Экономическое обоснование и технологии мостостроения Китая
253

Экономическое обоснование и технологии мостостроения Китая

Определение «семимильные шаги» слишком слабое для характеристики технического и экономического развития Поднебесной. Колоссальный потенциал нация использует успешно и разносторонне. Вот взялись строить мосты.


Значение и ценность виадуков, как части инфраструктуры государства, сложно переоценить. Самое очевидное – соединить точки А и Б кратчайшим путем. Мостик длиной в несколько метров, пролегающий над бездной или рвом, заменит многокилометровые обходные дороги.

Китайские мосты


Мир уже устал удивляться технологиям, креативу, фантастическим проектам китайских дорожных сооружений. Мост – не просто физическая конструкция. Метафорически – это символ стремления человечества объединяться, достигать новых мест.

Экономическое обоснование и технологии мостостроения Китая Китайские ученые и политики ведут споры о целесообразности столь сложных мостовых сооружений. Фото: YouTube.com

С древности строительные объекты из пролетов и опор были входными воротами дипломатии и культуры, частью военной стратегии, играли важную роль в торговле.

Югославский писатель и дипломат, лауреат Нобелевской премии Иво Андрич говорил:

Они важнее, чем дома, они более святы, чем церкви, потому что сильнее объединяют. Они принадлежат всем и всем в равной мере приносят пользу; они возводятся именно в тех местах, где сходится множество человеческих потребностей; они долговечнее других строений и никогда не служат какой-то скрытой или злой цели.


КНР в последние десятилетия как с цепи сорвалась: ежегодно строит тысячи мостов. Несчастный Искусственный Интеллект смущается, когда задаешь ему конкретный вопрос, сколько, мол, настроили? Стыдливо выдает, типа «не поддается подсчету». Тоже ответ.

Сократив время в пути грузов или пассажиров на 1%, страна получает увеличение ВВП на 0,25%. Фото: YouTube.com

По поводу виадуков среди экономистов и политиков Поднебесной, однако, развернулась чуть не война. Одни ученые, академики сыплют цифрами, доказывают, что мосты разорят-таки экономику страны:

✅ выгода от эксплуатации не покрывает убытки на содержание
✅ страдает экологическая система регионов
✅ меняется поле воздушных потоков и структура турбулентности, что плохо отражается на сельском хозяйстве

Оппоненты смакуют мысль, что Китайская Народная Республика демонстрирует самые высокие достижения науки и техники. Главное – мы впереди планеты всей. Строительство альтернативных способов передвижения обеспечивает:

✅ занятость огромного слоя населения
✅ загруженность промышленных предприятий
✅ рост местного экономического развития

Пусть себе спорят. А мы впечатлимся несколькими строениями.

Мост Жуйи


Иногда функциональное назначение – не самоцель при возведении моста. Архитектурное строение, как достопримечательность района, развлекательная составляющая, место отдыха путешествующих, – вполне себе оправдательная задача.

Величественные виды с моста Жуйи стоят посещения объекта. Фото: YouTube.com

С такой миссией блестяще справились китайские инженеры, открыв в 2020 году мост Жуйи (Руи) в Тайчжоу, провинция Чжэцзян. Пешеходная конструкция из стали и закаленного стекла соединяет две горы над долиной Шэньсяньцзюй.

Длина сооружения – 100 м, высота – 140 м. Проект разработал инженер-строитель Хэ Юнчан. Тот самый, построивший к Олимпиаде 2008 знаменитый Пекинский Национальный стадион «Птичье гнездо».

Уже в год открытия по стеклянному основанию Руи прошли 200 тыс. человек. К слову, перепуганный нами ИИ в секунду выдал: мостов, где под ногами посетителей стекло, часто «битое», в Поднебесной 2 000 шт.

Функционал 43-километрового моста Цяочжоу-Бей не выходит за классические рамки. Фото: YouTube.com

Три изогнутые и перекрученные линии моста Жуйи кому-то напоминают нити молекул ДНК. Другие видят «Око Саурона» из «Властелина колец». Сами же хозяева считают, что это руйи – древний церемониальный предмет. Талисман, приносящий добрые вести и счастье, выполняют в виде S-образной рукояти с кулаком, облаком или грибом линчжи (вешенка, по-нашему) на оконечности.

Строители пощадили психику посетителей туристического аттракциона: часть настила Жуйи все же непрозрачная. Поэтому истерики могут случаться исключительно от умопомрачительной красоты пейзажа вокруг. Что-то подобное мы уже наблюдали с высоты «Небесного моста» Шри-Ланка.

Самый длинный мост в мире Даньян-Куньшань


Как не классифицируй мостовые средства коммуникаций, все сводится к назначению, виду и материалам. К типам виадуков тоже не добавляется: балочные разрезные и неразрезные, консольные, наплавные и понтонные конструкции. Знаем висячие, вантовые, арочные и распорные мосты.

Мост Даньян-Куньшань попал в Книгу рекордов Гиннесса. Фото: YouTube.com

Нового к видам, типам и категориям сооружений китайские инженеры не добавили. Дизайн?.. Потрясает, конечно. Но взвинченный нами ИИ без понукания поспешил показать и покруче.

Что бесспорно, если не гениально, – организация производственного процесса на стройплощадках. Не удивляет: в упорстве и трудолюбии китайцам не откажешь. Без суеты и громких анонсов в рекордные 2,5 года отгрохали самый длинный в мире мост Даньян-Куньшань. По высокоскоростной железной дороге, проходящей по объекту, прямиком домчались до Книги рекордов Гиннесса. Факт зафиксирован в июне 2011 года.

Часть моста Даньян-Куньшань проходит над населенными пунктами. Фото: YouTube.com

Конструкция в цифрах:

✅ длина – 164,85 км
✅ ширина – 79 м
✅ высота – 30 м
✅ цена проекта – 8,5 млрд долларов (по другим источникам – $10 млрд)
✅ количество задействованных рабочих – 10 тыс. человек

Мост соединил города Шанхай и Нанкин. Из всей длины непосредственно над водой искусственное сооружение проходит 9 км. Остальное – рисовые поля, каналы, долины.

Только на 9 км мост Даньян-Куньшань простирается над водой. Фото: YouTube.com

Материал на стройку поставляли 10 заводов. Возведение потребовало:

✅ 4 500 коробчатых балок массой 900 т каждая
✅ 2,5 млн м3 бетона
✅ 500 тыс. т стали

На сколько же сократился путь между городами? На 30 км. Зато поезда стали летать стрелой – 330-380 км/ч. А копья и пики спорщиков по поводу целесообразности моста разлетались в щепки.

Мост Гонконг-Чжухай-Макао


Грандиозное сооружение сложно назвать мостом. Мегапроект включает комбинацию из виадуков, подводных тоннелей, эстакад. Комплекс обошелся инвесторам и государственной корпорации China Communications Construction в 20 млрд долларов.

Мост Гонконг-Чжухай-Макао ежедневно пропускает более 130 тыс. пассажиров. Фото: YouTube.com

В виду сложности объекта спешки не было. Мысль объединить транспортной артерией материковую и островную часть государства зародилась в 2002 году. Открытие состоялось через 16 лет.

Рабочая группа готовила технико-экономическое обоснование строительства до 2004-го. Из-за слабости несущих грунтов проект чуть не остановили. Окончательное утверждение и одобрение разработчики получили в 2008-ом.

Коммуникационное средство балочного типа с приподнятыми вантовыми участками укладывается в следующие показатели:

✅ длина – 55 км
✅ ширина – 42 м
✅ количество полос движения – 6

Из всей протяженности на мосты приходится 38 км, из которых 22,9 км проходят над пересекаемой преградой. В конструкцию входят три вантовые секции с длиной пролетов 280-460 м. Часть пути – 6,7 км – приходится на тоннель под водами канала Линдинян, связанного с Жемчужной рекой.

Мост Гонконг-Чжухай-Макао выдержит цунами и 8-бальные землетрясения. Фото: YouTube.com

Уникальности добавляет конфигурация транспортного пути в форме буквы «Y». Скандалить по поводу рациональности данного технического объекта высокие умы Китая не перестают до сих пор. Казалось бы, есть аргументы, которые доказывают нужность моста Гонконг-Чжухай-Макао.

Скажем, среднесуточный пассажиропоток в 2023 году составлял 115 тыс. человек. В 2024-ом цифра возросла до 130 тыс. путешественников. Уже в 2023 году пропускной пункт в Гонконгском порту зафиксировал 10-миллионного пассажира, пожелавшего посетить материковый Китай.

Но противники сооружения негодуют: паромная переправа была дешевле. Настаивают, что строили, лишь бы деньги потратить. Обнаружили какие-то серые схемы освоения финансовых ресурсов, «откаты» вроде бы… Пусть себе спорят. Баталии не отменяют факта, что КНР – самое «мостостроительное» государство.
Как считаете, оправдан ли бум мостостроения в Китае?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас