Именно в таких неблагоприятных условиях компания Fiat представила небольшой заднеприводный четырехместный седан с литровым четырехцилиндровым двигателем, расположенным спереди. Это произошло на Миланском автосалоне в апреле 1932 года.
![Итальянский Fiat 508A Balilla 1932 года, выпускавшийся во многих странах](/uploads/posts/2023-12/1703160916_1.png)
Он появился в непростые времена не только в экономическом, но и в политическом отношении. Весь мир сотрясали финансовые проблемы, а над Европой нависли темные времена. Несмотря на все это, новинка смогла развиваться и даже получить ряд модификаций.
Сомнительное название, но несомненное качество
Автомобиль разработан ведущими итальянскими конструкторами Nebbia, Fessia и Zerbi с целью приблизиться к качествам моделей более высокого класса, но за разумную цену. Многие думали, что его имя Balilla связано с реакционной молодежной организацией Opera Nazionale Balilla.
Позже компания настаивала, что это – всего лишь прозвище Джованни Баттисты Перассо, генуэзского мальчика, который в 1743 году бросал камнями в австрийского офицера. Название Balilla также применялось для итальянской подводной лодки и небольшого тягача, а сам Fiat использовал его для обозначения самолета времен Первой мировой войны.
Fiat 508 Balilla выпускался в двух сериях. Первая (представленная как 508А), производилась с 1932 по 1934 годы, оснащаясь продольно-клапанным рядным четырехцилиндровым двигателем.
Fiat 508A Balilla представлял собой двухдверный четырехместный седан, впервые сошедший с конвейера в 1932 году. Автомобиль имел раздельную раму и оба жестких моста, подрессоренных продольными листовыми конструкциями. Барабанные тормоза на всех колесах имели плавное управление. Вот его скромные характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 995 куб. см
✅ максимальная мощность – 20 л. с при 3500 об/мин
✅ масса – около 685 кг
Мощность двигателя передавалась на задние колеса через двухсекционный кардан и трехступенчатую коробку передач без синхронизации, позволяя машине развивать скорость до 80 км/ч. Передние сиденья сдвигались вперед и имели складывающиеся спинки, что облегчало посадку и высадку задних пассажиров.
Окна в дверях можно было опустить с помощью ручки, а переднее подвешивалось сверху и открывалось до фиксации. В четырехдверной версии передние двери крепились на петлях спереди и сзади, что вместе с отсутствующей средней стойкой, облегчало доступ к сиденьям.
![](/uploads/posts/2023-12/1703160917_2.png)
Стеклоочистители приводились в действие отдельными электродвигателями, расположенными внутри над окном. В салоне Balilla имелись резиновые коврики и тканевые чехлы на сиденьях. Запасное колесо размещалось снаружи перед правой или левой дверью. Версия Lusso (de Luxe) компоновалась, помимо прочего, улучшенными чехлами на каждом посадочном месте.
Вторая серия автомобиля
С 1934 года начала выпускаться вторая серия 508В, с увеличенной до 24 л. с (18 кВт) мощностью двигателя и скоростью 85 км/ч. Трансмиссия получила четвертую передачу, а четырех- и двухдверные седаны (Berlina) компоновались чуть более современным кузовом с новой решеткой радиатора в форме сердца и увеличенными бамперами. Седаны имели чуть наклоненное лобовое стекло. Помимо их предлагались также другие типы кузова:
✅ двухместный Spider
✅ Spider Sport
✅ кабриолет Torpedo
✅ купе
✅ фургон
✅ небольшой грузовик Cammioncino
Давайте рассмотрим более подробно отдельные версии кузова. Открытый двухместный Fiat 508 Spider с двигателем SV и трехступенчатой коробкой передач дебютировал в 1933 году. Созданный с самого начала как небольшой спортивный автомобиль, Balilla Spider стал очень популярен благодаря своим характеристикам, привлекательному внешнему виду и разумной цене.
Кожаное водительское сиденье сдвинули на несколько сантиметров назад. Spider предлагался как в стандартной версии, так и в более роскошной Lusso. Переднее окно имело откидывающуюся конструкцию, а за посадочными местами пряталась съемная тканевая крыша.
Первые «Пауки» имели трехступенчатую коробку без синхронизации, а с 1934 года они получили четвертую передачу. Но форма корпуса осталась неизменной. Гоночный Spider Corsa компоновался мотоциклетными крыльями. Такой вариант выбрали для лучшей динамики.
![](/uploads/posts/2023-12/1703160918_3.png)
Версия Spider Sport, разработанная студией Ghia, имела более низкие и изящные формы, чем оригинал. Корма с небольшим вертикальным плавником напоминала насекомое. Благодаря специальному карбюратору и увеличению степени сжатия до 7:1, литровый четырехцилиндровый двигатель выдавал мощность до 30 л. с (22 кВт) при 4000 об/мин. Поэтому спорткар смог развивать скорость 110 км/ч.
Особенно ценилась версия Fiat 508 Coppa d’Oro. Название в переводе означает «золотой кубок» и указывает на то, что эта модель добилась ряда спортивных успехов. В 1934 году Spider Sport 508 SS получил полусинхронизированную четырехступенчатую коробку передач и клапанный механизм OHV. Это, наряду с другими модификациями, позволило увеличить мощность до 36 л. с (27 кВт) и максимальную скорость до 125 км/ч.
В 1933 году Fiat 508 Balilla получил четырехместный открытый кузов типа «Торпедо» со складной крышей в двухдверном и четырехдверном вариантах. Он предлагался только в роскошной версии (Lusso) с кожаными сиденьями, хромированными стойками передних окон и дверных петель. Спустя год на автомобиль установили четырехступенчатую коробку передач, но дальнейших изменений не произошло. Следующим вариантом стала версия купе Fiat 508 Balilla, предложенная в 1935-м. Она разделяла механику со Spider Sport, включая более мощный двигатель 108 CS.
![](/uploads/posts/2023-12/1703160918_4.png)
В ответ на успехи в одноименной гонке, ее неофициально назвали «Берлинетта Милле Милья». Имея двухместный кузов с обтекаемой задней частью и каплевидными крыльями, техника оказалась тяжелее версии Sport, что затрудняло достижение лучших результатов в соревнованиях.
Коммерческая версия и зарубежное производство
Коммерческие версии Fiat 508 Balilla существовали в двух исполнениях: трехдверный фургон Furgoncino и небольшой грузовик Cammioncino с открытым грузовым отсеком сзади, допускающим нагрузку до 350 кг. Согласно соглашению от августа 1932 года, они могли собираться на польском заводе Centralne Warsztaty Samochodowe.
В 30-е Polski-Fiat 508 стал самым продаваемым автомобилем в этой стране. Шасси и оси были усилены, чтобы выдерживать плохие дороги. В 1935 году мощность 20-сильного двигателя увеличили на 4 единицы, как и в итальянской версии 508B, которая в Польше называлась 508 II.
Во Франции Fiat 508 Balilla собирался по лицензии на предприятии SAFAF в Сюрене под Парижем в период с 1932 по 1937 годы. Он продавался под марками Simca-Fiat и Fiat 6CV. Последний был доступен в нескольких версиях:
✅ Berline (четырехдверный седан)
✅ Coach (двухдверный седан)
✅ Coupe
✅ Roadster (позже также как Commerciale с открытой задней частью)
✅ Fourgonette (фургон)
Литровый четырехцилиндровый двигатель имел, как и в итальянском Fiat 508, мощность 20 л. с (15 кВт). В ноябре 1934 года производство в Сюрене было прекращено, и Fiat приобрел завод у обанкротившегося производителя Donnet в Нантерре и основал Simca (Societe Industrielle de Mecanique et de Carrosserie Automobile). Большие площади позволили увеличить количество выпускаемых автомобилей, на этот раз под названием Simca-Fiat 6CV.
Немецкий производитель мотоциклов NSU Motorenwerke AG планировал заняться производством автомобилей, но тяжелое финансовое положение вынудило компанию продать свои мощности. Fiat приобрел почти новый завод NSU недалеко от Хайльбронна в 1929 году за один миллион марок, а 508 Balilla стала одной из первых моделей, продаваемых под именами Fiat-NSU (1934–1938) и NSU-Fiat (1938–1941). По оценкам, в Германии успели произвести около 11 000 таких автомобилей, причем около половины – эквивалента типа 508B.
![](/uploads/posts/2023-12/1703160919_5.png)
Модель также производилась по лицензии с 1932 по 1936 годы и в Чехословакии. Получив название Walter Junior, он выпускался компанией Walter в Йинонице (Прага). Все авто имели только трехступенчатую коробку, выпущено чуть больше тысячи единиц.
В самой Италии собрали около 113 000 Fiat 508 Balilla всех версий. Они продавались по цене от 10 800 лир (сегодня это более 900 000 рублей). В 1937 году модель прошла тщательную модернизацию и предлагалась под названием Fiat 508C Nuova Balilla 1100, которое два года спустя сменили на Fiat 1100.