Graham Blue Streak (1932-1935) – ослепительная вспышка во мгле Великой депрессии
«Голубая полоса Грэма» – так переводится название модели, которая озаряла ярким светом американский автомобильный небосвод 30-х. Вечно живая классика. Не устаешь любоваться. Эталон. К нему мысленно прикладываешь все, созданное позднее, и сравниваешь не в пользу современности. Впрочем, утверждение спорное, а мы уважаем мнение оппонентов.
Однако, почему довоенный автомобиль малоизвестного машиностроителя называют «самым копируемым» в Старом Свете? Как случилось подобное, когда на рынке доминировали недосягаемые «Форд», «Крайслер», «Дженерал Моторос»? Разберемся…
Невозможно взять на обзор знаменитый автомобиль, не коснувшись производителя. А копнув историю, обнаруживаешь удивительную вещь: чуть не все автокомпании США образовывали братья. На днях писали о Дюзенбергах, вспоминали Студебеккеров. А были еще Элмер и Эдгар Апперсоны. За маркой Packard тоже стояли братья. Родными были Маки, Гарднеры, Стенли. В этом же ряду Джуэтты и Киселы, Уайты и Фишеры… Да сколько же вас?
Наших Грэмов у бати родилось трое: Джозеф, Роберт и Рэй в 1882, 1885 и 1887 годах соответственно. Богатенький был папаша, владел немереным количеством акров землицы. Но потомков не привлекала буколическая жизнь на манер древнегреческих романтичных и добропорядочных пастушков.
Наследники состояния были теми, кого называют венчурными капиталистами. Инвестировали, словом, в предприятия с высоким потенциалом роста: стекольное производство, сельское хозяйство, грузовики.
Но что в начале 20-го века могло принести большие дивиденды, как не легковые автомобили? Ими и занялись братаны Грэмы. Организовали в 1927 году честными и сомнительными способами компанию Graham-Paige, позднее просто Graham.
Не будучи гениальными механиками и инженерами, но обладая солидными счетами в банках, учредители пошли простым путем: привлекли к делу талантливого стилиста Амоса Нортапа. Сманили, попросту, из кузовостроительной корпорации Murray.
Сначала подмастерье у столяра, а затем ученик великого Чайлда Уиллса, создавшего бесподобную «Жестянку Лиззи», Амос носил в голове сонм идей. Дальнейшей популярностью «Синяя полоска» обязана художнику из Пейнсвилла, штат Огайо.
Именно так говорили современники о Graham Blue Streak 1932-1935 г. в. Ох уж эти старинные обороты речи! Но считаем долгом уточнить: четырехдверным седанам и купе предшествовали неплохие модели 1928-1929. Большой славы не принесли, но по числу реализуемых экземпляров (73 195 и 77 007 единиц) вывели компанию в лидеры среди «второстепенных» автопроизводителей. Означенный статус носил тот, кто продавал менее 100 тыс. машин в год.
Маловато. Однако вклад братьев в Церковь и Человечество Папа Римский Пий XI посчитал достаточным. И наградил Грэмов Орденом Святого Георгия Великого. За братьями не заржавело: подарили Святому Престолу 150-сильный фаэтон ГП 837 с кузовом «Ле Барон». С этой модели начался автопарк Ватикана. Хорошее начало для свежеиспеченных машиностроителей.
Но вернемся к герою нашего обзора Graham Blue Streak (1932-1935). Он появился в момент Великой депрессии. О мрачном времени Джон Бентли писал:
Чем удивить покупателя, что выбросить на рынок, когда рушится экономика, банкротятся предприятия, клиенты стоят в очереди не за автомобилями, а за хлебом? Высокооплачиваемый Амос Нортап с главным инженером компании Луисом Торнсом придумали.
Машину построили на лонжеронной лестничной раме, скрепленной шестью поперечинами. Продольные элементы сузили к носу, переднюю ось резко опустили. Ведущий задний мост зафиксировали в сквозных отверстия рамы. Позднее силовую конструкцию назвали «глубокой рамой банджо».
Полуэллиптические рессоры сзади и спереди подвесили не под лонжеронами, а параллельно с ними. Точнее – за пределами направляющих рамы. Такое решение работало на увеличение сопротивления качению: автомобиль демонстрировал исключительную устойчивость на дороге и превосходную управляемость.
Конструктивные особенности делали машину зрительно более низкой. И, по факту, общая высота уменьшилась на 2,5 дюйма, а жесткость на кручение возросла. При размашистой колесной базе 3124 мм модель казалась в ширину больше, чем в высоту. Диспропорции, впрочем, не ощущалось. Но не этот эффект удивлял: низкая зависимая подвеска способствовала мягкому и бесшумному ходу авто весом 3,3 центнера.
Конкуренты моментально переняли эту сниженную линию шасси. Присмотрелись и к прочим фишкам. Было чему поучиться. Взять хоть массивную вертикальную V-образную решетку радиатора. Ее, как и ветровое стекло, разработчики установили под спортивным наклоном, заботясь о снижении сопротивлению встречному ветру. Лобовик был узким, придавая автомобилю суровый гангстерский вид.
Верхнюю часть решетки сделали заподлицо с капотом, и (внимание!) впервые в отрасли крышку заливной горловины радиатора спрятали под него же. С тех далеких пор так и ведется: чтобы залить охлаждающую жидкость, автомобилисты лезут в моторный отсек.
Также раньше других производитель изменил форму крыльев. Да, они были изящными, летящими. Но открывали механические компоненты машины, к сожалению, не всегда чистые. А тут Амос Нортап решил прикрыть неприглядную зону и закруглил крылья сразу за колесами. Машина стала выглядеть еще более длинной и эстетичной. Понятно, что отныне ровно так поступали и прочие производители.
Фары расположили близко к кузову и окрасили в цвет с крыльями и корпусом. Кстати, о лакокрасочном покрытии: оно, опять же впервые, было металлического типа. Но содержало не алюминиевые вкрапления, а гуанин. Вещество природного происхождения добывали из чешуи рыб по сложной и дорогостоящей технологии.
Усилия стояли того: модели с переливчатым блеском выглядели очень привлекательно. Стилистическое своеобразие выдвинуло «Голубую полосу» братьев Грэм в законодатели автомоды 30-х.
В салоне два ряда комфортных диванов. Обивкой выбрали плотный, скрученный особым образом мохер. Говорят, технология производства ткани утеряна. Может, оно никому и не нужно, но машины с оригинальной отделкой дверных карт и сидений еще сохранились и оцениваются не менее, чем в $100 тыс.
Приборная панель расположена непривычно низко. Огромное рулевое колесо изготовлено из мрамора с текстурой под дерево. А мы, кажется, без подогрева баранки и машину-то не купим?..
Тут рядная 16-клапанная «восьмерка», расположенная спереди продольно. Параметры 4-тактного движка и эксплуатационные показатели:
✅ Объем – 4021 см3
✅ Мощность – 95 л. с. при 3,4 тыс. об/мин
✅ Тип питания – карбюратор Detroit
✅ Максимальная скорость – 130 км/ч
Механическая 4-скоростная КП установлена вместе с мотором и крепится в четырех точках. Тормоза гидравлические барабанные.
Уточнения по мощности: на заводах братьев Грэм с 1934 года использовали наддув. Да, впервые в автоиндустрии применительно к шоссейным версиям! Центробежный нагнетатель вращался в 5,75 раз быстрее скорости двигателя. Это давало прирост мощности с 95 л. с. до 135 «лошадей» и на 10-15% экономило топливо.
Грэмы построили больше машин с наддувом, чем «Дюзенберг», «Оберн» и «Корд» вместе взятые. Современники свидетельствуют: нагнетатели Грэмов без поломок работали по 100 тыс. миль пробега.
