Итальянский Fiat 508A Balilla 1932 года, выпускавшийся во многих странах
Октябрь 1929 года, за окном – мировой кризис, начавшийся с падения акций на американской торговой бирже. Позже он получит название «Великая депрессия». Ближайшие годы не сулят для мирового автопрома ничего хорошего, общие продажи стремительно падают, промышленники ищут выход, некоторые доходят до банкротства.
Именно в таких неблагоприятных условиях компания Fiat представила небольшой заднеприводный четырехместный седан с литровым четырехцилиндровым двигателем, расположенным спереди. Это произошло на Миланском автосалоне в апреле 1932 года.
Он появился в непростые времена не только в экономическом, но и в политическом отношении. Весь мир сотрясали финансовые проблемы, а над Европой нависли темные времена. Несмотря на все это, новинка смогла развиваться и даже получить ряд модификаций.
Автомобиль разработан ведущими итальянскими конструкторами Nebbia, Fessia и Zerbi с целью приблизиться к качествам моделей более высокого класса, но за разумную цену. Многие думали, что его имя Balilla связано с реакционной молодежной организацией Opera Nazionale Balilla.
Позже компания настаивала, что это – всего лишь прозвище Джованни Баттисты Перассо, генуэзского мальчика, который в 1743 году бросал камнями в австрийского офицера. Название Balilla также применялось для итальянской подводной лодки и небольшого тягача, а сам Fiat использовал его для обозначения самолета времен Первой мировой войны.
Fiat 508A Balilla представлял собой двухдверный четырехместный седан, впервые сошедший с конвейера в 1932 году. Автомобиль имел раздельную раму и оба жестких моста, подрессоренных продольными листовыми конструкциями. Барабанные тормоза на всех колесах имели плавное управление. Вот его скромные характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 995 куб. см
✅ максимальная мощность – 20 л. с при 3500 об/мин
✅ масса – около 685 кг
Мощность двигателя передавалась на задние колеса через двухсекционный кардан и трехступенчатую коробку передач без синхронизации, позволяя машине развивать скорость до 80 км/ч. Передние сиденья сдвигались вперед и имели складывающиеся спинки, что облегчало посадку и высадку задних пассажиров.
Окна в дверях можно было опустить с помощью ручки, а переднее подвешивалось сверху и открывалось до фиксации. В четырехдверной версии передние двери крепились на петлях спереди и сзади, что вместе с отсутствующей средней стойкой, облегчало доступ к сиденьям.
Стеклоочистители приводились в действие отдельными электродвигателями, расположенными внутри над окном. В салоне Balilla имелись резиновые коврики и тканевые чехлы на сиденьях. Запасное колесо размещалось снаружи перед правой или левой дверью. Версия Lusso (de Luxe) компоновалась, помимо прочего, улучшенными чехлами на каждом посадочном месте.
С 1934 года начала выпускаться вторая серия 508В, с увеличенной до 24 л. с (18 кВт) мощностью двигателя и скоростью 85 км/ч. Трансмиссия получила четвертую передачу, а четырех- и двухдверные седаны (Berlina) компоновались чуть более современным кузовом с новой решеткой радиатора в форме сердца и увеличенными бамперами. Седаны имели чуть наклоненное лобовое стекло. Помимо их предлагались также другие типы кузова:
✅ двухместный Spider
✅ Spider Sport
✅ кабриолет Torpedo
✅ купе
✅ фургон
✅ небольшой грузовик Cammioncino
Давайте рассмотрим более подробно отдельные версии кузова. Открытый двухместный Fiat 508 Spider с двигателем SV и трехступенчатой коробкой передач дебютировал в 1933 году. Созданный с самого начала как небольшой спортивный автомобиль, Balilla Spider стал очень популярен благодаря своим характеристикам, привлекательному внешнему виду и разумной цене.
Кожаное водительское сиденье сдвинули на несколько сантиметров назад. Spider предлагался как в стандартной версии, так и в более роскошной Lusso. Переднее окно имело откидывающуюся конструкцию, а за посадочными местами пряталась съемная тканевая крыша.
Первые «Пауки» имели трехступенчатую коробку без синхронизации, а с 1934 года они получили четвертую передачу. Но форма корпуса осталась неизменной. Гоночный Spider Corsa компоновался мотоциклетными крыльями. Такой вариант выбрали для лучшей динамики.
Версия Spider Sport, разработанная студией Ghia, имела более низкие и изящные формы, чем оригинал. Корма с небольшим вертикальным плавником напоминала насекомое. Благодаря специальному карбюратору и увеличению степени сжатия до 7:1, литровый четырехцилиндровый двигатель выдавал мощность до 30 л. с (22 кВт) при 4000 об/мин. Поэтому спорткар смог развивать скорость 110 км/ч.
Особенно ценилась версия Fiat 508 Coppa d’Oro. Название в переводе означает «золотой кубок» и указывает на то, что эта модель добилась ряда спортивных успехов. В 1934 году Spider Sport 508 SS получил полусинхронизированную четырехступенчатую коробку передач и клапанный механизм OHV. Это, наряду с другими модификациями, позволило увеличить мощность до 36 л. с (27 кВт) и максимальную скорость до 125 км/ч.
В 1933 году Fiat 508 Balilla получил четырехместный открытый кузов типа «Торпедо» со складной крышей в двухдверном и четырехдверном вариантах. Он предлагался только в роскошной версии (Lusso) с кожаными сиденьями, хромированными стойками передних окон и дверных петель. Спустя год на автомобиль установили четырехступенчатую коробку передач, но дальнейших изменений не произошло. Следующим вариантом стала версия купе Fiat 508 Balilla, предложенная в 1935-м. Она разделяла механику со Spider Sport, включая более мощный двигатель 108 CS.
В ответ на успехи в одноименной гонке, ее неофициально назвали «Берлинетта Милле Милья». Имея двухместный кузов с обтекаемой задней частью и каплевидными крыльями, техника оказалась тяжелее версии Sport, что затрудняло достижение лучших результатов в соревнованиях.
Коммерческие версии Fiat 508 Balilla существовали в двух исполнениях: трехдверный фургон Furgoncino и небольшой грузовик Cammioncino с открытым грузовым отсеком сзади, допускающим нагрузку до 350 кг. Согласно соглашению от августа 1932 года, они могли собираться на польском заводе Centralne Warsztaty Samochodowe.
В 30-е Polski-Fiat 508 стал самым продаваемым автомобилем в этой стране. Шасси и оси были усилены, чтобы выдерживать плохие дороги. В 1935 году мощность 20-сильного двигателя увеличили на 4 единицы, как и в итальянской версии 508B, которая в Польше называлась 508 II.
Во Франции Fiat 508 Balilla собирался по лицензии на предприятии SAFAF в Сюрене под Парижем в период с 1932 по 1937 годы. Он продавался под марками Simca-Fiat и Fiat 6CV. Последний был доступен в нескольких версиях:
✅ Berline (четырехдверный седан)
✅ Coach (двухдверный седан)
✅ Coupe
✅ Roadster (позже также как Commerciale с открытой задней частью)
✅ Fourgonette (фургон)
Литровый четырехцилиндровый двигатель имел, как и в итальянском Fiat 508, мощность 20 л. с (15 кВт). В ноябре 1934 года производство в Сюрене было прекращено, и Fiat приобрел завод у обанкротившегося производителя Donnet в Нантерре и основал Simca (Societe Industrielle de Mecanique et de Carrosserie Automobile). Большие площади позволили увеличить количество выпускаемых автомобилей, на этот раз под названием Simca-Fiat 6CV.
Немецкий производитель мотоциклов NSU Motorenwerke AG планировал заняться производством автомобилей, но тяжелое финансовое положение вынудило компанию продать свои мощности. Fiat приобрел почти новый завод NSU недалеко от Хайльбронна в 1929 году за один миллион марок, а 508 Balilla стала одной из первых моделей, продаваемых под именами Fiat-NSU (1934–1938) и NSU-Fiat (1938–1941). По оценкам, в Германии успели произвести около 11 000 таких автомобилей, причем около половины – эквивалента типа 508B.
Модель также производилась по лицензии с 1932 по 1936 годы и в Чехословакии. Получив название Walter Junior, он выпускался компанией Walter в Йинонице (Прага). Все авто имели только трехступенчатую коробку, выпущено чуть больше тысячи единиц.
В самой Италии собрали около 113 000 Fiat 508 Balilla всех версий. Они продавались по цене от 10 800 лир (сегодня это более 900 000 рублей). В 1937 году модель прошла тщательную модернизацию и предлагалась под названием Fiat 508C Nuova Balilla 1100, которое два года спустя сменили на Fiat 1100.
Именно в таких неблагоприятных условиях компания Fiat представила небольшой заднеприводный четырехместный седан с литровым четырехцилиндровым двигателем, расположенным спереди. Это произошло на Миланском автосалоне в апреле 1932 года.
