XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
744

XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану

Кто-то скажет: 791 км/ч – это далеко еще не сверхзвук и радоваться здесь вроде бы нечему. Однако у испытателей не было такой цели – достичь и перевалить за 1200 км/ч. Здесь применяется т. н. стратегия тестирования, основанная на постепенном увеличении скорости и высоты, чтобы свести возможные риски к минимуму.


В компании Boom Supersonic планируют осуществить еще целых пять пробных полетов, после которых будет попытка преодолеть звуковой барьер. Конечная цель – достижение крейсерской скорости 2200 км/ч или 1,7М, на которой и будут перевозиться до 80 пассажиров. При этом дальность полета составит 7869 км.

Boom Supersonic – первая в мире частная компания, строящая сверхзвуковой лайнер на привлеченный капитал, без поддержки государства. В проект уже вложено 700 млн долларов, однако, по мнению главы фирмы, может понадобится до 7 млрд.

А пока фактически производится проверка планера: устойчивость самолета к вибрациям. В этот режим машину вводили намеренно и проверка была выдержана.

XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плануОчередные испытания закончены успешно. Фото: VK Видео

Стоит напомнить: существующий ныне XB-1 представляет собой уменьшенную копию будущего сверхзвукового пассажирского самолета (СПС). Что же он будет собой представлять?

Boom Overture


Так называют полномасштабный лайнер. Его длина составит свыше 50 м при размахе крыльев 18 м и взлетном весе в 75 тонн. Салон, вмещающий до 50-ти пассажиров, разделят на несколько классов. В плане скорости Boom Overture будет соответствовать XB-1, а вот дальность полета доведут до 8 тыс. 300 км. Если не учитывать стоимость «допов» для салона, цена СПС составит примерно 200 млн долларов.

Специальная команда следила за испытаниями XB-1 с земли. Фото: VK Видео

Разработчик уверен: в перспективе Boom Overture серьезно повлияет на рынок коммерческих перевозок. В компании считают, что машина сможет обслуживать до 500 маршрутов, раскиданных по всему миру (необходимое количество самолетов – до 2000 единиц техники). При этом в экономическом смысле использование лайнера будет выгодным, что гарантирует высокая скорость.

От Лондона да Нью-Йорка можно будет долететь за 3 ч 15 минут, из Сан-Франциско в Токио – 5,5 ч.

Но не только быстрое перемещение будет плюсом нового сверхзвукового лайнера. Цена билета за преодоление Атлантики составит не более 2,5 тыс. долларов (примерно равно стоимости бизнес-класса). Это значит, что полет на Boom Overture обойдется гораздо дешевле (учитывая инфляцию) и комфортнее, чем на легендарном «Конкорде». Как же удастся этого достичь?

Особенности XB-1 и будущего СПС


В конструкции самолета «на всю катушку» используются современные технические решения и материалы. Силовые элементы планера сделаны из титана и прочных сплавов алюминия. В состав материалов обшивки входят композиты на основе углерода, устойчивые к высокой температуре. В ходе экспериментов выяснилось: снаружи самолет даже на крейсерской скорости нагревается до +150°. Чтобы не допустить разрушения обшивки планера, помимо жаропрочных материалов, применяется система охлаждения, основанная на циркуляции горючего внутри корпуса СПС.

В прототипе пока один пилот. Фото: VK Видео

Благодаря активному использованию видеокамер, решена проблема обзора на земле. Вспомните Ту-144: его огромный нос на позволял пилотам видеть, что происходит на взлетно-посадочной полосе. Поэтому пришлось конструкцию «передка» сделать складывающейся. В полете Ту-144 распрямлял свой нос. XB-1 получил удлиненный веретенообразный фюзеляж с кабиной, рассчитанной на двух летчиков. Крыло – дельтавидное, имеет закругленную кромку спереди и немного смещено к хвостовому оперению. Киль в виде стрелы и руль – над центральным двигателем.

Нос составляет примерно треть от длины фюзеляжа. Фото: VK Видео

XB-1 получил более совершенную, чем у Ту-144 и Concorde, аэродинамику. Это, вкупе с новыми материалами, позволило снизить шумность примерно в тридцать раз, если сравнивать с первыми пассажирскими СПС планеты. Разработчики рассчитывают, что и ударная волна будет значительно слабее. Однако, эксперты предполагают: над городами лайнер все же будет летать на дозвуковой скорости. На полную мощность машина выйдет над океаном.

Силовая установка


Первый полет прототипа состоялся весной этого года. На машине, развившей 455 км/ч и поднявшейся на высоту 2170 м, стояли три движка J85, разработанных в 50-е для допотопного истребителя F-5.

Символично: первый полет XB-1 совершил в том же воздушном пространстве (аэродром Мохаве), где в 1947-м году Bell X-1 впервые преодолел звуковой барьер.

Изначально планировалось, что моторы поставит Rolls-Royce, но по каким-то причинам известная компания отказалась от контракта. Полномасштабные СПС Boom Supersonic собирается комплектовать четырьмя силовыми агрегатами Symphony своей разработки. Каждый из них превзойдет по мощности три старых J85, вместе взятых. Однако «единолично» построить такой движок компании не по силам. Поэтому уже сегодня заключены соглашения с ведущими техническими фирмами, среди которых – GE Additive, GE Additive.

Управление двигателем и другими узлами осуществляется через компьютеры, мониторы. Фото: VK Видео

А пока на испытаниях используются три турбореактивных «старичка» J85-15. Два из них поместили в боковые гондолы с регулируемыми воздухозаборниками в виде ковша. Еще один – между ними, перед килем. Управление механизацией крыла осуществляется посредством элевонов («смесь» рулей высоты с элеронами), находящихся на задней части плоскостей.

Заказчики


Они есть, и первые из них, к удивлению, появились еще на этапе разработки XB-1. В частности, это компания Virgin Group, вложившаяся в проект (2016-й год) и разместившая опцион на десять единиц техники. Не отстали японцы – Japan Airlines заключила с разработчиком предварительный контракт. На сегодня Boom Supersonic договорилась с 5-ю авиакомпаниями, среди которых самым крупным заказчиком является JAL, пожелавшая закупить от 20 машин. А всего перевозчики рассчитывают получить 76 лайнеров. Эксперты-оптимисты считают, что первые серийные Boom Overture появятся не позже 2030-го года. Ну а что иные авиаразработчики – как они относятся к идее возрождения сверхзвуковой пассажирской авиации?

Проекты других компаний


Этой зимой NASA и Lockheed Martin представили экспериментальную модель СПС – Х-59. Как уверяют ее создатели, реальная машина будет разгоняться до скорости в 1,4М. К разработке самолета приступили в 2019-м, сборку завершили в 2021-м, тестовый полет изначально запланировали на этот год, но потом перенесли на 2022-й.

Так выглядит прототип Х-59. Фото: rutube.ru

Еще одна компания – Spike Aerospace, тоже делает заявления о разработке СПС. Однако, не было показано даже макета. Свой бизнес-джет аж с 2004-го года строила американская Aerion Corporation, сумев создать портфель заказов на 11 млрд долларов. Но в 2021-м проект свернули из-за недостатка денег.

А что РФ?


В минувшем году глава Минтраспорта Виталий Савельев заметил, что России, с «ее просторами», СПС крайне необходим. О перспективах развития сверхзвуковой авиации говорил и В. В. Путин. Еще в 2018-м в ОАК заявили, что при разработке лайнера могут быть применены технологии и материалы, использованные при создании военного Ту-160. Также предпроектные разработки СПС ведут МАИ, ЦИАМ и ЦАГИ. Как говорят эксперты, основная проблема кроется в создании двигателя.

Зимой 2022-го Денис Мантуров заявил о сотрудничестве ОАЭ и РФ по созданию сверхзвукового бизнес-джета (на 8 и 30 мест) под предварительным названием «Стриж». Демонстратор планируют создать к 2029-му году. В последующих материалах мы более подробно расскажем о российских разработках.
А вы что думаете о гражданской сверхзвуковой авиации?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас