Ferrari 333SP: «Американская мечта»
3 655

Ferrari 333SP: «Американская мечта»

В Ferrari ничто не умирает. Эти слова приписывают Карло Кити, ковавшему гоночную славу завода из Маранелло ещё в шестидесятых. В истории было несколько случаев, подтверждающих это заявление. Например, когда итальянцы в Формуле-1 перешли на использование двигателей с турбонаддувом, то блок цилиндров не стали разрабатывать с нуля, а просто взяли «со склада» старые моторы от Ferrari 156 середины шестидесятых.


Для сезона-1961 Ferrari нужно было больше мощности. Мы с Рокки решили использовать конфигурацию 120°, исходя из того, что у 65° был тяжелый коленвал, снабженный двойными шатунными шейками. Двигатель оправдал наши ожидания: более приемистый, с меньшей массой, и развивал дополнительные 11 л. с. Этот мотор, в варианте с турбонаддувом, Ferrari устанавливали на современные «126C» и «156/85».

– Карло Кити

Ferrari 333SP, вид спереди. Фото: Youtube.com


Еще одним примером двойного использования стало рождение знаменитых горизонтально-оппозитных двигателей Ferrari 015, устанавливаемых на серию болидов Формулы-1 312T. С этими моторами побеждали: Ники Лауда, Джоди Шектер, Жиль Вильнев. Но изначально этот проект разрабатывался для малой авиации, поэтому и была выбрана «плоская» конфигурация: заказчик настаивал на размещении двигателя внутри крыла. В итоге с авиацией синьор Феррари не подружился, а уже готовый мотор решили не выбрасывать, а использовать в Формуле-1. Итогом столь рачительного подхода стали три чемпионских титула в Личном Зачете и четыре Кубка Конструкторов. Profit! Но были и другие примеры.

Предпосылки возвращения


Возвращению Ferrari в гонки спортивных прототипов, после двадцати лет отсутствия, помогло изменение регламента в американской гоночной серии IMSA-GTP. Прежде в этом чемпионате хозяйничали Eagle-Toyota, Jaguar и Nissan, но начавшаяся в конце восьмидесятых «гонка вооружений» завела этот класс в тупик: расходы команд на создание конкурентоспособной техники непомерно выросли, а болиды стали слишком скоростными и опасными.

Руководство серии решило «приземлить» высшую категорию GTP, разрешив использовать двигатели, имеющие в своей основе серийный блок цилиндров. Так же решено было серьезно ограничить аэродинамику. В результате на свет появился чемпионат IMSA Exxon WSC (World Sports Car).

Il Sogno Americano - Американская мечта


Руководитель фирмы MOMO, Джанпьеро Моретти, увидел в изменении регламента шанс реализовать свою мечту, то есть вывести на трассы США спортивную Ferrari. Моретти поделился мыслями с Пьеро Феррари, который, после некоторых раздумий, все же согласился с его доводами и дал проекту «зеленый свет».

Ford vs Ferrari. Майлз против Эймона. Кадр из фильма. Фото: Youtube.com


Наверняка вы видели фильм «Форд против Феррари». Действия картины разворачиваются в конце шестидесятых, и рассказывают, среди прочего, как Кен Майлз на Ford GT40 борется с Крисом Эймоном, выступавшем на Ferrari 330 P4. Так вот, через некоторое время после описываемых в этом кино событий, «Комендаторе» отказался от всех гоночных проектов, кроме Формулы-1. Так что Ferrari 333SP стал первым спортивным прототипом, построенным в Маранелло, после модели 312PB 1971 года.

А вместо сердца «формульный» мотор


Движущей силой для нового спортпрототипа, выбрали двигатель Ferrari 037 V12, в 1990 году использовавшегося на болиде Формулы-1. Это практически тот же силовой агрегат, что позволил Алену Просту бороться за чемпионский титул с Айртоном Сенной. Разумеется, чтобы выдержать 24-х часовые марафоны, двигатель был доработан: конструкторы увеличили рабочий объем с трех с половиной, до четырех литров, чтобы соответствовать требованиям технического регламента.

Ferrari 640 стал донором для моторов автомобилей F50 b 333SP. Фото: Youtube.com


Ради увеличения ресурса мощностью пришлось пожертвовать, с изначальных 710, она упала до 640 лошадок, также снизились и максимальные обороты, с 13400 до 11000 об/мин, литровая мощность составляла 160 л. с./л. Итальянский двигатель, получивший индекс F310E, сохранил «формульную» конфигурацию блока цилиндров и угол развала 65º, а также головки с пятью клапанами на цилиндр: итого в этом моторе было 60 клапанов!

Парадокс


Рождение Ferrari 333SP стало возможным благодаря появлению дорожной модели F50, которая, в свою очередь, родилась благодаря 333SP! Как такое возможно?