Передняя часть Fiat 508 Balilla. Фото: youtube.com
Он появился в непростые времена не только в экономическом, но и в политическом отношении. Весь мир сотрясали финансовые проблемы, а над Европой нависли темные времена. Несмотря на все это, новинка смогла развиваться и даже получить ряд модификаций.
Сомнительное название, но несомненное качество
Автомобиль разработан ведущими итальянскими конструкторами Nebbia, Fessia и Zerbi с целью приблизиться к качествам моделей более высокого класса, но за разумную цену. Многие думали, что его имя Balilla связано с реакционной молодежной организацией Opera Nazionale Balilla.
Позже компания настаивала, что это – всего лишь прозвище Джованни Баттисты Перассо, генуэзского мальчика, который в 1743 году бросал камнями в австрийского офицера. Название Balilla также применялось для итальянской подводной лодки и небольшого тягача, а сам Fiat использовал его для обозначения самолета времен Первой мировой войны.
Fiat 508 Balilla выпускался в двух сериях. Первая (представленная как 508А), производилась с 1932 по 1934 годы, оснащаясь продольно-клапанным рядным четырехцилиндровым двигателем.
Fiat 508A Balilla представлял собой двухдверный четырехместный седан, впервые сошедший с конвейера в 1932 году. Автомобиль имел раздельную раму и оба жестких моста, подрессоренных продольными листовыми конструкциями. Барабанные тормоза на всех колесах имели плавное управление. Вот его скромные характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 995 куб. см
✅ максимальная мощность – 20 л. с при 3500 об/мин
✅ масса – около 685 кг
Мощность двигателя передавалась на задние колеса через двухсекционный кардан и трехступенчатую коробку передач без синхронизации, позволяя машине развивать скорость до 80 км/ч. Передние сиденья сдвигались вперед и имели складывающиеся спинки, что облегчало посадку и высадку задних пассажиров.
Окна в дверях можно было опустить с помощью ручки, а переднее подвешивалось сверху и открывалось до фиксации. В четырехдверной версии передние двери крепились на петлях спереди и сзади, что вместе с отсутствующей средней стойкой, облегчало доступ к сиденьям.
Вид сбоку Fiat 508: классика тех времен. Фото: youtube.com
Стеклоочистители приводились в действие отдельными электродвигателями, расположенными внутри над окном. В салоне Balilla имелись резиновые коврики и тканевые чехлы на сиденьях. Запасное колесо размещалось снаружи перед правой или левой дверью. Версия Lusso (de Luxe) компоновалась, помимо прочего, улучшенными чехлами на каждом посадочном месте.
Вторая серия автомобиля
С 1934 года начала выпускаться вторая серия 508В, с увеличенной до 24 л. с (18 кВт) мощностью двигателя и скоростью 85 км/ч. Трансмиссия получила четвертую передачу, а четырех- и двухдверные седаны (Berlina) компоновались чуть более современным кузовом с новой решеткой радиатора в форме сердца и увеличенными бамперами. Седаны имели чуть наклоненное лобовое стекло. Помимо их предлагались также другие типы кузова:
✅ двухместный Spider
✅ Spider Sport
✅ кабриолет Torpedo
✅ купе
✅ фургон
✅ небольшой грузовик Cammioncino
Давайте рассмотрим более подробно отдельные версии кузова. Открытый двухместный Fiat 508 Spider с двигателем SV и трехступенчатой коробкой передач дебютировал в 1933 году. Созданный с самого начала как небольшой спортивный автомобиль, Balilla Spider стал очень популярен благодаря своим характеристикам, привлекательному внешнему виду и разумной цене.
Кожаное водительское сиденье сдвинули на несколько сантиметров назад. Spider предлагался как в стандартной версии, так и в более роскошной Lusso. Переднее окно имело откидывающуюся конструкцию, а за посадочными местами пряталась съемная тканевая крыша.
Первые «Пауки» имели трехступенчатую коробку без синхронизации, а с 1934 года они получили четвертую передачу. Но форма корпуса осталась неизменной. Гоночный Spider Corsa компоновался мотоциклетными крыльями. Такой вариант выбрали для лучшей динамики.
Руль и сиденья Balilla. Фото: youtube.com
Версия Spider Sport, разработанная студией Ghia, имела более низкие и изящные формы, чем оригинал. Корма с небольшим вертикальным плавником напоминала насекомое. Благодаря специальному карбюратору и увеличению степени сжатия до 7:1, литровый четырехцилиндровый двигатель выдавал мощность до 30 л. с (22 кВт) при 4000 об/мин. Поэтому спорткар смог развивать скорость 110 км/ч.
