Ставим фаркоп и подсоединяем электрику прицепа
Второе наименование фаркопа – тягово-сцепное устройство (ТСУ). Весьма полезная штука, которая позволяет при необходимости использовать прицеп для перевозки грузов. Если вы решили выбрать фаркоп, в торговой точке или интернет-магазине вам предложат устройство, подходящее именно к вашей марке, модели авто. Также можно обратиться в сервисный центр, где продадут, а если требуется, то и установят конструкцию. В плане экономии это можно сделать и самостоятельно.
По конструкции сцепное устройство представляет собой крюк, к которому с одной стороны приварена труба с поперечной балкой, а на другой находится шар для соединения с прицепом. Существует несколько вариантов конструкции:
Последний вариант считается более надежным. Однако в случае аварии, связанной с задней частью авто, цельный фаркоп воздействует на лонжерон, к которому крепится. В такой ситуации не исключено, что нарушится геометрия кузова. Если сцепное устройство съемное, пострадает только оно. Но если вы передвигаетесь без прицепа, устройство придется демонтировать, чтобы избежать проблем с ГИБДД.
Второй важный момент, на который нужно обратить внимание при покупке – соответствие изделия марке, модели вашего авто. Основная их часть допускает установку фаркопа, для чего предусмотрены специальные отверстия или метки, где их надо просверлить. Есть и универсальный конструкции, но с их монтажом могут возникнуть сложности. И еще: качество сцепного устройства немало зависит от изготовителя. Ниже – рейтинг фаркопов, раскупаемых наиболее часто.
Устройство специально предназначено для автомобилей марки Lada: Niva,Kalina, Granta, а также Datsun с любым типом кузова. ТСУ представляет собой стальную трубу с шаром диаметром 50 мм, защищенную от коррозии. Крепится устройство к лонжерону через отверстия, заранее предусмотренные на заводе. Фаркоп рассчитан на тяговое усилие в 750 кг. С его помощью в прицепе можно перевозить различные грузы, квадроцикл и многое другое. Из отрицательных сторон модели отмечается разве что отсутствие электрики: розетки, вилки, проводов.
В комплекте поставки идет полный набор крепежных элементов. Для монтажа фаркопа снимать бампер не требуется.
Производитель предлагает ТСУ для самых разных марок и моделей авто. Это Toyota Land Cruiser 200, Haval H6 и H8, Geely Atlas, Zotye T600, Volvo XC60 и многие другие, а также машины российского производства – Lada Urban (2009-2019) и Niva (2016-2020).
В конструкции роль штанги играет профильная труба, ТСУ устанавливается на машину через штатные заводские отверстия. Специальный вырез в бампере делать необязательно. Фаркоп позволяет транспортировать прицеп с полной массой до 900 кг. Все элементы ТСУ покрыты антикоррозийным составом. Производитель дает гарантию на продукцию в течение одного года.
Модель фаркопа отличается быстросъемным шаром и высоким тяговым усилием, составляющим 1,5 тонны. Это дает возможность перевозить прицепы с большой грузоподъемностью, включая «дома на колесах». Производитель отнесся к изделию с особой тщательностью: конструкция сделана из высококачественной стали, обработанной пескоструйным аппаратом. На втором этапе изделие грунтуется и покрывается полимерным составом, препятствующим коррозии.
При монтаже демонтировать бампер не нужно. Производитель делает ТСУ для автомобилей УАЗ «Патриот» (выпускаемый с 2015-го), Subaru Forester, Renault Duster (2021), Nissan Terrano (2014), Great Wall Hover, Hyundai Creta (c 2016-го) и многих других.
Большинство моделей фаркопа рассчитано на использование совместно с автомобилями Niva 2121, 2131, 2129. Устройство допускается использовать с прицепами, полная масса с грузом, которых составляет не больше 800 кг. Нагрузка на шар – 75 кг, что позволяет ездить с прицепом по пересеченной местности.
В конструкции применяется толстостенная сталь. Все крепления соответствуют штатным отверстиям в кузове автомобиля. Устройство покрыто защитной порошковой краской, предотвращающей коррозию металла.
Перед началом работ машину нужно загнать на смотровую яму. Из багажника вытащите все, что там находится, снимите обивку. Монтаж лучше проводить с помощником. Он будет держать фаркоп, а вы – закреплять его на штатном месте. Если ТСУ не от вашего автомобиля или универсальное, отметьте маркером места сверления. Когда отверстия будут готовы, обработайте их антикоррозийным составом, иначе пойдет ржавчина.
При креплении фаркопа используйте все прилагаемые в комплекте гайки и шайбы (в т. ч. пружинные). Куда их ставить, обычно указывается в инструкции к изделию. Когда ТСУ будет на месте, переходите к следующему этапу – обустройству электрики.
