Skoda серии 162/362 – первые пассажирские локомотивы 90-х в Чехословакии
Начальная история серии локомотивов Skoda 163/363 ведет свой отсчет с 1980 года. Тогда впервые на мощностях в Пльзене выпущена стартовая партия электровозов. Они еще относились к типу 69Е и имели максимальную скорость в 120 км/ч.
На сборку этой техники производитель потратил целое десятилетие, сделав ее одной из ведущих моделей завода 80-х. В итоге все это растянулось на четыре отдельные партии. Выпуск серии завершился в 1990 году, остановившись на отметке в 181 единицу.
Создавая этот электровоз, инженеры наконец смогли добиться того, что не давалось их предшественникам – представить взвешенную конструкцию двухсистемного локомотива. Модернизированный Skoda 363 смог выполнять поставленные задачи, несмотря на разницу в типах питания сети: либо постоянный ток 3 кВ, либо переменный – 25 кВ (50 Гц).
Такая способность машины сделала ее бесценным помощником чешских и словацких железнодорожников. Даже спустя более чем 30 лет после того как произошел «бархатный развод» между двумя странами, по дорогам каждой из них совершают рейсы локомотивы серии Skoda 163/363.
Первый тип создавался для участков с постоянным током питания, второй – для смешанного использования. Их конструкция основывалась на базе предыдущей серии. Основным отличием стали спринтерские качества – локомотив мог развивать скорость до 140 км/ч.
Это сделало его идеальным вариантом для использования в экспресс-поездах. Ведь на тот момент государственный перевозчик ЧСД рассматривал возможность увеличения скоростного режима пассажирских поездов на важнейших участках чехословацких дорог.
Конечно, тогда еще никто не мог и предполагать какие перемены ожидают страну в ближайшем будущем. Сначала она отказалась от социалистической экономики, начав болезненный переход на «капиталистические рельсы». А с 1993 года и вовсе превратилась в два независимых государства.
Все это время в Пльзене шли разработки скоростной железнодорожной техники, которую представили только в начале 90-х. После мирного раздела страны, локомотивы Skoda серии 162 использовались для буксировки следующих типов составов:
✅ скоростных поездов (Чехия)
✅ экспрессов на бывшем главном маршруте страны (Чехия)
✅ пассажирских поездов (Словакия)
Они компоновались шасси, разработанном еще в начале 70-х. В отличие от предшественников имелись амортизаторы к недотянутой поперечине и иная передача на мостовых редукторах. Колесная база составляла 3200 мм с двойной подвеской. Обе пары колес подвешены на рессорах и имели направляющие пальцы.
Кузов опирался на основу, подвешиваясь на четыре рессоры, дополненных амортизаторами на каждой их сторон. Силовая часть оснащена тиристорами RCT. Вот некоторые из показателей электровоза:
✅ эксплуатационный вес (полный) – 85 (87) тонн
✅ длина по бамперам – 16,8 м
✅ максимальная скорость – 140 км/ч
✅ стабильная производительность – 3480 кВт
Первый экземпляр собран в 1991 году. Тогда на свет появилась и вся серия из 60 локомотивов. В 90-х они использовались в поездах SuperCity Manazer и Mlady svet, мчась без остановок от Остравы до Праги. Цена одного электровоза составляла 16,4 млн крон (более 65 млн рублей).
Параллельно производитель предложил и двухсистемную версию локомотива – Skoda серии 362. За свои спринтерские качества они получили характерное прозвище «ас» (или «быстрый ас»). Эти машины часто сопровождали высокоскоростные и поезда высшей категории как в самой Чехии, так и в соседней Словакии. Вот некоторые из его особенностей:
✅ двойное шасси
✅ четырехосная конструкция
✅ четыре тяговых двигателя
Первая из машин серии получила маркировку 362.001. После раздела государства ее местом приписки стала Словацкая Республика. А вот первоначальные планы 1991 года тогда еще совместной ЧСД о заказе 29 локомотивов серии, из-за нехватки средств, так и не удалось осуществить.
Поэтому в дальнейшем решили прибегнуть к определенной хитрости. Так как серия имела очень много конструктивной унификации с типом 363, как чешский, так и словацкий перевозчики просто провели модернизацию старой техники. Для этого пришлось осуществить ряд манипуляций:
✅ замену нескольких кузовных элементов
✅ установку новых мостовых редукторов
✅ замену системы управления Unicontrols на электронику MSV
Это позволило вдохнуть в них новую жизнь, а максимальную скорость увеличить до требуемых 140 км/ч. Таким образом словацкая ЗССК преобразила 15 единиц техники, а «Чески драги» – целых 83. Вот некоторые из показателей реконструированных локомотивов (серия 362):
✅ вес – 86 тонн
✅ длина по бамперам – 16,8 м
✅ колесная база – 3200 мм
✅ мощность тяговых двигателей – 870 кВт
Весь процесс реконструкции для «Чески драги» проходил в несколько этапов. Сначала для скоростных маршрутов модернизировали девять локомотивов (серия 363 в 362). Позже процесс повторили в 2000/01 и 2006/08 годах. Самые массовые работы проходили в 2009 году, когда на электровозы установили новые мостовые редукторы. Последние из них сейчас приписаны к депо Брно и Пльзень.
В Словакии работы имели гораздо более скромные масштабы. По этой причине они уложились в промежуток между 1999 и 2002 годами. Там, в течение трех лет, преобразовали 15 машин для местного перевозчика. Специалисты ЗССК заменяли не все шасси, а лишь два колеса с редуктором. После модернизации локомотивы получили новые инвентарные номера. Все они сейчас находятся в столице страны – Братиславе.
Благодаря своей надежности и хорошей производительности локомотив Skoda серии 362 снискал уважение и доверие железнодорожных перевозчиков. А прочная конструкция и способность работать в суровых погодных условиях сделали его востребованным даже на самых проблемных пассажирских линиях.
Неплохо организована и вентиляционная система электровоза. Ее обеспечивают два мощных вентилятора. Их ручной режим работы используется для быстрого охлаждения или тестирования системы. При таком варианте доступна ее максимальная мощность.
Полностью работы по преображению завершены к концу 2020 года. К этому моменту все локомотивы привели в оптимальное техническое состояние, что позволило их максимально задействовать в процессе внутригосударственных пассажироперевозок на территории Чешской Республики.
Сегодня эта надежная техника трудится на 32 маршрутах, среди которых имеются как обычные пассажирские, так и экспресс. Несмотря на то, что в последнее время появился ряд местных и немецких новинок, старый и надежный Skoda 362 успешно конкурирует с ними, не уступая им отвоеванное место под солнцем.
Дополнительным подтверждением можно считать установку в 2019 году на эти машины международной системы безопасности ETCS. Работы произведены на общую сумму почти в 1,4 млрд крон (примерно 5,6 млрд рублей).
На сборку этой техники производитель потратил целое десятилетие, сделав ее одной из ведущих моделей завода 80-х. В итоге все это растянулось на четыре отдельные партии. Выпуск серии завершился в 1990 году, остановившись на отметке в 181 единицу.
Электровоз Skoda серии 162 для линий с постоянным током. Фото автора
Создавая этот электровоз, инженеры наконец смогли добиться того, что не давалось их предшественникам – представить взвешенную конструкцию двухсистемного локомотива. Модернизированный Skoda 363 смог выполнять поставленные задачи, несмотря на разницу в типах питания сети: либо постоянный ток 3 кВ, либо переменный – 25 кВ (50 Гц).
Незаменимый при пассажироперевозках
Такая способность машины сделала ее бесценным помощником чешских и словацких железнодорожников. Даже спустя более чем 30 лет после того как произошел «бархатный развод» между двумя странами, по дорогам каждой из них совершают рейсы локомотивы серии Skoda 163/363.
Но в какой-то момент руководство дорог приняло решение об увеличении предельной скорости используемых локомотивов. Поэтому производитель вынужден был предложить местному дорожному хозяйству новую модификацию – Skoda серии 162/362.
Первый тип создавался для участков с постоянным током питания, второй – для смешанного использования. Их конструкция основывалась на базе предыдущей серии. Основным отличием стали спринтерские качества – локомотив мог развивать скорость до 140 км/ч.
Это сделало его идеальным вариантом для использования в экспресс-поездах. Ведь на тот момент государственный перевозчик ЧСД рассматривал возможность увеличения скоростного режима пассажирских поездов на важнейших участках чехословацких дорог.
Интерьер вагонов, буксируемых чешскими локомотивами. Фото автора
Конечно, тогда еще никто не мог и предполагать какие перемены ожидают страну в ближайшем будущем. Сначала она отказалась от социалистической экономики, начав болезненный переход на «капиталистические рельсы». А с 1993 года и вовсе превратилась в два независимых государства.
Все это время в Пльзене шли разработки скоростной железнодорожной техники, которую представили только в начале 90-х. После мирного раздела страны, локомотивы Skoda серии 162 использовались для буксировки следующих типов составов:
✅ скоростных поездов (Чехия)
✅ экспрессов на бывшем главном маршруте страны (Чехия)
✅ пассажирских поездов (Словакия)
Они компоновались шасси, разработанном еще в начале 70-х. В отличие от предшественников имелись амортизаторы к недотянутой поперечине и иная передача на мостовых редукторах. Колесная база составляла 3200 мм с двойной подвеской. Обе пары колес подвешены на рессорах и имели направляющие пальцы.
Кузов опирался на основу, подвешиваясь на четыре рессоры, дополненных амортизаторами на каждой их сторон. Силовая часть оснащена тиристорами RCT. Вот некоторые из показателей электровоза:
✅ эксплуатационный вес (полный) – 85 (87) тонн
✅ длина по бамперам – 16,8 м
✅ максимальная скорость – 140 км/ч
✅ стабильная производительность – 3480 кВт
Первый экземпляр собран в 1991 году. Тогда на свет появилась и вся серия из 60 локомотивов. В 90-х они использовались в поездах SuperCity Manazer и Mlady svet, мчась без остановок от Остравы до Праги. Цена одного электровоза составляла 16,4 млн крон (более 65 млн рублей).
Для двухсистемного использования
Параллельно производитель предложил и двухсистемную версию локомотива – Skoda серии 362. За свои спринтерские качества они получили характерное прозвище «ас» (или «быстрый ас»). Эти машины часто сопровождали высокоскоростные и поезда высшей категории как в самой Чехии, так и в соседней Словакии. Вот некоторые из его особенностей:
✅ двойное шасси
✅ четырехосная конструкция
✅ четыре тяговых двигателя
Первая из машин серии получила маркировку 362.001. После раздела государства ее местом приписки стала Словацкая Республика. А вот первоначальные планы 1991 года тогда еще совместной ЧСД о заказе 29 локомотивов серии, из-за нехватки средств, так и не удалось осуществить.
Две тележки и четыре оси. Фото автора
Поэтому в дальнейшем решили прибегнуть к определенной хитрости. Так как серия имела очень много конструктивной унификации с типом 363, как чешский, так и словацкий перевозчики просто провели модернизацию старой техники. Для этого пришлось осуществить ряд манипуляций:
✅ замену нескольких кузовных элементов
✅ установку новых мостовых редукторов
✅ замену системы управления Unicontrols на электронику MSV
Это позволило вдохнуть в них новую жизнь, а максимальную скорость увеличить до требуемых 140 км/ч. Таким образом словацкая ЗССК преобразила 15 единиц техники, а «Чески драги» – целых 83. Вот некоторые из показателей реконструированных локомотивов (серия 362):
✅ вес – 86 тонн
✅ длина по бамперам – 16,8 м
✅ колесная база – 3200 мм
✅ мощность тяговых двигателей – 870 кВт
Весь процесс реконструкции для «Чески драги» проходил в несколько этапов. Сначала для скоростных маршрутов модернизировали девять локомотивов (серия 363 в 362). Позже процесс повторили в 2000/01 и 2006/08 годах. Самые массовые работы проходили в 2009 году, когда на электровозы установили новые мостовые редукторы. Последние из них сейчас приписаны к депо Брно и Пльзень.
В Словакии работы имели гораздо более скромные масштабы. По этой причине они уложились в промежуток между 1999 и 2002 годами. Там, в течение трех лет, преобразовали 15 машин для местного перевозчика. Специалисты ЗССК заменяли не все шасси, а лишь два колеса с редуктором. После модернизации локомотивы получили новые инвентарные номера. Все они сейчас находятся в столице страны – Братиславе.
Востребованность надежной техники
Благодаря своей надежности и хорошей производительности локомотив Skoda серии 362 снискал уважение и доверие железнодорожных перевозчиков. А прочная конструкция и способность работать в суровых погодных условиях сделали его востребованным даже на самых проблемных пассажирских линиях.
Двухсистемный Skoda серии 362. Фото автора
Неплохо организована и вентиляционная система электровоза. Ее обеспечивают два мощных вентилятора. Их ручной режим работы используется для быстрого охлаждения или тестирования системы. При таком варианте доступна ее максимальная мощность.
Полностью работы по преображению завершены к концу 2020 года. К этому моменту все локомотивы привели в оптимальное техническое состояние, что позволило их максимально задействовать в процессе внутригосударственных пассажироперевозок на территории Чешской Республики.
Сегодня эта надежная техника трудится на 32 маршрутах, среди которых имеются как обычные пассажирские, так и экспресс. Несмотря на то, что в последнее время появился ряд местных и немецких новинок, старый и надежный Skoda 362 успешно конкурирует с ними, не уступая им отвоеванное место под солнцем.
Электрооборудование рассчитано на смешанное использование. Фото автора
Дополнительным подтверждением можно считать установку в 2019 году на эти машины международной системы безопасности ETCS. Работы произведены на общую сумму почти в 1,4 млрд крон (примерно 5,6 млрд рублей).
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....