Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории США
924

Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории США

На первый взгляд, Yugo GV был мечтой любого экономного американца: компактный, дешевый, с налетом европейского шарма. Всего за 3990 долларов – целый автомобиль, и это не шутка!


Очень быстро высокие ожидания обернулись сущим кошмаром на колесах. Этот югославский «малыш» занял место в истории как худший автомобиль, когда-либо продававшийся в США. С чем связана столь плохая репутация машины и оправдана ли она? Попробуем в этом разобраться.

Как появился Yugo GV?


За «рождением» Yugo GV стоит югославская компания Zastava – автопроизводитель с военным прошлым, выпускавший лицензионные машины Fiat. В 1980-х фирма решила выйти за пределы социалистического блока и покорить самый капиталистический рынок в мире, а именно США.

Проект выглядел амбициозно: предложить американцам ультрабюджетный европейский авто с минималистичным набором функций и максимально низкой ценой, насколько это возможно.

Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории СШАНад дизайном особо не старались, но нельзя сказать, что это страшный визуально автомобиль. Фото: youtube.com

Модель GV (Great Value – большая ценность) была переработанной версией Fiat 127 с глубокой адаптацией под американские стандарты. Впервые машина появилась на целевом рынке в 1985 году. Она стала первым массовым автомобилем из Восточной Европы, экспортированным в США.

Поначалу это даже выглядело почти как дипломатический успех. Правительство Югославии, желая продемонстрировать технологическую независимость, активно поддерживало экспорт.

На американской стороне энтузиазм подогревал Малкольм Бриклин – человек, уже привозивший в США Subaru. Он активно позиционировал детище Yugo как отличный автомобиль для студентов, пенсионеров и просто всех, кто хочет купить «новую машину дешевле, чем подержанную».

Компактные размеры были на руку при езде в больших на тот момент городах. Фото: youtube.com

Идея оказалась вирусной: доступная иномарка с претензией на стиль. Ажиотаж был настолько велик, что в первые месяцы спрос сильно превышал предложение.

Америка уже готова была влюбиться в Yugo, однако эта любовь быстро дала трещину. Увы, мечта многих так и не сбылась.

Кратко о характеристиках


На бумаге Yugo GV выглядел вполне себе. Под капотом стоял «скромный» 1,1-литровый двигатель с четырьмя цилиндрами и мощностью 55 л. с. Коробка механическая, четырехступенчатая. Привод передний.

Максимальная скорость составляла около 135 км/ч, правда, достигалась она с шумом, вибрациями и борьбой с аэродинамикой. Кроме того, за рулем на ней было откровенно страшно.

Разгон от 0 до 100 км/ч у 1,1-литровой версии занимал невообразимые 17 секунд. Расход топлива при этом достигал 7,5 л/100 км, что ставило жирную кляксу на экономичности дешевой машины.

Пусть и редко, но в продаже встречались экземпляры с более мощным 1,3-литровым мотором и 5-ступенчатой трансмиссией. За доплату можно было заменить МКПП на 3-ступенчатый «автомат». В такой конфигурации машина разгонялась до 150 км/ч, правда с еще большими проблемами.

Запаска ютилась вместе с двигателем под капотом. Фото: youtube.com

Комплектация? Практически отсутствовала. Кондиционер только в качестве опции, причем не из дешевых. Электростеклоподъемники? Забудьте. Радио – иногда работало, если повезло купить экземпляр с не совсем уж плохой сборкой. Все лишения ради одной цели – максимально снизить стоимость.

Стоит признать, это сработало: стартовая цена Yugo GV в 1985 году составляла 3990 долларов США или 337000 рублей, если брать текущий курс. Для сравнения, базовая версия Ford Escort стоила более 6000, а за Honda Civic приходилось отдавать свыше 7000 USD. Yugo был дешевле почти всех.

Что все-таки пошло не так?


Пожалуй, самый болезненный аспект Yugo GV – качество исполнения. Уже на этапе сборки в Югославии автомобиль страдал от хронической нехватки контроля: зазоры между кузовными панелями были непостоянными, краска часто ложилась неравномерно, салон громко скрипел.

Даже новые экземпляры могли приехать в автосалон с недокрученными болтами или неплотно прилегающими дверьми. После транспортировки в США и сборки на американских складах (чтобы обойти пошлины), ситуация только ухудшалась. Покупатель получал машину с ворохом проблем.

Не очень высокие люди могли с относительным комфортом ездить внутри даже впятером. Фото: youtube.com

Надежность Yugo стала анекдотом: стартеры выходили из строя спустя пару месяцев, замки заедали, ручки ломались. Электрика вела себя непредсказуемо: поворотники могли включаться сами, а стеклоочистители, напротив, не выключаться вообще, несмотря на усилия водителя.

Владельцы, от студентов до пенсионеров, быстро почувствовали, что сэкономили не только деньги, но и душевное равновесие. На форумах и в письмах в газеты их рассказы начинались со слов: «Я купил Yugo», а дальше следовала трагикомическая история о самых разнообразных поломках.

Запчастей часто не было в наличии, а когда появлялись, стоили несоразмерно дорого по отношению к цене самого авто. Мастера не горели желанием работать с «югославским чудом», а некоторые откровенно отказывались от ремонта, называя машину «неподдающейся лечению».

Аскетичная панель приборов давала водителю необходимый минимум. Фото: youtube.com

Все бы ничего, но Yugo GV провалил краш-тесты с таким треском, что это стало отдельной темой обсуждения. На скорости 65 км/ч передняя часть машины превращалась в гармошку, а салон – в ловушку для пассажиров. Конечно, ни о каких подушках безопасности вообще не шло речи.

В отчетах дорожных агентств GV стабильно получал самые низкие оценки. В одном из громких случаев в 1989 году машину сдуло с моста из-за сильного ветра – она весила чуть больше 800 кг.

Мемы и шутки об автомобиле


Авто моментально стало героем автомобильных шуток. Один из самых популярных каламбуров звучал так: «You go? No, Yugo!», как символ того, что поехать на ней куда-либо – та еще задача.

Машина стала иконой поп-культуры, правда, как антигерой. В мультсериале The Simpsons Гомер Симпсон паркуется рядом с Yugo и смеется: «Это даже не машина!».

Салон был не только простым, но и максимально скрипучим. Фото: youtube.com

В шоу Saturday Night Live однажды посвятили автомобилю целую пародийную рекламу, в которой он продавался как «лучший подарок для тех, кого вы ненавидите».

В 2007 году популярный журнал Time включил Yugo GV 1985 модельного года в свой список «50 худших автомобилей за всю историю автомобильной промышленности».

Стратегические ошибки маркетинга


Основная ошибка в продвижении югославской новинки в США – ставка на цену как единственный аргумент. Да, ценник в 3990 долларов выглядел заманчиво, но без поддержки качества и сервиса это работало ровно один раз – в момент покупки. Второй раз Yugo уже никто не покупал.

Американские дороги, климат, ожидания потребителей – все это оказалось неучтенным в ходе «адаптации». Время показало, что автомобиль проектировался для других условий и в США оказался слишком уязвим: слабая подвеска не выдерживала ям, детали быстро изнашивались.

Со вместительностью багажника тоже были определенные проблемы. Фото: youtube.com

Добавим к этому почти полное отсутствие запчастей, нехватку опытных механиков и отсутствие развитой дилерской сети далеко за пределами Югославии, и получим отличный рецепт фиаско.

Падение интереса сопровождалось стремительным ростом насмешек. Плохая репутация стала самоподдерживающимся механизмом: чем больше людей шутили про Yugo, тем меньше его покупали, и тем быстрее он исчезал с рынка.

Заключение


Несмотря на шквал критики, Yugo GV продавался в США до 1992 года. За это время было реализовано порядка 140000 экземпляров. Неожиданно много, если вспомнить, какие недостатки есть у этой машины.

Пиком продаж стал 1987 год: более 48000 проданных авто. После этого началось стремительное ухудшение ситуации. В 1992 году, на фоне распада Югославии, поставки прекратились полностью.
Так ли ужасен Yugo GV?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас