стали создавать различные кооперативы, зарабатывая неплохие деньги.
МАЗ-5440 «Простор» часто можно встретить на российских дорогах. Фото: автора
Были полны надежд на будущее и инженеры МАЗ. Они считали, что теперь, когда давление «сверху» ослабло, можно воплотить свои мечты в реальность. Вот только о том, что финансировать дорогостоящие проекты не станут в новых условиях, никто особо не задумывался.
В 1991 году начались испытания моделей магистральных тягачей с колесной формулой 4х2 и 6х4. Но СССР уже «штормило», поэтому запуск перспективных грузовиков подзадержался.
Только в 1997 году началось мелкосерийное производство МАЗ-6430 и МАЗ-5440. Сначала выпуск был поштучный, но потом модели понравились покупателям.
Чтобы конкурировать с российским КАМАЗом, белорусы стали оснащать свои машины узлами и агрегатами от известных мировых производителей. На выходе у них получались магистральные тягачи дешевле зарубежных моделей, но с аналогичными техническими характеристиками.
МАЗ-5440, получивший имя собственное «Простор» в 2008 году, выпускался во множестве модификаций.
Двигатели для грузовиков предлагались в широком ассортименте:
✅ ЯМЗ
✅ Mercedes-Benz
✅ Cummins
Сейчас большинство автомобилей комплектуются силовыми агрегатами от китайского концерна Weichai. Специально для этого в Беларуси даже построили моторный завод. Звучит, но по факту это сборочное предприятие.
Уже по шильдикам ясно, что МАЗ-5440 «Простор» ориентирован на Россию. Фото: автора
Массовый переход на китайские двигатели и коробки передач официально произошел в 2021 году. Но под заказ белорусский производитель может выпустить грузовик с другим мотором. Из тех, разумеется, которые доступны. Ведь экономические санкции против Российской Федерации затронули и Беларусь.
Внешность и кабина
Что бы не говорили представители Минского автомобильного завода, а смотрится МАЗ-5440 «Простор» довольно скромно. Причем не только на фоне именитых моделей от зарубежных брендов. Китайские производители, например, давно догнали и обогнали МАЗ. Да и КАМАЗ с кабиной К5 смотрится куда современней.
Зато «свежие» МАЗ-5440 «Простор» окрашивают по современным технологиям. Даже новый участок на заводе для этих целей открыли. Материалы закупали ранее в Беларуси, России и странах ЕС. Теперь вместо последних китайские партнеры.
На фоне скромной внешности МАЗ-5440 «Простор» не видны особенности, но они есть. Например, на новых грузовиках появились удобные дверные ручки. На колесах стоят декоративные колпаки от автобусов МАЗ.
Дверные ручки МАЗ-5440 «Простор» как будто из СССР. Фото: автора
Внутри МАЗ-5440 «Простор» глобально изменился. Теперь там превалирует дизайн, который раньше водители видели только на тягачах иностранного производства, вроде Volvo или Mercedes. Даже материал приборной панели мягкий и упругий.
Спальные места не изменились. Они стали чуть шире – на этом все. Подголовник не поднимается, никаких карманов для мелких вещей нет.
Да и вообще, спальник вроде как добротный, но есть над чем работать. Сразу понятно, что инженерам Минского автомобильного завода не приходилось ночевать в кабине магистрального тягача.
Особенно неприятно поражает процедура зашторивания по периметру. Вроде и портьеры плотные, но двигаются они по карнизу с трудом. Приходится каждый крючок подталкивать отдельно.
Особенности
Ничего революционного в МАЗ-5440 «Простор» нет. В основе грузовика рамная конструкция, аналогичная таким же у других производителей из стран ЕС.
Скопировали ее не просто так. Во-первых, не будет возникать вопросов во время эксплуатации грузовиков за границей. Во-вторых, это дает возможность устанавливать в раму двигатели и коробки передач от известных мировых брендов.
Интересно, фары у МАЗ-5440 «Простор» тоже китайские? Фото: автора
Передняя подвеска МАЗ-5440 «Простор» зависимая, на продольных рессорах. Задняя предлагается в двух исполнениях, в соответствии с предпочтениями заказчика. Если ему хочется сэкономить, то там продольные рессоры. Для более взыскательных клиентов предлагается пневмоподвеска.
Рулевое управление интегрального типа. Тормоза пневматические, дисковые на все колеса. Вопросов к их работе не возникает, естественно, с учетом того, что это грузовик.
Как и положено серьезной технике, тормозная система включает в себя:
✅ Основную
✅ Вспомогательную
✅ Запасную
✅ Стояночную
Водительское сиденье имеет собственную пневмоподвеску. Грузовики оборудованы кондиционером, электростеклами и бортовым компьютером уже в базовой комплектации.
Моторы
Один из лучших двигателей в линейке для российского покупателя – это ЯМЗ-650. Данный силовой агрегат имеет мощность в 420 л. с. Проблем с запчастями в нашей стране точно не будет, да и двигатель давно зарекомендовал себя надежным.
Все основные узлы и агрегаты МАЗ-5440 «Простор» установлены в мощную раму. Фото: автора
С данным силовым агрегатом МАЗ-5440 «Простор» разгоняется до 100 км/ч. Есть ощущение, что он легко возьмет эту планку, но стоящий ограничитель не даст это сделать.
Можно заказать грузовик и с двигателем ЯМЗ-53603.10. Этот мотор не такой мощный – он развивает 328 л. с.
Раньше пользовались популярностью двигатели Mercedes-Benz. Они имели лучший крутящий момент в линейке. Но «западные» силовые агрегаты на МАЗ-5440 «Простор» больше не ставят. Официально выпуск таких грузовиков прекращен.
Сейчас магистральные тягачи серии «Простор» оснащаются китайскими двигателями Weichai. Эти моторы собирают на совместном предприятии «МАЗ-Вейчай». Руководство МАЗ называет его «локализованный двигатель белорусского производства». По факту, ничего своего там нет.
Коробки передач на МАЗ-5440 «Простор» от другого китайского производителя – «Fast Gear». Их тоже собирают в Беларуси на совместном предприятии «Фаст-МАЗ».
Кстати, МАЗ и КАМАЗ с 2022 года сотрудничают. Это официальная информация в рамках противодействия экономическим санкциям, введенных против Российской Федерации и Беларуси.
Грузовик неплох, но КАМАЗ серии К5 однозначно более современный. Фото: автора
Конечно, МАЗ-5440 «Простор» является неплохим магистральным тягачом. Но он безнадежно устарел, по крайней мере, внешне, и с этим трудно не согласиться.
Что касается традиционной белорусской надежности, то МАЗ уже давно не тот. Использование китайских узлов и агрегатов заставляют усомниться в этом.
Да и магистральные грузовики КАМАЗ серии К5 современней и удобней. А учитывая, насколько развита дилерская сеть в нашей стране, российская техника данного класса выглядит более предпочтительной к приобретению.
- Ульф
- Фото автора
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....