Jensen FF – первый серийный полноприводный автомобиль для хороших дорог
133

Jensen FF – первый серийный полноприводный автомобиль для хороших дорог

Среди автомобильных брендов нередко встречаются позабытые. Среди них можно найти и британскую марку Jensen. Казалось бы, что в ней такого, чтобы вспоминать? А ведь именно под этим брендом появился первый полноприводный легковой автомобиль.


Не из тех, конечно, которые предназначались для бездорожья или имели хотя бы повышенную проходимость. Нет, Jensen FF, герой сегодняшней статьи, получил колесную формулу 4х4 исключительно ради спортивной сущности.

Заодно разберемся в истории неизвестного для большинства российских водителей производителя. А ведь он достаточно недавно покинул мировую арену – первое банкротство случилось только в 1976 года. Потом бренд возвращался несколько раз, но выпускал он совсем другие машины.

Jensen FF – первый серийный полноприводный автомобиль для хороших дорогJensen FF – это стальной автомобиль без пластиковых бамперов. Фото: youtube.com

Последний раз компания под названием Jensen International Automotive напомнила о себе в 2010 году. Тогда она возродилась в очередной раз, но уже для того, чтобы скупать и восстанавливать старые автомобили Jensen. Не просто так, естественно, а ради заработка.

История бренда


Началось все в далеком 1926 году. Именно тогда два брата Дженсен из английского городка Вест Бромвич приобрели один на двоих автомобиль. Им стал Austin 7. «Малютка Остин», как его называли, был самой популярной моделью на британских островах в 1920-х.

Но скоро автомобиль стал казаться слишком заурядным. А братьям, Алану и Ричарду, хотелось индивидуальности. Поэтому они решили переделать модель в соответствии со своими вкусами.

Их детище получило:

✅ Удлиненный кузов
✅ Зауженную переднюю часть
✅ Почти все оригинальные внешние панели

Все работы братья делали вдвоем, неистово выколачивая киянками листы металла, придавая им нужные формы. А уже через полгода у мужчин был новый автомобиль, привлекающий внимание на дорогах.

Austin 7 был простым и непримечательным автомобилем. Фото: youtube.com

В том же 1926 году странную машину увидел профессионал – инженер бренда Standard. Он сразу смекнул, что такие специалисты фирме пригодятся, и предложил братьям работу в цеху по производству кузовов. Тем более, что делали их там для подразделения Avon, а последние занимались компактными спортивными моделями.

Проработав буквально несколько лет, братья Дженсен «сколотили» небольшой стартовый капитал. Они решили рискнуть, создав в 1929 году собственную кузовную мастерскую.

Несколько лет ушло на то, чтобы «сделать себе имя». А в 1934 году, выкупив завод разорившейся компании Smith, братья стали почти полноценными производителями.

Они сотрудничали с брендом Ford, устанавливая на их шасси свои оригинальные кузова. В итоге получались уникальные машины для богатых, а главное эксцентричных людей.

Первая попытка


Поставили полный привод на легковой автомобиль как-то стихийно и случайно. В 1962 году было решено сделать модели Jensen более мощными и спортивными. Тогда разработали C-V8 с моторами V8 и АКПП марки Chrysler.

Jensen C-V8 уже впечатлял мощностью двигателей. Фото: youtube.com

Мотор пугал экономных европейцев, только недавно полностью оправившихся от последствий войны. Объем силового агрегата составлял сначала 5,9, а потом 6,3 литра, развивая мощность в 305 и 330 л. с. соответственно. Он даже получил собственное название – Golden Commando. Система питания у мотора с двумя карбюраторами.

В паре с двигателем работала безальтернативная автоматическая трехступенчатая коробка передач. Никаких «механик» изначально не предусматривалось, ведь это был престижный автомобиль для избранных. Да и стоил он почти как Aston Martin DB4 – 3 400 фунтов стерлингов, всего на сотню дешевле.

Именно желание как-то выделиться среди именитых конкурентов и побудило внедрить систему полного привода на Jensen C-V8. Идея пришла инженерам в голову, когда они изучали болиды Формулы-1. Ведь полный привод в начале 1960-х применять стали именно там. И не для проходимости, а ради лучшей управляемости и старте с места.

В 1965 году дебютировал первый полноприводный прототип – Jensen C-V8 4х4. Этот автомобиль не собирались запускать в серийное производство, так как базовую модель уже планировали снимать с конвейера.

Jensen Interceptor


Именно этот автомобиль и стал основой для полноприводной версии. Interceptor образца 1966 года – это возрожденная модель производство которой было прекращено 9 лет до этого, но в этот раз кузов был не из стеклопластика, а стальной.

Именно на основе Jensen Interceptor решили сделать полноприводную модель. Фото: youtube.com

Дизайн решили разрабатывать не самостоятельно, а в сотрудничестве с итальянскими мастерами из известного в те годы ателье Touring. Изначально даже планировалось, что кузова будут поставлять прямо из этой солнечной страны. Но потом посчитали, что это невыгодно финансово, и все оборудование перевезли в Англию, на завод производителя.

Изначально Jensen Interceptor оснащался двигателями с объемами 5,9 и 6,3 литра – точно такими же, как у модели C-V8. Но потом, чтобы выделиться, под капот внедрили мотор Chrysler Magnum. Этот силовой агрегат имел объем в 7,2 литра при мощности в 290 л. с.

Подобный двигатель поражал воображение экономных европейцев. Он просто насмехался над обывателями, понимающими, что Jensen Interceptor предназначен только для «сильных мира сего». Тем более, что даже средний расход топлива был больше 20 литров на 100 км пробега.

Зато разгонялся тяжелый автомобиль до первой «сотни» всего за 6,5 секунды. И это с архаичной трехступенчатой коробкой передач, благодаря крутящему моменту в 515 Нм и четырехкамерному карбюратору.

Салон Jensen Interceptor радовал традиционной британской солидностью. Фото: youtube.com

Для такого эксклюзива, Jensen Interceptor стал коммерчески успешной моделью. Всего было выпущено более 5,5 тысячи автомобилей.

Jensen FF


Одновременно с Interceptor производитель наконец выпускает полноприводный серийный спортивный автомобиль. Это модель FF, которая внешне почти не отличалась от Interceptor. Последнее неудивительно – ведь шасси у машин одно.

Единственная деталь, по которой можно было отличить версию 4х4 внешне – это двойные воздухозаборники на передних крыльях. У моноприводного автомобиля они одинарные. И еще Jensen FF выпускались исключительно в кузове купе. Никаких седанов и кабриолетов в гамме модели не имелось.

Еще одно отличие – полноприводное купе было на 127 мм длиннее. Но внешне это в глаза не бросалось. Связано это с серьезными отличиями в ходовке. Система полного привода в стандартную базу не поместилась.

Именно в названии модели и заложена аббревиатура, дающая отсылку на полный привод. FF – это Ferguson Formula. Данная система позиционировалась аналогичной той, что устанавливалась на гоночные болиды.

Под капотами Jensen FF были только двигатели V8. Фото: youtube.com

Именно полный привод Jensen FF считается первым в мире серийным для спортивных гражданских автомобилей. Даже Subaru со своей инновационной моделью Leone опоздали на 5 лет.

Минусы FF


В отличие от Interceptor, полноприводный автомобиль популярным не стал. Он стоил в среднем на 30% дороже. Ничего не поделаешь – инновации технического прогресса и новая система.

Поэтому всего было собрано 320 или 330 автомобилей. И дело не только в том, что они оказались дороже. Просто конструктивно Jensen FF был так устроен, что мог выпускаться лишь с правым расположением руля. А ведь основные рынки сбыта во второй половине 1960-х были за пределами Англии.

Огромное заднее стекло Jensen FF обеспечивает отличный обзор назад. Фото: youtube.com

Полный привод был еще недоработанным – он периодически ломался, а чинить его никто толком не умел. Это тоже сыграло свою роль.

«Добил» Jensen FF, как и одноплатформенный Interceptor, топливный кризис 70-х. Даже бренды из США были вынуждены отказаться от ряда мощных моделей. Что уж говорить о полноприводном «британце», который стоил дороже автомобилей класса GT от более именитых производителей.

Но небольшая часть выпущенных Jensen FF сохранилась до наших дней. Эта модель считается эксклюзивной и ценится среди коллекционеров.
А вам нравятся модели марки Jensen?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас