Wartburg 1.3 – последняя попытка сохранить марку
2 336

Wartburg 1.3 – последняя попытка сохранить марку

С автомобилями марки Wartburg воочию я впервые познакомился в 1990 году во время службы на территории ГДР. Эти автомобили составляли основную часть транспортного потока, который я мог наблюдать из окна нашей казармы на трассе, проходящей рядом с КПП. Но очень скоро страну ждали кардинальные перемены.


Спустя всего полгода две ее части вновь стали одним целым. Для нас это имело очень крутые последствия. Я – простой советский сержант-срочник вдруг начал получать жалование в бундес-марках. Эта твердая валюта имела такой высокий курс, что в месяц у меня получалось столько же, как и у квалифицированного советского трудящегося. А вот для промышленности восточной части страны, в том числе и автомобильных заводов, наступили тяжелые времена.

Wartburg 1.3 – последняя попытка сохранить маркуПоследний в линейке марки Wartburg. Фото: youtube.com

Двухтактные автомобили простенькой конструкции никак не могли конкурировать с «зубрами» из ФРГ. Казалось, их дальнейшая судьба просто предрешена. Так и вышло, хотя имелись и приятные исключения. Например, в виде современной истории коммунального грузовичка Multicar, о которой мы уже писали на страницах нашего сайта. К сожалению, с Wartburg все закончилось намного печальнее.

Автомобильная марка, ведущая историю с конца XIX века


Wartburg является одной из старейших автомобильных марок мира, впервые использованная в названии еще в 1898 году. Оно происходит от имени древнего замка, находящегося рядом с городом Айзенах (одним из центров автопрома ГДР). Наибольшую известность бренд приобрела во время государственности Восточной Германии. А вот попытки возрождения в наше время успехом не увенчались.

Что больше напоминает: ЗАЗ-968М или «семерку». Фото: youtube.com

Возвращение логотипа Wartburg впервые произошло в 1956 году, когда на конвейер встал элегантный автомобиль модели «311» (вы можете узнать о нем больше, перейдя по ссылке). Но появился он не от хорошей жизни. Использование марки BMW запретили в судебном порядке, а видоизмененная EMW как-то не прижилась. Так вернулись к имени близлежащего замка.

Звездный час производителя наступил с моделью «353», простоявшей на конвейере 35 лет (может, выпускали бы и дальше, не случись политические перемены в стране). Он со временем оброс модификациями и выпускался в различных вариантах кузова:

✅ седан
✅ универсал
✅ пикап

50-сильный автомобиль приобрел особую популярность в ГДР и близлежащих странах социалистической ориентации. Неприхотливый мотор, прочная и вместительная конструкция сделали автомобиль надежным другом для многих немецких, чешских и польских семей. Во времена позже названные «периодом застоя» не требовалось особых перемен в дизайне или конструкции автомобиля. Больше обращалось внимание на увеличение объемов производства, для удовлетворения нужд восточного рынка с заметной долей автомобильного дефицита.

Переднюю часть пришлось заметно доработать. Фото: youtube.com

Все же и тогда имелись энтузиасты, старающиеся сдвинуть дело с мертвой точки. Именно благодаря таким инициативным людям появился немецко-чехословацкий проект. В нем предлагалось объединить усилия творческих коллективов трех предприятий для создания совместного варианта. Это – ведущие автопроизводители двух стран:

✅ Wartburg
✅ Trabant
✅ Skoda

К сожалению, немецкая сторона быстро отказалась от дальнейшего его развития, сославшись на отсутствие средств и логистическую сложность реализации. А ведь автомобиль с общей архитектурой мог получиться интересным. Но то, что различные комплектующие пришлось бы перевозить между тремя заводами, расположенными далеко друг от друга, тогда стало неразрешимой задачей.

Поздняя модернизация Wartburg


По сути, такой подход и стал основной причиной того, что архаичная конструкция Wartburg в начале 80-х выглядела просто печально. Подоспевшая в стране Советов перестройка оказалась как нельзя кстати. Разрядка и заметное потепление в отношении двух Германий открывали путь для будущего их сотрудничества. Двухтактный двигатель Wartburg стал его самым слабым местом и требовал незамедлительной замены на более современный силовой агрегат.

В конце 80-х появилось соглашение с западногерманским Volkswagen на поставку 1,3-литровый четырехтактников для новой модели завода в Айзенахе. Так появился последний в заводской линейке Wartburg 1.3.


Для осуществления проекта на заводе в Баркасу начат выпуск лицензионных двигателей мощностью 58,5 л. с. Чтобы обеспечить установку нового мотора с поперечным креплением понадобилась модификация передней части рамы и моторного отсека. Также улучшили ходовые качества новой модели, увеличив колею (на 100 мм спереди и на 60 мм – сзади). В целом, обновленный Wartburg имел сразу несколько отличий от предшественника:

✅ большие пластиковые бамперы
✅ другие колесные арки
✅ новая передняя часть
✅ интегрированные фары и поворотники

Но новаторский Wartburg, получивший цифровой индекс по объему двигателя (1272 куб. см), ненамного пережил падение Берлинской стены. В новых условиях старый дизайн автомобиля родом из ГДР не выдержал конкуренции с западными производителями. Выпуск последней модернизированной версии «1.3» прекратили 10 апреля 1991 года. Кажется, производители просто опоздали с проведением модернизации окончательно устаревшего автомобиля. А, может, просто наступали совсем иные времена.

Заводские мощности – для выпуска разных моделей Opel


Правда, конец истории марки не стал завершением работы самого предприятия. Завод в Айзенахе, получивший новое название VEB Automobilwerk Eisenach (AWE), передали компании Opel. В принципе, договор о таком сотрудничестве появился еще год назад, а с 5 октября 1990 года освоена сборка на местных мощностях модели Vectra.

Интегрированные фары и поворотники. Фото: youtube.com

Очень скоро стало понятно, что старые производственные мощности плохо подходят для выпуска современных автомобилей. Поэтому 9 сентября 1991 года был заложен фундамент нового завода в Айзенахе. Строительство, потребовавшее вложение одного миллиарда марок, успешно завершилось год спустя. С 23 сентября 1992 года производство запустили в эксплуатацию.

Новое предприятие занималось сборкой различных моделей компании Opel в течение 20 лет. В то время наступили финансовые проблемы, повлекшие реструктуризацию компании. Над легендарным сборочным предприятием в Восточной Германии нависла угроза закрытия. К счастью, его сохранили, со временем перейдя от моделей Astra и Corsa до современного Opel Adam.

Попытки возрождения былого бренда


В 2009 году в печати появилось сенсационное сообщение: компания Opel пытается возродить исторический бренд Wartburg. Все дело было в успехе французов, предлагавших недорогую копию в виде румынской Dacia. На немецком рынке этот сегмент также оказался очень востребованным – многие рабочие семьи мечтали о собственном авто стоимостью ниже 9000 евро. Надеялись на мощностях в Айзенахе освоить такую модель, вернув ей историческое название.

Иногда такие авто находят и сегодня в неплохом состоянии. Фото: youtube.com

Но, кажется, преждевременные слухи, оказали свое тлетворное влияние. Дешевые автомобили пытались создать в течении двух лет, но уже без привязки к названию Wartburg. Тем более, что многие эксперты указывали на то, что автомобиль из Восточной Германии никогда не считался самой дешевой моделью. Скорее его можно было отнести к среднему классу. Результатом стал отказ от первоначальной идеи. Так Wartburg, похоже, и дальше останется лишь страницей в автомобильной истории уже не существующей страны.
А как думаете вы – смог бы выжить Wartburg?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....