МАЗ-5440 «Простор» – китайское импортозамещение от белорусского производителя
Магистральные грузовики в СССР были специфические. Особые удобства для водителя они не предоставляли. Спальник в кабине есть – и хорошо. Не просто так знаменитая компания «Совтрансавто» старалась при любой возможности закупать машины зарубежного производства.
После развала СССР в Россию и другие страны СНГ хлынули потоком б/у грузовики от иностранных брендов. Бывшие советские лидеры рынка, такие как КАМАЗ и МАЗ, сразу поняли, что теряют огромные деньги. А как же – такой пласт оказался неохваченным!
Поэтому ближе к концу 90-х бывшие советские производители начали осваивать новые грузовики. Пришлось заново выстраивать партнерские отношения. КАМАЗу было легче, ведь Ярославский моторный завод находится в России.
А вот МАЗу пришлось налаживать взаимодействия с рядом партнеров из дальнего зарубежья. Хотя, двигатели ЯМЗ они используют до сих пор.
Сегодня мы расскажем про МАЗ-5440 «Простор». Это магистральный грузовик Минского автомобильного завода, точнее, целое семейство. Модель давно зарекомендовала себя надежной и достаточно доступной. Поэтому ее покупают не только в Беларуси, но и ряде других стран, в первую очередь, России.
Началось все еще во второй половине 1980-х годов. «Перестройка» нравилась далеко не всем, но предприимчивые люди стали создавать различные кооперативы, зарабатывая неплохие деньги.
Были полны надежд на будущее и инженеры МАЗ. Они считали, что теперь, когда давление «сверху» ослабло, можно воплотить свои мечты в реальность. Вот только о том, что финансировать дорогостоящие проекты не станут в новых условиях, никто особо не задумывался.
Только в 1997 году началось мелкосерийное производство МАЗ-6430 и МАЗ-5440. Сначала выпуск был поштучный, но потом модели понравились покупателям.
Чтобы конкурировать с российским КАМАЗом, белорусы стали оснащать свои машины узлами и агрегатами от известных мировых производителей. На выходе у них получались магистральные тягачи дешевле зарубежных моделей, но с аналогичными техническими характеристиками.
МАЗ-5440, получивший имя собственное «Простор» в 2008 году, выпускался во множестве модификаций.
Двигатели для грузовиков предлагались в широком ассортименте:
✅ ЯМЗ
✅ Mercedes-Benz
✅ Cummins
Сейчас большинство автомобилей комплектуются силовыми агрегатами от китайского концерна Weichai. Специально для этого в Беларуси даже построили моторный завод. Звучит, но по факту это сборочное предприятие.
Массовый переход на китайские двигатели и коробки передач официально произошел в 2021 году. Но под заказ белорусский производитель может выпустить грузовик с другим мотором. Из тех, разумеется, которые доступны. Ведь экономические санкции против Российской Федерации затронули и Беларусь.
Что бы не говорили представители Минского автомобильного завода, а смотрится МАЗ-5440 «Простор» довольно скромно. Причем не только на фоне именитых моделей от зарубежных брендов. Китайские производители, например, давно догнали и обогнали МАЗ. Да и КАМАЗ с кабиной К5 смотрится куда современней.
Зато «свежие» МАЗ-5440 «Простор» окрашивают по современным технологиям. Даже новый участок на заводе для этих целей открыли. Материалы закупали ранее в Беларуси, России и странах ЕС. Теперь вместо последних китайские партнеры.
На фоне скромной внешности МАЗ-5440 «Простор» не видны особенности, но они есть. Например, на новых грузовиках появились удобные дверные ручки. На колесах стоят декоративные колпаки от автобусов МАЗ.
Внутри МАЗ-5440 «Простор» глобально изменился. Теперь там превалирует дизайн, который раньше водители видели только на тягачах иностранного производства, вроде Volvo или Mercedes. Даже материал приборной панели мягкий и упругий.
Спальные места не изменились. Они стали чуть шире – на этом все. Подголовник не поднимается, никаких карманов для мелких вещей нет.
Особенно неприятно поражает процедура зашторивания по периметру. Вроде и портьеры плотные, но двигаются они по карнизу с трудом. Приходится каждый крючок подталкивать отдельно.
Ничего революционного в МАЗ-5440 «Простор» нет. В основе грузовика рамная конструкция, аналогичная таким же у других производителей из стран ЕС.
Скопировали ее не просто так. Во-первых, не будет возникать вопросов во время эксплуатации грузовиков за границей. Во-вторых, это дает возможность устанавливать в раму двигатели и коробки передач от известных мировых брендов.
Передняя подвеска МАЗ-5440 «Простор» зависимая, на продольных рессорах. Задняя предлагается в двух исполнениях, в соответствии с предпочтениями заказчика. Если ему хочется сэкономить, то там продольные рессоры. Для более взыскательных клиентов предлагается пневмоподвеска.
Рулевое управление интегрального типа. Тормоза пневматические, дисковые на все колеса. Вопросов к их работе не возникает, естественно, с учетом того, что это грузовик.
Как и положено серьезной технике, тормозная система включает в себя:
✅ Основную
✅ Вспомогательную
✅ Запасную
✅ Стояночную
Водительское сиденье имеет собственную пневмоподвеску. Грузовики оборудованы кондиционером, электростеклами и бортовым компьютером уже в базовой комплектации.
Один из лучших двигателей в линейке для российского покупателя – это ЯМЗ-650. Данный силовой агрегат имеет мощность в 420 л. с. Проблем с запчастями в нашей стране точно не будет, да и двигатель давно зарекомендовал себя надежным.
С данным силовым агрегатом МАЗ-5440 «Простор» разгоняется до 100 км/ч. Есть ощущение, что он легко возьмет эту планку, но стоящий ограничитель не даст это сделать.
Раньше пользовались популярностью двигатели Mercedes-Benz. Они имели лучший крутящий момент в линейке. Но «западные» силовые агрегаты на МАЗ-5440 «Простор» больше не ставят. Официально выпуск таких грузовиков прекращен.
Сейчас магистральные тягачи серии «Простор» оснащаются китайскими двигателями Weichai. Эти моторы собирают на совместном предприятии «МАЗ-Вейчай». Руководство МАЗ называет его «локализованный двигатель белорусского производства». По факту, ничего своего там нет.
Кстати, МАЗ и КАМАЗ с 2022 года сотрудничают. Это официальная информация в рамках противодействия экономическим санкциям, введенных против Российской Федерации и Беларуси.
Конечно, МАЗ-5440 «Простор» является неплохим магистральным тягачом. Но он безнадежно устарел, по крайней мере, внешне, и с этим трудно не согласиться.
Что касается традиционной белорусской надежности, то МАЗ уже давно не тот. Использование китайских узлов и агрегатов заставляют усомниться в этом.
Да и магистральные грузовики КАМАЗ серии К5 современней и удобней. А учитывая, насколько развита дилерская сеть в нашей стране, российская техника данного класса выглядит более предпочтительной к приобретению.
После развала СССР в Россию и другие страны СНГ хлынули потоком б/у грузовики от иностранных брендов. Бывшие советские лидеры рынка, такие как КАМАЗ и МАЗ, сразу поняли, что теряют огромные деньги. А как же – такой пласт оказался неохваченным!
Поэтому ближе к концу 90-х бывшие советские производители начали осваивать новые грузовики. Пришлось заново выстраивать партнерские отношения. КАМАЗу было легче, ведь Ярославский моторный завод находится в России.
МАЗ-5440 «Простор» является самой популярной моделью в линейке производителя. Фото: автора
А вот МАЗу пришлось налаживать взаимодействия с рядом партнеров из дальнего зарубежья. Хотя, двигатели ЯМЗ они используют до сих пор.
Сегодня мы расскажем про МАЗ-5440 «Простор». Это магистральный грузовик Минского автомобильного завода, точнее, целое семейство. Модель давно зарекомендовала себя надежной и достаточно доступной. Поэтому ее покупают не только в Беларуси, но и ряде других стран, в первую очередь, России.
История
Началось все еще во второй половине 1980-х годов. «Перестройка» нравилась далеко не всем, но предприимчивые люди стали создавать различные кооперативы, зарабатывая неплохие деньги.
МАЗ-5440 «Простор» часто можно встретить на российских дорогах. Фото: автора
Были полны надежд на будущее и инженеры МАЗ. Они считали, что теперь, когда давление «сверху» ослабло, можно воплотить свои мечты в реальность. Вот только о том, что финансировать дорогостоящие проекты не станут в новых условиях, никто особо не задумывался.
В 1991 году начались испытания моделей магистральных тягачей с колесной формулой 4х2 и 6х4. Но СССР уже «штормило», поэтому запуск перспективных грузовиков подзадержался.
Только в 1997 году началось мелкосерийное производство МАЗ-6430 и МАЗ-5440. Сначала выпуск был поштучный, но потом модели понравились покупателям.
Чтобы конкурировать с российским КАМАЗом, белорусы стали оснащать свои машины узлами и агрегатами от известных мировых производителей. На выходе у них получались магистральные тягачи дешевле зарубежных моделей, но с аналогичными техническими характеристиками.
МАЗ-5440, получивший имя собственное «Простор» в 2008 году, выпускался во множестве модификаций.
Двигатели для грузовиков предлагались в широком ассортименте:
✅ ЯМЗ
✅ Mercedes-Benz
✅ Cummins
Сейчас большинство автомобилей комплектуются силовыми агрегатами от китайского концерна Weichai. Специально для этого в Беларуси даже построили моторный завод. Звучит, но по факту это сборочное предприятие.
Уже по шильдикам ясно, что МАЗ-5440 «Простор» ориентирован на Россию. Фото: автора
Массовый переход на китайские двигатели и коробки передач официально произошел в 2021 году. Но под заказ белорусский производитель может выпустить грузовик с другим мотором. Из тех, разумеется, которые доступны. Ведь экономические санкции против Российской Федерации затронули и Беларусь.
Внешность и кабина
Что бы не говорили представители Минского автомобильного завода, а смотрится МАЗ-5440 «Простор» довольно скромно. Причем не только на фоне именитых моделей от зарубежных брендов. Китайские производители, например, давно догнали и обогнали МАЗ. Да и КАМАЗ с кабиной К5 смотрится куда современней.
Зато «свежие» МАЗ-5440 «Простор» окрашивают по современным технологиям. Даже новый участок на заводе для этих целей открыли. Материалы закупали ранее в Беларуси, России и странах ЕС. Теперь вместо последних китайские партнеры.
На фоне скромной внешности МАЗ-5440 «Простор» не видны особенности, но они есть. Например, на новых грузовиках появились удобные дверные ручки. На колесах стоят декоративные колпаки от автобусов МАЗ.
Дверные ручки МАЗ-5440 «Простор» как будто из СССР. Фото: автора
Внутри МАЗ-5440 «Простор» глобально изменился. Теперь там превалирует дизайн, который раньше водители видели только на тягачах иностранного производства, вроде Volvo или Mercedes. Даже материал приборной панели мягкий и упругий.
Спальные места не изменились. Они стали чуть шире – на этом все. Подголовник не поднимается, никаких карманов для мелких вещей нет.
Да и вообще, спальник вроде как добротный, но есть над чем работать. Сразу понятно, что инженерам Минского автомобильного завода не приходилось ночевать в кабине магистрального тягача.
Особенно неприятно поражает процедура зашторивания по периметру. Вроде и портьеры плотные, но двигаются они по карнизу с трудом. Приходится каждый крючок подталкивать отдельно.
Особенности
Ничего революционного в МАЗ-5440 «Простор» нет. В основе грузовика рамная конструкция, аналогичная таким же у других производителей из стран ЕС.
Скопировали ее не просто так. Во-первых, не будет возникать вопросов во время эксплуатации грузовиков за границей. Во-вторых, это дает возможность устанавливать в раму двигатели и коробки передач от известных мировых брендов.
Интересно, фары у МАЗ-5440 «Простор» тоже китайские? Фото: автора
Передняя подвеска МАЗ-5440 «Простор» зависимая, на продольных рессорах. Задняя предлагается в двух исполнениях, в соответствии с предпочтениями заказчика. Если ему хочется сэкономить, то там продольные рессоры. Для более взыскательных клиентов предлагается пневмоподвеска.
Рулевое управление интегрального типа. Тормоза пневматические, дисковые на все колеса. Вопросов к их работе не возникает, естественно, с учетом того, что это грузовик.
Как и положено серьезной технике, тормозная система включает в себя:
✅ Основную
✅ Вспомогательную
✅ Запасную
✅ Стояночную
Водительское сиденье имеет собственную пневмоподвеску. Грузовики оборудованы кондиционером, электростеклами и бортовым компьютером уже в базовой комплектации.
Моторы
Один из лучших двигателей в линейке для российского покупателя – это ЯМЗ-650. Данный силовой агрегат имеет мощность в 420 л. с. Проблем с запчастями в нашей стране точно не будет, да и двигатель давно зарекомендовал себя надежным.
Все основные узлы и агрегаты МАЗ-5440 «Простор» установлены в мощную раму. Фото: автора
С данным силовым агрегатом МАЗ-5440 «Простор» разгоняется до 100 км/ч. Есть ощущение, что он легко возьмет эту планку, но стоящий ограничитель не даст это сделать.
Можно заказать грузовик и с двигателем ЯМЗ-53603.10. Этот мотор не такой мощный – он развивает 328 л. с.
Раньше пользовались популярностью двигатели Mercedes-Benz. Они имели лучший крутящий момент в линейке. Но «западные» силовые агрегаты на МАЗ-5440 «Простор» больше не ставят. Официально выпуск таких грузовиков прекращен.
Сейчас магистральные тягачи серии «Простор» оснащаются китайскими двигателями Weichai. Эти моторы собирают на совместном предприятии «МАЗ-Вейчай». Руководство МАЗ называет его «локализованный двигатель белорусского производства». По факту, ничего своего там нет.
Коробки передач на МАЗ-5440 «Простор» от другого китайского производителя – «Fast Gear». Их тоже собирают в Беларуси на совместном предприятии «Фаст-МАЗ».
Кстати, МАЗ и КАМАЗ с 2022 года сотрудничают. Это официальная информация в рамках противодействия экономическим санкциям, введенных против Российской Федерации и Беларуси.
Грузовик неплох, но КАМАЗ серии К5 однозначно более современный. Фото: автора
Конечно, МАЗ-5440 «Простор» является неплохим магистральным тягачом. Но он безнадежно устарел, по крайней мере, внешне, и с этим трудно не согласиться.
Что касается традиционной белорусской надежности, то МАЗ уже давно не тот. Использование китайских узлов и агрегатов заставляют усомниться в этом.
Да и магистральные грузовики КАМАЗ серии К5 современней и удобней. А учитывая, насколько развита дилерская сеть в нашей стране, российская техника данного класса выглядит более предпочтительной к приобретению.
- Ульф
- Фото автора
Рекомендуем для вас
«Байконур»: почему самый большой космодром планеты Земля могут забросить
Уникальный космодром служит человечеству уже почти 70 лет. Но его будущее остается неопределенным....
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Отечественный самолет «Партизан» подвергся глубокой модернизации
Все доработки были успешно протестированы. Также ведутся работы по улучшению систем автоматического пилотирования. Подробности читайте в нашем материале....
Этот седан опередил свое время, став и революцией, и провалом
Как роторный двигатель Ванкеля стал роковой фишкой автомобиля и привел компанию в упадок?...
Российские автономные паромы признаны перспективными
Это первые в нашей стране суда такого типа. Автономная навигация доказала свои преимущества....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
«Он едет», или на что еще способен автомобиль за 250 тысяч рублей
Автомобили продолжают дорожать, и водители начинают задумываться, а стоит ли обновлять свою машину. У некоторых рефлексия и вовсе доходит до вопроса: «А нужна...
Российский «Атом» готовится к выходу на международный рынок
Стали известны подробности касательно выбранной методики расширения географии будущих продаж «Атома». В этом материале вы также узнаете, на каком этапе...
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
Ледокол «Ленин» вернулся на «постоянное место жительства»
Причиной кратковременного отсутствия в месте «дислокации» первого в мире надводного судна с ядерной установкой стал регламентированный технический осмотр и...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....