Дорожная Ferrari F50 – прототип для гоночной 333SP. Фото: Youtube.com


Дело в том, что согласно новому регламенту, в IMSA-WSC можно было использовать только атмосферные двигатели рабочим объемом не более четырех литров. При этом мотор обязательно должен был использоваться на дорожных автомобилях, находящихся в свободной продаже. Разумеется, итальянцы могли бы использовать V8 от дорожной модели Ferrari 348, но, во-первых, он не выдержал бы двукратного увеличения мощности, а во-вторых, вы ведь помните: в Ferrari ничто не умирает! Так почему бы не использовать чистокровно гоночный движок, где с мощностью все в порядке, предварительно сделав его серийным?

По логике вещей первым на свет должен был появился Ferrari F50, с двигателем от болида Формулы-1, расточенным до рабочего объема 4.7 литра. Но он наоборот – появился позже, чем был создан двигатель для 333SP!

Занимательная нумерология


Кстати, а почему новой Ferrari дали такой индекс? Дело в том, что в Маранелло частенько для названий спортивных болидов использовали рабочий объем одного цилиндра. Разумеется, не всегда, например, индекс «512» означал 5 литров и 12 цилиндров, «156» - полтора литра и 6 цилиндров, а «126» – угол развала блока цилиндров 120° и 6 цилиндров.

Ferrari 333SP. Вид сзади. Фото: Youtube.com


Техническим директором проекта был назначен Мауро Риоли, разработку шасси вел Джан Паоло Доллара, над аэродинамикой работали Диалма Зинелли из Dallara и Джорджио Камашелла из Ferrari. В качестве консультанта итальянцы пригласили Тони Саутгейта, некогда создававшего болиды Формулы-1, а незадолго до описываемых событий работавшего в TWR Jaguar.

Многие знатоки считают, что 333SP это не совсем Ferrari. И хотя в Маранелло действительно построили несколько первых экземпляров, если быть точным, то четыре, впоследствии производство отдали на аутсорсинг Джан Паоло Далларе. Так что же, очередная Dallara-Ferrari?

Когда-то Энцо Феррари сказал: – «покупая Ferrari, вы платите только за двигатель. Остальное я отдаю вам бесплатно». Поэтому несмотря на то, что шасси делали на стороне, моторы все равно рождались в Маранелло, а значит это 100% Ferrari!

Dallara выпустили десять шасси, с номерами от 005 до 014 (номер 013 суеверные итальянцы не использовали), после чего выпуск перевели в Микелотто. В итоге было построено 40 шасси 333SP, из которых только четыре были чистокровными Ferrari.

Дебют


Соперники оценили потенциал новой Ferrari в 1994 году, после того, как на третьем этапе чемпионата IMSA-WSC, проходящем на трассе Road Atlanta, гонщики на 333SP заняли два первых места!

По итогам сезона 1994 года, гонщики выступающие на Ferrari 333SP одержали пять побед в семи гонках, в которых принимали участие, но пропуск двух первых этапов привел к тому, что Ferrari все же уступили титул чемпионов IMSA. Но в следующем сезоне итальянская мечта сбылась – Чемпионский титул в классе WSC достался испанскому гонщику Фермину Веллесу, выступавшему на 333SP. В том году произошло ещё несколько любопытных событий. Во-первых, Ferrari победили в 12 часовой гонке в Себринге. А во-вторых итальянские спортпрототипы вновь появились на старте 24-х часового марафона во французском Ле Мане!

Ferrari 333 SP – победители 24-й гонке в Дайтоне 1998 года. Фото: Youtube.com


Справедливости ради – Ferrari 333SP никогда даже близко не удавалось подобраться к лидерам этой легендарной гонки. Лучшим результатом выступлений итальянкой машины стало шестое место в 1997 году. Но в Америке Ferrari чувствовали себя неплохо! Три победы в «12 часов Сибринга», чемпионский титул в личном зачете 1998 года, и наконец, победа в «Daytona 24 hours» с экипажем:

  • ?Дидье Тейс
  • ?Джанпьеро Моретти
  • ?Мауро Бальди
  • ?Ари Линдик


И это была первая победа Ferrari в Дайтоне с 1967 года! В 1999 Ferrari 333SP приняли участие в европейском чемпионате International Sports Racing Series, попав в высший класс SR1, где и оставались непобедимыми, вплоть до сезона 2001 года.

В последний раз Ferrari 333SP видели в гонке Монца 500 км, в 2003 году. Но это была уже не Ferrari, так как «формульное» сердце V12 заменили на британское Judd V10.
Нужно ли Ferrari в третий раз вернуться в гонки "на выносливость"?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....