«Голубая полоса» принесла братьям славу, восхищение публики и… горе. Автомобиль, дизайн которого стал предметом бессовестного плагиата, финансового успеха не принес. В 1931-ом фирма продала 19 тыс. экземпляров. На следующий год на 7 тыс. меньше, хотя цены были демократичными – 1095-1270 долларов.
Сраженный неудачами, младший из братьев, Рэй, получил нервный срыв. Семья отправила бедолагу на лечение под присмотром священника. По дороге 45-летний Рэй сбежал от «дуэньи» и бросился со скалы... Великая жертва одноименной экономической депрессии.
Неожиданно печальная участь постигла и Нортапа (1889-1937). Стилист активно работал над оригинальным кузовом «Акулий нос», но не увидел машину в серийном производстве. Однажды, зимним утром, Амос поскользнулся во дворе собственного дома, расшиб при падении голову и через два дня скончался в больнице.
Старшие братья, с трудом оправляясь от ошеломляющих трагедий, еще пытались бороться. Но в 1940-ом закрыли производство легковушек. До 1962-го выпускали моторы для военных машин, затем компанию упразднили.
В 2017 году «Голубую полоску Грэм» внесли в Национальный реестр исторических машин США. В ознаменование события седан братьев был сфотографирован во дворе дома Амоса Нортапа.
Вспомним: голубая лента на мундире через плечо – атрибут ордена, заслуженного перед отечеством. Голубую ленту братьям Грэм!..
Однако, почему довоенный автомобиль малоизвестного машиностроителя называют «самым копируемым» в Старом Свете? Как случилось подобное, когда на рынке доминировали недосягаемые «Форд», «Крайслер», «Дженерал Моторос»? Разберемся…
«Было у отца три сына…»
Невозможно взять на обзор знаменитый автомобиль, не коснувшись производителя. А копнув историю, обнаруживаешь удивительную вещь: чуть не все автокомпании США образовывали братья. На днях писали о Дюзенбергах, вспоминали Студебеккеров. А были еще Элмер и Эдгар Апперсоны. За маркой Packard тоже стояли братья. Родными были Маки, Гарднеры, Стенли. В этом же ряду Джуэтты и Киселы, Уайты и Фишеры… Да сколько же вас?
Модель Graham Blue Streak (1932-1935) – самый имитируемый автомобиль 30-х. Фото: YouTube.com
Наших Грэмов у бати родилось трое: Джозеф, Роберт и Рэй в 1882, 1885 и 1887 годах соответственно. Богатенький был папаша, владел немереным количеством акров землицы. Но потомков не привлекала буколическая жизнь на манер древнегреческих романтичных и добропорядочных пастушков.
Наследники состояния были теми, кого называют венчурными капиталистами. Инвестировали, словом, в предприятия с высоким потенциалом роста: стекольное производство, сельское хозяйство, грузовики.
Но что в начале 20-го века могло принести большие дивиденды, как не легковые автомобили? Ими и занялись братаны Грэмы. Организовали в 1927 году честными и сомнительными способами компанию Graham-Paige, позднее просто Graham.
Шильдик «Голубой полоски» с символическими силуэтами трех братьев. Фото: YouTube.com
Не будучи гениальными механиками и инженерами, но обладая солидными счетами в банках, учредители пошли простым путем: привлекли к делу талантливого стилиста Амоса Нортапа. Сманили, попросту, из кузовостроительной корпорации Murray.
Сначала подмастерье у столяра, а затем ученик великого Чайлда Уиллса, создавшего бесподобную «Жестянку Лиззи», Амос носил в голове сонм идей. Дальнейшей популярностью «Синяя полоска» обязана художнику из Пейнсвилла, штат Огайо.
«Машина шире, чем высока»
Именно так говорили современники о Graham Blue Streak 1932-1935 г. в. Ох уж эти старинные обороты речи! Но считаем долгом уточнить: четырехдверным седанам и купе предшествовали неплохие модели 1928-1929. Большой славы не принесли, но по числу реализуемых экземпляров (73 195 и 77 007 единиц) вывели компанию в лидеры среди «второстепенных» автопроизводителей. Означенный статус носил тот, кто продавал менее 100 тыс. машин в год.
Graham Blue Streak (1932-1935): умели творить красоту. Фото: YouTube.com
Маловато. Однако вклад братьев в Церковь и Человечество Папа Римский Пий XI посчитал достаточным. И наградил Грэмов Орденом Святого Георгия Великого. За братьями не заржавело: подарили Святому Престолу 150-сильный фаэтон ГП 837 с кузовом «Ле Барон». С этой модели начался автопарк Ватикана. Хорошее начало для свежеиспеченных машиностроителей.
Но вернемся к герою нашего обзора Graham Blue Streak (1932-1935). Он появился в момент Великой депрессии. О мрачном времени Джон Бентли писал:
И теперь каждый [автопроизводитель], по очереди, врывался на автомобильный небосвод с каким-нибудь героическим инженерным достижением, и каждый в своем последнем падении пролил короткую, но яркую, триумфальную вспышку света на быстро темнеющие страницы истории отрасли
Чем удивить покупателя, что выбросить на рынок, когда рушится экономика, банкротятся предприятия, клиенты стоят в очереди не за автомобилями, а за хлебом? Высокооплачиваемый Амос Нортап с главным инженером компании Луисом Торнсом придумали.
Graham Blue Streak – отлично управляемый, устойчивый на трассе аппарат. Фото: YouTube.com
Машину построили на лонжеронной лестничной раме, скрепленной шестью поперечинами. Продольные элементы сузили к носу, переднюю ось резко опустили. Ведущий задний мост зафиксировали в сквозных отверстия рамы. Позднее силовую конструкцию назвали «глубокой рамой банджо».
Полуэллиптические рессоры сзади и спереди подвесили не под лонжеронами, а параллельно с ними. Точнее – за пределами направляющих рамы. Такое решение работало на увеличение сопротивления качению: автомобиль демонстрировал исключительную устойчивость на дороге и превосходную управляемость.
Монументальная V-образная решетка радиатора со спортивным наклоном. Фото: YouTube.com
Конструктивные особенности делали машину зрительно более низкой. И, по факту, общая высота уменьшилась на 2,5 дюйма, а жесткость на кручение возросла. При размашистой колесной базе 3124 мм модель казалась в ширину больше, чем в высоту. Диспропорции, впрочем, не ощущалось. Но не этот эффект удивлял: низкая зависимая подвеска способствовала мягкому и бесшумному ходу авто весом 3,3 центнера.
Другие нововведения в кузове
Конкуренты моментально переняли эту сниженную линию шасси. Присмотрелись и к прочим фишкам. Было чему поучиться. Взять хоть массивную вертикальную V-образную решетку радиатора. Ее, как и ветровое стекло, разработчики установили под спортивным наклоном, заботясь о снижении сопротивлению встречному ветру. Лобовик был узким, придавая автомобилю суровый гангстерский вид.
Верхнюю часть решетки сделали заподлицо с капотом, и (внимание!) впервые в отрасли крышку заливной горловины радиатора спрятали под него же. С тех далеких пор так и ведется: чтобы залить охлаждающую жидкость, автомобилисты лезут в моторный отсек.
Graham Blue Streak: Амос Нортап закруглил крылья сразу за покрышками. Фото: YouTube.com
Также раньше других производитель изменил форму крыльев. Да, они были изящными, летящими. Но открывали механические компоненты машины, к сожалению, не всегда чистые. А тут Амос Нортап решил прикрыть неприглядную зону и закруглил крылья сразу за колесами. Машина стала выглядеть еще более длинной и эстетичной. Понятно, что отныне ровно так поступали и прочие производители.
