
«Белкомур» и «Баренцкомур» – новые перспективные железные дороги России
Протяженность железных дорог России составляет свыше 122 тыс. км. Кажется, что магистрали должны пронизывать всю страну вдоль и поперек, однако это далеко не так. Главные направления связывают только крупные промышленные центры и портовые зоны. К тому же, в России преобладают «широтные магистрали», то есть железные дороги, идущие с запада на восток.
Из северных городов с «большой землей» связаны только Мурманск, Архангельск и Ямал. Остальные же отдаленные территории имеют только воздушное и водное сообщение. О перспективах строительства «вертикальных» железных дорог говорили еще в царское время. В советские годы были масштабные инфраструктурные проекты, но удалось реализовать лишь малую их часть.
Сегодня активно развивается Северный морской путь, исследуются недра Арктики и растет ресурсный потенциал Сибири. Правительство и крупные компании смотрят в сторону расширения железнодорожной сети для наращивания экспорта и импорта. Все чаще говорят о строительстве перспективных магистралей.
Название проектов «Белкомур» и «Баренцкомур» происходит от первых букв регионов, по которым пройдут новые магистрали. Это «Белое море – Коми – Урал» и «Баренцево море – Коми – Урал». Обе железные дороги должны снизить экспортно-импортные издержки, упростить логистику и открыть доступ к новым ресурсам и полезным ископаемым.
Железнодорожный мост в Архангельске. Фото: vkvideo.ru
Кроме того, в 90-е предполагалось и дальнейшее развитие этих направлений. Железные дороги должны были «уйти» в Среднюю Азию, Монголию и Китай.
Первые проекты магистралей разрабатывались еще в начале прошлого века. Но сперва Первая мировая, а потом и революции подвинули эти планы. В советские годы также просчитывали экономический потенциал этих направлений и даже начинали готовить проектную документацию. Но до реализации так и не дошло. Помешала уже Великая Отечественная, а потом и другие крупные инфраструктурные проекты – строительство БАМа, модернизация Транссиба и другие.
Предполагаемое направление магистрали «Белкомур». Фото: yandex.ru/maps
К обсуждению проектов вернулись только в конце 90-х, когда страна стала выходить из кризиса и наращивала торговые связи. Уральские компании были заинтересованы в новых альтернативных экспортных маршрутах. Потому что перевозка ресурсов и готовой продукции осложнялась повышенной загрузкой уже имеющихся магистралей.
Казалось, вот-вот, и начнутся строительные работы. Уже были инвесторы, государство и РЖД также были настроены на продуктивную работу. В районе Карпогор Архангельской области даже построили завод по производству шпал для новой магистрали. Началась подготовка автомобильных дорог для подвоза строительных материалов.
По планам «Белкомур» должен соединить Архангельск, Сыктывкар и Соликамск, а «Баренцкомур» – перспективный незамерзающий порт Индига и Сургут. Протяженность магистрали составит 1160 км, причем построить необходимо только 712 км. На некоторых участках уже есть железнодорожное полотно.
В 2015 Россия и Китай даже договорились о совместном развитии проекта «Белкомур». Работы должны были начать в 2020-м, но ничего не произошло. Спустя два года общим собранием акционеров компании «Белкомур» было принято решение о ликвидации организации.
Ситуация с «Баренцкомуром» тоже неоднозначная. Предполагается строительство свыше 2 тыс. км железнодорожных путей. Проект более сложный, и подразумевает, помимо строительства самой железной дороги, еще и возведение морского порта Индига.
Предполагаемое направление магистрали «Баренцкомур». Фото: yandex.ru/maps
Индига – небольшой поселок на берегу Баренцева моря с колоссальным потенциалом. Благодаря течениям, приходящим с Атлантики, бухта у населенного пункта практически никогда не замерзает, а глубины позволяют проходить крупным судам.
Строительство морского порта Индига входит в государственную стратегию развития Арктики до 2035 года. Работы уже идут. Первые суда новая гавань должна принять в 2028-м. Важно понимать, что без глубоководного порта у магистрали «Баренцкомур» нет никакого потенциала, соответственно, нет инвесторов.
