Аны, Яки, Илы, Ту – советские самолеты летают до сих пор?
О некоторых пассажирских самолетах, разработанных десятки лет назад, «перелопачена» куча информации. Кажется, уже и сказать нечего: такие самолеты – разве что на металлолом. Например, Ан-2, выпущен в 1947-м, Ан-24 – в 1959-м. В 60-е, 70-е были сконструированы в СССР «Яки», «Тушки», «Илы». Тем не менее некоторые машины до сих пор остаются в строю. И если не в России, то за рубежом. Впрочем, и у нас продукция, разработанная советским авиапромом, тоже кое-где летает.
Например, появляются сообщения, что «кукурузники», как и раньше, летают на некоторых местных авиалиниях. Более того: открываются новые маршруты, которые обслуживает, мягко говоря, старый самолет.
И не только он: часть перевозчиков по-прежнему эксплуатирует советскую авиатехнику, о которой многие уже забыли. Так где же она летает?
Маршрут, на котором последний раз летали самолеты 30 лет назад, вновь открылся. Речь идет о перевозке пассажиров, грузов из Омска в Усть-Ишим и обратно. Добраться туда можно и по земле (450 км). Однако грядущий путь дорогой назвать очень трудно. В то время, как по воздуху протяженность маршрута составит 330 км.
Здесь стоит воздать честь и хвалу местным властям, которые каким-то образом уберегли взлетно-посадочную полосу, которая после небольшого ремонта вновь стала функционировать. Рейсы выполняет госкомпания «Аэропром» (сертификат на коммерческие перевозки получен ГК в 2023-м году). Кстати, она озаботилась восстановлением и других местных линий в Сибири.
Расшифровывается, как Второй Архангельский объединенный авиационный отряд. Компании уже более полувека; и все это время она занимается грузопассажирскими перевозками, осуществляемыми между небольшими поморскими населенными пунктами. Машины садятся в чистом поле, зимой используются лыжи. На большинство маршрутов билеты продают за две недели до полета. И то не факт, что вы сядете на самолет и вернетесь, когда понадобится. В северной глуши застрять на пару деньков – это запросто.
Попав в АН-2, о комфорте можно забыть сразу. Сидеть придется на чем-то типа лавок, обшитых дерматином. В проходе – багаж: сумки, коробки, мешки и т. п. Если удалось нормально пристроить ноги – значит, повезло.
Дверь в пилотскую кабину постоянно открыта. Зато можно полюбоваться красивейшими северными пейзажами. Правда снимать их из иллюминатора непросто: стекла поцарапаны, кое-где замутнены.
Компания, выполняющая коммерческие рейсы в Забайкальском крае. На Ан-2 по некоторым направлениям перевозки возобновлены с 16 апреля 2024-го года. В основном маршруты связаны с Читой, но есть и между небольшими населенными пунктами.
Наиболее недорогой билет (в Кыру) предлагают за 2100 руб. На официальном сайте предоставлено расписание с рейсами на Ан-2 до конца текущего года.
Здесь «кукурузник» задействован почти на всех маршрутах. Все они связаны с вылетами из Нарьян-Мара до нескольких небольших населенных пунктов.
Самый дешевый билет – из одной деревни в другую стоит 1700 руб., наиболее дорогой – 11070 руб. Для полетов еще используется Ми-8АМТ, Т и МТВ. При этом в арсенале компании – почти триста маршрутов!
Машину впервые выкатили за ворота сборочного цеха в 1959-м году. Одна из компаний, продолжающих эксплуатацию машины – «Алроса». В разделе «Наш флот» на официальном сайте перевозчик на первом месте гордо расположил Boeing-737-700 и 800. Однако дальше идет «старичок» Ан-24РВ, эконом-класс которого вмещает 44 пассажира. Самолет совершает рейсы по Якутии.
Помимо Ан-24 перевозчик использует Ан-26 и Як-42. Небольшие самолеты летают В Сибири по местным маршрутам. При этом стоимость билетов все время растет. Если в 2020-м из Красноярска в Барнаул можно было слетать за 4 тыс. руб., то сегодня билет стоит от 6 тыс. 500 руб.
Кроме «КрасАвиа», Ан-24 эксплуатирует перевозчик «Полярные авиалинии», иркутская компания «ИрАэро», машины летают в Хабаровске и на Чукотке, Ханты-Мансийском АО и Новосибирске.
Первый из них выпущен в 1966-м, эксплуатация второго стартовала в 1980-м. Як-40, который не очень-то любили авиаперевозчики (из-за непомерного расхода керосина), встретить можно не так часто. Больше всего этих машин в Вологодском авиаотряде.
Самолеты осуществляют рейсы в столицу и Санкт-Петербург. Всего шесть единиц техники: Як-42 и Як-42Д. Последний может летать на большее расстояние, по сравнению с первым.
Действующих машин осталось не так много. По одному борту – у авиакомпаний «Алроса» и «Меридиан», пара самолетов в собственности СибНИА. И еще одна машина принадлежит перевозчику «Космос».
Но попасть на этот Ту-134 не так просто: 1 раз в неделю он перевозит военных из Архангельска на Новую Землю. Последняя входит в пограничную зону РФ.
Массовый выпуск самолета прекратился в 2013-м году. С 1970-го произведено 998 (по другим данным 1026) единиц техники. Официально последний рейс машина, собранная в 1992-м и принадлежащая авиаперевозчику «Алроса», совершила 28 октября в 2020-м. Это был перелет из Мирного в Новосибирск.
На сегодня известно, что все-таки несколько машин осталось у военных и федеральных ведомств. Речь идет о модернизированной версии Ту-154М. От стандартного самолета данная модель отличается повышенной дальностью – 3900 км (вместо 2600 км). Несколько лайнеров долгое время эксплуатировались в Болгарии, Польше, Чехии и Словакии. Еще известно о летающих машинах в Северной Корее и Сирии. Но даже там Ту-154 встречается нечасто.
Самый популярный из них Ил-18 в России уже не летает. Последний борт за №75713, был зарегистрирован в аэропорту «Талаги» (Архангельск). Осенью 2018 года машина, совершая рейс в Нарьян-Мар, выкатилась со взлетно-посадочной полосы, получив повреждения. С тех пор о судьбе самолета Ил-18Д ничего не известно.
Ил-62: первый полет машина совершила в 1963-м, в эксплуатацию была введена в 1967-м. Здесь слово «последний» можно употребить несколько раз. Машина стала «лебединой песней» легендарного конструктора Сергея Ильюшина. А для известного летчика-испытателя Коккинаки – последним «тестом». Производство Ил-62 закончилось в 2009-м году: всего выпущено 289 единиц техники.
На сегодня известно, что машина востребована у российских военных. Пару лет назад один Ил-62, выполняющий грузоперевозки, был зарегистрирован в Белоруссии (компания Rada Airlines). Также четыре самолета продолжают обслуживать правительство Северной Кореи. Несколько лайнеров есть в летном спецотряде «Россия».
С одной стороны, берет гордость за советскую авиацию. Машины, которым далеко не один десяток лет, продолжают перевозить грузы и пассажиров. Однако, ресурс даже самой надежной техники не бесконечен.
Для Ан-2 скоро не станет хватать запчастей. В СССР и РФ их уже давно не производят. Польша, снабжавшая «кукурузниками» и запчастями к ним Советский Союз, больше этого делать не собирается, а китайские детали нужно еще сертифицировать.
Второй момент – а что взамен? Раз используют «старичков», значит новые лайнеры до сих пор не готовы или их очень мало. Остается только надеяться, что российские конструкторы и авиапредприятия ускорятся в плане завершения проектов и наращивания производств. А то жителям Сибири и Севера РФ придется опять пересаживаться на оленей…
Например, появляются сообщения, что «кукурузники», как и раньше, летают на некоторых местных авиалиниях. Более того: открываются новые маршруты, которые обслуживает, мягко говоря, старый самолет.
«Аннушка» – простой самолет: запустить движок можно и веревкой. Фото: YouTube.com
И не только он: часть перевозчиков по-прежнему эксплуатирует советскую авиатехнику, о которой многие уже забыли. Так где же она летает?
Ан-2
Маршрут, на котором последний раз летали самолеты 30 лет назад, вновь открылся. Речь идет о перевозке пассажиров, грузов из Омска в Усть-Ишим и обратно. Добраться туда можно и по земле (450 км). Однако грядущий путь дорогой назвать очень трудно. В то время, как по воздуху протяженность маршрута составит 330 км.
Ан-2: летом – шасси, зимой – лыжи. Фото: YouTube.com
Здесь стоит воздать честь и хвалу местным властям, которые каким-то образом уберегли взлетно-посадочную полосу, которая после небольшого ремонта вновь стала функционировать. Рейсы выполняет госкомпания «Аэропром» (сертификат на коммерческие перевозки получен ГК в 2023-м году). Кстати, она озаботилась восстановлением и других местных линий в Сибири.
2АОАО
Расшифровывается, как Второй Архангельский объединенный авиационный отряд. Компании уже более полувека; и все это время она занимается грузопассажирскими перевозками, осуществляемыми между небольшими поморскими населенными пунктами. Машины садятся в чистом поле, зимой используются лыжи. На большинство маршрутов билеты продают за две недели до полета. И то не факт, что вы сядете на самолет и вернетесь, когда понадобится. В северной глуши застрять на пару деньков – это запросто.
Потрепанный «кукурузник» от 2АОАО сел в приморском селе Несь. Фото: YouTube.com
Попав в АН-2, о комфорте можно забыть сразу. Сидеть придется на чем-то типа лавок, обшитых дерматином. В проходе – багаж: сумки, коробки, мешки и т. п. Если удалось нормально пристроить ноги – значит, повезло.
Наши пассажиры ко всему привыкшие... Фото: YouTube.com
Дверь в пилотскую кабину постоянно открыта. Зато можно полюбоваться красивейшими северными пейзажами. Правда снимать их из иллюминатора непросто: стекла поцарапаны, кое-где замутнены.
«Аэросервис»
Компания, выполняющая коммерческие рейсы в Забайкальском крае. На Ан-2 по некоторым направлениям перевозки возобновлены с 16 апреля 2024-го года. В основном маршруты связаны с Читой, но есть и между небольшими населенными пунктами.
Но не все так плохо: в Ан-2 бывают и VIP-салоны! Фото: YouTube.com
Наиболее недорогой билет (в Кыру) предлагают за 2100 руб. На официальном сайте предоставлено расписание с рейсами на Ан-2 до конца текущего года.
Нарьян-Марский авиаотряд
Здесь «кукурузник» задействован почти на всех маршрутах. Все они связаны с вылетами из Нарьян-Мара до нескольких небольших населенных пунктов.
А северные пейзажи действительно восхищают. Фото: YouTube.com
Самый дешевый билет – из одной деревни в другую стоит 1700 руб., наиболее дорогой – 11070 руб. Для полетов еще используется Ми-8АМТ, Т и МТВ. При этом в арсенале компании – почти триста маршрутов!
Ан-24
Машину впервые выкатили за ворота сборочного цеха в 1959-м году. Одна из компаний, продолжающих эксплуатацию машины – «Алроса». В разделе «Наш флот» на официальном сайте перевозчик на первом месте гордо расположил Boeing-737-700 и 800. Однако дальше идет «старичок» Ан-24РВ, эконом-класс которого вмещает 44 пассажира. Самолет совершает рейсы по Якутии.
«КрасАвиа»
Помимо Ан-24 перевозчик использует Ан-26 и Як-42. Небольшие самолеты летают В Сибири по местным маршрутам. При этом стоимость билетов все время растет. Если в 2020-м из Красноярска в Барнаул можно было слетать за 4 тыс. руб., то сегодня билет стоит от 6 тыс. 500 руб.
Ан-24 в фирменной раскраске от «КрасАвиа» ждет пассажиров. Фото: YouTube.com
Кроме «КрасАвиа», Ан-24 эксплуатирует перевозчик «Полярные авиалинии», иркутская компания «ИрАэро», машины летают в Хабаровске и на Чукотке, Ханты-Мансийском АО и Новосибирске.
Як-40 и Як-42
Первый из них выпущен в 1966-м, эксплуатация второго стартовала в 1980-м. Як-40, который не очень-то любили авиаперевозчики (из-за непомерного расхода керосина), встретить можно не так часто. Больше всего этих машин в Вологодском авиаотряде.
Як-40 некоторые летчики шутливо называли «окурком». Фото: YouTube.com
Самолеты осуществляют рейсы в столицу и Санкт-Петербург. Всего шесть единиц техники: Як-42 и Як-42Д. Последний может летать на большее расстояние, по сравнению с первым.
Ту-134
Действующих машин осталось не так много. По одному борту – у авиакомпаний «Алроса» и «Меридиан», пара самолетов в собственности СибНИА. И еще одна машина принадлежит перевозчику «Космос».
Ту-134Б-3 от «Алроса», 2019-й год. Фото: YouTube.com
Но попасть на этот Ту-134 не так просто: 1 раз в неделю он перевозит военных из Архангельска на Новую Землю. Последняя входит в пограничную зону РФ.
Ту-154
Массовый выпуск самолета прекратился в 2013-м году. С 1970-го произведено 998 (по другим данным 1026) единиц техники. Официально последний рейс машина, собранная в 1992-м и принадлежащая авиаперевозчику «Алроса», совершила 28 октября в 2020-м. Это был перелет из Мирного в Новосибирск.
Ту-154М последний раз принимает на борт пассажиров. Фото: YouTube.com
На сегодня известно, что все-таки несколько машин осталось у военных и федеральных ведомств. Речь идет о модернизированной версии Ту-154М. От стандартного самолета данная модель отличается повышенной дальностью – 3900 км (вместо 2600 км). Несколько лайнеров долгое время эксплуатировались в Болгарии, Польше, Чехии и Словакии. Еще известно о летающих машинах в Северной Корее и Сирии. Но даже там Ту-154 встречается нечасто.
Илы
Самый популярный из них Ил-18 в России уже не летает. Последний борт за №75713, был зарегистрирован в аэропорту «Талаги» (Архангельск). Осенью 2018 года машина, совершая рейс в Нарьян-Мар, выкатилась со взлетно-посадочной полосы, получив повреждения. С тех пор о судьбе самолета Ил-18Д ничего не известно.
Ил-18 в Магадане. Фото: YouTube.com
Ил-62: первый полет машина совершила в 1963-м, в эксплуатацию была введена в 1967-м. Здесь слово «последний» можно употребить несколько раз. Машина стала «лебединой песней» легендарного конструктора Сергея Ильюшина. А для известного летчика-испытателя Коккинаки – последним «тестом». Производство Ил-62 закончилось в 2009-м году: всего выпущено 289 единиц техники.
В свое время Ил-62 являлся «Бортом №1» в СССР, потом РФ.
На сегодня известно, что машина востребована у российских военных. Пару лет назад один Ил-62, выполняющий грузоперевозки, был зарегистрирован в Белоруссии (компания Rada Airlines). Также четыре самолета продолжают обслуживать правительство Северной Кореи. Несколько лайнеров есть в летном спецотряде «Россия».
Резюме
С одной стороны, берет гордость за советскую авиацию. Машины, которым далеко не один десяток лет, продолжают перевозить грузы и пассажиров. Однако, ресурс даже самой надежной техники не бесконечен.
Для Ан-2 скоро не станет хватать запчастей. В СССР и РФ их уже давно не производят. Польша, снабжавшая «кукурузниками» и запчастями к ним Советский Союз, больше этого делать не собирается, а китайские детали нужно еще сертифицировать.
Ил-62М когда-то был флагманским лайнером СССР. Фото: YouTube.com
Второй момент – а что взамен? Раз используют «старичков», значит новые лайнеры до сих пор не готовы или их очень мало. Остается только надеяться, что российские конструкторы и авиапредприятия ускорятся в плане завершения проектов и наращивания производств. А то жителям Сибири и Севера РФ придется опять пересаживаться на оленей…
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....