Skoda Favorit – второе пришествие в 80-х оказалось гораздо успешней
Skoda Favorit – это название бренда, использованного чехословацкими (а, впоследствии, и чешскими ) автопроизводителями компании Skoda Auto для двух серий автомобилей. Это не первый такой случай в истории мирового производства легковых машин. Иногда название, которое не принесло успех марке, вдруг «выстреливает» десятилетия спустя. Похожее произошло и с чехословацкой «Шкодой».
Предприятие, которое освоило выпуск легковых автомобилей еще в начале XX века, к середине 30-х уже имело немалый опыт в этой сфере. Большую роль в становлении ее позиций в этом десятилетии сыграл главный инженер завода Владимир Матуш, содействовавший запуску перспективной линейки автомобилей. В 1936 году компания стала лидером Чехословакии по количеству произведенных единиц техники, которых было почти 5 тысяч в год (причем, более 2 тысяч отправили на экспорт).
В течение 1934/36 годов Skoda, с периодичностью одна модель – в год, освоила выпуск полноразмерного Superb, автомобиля среднего класса Rapid и компактного Popular. Последней в этом ряду стала среднеразмерная Skoda Favorit, которая по параметрам занимала промежуточную позицию между Rapid и Superb. Она была мощнее первого, но меньше и более экономична, чем второй.
Favorit 30-х выпускался в двух модификациях: 1,8-литровый Type 904 (с 1936 по 1939 гг.) и более мощный, пришедший ему на смену, 2,1-литровый Favorit 2000 OHV (Type 923). Он выпускался в период 1938-1941 годов, вплоть до начала в Европе полномасштабных боевых действий.
Первый вариант имел 38-сильный двигатель и кузов седан с двумя или четырьмя дверями. Объемы выпуска были более чем скромными – всего 169 автомобилей. Type 923 стал модификацией, призванной спасти ситуацию. Увеличенная мощность двигателя (40,5 л. с.) и максимальная скорость (110 км / ч) не принесли ожидаемых результатов. К концу производства модели в 1941 году, свет увидели всего 54 автомобиля последней модификации.
А вот разработанная модификация двигателя оказалась более востребованной. После первого опыта 1939 года, в послевоенное время двигателем OHV объемом 2091 куб.см комплектовались 1,5-тонные грузовики Aero 150 (Praga A150). Отсутствие спроса и сложная ситуация в регионе стали причинами прекращения выпуска и бесславного конца первого Favorit. Своего звездного часа ему пришлось ждать еще долгих 46 лет.
Практически все время между т. н. «пражской весной» и «бархатной революцией» ведущий чешский автоконцерн занимался производством заднеприводных малолитражек с задним расположением мотора. Их объем двигателя, был обычно меньше, чем у нашего «Запорожца» или «копейки», но сами автомобили обладали неплохими ходовыми качествами.
Даже успешно участвовали в гонках, устраиваемых для стран социалистического лагеря, опять же, на технике, произведенной в этих же странах. Понятное дело, допусти туда автомобили из Германии, Франции или Италии и все превратилось бы в «избиение младенца». Но, сейчас речь не об этом.
Во второй половине 80-х даже советский инертный автопром прекрасно понял веяние времени: будущее – за переднеприводными автомобилями. Негоже было такой развитой в техническом отношении стране, как Чехословакия пасти задних. Поэтому произошла полная смена концепции. Новая модель Skoda кардинально отличалась от своих предшественников:
✅ переднее расположение двигателя
✅ передний привод
✅ кузов хэтчбек вместо седана
Абсолютная новинка во всех отношениях пришла на смену некогда популярной серии заднеприводных Škoda 105/120 Estelle, которая к тому времени уже морально устарела. Такое решение было явным движением в сторону современного мейнстрима, в том числе, в отношении дизайна. Но, не все сразу пошло гладко. Ведь последнее было поручено иностранному дизайнеру Нуччо Бертоне.
Хотя между Западом и Востоком уже наметилось значительное потепление, но коммунистические традиции были еще очень сильны. Поэтому правительство социалистической Чехословакии, которое само одобрило создание переднеприводной модели в 1982 году, вдруг вступило в спор с автором. На разрешение спорных моментов ушло целых 3 года. Еще два понадобилось для того, чтобы наладить серийное производство.
В итоге автомобиль, который должен был появиться вскоре после нашей «восьмерки», увидел свет в один год с «девяткой» и «Таврией». И это был еще не самый плохой момент противостояния чиновников страны и талантливого итальянского дизайнера. Главным разочарованием стало то, что модель с кузовом седан, спроектированная и полностью готовая к серийному производству, так и не увидела заводского конвейера.
Проблемы у Skoda Favorit были не только до рождения, но и после него. Это было не только время слома старых стереотипов, но и границ, системы управления и самого строя. Всего через пару лет после старта производства модели, в Чехословакии сменился государственный строй и принципы собственности. Еще через два года огромный концерн начал поглощаться северным соседом — Volkswagen Group.
Спустя еще такой же промежуток времени, произошел «бархатный развод» и Чехия стала отдельным государством. В итоге Skoda Favorit посчастливилось быть не только первым переднеприводным автомобилем в стране, но и последним для коммунистической партии и самого концерна как отдельной структуры. Все это не помешало модели стать очень популярной в своей стране, в СССР и, в дальнейшем, в отделившихся от него независимых республиках. Интересно, но отпущенные цены некоторых регионов бывшей советской страны делали его даже дешевле местной «девятки».
География продаж автомобиля включала более десятка стран. Среди них были многие государства Южной Америки, Турция, Израиль и Великобритания. Успех модели привел к появлению новых модификаций. В 1990 году начат выпуск пятидверного универсала Forman. Это название можно перевести на русский язык как «перевозящий товары в вагоне». Думаю, всем стало сразу понятно, для каких целей предназначалась эта модификация. Год спустя появился 2-дверный и двухместный Pick-Up. Оба эти автомобиля, в отличие от базовой модели, не получили широкого распространения на территории бывшего СССР.
Кроме доступной цены, постсоветских покупателей привлекала экономичность двигателя этой модели – около 4,5 литров на 100 км. Сюда же можно отнести привычный внешний вид. Ведь если автомобиль впервые увидеть издалека, то можно принять за новую «вазовскую» модель или облагороженную «Таврию». Уже с более близкого расстояния просматривались отличия и привычный знак марки – крылатая стрела.
Но, отличия были не только внешние, и многие бывшие ее владельцы убедились в этом на собственном горьком опыте. При всех плюсах автомобиля, он не был рассчитан на эксплуатацию в условиях ям и колдобин. Главным слабым местом была передняя подвеска с «бабочкой» на два рычага. Рулевое управления без усилителя приводило к тому, что наконечники рулевых тяг служили не больше 70-75 тыс. км. Напротив, если автомобиль эксплуатировался только в городском цикле, то владелец мог своим Skoda Favorit быть вполне доволен.
С самого начала производства Skoda Favorit оснащался двигателем немного большего объема, чем у предшественников – 1,3 литра при мощности в 58 л. с. Приобретение акций концерна Skoda корпорацией Volkswagen принесло в конструкцию автомобиля передовые немецкие идеи и комплектующие:
✅ новые дверные петли
✅ внутренний интерьер от Volkswagen
✅ улучшенный дизайн передней части
✅ усиление дверных балок
✅ впрыск топлива каталитическим нейтрализатором
К концу производства мощность двигателя была увеличена до 64 л. с., при том, что его объем оставался неизменным. Моторесурс был на уровне 300 тысяч километров пробега. Максимальная скорость около 156 км / ч, разгон до 100 км / ч – 11 секунд.
Конец производства и переход к следующей модели
Как это всегда бывает, даже самый хороший автомобиль не может стоять на конвейере вечно. Приходит время уступить место чему-то более новому. Skoda Favorit успешно продавался в течение 7 лет. Но новые немецкие хозяева прекрасно понимали, что для сохранения успеха надо двигаться вперед.
Проведенная в 1993 году глубокая модернизация лишь подтвердила выводы, упомянутые ранее. Появились бамперы новой формы, были улучшены механика и электрика двигателя, изменен силуэт кузова. Несмотря на это, завершение истории модели приближалось. Уже через год ее заменила Felicia, ставшая первой совместной разработкой с немецкими инженерами. Открывалась новая страница известной марки.
Предприятие, которое освоило выпуск легковых автомобилей еще в начале XX века, к середине 30-х уже имело немалый опыт в этой сфере. Большую роль в становлении ее позиций в этом десятилетии сыграл главный инженер завода Владимир Матуш, содействовавший запуску перспективной линейки автомобилей. В 1936 году компания стала лидером Чехословакии по количеству произведенных единиц техники, которых было почти 5 тысяч в год (причем, более 2 тысяч отправили на экспорт).
Довоенный Favorit
В течение 1934/36 годов Skoda, с периодичностью одна модель – в год, освоила выпуск полноразмерного Superb, автомобиля среднего класса Rapid и компактного Popular. Последней в этом ряду стала среднеразмерная Skoda Favorit, которая по параметрам занимала промежуточную позицию между Rapid и Superb. Она была мощнее первого, но меньше и более экономична, чем второй.
Внешность Skoda Favorit на самом деле близка к ВАЗ и «Таврии». Фото: youtube.com
Favorit 30-х выпускался в двух модификациях: 1,8-литровый Type 904 (с 1936 по 1939 гг.) и более мощный, пришедший ему на смену, 2,1-литровый Favorit 2000 OHV (Type 923). Он выпускался в период 1938-1941 годов, вплоть до начала в Европе полномасштабных боевых действий.
Первый вариант имел 38-сильный двигатель и кузов седан с двумя или четырьмя дверями. Объемы выпуска были более чем скромными – всего 169 автомобилей. Type 923 стал модификацией, призванной спасти ситуацию. Увеличенная мощность двигателя (40,5 л. с.) и максимальная скорость (110 км / ч) не принесли ожидаемых результатов. К концу производства модели в 1941 году, свет увидели всего 54 автомобиля последней модификации.
А вот разработанная модификация двигателя оказалась более востребованной. После первого опыта 1939 года, в послевоенное время двигателем OHV объемом 2091 куб.см комплектовались 1,5-тонные грузовики Aero 150 (Praga A150). Отсутствие спроса и сложная ситуация в регионе стали причинами прекращения выпуска и бесславного конца первого Favorit. Своего звездного часа ему пришлось ждать еще долгих 46 лет.
Первая переднеприводная Skoda
Практически все время между т. н. «пражской весной» и «бархатной революцией» ведущий чешский автоконцерн занимался производством заднеприводных малолитражек с задним расположением мотора. Их объем двигателя, был обычно меньше, чем у нашего «Запорожца» или «копейки», но сами автомобили обладали неплохими ходовыми качествами.
Приборная панель – только все необходимое. Фото: youtube.com
Даже успешно участвовали в гонках, устраиваемых для стран социалистического лагеря, опять же, на технике, произведенной в этих же странах. Понятное дело, допусти туда автомобили из Германии, Франции или Италии и все превратилось бы в «избиение младенца». Но, сейчас речь не об этом.
Во второй половине 80-х даже советский инертный автопром прекрасно понял веяние времени: будущее – за переднеприводными автомобилями. Негоже было такой развитой в техническом отношении стране, как Чехословакия пасти задних. Поэтому произошла полная смена концепции. Новая модель Skoda кардинально отличалась от своих предшественников:
✅ переднее расположение двигателя
✅ передний привод
✅ кузов хэтчбек вместо седана
Абсолютная новинка во всех отношениях пришла на смену некогда популярной серии заднеприводных Škoda 105/120 Estelle, которая к тому времени уже морально устарела. Такое решение было явным движением в сторону современного мейнстрима, в том числе, в отношении дизайна. Но, не все сразу пошло гладко. Ведь последнее было поручено иностранному дизайнеру Нуччо Бертоне.
Она получила некогда бесславно почившее наименование Favorit и была представлена в июле 1987 года на машиностроительной выставке в чешском Брно. Это был успешный проект, под именем Favoritsupermini или серия Type 781. На ближайшие 8 лет она стала визитной карточкой завода, который теперь полноценно вышел на мировой рынок.
Хотя между Западом и Востоком уже наметилось значительное потепление, но коммунистические традиции были еще очень сильны. Поэтому правительство социалистической Чехословакии, которое само одобрило создание переднеприводной модели в 1982 году, вдруг вступило в спор с автором. На разрешение спорных моментов ушло целых 3 года. Еще два понадобилось для того, чтобы наладить серийное производство.