Морской порт Архангельска, к которому планирует привести «Белокмур» – очень затратное предприятие без крупного грузопотока. Его работа осложняется постоянным заиливанием, что требует регулярных дноуглубительных работ. Несмотря на это уже сейчас инфраструктура порта проходит глубокую модернизацию. Строят новые терминалы, обновляют железнодорожную и автодорожную развязки. Кроме того, уже в скором времени порт получит новые ледоколы для работы в Белом море.
У этих грандиозных инфраструктурных проектов достаточно заинтересованных лиц. О необходимости строительства говорят как первые лица страны, так и представители различных предприятий химической, нефте-газовой и деревообрабатывающей промышленности. Но кто будет платить?
В современных экономических реалиях государство не может себе позволить столь дорогостоящие проекты. Региональные власти тоже не спешат «открывать кошельки», учитывая общую неопределенность. Да и компания РЖД уже давно перестала выступать единоличным инвестором, и занимается модернизацией и новым строительством только в тандеме с государством.
Морской порт Архангельск. Фото: vkvideo.ru
С 2015 года сразу две крупные китайские компании стремились стать инвесторами проекта «Белкомур» на условиях концессионного соглашения. Даже подписали предварительные документы. Однако, сначала пандемия COVID-19, а затем и внешнеполитическая нестабильность привели к заморозке дальнейших переговоров. Да и вопрос с концессией очень уж спорный. С одной стороны, такое соглашение может решить проблемы с инвестированием. С другой, государство потеряет возможность контролировать работу магистрали на длительный срок.
Стоимость одного только проекта «Белкомур» оценивается в 278 млрд рублей. Дата реализации – до 2030 года. Но никаких активных работ как не было, так и нет. Чиновники продолжают говорить о перспективах, но оговариваются, что к строительству магистрали можно будет приступить только после стабилизации мировой экономики. Когда это произойдет – вопрос риторический.
Проект, без преувеличения, носит международный характер. От его реализации выигрывают как регионы России, так и крупные предприятия. Новой инфраструктурой будут пользоваться и зарубежные компании. Но без четкого понимания окупаемости, без конкретных цифр и сроков инвесторов не будет.
Морской порт Архангельск. Фото: vkvideo.ru
«Белкомур» и «Баренцкомур» могут открыть колоссальные возможности для развития Урала, Западной Сибири и северных регионов страны. Помимо перевозки грузов, нельзя забывать и о потенциальном пассажиропотоке. Железные дороги дадут тысячи дополнительных рабочих мест как на этапе строительства, так и при дальнейшей эксплуатации.
Магистрали помогут преодолеть инфраструктурный дефицит и заложить фундамент для долгосрочного международного экономического сотрудничества.
Но мы все еще ждем инвесторов или волевого решения правительства. Будем надеяться, что после модернизации порта Архангельск и строительства новых терминалов в Индиге, вопрос о новых железных дорогах перестанет быть спорным и неопределенным.
Из северных городов с «большой землей» связаны только Мурманск, Архангельск и Ямал. Остальные же отдаленные территории имеют только воздушное и водное сообщение. О перспективах строительства «вертикальных» железных дорог говорили еще в царское время. В советские годы были масштабные инфраструктурные проекты, но удалось реализовать лишь малую их часть.
«Белкомур» и «Баренцкомур»
Сегодня активно развивается Северный морской путь, исследуются недра Арктики и растет ресурсный потенциал Сибири. Правительство и крупные компании смотрят в сторону расширения железнодорожной сети для наращивания экспорта и импорта. Все чаще говорят о строительстве перспективных магистралей.
Название проектов «Белкомур» и «Баренцкомур» происходит от первых букв регионов, по которым пройдут новые магистрали. Это «Белое море – Коми – Урал» и «Баренцево море – Коми – Урал». Обе железные дороги должны снизить экспортно-импортные издержки, упростить логистику и открыть доступ к новым ресурсам и полезным ископаемым.

Кроме того, в 90-е предполагалось и дальнейшее развитие этих направлений. Железные дороги должны были «уйти» в Среднюю Азию, Монголию и Китай.
Новое – хорошо забытое старое
Первые проекты магистралей разрабатывались еще в начале прошлого века. Но сперва Первая мировая, а потом и революции подвинули эти планы. В советские годы также просчитывали экономический потенциал этих направлений и даже начинали готовить проектную документацию. Но до реализации так и не дошло. Помешала уже Великая Отечественная, а потом и другие крупные инфраструктурные проекты – строительство БАМа, модернизация Транссиба и другие.

К обсуждению проектов вернулись только в конце 90-х, когда страна стала выходить из кризиса и наращивала торговые связи. Уральские компании были заинтересованы в новых альтернативных экспортных маршрутах. Потому что перевозка ресурсов и готовой продукции осложнялась повышенной загрузкой уже имеющихся магистралей.
Казалось, вот-вот, и начнутся строительные работы. Уже были инвесторы, государство и РЖД также были настроены на продуктивную работу. В районе Карпогор Архангельской области даже построили завод по производству шпал для новой магистрали. Началась подготовка автомобильных дорог для подвоза строительных материалов.
По планам «Белкомур» должен соединить Архангельск, Сыктывкар и Соликамск, а «Баренцкомур» – перспективный незамерзающий порт Индига и Сургут. Протяженность магистрали составит 1160 км, причем построить необходимо только 712 км. На некоторых участках уже есть железнодорожное полотно.
В 2015 Россия и Китай даже договорились о совместном развитии проекта «Белкомур». Работы должны были начать в 2020-м, но ничего не произошло. Спустя два года общим собранием акционеров компании «Белкомур» было принято решение о ликвидации организации.
Ситуация с «Баренцкомуром» тоже неоднозначная. Предполагается строительство свыше 2 тыс. км железнодорожных путей. Проект более сложный, и подразумевает, помимо строительства самой железной дороги, еще и возведение морского порта Индига.

Индига – небольшой поселок на берегу Баренцева моря с колоссальным потенциалом. Благодаря течениям, приходящим с Атлантики, бухта у населенного пункта практически никогда не замерзает, а глубины позволяют проходить крупным судам.
Строительство морского порта Индига входит в государственную стратегию развития Арктики до 2035 года. Работы уже идут. Первые суда новая гавань должна принять в 2028-м. Важно понимать, что без глубоководного порта у магистрали «Баренцкомур» нет никакого потенциала, соответственно, нет инвесторов.
Морской порт Архангельска, к которому планирует привести «Белокмур» – очень затратное предприятие без крупного грузопотока. Его работа осложняется постоянным заиливанием, что требует регулярных дноуглубительных работ. Несмотря на это уже сейчас инфраструктура порта проходит глубокую модернизацию. Строят новые терминалы, обновляют железнодорожную и автодорожную развязки. Кроме того, уже в скором времени порт получит новые ледоколы для работы в Белом море.
Почему сдвигают сроки
У этих грандиозных инфраструктурных проектов достаточно заинтересованных лиц. О необходимости строительства говорят как первые лица страны, так и представители различных предприятий химической, нефте-газовой и деревообрабатывающей промышленности. Но кто будет платить?
В современных экономических реалиях государство не может себе позволить столь дорогостоящие проекты. Региональные власти тоже не спешат «открывать кошельки», учитывая общую неопределенность. Да и компания РЖД уже давно перестала выступать единоличным инвестором, и занимается модернизацией и новым строительством только в тандеме с государством.

С 2015 года сразу две крупные китайские компании стремились стать инвесторами проекта «Белкомур» на условиях концессионного соглашения. Даже подписали предварительные документы. Однако, сначала пандемия COVID-19, а затем и внешнеполитическая нестабильность привели к заморозке дальнейших переговоров. Да и вопрос с концессией очень уж спорный. С одной стороны, такое соглашение может решить проблемы с инвестированием. С другой, государство потеряет возможность контролировать работу магистрали на длительный срок.
Когда построят магистрали?
Стоимость одного только проекта «Белкомур» оценивается в 278 млрд рублей. Дата реализации – до 2030 года. Но никаких активных работ как не было, так и нет. Чиновники продолжают говорить о перспективах, но оговариваются, что к строительству магистрали можно будет приступить только после стабилизации мировой экономики. Когда это произойдет – вопрос риторический.
Проект, без преувеличения, носит международный характер. От его реализации выигрывают как регионы России, так и крупные предприятия. Новой инфраструктурой будут пользоваться и зарубежные компании. Но без четкого понимания окупаемости, без конкретных цифр и сроков инвесторов не будет.

«Белкомур» и «Баренцкомур» могут открыть колоссальные возможности для развития Урала, Западной Сибири и северных регионов страны. Помимо перевозки грузов, нельзя забывать и о потенциальном пассажиропотоке. Железные дороги дадут тысячи дополнительных рабочих мест как на этапе строительства, так и при дальнейшей эксплуатации.
Магистрали помогут преодолеть инфраструктурный дефицит и заложить фундамент для долгосрочного международного экономического сотрудничества.
Но мы все еще ждем инвесторов или волевого решения правительства. Будем надеяться, что после модернизации порта Архангельск и строительства новых терминалов в Индиге, вопрос о новых железных дорогах перестанет быть спорным и неопределенным.
- Андрей Карпов
- vkvideo.ru
Рекомендуем для вас

«Капитан Соколов» получил документы и готов к эксплуатации
Футуристичный траулер официально выходит на работу. Он сможет перевозить до 1020 тонн рыбы....

В России остановлен проект по производству деталей реактивных двигателей для самолетов
Речь о строящемся заводе в Санкт-Петербурге. Об изначальных планах и возможных причинах «заморозки» читайте в нашем материале....

Crew-10 поможет вернуться с МКС российскому космонавту, «застрявшему» на орбите
Ракету с пассажирским кораблем уже поставили на стартовый стол. Запуск планируется 12 марта....

МС-21 получил еще один значимый компонент российского производства
Тестирования завершены и они получились довольно-таки зрелищными. Сходными элементами оснастят и другой российский лайнер....

АВТОВАЗ запустил новый бренд – под ним будут выпускаться микроавтобусы и фургоны
Похоже, АВТОВАЗ скоро станет зависимым от китайских партнеров. По крайней мере, под новым брендом SKM будут собирать модели из Поднебесной....

«Не только сигары»: на Кубе начали сборку УАЗ
Первый пробный «Патриот» уже собрали. В ближайшее время начнут полноценное производство....

Первые самолеты «Байкал» поставят заказчикам в 2026 году, но их придется собирать заново
Пока же «вывозить» придется Ан-2. Последние самолеты подвергнут ремоторизации....

«Белкомур» и «Баренцкомур» – новые перспективные железные дороги России
Этим инфраструктурным проектам уже больше 20-ти лет, но к реализации так и не приступают из-за отсутствия финансирования....

Казанские инженеры продлили срок службы российских авиадвигателей
Теперь ресурс отечественных силовых установок значительно увеличится, как и срок до капитального ремонта. Осталось только поставить разработку «на поток»....

Представлен легкий наращиваемый двигатель для самого большого в мире воздушного судна
Эта силовая установка с осевым потоком демонстрирует оптимальное соотношение мощности к весу и предназначена для дирижабля Flying Whales. Более подробно обо...

Airbus готовит к выпуску вертолет с необычным двигателем
Помимо нестандартных моторов у воздушного судна будет еще несколько «сюрпризов». К примеру, автоматическая посадка и взлет....

Где теперь взять компрессию – сделали поршни без колец
Если смотреть на поршень ДВС абстрактно, то он кажется не таким уж и сложным – головка, юбка, кольца и палец, соединяющий его с шатуном. Однако даже...

Инновационный грузовой самолет BETA готов к тестовым полетам
Крупный авиаперевозчик уже заказал 50 экземпляров этого самолета. Параллельно с этим госкомпании занимаются подготовкой инфраструктуры для эксплуатации новых...

«Шишига» или Patrol – кто кого на глубоком снегу?
Зимний оффроуд – это всегда испытание не только для техники, но и для водителей, и этот заезд обещает быть особенно зрелищным. ГАЗ-66, известный в народе как...

Уникальные технологии дорожного строительства – это вам не ямочный ремонт
Иногда технологии дорожного строительства в России радуют. Это когда в месте, где грунтовка, вдруг «вырастает» полноценная многополосная магистраль. Будем...

УАЗ внедрил инновационное оборудование для производства нового «Патриота»
Теперь проектирование и сборка отечественного внедорожника станет еще более быстрой и экономной. Впоследствии технологию будут использовать для других моделей....