Ferrari 333SP: «Американская мечта»
В Ferrari ничто не умирает. Эти слова приписывают Карло Кити, ковавшему гоночную славу завода из Маранелло ещё в шестидесятых. В истории было несколько случаев, подтверждающих это заявление. Например, когда итальянцы в Формуле-1 перешли на использование двигателей с турбонаддувом, то блок цилиндров не стали разрабатывать с нуля, а просто взяли «со склада» старые моторы от Ferrari 156 середины шестидесятых.
– Карло Кити
Еще одним примером двойного использования стало рождение знаменитых горизонтально-оппозитных двигателей Ferrari 015, устанавливаемых на серию болидов Формулы-1 312T. С этими моторами побеждали: Ники Лауда, Джоди Шектер, Жиль Вильнев. Но изначально этот проект разрабатывался для малой авиации, поэтому и была выбрана «плоская» конфигурация: заказчик настаивал на размещении двигателя внутри крыла. В итоге с авиацией синьор Феррари не подружился, а уже готовый мотор решили не выбрасывать, а использовать в Формуле-1. Итогом столь рачительного подхода стали три чемпионских титула в Личном Зачете и четыре Кубка Конструкторов. Profit! Но были и другие примеры.
Возвращению Ferrari в гонки спортивных прототипов, после двадцати лет отсутствия, помогло изменение регламента в американской гоночной серии IMSA-GTP. Прежде в этом чемпионате хозяйничали Eagle-Toyota, Jaguar и Nissan, но начавшаяся в конце восьмидесятых «гонка вооружений» завела этот класс в тупик: расходы команд на создание конкурентоспособной техники непомерно выросли, а болиды стали слишком скоростными и опасными.
Руководство серии решило «приземлить» высшую категорию GTP, разрешив использовать двигатели, имеющие в своей основе серийный блок цилиндров. Так же решено было серьезно ограничить аэродинамику. В результате на свет появился чемпионат IMSA Exxon WSC (World Sports Car).
Руководитель фирмы MOMO, Джанпьеро Моретти, увидел в изменении регламента шанс реализовать свою мечту, то есть вывести на трассы США спортивную Ferrari. Моретти поделился мыслями с Пьеро Феррари, который, после некоторых раздумий, все же согласился с его доводами и дал проекту «зеленый свет».
Наверняка вы видели фильм «Форд против Феррари». Действия картины разворачиваются в конце шестидесятых, и рассказывают, среди прочего, как Кен Майлз на Ford GT40 борется с Крисом Эймоном, выступавшем на Ferrari 330 P4. Так вот, через некоторое время после описываемых в этом кино событий, «Комендаторе» отказался от всех гоночных проектов, кроме Формулы-1. Так что Ferrari 333SP стал первым спортивным прототипом, построенным в Маранелло, после модели 312PB 1971 года.
Движущей силой для нового спортпрототипа, выбрали двигатель Ferrari 037 V12, в 1990 году использовавшегося на болиде Формулы-1. Это практически тот же силовой агрегат, что позволил Алену Просту бороться за чемпионский титул с Айртоном Сенной. Разумеется, чтобы выдержать 24-х часовые марафоны, двигатель был доработан: конструкторы увеличили рабочий объем с трех с половиной, до четырех литров, чтобы соответствовать требованиям технического регламента.
Ради увеличения ресурса мощностью пришлось пожертвовать, с изначальных 710, она упала до 640 лошадок, также снизились и максимальные обороты, с 13400 до 11000 об/мин, литровая мощность составляла 160 л. с./л. Итальянский двигатель, получивший индекс F310E, сохранил «формульную» конфигурацию блока цилиндров и угол развала 65º, а также головки с пятью клапанами на цилиндр: итого в этом моторе было 60 клапанов!
Рождение Ferrari 333SP стало возможным благодаря появлению дорожной модели F50, которая, в свою очередь, родилась благодаря 333SP! Как такое возможно?
Дело в том, что согласно новому регламенту, в IMSA-WSC можно было использовать только атмосферные двигатели рабочим объемом не более четырех литров. При этом мотор обязательно должен был использоваться на дорожных автомобилях, находящихся в свободной продаже. Разумеется, итальянцы могли бы использовать V8 от дорожной модели Ferrari 348, но, во-первых, он не выдержал бы двукратного увеличения мощности, а во-вторых, вы ведь помните: в Ferrari ничто не умирает! Так почему бы не использовать чистокровно гоночный движок, где с мощностью все в порядке, предварительно сделав его серийным?
По логике вещей первым на свет должен был появился Ferrari F50, с двигателем от болида Формулы-1, расточенным до рабочего объема 4.7 литра. Но он наоборот – появился позже, чем был создан двигатель для 333SP!
Кстати, а почему новой Ferrari дали такой индекс? Дело в том, что в Маранелло частенько для названий спортивных болидов использовали рабочий объем одного цилиндра. Разумеется, не всегда, например, индекс «512» означал 5 литров и 12 цилиндров, «156» - полтора литра и 6 цилиндров, а «126» – угол развала блока цилиндров 120° и 6 цилиндров.
Техническим директором проекта был назначен Мауро Риоли, разработку шасси вел Джан Паоло Доллара, над аэродинамикой работали Диалма Зинелли из Dallara и Джорджио Камашелла из Ferrari. В качестве консультанта итальянцы пригласили Тони Саутгейта, некогда создававшего болиды Формулы-1, а незадолго до описываемых событий работавшего в TWR Jaguar.
Многие знатоки считают, что 333SP это не совсем Ferrari. И хотя в Маранелло действительно построили несколько первых экземпляров, если быть точным, то четыре, впоследствии производство отдали на аутсорсинг Джан Паоло Далларе. Так что же, очередная Dallara-Ferrari?
Когда-то Энцо Феррари сказал: – «покупая Ferrari, вы платите только за двигатель. Остальное я отдаю вам бесплатно». Поэтому несмотря на то, что шасси делали на стороне, моторы все равно рождались в Маранелло, а значит это 100% Ferrari!
Dallara выпустили десять шасси, с номерами от 005 до 014 (номер 013 суеверные итальянцы не использовали), после чего выпуск перевели в Микелотто. В итоге было построено 40 шасси 333SP, из которых только четыре были чистокровными Ferrari.
Соперники оценили потенциал новой Ferrari в 1994 году, после того, как на третьем этапе чемпионата IMSA-WSC, проходящем на трассе Road Atlanta, гонщики на 333SP заняли два первых места!
По итогам сезона 1994 года, гонщики выступающие на Ferrari 333SP одержали пять побед в семи гонках, в которых принимали участие, но пропуск двух первых этапов привел к тому, что Ferrari все же уступили титул чемпионов IMSA. Но в следующем сезоне итальянская мечта сбылась – Чемпионский титул в классе WSC достался испанскому гонщику Фермину Веллесу, выступавшему на 333SP. В том году произошло ещё несколько любопытных событий. Во-первых, Ferrari победили в 12 часовой гонке в Себринге. А во-вторых итальянские спортпрототипы вновь появились на старте 24-х часового марафона во французском Ле Мане!
Справедливости ради – Ferrari 333SP никогда даже близко не удавалось подобраться к лидерам этой легендарной гонки. Лучшим результатом выступлений итальянкой машины стало шестое место в 1997 году. Но в Америке Ferrari чувствовали себя неплохо! Три победы в «12 часов Сибринга», чемпионский титул в личном зачете 1998 года, и наконец, победа в «Daytona 24 hours» с экипажем:
И это была первая победа Ferrari в Дайтоне с 1967 года! В 1999 Ferrari 333SP приняли участие в европейском чемпионате International Sports Racing Series, попав в высший класс SR1, где и оставались непобедимыми, вплоть до сезона 2001 года.
В последний раз Ferrari 333SP видели в гонке Монца 500 км, в 2003 году. Но это была уже не Ferrari, так как «формульное» сердце V12 заменили на британское Judd V10.
