Югославские легкие мотоциклы TOMOS
Возврат к мирной жизни во второй половине 40-х потребовал от правительства Югославии стремительного развития всех основных отраслей промышленности. Немаловажное место в этом списке отводилось и транспортной сфере страны.
Тот факт, что покупательская способность населения оставалась довольно низкой, а личные «колеса» хотелось иметь многим, наводил на определенные выводы. Они привели к реальным действиям, когда в июле 1954 года появилась компания по сборке двухколесных транспортных средств.
Географически она расположилась в Сежане, а техническую поддержку получила от австрийской Steyr-Daimler-Puch. На ней свой выбор югославы остановили не зря – ведь продукция предприятия славилась экономичностью и надежностью. А, главное, мотоциклы Puch имели подвеску, прекрасно адаптированную для бездорожья, участков с серьезными неровностями или местности с большим перепадом высот.
Официальным началом сотрудничества стало получение лицензии. Причем, австрийская компания была уверена, что новое предприятие не сможет в обозримом будущем обеспечить самостоятельное исполнение всех этапов производства. Поэтому полученное разрешение имело очень выгодные условия, рассчитанные не на одно десятилетие сотрудничества. Но ситуация развилась немного по другому сценарию.
Для открытия завода в приморском промышленном центре союзной республики Словения пожаловал сам лидер объединенной страны Иосип Броз-Тито. С этого момента Югославия стала настоящим производителем широкого ряда мотоциклетной техники.
Конечно, это были всего лишь копии австрийских оригиналов, первый из которых – TOMOS Puch SG 250. За ним последовала мототехника попроще и классические мопеды. Вот как распределилось производство в 1955 году по моделям:
✅ SG 250 – 137 единиц
✅ мотороллер RL 125 – 124 штуки
✅ сто 50-кубовых мопедов
Но уже со следующего года пришло ясное понимание, что небогатое население страны больше всего нуждается именно в легкой и недорогой технике. Тогда количество собранных мопедов почти в три раза (1712 шт.) превысило 250-кубовые мотоциклы (615) и менее востребованные мотороллеры. Причина состояла в нескольких преимуществах 50-кубовой техники:
✅ низкая стоимость
✅ легкость в управлении и обслуживании
✅ меньший расход топлива
✅ отсутствие необходимости в получении прав на вождение
Но югославские инженеры не довольствовались плодами чужого творческого труда, параллельно со сборкой лицензионной техники, проводились разработки собственных моделей. Но до конца 50-х основную роль на производственных мощностях играли копии австрийского мопеда Puch MS 50, в различных вариациях, получивших общее название Colibri. Сотрудничество с зарубежными партнерами продолжилось до конца 60-х, после чего TOMOS отправился в «свободное плавание».
Первым подтверждение успеха югославского производителя стало подписание в 1959-м крупного контракта на поставку его продукции в Швецию. Два года спустя TOMOS представил модель Colibri T 12, ставшую самой популярной как в Словении, так и по всей территории Югославии.
Именно в то время к руководству компании пришло ясное понимание одной тенденции. На всем континенте большинство пользователей не хотели иметь дело с тяжелыми аппаратами. Напротив, интерес к легкой технике заметно возрос.
Такой расклад привел к тому, что мотоциклы вообще исчезли из заводской линейки. В дальнейшем производство было сосредоточено на двухтактных 50-кубовых мопедах. А чтобы все проводить последовательно, на предприятии в 1962 году образован отдел технико-экономических исследований.
То десятилетие можно назвать «золотым веком» югославской компании TOMOS. Ведь появился еще один зарубежный клиент, сотрудничество с которым стало приоритетным для производителя на долгие годы. Это подтвердилось после того, когда компания вышла на нидерландский рынок.
Количество местных потребителей оказалось таким весомым, что в 1966 году построен единственный зарубежный филиал TOMOS, располагавшийся на голландской земле. Он просуществовал около 43 лет, в итоге став главным долгожителем Нидерландов в сфере выпуска мопедной техники. Но и после закрытия производственных мощностей, в «стране тюльпанов» сохранялся заметный интерес к словенским двухколесным аппаратам.
В начале 70-х югославская компания получила полную техническую независимость. Правда, в течение нескольких лет они еще компоновали свои Colibri двигателями австрийского производства. Но в 1973 году представлена модель 14V, с мотором сконструированным словенскими инженерами.
С этого момента все последующие мопеды и мотоциклы имели силовые агрегаты марки TOMOS. В тот же период создана и «15-я» модель увеличенной мощности, способная по своим показателям конкурировать с легкими мотоциклами. Но более интересным стал иной факт развития.
70-е годы внесли определенную коррекцию в нескольких отношениях. Во-первых, покупательная способность населения заметно выросла. А это, в свою очередь, добавило к числу потенциальных клиентов довольно молодых людей. И вот здесь появляется во-вторых – усиленный интерес к моделям с автоматической коробкой передач.
Живо откликаясь на веяние рынка, словенские специалисты представили ряд модификаций с подобной компоновкой. Но, в отсутствии собственных разработок, прибегли к импортным комплектующим. Такой вариант заметно увеличивал себестоимость продукции, поэтому спустя несколько лет конструкторы представили «автомат» югославского производства.
В 1973 году введена в эксплуатацию новая линия с автоматизированными машинами для сварки деталей каркаса. Это привело к тому, что мототехника TOMOS получила свой отличительный облик и внешний дизайн, больше не являясь лишь копией австрийских Puch. А интерес тинейджеров, побудил производителя к созданию специальных версий, имевших:
✅ приподнятый руль
✅ боковые сумки
✅ множество хромированных элементов
✅ сиденье с поддерживающей спинкой
За многолетнюю историю компания выпустила на рынок внушительное количество различных моделей и модификаций мототехники, отличающихся объемами двигателя и другими характеристиками. Давайте немного остановимся на основных из них.
Одной из старейших в коллекции TOMOS является S25. Сегодня сохранилось всего несколько экземпляров такой мототехники с яйцеобразным цилиндром. Довольно похож на него преемник Standard с модернизированным двигателем и более заметными боковыми щитками. Его коробка-автомат имела две передачи. Существовала модификация как с круглыми, так и с квадратными фарами.
Более роскошным вариантом можно назвать Tomos Quadro. Кроме 2-скоростного автомата, он получил несколько элементов, выгодно отличавших модель от версии Standard:
✅ характерный передний щиток вокруг фары
✅ электрозапуск
✅ поворотники
✅ другое дополнительное оборудование
После распада СФРЮ в начале 90-х, компания получила словенскую «прописку». Несмотря на вооруженный конфликт в регионе, она сумела успешно адаптироваться к современным условиям. В 1998 году произошла приватизация, а новым владельцем стала частная словенская корпорация Hidria.
Все модели мопедов, выпускавшихся в то время, получили приписку Made in Slovenia. Сотрудничество с Нидерландами также успешно продолжилось. Но в коммерческом мире все непредсказуемо. К концу «десятых» у компании обнаружились серьезные финансовые проблемы, что привело к ее банкротству в 2019 году.
Тот факт, что покупательская способность населения оставалась довольно низкой, а личные «колеса» хотелось иметь многим, наводил на определенные выводы. Они привели к реальным действиям, когда в июле 1954 года появилась компания по сборке двухколесных транспортных средств.
Мопед TOMOS А3. Фото: youtube.com
Географически она расположилась в Сежане, а техническую поддержку получила от австрийской Steyr-Daimler-Puch. На ней свой выбор югославы остановили не зря – ведь продукция предприятия славилась экономичностью и надежностью. А, главное, мотоциклы Puch имели подвеску, прекрасно адаптированную для бездорожья, участков с серьезными неровностями или местности с большим перепадом высот.
Произведено по австрийской лицензии
Официальным началом сотрудничества стало получение лицензии. Причем, австрийская компания была уверена, что новое предприятие не сможет в обозримом будущем обеспечить самостоятельное исполнение всех этапов производства. Поэтому полученное разрешение имело очень выгодные условия, рассчитанные не на одно десятилетие сотрудничества. Но ситуация развилась немного по другому сценарию.
Спустя всего несколько месяцев (в октябре 1954-го) начато строительство нового завода TOMOS в городе Копере, расположенном в 35 км от Сежаны. Уже в следующем году стартовали сборки на некоторых временных объектах, а спустя 5 лет состоялся официальный запуск новых мощностей.
Для открытия завода в приморском промышленном центре союзной республики Словения пожаловал сам лидер объединенной страны Иосип Броз-Тито. С этого момента Югославия стала настоящим производителем широкого ряда мотоциклетной техники.
Конечно, это были всего лишь копии австрийских оригиналов, первый из которых – TOMOS Puch SG 250. За ним последовала мототехника попроще и классические мопеды. Вот как распределилось производство в 1955 году по моделям:
✅ SG 250 – 137 единиц
✅ мотороллер RL 125 – 124 штуки
✅ сто 50-кубовых мопедов
Но уже со следующего года пришло ясное понимание, что небогатое население страны больше всего нуждается именно в легкой и недорогой технике. Тогда количество собранных мопедов почти в три раза (1712 шт.) превысило 250-кубовые мотоциклы (615) и менее востребованные мотороллеры. Причина состояла в нескольких преимуществах 50-кубовой техники:
✅ низкая стоимость
✅ легкость в управлении и обслуживании
✅ меньший расход топлива
✅ отсутствие необходимости в получении прав на вождение
Но югославские инженеры не довольствовались плодами чужого творческого труда, параллельно со сборкой лицензионной техники, проводились разработки собственных моделей. Но до конца 50-х основную роль на производственных мощностях играли копии австрийского мопеда Puch MS 50, в различных вариациях, получивших общее название Colibri. Сотрудничество с зарубежными партнерами продолжилось до конца 60-х, после чего TOMOS отправился в «свободное плавание».
Первым подтверждение успеха югославского производителя стало подписание в 1959-м крупного контракта на поставку его продукции в Швецию. Два года спустя TOMOS представил модель Colibri T 12, ставшую самой популярной как в Словении, так и по всей территории Югославии.
Переход к сборке мопедов
Именно в то время к руководству компании пришло ясное понимание одной тенденции. На всем континенте большинство пользователей не хотели иметь дело с тяжелыми аппаратами. Напротив, интерес к легкой технике заметно возрос.
В сборочном цеху компании TOMOS. Фото: youtube.com
Такой расклад привел к тому, что мотоциклы вообще исчезли из заводской линейки. В дальнейшем производство было сосредоточено на двухтактных 50-кубовых мопедах. А чтобы все проводить последовательно, на предприятии в 1962 году образован отдел технико-экономических исследований.
То десятилетие можно назвать «золотым веком» югославской компании TOMOS. Ведь появился еще один зарубежный клиент, сотрудничество с которым стало приоритетным для производителя на долгие годы. Это подтвердилось после того, когда компания вышла на нидерландский рынок.
Количество местных потребителей оказалось таким весомым, что в 1966 году построен единственный зарубежный филиал TOMOS, располагавшийся на голландской земле. Он просуществовал около 43 лет, в итоге став главным долгожителем Нидерландов в сфере выпуска мопедной техники. Но и после закрытия производственных мощностей, в «стране тюльпанов» сохранялся заметный интерес к словенским двухколесным аппаратам.
Собственные модели и силовые агрегаты типа «автомат»
В начале 70-х югославская компания получила полную техническую независимость. Правда, в течение нескольких лет они еще компоновали свои Colibri двигателями австрийского производства. Но в 1973 году представлена модель 14V, с мотором сконструированным словенскими инженерами.
Отреставрированный TOMOS Т12. Фото: youtube.com
С этого момента все последующие мопеды и мотоциклы имели силовые агрегаты марки TOMOS. В тот же период создана и «15-я» модель увеличенной мощности, способная по своим показателям конкурировать с легкими мотоциклами. Но более интересным стал иной факт развития.
70-е годы внесли определенную коррекцию в нескольких отношениях. Во-первых, покупательная способность населения заметно выросла. А это, в свою очередь, добавило к числу потенциальных клиентов довольно молодых людей. И вот здесь появляется во-вторых – усиленный интерес к моделям с автоматической коробкой передач.
Живо откликаясь на веяние рынка, словенские специалисты представили ряд модификаций с подобной компоновкой. Но, в отсутствии собственных разработок, прибегли к импортным комплектующим. Такой вариант заметно увеличивал себестоимость продукции, поэтому спустя несколько лет конструкторы представили «автомат» югославского производства.
Более поздняя версия TOMOS S25. Фото: youtube.com
В 1973 году введена в эксплуатацию новая линия с автоматизированными машинами для сварки деталей каркаса. Это привело к тому, что мототехника TOMOS получила свой отличительный облик и внешний дизайн, больше не являясь лишь копией австрийских Puch. А интерес тинейджеров, побудил производителя к созданию специальных версий, имевших:
✅ приподнятый руль
✅ боковые сумки
✅ множество хромированных элементов
✅ сиденье с поддерживающей спинкой
За многолетнюю историю компания выпустила на рынок внушительное количество различных моделей и модификаций мототехники, отличающихся объемами двигателя и другими характеристиками. Давайте немного остановимся на основных из них.
Больше моделей – хороших и разных
Одной из старейших в коллекции TOMOS является S25. Сегодня сохранилось всего несколько экземпляров такой мототехники с яйцеобразным цилиндром. Довольно похож на него преемник Standard с модернизированным двигателем и более заметными боковыми щитками. Его коробка-автомат имела две передачи. Существовала модификация как с круглыми, так и с квадратными фарами.
Более роскошным вариантом можно назвать Tomos Quadro. Кроме 2-скоростного автомата, он получил несколько элементов, выгодно отличавших модель от версии Standard:
✅ характерный передний щиток вокруг фары
✅ электрозапуск
✅ поворотники
✅ другое дополнительное оборудование
После распада СФРЮ в начале 90-х, компания получила словенскую «прописку». Несмотря на вооруженный конфликт в регионе, она сумела успешно адаптироваться к современным условиям. В 1998 году произошла приватизация, а новым владельцем стала частная словенская корпорация Hidria.
TOMOS Quadro образца 2017 года. Фото: youtube.com
Все модели мопедов, выпускавшихся в то время, получили приписку Made in Slovenia. Сотрудничество с Нидерландами также успешно продолжилось. Но в коммерческом мире все непредсказуемо. К концу «десятых» у компании обнаружились серьезные финансовые проблемы, что привело к ее банкротству в 2019 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Танго» «в строю» – новый российский самолет совершил первый полет
Это легкомоторная модель разработки Spectra Aircraft, предназначенная для выполнения учебно-тренировочных полетов и не только. Подробнее обо всем читайте в...
Первая работа девушки-дальнобойщика – странные банды на дороге и подозрительные коллеги
Дальнобойщиков в России уважают, но считают, что они незаслуженно получают большие зарплаты. Дескать, ничего сложного в том, чтобы крутить «баранку», нет. Вот...
Урал-Соло ИМЗ 8.123 9 – этот мотоцикл сделали специально для МВД
Мотоциклы Урал-Соло – это одиночки, то есть, модели без боковых прицепов. Появились они только после развала СССР. Производителю пришлось осваивать выпуск...
В полку российских кроссоверов прибыло – стартовало производство новой модели
Речь про Haval H3 – эта модель получила российскую «прописку». Производитель решил, что так будет выгодней для всех....
АвтоВАЗ начал серийное производство инновационной «Лады»
До конца календарного года появится первая партия автомобиля. Будет доступна пассажирская и грузовая версии с разной грузоподъемностью и запасом хода....
Новые ловушки для водителей – так и прав недолго лишиться
Обгон на однополосных дорогах часто становится проблемой. Не любят наши водители, когда их пытаются опередить. Даже те, кто никуда не спешит, вдруг чувствуют...
«Олдскульный байк», или советская юность на мопеде Riga-13
Мопед Riga-13 можно было отнести к категории «совпаршив», если бы не настоящее европейское качество. Как мы любили прибалтийские товары: одежду, мебель,...
«Цеппелиновая» история с шильдиками Maybach Zeppelin и Opel Admiral
Не логично: на капоте кабриолета с названием «Цеппелин» нет цеппелина, а на седане «Опель Адмирал» царствует цеппелин. Зацепило … Разберемся....
Западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга: через пятимиллионный мегаполис за 30 минут
Проект ЗСД обошелся в 212 млрд рублей. Это первая в России внутригородская скоростная магистраль....
«Джамбоизация» – или как «растягивают» корабли
Метод не нов, но в последнее время он набрал действительно впечатляющие обороты. Как именно происходит разрезание и последующее увеличение лайнеров, читайте в...
Dongfeng запускает продажи внедорожника Dragon Armor Edition
Цены даже в Китае неприятно удивляют. Зато это эксклюзивная ограниченная серия....
Citroen C3 I – автомобиль с оригинальным дизайном по бюджетной цене
Этот автомобиль определенно имеет собственный стиль. Разбираемся, надежен ли Citroen C3 первого поколения....
Российские официальные дилеры начали получать кроссоверы Knewstar 001
Это копии Geely Tugella, но адаптированные для российских условий эксплуатации. Цены уже известны....
Дефицит дальнобойщиков в России: даже зарплата в 140 тысяч не может повлиять на нехватку кадров
Кризис усиливается с каждым годом и пока логистические компании не могут найти выход из сложившейся ситуации....
Стали известны цены на внедорожник Mahindra Thar Roxx 4x4
Этот автомобиль внешне похож на Jeep Wrangler, но он дизельный и куда дешевле. А еще это полноценная пятидверная модель....
Buick Envision Plus теперь стоит как Lada «Веста»
Модель появилась на рынке буквально три месяца назад. Теперь внедорожник продают с ощутимой скидкой. Под капотом Envision Plus находится 2-литровый бензиновый...