
Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории США
На первый взгляд, Yugo GV был мечтой любого экономного американца: компактный, дешевый, с налетом европейского шарма. Всего за 3990 долларов – целый автомобиль, и это не шутка!
Очень быстро высокие ожидания обернулись сущим кошмаром на колесах. Этот югославский «малыш» занял место в истории как худший автомобиль, когда-либо продававшийся в США. С чем связана столь плохая репутация машины и оправдана ли она? Попробуем в этом разобраться.
За «рождением» Yugo GV стоит югославская компания Zastava – автопроизводитель с военным прошлым, выпускавший лицензионные машины Fiat. В 1980-х фирма решила выйти за пределы социалистического блока и покорить самый капиталистический рынок в мире, а именно США.
Проект выглядел амбициозно: предложить американцам ультрабюджетный европейский авто с минималистичным набором функций и максимально низкой ценой, насколько это возможно.
Над дизайном особо не старались, но нельзя сказать, что это страшный визуально автомобиль. Фото: youtube.com
Модель GV (Great Value – большая ценность) была переработанной версией Fiat 127 с глубокой адаптацией под американские стандарты. Впервые машина появилась на целевом рынке в 1985 году. Она стала первым массовым автомобилем из Восточной Европы, экспортированным в США.
Поначалу это даже выглядело почти как дипломатический успех. Правительство Югославии, желая продемонстрировать технологическую независимость, активно поддерживало экспорт.
На американской стороне энтузиазм подогревал Малкольм Бриклин – человек, уже привозивший в США Subaru. Он активно позиционировал детище Yugo как отличный автомобиль для студентов, пенсионеров и просто всех, кто хочет купить «новую машину дешевле, чем подержанную».
Компактные размеры были на руку при езде в больших на тот момент городах. Фото: youtube.com
Идея оказалась вирусной: доступная иномарка с претензией на стиль. Ажиотаж был настолько велик, что в первые месяцы спрос сильно превышал предложение.
Америка уже готова была влюбиться в Yugo, однако эта любовь быстро дала трещину. Увы, мечта многих так и не сбылась.
На бумаге Yugo GV выглядел вполне себе. Под капотом стоял «скромный» 1,1-литровый двигатель с четырьмя цилиндрами и мощностью 55 л. с. Коробка механическая, четырехступенчатая. Привод передний.
Максимальная скорость составляла около 135 км/ч, правда, достигалась она с шумом, вибрациями и борьбой с аэродинамикой. Кроме того, за рулем на ней было откровенно страшно.
Разгон от 0 до 100 км/ч у 1,1-литровой версии занимал невообразимые 17 секунд. Расход топлива при этом достигал 7,5 л/100 км, что ставило жирную кляксу на экономичности дешевой машины.
Пусть и редко, но в продаже встречались экземпляры с более мощным 1,3-литровым мотором и 5-ступенчатой трансмиссией. За доплату можно было заменить МКПП на 3-ступенчатый «автомат». В такой конфигурации машина разгонялась до 150 км/ч, правда с еще большими проблемами.
Запаска ютилась вместе с двигателем под капотом. Фото: youtube.com
Комплектация? Практически отсутствовала. Кондиционер только в качестве опции, причем не из дешевых. Электростеклоподъемники? Забудьте. Радио – иногда работало, если повезло купить экземпляр с не совсем уж плохой сборкой. Все лишения ради одной цели – максимально снизить стоимость.
Стоит признать, это сработало: стартовая цена Yugo GV в 1985 году составляла 3990 долларов США или 337000 рублей, если брать текущий курс. Для сравнения, базовая версия Ford Escort стоила более 6000, а за Honda Civic приходилось отдавать свыше 7000 USD. Yugo был дешевле почти всех.
Пожалуй, самый болезненный аспект Yugo GV – качество исполнения. Уже на этапе сборки в Югославии автомобиль страдал от хронической нехватки контроля: зазоры между кузовными панелями были непостоянными, краска часто ложилась неравномерно, салон громко скрипел.
Даже новые экземпляры могли приехать в автосалон с недокрученными болтами или неплотно прилегающими дверьми. После транспортировки в США и сборки на американских складах (чтобы обойти пошлины), ситуация только ухудшалась. Покупатель получал машину с ворохом проблем.
Не очень высокие люди могли с относительным комфортом ездить внутри даже впятером. Фото: youtube.com
Надежность Yugo стала анекдотом: стартеры выходили из строя спустя пару месяцев, замки заедали, ручки ломались. Электрика вела себя непредсказуемо: поворотники могли включаться сами, а стеклоочистители, напротив, не выключаться вообще, несмотря на усилия водителя.
Владельцы, от студентов до пенсионеров, быстро почувствовали, что сэкономили не только деньги, но и душевное равновесие. На форумах и в письмах в газеты их рассказы начинались со слов: «Я купил Yugo», а дальше следовала трагикомическая история о самых разнообразных поломках.
Запчастей часто не было в наличии, а когда появлялись, стоили несоразмерно дорого по отношению к цене самого авто. Мастера не горели желанием работать с «югославским чудом», а некоторые откровенно отказывались от ремонта, называя машину «неподдающейся лечению».
Аскетичная панель приборов давала водителю необходимый минимум. Фото: youtube.com
Все бы ничего, но Yugo GV провалил краш-тесты с таким треском, что это стало отдельной темой обсуждения. На скорости 65 км/ч передняя часть машины превращалась в гармошку, а салон – в ловушку для пассажиров. Конечно, ни о каких подушках безопасности вообще не шло речи.
В отчетах дорожных агентств GV стабильно получал самые низкие оценки. В одном из громких случаев в 1989 году машину сдуло с моста из-за сильного ветра – она весила чуть больше 800 кг.
Авто моментально стало героем автомобильных шуток. Один из самых популярных каламбуров звучал так: «You go? No, Yugo!», как символ того, что поехать на ней куда-либо – та еще задача.
Машина стала иконой поп-культуры, правда, как антигерой. В мультсериале The Simpsons Гомер Симпсон паркуется рядом с Yugo и смеется: «Это даже не машина!».
Салон был не только простым, но и максимально скрипучим. Фото: youtube.com
В шоу Saturday Night Live однажды посвятили автомобилю целую пародийную рекламу, в которой он продавался как «лучший подарок для тех, кого вы ненавидите».
В 2007 году популярный журнал Time включил Yugo GV 1985 модельного года в свой список «50 худших автомобилей за всю историю автомобильной промышленности».
Основная ошибка в продвижении югославской новинки в США – ставка на цену как единственный аргумент. Да, ценник в 3990 долларов выглядел заманчиво, но без поддержки качества и сервиса это работало ровно один раз – в момент покупки. Второй раз Yugo уже никто не покупал.
Американские дороги, климат, ожидания потребителей – все это оказалось неучтенным в ходе «адаптации». Время показало, что автомобиль проектировался для других условий и в США оказался слишком уязвим: слабая подвеска не выдерживала ям, детали быстро изнашивались.
Со вместительностью багажника тоже были определенные проблемы. Фото: youtube.com
Добавим к этому почти полное отсутствие запчастей, нехватку опытных механиков и отсутствие развитой дилерской сети далеко за пределами Югославии, и получим отличный рецепт фиаско.
Падение интереса сопровождалось стремительным ростом насмешек. Плохая репутация стала самоподдерживающимся механизмом: чем больше людей шутили про Yugo, тем меньше его покупали, и тем быстрее он исчезал с рынка.
Несмотря на шквал критики, Yugo GV продавался в США до 1992 года. За это время было реализовано порядка 140000 экземпляров. Неожиданно много, если вспомнить, какие недостатки есть у этой машины.
Пиком продаж стал 1987 год: более 48000 проданных авто. После этого началось стремительное ухудшение ситуации. В 1992 году, на фоне распада Югославии, поставки прекратились полностью.
Очень быстро высокие ожидания обернулись сущим кошмаром на колесах. Этот югославский «малыш» занял место в истории как худший автомобиль, когда-либо продававшийся в США. С чем связана столь плохая репутация машины и оправдана ли она? Попробуем в этом разобраться.
Как появился Yugo GV?
За «рождением» Yugo GV стоит югославская компания Zastava – автопроизводитель с военным прошлым, выпускавший лицензионные машины Fiat. В 1980-х фирма решила выйти за пределы социалистического блока и покорить самый капиталистический рынок в мире, а именно США.
Проект выглядел амбициозно: предложить американцам ультрабюджетный европейский авто с минималистичным набором функций и максимально низкой ценой, насколько это возможно.

Модель GV (Great Value – большая ценность) была переработанной версией Fiat 127 с глубокой адаптацией под американские стандарты. Впервые машина появилась на целевом рынке в 1985 году. Она стала первым массовым автомобилем из Восточной Европы, экспортированным в США.
Поначалу это даже выглядело почти как дипломатический успех. Правительство Югославии, желая продемонстрировать технологическую независимость, активно поддерживало экспорт.
На американской стороне энтузиазм подогревал Малкольм Бриклин – человек, уже привозивший в США Subaru. Он активно позиционировал детище Yugo как отличный автомобиль для студентов, пенсионеров и просто всех, кто хочет купить «новую машину дешевле, чем подержанную».

Идея оказалась вирусной: доступная иномарка с претензией на стиль. Ажиотаж был настолько велик, что в первые месяцы спрос сильно превышал предложение.
Америка уже готова была влюбиться в Yugo, однако эта любовь быстро дала трещину. Увы, мечта многих так и не сбылась.
Кратко о характеристиках
На бумаге Yugo GV выглядел вполне себе. Под капотом стоял «скромный» 1,1-литровый двигатель с четырьмя цилиндрами и мощностью 55 л. с. Коробка механическая, четырехступенчатая. Привод передний.
Максимальная скорость составляла около 135 км/ч, правда, достигалась она с шумом, вибрациями и борьбой с аэродинамикой. Кроме того, за рулем на ней было откровенно страшно.
Разгон от 0 до 100 км/ч у 1,1-литровой версии занимал невообразимые 17 секунд. Расход топлива при этом достигал 7,5 л/100 км, что ставило жирную кляксу на экономичности дешевой машины.
Пусть и редко, но в продаже встречались экземпляры с более мощным 1,3-литровым мотором и 5-ступенчатой трансмиссией. За доплату можно было заменить МКПП на 3-ступенчатый «автомат». В такой конфигурации машина разгонялась до 150 км/ч, правда с еще большими проблемами.

Комплектация? Практически отсутствовала. Кондиционер только в качестве опции, причем не из дешевых. Электростеклоподъемники? Забудьте. Радио – иногда работало, если повезло купить экземпляр с не совсем уж плохой сборкой. Все лишения ради одной цели – максимально снизить стоимость.
Стоит признать, это сработало: стартовая цена Yugo GV в 1985 году составляла 3990 долларов США или 337000 рублей, если брать текущий курс. Для сравнения, базовая версия Ford Escort стоила более 6000, а за Honda Civic приходилось отдавать свыше 7000 USD. Yugo был дешевле почти всех.
Что все-таки пошло не так?
Пожалуй, самый болезненный аспект Yugo GV – качество исполнения. Уже на этапе сборки в Югославии автомобиль страдал от хронической нехватки контроля: зазоры между кузовными панелями были непостоянными, краска часто ложилась неравномерно, салон громко скрипел.
Даже новые экземпляры могли приехать в автосалон с недокрученными болтами или неплотно прилегающими дверьми. После транспортировки в США и сборки на американских складах (чтобы обойти пошлины), ситуация только ухудшалась. Покупатель получал машину с ворохом проблем.

Надежность Yugo стала анекдотом: стартеры выходили из строя спустя пару месяцев, замки заедали, ручки ломались. Электрика вела себя непредсказуемо: поворотники могли включаться сами, а стеклоочистители, напротив, не выключаться вообще, несмотря на усилия водителя.
Владельцы, от студентов до пенсионеров, быстро почувствовали, что сэкономили не только деньги, но и душевное равновесие. На форумах и в письмах в газеты их рассказы начинались со слов: «Я купил Yugo», а дальше следовала трагикомическая история о самых разнообразных поломках.
Запчастей часто не было в наличии, а когда появлялись, стоили несоразмерно дорого по отношению к цене самого авто. Мастера не горели желанием работать с «югославским чудом», а некоторые откровенно отказывались от ремонта, называя машину «неподдающейся лечению».

Все бы ничего, но Yugo GV провалил краш-тесты с таким треском, что это стало отдельной темой обсуждения. На скорости 65 км/ч передняя часть машины превращалась в гармошку, а салон – в ловушку для пассажиров. Конечно, ни о каких подушках безопасности вообще не шло речи.
В отчетах дорожных агентств GV стабильно получал самые низкие оценки. В одном из громких случаев в 1989 году машину сдуло с моста из-за сильного ветра – она весила чуть больше 800 кг.
Мемы и шутки об автомобиле
Авто моментально стало героем автомобильных шуток. Один из самых популярных каламбуров звучал так: «You go? No, Yugo!», как символ того, что поехать на ней куда-либо – та еще задача.
Машина стала иконой поп-культуры, правда, как антигерой. В мультсериале The Simpsons Гомер Симпсон паркуется рядом с Yugo и смеется: «Это даже не машина!».

В шоу Saturday Night Live однажды посвятили автомобилю целую пародийную рекламу, в которой он продавался как «лучший подарок для тех, кого вы ненавидите».
В 2007 году популярный журнал Time включил Yugo GV 1985 модельного года в свой список «50 худших автомобилей за всю историю автомобильной промышленности».
Стратегические ошибки маркетинга
Основная ошибка в продвижении югославской новинки в США – ставка на цену как единственный аргумент. Да, ценник в 3990 долларов выглядел заманчиво, но без поддержки качества и сервиса это работало ровно один раз – в момент покупки. Второй раз Yugo уже никто не покупал.
Американские дороги, климат, ожидания потребителей – все это оказалось неучтенным в ходе «адаптации». Время показало, что автомобиль проектировался для других условий и в США оказался слишком уязвим: слабая подвеска не выдерживала ям, детали быстро изнашивались.

Добавим к этому почти полное отсутствие запчастей, нехватку опытных механиков и отсутствие развитой дилерской сети далеко за пределами Югославии, и получим отличный рецепт фиаско.
Падение интереса сопровождалось стремительным ростом насмешек. Плохая репутация стала самоподдерживающимся механизмом: чем больше людей шутили про Yugo, тем меньше его покупали, и тем быстрее он исчезал с рынка.
Заключение
Несмотря на шквал критики, Yugo GV продавался в США до 1992 года. За это время было реализовано порядка 140000 экземпляров. Неожиданно много, если вспомнить, какие недостатки есть у этой машины.
Пиком продаж стал 1987 год: более 48000 проданных авто. После этого началось стремительное ухудшение ситуации. В 1992 году, на фоне распада Югославии, поставки прекратились полностью.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Маленький «сверхмедленный» самолет бьет рекорды продаж
Речь о гибридно-электрической модели от Electra, которая должна поступить в эксплуатацию в 2028 году. Более подробно о причинах популярности воздушного судна и...

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Два уникальных грузовика ЗИЛ на бездорожье – инженеры против «самодельщиков»
В очередной раз не дают покоя авторам канала «Полигон-98» лавры советских инженеров. В новой поездке они решили проверить, какой грузовик ЗИЛ лучше – заводской...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

В Британии создали двигатель, работающий на чистой меди
Он сможет использовать космический мусор в качестве топлива. Однако есть две большие проблемы....

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

АВТОВАЗ начал производство самой доступной версии LADA Largus
Этот автомобиль пришел на смену LADA Largus в комплектации Classic Plus. Он называется Comfort и стоит на 5 тысяч рублей дороже....

Такого успеха не ожидал никто: Denza N9 Black Warrior бьет рекорды продаж
Даже в самой BYD не думали, что будет такой спрос. Что именно привлекает покупателей в авто?...

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Взлет и падение Русско-Балтийского завода
Автомобили «Руссо-Балт» получили широкую известность не только в России но и в Европе. Но из-за исторических событий первый российский автомобильный бренд...

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....