
Единственный сельский троллейбус в Европе: молдавские Солончены (1992-1994)
Я уверен, что у каждого из нас в молодые годы был свой хитовый сон, повторявшийся время от времени. Кто-то просто летал, другой – рассекал по родным улицам на самом крутом автомобиле и т. д. В общем, эдакое эпичное событие, хорошо запоминающееся и поднимающее настроение.
Поделюсь и собственными ощущениями. Мне нередко снилось, что в моем родном железнодорожном поселке пустили… троллейбус! Ну, чтобы вы лучше понимали, его население и в годы советского расцвета не превышало полторы тысячи человек.
Машина, которая курсировала в Солонченах с 1992 по 1994 годы. Фото: youtube.com
Из соседнего небольшого города соляников действительно ходил рейсовый автобус («пазик» или «газелька»). Так вот, в моем сне он удивительным образом трансформировался во вместительную «рогатую технику». И это неизменно вызывало чувство довольства и гордости за свою малую родину.
Конечно, в реальной жизни все это было неосуществимым проектом. Скажу больше, троллейбусное сообщение и в соседнем райцентре смогли организовать с немалым скрипом. В брежневские времена его население колебалось между 80 и 90 тысячами человек. А для рентабельности проекта требовалось не менее 100 000.
Поэтому местные чиновники решили пойти на хитрость, присоединив к райцентру два небольших соседних городка. С того момента они вошли в состав местного совета, население которого искусственно увеличилось до 120 тысяч. Это и открыло зеленую улицу для запуска троллейбуса в конце 60-х.
ЗиУ-682 гораздо органичнее смотрится в городском пейзаже. Фото: youtube.com
Но к концу 80-х правила игры стали понемногу меняться. Тогда больше смотрели не на количество имевшего населения, а на финансовые возможности субъекта, желавшего проложить в своем населенном пункте заветные троллеи. Так о городском электротранспорте могли помышлять не только богатые муниципалитеты небольших населенных пунктов, но даже колхозы-миллионеры.
Другим названием села считается форма Солончень. Оно находится в Резинском районе Молдовы. В состав сельского совета (сегодня – коммуны) входило также небольшое соседнее Тарасово. Население на теперешний момент исчисляется 1,15 тысячи человек. Возникновению же идеи одиозного проекта в середине 80-х содействовало:
✅ наличие процветающего совхоза на территории коммуны
✅ честолюбивые планы и патриотизм местного руководителя
✅ заметная отдаленность производственных мощностей от населенного пункта
Все эти факторы, соединившись воедино, привели к появлению авантюрного проекта – прокладки троллейбусной линии в селе. Председатель с/х предприятия первым высказал идею о возможности запуска такого типа сообщения для перевозки работников совхоза к их трудовым местам и обратно.
Удивительно, но идею в стольном Кишиневе поддержали. Даже местные специалисты разработали проект по прокладке линии между «спальным районом» сельчан и местом их трудоустройства. А вот материальные затраты взял на себя совхоз «Солонченский», приобретя:
✅ контактные провода для будущей линии
✅ необходимое количество опор
✅ измерительное оборудование для подстанции
Когда все комплектующие были доставлены в село, начались подготовительные работы. Они обошлись предприятию-миллионеру в огромную для того времени сумму – 400 тысяч советских рублей. Будущий маршрут протянулся на 2,44 км, от жилого сектора Солончен до полей и молочной фермы. Он проходил мимо:
✅ здания правления
✅ местной школы
✅ сельского клуба и кладбища
Для проведения работ привлекли бригаду опытных ремонтников из молдавской столицы (технический университет). Они смогли грамотно и с соблюдением всех требований безопасной эксплуатации установить опоры воздушной линии электропередач по всей длине трассы. Позже ими же смонтировано оборудование для местной подстанции, питающей всю конструкцию.
