Ставим фаркоп и подсоединяем электрику прицепа
Второе наименование фаркопа – тягово-сцепное устройство (ТСУ). Весьма полезная штука, которая позволяет при необходимости использовать прицеп для перевозки грузов. Если вы решили выбрать фаркоп, в торговой точке или интернет-магазине вам предложат устройство, подходящее именно к вашей марке, модели авто. Также можно обратиться в сервисный центр, где продадут, а если требуется, то и установят конструкцию. В плане экономии это можно сделать и самостоятельно.
По конструкции сцепное устройство представляет собой крюк, к которому с одной стороны приварена труба с поперечной балкой, а на другой находится шар для соединения с прицепом. Существует несколько вариантов конструкции:
Последний вариант считается более надежным. Однако в случае аварии, связанной с задней частью авто, цельный фаркоп воздействует на лонжерон, к которому крепится. В такой ситуации не исключено, что нарушится геометрия кузова. Если сцепное устройство съемное, пострадает только оно. Но если вы передвигаетесь без прицепа, устройство придется демонтировать, чтобы избежать проблем с ГИБДД.
Второй важный момент, на который нужно обратить внимание при покупке – соответствие изделия марке, модели вашего авто. Основная их часть допускает установку фаркопа, для чего предусмотрены специальные отверстия или метки, где их надо просверлить. Есть и универсальный конструкции, но с их монтажом могут возникнуть сложности. И еще: качество сцепного устройства немало зависит от изготовителя. Ниже – рейтинг фаркопов, раскупаемых наиболее часто.
Устройство специально предназначено для автомобилей марки Lada: Niva,Kalina, Granta, а также Datsun с любым типом кузова. ТСУ представляет собой стальную трубу с шаром диаметром 50 мм, защищенную от коррозии. Крепится устройство к лонжерону через отверстия, заранее предусмотренные на заводе. Фаркоп рассчитан на тяговое усилие в 750 кг. С его помощью в прицепе можно перевозить различные грузы, квадроцикл и многое другое. Из отрицательных сторон модели отмечается разве что отсутствие электрики: розетки, вилки, проводов.
В комплекте поставки идет полный набор крепежных элементов. Для монтажа фаркопа снимать бампер не требуется.
Производитель предлагает ТСУ для самых разных марок и моделей авто. Это Toyota Land Cruiser 200, Haval H6 и H8, Geely Atlas, Zotye T600, Volvo XC60 и многие другие, а также машины российского производства – Lada Urban (2009-2019) и Niva (2016-2020).
В конструкции роль штанги играет профильная труба, ТСУ устанавливается на машину через штатные заводские отверстия. Специальный вырез в бампере делать необязательно. Фаркоп позволяет транспортировать прицеп с полной массой до 900 кг. Все элементы ТСУ покрыты антикоррозийным составом. Производитель дает гарантию на продукцию в течение одного года.
Модель фаркопа отличается быстросъемным шаром и высоким тяговым усилием, составляющим 1,5 тонны. Это дает возможность перевозить прицепы с большой грузоподъемностью, включая «дома на колесах». Производитель отнесся к изделию с особой тщательностью: конструкция сделана из высококачественной стали, обработанной пескоструйным аппаратом. На втором этапе изделие грунтуется и покрывается полимерным составом, препятствующим коррозии.
При монтаже демонтировать бампер не нужно. Производитель делает ТСУ для автомобилей УАЗ «Патриот» (выпускаемый с 2015-го), Subaru Forester, Renault Duster (2021), Nissan Terrano (2014), Great Wall Hover, Hyundai Creta (c 2016-го) и многих других.
Большинство моделей фаркопа рассчитано на использование совместно с автомобилями Niva 2121, 2131, 2129. Устройство допускается использовать с прицепами, полная масса с грузом, которых составляет не больше 800 кг. Нагрузка на шар – 75 кг, что позволяет ездить с прицепом по пересеченной местности.
В конструкции применяется толстостенная сталь. Все крепления соответствуют штатным отверстиям в кузове автомобиля. Устройство покрыто защитной порошковой краской, предотвращающей коррозию металла.
Перед началом работ машину нужно загнать на смотровую яму. Из багажника вытащите все, что там находится, снимите обивку. Монтаж лучше проводить с помощником. Он будет держать фаркоп, а вы – закреплять его на штатном месте. Если ТСУ не от вашего автомобиля или универсальное, отметьте маркером места сверления. Когда отверстия будут готовы, обработайте их антикоррозийным составом, иначе пойдет ржавчина.
При креплении фаркопа используйте все прилагаемые в комплекте гайки и шайбы (в т. ч. пружинные). Куда их ставить, обычно указывается в инструкции к изделию. Когда ТСУ будет на месте, переходите к следующему этапу – обустройству электрики.
Изначально здесь могут быть нюансы, связанные с электроникой. Если у вас одна из последних иномарок, ЭБУ может «забастовать», обнаружив дополнительных потребителей энергии. Поэтому в таких случаях следует сразу обращаться в специализированные техцентры. К тому же, если авто на гарантии, самовольное изменение схемы электрики автоматически ликвидирует обязательства производителя.
Иное дело – машины попроще. Здесь подключение идет параллельно габаритам, стопам, поворотникам. При этом существует общепринятая распиновка электрических соединений на розетке и штепселе. В Европе, включая Россию, принята семиконтактная система. На рисунке ниже показано, как нужно подсоединять провода.
При прокладке проводки придется просверлить в полу багажника отдельное отверстие (если оно не предусмотрено заводом-изготовителем). В него рекомендуется вставить резиновое кольцо, чтобы не допустить коррозии. Прицепные провода к штатным рекомендуется припаивать, что надежнее всяких скруток, а потом тщательно изолировать, чтобы не допустить замыкания на «массу» – кузов машины.
Раньше никаких проблем не было: можно было ставить и самодельное СТУ: приварил, зацепил и поехал. Сегодня ситуация иная. Никаких действий с вашей стороны не потребуется только в том случае, если фаркоп уже установлен на заводе или его монтаж им допускается. В последнем случае это будет указано в инструкции. Но тут есть нюанс: на установленное самостоятельно ТСУ нужно иметь сертификат соответствия, который в случае чего вы сможете предъявить инспектору ГИБДД. Однако водить с собой документ вы не обязаны и, если с представителем власти возникнут разногласия, а бумаги ваши дома, можете спокойно оспорить протокол.
А что делать, если никаких документов на фаркоп нет? Если известен его производитель, обратитесь к нему. Когда и это невозможно, ТСУ придется демонтировать и установить другое, «законное». Второй вариант более «нудный» – оформить фаркоп, как «изменение в конструкцию транспортного средства». Это гораздо сложнее, дольше, а иногда и дороже, чем купить и установить новое тягово-сцепное устройство.
Особенности выбора
По конструкции сцепное устройство представляет собой крюк, к которому с одной стороны приварена труба с поперечной балкой, а на другой находится шар для соединения с прицепом. Существует несколько вариантов конструкции:
- ✅ съемные: быстро устанавливаются и демонтируются
- ✅ неразборные – их нельзя снять, бывают сваренными из труб, кронштейнов или соединенными болтами, гайками
Последний вариант считается более надежным. Однако в случае аварии, связанной с задней частью авто, цельный фаркоп воздействует на лонжерон, к которому крепится. В такой ситуации не исключено, что нарушится геометрия кузова. Если сцепное устройство съемное, пострадает только оно. Но если вы передвигаетесь без прицепа, устройство придется демонтировать, чтобы избежать проблем с ГИБДД.