В итоге автомобиль, который должен был появиться вскоре после нашей «восьмерки», увидел свет в один год с «девяткой» и «Таврией». И это был еще не самый плохой момент противостояния чиновников страны и талантливого итальянского дизайнера. Главным разочарованием стало то, что модель с кузовом седан, спроектированная и полностью готовая к серийному производству, так и не увидела заводского конвейера.
Успех модели и ее модификаций
Проблемы у Skoda Favorit были не только до рождения, но и после него. Это было не только время слома старых стереотипов, но и границ, системы управления и самого строя. Всего через пару лет после старта производства модели, в Чехословакии сменился государственный строй и принципы собственности. Еще через два года огромный концерн начал поглощаться северным соседом — Volkswagen Group.
Силовой агрегат Skoda Favorit. Фото: youtube.com
Спустя еще такой же промежуток времени, произошел «бархатный развод» и Чехия стала отдельным государством. В итоге Skoda Favorit посчастливилось быть не только первым переднеприводным автомобилем в стране, но и последним для коммунистической партии и самого концерна как отдельной структуры. Все это не помешало модели стать очень популярной в своей стране, в СССР и, в дальнейшем, в отделившихся от него независимых республиках. Интересно, но отпущенные цены некоторых регионов бывшей советской страны делали его даже дешевле местной «девятки».
География продаж автомобиля включала более десятка стран. Среди них были многие государства Южной Америки, Турция, Израиль и Великобритания. Успех модели привел к появлению новых модификаций. В 1990 году начат выпуск пятидверного универсала Forman. Это название можно перевести на русский язык как «перевозящий товары в вагоне». Думаю, всем стало сразу понятно, для каких целей предназначалась эта модификация. Год спустя появился 2-дверный и двухместный Pick-Up. Оба эти автомобиля, в отличие от базовой модели, не получили широкого распространения на территории бывшего СССР.
Кроме доступной цены, постсоветских покупателей привлекала экономичность двигателя этой модели – около 4,5 литров на 100 км. Сюда же можно отнести привычный внешний вид. Ведь если автомобиль впервые увидеть издалека, то можно принять за новую «вазовскую» модель или облагороженную «Таврию». Уже с более близкого расстояния просматривались отличия и привычный знак марки – крылатая стрела.
Автомобиль с кузовом пикап. Фото: youtube.com
Но, отличия были не только внешние, и многие бывшие ее владельцы убедились в этом на собственном горьком опыте. При всех плюсах автомобиля, он не был рассчитан на эксплуатацию в условиях ям и колдобин. Главным слабым местом была передняя подвеска с «бабочкой» на два рычага. Рулевое управления без усилителя приводило к тому, что наконечники рулевых тяг служили не больше 70-75 тыс. км. Напротив, если автомобиль эксплуатировался только в городском цикле, то владелец мог своим Skoda Favorit быть вполне доволен.
Параметры двигателя и управления
С самого начала производства Skoda Favorit оснащался двигателем немного большего объема, чем у предшественников – 1,3 литра при мощности в 58 л. с. Приобретение акций концерна Skoda корпорацией Volkswagen принесло в конструкцию автомобиля передовые немецкие идеи и комплектующие:
✅ новые дверные петли
✅ внутренний интерьер от Volkswagen
✅ улучшенный дизайн передней части
✅ усиление дверных балок
✅ впрыск топлива каталитическим нейтрализатором
К концу производства мощность двигателя была увеличена до 64 л. с., при том, что его объем оставался неизменным. Моторесурс был на уровне 300 тысяч километров пробега. Максимальная скорость около 156 км / ч, разгон до 100 км / ч – 11 секунд.
Конец производства и переход к следующей модели
Как это всегда бывает, даже самый хороший автомобиль не может стоять на конвейере вечно. Приходит время уступить место чему-то более новому. Skoda Favorit успешно продавался в течение 7 лет. Но новые немецкие хозяева прекрасно понимали, что для сохранения успеха надо двигаться вперед.
Felicia, пришедшая на смену Skoda Favorit. Фото: youtube.com
Проведенная в 1993 году глубокая модернизация лишь подтвердила выводы, упомянутые ранее. Появились бамперы новой формы, были улучшены механика и электрика двигателя, изменен силуэт кузова. Несмотря на это, завершение истории модели приближалось. Уже через год ее заменила Felicia, ставшая первой совместной разработкой с немецкими инженерами. Открывалась новая страница известной марки.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...