Особенно ценилась версия Fiat 508 Coppa d’Oro. Название в переводе означает «золотой кубок» и указывает на то, что эта модель добилась ряда спортивных успехов. В 1934 году Spider Sport 508 SS получил полусинхронизированную четырехступенчатую коробку передач и клапанный механизм OHV. Это, наряду с другими модификациями, позволило увеличить мощность до 36 л. с (27 кВт) и максимальную скорость до 125 км/ч.
В 1933 году Fiat 508 Balilla получил четырехместный открытый кузов типа «Торпедо» со складной крышей в двухдверном и четырехдверном вариантах. Он предлагался только в роскошной версии (Lusso) с кожаными сиденьями, хромированными стойками передних окон и дверных петель. Спустя год на автомобиль установили четырехступенчатую коробку передач, но дальнейших изменений не произошло. Следующим вариантом стала версия купе Fiat 508 Balilla, предложенная в 1935-м. Она разделяла механику со Spider Sport, включая более мощный двигатель 108 CS.
Задний диван Fiat 508 Balilla. Фото: youtube.com
В ответ на успехи в одноименной гонке, ее неофициально назвали «Берлинетта Милле Милья». Имея двухместный кузов с обтекаемой задней частью и каплевидными крыльями, техника оказалась тяжелее версии Sport, что затрудняло достижение лучших результатов в соревнованиях.
Коммерческая версия и зарубежное производство
Коммерческие версии Fiat 508 Balilla существовали в двух исполнениях: трехдверный фургон Furgoncino и небольшой грузовик Cammioncino с открытым грузовым отсеком сзади, допускающим нагрузку до 350 кг. Согласно соглашению от августа 1932 года, они могли собираться на польском заводе Centralne Warsztaty Samochodowe.
В 30-е Polski-Fiat 508 стал самым продаваемым автомобилем в этой стране. Шасси и оси были усилены, чтобы выдерживать плохие дороги. В 1935 году мощность 20-сильного двигателя увеличили на 4 единицы, как и в итальянской версии 508B, которая в Польше называлась 508 II.
Во Франции Fiat 508 Balilla собирался по лицензии на предприятии SAFAF в Сюрене под Парижем в период с 1932 по 1937 годы. Он продавался под марками Simca-Fiat и Fiat 6CV. Последний был доступен в нескольких версиях:
✅ Berline (четырехдверный седан)
✅ Coach (двухдверный седан)
✅ Coupe
✅ Roadster (позже также как Commerciale с открытой задней частью)
✅ Fourgonette (фургон)
Литровый четырехцилиндровый двигатель имел, как и в итальянском Fiat 508, мощность 20 л. с (15 кВт). В ноябре 1934 года производство в Сюрене было прекращено, и Fiat приобрел завод у обанкротившегося производителя Donnet в Нантерре и основал Simca (Societe Industrielle de Mecanique et de Carrosserie Automobile). Большие площади позволили увеличить количество выпускаемых автомобилей, на этот раз под названием Simca-Fiat 6CV.
Немецкий производитель мотоциклов NSU Motorenwerke AG планировал заняться производством автомобилей, но тяжелое финансовое положение вынудило компанию продать свои мощности. Fiat приобрел почти новый завод NSU недалеко от Хайльбронна в 1929 году за один миллион марок, а 508 Balilla стала одной из первых моделей, продаваемых под именами Fiat-NSU (1934–1938) и NSU-Fiat (1938–1941). По оценкам, в Германии успели произвести около 11 000 таких автомобилей, причем около половины – эквивалента типа 508B.
Багажное отделение в Fiat 508 Balilla, которое находится сзади. Фото: youtube.com
Модель также производилась по лицензии с 1932 по 1936 годы и в Чехословакии. Получив название Walter Junior, он выпускался компанией Walter в Йинонице (Прага). Все авто имели только трехступенчатую коробку, выпущено чуть больше тысячи единиц.
В самой Италии собрали около 113 000 Fiat 508 Balilla всех версий. Они продавались по цене от 10 800 лир (сегодня это более 900 000 рублей). В 1937 году модель прошла тщательную модернизацию и предлагалась под названием Fiat 508C Nuova Balilla 1100, которое два года спустя сменили на Fiat 1100.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....
Toyota готовит большое обновление культового внедорожника
Похоже, это будет полноценное следующее поколение. Кроме визуальных «отличий», анонсированы изменения и по технической части. Подробнее читайте в нашем...