Лада Приора: разбираемся, почему шумит коробка передач и как решить проблему
Тихая работа коробки передач на автомобилях ВАЗ невозможна, поскольку любая шестеренная передача при функционировании издает шумы. Но в нормальных условиях работы они минимальны и почти полностью поглощаются стенками картера КПП.
Сильный гул при движении может быть обусловлен некачественной обработкой зубьев шестерен передач или главной пары. Или износом деталей и другими проблемами, которые рассмотрим ниже.
Изнашивание узлов и деталей — одна из часто встречаемых проблем на Приорах с большим пробегом. Определить причину по одному шуму сложно, но это можно сделать по дополнительным признакам. При отсутствии опыта и навыков лучше обратиться на СТО.
Почему может шуметь коробка:
✅ Износ подшипников первичного вала. Одна из распространенных проблем, которая приводит к появлению шумов, напоминающих шелест. КПП издает нехарактерные для нормальной работы звуки на холостых оборотах или при движении автомобиля накатом
✅ Износ блокирующих колец. В месте монтажа у них есть зазоры, поэтому они свободно вращаются. При изнашивании изделие деформируется, на его поверхности появляются трещины, что приводит к появлению треска при переключении передач
✅ Неисправность шестерен. Обычно проявляется в появлении гула на определенных передачах. Изделия с изношенными зубьями подлежат замене
✅ Изнашивание муфты синхронизатора. В случае поломки передачу может выбивать, а при включении скорости появляется треск. Изношенные детали меняются
✅ Неправильная регулировка сцепления. Это приводит к тому, что диски полностью не выключаются при выжимании педали. При их подгорании можно услышать соответствующий запах
✅ Износ выжимного подшипника. Посторонние шумы появляются при выжимании педали сцепления.
Еще одна проблема может быть связана с неправильным обслуживанием коробки и нехваткой масла. При недостатке или низком качестве смазки на шестерни и подшипники оказывается более высокая нагрузка, из-за чего коробка начинает «выть».
Нехватка масла приводит к ускоренному износу деталей. Иногда шум появляется на холодной КПП и исчезает в процессе прогрева. Это может свидетельствовать о том, что масло слишком густое, из-за чего оно застывает при низкой температуре.
Чтобы проверить уровень смазки, машина должна находиться на горизонтальной поверхности. Щуп расположен в верхней части картера, к нему можно получить доступ, демонтировав корпус воздушного фильтра и воздуховода. Извлеките измеритель из отверстия, протрите его тряпкой и вставьте обратно. Еще раз вытащите щуп: уровень масла в идеале должен быть между отметками MIN и МАХ.
Алгоритм замены смазки следующий:
✅ Загоните авто на яму, снимите брызговик двигателя, подставьте емкость под отверстие для слива
✅ Выкрутите пробку, масло начнет выходить из системы. Если уплотнитель сливного отверстия изношен, замените его.
✅ Извлеките щуп: новую смазку заливаете через контрольное отверстие. Удобнее всего это делать с помощью лейки с присоединенной трубкой соответствующего диаметра
✅ Залейте в коробку около 3,1 литра масла
Проверьте уровень. Совершите контрольную поездку, после чего сделайте диагностику еще раз. Подробная инструкция по выбору масла и его замене в коробке передач Приоры описана здесь.
Производитель рекомендует использовать масло Лукойл ТМ 412 в новых авто. При замене можно заливать любое, соответствующее стандарту SAE 75W-90.
Для этого вам потребуется отвертка и линейка. Отключите ДМРВ и снимите воздушный фильтр. Вы увидите тросик, на конце которого есть пластиковый зажим. Потяните его на себя и измерьте расстояние от фиксатора до вилки. В идеале должно быть 27 мм. Если у вас больше, покрутите зажим по часовой стрелке, если меньше — против. Регулируйте тросик, пока расстояние не будет 25-27 мм.
Устройство меняется после демонтажа КПП. Сначала нужно найти усики пружинного фиксатора, а затем его концы извлечь из держателя. Сам подшипник вместе с креплением демонтируется с направляющей втулки. Извлеките деталь из держателя, предварительно отжав лапки, фиксирующие его. Устанавливая новый подшипник, убедитесь, что на нем нет трещин и других дефектов. Смажьте деталь и раскрутите, чтобы удостовериться в отсутствии посторонних шумов и люфтов.
Любой ремонт и замена узлов коробки подразумевает ее демонтаж. Рассмотрим процесс дефектовки и восстановления на примере уже снятого агрегата. Если вы сталкиваетесь с этой задачей впервые и не имеете опыта, рекомендуем обратиться за помощью на СТО.
Для разбора КПП извлеките щуп проверки уровня. Установите агрегат на картер сцепления вертикально, с помощью ключа на 10 открутите болт и гайки, фиксирующие кронштейн троса сцепления, затем снимите его. Также выкрутите гайки, которые крепят заднюю крышку и болт вилки пятой передачи.
