
Рельсовые автобусы Bzmot: от Венгрии до Чехословакии
Впервые местное название Bzmot появилось для рельсового автобуса, являвшегося совместным продуктом Ikarus и Ganz MAVAG. Эта двухвагонная конструкция в 1983 году привлекла внимание некоторых зарубежных специалистов. Один известный железнодорожный журнал даже опубликовал в сентябрьском номере подробную вступительную статью, посвященную новинке.
Венгерские инженеры смогли добиться хороших ходовых качеств от техники, которая даже на скорости в 100 км/ч не уступала обычным тележечным аналогам. Успешное развитие модели позволило производителям к двухвагонным вариантам позже добавить трех- и пятисекционные версии.
Bzmot 299 «дал медведя». Фото: youtube.com
В 1984 году Венгрию посетили представители малазийской железнодорожной компании КТМВ (Keretapi Tanah Melayu Berhad). Это не было первым фактом международного сотрудничества, ведь ранее в эту страну уже поставлялись тележки, производимые Ganz MAVAG.
Цель визита азиатской делегации в Европу выразилась в активном поиске современных конструкций подвижных составов. Их собирались использовать для междугородных перевозок компании, поэтому подошли к предстоящему выбору со всей серьезностью.
Малайзийцы не стали ограничиваться каким-то одним вариантом. Ведь в то время у них уже проходил испытания вагон с аналогичными характеристиками, произведенный британской компании BRE-Leyland. Состав подвергли активным проверкам в процессе опытной эксплуатации на сети метровой колеи Малайзийских железных дорог. Несмотря на это местные специалисты пожаловали на смотрины и к венграм.
Правда, исходную конструкцию пришлось слегка модернизировать в соответствии с пожеланиями второй стороны. Но уже в начале февраля необычный «автобус на рельсах» отправился покорять Малайзию. На пробную эксплуатацию ушло почти десять месяцев, к большой радости не только транспортной компании, но и местной публике, для которой он стал однозначной диковинкой. Но не все прошло гладко, выявив ряд моментов:
✅ готовность венгерского состава – 100%
✅ эксплуатационная пригодность британской конструкции – 60-70%
✅ загадочная авария Bzmot
Последний факт оказался довольно туманным событием. Поэтому некоторые поспешили обвинить англичан в грязной конкурентной борьбе. Все случилось вечером 28 октября 1985 года. Рельсовый автобус двигался без пассажиров и на труднодоступном переезде столкнулся с брошенным бесхозным грузовиком. В результате венгерский Bzmot пострадал и потребовал пару месяцев восстановительных работ.
Bzmot 200 на одной из станций. Фото: youtube.com
Но нет худа без добра. За это время технику из ВНР смогли осмотреть заинтересованные лица из Новой Зеландии и Таиланда. А прототип летом 1986 года был упакован и погружен на судно, отплывающее из порта Сингапура. Так состав, накатавший в Малайзии более 180 тысяч километров, возвратился на родину.
После азиатского успеха компания приступила к дальнейшему развитию модели. Во-первых, произошла презентация в Югославии (1986 год). Правда, она не получила такого живого отклика, как в Малайзии. Во-вторых, пару лет спустя венгерские производители представили другую версию прототипа рельсового транспорта, получившего наименование Bzmot 602 и имевшего:
✅ двухсекционную конструкцию
✅ роскошный дизайн
✅ кондиционирование пассажирского салона
Во время его сборки использован улучшенный тип кузова вагона «Икарус 725.01», обеспечивший оптимальное распределение веса машины. Оба демонстрационных образца долгие годы оставались в собственном пользовании компании Ganz MAVAG.
Приборная панель Bzmot. Фото: youtube.com
Но в итоге их все же перекрасили и в начале 90-х продали загородному гольф-клубу Palm Resort в Южной Малайзии. Самые же важные события развернулись в мае 1986 года, когда компания КТМВ объявила тендер на закупку новых ж/д вагонов:
✅ пять трехсекционных
✅ пять пятисекционных
✅ общей стоимостью ок. 5 млн долларов
Технику предполагалось использовать для перевозок пассажиров между крупными населенными пунктами и столицей Сингапуром. У венгров имелись однозначные преимущества перед британцами, поэтому в их успехе мало кто сомневался.
Еще одной вехой двухстороннего сотрудничества стало посещение Венгрии в конце июля 1987 года премьер-министром Малайзии Махаткиром Мохамедом. Его сопровождали руководители местных предприятий, побывал он и на заводе Ganz в Будапеште, где убедился, что земляки выбрали правильного поставщика техники.
Устройство внутреннего салона серии 810 (Bzmot). Фото: youtube.com
Уже с ноября месяца того же года компания Ikarus начала поставлять Ganz-MAVAG кузова автобусов, окрашенные в бледно-серебристую полосатую цветовую схему KTMB. Надстройки на вагоны производились на заводе Unique Factory, откуда поставлялись в самый современный сборочный цех железнодорожного предприятия, занимавшийся окончательной доводкой конструкции. Она приобрела ряд отличий от первого прототипа:
✅ уменьшены красные передние фонари
✅ над лобовым стеклом появилось место для отображения пункта назначения
✅ изменились колесная база и расположение дверей
Одностворчатые сместились чуть назад по отношению к кабине машиниста, что поспособствовало лучшему распределению пассажиропотока. А электропневматическая система управления (напряжением 24 В) позволяла формировать составы по СМЕ, соединяя несколько рельсовых автобусов, работающих в сцепном режиме. При этом их управление осуществлялось в одно лицо. Вот отличие 3/5-секционных версий (в скобках – варианты большей составности):
✅ порожняя масса – 51 (80) тонн
✅ количество сидений – 123 (198)
✅ число моторных тележек – 2 (3)
Их предварительные испытания проходили на венгерских станциях Йожефварош и Сольнока. Поставки в Малайзию происходили в течение 1988/89 годов. Причем трехсекционные версии смогли доставить всего лишь за два месяца. Но имелась у марки Bzmot и другая страница истории.
Примерно в тот же период название Bzmot использовалось для чехословацких рельсовых автобусов модели 810. Их поставки стартовали в 1979 году. Экспортные варианты составов получили ряд отличий от исходной конструкции:
✅ рулевое управление, рассчитанное на двух человек
✅ консистентную смазку колес
✅ тормозной цилиндр Knorr
✅ венгерское устройство безопасности
✅ измененный фасад шкафа
Имелись и некоторые другие незначительные корректировки. Например, максимальная скорость движения поезда снизилась до 70 км/ч. Техника предназначалась для перевозки небольшого количества пассажиров на второстепенных линиях ВНР.
Трехсекционный рельсовый автобус Bzmot 305. Фото: youtube.com
Вагоны имеют простую конструкцию, не требующую особого ухода и обслуживания. Это обеспечивает их многолетнюю бесперебойную эксплуатацию. Аналоги таких рельсовых автобусов продолжают активно использоваться на территории Чехии и Словакии. Вот их основные показатели:
✅ длина – 13,97 м
✅ ширина – 3,07 м
✅ высота – 3,5 м
✅ масса – 19 т
✅ выходная мощность – 206 кВт
Производство серии 810 (Bzmot) происходило в 1975-1982 годах. За это время собрано 680 единиц. Экспорт в Венгрию занял период с 1977 по 1986 гг. Туда отправилось 207 составов модифицированного типа, которые находятся в эксплуатации и сегодня.
Венгерские инженеры смогли добиться хороших ходовых качеств от техники, которая даже на скорости в 100 км/ч не уступала обычным тележечным аналогам. Успешное развитие модели позволило производителям к двухвагонным вариантам позже добавить трех- и пятисекционные версии.

В 1984 году Венгрию посетили представители малазийской железнодорожной компании КТМВ (Keretapi Tanah Melayu Berhad). Это не было первым фактом международного сотрудничества, ведь ранее в эту страну уже поставлялись тележки, производимые Ganz MAVAG.
«Огласите, пожалуйста, весь список!»
Цель визита азиатской делегации в Европу выразилась в активном поиске современных конструкций подвижных составов. Их собирались использовать для междугородных перевозок компании, поэтому подошли к предстоящему выбору со всей серьезностью.
Малайзийцы не стали ограничиваться каким-то одним вариантом. Ведь в то время у них уже проходил испытания вагон с аналогичными характеристиками, произведенный британской компании BRE-Leyland. Состав подвергли активным проверкам в процессе опытной эксплуатации на сети метровой колеи Малайзийских железных дорог. Несмотря на это местные специалисты пожаловали на смотрины и к венграм.
Руководители Ikarus и Ganz MAVAG быстро осознали прекрасные перспективы возможного сотрудничества, предложив провести пробный запуск своего Bzmot на малайзийских линиях. Это и положило начало взаимовыгодному партнерству.
Правда, исходную конструкцию пришлось слегка модернизировать в соответствии с пожеланиями второй стороны. Но уже в начале февраля необычный «автобус на рельсах» отправился покорять Малайзию. На пробную эксплуатацию ушло почти десять месяцев, к большой радости не только транспортной компании, но и местной публике, для которой он стал однозначной диковинкой. Но не все прошло гладко, выявив ряд моментов:
✅ готовность венгерского состава – 100%
✅ эксплуатационная пригодность британской конструкции – 60-70%
✅ загадочная авария Bzmot
Последний факт оказался довольно туманным событием. Поэтому некоторые поспешили обвинить англичан в грязной конкурентной борьбе. Все случилось вечером 28 октября 1985 года. Рельсовый автобус двигался без пассажиров и на труднодоступном переезде столкнулся с брошенным бесхозным грузовиком. В результате венгерский Bzmot пострадал и потребовал пару месяцев восстановительных работ.

Но нет худа без добра. За это время технику из ВНР смогли осмотреть заинтересованные лица из Новой Зеландии и Таиланда. А прототип летом 1986 года был упакован и погружен на судно, отплывающее из порта Сингапура. Так состав, накатавший в Малайзии более 180 тысяч километров, возвратился на родину.
После азиатского успеха компания приступила к дальнейшему развитию модели. Во-первых, произошла презентация в Югославии (1986 год). Правда, она не получила такого живого отклика, как в Малайзии. Во-вторых, пару лет спустя венгерские производители представили другую версию прототипа рельсового транспорта, получившего наименование Bzmot 602 и имевшего:
✅ двухсекционную конструкцию
✅ роскошный дизайн
✅ кондиционирование пассажирского салона
Во время его сборки использован улучшенный тип кузова вагона «Икарус 725.01», обеспечивший оптимальное распределение веса машины. Оба демонстрационных образца долгие годы оставались в собственном пользовании компании Ganz MAVAG.

Но в итоге их все же перекрасили и в начале 90-х продали загородному гольф-клубу Palm Resort в Южной Малайзии. Самые же важные события развернулись в мае 1986 года, когда компания КТМВ объявила тендер на закупку новых ж/д вагонов:
✅ пять трехсекционных
✅ пять пятисекционных
✅ общей стоимостью ок. 5 млн долларов
Технику предполагалось использовать для перевозок пассажиров между крупными населенными пунктами и столицей Сингапуром. У венгров имелись однозначные преимущества перед британцами, поэтому в их успехе мало кто сомневался.
Еще одной вехой двухстороннего сотрудничества стало посещение Венгрии в конце июля 1987 года премьер-министром Малайзии Махаткиром Мохамедом. Его сопровождали руководители местных предприятий, побывал он и на заводе Ganz в Будапеште, где убедился, что земляки выбрали правильного поставщика техники.

Уже с ноября месяца того же года компания Ikarus начала поставлять Ganz-MAVAG кузова автобусов, окрашенные в бледно-серебристую полосатую цветовую схему KTMB. Надстройки на вагоны производились на заводе Unique Factory, откуда поставлялись в самый современный сборочный цех железнодорожного предприятия, занимавшийся окончательной доводкой конструкции. Она приобрела ряд отличий от первого прототипа:
✅ уменьшены красные передние фонари
✅ над лобовым стеклом появилось место для отображения пункта назначения
✅ изменились колесная база и расположение дверей
Одностворчатые сместились чуть назад по отношению к кабине машиниста, что поспособствовало лучшему распределению пассажиропотока. А электропневматическая система управления (напряжением 24 В) позволяла формировать составы по СМЕ, соединяя несколько рельсовых автобусов, работающих в сцепном режиме. При этом их управление осуществлялось в одно лицо. Вот отличие 3/5-секционных версий (в скобках – варианты большей составности):
✅ порожняя масса – 51 (80) тонн
✅ количество сидений – 123 (198)
✅ число моторных тележек – 2 (3)
Их предварительные испытания проходили на венгерских станциях Йожефварош и Сольнока. Поставки в Малайзию происходили в течение 1988/89 годов. Причем трехсекционные версии смогли доставить всего лишь за два месяца. Но имелась у марки Bzmot и другая страница истории.
Чехословацкие Bzmot для венгерских дорог
Примерно в тот же период название Bzmot использовалось для чехословацких рельсовых автобусов модели 810. Их поставки стартовали в 1979 году. Экспортные варианты составов получили ряд отличий от исходной конструкции:
✅ рулевое управление, рассчитанное на двух человек
✅ консистентную смазку колес
✅ тормозной цилиндр Knorr
✅ венгерское устройство безопасности
✅ измененный фасад шкафа
Имелись и некоторые другие незначительные корректировки. Например, максимальная скорость движения поезда снизилась до 70 км/ч. Техника предназначалась для перевозки небольшого количества пассажиров на второстепенных линиях ВНР.

Вагоны имеют простую конструкцию, не требующую особого ухода и обслуживания. Это обеспечивает их многолетнюю бесперебойную эксплуатацию. Аналоги таких рельсовых автобусов продолжают активно использоваться на территории Чехии и Словакии. Вот их основные показатели:
✅ длина – 13,97 м
✅ ширина – 3,07 м
✅ высота – 3,5 м
✅ масса – 19 т
✅ выходная мощность – 206 кВт
Производство серии 810 (Bzmot) происходило в 1975-1982 годах. За это время собрано 680 единиц. Экспорт в Венгрию занял период с 1977 по 1986 гг. Туда отправилось 207 составов модифицированного типа, которые находятся в эксплуатации и сегодня.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Новый «Раптор» оказался в четыре раза дешевле предыдущего
Силовая установка кардинально отличается от предыдущих генераций как по характеристикам, так и по конструктивным решениям. Она стала легче, мощнее, надежнее и...

Водительские права без экзамена – теперь в России это легально
Получение водительских прав в России становится все сложнее: новые правила экзаменов в ГИБДД, повышенные требования к пересдаче и высокий процент отказов...

Стартовало серийное производство «компактных» грузовиков «УРАЛ»
Конечно, компактные они только по сравнению с другими серийными моделями. Ведь УРАЛ-80 4x4 – это полноценные среднетоннажники....

«На этот раз точно» – самолеты МС-21 и SJ-100 поднимутся в воздух весной
10 экземпляров уже почти готовы к полету. Еще в два раза больше самолетов будут собраны в ближайшее время....

ПД-8, ПД-14 и не только – последние новости российской авиапромышленности
Российская гражданская авиация вступает в новую эру развития, где ключевую роль играет импортозамещение. После санкционного давления отечественные...

Каждый день с орбиты сходит 4 спутника Starlink, и это нормально
Компания намеренно сжигает аппараты первых поколений. Какие-то части даже долетают до Земли....

УАЗ готовит к выпуску новый внедорожник – брутальный пикап
Этот автомобиль будет выпускаться под брендом Sollers. Речь про модель ST9 – полноразмерный пикап....

Фюзеляж «Ладоги» готов – впереди первый полет
К производству ТВРС-44 подключился Самарский авиационный завод. При условии стабильных поставок комплектующих, машину полностью соберут и поднимут в воздух уже...

Пекин испытал авиационный двигатель, способный разогнать самолет до 20 000 км/ч
В Лос-Анджелес из Шанхая на самолете за полчаса – такую задачу к 2030 году поставили китайские ученые. И они близки к цели: двигатель создан....

Не «заморозили» – названы сроки выхода первой партии самолетов «Байкал»
Похоже, особенности конструкции планируют исправить быстрее, чем изначально предполагалось. Интересно, сможет ЛМС-901 «обогнать» ТВРС-44 по срокам выхода в...

Российский вездеход «Мангуст» – можно выпускать на 100% свою технику
Российский автопром представлен многими брендами, но они тяготеют к использованию зарубежных узлов и агрегатов. Даже хваленый АВТОВАЗ, который имел базу еще с...

КАМАЗ и экономические антироссийские санкции – три года неожиданных успехов
2022 год стал для российского автопрома временем суровых испытаний. Как оказалось, политика и экономика тесно связаны, и никакие партнерские договоры не могут...

Двигатель «китайца» сломался через 35 тысяч пробега – сколько стоил ремонт
У истории автомобиля Exeed, двигатель которого «отказал» через столь незначительный пробег, появилось продолжение. Напомним, машину ввезли по схеме...

Трасса М-12 «Восток» достигнет Екатеринбурга уже летом 2025 года
Строительство идет быстрыми темпами. М-12 «Восток» может стать самым большим инфраструктурным проектом в современной истории России....

АВТОВАЗ запустил новый бренд – под ним будут выпускаться микроавтобусы и фургоны
Похоже, АВТОВАЗ скоро станет зависимым от китайских партнеров. По крайней мере, под новым брендом SKM будут собирать модели из Поднебесной....

Волга 2025 – футуристичный кузов уже готов
Проект по созданию новой Волги 2025 – это инженерная авантюра, сочетающая смелые идеи, сложные технические решения и адаптацию классического советского...