Jaguar XK120 (1948-1954) – от «ласточки» к дорожному «истребителю»
1 336

Jaguar XK120 (1948-1954) – от «ласточки» к дорожному «истребителю»

Ну вот, опять о премиальных, уникальных, роскошных, подумает кто-то. Да, снова о них. А точнее, одном, который как вихрь ворвался в зал мировой славы автомобилестроения – о Jaguar XK120.


Причем, получилось все спонтанно. Меньше всех ожидал такого эффекта сам производитель. С него и начнем, с создателя.

«Мистер Ягуар» (1901-1985)


Гениальности в ребенке не было замечено, равно как и аристократических корней, и блестящего образования. Уильям Лайонс родился в семье эмигрантов из Шотландии в городке Блэкпул.

Jaguar XK120 (1948-1954) – от «ласточки» к дорожному «истребителю» Уильям Лайонс – основатель марки «Ягуар». Фото: YouTube.com

Природа не обделила молодого человека тремя вещами: деловой хваткой, дальновидностью и чувством стиля. А юношеские мечты были простыми, типичными для среднего класса – накопить на мотоцикл. Поэтому поработал в манчестерских мастерских, выпускавших небольшие грузовички. Потом отец устроил его в гараж дядюшки Джека Маллалье.

Тут Лайонс увидел автомобильный мир изнутри, получил базовые знания инженера и механика. Став известным промышленником, Уильям сделал этот гараж своим официальным дилером. На мотоцикл скопил, кстати.

Знаковая встреча


Хорошо бы, задумался, к моцику коляску, чтобы сподручнее по хозяйству управляться. Оказывается, соседский парнишка как раз этим и занимается – делает грузовые приспособления для двухколесных аппаратов. Купив одно из них, Билл предложил себя в компаньоны: увидел перспективу, да и дизайн, понял, создаст лучше.

Jaguar XK120 – легенда 50-х. Фото: YouTube.com

Мастера-колясочника звали Уильям Уолмсли. Два Билла сдружились и создали в 1922 году компанию Swallow Sidecar (SS), где первое слово – «ласточка». Родительских денег – каждый из папаш дал ребятам по 500 £ – не доставало.

Лайнос взял кредит в банке на 1000 фунтов стерлингов. С этих крошечных средств и рабочего коллектива из трех мужчин и одного мальчика начнется транснациональная корпорация. Кто бы мог предположить подобное в 20-х?

Дальнейшее развитие


Симпатичные 8-гранные алюминиевые «Ласточки» по цене 28 фунтов пошли по десятку штук в день. Неплохо. Но поднаторевшие в кузовных делах друзья взялись за более прибыльное дело – кастомизацию. Покупали дешевые седаны Austin Seven и на их шасси устанавливали стильные кузова.

«Малютку Остин» продавали дороже оригинала, но народ с радостью брал «заказные» машины по 175-185 фунтов. Фабриканты перешли на другие марки, переехали в город Ковентри – центр автомобильной индустрии Англии.

За дизайн Jaguar XK120 отвечал лично Билл Лайонс. Фото: YouTube.com

Далее естественным образом приступили к выпуску разработанных с нуля, оригинальных собственных авто. Первые два образца – SS1 и SS2 – представили на Лондонской автовыставке 1931.

Рождение марки «Ягуар»


В облике этих моделей Лайонс нарушил каноны британского автомобильного экстерьера, переосмыслил классику. Уильям «приземлил» машины, удлинил капот, задвинул мотор назад в шасси. Вид получился спортивный и дорогой. Но ценник удивлял – 350 £.

Может ли хороший автомобиль стоить дешевле тысячи, сомневались соотечественники. Но SS2 купила будущая королева Елизавета II. С невольной рекламы монаршей особы дела на предприятии пошли замечательно.

В 1934 году Уильям Уолмсли покинул товарища. Лайонс, оставшись единственным владельцем бизнеса, задумался о создании новой марки. Слово «ягуар» возникло в 1936 году применительно к модели SS100. Знаковая машина: индекс в названии указывал – производитель достиг магического скоростного рубежа 100 миль в час.

Jaguar XK120 в кузове седан. Фото: YouTube.com

Этот экземпляр нужно было украсить особым символом. Нанятое рекламное агентство, исходя из «львиной» фамилии владельца, предложило фигурку сильного, пластичного ягуара. Билл согласился при условии, что животное не будет выглядеть как «подстреленная кошка». Окей, сэр!

Обзор модели Jaguar XK120


Богатую биографию сына торговца музыкальными инструментами трудно уложить в короткие строчки. Во время Второй мировой заводы SS работали на ВПК, а по возвращении мирной жизни Лайонс переименовал компанию, так как она вызывала тяжелую ассоциацию с нацистским режимом.

Итак, «Ягуар» вернулся к созиданию. Еще в суровые годы, ремонтируя самолеты под бомбежками, инженеры предприятия секретно начали разрабатывать новый двигатель для спортивного применения.

На мотор-шоу в Лондоне 1948 компания презентовала люксовый седан Mark V, который на ближайшие два года станет лучшим британским автомобилем. Готов был и новый мотор. Чтобы не выставлять агрегат на стенде «голым», Лайонс в спешке, за два месяца, сочинил кузов.

Кузов Jaguar XK120 с изящным вырезом под локти путешествующих. Фото: YouTube.com

Руководитель фирмы не ставил целью строить необычный автомобиль. Корпус Jaguar XK120 состряпали из дощечек, обшитых алюминиевыми панелями. Но прием публики оказался ошеломительным. Участники мероприятия оценили красоту концепта, чистые скульптурные линии, изящный силуэт, спортивный характер. Газеты, радио – вокруг модели поднялся ажиотаж.

Технологию толком не разработали, о ней не думали, поэтому на заводе решили выпустить ограниченную партию – 200 единиц ХК120. Серийное производство не планировалось, производитель не догадывался, что родился шедевр. Однако посыпались заявки: нужно было ставить авто на поток.

Конструкция, экстерьер, интерьер


Машину построили на лонжеронной раме, к которой в 12 точках крепили деревянный каркас, обшитый алюминием. В этом редком варианте создали 240 единиц, каждая из которых сегодня представляет невероятную ценность для коллекционеров. Алюминий гнули буквально на коленке – дорого и трудоемко.

В 50-ом решили штамповать цельнометаллические стальные корпуса, но не в ущерб восхитительной и самобытной внешности автомобиля. Алюминиевыми оставили капот, двери и багажник. Выбрали три 2-дверных типа кузовов: седан, родстер, кабриолет.

16-дюймовые колеса Jaguar XK120 на самозакручивающихся болтах. Фото: YouTube.com

Экстерьер отличался двойными бамперами по бокам от радиаторной решетки из тонких вертикальных прутьев. Головные фары были утоплены в крылья. Отличная аэродинамика прослеживалась в модном понтонном кузове, когда передние и задние крылья сливаются и имеют единую верхнюю линию. Для локтей водителя и его спутника Билл Лайонс предусмотрел аккуратный вырез в двери.

Размеры легенды:

✅ Длина – 4394 мм
✅ Ширина – 1562 мм
✅ Высота – 1334 мм
✅ Между осями – 2591 мм
✅ Вес – 1295 кг
✅ Размер колес на самозакручивающихся винтах – 16 дюймов, задние покрышки оснащались съемной юбкой

Цена в 1000 £ не останавливала страждущих. Среди первых владельцев были Кларк Гейбл, Мерилин Монро и прочие голливудские знаменитости.

Салон родстера Jaguar XK120. Фото: YouTube.com

В салоне, следуя традициям марки, разработчики использовали добротные материалы. Но вид спартанский. Спидометр находился напротив пассажира. Стрелка тахометра двигалась справа налево – странная фишка. Автокресла с низкими спинками установлены на полу: попутчикам приходилось располагаться в несколько непривычной позе, вытянув ноги.

Мотор и ходовая


Верхнеклапанный двигатель с двумя распредвалами DOHC компания эксплуатировала до 1992 года. Агрегат принес «Ягуару» ХК120 славу самого быстрого серийного автомобиля в истории современности.

Параметры 4-тактной силовой установки впечатляли владельцев:

✅ Объем – 3442 см3
✅ Мощность – 160 л. с. при 5,0 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 264 Н*м при 2,5 тыс. об/мин
✅ Количество цилиндров – 6, расположение рядное, камеры сгорания полусферической формы
✅ Количество клапанов на цилиндр – 2
✅ Возможная скорость – 193 км/ч, с откинутым лобовым стеклом на ровном дорожном покрытии – 213 км/ч

Мотор располагался продольно спереди, привод шел на задний мост. В паре с «лошадями» трудилась 4-диапазонная механическая коробка. Системой питания заведовали два карбюратора SU. Средний расход топлива колебался между 12 и 14 л на 100 км пути.

Подкапотная компоновка Jaguar XK120. Фото: YouTube.com

На ведомой оси в подвеске конструкторы использовали двойные поперечные рычаги и продольные торсионы, сзади неровности дороги принимали на себя полуэллиптические рессоры. Тормоза по кругу стояли барабанные гидравлические.

Заключение


За 6 лет производства заводские ворота покинули 12055 единиц Jaguar XK120. Из них 80 % ушли за океан. Пользователи называют машину «истребителем» на дороге за гибкий и тяговитый мотор. Стоит вырваться из низов, и далее он неумолим. Завораживает уверенность и устойчивость движения, а также неподражаемое звучание движка.

Jaguar XK120 – победитель многих автогонок. Фото: YouTube.com

Лучшие спортсмены мира стремились сесть за руль «Ягуара» ХК120. Победы следовали одна за другой: 1949 год – первое место в часовой гонке, 1950-тый – триумф в заезде Tourist Trophy на острове Мэн. Наконец, «24 часа Ле-Мана» покорились модификации XK120 C-Type в 1951 году. Еще была Австралия и ралли Королевского автомобильного клуба.

За возрождение британского автопрома королева Елизавета II наградила Уильяма Лайонса рыцарским титулом и званием Королевский Дизайнер. Купить модель Jaguar XK120 в России проблематично: объявления мелькают периодически и быстро исчезают. Ценники на машины в Великобритании, состояние которых может удовлетворить, начинаются с 80 тыс. фунтов стерлингов.

В одном из наших ближайших выпусков поклонников марки ждет рассказ о модели Jaguar D-Type.
А чем вы считаете автомобиль Jaguar XK120?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....