Для сезона-1961 Ferrari нужно было больше мощности. Мы с Рокки решили использовать конфигурацию 120°, исходя из того, что у 65° был тяжелый коленвал, снабженный двойными шатунными шейками. Двигатель оправдал наши ожидания: более приемистый, с меньшей массой, и развивал дополнительные 11 л. с. Этот мотор, в варианте с турбонаддувом, Ferrari устанавливали на современные «126C» и «156/85».
– Карло Кити
Еще одним примером двойного использования стало рождение знаменитых горизонтально-оппозитных двигателей Ferrari 015, устанавливаемых на серию болидов Формулы-1 312T. С этими моторами побеждали: Ники Лауда, Джоди Шектер, Жиль Вильнев. Но изначально этот проект разрабатывался для малой авиации, поэтому и была выбрана «плоская» конфигурация: заказчик настаивал на размещении двигателя внутри крыла. В итоге с авиацией синьор Феррари не подружился, а уже готовый мотор решили не выбрасывать, а использовать в Формуле-1. Итогом столь рачительного подхода стали три чемпионских титула в Личном Зачете и четыре Кубка Конструкторов. Profit! Но были и другие примеры.
Предпосылки возвращения
Возвращению Ferrari в гонки спортивных прототипов, после двадцати лет отсутствия, помогло изменение регламента в американской гоночной серии IMSA-GTP. Прежде в этом чемпионате хозяйничали Eagle-Toyota, Jaguar и Nissan, но начавшаяся в конце восьмидесятых «гонка вооружений» завела этот класс в тупик: расходы команд на создание конкурентоспособной техники непомерно выросли, а болиды стали слишком скоростными и опасными.
Руководство серии решило «приземлить» высшую категорию GTP, разрешив использовать двигатели, имеющие в своей основе серийный блок цилиндров. Так же решено было серьезно ограничить аэродинамику. В результате на свет появился чемпионат IMSA Exxon WSC (World Sports Car).
Il Sogno Americano - Американская мечта
Руководитель фирмы MOMO, Джанпьеро Моретти, увидел в изменении регламента шанс реализовать свою мечту, то есть вывести на трассы США спортивную Ferrari. Моретти поделился мыслями с Пьеро Феррари, который, после некоторых раздумий, все же согласился с его доводами и дал проекту «зеленый свет».
Наверняка вы видели фильм «Форд против Феррари». Действия картины разворачиваются в конце шестидесятых, и рассказывают, среди прочего, как Кен Майлз на Ford GT40 борется с Крисом Эймоном, выступавшем на Ferrari 330 P4. Так вот, через некоторое время после описываемых в этом кино событий, «Комендаторе» отказался от всех гоночных проектов, кроме Формулы-1. Так что Ferrari 333SP стал первым спортивным прототипом, построенным в Маранелло, после модели 312PB 1971 года.
А вместо сердца «формульный» мотор
Движущей силой для нового спортпрототипа, выбрали двигатель Ferrari 037 V12, в 1990 году использовавшегося на болиде Формулы-1. Это практически тот же силовой агрегат, что позволил Алену Просту бороться за чемпионский титул с Айртоном Сенной. Разумеется, чтобы выдержать 24-х часовые марафоны, двигатель был доработан: конструкторы увеличили рабочий объем с трех с половиной, до четырех литров, чтобы соответствовать требованиям технического регламента.
Ferrari 640 стал донором для моторов автомобилей F50 b 333SP. Фото: Youtube.com
Ради увеличения ресурса мощностью пришлось пожертвовать, с изначальных 710, она упала до 640 лошадок, также снизились и максимальные обороты, с 13400 до 11000 об/мин, литровая мощность составляла 160 л. с./л. Итальянский двигатель, получивший индекс F310E, сохранил «формульную» конфигурацию блока цилиндров и угол развала 65º, а также головки с пятью клапанами на цилиндр: итого в этом моторе было 60 клапанов!
Парадокс
Рождение Ferrari 333SP стало возможным благодаря появлению дорожной модели F50, которая, в свою очередь, родилась благодаря 333SP! Как такое возможно?
