Praga 500 BD – лучший чехословацкий мотоцикл начала 30-х
147

Praga 500 BD – лучший чехословацкий мотоцикл начала 30-х

Бренд Praga имеет более чем 100-летнюю историю. За этот долгий период на его производственных мощностях успели постоять легендарные модели грузовиков, автобусов и автомобилей. Имелись в его арсенале и образцы сельскохозяйственной техники, и, конечно, же мотоциклы.


Всегда компания ориентировалась на потребителя, предлагая индивидуальные решения для непростых технических задач. В первой половине ХХ века она являлась одной из крупнейших в сфере машиностроения на всей территории Центральной Европы. А в самой Чехословакии входила в число «брендов большой тройки», постоянно конкурируя в разных секторах со «Шкодой» и «Татрой».

Praga 500 BD – лучший чехословацкий мотоцикл начала 30-хМногие считают Praga 500 BD лучшим чехословацким мотоциклом 30-х. Фото: youtube.com

А вот ее мотоциклетная слава сейчас известна далеко не многим, в отличие от «Ява» или ЧЗ. А ведь в начале 30-х столичному производителю было чем ответить на предложения своих младших товарищей. Более того, самая мощная версия двухколесной техники от этой компании считалась лучшим вариантом в стране на пороге четвертого десятилетия.

Но высокая цена и многопрофильность предприятия не позволили выдержать конкуренцию с более дешевым ширпотребом от Янечека и «Ческой Збройовки». Именно по этой причине к середине 30-х Praga исчезла с промышленных радаров как изготовитель мотоциклов, сосредоточившись больше на грузовых автомобилях и производных от них.

Ведущий инженер предприятия Ярослав Франтишек Кох приложил руку к тому, чтобы около 100 лет назад перевести бренд на два колеса, выпустив первый официальный мотоцикл Praga 500 BD. Он оказался наиболее востребованным в версии с коляской.


Модель завоевала восхищение обывателей и признание специалистов, также успешно выступая на сложных спортивных соревнованиях. Нередко использовался этот транспорт и в качестве рабочей лошадки для различных экспедиций.

Однако свой первый мотоцикл Кох построил гораздо раньше, уже в 1922 году. И определенно этот человек принадлежал к поколению, создавшему великую чехословацкую конструкторскую школу предвоенных лет. Этому поспособствовало полученное им обучение на базе автозавода Laurin&Klement. Там же он познакомился и с одним из лучших мотогонщиков страны – Нарцисом Подседничеком, известным как «Мастер Подседа».

Он имел только одно посадочное место. Фото: youtube.com

Последний стал Ярославу подходящим примером для подражания в его дальнейшей жизни. Поскольку являлся для Коха не только учителем, но и человеком, с которым легко найти понимание и согласие. Именно Нарцисс привил своему ученику любовь к мотоциклам.

Уже в возрасте 29 лет тот представил своего 250-кубового первенца. Интересной в силовом агрегате этого аппарата оказалась первичная передача в виде двух шестерен. Также клапанный механизм OHC располагался позади цилиндра, поэтому распределительный вал находился параллельно продольной оси мотоцикла. Вот другие особенности привода:

✅ четырехтактный
✅ одноцилиндровый
✅ с верхним расположением

Очень скоро конструктор предложил уже вторую модель с увеличенным до 350 куб. см двигателем. Она даже вышла в мелкосерийное производство под маркой JFK, на территории бывшего сахарного завода в Высочанах. То, что мужчина не просто искал славу себе, а заботился о престиже всей нации, очень хорошо видно из его интервью журналу AUTO, данному еще в 1923 году:

Я сохраняю большую веру в будущую славу чешского мотоспорта и отечественного производства двухколесной техники. Мне очень печально видеть, что некоторые функционеры готовы превратить нашу дорогую Чехословакию в сборочные цеха для американской и английской мотоциклетной промышленности.


Пожалуй, мало кто не согласится, что эти слова очень хорошо описывают ситуацию, сложившуюся столетие спустя. А вот если вернуться к конструктору и патриоту, то первые его две модели не смогли основательно закрепиться на рынке, не выдержав конкуренции. Это побудило Коха задуматься над новым, еще более грандиозным проектом.

500-кубовый мотор Praga 500 BD. Фото: youtube.com

Результатом стал появившийся в 1926 году мотоцикл 500 BD. Успешная конструкция имела очень современный тип и сегодня является культовой машиной в местной транспортной истории. Инженер решил предложить 500-кубовый четырехтактник для производства Breitfeld – Danek & spol, расположенному в пражском Карлине. Мотоцикл получил неплохие характеристики:

✅ DOHC с трехступенчатой коробкой передач
✅ максимальную скорость – 105 км/ч
✅ приподнятый для большего удобства посадки руль

При внедрении BD 500 в производство Кох проявил себя хорошим организатором, так как прибыл на завод с пакетом чертежей 8 февраля 1926 года. А уже 1-2 мая новые мотоциклы прошли дистанцию в 1080 км. Самый крупный тест-драйв техники состоял в преодолении 5376 км по семи областям за 22 дня. Для этой поездки ее оснастили коляской собственной разработки. К 1927 году все подтверждало, что Кох построил хороший мотоцикл:

✅ восхищение обывателей
✅ признание специалистов
✅ успешные выступления в сложных соревнованиях
✅ поездки на дальние расстояния

Но тогда же произошли и некоторые организационные изменения, а производство мотоциклов BD 500 перешло к автомобильной компании «Прага». Дальше оно продолжилось под именем нового бренда. А самому Ярославу предложили возглавить отдел выпуска двухколесной техники на этом предприятии. Большое количество побед мотоциклов Praga 500 BD в сложных спортивных соревнованиях и гонках на выносливость подтвердили надежность продукции.

Очень часто создатель и сам сидел за рулем. Его поездка из Рима в Прагу 1 и 2 сентября 1928 года (по случаю Пражской автомобильной выставки) до сих пор на слуху. Тогда он преодолел сложную трассу длиной 1480 км за 35 часов 40 минут. Заслуживают признания и другие подвиги этого выдающегося спортсмена. Например, поездка из Парижа в Прагу, с которой он справился менее чем за 21 час. Или путь из Сан-Себастьяна в чехословацкую столицу в крайне неблагоприятную погоду и с женой в коляске, проделанный за 61 час.

Цепная передача в Praga 500 BD. Фото: youtube.com

Несмотря на его успехи в спорте и службу в полиции, после утихания экономического кризиса в 1934 году, над Praga 500 BD начали сгущаться тучи. Хотя производство шестой серии уже стартовало, его приостановили, а детали распродали как запчасти.

Цех сборки мотоциклов «Карлин» переоборудовали под производство авиационных двигателей. Одним из факторов, приведших к остановке выпуска, стало появление более дешевых конкурентов с двухтактными моторами, которые крупными сериями собирали компании JAWA, CZ и Ogar. На рубеже 20-х и 30-х годов Praga 500 BD считался лучшим чехословацким мотоциклом в своем классе. Сегодня он принадлежит к самым ценным ветеранам в этой стране.

В отличие от лицензионного Jawa 500 OHV тех лет, Praga 500 BD являлся поистине чешским аппаратом. Начиная с 1926 года, на протяжении трех лет, мотоцикл собирался на первоначальных площадях Breitfeld – Danek & spol (выпущено всего 310 штук). После этого он попал под знамена бренда Praga, где и появилась большая часть этой надежной техники, во многом, значительно опередившей свое время.

Рядом с современной версией Praga ZS 800. Фото: youtube.com

До 1935 года было собрано еще более полутора тысяч готовых мотоциклов. К этому времени общий тираж достиг 1901 единицы. А вот последние полтысячи 500 BD продали в разобранном виде на запчасти. Сегодня это однозначная реликвия, что позволило компании выпустить в память о ней современную Praga ZS 800.
Как, по-вашему, Praga 500 BD не хуже старых Jawa или CZ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...