Рельсовые автобусы Bzmot: от Венгрии до Чехословакии
62

Рельсовые автобусы Bzmot: от Венгрии до Чехословакии

Впервые местное название Bzmot появилось для рельсового автобуса, являвшегося совместным продуктом Ikarus и Ganz MAVAG. Эта двухвагонная конструкция в 1983 году привлекла внимание некоторых зарубежных специалистов. Один известный железнодорожный журнал даже опубликовал в сентябрьском номере подробную вступительную статью, посвященную новинке.


Венгерские инженеры смогли добиться хороших ходовых качеств от техники, которая даже на скорости в 100 км/ч не уступала обычным тележечным аналогам. Успешное развитие модели позволило производителям к двухвагонным вариантам позже добавить трех- и пятисекционные версии.

Рельсовые автобусы Bzmot: от Венгрии до ЧехословакииBzmot 299 «дал медведя». Фото: youtube.com

В 1984 году Венгрию посетили представители малазийской железнодорожной компании КТМВ (Keretapi Tanah Melayu Berhad). Это не было первым фактом международного сотрудничества, ведь ранее в эту страну уже поставлялись тележки, производимые Ganz MAVAG.

«Огласите, пожалуйста, весь список!»


Цель визита азиатской делегации в Европу выразилась в активном поиске современных конструкций подвижных составов. Их собирались использовать для междугородных перевозок компании, поэтому подошли к предстоящему выбору со всей серьезностью.

Малайзийцы не стали ограничиваться каким-то одним вариантом. Ведь в то время у них уже проходил испытания вагон с аналогичными характеристиками, произведенный британской компании BRE-Leyland. Состав подвергли активным проверкам в процессе опытной эксплуатации на сети метровой колеи Малайзийских железных дорог. Несмотря на это местные специалисты пожаловали на смотрины и к венграм.

Руководители Ikarus и Ganz MAVAG быстро осознали прекрасные перспективы возможного сотрудничества, предложив провести пробный запуск своего Bzmot на малайзийских линиях. Это и положило начало взаимовыгодному партнерству.


Правда, исходную конструкцию пришлось слегка модернизировать в соответствии с пожеланиями второй стороны. Но уже в начале февраля необычный «автобус на рельсах» отправился покорять Малайзию. На пробную эксплуатацию ушло почти десять месяцев, к большой радости не только транспортной компании, но и местной публике, для которой он стал однозначной диковинкой. Но не все прошло гладко, выявив ряд моментов:

✅ готовность венгерского состава – 100%
✅ эксплуатационная пригодность британской конструкции – 60-70%
✅ загадочная авария Bzmot

Последний факт оказался довольно туманным событием. Поэтому некоторые поспешили обвинить англичан в грязной конкурентной борьбе. Все случилось вечером 28 октября 1985 года. Рельсовый автобус двигался без пассажиров и на труднодоступном переезде столкнулся с брошенным бесхозным грузовиком. В результате венгерский Bzmot пострадал и потребовал пару месяцев восстановительных работ.

Bzmot 200 на одной из станций. Фото: youtube.com

Но нет худа без добра. За это время технику из ВНР смогли осмотреть заинтересованные лица из Новой Зеландии и Таиланда. А прототип летом 1986 года был упакован и погружен на судно, отплывающее из порта Сингапура. Так состав, накатавший в Малайзии более 180 тысяч километров, возвратился на родину.

После азиатского успеха компания приступила к дальнейшему развитию модели. Во-первых, произошла презентация в Югославии (1986 год). Правда, она не получила такого живого отклика, как в Малайзии. Во-вторых, пару лет спустя венгерские производители представили другую версию прототипа рельсового транспорта, получившего наименование Bzmot 602 и имевшего:

✅ двухсекционную конструкцию
✅ роскошный дизайн
✅ кондиционирование пассажирского салона

Во время его сборки использован улучшенный тип кузова вагона «Икарус 725.01», обеспечивший оптимальное распределение веса машины. Оба демонстрационных образца долгие годы оставались в собственном пользовании компании Ganz MAVAG.

Приборная панель Bzmot. Фото: youtube.com

Но в итоге их все же перекрасили и в начале 90-х продали загородному гольф-клубу Palm Resort в Южной Малайзии. Самые же важные события развернулись в мае 1986 года, когда компания КТМВ объявила тендер на закупку новых ж/д вагонов:

✅ пять трехсекционных
✅ пять пятисекционных
✅ общей стоимостью ок. 5 млн долларов

Технику предполагалось использовать для перевозок пассажиров между крупными населенными пунктами и столицей Сингапуром. У венгров имелись однозначные преимущества перед британцами, поэтому в их успехе мало кто сомневался.

Еще одной вехой двухстороннего сотрудничества стало посещение Венгрии в конце июля 1987 года премьер-министром Малайзии Махаткиром Мохамедом. Его сопровождали руководители местных предприятий, побывал он и на заводе Ganz в Будапеште, где убедился, что земляки выбрали правильного поставщика техники.

Устройство внутреннего салона серии 810 (Bzmot). Фото: youtube.com

Уже с ноября месяца того же года компания Ikarus начала поставлять Ganz-MAVAG кузова автобусов, окрашенные в бледно-серебристую полосатую цветовую схему KTMB. Надстройки на вагоны производились на заводе Unique Factory, откуда поставлялись в самый современный сборочный цех железнодорожного предприятия, занимавшийся окончательной доводкой конструкции. Она приобрела ряд отличий от первого прототипа:

✅ уменьшены красные передние фонари
✅ над лобовым стеклом появилось место для отображения пункта назначения
✅ изменились колесная база и расположение дверей

Одностворчатые сместились чуть назад по отношению к кабине машиниста, что поспособствовало лучшему распределению пассажиропотока. А электропневматическая система управления (напряжением 24 В) позволяла формировать составы по СМЕ, соединяя несколько рельсовых автобусов, работающих в сцепном режиме. При этом их управление осуществлялось в одно лицо. Вот отличие 3/5-секционных версий (в скобках – варианты большей составности):

✅ порожняя масса – 51 (80) тонн
✅ количество сидений – 123 (198)
✅ число моторных тележек – 2 (3)

Их предварительные испытания проходили на венгерских станциях Йожефварош и Сольнока. Поставки в Малайзию происходили в течение 1988/89 годов. Причем трехсекционные версии смогли доставить всего лишь за два месяца. Но имелась у марки Bzmot и другая страница истории.

Чехословацкие Bzmot для венгерских дорог


Примерно в тот же период название Bzmot использовалось для чехословацких рельсовых автобусов модели 810. Их поставки стартовали в 1979 году. Экспортные варианты составов получили ряд отличий от исходной конструкции:

✅ рулевое управление, рассчитанное на двух человек
✅ консистентную смазку колес
✅ тормозной цилиндр Knorr
✅ венгерское устройство безопасности
✅ измененный фасад шкафа

Имелись и некоторые другие незначительные корректировки. Например, максимальная скорость движения поезда снизилась до 70 км/ч. Техника предназначалась для перевозки небольшого количества пассажиров на второстепенных линиях ВНР.

Трехсекционный рельсовый автобус Bzmot 305. Фото: youtube.com

Вагоны имеют простую конструкцию, не требующую особого ухода и обслуживания. Это обеспечивает их многолетнюю бесперебойную эксплуатацию. Аналоги таких рельсовых автобусов продолжают активно использоваться на территории Чехии и Словакии. Вот их основные показатели:

✅ длина – 13,97 м
✅ ширина – 3,07 м
✅ высота – 3,5 м
✅ масса – 19 т
✅ выходная мощность – 206 кВт

Производство серии 810 (Bzmot) происходило в 1975-1982 годах. За это время собрано 680 единиц. Экспорт в Венгрию занял период с 1977 по 1986 гг. Туда отправилось 207 составов модифицированного типа, которые находятся в эксплуатации и сегодня.
Как, по-вашему, рельсовый автобус – хорошая идея?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас