
Трамвай Birney safety car: плюсы конструкции, превратившиеся в недостатки
Некоторые склонны воспринимать трамвай как нечто среднее между автомобилем и поездом. Это и не удивительно, ведь этот городской транспорт имеет черты как одного, так и другого. Хотя он и движется по ж/д колее, но конструктивно сильно напоминает троллейбус или автобус.
Скажем больше, первые односекционные трамваи и вовсе имели минимум отличий от своих безрельсовых коллег. Вот только их история уходит своими корнями вглубь веков, потому что железнодорожные модели появились намного раньше, чем конструкции с ДВС.
Трамвайный вагон Birney safety car (1916-1930 гг.). Фото: youtube.com
Одним из представителей древней плеяды городского ж/д транспорта можно считать стартовавший 115 лет назад американский проект Birney safety car. Над ним потрудились как сам Чарльз О. Бирни, так и Джозеф М. Бозенбери.
Оба конструктора начали работать над идеей односекционного трамвая с электроприводом после 1910 года. Спустя пять лет они уже подали заявку для того, чтобы получить патент на новую конструкцию. В период между 1917/19 гг. их запрос был удовлетворен. Сейчас сложно судить, кто из создателей внес большую лепту в появление новинки городского транспорта, хотя некоторые и приписывают эту почетную роль Бирни.
Прежде всего потому, что он являлся инженером фирмы Stone & Webster, в то время уже имевшей многочисленные патенты на конструкции, связанные с железнодорожной отраслью. Так или иначе, но совместные усилия инженеров привели к рождению новой модели рельсового транспорта.
Конечно, как и в случае с более поздними проектами компании РСС, основными покупателями Birney оказались муниципалитеты крупных американских городов. Со временем довольно успешная и востребованная для своего времени конструкция отправилась и на экспорт. Прежде всего, в соседнюю Мексику. Ее преимуществами стали:
✅ простота
✅ доступная и недорогая эксплуатация
✅ компактность
Последнее оказалось как нельзя кстати, прекрасно подходя как для городских трамвайных линий, так и междугороднего сообщения. Ведь они часто проходили при оживленном и довольно плотном уличном потоке безрельсового транспорта.
Вариант, используемый в конструкции Birney safety car, появился еще в конце XIX века, но американцы смогли придать ему оптимальную устойчивость и прекрасный функционал. Вот что имелось на выходе:
✅ одиночная тележка
✅ длина – 28 футов (9,14 метра)
✅ вместимость – более 30 пассажиров
Путешествующие на данной конструкции могли разместиться с неплохим комфортом, если оценивать по состоянию мирового городского транспорта столетней давности. Трамвай получил одновременно два двигателя. Такое решение не только повлияло на повышенную мощность.
В настоящее время сохранено несколько экземпляров на ходу. Фото: youtube.com
Учитывая компактность конструкции и ее небольшой вес, юркий вагончик приобрел отличное для 20-х годов прошлого века ускорение. К тому же управлять таким простым типом мог всего лишь один водитель, без какого-либо помощника.
Но причиной первоначального успеха, растянувшегося на несколько лет, стала не только взвешенная конструкция, а и бренд, стоявший за ней. Речь идет об American Car Company, технически производившей трамвай. Она принадлежала JG Brill Company, крупнейшему на американском континенте создателю междугородных и городских вагонов.
Именно на этих мощностях и производилось большинство единиц Birney safety car, хотя были задействованы и другие предприятия также. В целом же, успеху проекта содействовало сразу три фактора:
✅ взвешенная и простая конструкция
✅ непререкаемый авторитет основного производителя
✅ грамотно подготовленная реклама
Именно благодаря последней о новом дизайне стало известно широкой публике. И такая информированность очень благоприятно сказать на уровнях продаж, обеспечив им резкий скачок. Вот пример одного из главных рекламных роликов, демонстрировавших улучшенные качества и перспективность техники. Их сопровождало краткое описание основных преимуществ:
Такой грамотный маркетинговый подход не заставил долго ждать результатов. Новинку с удовольствием закупали многие известные американские междугородние перевозчики. А одним из основных клиентов стала компания Terre Haute, Indianapolis & Eastern Traction Company.
Она сделала ставку на Birney, оснастив этими компактными вагончиками всю свою уличную сеть в Терре-Хоте (штат Индиана). Это привело к тому, что объемы производства в первые годы выпуска трамвая постоянно росли:
✅ 1916 год – 187 экземпляров
✅ 1920 год – пиковый уровень, достигший 1699 штук
✅ за 4-летний период собрано около 4200 единиц Birney safety car
Популярность вагончиков Birney в то время неизменно росла. Ведь потенциальные клиенты видели их выгоду сразу в нескольких отношениях: к довольно высокой надежности присоединялись также доступная цена и очень низкие расходы на техническое обслуживание подвижного состава.
Birney safety car имел легкую, но проблемную тележку. Фото: youtube.com
В некотором смысле эти простые конструкции столетней давности стали предшественниками более серьезной техники. А именно – трамваев Президентского комитета конференции (РСС), создаваемых в 30-х годах прошлого века.
Birney safety car успешно собирались, оставаясь в свое время одной из ведущих городских моделей от JG Brill Company. И хотя позже компанией был спроектирован сочлененный тип, именно одиночные вагоны считались наиболее успешной и востребованной у клиентов версией.
И не только в самих Соединенных Штатах. Трамвайное сообщение постепенно развивалось и в соседней Мексике. Не имевшей, однако, собственной достойной модели городского рельсового транспорта. Поэтому закупка у США недорогого и надежного Birney safety car для местных систем стало оптимальным решением.
Неплохой уют для начала 20-х прошлого столетия. Фото: youtube.com
А эксплуатация простых одиночных конструкций растянулась на долгие десятилетия. Так, к примеру, трамвай Birney с бортовым номером #21 находился у компании Cooperativa de Transportes Urbanos Y Suburbanos (TUS) рекордный срок. На улицах мексиканского Веракруса его можно было увидеть вплоть до 12 сентября 1966 года.
К сожалению, все плюсы конструкции Birney safety car со временем перешли в минус, приведя к краху производства. Имея всего лишь одну тележку (обеспечивавшую простоту, низкий вес и хорошую управляемость) трамвай был склонен соскальзывать с рельсов.
Также малый вес конструкции, по мере ухудшения состояния дорожного полотна, стал приводить к жесткой езде. Это не только делало некомфортной поездку, но и негативно влияло на само транспортное средство и срок его эксплуатации. К тому же, на тот момент многие линии просто не могли позволить себе провести глубокое обслуживание.
Так случилось, что выдающиеся черты американской техники оказались путем, ведущим к ее закату. Еще одним неприятным моментом стало то, что Birney safety car абсолютно не подходил для эксплуатации во время снежной зимы. Даже при не очень высоком слое покрова он мог легко застрять, превратившись из надежной в довольно проблемную технику.
Birney safety car и сегодня готов прокатить желающих. Фото: youtube.com
Поэтому интерес покупателей стал резко снижаться. Многие предпочитали более дорогие альтернативы, но с лучшими эксплуатационными показателями. Так к 1930 году производство трамваев Birney safety car было полностью прекращено. За все время успели собрать ок. 6000 односекционных версий.
Скажем больше, первые односекционные трамваи и вовсе имели минимум отличий от своих безрельсовых коллег. Вот только их история уходит своими корнями вглубь веков, потому что железнодорожные модели появились намного раньше, чем конструкции с ДВС.

Одним из представителей древней плеяды городского ж/д транспорта можно считать стартовавший 115 лет назад американский проект Birney safety car. Над ним потрудились как сам Чарльз О. Бирни, так и Джозеф М. Бозенбери.
Рождение простой односекционной конструкции
Оба конструктора начали работать над идеей односекционного трамвая с электроприводом после 1910 года. Спустя пять лет они уже подали заявку для того, чтобы получить патент на новую конструкцию. В период между 1917/19 гг. их запрос был удовлетворен. Сейчас сложно судить, кто из создателей внес большую лепту в появление новинки городского транспорта, хотя некоторые и приписывают эту почетную роль Бирни.
Прежде всего потому, что он являлся инженером фирмы Stone & Webster, в то время уже имевшей многочисленные патенты на конструкции, связанные с железнодорожной отраслью. Так или иначе, но совместные усилия инженеров привели к рождению новой модели рельсового транспорта.
Производство трамвая Birney safety car началось в 1916 году. Оно пришлось на важный момент развития отрасли. Поэтому новинка составила серьезную конкуренцию другим образцам, курсирующим по городским и междугородним линиям.
Конечно, как и в случае с более поздними проектами компании РСС, основными покупателями Birney оказались муниципалитеты крупных американских городов. Со временем довольно успешная и востребованная для своего времени конструкция отправилась и на экспорт. Прежде всего, в соседнюю Мексику. Ее преимуществами стали:
✅ простота
✅ доступная и недорогая эксплуатация
✅ компактность
Последнее оказалось как нельзя кстати, прекрасно подходя как для городских трамвайных линий, так и междугороднего сообщения. Ведь они часто проходили при оживленном и довольно плотном уличном потоке безрельсового транспорта.
Вариант, используемый в конструкции Birney safety car, появился еще в конце XIX века, но американцы смогли придать ему оптимальную устойчивость и прекрасный функционал. Вот что имелось на выходе:
✅ одиночная тележка
✅ длина – 28 футов (9,14 метра)
✅ вместимость – более 30 пассажиров
Путешествующие на данной конструкции могли разместиться с неплохим комфортом, если оценивать по состоянию мирового городского транспорта столетней давности. Трамвай получил одновременно два двигателя. Такое решение не только повлияло на повышенную мощность.

Учитывая компактность конструкции и ее небольшой вес, юркий вагончик приобрел отличное для 20-х годов прошлого века ускорение. К тому же управлять таким простым типом мог всего лишь один водитель, без какого-либо помощника.
Ранняя популярность и востребованность
Но причиной первоначального успеха, растянувшегося на несколько лет, стала не только взвешенная конструкция, а и бренд, стоявший за ней. Речь идет об American Car Company, технически производившей трамвай. Она принадлежала JG Brill Company, крупнейшему на американском континенте создателю междугородных и городских вагонов.
Именно на этих мощностях и производилось большинство единиц Birney safety car, хотя были задействованы и другие предприятия также. В целом же, успеху проекта содействовало сразу три фактора:
✅ взвешенная и простая конструкция
✅ непререкаемый авторитет основного производителя
✅ грамотно подготовленная реклама
Именно благодаря последней о новом дизайне стало известно широкой публике. И такая информированность очень благоприятно сказать на уровнях продаж, обеспечив им резкий скачок. Вот пример одного из главных рекламных роликов, демонстрировавших улучшенные качества и перспективность техники. Их сопровождало краткое описание основных преимуществ:
Сервис Birney Safety Car создает деловую репутацию, которая ставит железнодорожную компанию в наилучшее положение для получения более высокой нормы прибыли.
Такой грамотный маркетинговый подход не заставил долго ждать результатов. Новинку с удовольствием закупали многие известные американские междугородние перевозчики. А одним из основных клиентов стала компания Terre Haute, Indianapolis & Eastern Traction Company.
Она сделала ставку на Birney, оснастив этими компактными вагончиками всю свою уличную сеть в Терре-Хоте (штат Индиана). Это привело к тому, что объемы производства в первые годы выпуска трамвая постоянно росли:
✅ 1916 год – 187 экземпляров
✅ 1920 год – пиковый уровень, достигший 1699 штук
✅ за 4-летний период собрано около 4200 единиц Birney safety car
Популярность вагончиков Birney в то время неизменно росла. Ведь потенциальные клиенты видели их выгоду сразу в нескольких отношениях: к довольно высокой надежности присоединялись также доступная цена и очень низкие расходы на техническое обслуживание подвижного состава.

В некотором смысле эти простые конструкции столетней давности стали предшественниками более серьезной техники. А именно – трамваев Президентского комитета конференции (РСС), создаваемых в 30-х годах прошлого века.
Birney safety car успешно собирались, оставаясь в свое время одной из ведущих городских моделей от JG Brill Company. И хотя позже компанией был спроектирован сочлененный тип, именно одиночные вагоны считались наиболее успешной и востребованной у клиентов версией.
И не только в самих Соединенных Штатах. Трамвайное сообщение постепенно развивалось и в соседней Мексике. Не имевшей, однако, собственной достойной модели городского рельсового транспорта. Поэтому закупка у США недорогого и надежного Birney safety car для местных систем стало оптимальным решением.

А эксплуатация простых одиночных конструкций растянулась на долгие десятилетия. Так, к примеру, трамвай Birney с бортовым номером #21 находился у компании Cooperativa de Transportes Urbanos Y Suburbanos (TUS) рекордный срок. На улицах мексиканского Веракруса его можно было увидеть вплоть до 12 сентября 1966 года.
Преимущества, вдруг превратившиеся в недостатки
К сожалению, все плюсы конструкции Birney safety car со временем перешли в минус, приведя к краху производства. Имея всего лишь одну тележку (обеспечивавшую простоту, низкий вес и хорошую управляемость) трамвай был склонен соскальзывать с рельсов.
Также малый вес конструкции, по мере ухудшения состояния дорожного полотна, стал приводить к жесткой езде. Это не только делало некомфортной поездку, но и негативно влияло на само транспортное средство и срок его эксплуатации. К тому же, на тот момент многие линии просто не могли позволить себе провести глубокое обслуживание.
Так случилось, что выдающиеся черты американской техники оказались путем, ведущим к ее закату. Еще одним неприятным моментом стало то, что Birney safety car абсолютно не подходил для эксплуатации во время снежной зимы. Даже при не очень высоком слое покрова он мог легко застрять, превратившись из надежной в довольно проблемную технику.

Поэтому интерес покупателей стал резко снижаться. Многие предпочитали более дорогие альтернативы, но с лучшими эксплуатационными показателями. Так к 1930 году производство трамваев Birney safety car было полностью прекращено. За все время успели собрать ок. 6000 односекционных версий.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Капитан Соколов» получил документы и готов к эксплуатации
Футуристичный траулер официально выходит на работу. Он сможет перевозить до 1020 тонн рыбы....

В России остановлен проект по производству деталей реактивных двигателей для самолетов
Речь о строящемся заводе в Санкт-Петербурге. Об изначальных планах и возможных причинах «заморозки» читайте в нашем материале....

Crew-10 поможет вернуться с МКС российскому космонавту, «застрявшему» на орбите
Ракету с пассажирским кораблем уже поставили на стартовый стол. Запуск планируется 12 марта....

МС-21 получил еще один значимый компонент российского производства
Тестирования завершены и они получились довольно-таки зрелищными. Сходными элементами оснастят и другой российский лайнер....

АВТОВАЗ запустил новый бренд – под ним будут выпускаться микроавтобусы и фургоны
Похоже, АВТОВАЗ скоро станет зависимым от китайских партнеров. По крайней мере, под новым брендом SKM будут собирать модели из Поднебесной....

«Не только сигары»: на Кубе начали сборку УАЗ
Первый пробный «Патриот» уже собрали. В ближайшее время начнут полноценное производство....

Первые самолеты «Байкал» поставят заказчикам в 2026 году, но их придется собирать заново
Пока же «вывозить» придется Ан-2. Последние самолеты подвергнут ремоторизации....

«Белкомур» и «Баренцкомур» – новые перспективные железные дороги России
Этим инфраструктурным проектам уже больше 20-ти лет, но к реализации так и не приступают из-за отсутствия финансирования....

Казанские инженеры продлили срок службы российских авиадвигателей
Теперь ресурс отечественных силовых установок значительно увеличится, как и срок до капитального ремонта. Осталось только поставить разработку «на поток»....

Представлен легкий наращиваемый двигатель для самого большого в мире воздушного судна
Эта силовая установка с осевым потоком демонстрирует оптимальное соотношение мощности к весу и предназначена для дирижабля Flying Whales. Более подробно обо...

Airbus готовит к выпуску вертолет с необычным двигателем
Помимо нестандартных моторов у воздушного судна будет еще несколько «сюрпризов». К примеру, автоматическая посадка и взлет....

Где теперь взять компрессию – сделали поршни без колец
Если смотреть на поршень ДВС абстрактно, то он кажется не таким уж и сложным – головка, юбка, кольца и палец, соединяющий его с шатуном. Однако даже...

Инновационный грузовой самолет BETA готов к тестовым полетам
Крупный авиаперевозчик уже заказал 50 экземпляров этого самолета. Параллельно с этим госкомпании занимаются подготовкой инфраструктуры для эксплуатации новых...

«Шишига» или Patrol – кто кого на глубоком снегу?
Зимний оффроуд – это всегда испытание не только для техники, но и для водителей, и этот заезд обещает быть особенно зрелищным. ГАЗ-66, известный в народе как...

Уникальные технологии дорожного строительства – это вам не ямочный ремонт
Иногда технологии дорожного строительства в России радуют. Это когда в месте, где грунтовка, вдруг «вырастает» полноценная многополосная магистраль. Будем...

УАЗ внедрил инновационное оборудование для производства нового «Патриота»
Теперь проектирование и сборка отечественного внедорожника станет еще более быстрой и экономной. Впоследствии технологию будут использовать для других моделей....