Включите 5-ю скорость, чтобы зафиксировать валы от проворачивания. Муфту синхронизатора нужно сместить вниз так, чтобы ее шлицы вошли в зацепление с шестеренкой. Ключом на 32 необходимо выкрутить гайку, фиксирующую первичный вал. Ведомую шестерню пятой передачи подденьте отверткой и снимите с синхронизатором и вилкой с вторичного вала. Демонтируйте упорную пластину и саму вилку из паза муфты.
Извлеките шестерню пятой передачи с блокирующим кольцом, оцените его состояние. Если оно изношено, его надо менять. Снимается втулка с вторичного вала, а затем ведомая шестерня с первичного. Откручивается четыре винта, фиксирующие пластину подшипников, после чего последняя извлекается. Снимается упорная шайба с вторичного вала и стопорные кольца.
С помощью ключа на 13 выкручиваются три пробки фиксаторов, их шарики демонтируются вместе с пружинами. Снимается уплотнитель и пружина элемента заднего хода. Затем выкручивается 12 гаек и болт, фиксирующие картер КПП. Вставьте отвертку в пазы и отделите картерное устройство сцепления от коробки. Используя ключ на 10, выкрутите болты, которые крепят вилки переключения 1-4 скоростей.
Вилки со штоков снимать не будем, обычно эти детали не требуют замены. Ось промежуточной шестерни задней передачи извлекается, затем последняя сдвигается до упора, поворачивается на 40 градусов и демонтируется.
Затем нужно снять первичный и вторичный валы, немного покачивая их. Извлекается дифференциал. Ключом на 10 откручиваются болты, фиксирующие механизм выбора скоростей, затем он снимается. Из картера сцепления вытаскивается магнит. Открутите гайку, фиксирующую датчик скорости, снимите его. Если уплотнитель изношен, его нужно заменить. Вытащите из картера выключатель света.
Чтобы выпрессовать передний подшипник, удобнее воспользоваться съемником, но если его нет, подойдет отвертка. Демонтируйте маслосборник, который находится под ним. Для запрессовки новых подшипников нужна соответствующая оправка. Извлеките шток выбора передач из картера, поменяйте его шарнир в случае износа, осмотрите привалочные поверхности на предмет отсутствия дефектов. Незначительные повреждения можно удалить наждачкой.
Проверьте состояние роликовых подшипников, штоков переключения передач, сальников, прокладок. Любые изношенные детали меняются на новые. Все привалочные поверхности очищаются от старого герметика. Сборка производится в обратной последовательности.
Сильный гул при движении может быть обусловлен некачественной обработкой зубьев шестерен передач или главной пары. Или износом деталей и другими проблемами, которые рассмотрим ниже.
Причины шума
Изнашивание узлов и деталей — одна из часто встречаемых проблем на Приорах с большим пробегом. Определить причину по одному шуму сложно, но это можно сделать по дополнительным признакам. При отсутствии опыта и навыков лучше обратиться на СТО.
Почему может шуметь коробка:
✅ Износ подшипников первичного вала. Одна из распространенных проблем, которая приводит к появлению шумов, напоминающих шелест. КПП издает нехарактерные для нормальной работы звуки на холостых оборотах или при движении автомобиля накатом
✅ Износ блокирующих колец. В месте монтажа у них есть зазоры, поэтому они свободно вращаются. При изнашивании изделие деформируется, на его поверхности появляются трещины, что приводит к появлению треска при переключении передач
✅ Неисправность шестерен. Обычно проявляется в появлении гула на определенных передачах. Изделия с изношенными зубьями подлежат замене
✅ Изнашивание муфты синхронизатора. В случае поломки передачу может выбивать, а при включении скорости появляется треск. Изношенные детали меняются
✅ Неправильная регулировка сцепления. Это приводит к тому, что диски полностью не выключаются при выжимании педали. При их подгорании можно услышать соответствующий запах
✅ Износ выжимного подшипника. Посторонние шумы появляются при выжимании педали сцепления.
Еще одна проблема может быть связана с неправильным обслуживанием коробки и нехваткой масла. При недостатке или низком качестве смазки на шестерни и подшипники оказывается более высокая нагрузка, из-за чего коробка начинает «выть».
КПП в разобранном виде. Фото: YouTube.com
Нехватка масла приводит к ускоренному износу деталей. Иногда шум появляется на холодной КПП и исчезает в процессе прогрева. Это может свидетельствовать о том, что масло слишком густое, из-за чего оно застывает при низкой температуре.
Добавление масла
Чтобы проверить уровень смазки, машина должна находиться на горизонтальной поверхности. Щуп расположен в верхней части картера, к нему можно получить доступ, демонтировав корпус воздушного фильтра и воздуховода. Извлеките измеритель из отверстия, протрите его тряпкой и вставьте обратно. Еще раз вытащите щуп: уровень масла в идеале должен быть между отметками MIN и МАХ.
Алгоритм замены смазки следующий:
✅ Загоните авто на яму, снимите брызговик двигателя, подставьте емкость под отверстие для слива
✅ Выкрутите пробку, масло начнет выходить из системы. Если уплотнитель сливного отверстия изношен, замените его.
✅ Извлеките щуп: новую смазку заливаете через контрольное отверстие. Удобнее всего это делать с помощью лейки с присоединенной трубкой соответствующего диаметра
✅ Залейте в коробку около 3,1 литра масла
Проверьте уровень. Совершите контрольную поездку, после чего сделайте диагностику еще раз. Подробная инструкция по выбору масла и его замене в коробке передач Приоры описана здесь.
Слив старого масла из коробки. Фото: YouTube.com
Производитель рекомендует использовать масло Лукойл ТМ 412 в новых авто. При замене можно заливать любое, соответствующее стандарту SAE 75W-90.
Регулировка сцепления
Для этого вам потребуется отвертка и линейка. Отключите ДМРВ и снимите воздушный фильтр. Вы увидите тросик, на конце которого есть пластиковый зажим. Потяните его на себя и измерьте расстояние от фиксатора до вилки. В идеале должно быть 27 мм. Если у вас больше, покрутите зажим по часовой стрелке, если меньше — против. Регулируйте тросик, пока расстояние не будет 25-27 мм.
Замена выжимного подшипника
Устройство меняется после демонтажа КПП. Сначала нужно найти усики пружинного фиксатора, а затем его концы извлечь из держателя. Сам подшипник вместе с креплением демонтируется с направляющей втулки. Извлеките деталь из держателя, предварительно отжав лапки, фиксирующие его. Устанавливая новый подшипник, убедитесь, что на нем нет трещин и других дефектов. Смажьте деталь и раскрутите, чтобы удостовериться в отсутствии посторонних шумов и люфтов.
Разборка, дефектовка и замена деталей КПП
Любой ремонт и замена узлов коробки подразумевает ее демонтаж. Рассмотрим процесс дефектовки и восстановления на примере уже снятого агрегата. Если вы сталкиваетесь с этой задачей впервые и не имеете опыта, рекомендуем обратиться за помощью на СТО.
Для разбора КПП извлеките щуп проверки уровня. Установите агрегат на картер сцепления вертикально, с помощью ключа на 10 открутите болт и гайки, фиксирующие кронштейн троса сцепления, затем снимите его. Также выкрутите гайки, которые крепят заднюю крышку и болт вилки пятой передачи.
Упоры под коробкой перед снятием. Фото: YouTube.com
Включите 5-ю скорость, чтобы зафиксировать валы от проворачивания. Муфту синхронизатора нужно сместить вниз так, чтобы ее шлицы вошли в зацепление с шестеренкой. Ключом на 32 необходимо выкрутить гайку, фиксирующую первичный вал. Ведомую шестерню пятой передачи подденьте отверткой и снимите с синхронизатором и вилкой с вторичного вала. Демонтируйте упорную пластину и саму вилку из паза муфты.
Извлеките шестерню пятой передачи с блокирующим кольцом, оцените его состояние. Если оно изношено, его надо менять. Снимается втулка с вторичного вала, а затем ведомая шестерня с первичного. Откручивается четыре винта, фиксирующие пластину подшипников, после чего последняя извлекается. Снимается упорная шайба с вторичного вала и стопорные кольца.
С помощью ключа на 13 выкручиваются три пробки фиксаторов, их шарики демонтируются вместе с пружинами. Снимается уплотнитель и пружина элемента заднего хода. Затем выкручивается 12 гаек и болт, фиксирующие картер КПП. Вставьте отвертку в пазы и отделите картерное устройство сцепления от коробки. Используя ключ на 10, выкрутите болты, которые крепят вилки переключения 1-4 скоростей.
Вилки со штоков снимать не будем, обычно эти детали не требуют замены. Ось промежуточной шестерни задней передачи извлекается, затем последняя сдвигается до упора, поворачивается на 40 градусов и демонтируется.
Затем нужно снять первичный и вторичный валы, немного покачивая их. Извлекается дифференциал. Ключом на 10 откручиваются болты, фиксирующие механизм выбора скоростей, затем он снимается. Из картера сцепления вытаскивается магнит. Открутите гайку, фиксирующую датчик скорости, снимите его. Если уплотнитель изношен, его нужно заменить. Вытащите из картера выключатель света.
Стружка и продукты износа на магните. Фото: YouTube.com
Чтобы выпрессовать передний подшипник, удобнее воспользоваться съемником, но если его нет, подойдет отвертка. Демонтируйте маслосборник, который находится под ним. Для запрессовки новых подшипников нужна соответствующая оправка. Извлеките шток выбора передач из картера, поменяйте его шарнир в случае износа, осмотрите привалочные поверхности на предмет отсутствия дефектов. Незначительные повреждения можно удалить наждачкой.
Проверьте состояние роликовых подшипников, штоков переключения передач, сальников, прокладок. Любые изношенные детали меняются на новые. Все привалочные поверхности очищаются от старого герметика. Сборка производится в обратной последовательности.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...