Продолжаем исследовать экстерьер и интерьер
Фары расположили близко к кузову и окрасили в цвет с крыльями и корпусом. Кстати, о лакокрасочном покрытии: оно, опять же впервые, было металлического типа. Но содержало не алюминиевые вкрапления, а гуанин. Вещество природного происхождения добывали из чешуи рыб по сложной и дорогостоящей технологии.
Усилия стояли того: модели с переливчатым блеском выглядели очень привлекательно. Стилистическое своеобразие выдвинуло «Голубую полосу» братьев Грэм в законодатели автомоды 30-х.
Мраморное рулевое колесо Graham Blue Streak, рядом прибор, совмещающий спидометр с тахометром. Фото: YouTube.com
В салоне два ряда комфортных диванов. Обивкой выбрали плотный, скрученный особым образом мохер. Говорят, технология производства ткани утеряна. Может, оно никому и не нужно, но машины с оригинальной отделкой дверных карт и сидений еще сохранились и оцениваются не менее, чем в $100 тыс.
Приборная панель расположена непривычно низко. Огромное рулевое колесо изготовлено из мрамора с текстурой под дерево. А мы, кажется, без подогрева баранки и машину-то не купим?..
Лезем под капот
Тут рядная 16-клапанная «восьмерка», расположенная спереди продольно. Параметры 4-тактного движка и эксплуатационные показатели:
✅ Объем – 4021 см3
✅ Мощность – 95 л. с. при 3,4 тыс. об/мин
✅ Тип питания – карбюратор Detroit
✅ Максимальная скорость – 130 км/ч
Механическая 4-скоростная КП установлена вместе с мотором и крепится в четырех точках. Тормоза гидравлические барабанные.
Уточнения по мощности: на заводах братьев Грэм с 1934 года использовали наддув. Да, впервые в автоиндустрии применительно к шоссейным версиям! Центробежный нагнетатель вращался в 5,75 раз быстрее скорости двигателя. Это давало прирост мощности с 95 л. с. до 135 «лошадей» и на 10-15% экономило топливо.
Graham Blue Streak (1932-1935): безупречные пропорции, законченная гармония. Фото: YouTube.com
Грэмы построили больше машин с наддувом, чем «Дюзенберг», «Оберн» и «Корд» вместе взятые. Современники свидетельствуют: нагнетатели Грэмов без поломок работали по 100 тыс. миль пробега.
Судьба
«Голубая полоса» принесла братьям славу, восхищение публики и… горе. Автомобиль, дизайн которого стал предметом бессовестного плагиата, финансового успеха не принес. В 1931-ом фирма продала 19 тыс. экземпляров. На следующий год на 7 тыс. меньше, хотя цены были демократичными – 1095-1270 долларов.
Сраженный неудачами, младший из братьев, Рэй, получил нервный срыв. Семья отправила бедолагу на лечение под присмотром священника. По дороге 45-летний Рэй сбежал от «дуэньи» и бросился со скалы... Великая жертва одноименной экономической депрессии.
Неожиданно печальная участь постигла и Нортапа (1889-1937). Стилист активно работал над оригинальным кузовом «Акулий нос», но не увидел машину в серийном производстве. Однажды, зимним утром, Амос поскользнулся во дворе собственного дома, расшиб при падении голову и через два дня скончался в больнице.
Последняя разработка А. Нортапа с «Акульим носом» и закрытыми задними колесами. Фото: YouTube.com
Старшие братья, с трудом оправляясь от ошеломляющих трагедий, еще пытались бороться. Но в 1940-ом закрыли производство легковушек. До 1962-го выпускали моторы для военных машин, затем компанию упразднили.
В 2017 году «Голубую полоску Грэм» внесли в Национальный реестр исторических машин США. В ознаменование события седан братьев был сфотографирован во дворе дома Амоса Нортапа.
Вспомним: голубая лента на мундире через плечо – атрибут ордена, заслуженного перед отечеством. Голубую ленту братьям Грэм!..
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...