Изначально здесь могут быть нюансы, связанные с электроникой. Если у вас одна из последних иномарок, ЭБУ может «забастовать», обнаружив дополнительных потребителей энергии. Поэтому в таких случаях следует сразу обращаться в специализированные техцентры. К тому же, если авто на гарантии, самовольное изменение схемы электрики автоматически ликвидирует обязательства производителя.
Иное дело – машины попроще. Здесь подключение идет параллельно габаритам, стопам, поворотникам. При этом существует общепринятая распиновка электрических соединений на розетке и штепселе. В Европе, включая Россию, принята семиконтактная система. На рисунке ниже показано, как нужно подсоединять провода.
При прокладке проводки придется просверлить в полу багажника отдельное отверстие (если оно не предусмотрено заводом-изготовителем). В него рекомендуется вставить резиновое кольцо, чтобы не допустить коррозии. Прицепные провода к штатным рекомендуется припаивать, что надежнее всяких скруток, а потом тщательно изолировать, чтобы не допустить замыкания на «массу» – кузов машины.
Раньше никаких проблем не было: можно было ставить и самодельное СТУ: приварил, зацепил и поехал. Сегодня ситуация иная. Никаких действий с вашей стороны не потребуется только в том случае, если фаркоп уже установлен на заводе или его монтаж им допускается. В последнем случае это будет указано в инструкции. Но тут есть нюанс: на установленное самостоятельно ТСУ нужно иметь сертификат соответствия, который в случае чего вы сможете предъявить инспектору ГИБДД. Однако водить с собой документ вы не обязаны и, если с представителем власти возникнут разногласия, а бумаги ваши дома, можете спокойно оспорить протокол.
А что делать, если никаких документов на фаркоп нет? Если известен его производитель, обратитесь к нему. Когда и это невозможно, ТСУ придется демонтировать и установить другое, «законное». Второй вариант более «нудный» – оформить фаркоп, как «изменение в конструкцию транспортного средства». Это гораздо сложнее, дольше, а иногда и дороже, чем купить и установить новое тягово-сцепное устройство.
Особенности выбора
По конструкции сцепное устройство представляет собой крюк, к которому с одной стороны приварена труба с поперечной балкой, а на другой находится шар для соединения с прицепом. Существует несколько вариантов конструкции:
- ✅ съемные: быстро устанавливаются и демонтируются
- ✅ неразборные – их нельзя снять, бывают сваренными из труб, кронштейнов или соединенными болтами, гайками
Последний вариант считается более надежным. Однако в случае аварии, связанной с задней частью авто, цельный фаркоп воздействует на лонжерон, к которому крепится. В такой ситуации не исключено, что нарушится геометрия кузова. Если сцепное устройство съемное, пострадает только оно. Но если вы передвигаетесь без прицепа, устройство придется демонтировать, чтобы избежать проблем с ГИБДД.
Второй важный момент, на который нужно обратить внимание при покупке – соответствие изделия марке, модели вашего авто. Основная их часть допускает установку фаркопа, для чего предусмотрены специальные отверстия или метки, где их надо просверлить. Есть и универсальный конструкции, но с их монтажом могут возникнуть сложности. И еще: качество сцепного устройства немало зависит от изготовителя. Ниже – рейтинг фаркопов, раскупаемых наиболее часто.
Leader Plus
Устройство специально предназначено для автомобилей марки Lada: Niva,Kalina, Granta, а также Datsun с любым типом кузова. ТСУ представляет собой стальную трубу с шаром диаметром 50 мм, защищенную от коррозии. Крепится устройство к лонжерону через отверстия, заранее предусмотренные на заводе. Фаркоп рассчитан на тяговое усилие в 750 кг. С его помощью в прицепе можно перевозить различные грузы, квадроцикл и многое другое. Из отрицательных сторон модели отмечается разве что отсутствие электрики: розетки, вилки, проводов.
Leader Plus: производитель предлагает фаркоп для DATSUN ON-DO и все необходимое для его крепления. Средняя цена: 5890 руб. Фото: ЯндексМаркет
В комплекте поставки идет полный набор крепежных элементов. Для монтажа фаркопа снимать бампер не требуется.
Sheriff
Производитель предлагает ТСУ для самых разных марок и моделей авто. Это Toyota Land Cruiser 200, Haval H6 и H8, Geely Atlas, Zotye T600, Volvo XC60 и многие другие, а также машины российского производства – Lada Urban (2009-2019) и Niva (2016-2020).
Фаркоп Sheriff для китайского Haval H8. Средняя цена: 10800 руб. Фото: ЯндексМаркет
В конструкции роль штанги играет профильная труба, ТСУ устанавливается на машину через штатные заводские отверстия. Специальный вырез в бампере делать необязательно. Фаркоп позволяет транспортировать прицеп с полной массой до 900 кг. Все элементы ТСУ покрыты антикоррозийным составом. Производитель дает гарантию на продукцию в течение одного года.
Bizon
Модель фаркопа отличается быстросъемным шаром и высоким тяговым усилием, составляющим 1,5 тонны. Это дает возможность перевозить прицепы с большой грузоподъемностью, включая «дома на колесах». Производитель отнесся к изделию с особой тщательностью: конструкция сделана из высококачественной стали, обработанной пескоструйным аппаратом. На втором этапе изделие грунтуется и покрывается полимерным составом, препятствующим коррозии.
При монтаже демонтировать бампер не нужно. Производитель делает ТСУ для автомобилей УАЗ «Патриот» (выпускаемый с 2015-го), Subaru Forester, Renault Duster (2021), Nissan Terrano (2014), Great Wall Hover, Hyundai Creta (c 2016-го) и многих других.
Bosal (Oris)
Большинство моделей фаркопа рассчитано на использование совместно с автомобилями Niva 2121, 2131, 2129. Устройство допускается использовать с прицепами, полная масса с грузом, которых составляет не больше 800 кг. Нагрузка на шар – 75 кг, что позволяет ездить с прицепом по пересеченной местности.
Фаркоп Bosal для Lada Niva любого года выпуска. Средняя цена: 8376 руб. Фото: ЯндексМаркет
В конструкции применяется толстостенная сталь. Все крепления соответствуют штатным отверстиям в кузове автомобиля. Устройство покрыто защитной порошковой краской, предотвращающей коррозию металла.
Установка фаркопа
Перед началом работ машину нужно загнать на смотровую яму. Из багажника вытащите все, что там находится, снимите обивку. Монтаж лучше проводить с помощником. Он будет держать фаркоп, а вы – закреплять его на штатном месте. Если ТСУ не от вашего автомобиля или универсальное, отметьте маркером места сверления. Когда отверстия будут готовы, обработайте их антикоррозийным составом, иначе пойдет ржавчина.
При креплении фаркопа используйте все прилагаемые в комплекте гайки и шайбы (в т. ч. пружинные). Куда их ставить, обычно указывается в инструкции к изделию. Когда ТСУ будет на месте, переходите к следующему этапу – обустройству электрики.
Подключение фонарей прицепа
Изначально здесь могут быть нюансы, связанные с электроникой. Если у вас одна из последних иномарок, ЭБУ может «забастовать», обнаружив дополнительных потребителей энергии. Поэтому в таких случаях следует сразу обращаться в специализированные техцентры. К тому же, если авто на гарантии, самовольное изменение схемы электрики автоматически ликвидирует обязательства производителя.
Иное дело – машины попроще. Здесь подключение идет параллельно габаритам, стопам, поворотникам. При этом существует общепринятая распиновка электрических соединений на розетке и штепселе. В Европе, включая Россию, принята семиконтактная система. На рисунке ниже показано, как нужно подсоединять провода.
При прокладке проводки придется просверлить в полу багажника отдельное отверстие (если оно не предусмотрено заводом-изготовителем). В него рекомендуется вставить резиновое кольцо, чтобы не допустить коррозии. Прицепные провода к штатным рекомендуется припаивать, что надежнее всяких скруток, а потом тщательно изолировать, чтобы не допустить замыкания на «массу» – кузов машины.
Учтите, что после подсоединения езда с прицепом будет нагружать генератор, потребление тока вырастет. Поэтому в темное время суток не стоит надеяться на хороший аккумулятор и оставлять авто с включенными габаритами на длительное время.
Правовые нюансы, связанные с установкой фаркопа
Раньше никаких проблем не было: можно было ставить и самодельное СТУ: приварил, зацепил и поехал. Сегодня ситуация иная. Никаких действий с вашей стороны не потребуется только в том случае, если фаркоп уже установлен на заводе или его монтаж им допускается. В последнем случае это будет указано в инструкции. Но тут есть нюанс: на установленное самостоятельно ТСУ нужно иметь сертификат соответствия, который в случае чего вы сможете предъявить инспектору ГИБДД. Однако водить с собой документ вы не обязаны и, если с представителем власти возникнут разногласия, а бумаги ваши дома, можете спокойно оспорить протокол.
А что делать, если никаких документов на фаркоп нет? Если известен его производитель, обратитесь к нему. Когда и это невозможно, ТСУ придется демонтировать и установить другое, «законное». Второй вариант более «нудный» – оформить фаркоп, как «изменение в конструкцию транспортного средства». Это гораздо сложнее, дольше, а иногда и дороже, чем купить и установить новое тягово-сцепное устройство.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....