Второй важный момент, на который нужно обратить внимание при покупке – соответствие изделия марке, модели вашего авто. Основная их часть допускает установку фаркопа, для чего предусмотрены специальные отверстия или метки, где их надо просверлить. Есть и универсальный конструкции, но с их монтажом могут возникнуть сложности. И еще: качество сцепного устройства немало зависит от изготовителя. Ниже – рейтинг фаркопов, раскупаемых наиболее часто.
Leader Plus
Устройство специально предназначено для автомобилей марки Lada: Niva,Kalina, Granta, а также Datsun с любым типом кузова. ТСУ представляет собой стальную трубу с шаром диаметром 50 мм, защищенную от коррозии. Крепится устройство к лонжерону через отверстия, заранее предусмотренные на заводе. Фаркоп рассчитан на тяговое усилие в 750 кг. С его помощью в прицепе можно перевозить различные грузы, квадроцикл и многое другое. Из отрицательных сторон модели отмечается разве что отсутствие электрики: розетки, вилки, проводов.
Leader Plus: производитель предлагает фаркоп для DATSUN ON-DO и все необходимое для его крепления. Средняя цена: 5890 руб. Фото: ЯндексМаркет
В комплекте поставки идет полный набор крепежных элементов. Для монтажа фаркопа снимать бампер не требуется.
Sheriff
Производитель предлагает ТСУ для самых разных марок и моделей авто. Это Toyota Land Cruiser 200, Haval H6 и H8, Geely Atlas, Zotye T600, Volvo XC60 и многие другие, а также машины российского производства – Lada Urban (2009-2019) и Niva (2016-2020).
Фаркоп Sheriff для китайского Haval H8. Средняя цена: 10800 руб. Фото: ЯндексМаркет
В конструкции роль штанги играет профильная труба, ТСУ устанавливается на машину через штатные заводские отверстия. Специальный вырез в бампере делать необязательно. Фаркоп позволяет транспортировать прицеп с полной массой до 900 кг. Все элементы ТСУ покрыты антикоррозийным составом. Производитель дает гарантию на продукцию в течение одного года.
Bizon
Модель фаркопа отличается быстросъемным шаром и высоким тяговым усилием, составляющим 1,5 тонны. Это дает возможность перевозить прицепы с большой грузоподъемностью, включая «дома на колесах». Производитель отнесся к изделию с особой тщательностью: конструкция сделана из высококачественной стали, обработанной пескоструйным аппаратом. На втором этапе изделие грунтуется и покрывается полимерным составом, препятствующим коррозии.
При монтаже демонтировать бампер не нужно. Производитель делает ТСУ для автомобилей УАЗ «Патриот» (выпускаемый с 2015-го), Subaru Forester, Renault Duster (2021), Nissan Terrano (2014), Great Wall Hover, Hyundai Creta (c 2016-го) и многих других.
Bosal (Oris)
Большинство моделей фаркопа рассчитано на использование совместно с автомобилями Niva 2121, 2131, 2129. Устройство допускается использовать с прицепами, полная масса с грузом, которых составляет не больше 800 кг. Нагрузка на шар – 75 кг, что позволяет ездить с прицепом по пересеченной местности.
Фаркоп Bosal для Lada Niva любого года выпуска. Средняя цена: 8376 руб. Фото: ЯндексМаркет
В конструкции применяется толстостенная сталь. Все крепления соответствуют штатным отверстиям в кузове автомобиля. Устройство покрыто защитной порошковой краской, предотвращающей коррозию металла.
Установка фаркопа
Перед началом работ машину нужно загнать на смотровую яму. Из багажника вытащите все, что там находится, снимите обивку. Монтаж лучше проводить с помощником. Он будет держать фаркоп, а вы – закреплять его на штатном месте. Если ТСУ не от вашего автомобиля или универсальное, отметьте маркером места сверления. Когда отверстия будут готовы, обработайте их антикоррозийным составом, иначе пойдет ржавчина.
При креплении фаркопа используйте все прилагаемые в комплекте гайки и шайбы (в т. ч. пружинные). Куда их ставить, обычно указывается в инструкции к изделию. Когда ТСУ будет на месте, переходите к следующему этапу – обустройству электрики.
Подключение фонарей прицепа
Изначально здесь могут быть нюансы, связанные с электроникой. Если у вас одна из последних иномарок, ЭБУ может «забастовать», обнаружив дополнительных потребителей энергии. Поэтому в таких случаях следует сразу обращаться в специализированные техцентры. К тому же, если авто на гарантии, самовольное изменение схемы электрики автоматически ликвидирует обязательства производителя.
Иное дело – машины попроще. Здесь подключение идет параллельно габаритам, стопам, поворотникам. При этом существует общепринятая распиновка электрических соединений на розетке и штепселе. В Европе, включая Россию, принята семиконтактная система. На рисунке ниже показано, как нужно подсоединять провода.
При прокладке проводки придется просверлить в полу багажника отдельное отверстие (если оно не предусмотрено заводом-изготовителем). В него рекомендуется вставить резиновое кольцо, чтобы не допустить коррозии. Прицепные провода к штатным рекомендуется припаивать, что надежнее всяких скруток, а потом тщательно изолировать, чтобы не допустить замыкания на «массу» – кузов машины.
Учтите, что после подсоединения езда с прицепом будет нагружать генератор, потребление тока вырастет. Поэтому в темное время суток не стоит надеяться на хороший аккумулятор и оставлять авто с включенными габаритами на длительное время.
Правовые нюансы, связанные с установкой фаркопа
Раньше никаких проблем не было: можно было ставить и самодельное СТУ: приварил, зацепил и поехал. Сегодня ситуация иная. Никаких действий с вашей стороны не потребуется только в том случае, если фаркоп уже установлен на заводе или его монтаж им допускается. В последнем случае это будет указано в инструкции. Но тут есть нюанс: на установленное самостоятельно ТСУ нужно иметь сертификат соответствия, который в случае чего вы сможете предъявить инспектору ГИБДД. Однако водить с собой документ вы не обязаны и, если с представителем власти возникнут разногласия, а бумаги ваши дома, можете спокойно оспорить протокол.
А что делать, если никаких документов на фаркоп нет? Если известен его производитель, обратитесь к нему. Когда и это невозможно, ТСУ придется демонтировать и установить другое, «законное». Второй вариант более «нудный» – оформить фаркоп, как «изменение в конструкцию транспортного средства». Это гораздо сложнее, дольше, а иногда и дороже, чем купить и установить новое тягово-сцепное устройство.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Байконур»: почему самый большой космодром планеты Земля могут забросить
Уникальный космодром служит человечеству уже почти 70 лет. Но его будущее остается неопределенным....
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
Отечественный самолет «Партизан» подвергся глубокой модернизации
Все доработки были успешно протестированы. Также ведутся работы по улучшению систем автоматического пилотирования. Подробности читайте в нашем материале....
Этот седан опередил свое время, став и революцией, и провалом
Как роторный двигатель Ванкеля стал роковой фишкой автомобиля и привел компанию в упадок?...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Российские автономные паромы признаны перспективными
Это первые в нашей стране суда такого типа. Автономная навигация доказала свои преимущества....
«Он едет», или на что еще способен автомобиль за 250 тысяч рублей
Автомобили продолжают дорожать, и водители начинают задумываться, а стоит ли обновлять свою машину. У некоторых рефлексия и вовсе доходит до вопроса: «А нужна...
Российский «Атом» готовится к выходу на международный рынок
Стали известны подробности касательно выбранной методики расширения географии будущих продаж «Атома». В этом материале вы также узнаете, на каком этапе...
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
Ледокол «Ленин» вернулся на «постоянное место жительства»
Причиной кратковременного отсутствия в месте «дислокации» первого в мире надводного судна с ядерной установкой стал регламентированный технический осмотр и...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....