Дело в том, что согласно новому регламенту, в IMSA-WSC можно было использовать только атмосферные двигатели рабочим объемом не более четырех литров. При этом мотор обязательно должен был использоваться на дорожных автомобилях, находящихся в свободной продаже. Разумеется, итальянцы могли бы использовать V8 от дорожной модели Ferrari 348, но, во-первых, он не выдержал бы двукратного увеличения мощности, а во-вторых, вы ведь помните: в Ferrari ничто не умирает! Так почему бы не использовать чистокровно гоночный движок, где с мощностью все в порядке, предварительно сделав его серийным?
По логике вещей первым на свет должен был появился Ferrari F50, с двигателем от болида Формулы-1, расточенным до рабочего объема 4.7 литра. Но он наоборот – появился позже, чем был создан двигатель для 333SP!
Занимательная нумерология
Кстати, а почему новой Ferrari дали такой индекс? Дело в том, что в Маранелло частенько для названий спортивных болидов использовали рабочий объем одного цилиндра. Разумеется, не всегда, например, индекс «512» означал 5 литров и 12 цилиндров, «156» - полтора литра и 6 цилиндров, а «126» – угол развала блока цилиндров 120° и 6 цилиндров.
Техническим директором проекта был назначен Мауро Риоли, разработку шасси вел Джан Паоло Доллара, над аэродинамикой работали Диалма Зинелли из Dallara и Джорджио Камашелла из Ferrari. В качестве консультанта итальянцы пригласили Тони Саутгейта, некогда создававшего болиды Формулы-1, а незадолго до описываемых событий работавшего в TWR Jaguar.
Многие знатоки считают, что 333SP это не совсем Ferrari. И хотя в Маранелло действительно построили несколько первых экземпляров, если быть точным, то четыре, впоследствии производство отдали на аутсорсинг Джан Паоло Далларе. Так что же, очередная Dallara-Ferrari?
Когда-то Энцо Феррари сказал: – «покупая Ferrari, вы платите только за двигатель. Остальное я отдаю вам бесплатно». Поэтому несмотря на то, что шасси делали на стороне, моторы все равно рождались в Маранелло, а значит это 100% Ferrari!
Dallara выпустили десять шасси, с номерами от 005 до 014 (номер 013 суеверные итальянцы не использовали), после чего выпуск перевели в Микелотто. В итоге было построено 40 шасси 333SP, из которых только четыре были чистокровными Ferrari.
Дебют
Соперники оценили потенциал новой Ferrari в 1994 году, после того, как на третьем этапе чемпионата IMSA-WSC, проходящем на трассе Road Atlanta, гонщики на 333SP заняли два первых места!
По итогам сезона 1994 года, гонщики выступающие на Ferrari 333SP одержали пять побед в семи гонках, в которых принимали участие, но пропуск двух первых этапов привел к тому, что Ferrari все же уступили титул чемпионов IMSA. Но в следующем сезоне итальянская мечта сбылась – Чемпионский титул в классе WSC достался испанскому гонщику Фермину Веллесу, выступавшему на 333SP. В том году произошло ещё несколько любопытных событий. Во-первых, Ferrari победили в 12 часовой гонке в Себринге. А во-вторых итальянские спортпрототипы вновь появились на старте 24-х часового марафона во французском Ле Мане!
Справедливости ради – Ferrari 333SP никогда даже близко не удавалось подобраться к лидерам этой легендарной гонки. Лучшим результатом выступлений итальянкой машины стало шестое место в 1997 году. Но в Америке Ferrari чувствовали себя неплохо! Три победы в «12 часов Сибринга», чемпионский титул в личном зачете 1998 года, и наконец, победа в «Daytona 24 hours» с экипажем:
- ?Дидье Тейс
- ?Джанпьеро Моретти
- ?Мауро Бальди
- ?Ари Линдик
И это была первая победа Ferrari в Дайтоне с 1967 года! В 1999 Ferrari 333SP приняли участие в европейском чемпионате International Sports Racing Series, попав в высший класс SR1, где и оставались непобедимыми, вплоть до сезона 2001 года.
В последний раз Ferrari 333SP видели в гонке Монца 500 км, в 2003 году. Но это была уже не Ferrari, так как «формульное» сердце V12 заменили на британское Judd V10.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...