
Аны, Яки, Илы, Ту – советские самолеты летают до сих пор?
О некоторых пассажирских самолетах, разработанных десятки лет назад, «перелопачена» куча информации. Кажется, уже и сказать нечего: такие самолеты – разве что на металлолом. Например, Ан-2, выпущен в 1947-м, Ан-24 – в 1959-м. В 60-е, 70-е были сконструированы в СССР «Яки», «Тушки», «Илы». Тем не менее некоторые машины до сих пор остаются в строю. И если не в России, то за рубежом. Впрочем, и у нас продукция, разработанная советским авиапромом, тоже кое-где летает.
Например, появляются сообщения, что «кукурузники», как и раньше, летают на некоторых местных авиалиниях. Более того: открываются новые маршруты, которые обслуживает, мягко говоря, старый самолет.
«Аннушка» – простой самолет: запустить движок можно и веревкой. Фото: YouTube.com
И не только он: часть перевозчиков по-прежнему эксплуатирует советскую авиатехнику, о которой многие уже забыли. Так где же она летает?
Маршрут, на котором последний раз летали самолеты 30 лет назад, вновь открылся. Речь идет о перевозке пассажиров, грузов из Омска в Усть-Ишим и обратно. Добраться туда можно и по земле (450 км). Однако грядущий путь дорогой назвать очень трудно. В то время, как по воздуху протяженность маршрута составит 330 км.
Ан-2: летом – шасси, зимой – лыжи. Фото: YouTube.com
Здесь стоит воздать честь и хвалу местным властям, которые каким-то образом уберегли взлетно-посадочную полосу, которая после небольшого ремонта вновь стала функционировать. Рейсы выполняет госкомпания «Аэропром» (сертификат на коммерческие перевозки получен ГК в 2023-м году). Кстати, она озаботилась восстановлением и других местных линий в Сибири.
Расшифровывается, как Второй Архангельский объединенный авиационный отряд. Компании уже более полувека; и все это время она занимается грузопассажирскими перевозками, осуществляемыми между небольшими поморскими населенными пунктами. Машины садятся в чистом поле, зимой используются лыжи. На большинство маршрутов билеты продают за две недели до полета. И то не факт, что вы сядете на самолет и вернетесь, когда понадобится. В северной глуши застрять на пару деньков – это запросто.
Потрепанный «кукурузник» от 2АОАО сел в приморском селе Несь. Фото: YouTube.com
Попав в АН-2, о комфорте можно забыть сразу. Сидеть придется на чем-то типа лавок, обшитых дерматином. В проходе – багаж: сумки, коробки, мешки и т. п. Если удалось нормально пристроить ноги – значит, повезло.
Наши пассажиры ко всему привыкшие... Фото: YouTube.com
Дверь в пилотскую кабину постоянно открыта. Зато можно полюбоваться красивейшими северными пейзажами. Правда снимать их из иллюминатора непросто: стекла поцарапаны, кое-где замутнены.
Компания, выполняющая коммерческие рейсы в Забайкальском крае. На Ан-2 по некоторым направлениям перевозки возобновлены с 16 апреля 2024-го года. В основном маршруты связаны с Читой, но есть и между небольшими населенными пунктами.
Но не все так плохо: в Ан-2 бывают и VIP-салоны! Фото: YouTube.com
Наиболее недорогой билет (в Кыру) предлагают за 2100 руб. На официальном сайте предоставлено расписание с рейсами на Ан-2 до конца текущего года.
Здесь «кукурузник» задействован почти на всех маршрутах. Все они связаны с вылетами из Нарьян-Мара до нескольких небольших населенных пунктов.
А северные пейзажи действительно восхищают. Фото: YouTube.com
Самый дешевый билет – из одной деревни в другую стоит 1700 руб., наиболее дорогой – 11070 руб. Для полетов еще используется Ми-8АМТ, Т и МТВ. При этом в арсенале компании – почти триста маршрутов!
Машину впервые выкатили за ворота сборочного цеха в 1959-м году. Одна из компаний, продолжающих эксплуатацию машины – «Алроса». В разделе «Наш флот» на официальном сайте перевозчик на первом месте гордо расположил Boeing-737-700 и 800. Однако дальше идет «старичок» Ан-24РВ, эконом-класс которого вмещает 44 пассажира. Самолет совершает рейсы по Якутии.
Помимо Ан-24 перевозчик использует Ан-26 и Як-42. Небольшие самолеты летают В Сибири по местным маршрутам. При этом стоимость билетов все время растет. Если в 2020-м из Красноярска в Барнаул можно было слетать за 4 тыс. руб., то сегодня билет стоит от 6 тыс. 500 руб.
Ан-24 в фирменной раскраске от «КрасАвиа» ждет пассажиров. Фото: YouTube.com
Кроме «КрасАвиа», Ан-24 эксплуатирует перевозчик «Полярные авиалинии», иркутская компания «ИрАэро», машины летают в Хабаровске и на Чукотке, Ханты-Мансийском АО и Новосибирске.
Первый из них выпущен в 1966-м, эксплуатация второго стартовала в 1980-м. Як-40, который не очень-то любили авиаперевозчики (из-за непомерного расхода керосина), встретить можно не так часто. Больше всего этих машин в Вологодском авиаотряде.
Як-40 некоторые летчики шутливо называли «окурком». Фото: YouTube.com
Самолеты осуществляют рейсы в столицу и Санкт-Петербург. Всего шесть единиц техники: Як-42 и Як-42Д. Последний может летать на большее расстояние, по сравнению с первым.
Действующих машин осталось не так много. По одному борту – у авиакомпаний «Алроса» и «Меридиан», пара самолетов в собственности СибНИА. И еще одна машина принадлежит перевозчику «Космос».
Ту-134Б-3 от «Алроса», 2019-й год. Фото: YouTube.com
Но попасть на этот Ту-134 не так просто: 1 раз в неделю он перевозит военных из Архангельска на Новую Землю. Последняя входит в пограничную зону РФ.
Массовый выпуск самолета прекратился в 2013-м году. С 1970-го произведено 998 (по другим данным 1026) единиц техники. Официально последний рейс машина, собранная в 1992-м и принадлежащая авиаперевозчику «Алроса», совершила 28 октября в 2020-м. Это был перелет из Мирного в Новосибирск.
Ту-154М последний раз принимает на борт пассажиров. Фото: YouTube.com
На сегодня известно, что все-таки несколько машин осталось у военных и федеральных ведомств. Речь идет о модернизированной версии Ту-154М. От стандартного самолета данная модель отличается повышенной дальностью – 3900 км (вместо 2600 км). Несколько лайнеров долгое время эксплуатировались в Болгарии, Польше, Чехии и Словакии. Еще известно о летающих машинах в Северной Корее и Сирии. Но даже там Ту-154 встречается нечасто.
Самый популярный из них Ил-18 в России уже не летает. Последний борт за №75713, был зарегистрирован в аэропорту «Талаги» (Архангельск). Осенью 2018 года машина, совершая рейс в Нарьян-Мар, выкатилась со взлетно-посадочной полосы, получив повреждения. С тех пор о судьбе самолета Ил-18Д ничего не известно.
Ил-18 в Магадане. Фото: YouTube.com
Ил-62: первый полет машина совершила в 1963-м, в эксплуатацию была введена в 1967-м. Здесь слово «последний» можно употребить несколько раз. Машина стала «лебединой песней» легендарного конструктора Сергея Ильюшина. А для известного летчика-испытателя Коккинаки – последним «тестом». Производство Ил-62 закончилось в 2009-м году: всего выпущено 289 единиц техники.
На сегодня известно, что машина востребована у российских военных. Пару лет назад один Ил-62, выполняющий грузоперевозки, был зарегистрирован в Белоруссии (компания Rada Airlines). Также четыре самолета продолжают обслуживать правительство Северной Кореи. Несколько лайнеров есть в летном спецотряде «Россия».
С одной стороны, берет гордость за советскую авиацию. Машины, которым далеко не один десяток лет, продолжают перевозить грузы и пассажиров. Однако, ресурс даже самой надежной техники не бесконечен.
Для Ан-2 скоро не станет хватать запчастей. В СССР и РФ их уже давно не производят. Польша, снабжавшая «кукурузниками» и запчастями к ним Советский Союз, больше этого делать не собирается, а китайские детали нужно еще сертифицировать.
Ил-62М когда-то был флагманским лайнером СССР. Фото: YouTube.com
Второй момент – а что взамен? Раз используют «старичков», значит новые лайнеры до сих пор не готовы или их очень мало. Остается только надеяться, что российские конструкторы и авиапредприятия ускорятся в плане завершения проектов и наращивания производств. А то жителям Сибири и Севера РФ придется опять пересаживаться на оленей…
Например, появляются сообщения, что «кукурузники», как и раньше, летают на некоторых местных авиалиниях. Более того: открываются новые маршруты, которые обслуживает, мягко говоря, старый самолет.

И не только он: часть перевозчиков по-прежнему эксплуатирует советскую авиатехнику, о которой многие уже забыли. Так где же она летает?
Ан-2
Маршрут, на котором последний раз летали самолеты 30 лет назад, вновь открылся. Речь идет о перевозке пассажиров, грузов из Омска в Усть-Ишим и обратно. Добраться туда можно и по земле (450 км). Однако грядущий путь дорогой назвать очень трудно. В то время, как по воздуху протяженность маршрута составит 330 км.

Здесь стоит воздать честь и хвалу местным властям, которые каким-то образом уберегли взлетно-посадочную полосу, которая после небольшого ремонта вновь стала функционировать. Рейсы выполняет госкомпания «Аэропром» (сертификат на коммерческие перевозки получен ГК в 2023-м году). Кстати, она озаботилась восстановлением и других местных линий в Сибири.
2АОАО
Расшифровывается, как Второй Архангельский объединенный авиационный отряд. Компании уже более полувека; и все это время она занимается грузопассажирскими перевозками, осуществляемыми между небольшими поморскими населенными пунктами. Машины садятся в чистом поле, зимой используются лыжи. На большинство маршрутов билеты продают за две недели до полета. И то не факт, что вы сядете на самолет и вернетесь, когда понадобится. В северной глуши застрять на пару деньков – это запросто.

Попав в АН-2, о комфорте можно забыть сразу. Сидеть придется на чем-то типа лавок, обшитых дерматином. В проходе – багаж: сумки, коробки, мешки и т. п. Если удалось нормально пристроить ноги – значит, повезло.

Дверь в пилотскую кабину постоянно открыта. Зато можно полюбоваться красивейшими северными пейзажами. Правда снимать их из иллюминатора непросто: стекла поцарапаны, кое-где замутнены.
«Аэросервис»
Компания, выполняющая коммерческие рейсы в Забайкальском крае. На Ан-2 по некоторым направлениям перевозки возобновлены с 16 апреля 2024-го года. В основном маршруты связаны с Читой, но есть и между небольшими населенными пунктами.

Наиболее недорогой билет (в Кыру) предлагают за 2100 руб. На официальном сайте предоставлено расписание с рейсами на Ан-2 до конца текущего года.
Нарьян-Марский авиаотряд
Здесь «кукурузник» задействован почти на всех маршрутах. Все они связаны с вылетами из Нарьян-Мара до нескольких небольших населенных пунктов.

Самый дешевый билет – из одной деревни в другую стоит 1700 руб., наиболее дорогой – 11070 руб. Для полетов еще используется Ми-8АМТ, Т и МТВ. При этом в арсенале компании – почти триста маршрутов!
Ан-24
Машину впервые выкатили за ворота сборочного цеха в 1959-м году. Одна из компаний, продолжающих эксплуатацию машины – «Алроса». В разделе «Наш флот» на официальном сайте перевозчик на первом месте гордо расположил Boeing-737-700 и 800. Однако дальше идет «старичок» Ан-24РВ, эконом-класс которого вмещает 44 пассажира. Самолет совершает рейсы по Якутии.
«КрасАвиа»
Помимо Ан-24 перевозчик использует Ан-26 и Як-42. Небольшие самолеты летают В Сибири по местным маршрутам. При этом стоимость билетов все время растет. Если в 2020-м из Красноярска в Барнаул можно было слетать за 4 тыс. руб., то сегодня билет стоит от 6 тыс. 500 руб.

Кроме «КрасАвиа», Ан-24 эксплуатирует перевозчик «Полярные авиалинии», иркутская компания «ИрАэро», машины летают в Хабаровске и на Чукотке, Ханты-Мансийском АО и Новосибирске.
Як-40 и Як-42
Первый из них выпущен в 1966-м, эксплуатация второго стартовала в 1980-м. Як-40, который не очень-то любили авиаперевозчики (из-за непомерного расхода керосина), встретить можно не так часто. Больше всего этих машин в Вологодском авиаотряде.

Самолеты осуществляют рейсы в столицу и Санкт-Петербург. Всего шесть единиц техники: Як-42 и Як-42Д. Последний может летать на большее расстояние, по сравнению с первым.
Ту-134
Действующих машин осталось не так много. По одному борту – у авиакомпаний «Алроса» и «Меридиан», пара самолетов в собственности СибНИА. И еще одна машина принадлежит перевозчику «Космос».

Но попасть на этот Ту-134 не так просто: 1 раз в неделю он перевозит военных из Архангельска на Новую Землю. Последняя входит в пограничную зону РФ.
Ту-154
Массовый выпуск самолета прекратился в 2013-м году. С 1970-го произведено 998 (по другим данным 1026) единиц техники. Официально последний рейс машина, собранная в 1992-м и принадлежащая авиаперевозчику «Алроса», совершила 28 октября в 2020-м. Это был перелет из Мирного в Новосибирск.

На сегодня известно, что все-таки несколько машин осталось у военных и федеральных ведомств. Речь идет о модернизированной версии Ту-154М. От стандартного самолета данная модель отличается повышенной дальностью – 3900 км (вместо 2600 км). Несколько лайнеров долгое время эксплуатировались в Болгарии, Польше, Чехии и Словакии. Еще известно о летающих машинах в Северной Корее и Сирии. Но даже там Ту-154 встречается нечасто.
Илы
Самый популярный из них Ил-18 в России уже не летает. Последний борт за №75713, был зарегистрирован в аэропорту «Талаги» (Архангельск). Осенью 2018 года машина, совершая рейс в Нарьян-Мар, выкатилась со взлетно-посадочной полосы, получив повреждения. С тех пор о судьбе самолета Ил-18Д ничего не известно.

Ил-62: первый полет машина совершила в 1963-м, в эксплуатацию была введена в 1967-м. Здесь слово «последний» можно употребить несколько раз. Машина стала «лебединой песней» легендарного конструктора Сергея Ильюшина. А для известного летчика-испытателя Коккинаки – последним «тестом». Производство Ил-62 закончилось в 2009-м году: всего выпущено 289 единиц техники.
В свое время Ил-62 являлся «Бортом №1» в СССР, потом РФ.
На сегодня известно, что машина востребована у российских военных. Пару лет назад один Ил-62, выполняющий грузоперевозки, был зарегистрирован в Белоруссии (компания Rada Airlines). Также четыре самолета продолжают обслуживать правительство Северной Кореи. Несколько лайнеров есть в летном спецотряде «Россия».
Резюме
С одной стороны, берет гордость за советскую авиацию. Машины, которым далеко не один десяток лет, продолжают перевозить грузы и пассажиров. Однако, ресурс даже самой надежной техники не бесконечен.
Для Ан-2 скоро не станет хватать запчастей. В СССР и РФ их уже давно не производят. Польша, снабжавшая «кукурузниками» и запчастями к ним Советский Союз, больше этого делать не собирается, а китайские детали нужно еще сертифицировать.

Второй момент – а что взамен? Раз используют «старичков», значит новые лайнеры до сих пор не готовы или их очень мало. Остается только надеяться, что российские конструкторы и авиапредприятия ускорятся в плане завершения проектов и наращивания производств. А то жителям Сибири и Севера РФ придется опять пересаживаться на оленей…
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас