Fiat Moretti Sportiva — мало кому известный, но невероятно обаятельный компактный спортивный автомобиль
Несмотря на то, что сегодня Fiat Moretti Sportiva мало кому известен даже из числа самых преданных любителей автомобильной истории, многие считали его одним из самых красивых итальянских спортивных автомобилей 1960-х годов. Своим появлением на свет он обязан ныне не существующей уже компании, специализирующейся на производстве кузовов – Moretti Motor Company. Она вв свое время представила впечатляющее количество мастерски переделанных моделей на базе автомобилей Alfa Romeo, Maserati и Fiat.
А начиналась ее история, которую нельзя назвать уж очень успешной и легкой, в 20-х годах прошлого столетия. Основатель предприятия, Джованни Моретти, был увлечен созданием мотоциклов в 1920-х годах, позже, в начале 1930-х, попробовал экспериментировать с микрокарами. Потом он пытался подстроиться и под запросы военного времени.
Во время Второй мировой Моретти казалось, что он «поймал волну» и даже добился определенного успеха благодаря тому, что начал выпуск коммерческого транспорта. В том числе это были грузовые машины с электроприводом. Но когда спрос на данный вид транспорта поутих, компании опять пришлось переключиться, и заняться производством обычных автомобилей, первой моделью из которых была Cita.
Эта бизнес-модель также оказалась недостаточно жизнеспособной. И тогда Моретти обратился к своим старым друзьям, братьям Аньелли, и в конце 1950-х годов заключил сделку по производству мелкосерийных обновленных Fiat под своим собственным именем. Именно это событие стало серьезным сдвигом в деятельности компании.
В результате этого соглашения и был рожден Moretti Sportiva – оригинальный двухместный спортивный автомобиль с извилистыми линиями и компактным форм-фактором, который излучает элегантность и стиль.
Он был впервые представлен публике на Туринском автосалоне в 1965 году, а в 1967 году уже запущен в производство. Автомобиль был основан на механике недавно выпущенного Fiat 850 – небольшого и доступного автомобиля с задним расположением двигателя и задним же приводом. За дизайн новинки отвечал Дэни Браванд – швейцарский стилист, который в результате стал главой Центра стиля Моретти в Турине. Помимо Sportiva он создал множество других запоминающихся автомобилей, таких как Moretti 124 Coupe, Midimaxi и Panda Rock.
Оригинальная основа Fiat 850 была практически полностью сохранена, поэтому Sportiva также получила заднее расположение двигателя объемом 850 куб. см, который способен развивать мощность до максимальных 48 л. с. при максимальном крутящем моменте 6000 об/мин. Ходовая же часть была, в основном, идентична ходовой другого доступного двухдверного компактного автомобиля – более раннего Fiat 600 1950-х годов.
Мощность передавалась на задние колеса через четырехступенчатую механическую коробку передач. Также автомобиль был оснащен независимыми передней и задней подвесками и барабанными тормозами на всех четырех колесах.
Что касается кузова, то он был полностью обновлен и усовершенствован, при этом многие эксперты оценили его как один из самых обманчивых дизайнерских проектов за всю историю. При этом такое обновление кратно увеличило стоимость спорткара. Цена оказалась вдвое дороже, чем просили за новый Alfa Romeo, который был и и более мощным и более навороченным в плане комфорта автомобилем.
Примечательно, что многие отмечали некоторое сходство между Sportiva от Fiat и Fiat Dino Spider, разработанным Pininfarina. Заключалось оно и в тонком аэродинамическом профиле и в характерной форме носа. Но, как утверждается, дизайн Sportiva был придуман Бравандом на несколько месяцев раньше.
Оригинальная модель Sportiva предлагалась исключительно как двухместное купе. Поскольку запасное колесо располагалось горизонтально в носовой части задними сиденьями пришлось пожертвовать ради багажного отделения. В целом же автомобиль получился действительно очень компактным. Для понимания – его высота составляла всего 41 дюйм (около 1 метра). Колесная база была 80 дюймов (чуть более 203 см), а снаряженная масса всего 680 кг.
Но несмотря на всю кажущуюся миниатюрность, благодаря тщательному проектированию человек ростом даже выше 180 см спокойно мог разместиться в нем. Конечно, это не означает, что водитель может просто «плюхнуться» на сиденье – постараться при посадке ему все-таки придется. И, возможно, оказавшись внутри, ему захочется открыть окно, чтоб дать больше свободы левой руке. Но зато очень широко открывается дверь в автомобиль и рулевое колесо достаточно маленькое, чтоб удобно под ним вытянуть ноги. Не страдает и обзорность – положение сидений и расположение лобового стекла удачно продуманы.
Позже к оригинальной версии Моретти добавил двухместный кабриолет и даже четырехместную Sportiva. При этом поздние модели были оснащены более мощным двигателем объемом 982 кубических см, и он уже выдавал до 61 л. с. мощности.
В промежутке с 1967 по 1971 год Моретти выпускал Sportiva в соответствии с пожеланиями клиентов, но в стандартной версии доступным оставался четырехцилиндровый мотор объемом 850 куб. см. Однако владельцы зачастую модернизировали свои автомобили и устанавливали более крупные силовые агрегаты Fiat или Abarth, улучшая тем самым ходовые характеристики авто.
По данным некоторых источников всего было построено около 300 экземпляров Sportiva. При этом, как заявлял сам Джованни Моретти, реально выпущено было гораздо меньше – 40 экземпляров. Из них, как утверждается, до наших дней дожили менее половины, что делает их очень привлекательными лотами для коллекционеров.
Самыми редкими считаются модели двухместного купе Moretti Sportiva S2. Одна из таких, 1968 года выпуска, недавно прошла полную реставрацию, и в настоящий момент выставлена на аукционе в Калабрии. Этот экземпляр оснащен рядным четырехцилиндровым двигателем объемом 843 куб. см с соответствующим номером.
Мотор был отремонтирован и находится в идеальном рабочем состоянии. В дополнение к нему предлагают еще один, недавно отремонтированный оригинальный двигатель со сверхлегкими алюминиевыми поршнями и увеличенным рабочим объемом до 1000 см³. Также была проделана работа по полной переработке тормозной системы автомобиля и восстановлению трансмиссии.
Кожаный салон Sportiva S2 также выглядит как новенький и полностью соответствует первоначальной задумке. Настоящей изюминкой стало рулевое колесо, которое является полностью оригинальной деталью NARDI той эпохи. Сейчас такую уже практически не встретить. Деревянные панели также целые, и в хорошем состоянии. Примечательно, что на одометре этого автомобиля зафиксирована цифра в 44 040 миль (порядка 70 877 км), что, согласитесь, совсем немного для транспортного средства, чей возраст перевалил за отметку 50 лет.
Что касается стоимости выставленного на аукцион Fiat 850 Moretti Sportiva S2, то на сейчас, за два дня торгов, ставка выросла с первоначальных 5000 до 20 000 долл. Но это, как мы понимаем, это все еще не окончательный результат.
Не самое гладкое начало
А начиналась ее история, которую нельзя назвать уж очень успешной и легкой, в 20-х годах прошлого столетия. Основатель предприятия, Джованни Моретти, был увлечен созданием мотоциклов в 1920-х годах, позже, в начале 1930-х, попробовал экспериментировать с микрокарами. Потом он пытался подстроиться и под запросы военного времени.
Moretti Sportiva мало кто знает. Фото:YouTube.com
Во время Второй мировой Моретти казалось, что он «поймал волну» и даже добился определенного успеха благодаря тому, что начал выпуск коммерческого транспорта. В том числе это были грузовые машины с электроприводом. Но когда спрос на данный вид транспорта поутих, компании опять пришлось переключиться, и заняться производством обычных автомобилей, первой моделью из которых была Cita.
Хорошая идея
Эта бизнес-модель также оказалась недостаточно жизнеспособной. И тогда Моретти обратился к своим старым друзьям, братьям Аньелли, и в конце 1950-х годов заключил сделку по производству мелкосерийных обновленных Fiat под своим собственным именем. Именно это событие стало серьезным сдвигом в деятельности компании.
В результате этого соглашения и был рожден Moretti Sportiva – оригинальный двухместный спортивный автомобиль с извилистыми линиями и компактным форм-фактором, который излучает элегантность и стиль.
Вот так Moretti Sportiva выглядит сзади. Фото:YouTube.com
Он был впервые представлен публике на Туринском автосалоне в 1965 году, а в 1967 году уже запущен в производство. Автомобиль был основан на механике недавно выпущенного Fiat 850 – небольшого и доступного автомобиля с задним расположением двигателя и задним же приводом. За дизайн новинки отвечал Дэни Браванд – швейцарский стилист, который в результате стал главой Центра стиля Моретти в Турине. Помимо Sportiva он создал множество других запоминающихся автомобилей, таких как Moretti 124 Coupe, Midimaxi и Panda Rock.
«Дополненная реальность»
Оригинальная основа Fiat 850 была практически полностью сохранена, поэтому Sportiva также получила заднее расположение двигателя объемом 850 куб. см, который способен развивать мощность до максимальных 48 л. с. при максимальном крутящем моменте 6000 об/мин. Ходовая же часть была, в основном, идентична ходовой другого доступного двухдверного компактного автомобиля – более раннего Fiat 600 1950-х годов.
Мощность передавалась на задние колеса через четырехступенчатую механическую коробку передач. Также автомобиль был оснащен независимыми передней и задней подвесками и барабанными тормозами на всех четырех колесах.
Что касается кузова, то он был полностью обновлен и усовершенствован, при этом многие эксперты оценили его как один из самых обманчивых дизайнерских проектов за всю историю. При этом такое обновление кратно увеличило стоимость спорткара. Цена оказалась вдвое дороже, чем просили за новый Alfa Romeo, который был и и более мощным и более навороченным в плане комфорта автомобилем.
Под капотом Moretti Sportiva 850-сильный мотор. Фото:YouTube.com
Примечательно, что многие отмечали некоторое сходство между Sportiva от Fiat и Fiat Dino Spider, разработанным Pininfarina. Заключалось оно и в тонком аэродинамическом профиле и в характерной форме носа. Но, как утверждается, дизайн Sportiva был придуман Бравандом на несколько месяцев раньше.
Как внутри
Оригинальная модель Sportiva предлагалась исключительно как двухместное купе. Поскольку запасное колесо располагалось горизонтально в носовой части задними сиденьями пришлось пожертвовать ради багажного отделения. В целом же автомобиль получился действительно очень компактным. Для понимания – его высота составляла всего 41 дюйм (около 1 метра). Колесная база была 80 дюймов (чуть более 203 см), а снаряженная масса всего 680 кг.
Но несмотря на всю кажущуюся миниатюрность, благодаря тщательному проектированию человек ростом даже выше 180 см спокойно мог разместиться в нем. Конечно, это не означает, что водитель может просто «плюхнуться» на сиденье – постараться при посадке ему все-таки придется. И, возможно, оказавшись внутри, ему захочется открыть окно, чтоб дать больше свободы левой руке. Но зато очень широко открывается дверь в автомобиль и рулевое колесо достаточно маленькое, чтоб удобно под ним вытянуть ноги. Не страдает и обзорность – положение сидений и расположение лобового стекла удачно продуманы.
Позже к оригинальной версии Моретти добавил двухместный кабриолет и даже четырехместную Sportiva. При этом поздние модели были оснащены более мощным двигателем объемом 982 кубических см, и он уже выдавал до 61 л. с. мощности.
В промежутке с 1967 по 1971 год Моретти выпускал Sportiva в соответствии с пожеланиями клиентов, но в стандартной версии доступным оставался четырехцилиндровый мотор объемом 850 куб. см. Однако владельцы зачастую модернизировали свои автомобили и устанавливали более крупные силовые агрегаты Fiat или Abarth, улучшая тем самым ходовые характеристики авто.
По чем Sportiva S2
По данным некоторых источников всего было построено около 300 экземпляров Sportiva. При этом, как заявлял сам Джованни Моретти, реально выпущено было гораздо меньше – 40 экземпляров. Из них, как утверждается, до наших дней дожили менее половины, что делает их очень привлекательными лотами для коллекционеров.
Несмотря на компактные габариты места водителю Moretti Sportiva вполне хватает. Фото:YouTube.com
Самыми редкими считаются модели двухместного купе Moretti Sportiva S2. Одна из таких, 1968 года выпуска, недавно прошла полную реставрацию, и в настоящий момент выставлена на аукционе в Калабрии. Этот экземпляр оснащен рядным четырехцилиндровым двигателем объемом 843 куб. см с соответствующим номером.
Мотор был отремонтирован и находится в идеальном рабочем состоянии. В дополнение к нему предлагают еще один, недавно отремонтированный оригинальный двигатель со сверхлегкими алюминиевыми поршнями и увеличенным рабочим объемом до 1000 см³. Также была проделана работа по полной переработке тормозной системы автомобиля и восстановлению трансмиссии.
Кожаный салон Sportiva S2 также выглядит как новенький и полностью соответствует первоначальной задумке. Настоящей изюминкой стало рулевое колесо, которое является полностью оригинальной деталью NARDI той эпохи. Сейчас такую уже практически не встретить. Деревянные панели также целые, и в хорошем состоянии. Примечательно, что на одометре этого автомобиля зафиксирована цифра в 44 040 миль (порядка 70 877 км), что, согласитесь, совсем немного для транспортного средства, чей возраст перевалил за отметку 50 лет.
А это четырехместная версия Moretti Sportiva. Фото:YouTube.com
Что касается стоимости выставленного на аукцион Fiat 850 Moretti Sportiva S2, то на сейчас, за два дня торгов, ставка выросла с первоначальных 5000 до 20 000 долл. Но это, как мы понимаем, это все еще не окончательный результат.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....