В конечном счете на основной сельской дороге появилась вытянутая трасса с открытыми концевыми поворотными кольцами, что обуславливалось принципом выбранной электросхемы. После этого пришло время задуматься о том, где же достать единственную машину, необходимую для работы на вновь построенной линии.
На сельских улицах такая техника была однозначной диковинкой. Фото: youtube.com
В итоге электротранспорт арендовали в кишиневском троллейбусном депо № 2. Выбран экземпляр марки ЗиУ-682В с бортовым номером 2049. Двухсторонний договор обошелся солонченцам в 50 тысяч рублей ежегодно, после чего технику доставили на место.
Диковинный транспорт отбуксировали в совхозный гараж, где он соседствовал с местными грузовиками. Позже его передали для испытаний самому опытному водителю предприятия, предварительно прошедшему подготовку для эксплуатации электротранспорта. А дальше последовал следующий расклад:
✅ курсирование по почти 5-километровому участку (туда и обратно)
✅ шесть рейсов в день
✅ полностью бесплатный проезд
Последний фактор показывал, что приобретенная электротехника носила больше не пассажирский, а служебный характер. Тем не менее каждый из рейсов троллейбуса предназначался для определенной категории клиентов, а на почти 2,5-километровом маршруте было предусмотрено четыре остановки по требованию.
Конечно же подготовительные работы не ограничились обучением водителя, установкой подстанции и прокладкой линии. Для успешной эксплуатации сельского троллейбуса требовалось кое-что еще. Все дело в том, что специфика данного транспорта заключается в том, что при сильных неровностях велика вероятность нарушения контакта токоведущих штанг с линией. А результатом станет остановка техники и манипуляции водителя со слетевшими элементами.
ЗиУ-628В имел 30 посадочных мест и трехдверный кузов. Фото: youtube.com
В таких условиях его работа превратилась бы в каторгу. Поэтому руководству совхоза пришлось позаботиться и о об укладке нового идеального асфальтового покрытия на всем участке движения троллейбуса. После этого можно было смело запускать диковинную для сельской местности машину со следующими характеристиками:
✅ длина – 11,9 м
✅ число мест для сидения – 30
✅ максимальная вместимость – 126 человек
✅ полная масса – 16,5 т
✅ номинальная скорость движения – 55 км/ч
Казалось, что имелись все основания для радости и гордости. Ведь этот проект навсегда вошел в историю как единственный в Европе сельский троллейбус! В планах даже имелось продление линии до соседнего города Резина, находящегося в 13 км от Солончен. Но стоит только напомнить, что подготовительные работы растянулись до начала 90-х, а первый рейс машины состоялся 1 мая 1992 года.
Прошло всего четыре месяца как распалась великая страна. Все теперь независимые республики окунулись в пучину гиперинфляции и повальных невыплат заработанных средств. Не обошел этот процесс и крохотную Молдову.
Еще какое-то время по инерции богатый некогда совхоз смог содержать недешевое хозяйство, но все указывало на то, что данный проект долго не протянет. Даже то, что он просуществовал почти два года являлось однозначной заслугой бывшего директора совхоза «Солонченский» – главного энтузиаста одиозного проекта. После его отставки стало ясно: отмена троллейбусного сообщения – дело ближайшего времени.
Какое-то время оставшийся без работы троллейбус хранился на совхозном машдворе. Фото: youtube.com
Оно и произошло в начале 1994 года. Эксплуатационное предприятие больше не имело ни средств на оплату сильно подорожавшей энергии, ни нужды в экзотической машине. Контактную линию просто демонтировали и продали заинтересованной стороне, а троллейбус на некоторое время «прописался» на совхозном машдворе, рядом с другой техникой предприятия. Позже его все же вернули в Кишинев, где он продолжил использоваться по назначению вплоть до 2006 года.
Поделюсь и собственными ощущениями. Мне нередко снилось, что в моем родном железнодорожном поселке пустили… троллейбус! Ну, чтобы вы лучше понимали, его население и в годы советского расцвета не превышало полторы тысячи человек.

Из соседнего небольшого города соляников действительно ходил рейсовый автобус («пазик» или «газелька»). Так вот, в моем сне он удивительным образом трансформировался во вместительную «рогатую технику». И это неизменно вызывало чувство довольства и гордости за свою малую родину.
Как чужой сон можно сделать реальностью
Конечно, в реальной жизни все это было неосуществимым проектом. Скажу больше, троллейбусное сообщение и в соседнем райцентре смогли организовать с немалым скрипом. В брежневские времена его население колебалось между 80 и 90 тысячами человек. А для рентабельности проекта требовалось не менее 100 000.
Поэтому местные чиновники решили пойти на хитрость, присоединив к райцентру два небольших соседних городка. С того момента они вошли в состав местного совета, население которого искусственно увеличилось до 120 тысяч. Это и открыло зеленую улицу для запуска троллейбуса в конце 60-х.

Но к концу 80-х правила игры стали понемногу меняться. Тогда больше смотрели не на количество имевшего населения, а на финансовые возможности субъекта, желавшего проложить в своем населенном пункте заветные троллеи. Так о городском электротранспорте могли помышлять не только богатые муниципалитеты небольших населенных пунктов, но даже колхозы-миллионеры.
Именно на фоне данных перемен и возникло желание у руководства молдавского села Солончены пустить по своим тесным улочкам настоящий… троллейбус. А в качестве единственной машины выступил арендованный в столице республики агрегат марки ЗиУ-682В-УП.
Другим названием села считается форма Солончень. Оно находится в Резинском районе Молдовы. В состав сельского совета (сегодня – коммуны) входило также небольшое соседнее Тарасово. Население на теперешний момент исчисляется 1,15 тысячи человек. Возникновению же идеи одиозного проекта в середине 80-х содействовало:
✅ наличие процветающего совхоза на территории коммуны
✅ честолюбивые планы и патриотизм местного руководителя
✅ заметная отдаленность производственных мощностей от населенного пункта
Все эти факторы, соединившись воедино, привели к появлению авантюрного проекта – прокладки троллейбусной линии в селе. Председатель с/х предприятия первым высказал идею о возможности запуска такого типа сообщения для перевозки работников совхоза к их трудовым местам и обратно.
Сельскому троллейбусу – быть!
Удивительно, но идею в стольном Кишиневе поддержали. Даже местные специалисты разработали проект по прокладке линии между «спальным районом» сельчан и местом их трудоустройства. А вот материальные затраты взял на себя совхоз «Солонченский», приобретя:
✅ контактные провода для будущей линии
✅ необходимое количество опор
✅ измерительное оборудование для подстанции
Когда все комплектующие были доставлены в село, начались подготовительные работы. Они обошлись предприятию-миллионеру в огромную для того времени сумму – 400 тысяч советских рублей. Будущий маршрут протянулся на 2,44 км, от жилого сектора Солончен до полей и молочной фермы. Он проходил мимо:
✅ здания правления
✅ местной школы
✅ сельского клуба и кладбища
Для проведения работ привлекли бригаду опытных ремонтников из молдавской столицы (технический университет). Они смогли грамотно и с соблюдением всех требований безопасной эксплуатации установить опоры воздушной линии электропередач по всей длине трассы. Позже ими же смонтировано оборудование для местной подстанции, питающей всю конструкцию.
В конечном счете на основной сельской дороге появилась вытянутая трасса с открытыми концевыми поворотными кольцами, что обуславливалось принципом выбранной электросхемы. После этого пришло время задуматься о том, где же достать единственную машину, необходимую для работы на вновь построенной линии.

В итоге электротранспорт арендовали в кишиневском троллейбусном депо № 2. Выбран экземпляр марки ЗиУ-682В с бортовым номером 2049. Двухсторонний договор обошелся солонченцам в 50 тысяч рублей ежегодно, после чего технику доставили на место.
Диковинный транспорт отбуксировали в совхозный гараж, где он соседствовал с местными грузовиками. Позже его передали для испытаний самому опытному водителю предприятия, предварительно прошедшему подготовку для эксплуатации электротранспорта. А дальше последовал следующий расклад:
✅ курсирование по почти 5-километровому участку (туда и обратно)
✅ шесть рейсов в день
✅ полностью бесплатный проезд
Последний фактор показывал, что приобретенная электротехника носила больше не пассажирский, а служебный характер. Тем не менее каждый из рейсов троллейбуса предназначался для определенной категории клиентов, а на почти 2,5-километровом маршруте было предусмотрено четыре остановки по требованию.
Недолгий проект
Конечно же подготовительные работы не ограничились обучением водителя, установкой подстанции и прокладкой линии. Для успешной эксплуатации сельского троллейбуса требовалось кое-что еще. Все дело в том, что специфика данного транспорта заключается в том, что при сильных неровностях велика вероятность нарушения контакта токоведущих штанг с линией. А результатом станет остановка техники и манипуляции водителя со слетевшими элементами.

В таких условиях его работа превратилась бы в каторгу. Поэтому руководству совхоза пришлось позаботиться и о об укладке нового идеального асфальтового покрытия на всем участке движения троллейбуса. После этого можно было смело запускать диковинную для сельской местности машину со следующими характеристиками:
✅ длина – 11,9 м
✅ число мест для сидения – 30
✅ максимальная вместимость – 126 человек
✅ полная масса – 16,5 т
✅ номинальная скорость движения – 55 км/ч
Казалось, что имелись все основания для радости и гордости. Ведь этот проект навсегда вошел в историю как единственный в Европе сельский троллейбус! В планах даже имелось продление линии до соседнего города Резина, находящегося в 13 км от Солончен. Но стоит только напомнить, что подготовительные работы растянулись до начала 90-х, а первый рейс машины состоялся 1 мая 1992 года.
Прошло всего четыре месяца как распалась великая страна. Все теперь независимые республики окунулись в пучину гиперинфляции и повальных невыплат заработанных средств. Не обошел этот процесс и крохотную Молдову.
Еще какое-то время по инерции богатый некогда совхоз смог содержать недешевое хозяйство, но все указывало на то, что данный проект долго не протянет. Даже то, что он просуществовал почти два года являлось однозначной заслугой бывшего директора совхоза «Солонченский» – главного энтузиаста одиозного проекта. После его отставки стало ясно: отмена троллейбусного сообщения – дело ближайшего времени.

Оно и произошло в начале 1994 года. Эксплуатационное предприятие больше не имело ни средств на оплату сильно подорожавшей энергии, ни нужды в экзотической машине. Контактную линию просто демонтировали и продали заинтересованной стороне, а троллейбус на некоторое время «прописался» на совхозном машдворе, рядом с другой техникой предприятия. Позже его все же вернули в Кишинев, где он продолжил использоваться по назначению вплоть до 2006 года.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Капитан Соколов» получил документы и готов к эксплуатации
Футуристичный траулер официально выходит на работу. Он сможет перевозить до 1020 тонн рыбы....

В России остановлен проект по производству деталей реактивных двигателей для самолетов
Речь о строящемся заводе в Санкт-Петербурге. Об изначальных планах и возможных причинах «заморозки» читайте в нашем материале....

Crew-10 поможет вернуться с МКС российскому космонавту, «застрявшему» на орбите
Ракету с пассажирским кораблем уже поставили на стартовый стол. Запуск планируется 12 марта....

МС-21 получил еще один значимый компонент российского производства
Тестирования завершены и они получились довольно-таки зрелищными. Сходными элементами оснастят и другой российский лайнер....

АВТОВАЗ запустил новый бренд – под ним будут выпускаться микроавтобусы и фургоны
Похоже, АВТОВАЗ скоро станет зависимым от китайских партнеров. По крайней мере, под новым брендом SKM будут собирать модели из Поднебесной....

«Белкомур» и «Баренцкомур» – новые перспективные железные дороги России
Этим инфраструктурным проектам уже больше 20-ти лет, но к реализации так и не приступают из-за отсутствия финансирования....

«Не только сигары»: на Кубе начали сборку УАЗ
Первый пробный «Патриот» уже собрали. В ближайшее время начнут полноценное производство....

Первые самолеты «Байкал» поставят заказчикам в 2026 году, но их придется собирать заново
Пока же «вывозить» придется Ан-2. Последние самолеты подвергнут ремоторизации....

Представлен легкий наращиваемый двигатель для самого большого в мире воздушного судна
Эта силовая установка с осевым потоком демонстрирует оптимальное соотношение мощности к весу и предназначена для дирижабля Flying Whales. Более подробно обо...

Где теперь взять компрессию – сделали поршни без колец
Если смотреть на поршень ДВС абстрактно, то он кажется не таким уж и сложным – головка, юбка, кольца и палец, соединяющий его с шатуном. Однако даже...

Airbus готовит к выпуску вертолет с необычным двигателем
Помимо нестандартных моторов у воздушного судна будет еще несколько «сюрпризов». К примеру, автоматическая посадка и взлет....

Инновационный грузовой самолет BETA готов к тестовым полетам
Крупный авиаперевозчик уже заказал 50 экземпляров этого самолета. Параллельно с этим госкомпании занимаются подготовкой инфраструктуры для эксплуатации новых...

«Шишига» или Patrol – кто кого на глубоком снегу?
Зимний оффроуд – это всегда испытание не только для техники, но и для водителей, и этот заезд обещает быть особенно зрелищным. ГАЗ-66, известный в народе как...

Уникальные технологии дорожного строительства – это вам не ямочный ремонт
Иногда технологии дорожного строительства в России радуют. Это когда в месте, где грунтовка, вдруг «вырастает» полноценная многополосная магистраль. Будем...

УАЗ внедрил инновационное оборудование для производства нового «Патриота»
Теперь проектирование и сборка отечественного внедорожника станет еще более быстрой и экономной. Впоследствии технологию будут использовать для других моделей....

Соболь и компания – 12 новых хитов российского транспорта
Горьковский автозавод продолжает удивлять автолюбителей и профессионалов рынка коммерческого транспорта. В новом выпуске на YouTube-канале «MotorProject»...